История России
§ 12. ЗА СТЕНАМИ ЗАМКОВ
1. Кто такие феодалы. Всех, кто в Средние века жил благодаря тому, что владел землями с крестьянами, называют феодалами. Из-за этого и весь общественный строй, выросший из владения землёй с крестьянами, называется феодализмом. Феодалами были епископы и аббаты, но всё же основную часть феодалов составляли светские воины. Все они, от короля до оруженосцев, считали себя рыцарями, то есть членами одного сословия, — прирождёнными воинами, лучше всех владеющими мастерством боя и искусством ведения войны.
Рыцари. Печати. XIV —XV вв.
Любой правитель в Средние века обладал собственной печатью. Очень часто он сам себя на ней и изображал — либо как судью, либо как воина.
Почему государи изображали себя на своих печатях либо судьями, либо воинами? Какие эмблемы украшают рыцарей, которых вы здесь видите, и где они помещены?
Как вы поняли, от чего зависела принадлежность людей к определённому сословию?
2. Рыцарь в бою. Рыцари предпочитали атаковать врага в конном строю. Именно рыцарская конница долго была главной силой средневекового войска (см. на с. 99). Тяжеловооружённые всадники, разогнавшись на скаку, могли в первой же атаке пробить широкие бреши в рядах пешего ополчения. Если же на поле брани встречались два рыцарских войска, сражение превращалось в череду поединков. Каждый рыцарь старался выбрать себе противника познатнее, победа над которым могла бы принести больше славы. Оба рыцаря шпорили коней и устремлялись друг на друга, выставив вперёд толстые, тяжёлые копья. Мощный удар такого копья мог иногда разнести в щепки щит и пробить очень прочные доспехи. Часто от удара ломались, как соломинки, и сами копья.
Если рыцари выдерживали первое столкновение, поединок продолжался на мечах. Благодаря хорошим кольчугам, а позже и доспехам из стали, такой бой редко завершался гибелью одного из участников. Чаще обессилевший рыцарь признавал своё поражение. Рыцари соблюдали определённые правила ведения боя. Так, например, убийство сдавшегося противника считалось бесчестным. Оно, впрочем, было и невыгодным, ведь за пленного рыцаря его родственники и вассалы могли заплатить большой выкуп. Ещё на поле боя победитель забирал себе боевого коня, доспехи и оружие побеждённого противника, а уже это одно стоило порой целого состояния.
Бой у ворот крепости. Миниатюра. XIII в.
Опишите оружие и снаряжение сражающихся рыцарей.
Посвящение в рыцари. Миниатюра. XIV в.
Право называться рыцарем нужно было заслужить храбростью. Отличившегося воина посвящали в рыцари старшие. Они опоясывали его мечом, подвязывали шпоры, вручали ему шлем и щит с гербом.
Почему, как и в случае с вассальной клятвой, посвящение в рыцари проводилось в виде ритуала, а не оформлялось документально?
Почему рыцарское снаряжение стоило так дорого? Откуда рыцарь мог получить средства на приобретение всего необходимого?
3. Рыцарская честь. Соблюдать определённые правила рыцарю полагалось и на поле боя, и в мирной жизни. Иначе он терял свою честь и лишался уважения других рыцарей.
Рыцарь-музыкант играет для знатных дам. Миниатюра. XIV в.
Считалось, что настоящий рыцарь прежде всего должен оборонять христиан от нападений язычников и иноверцев, потому что он — послушный сын и, главное, защитник Церкви. Рыцарь — враг любой несправедливости, коварства и лжи. Он покровительствует слабым и берёт под защиту бедняков, вдов, сирот. Рыцарь всегда готов пролить свою кровь за братьев христиан и, если понадобится, отдать за них жизнь. Но все его заботы направлены на поддержание мира.
Настоящий рыцарь никогда не нарушает данного слова, не трусит и не уклоняется от честного поединка. В бою он не может позволить себе никаких хитростей. Напротив, по отношению к врагу рыцарь неизменно благороден, если, конечно, враг не грубый «мужлан», а тоже рыцарь.
Настоящий рыцарь щедр. Его речь изящна, он красиво танцует, он изыскан в обращении с дамами, а одной из них предан до гроба. Ей он готов служить всю жизнь в надежде услышать от неё хотя бы одно ласковое слово.
Конечно, таков идеальный портрет рыцаря. На самом деле большинство рыцарей были грубы, необразованны и жестоки. Но даже худшие из них, как правило, в глубине души сохраняли какое-то понятие о рыцарской чести.
Как вы думаете, зачем рыцарям понадобилось придумывать особый кодекс чести и свои правила поведения? От кого они хотели отличаться и почему?
4. Рыцарь и его дом. Рыцари жили обычно в небольших, но хорошо приспособленных к обороне крепостях — замках. В X—XII вв. вся Европа, от Скандинавии до Италии и Испании, покрылась десятками тысяч рыцарских замков, сначала деревянных, а потом каменных. Замки обычно строились на высоких холмах — так их было легче оборонять. К тому же хорошо видные издалека стены и башни замка как бы давали наглядно понять каждому, кто хозяин в этих краях.
В замке всегда наготове всё, что требуется на случай войны, — оружие, кони, припасы. Для рыцаря, его семьи, воинов и слуг в замке хватало спален, гостиных и конюшен. Конечно же не обходилось без кухни и часовни. Главное помещение замка — большой зал, где хозяин собирал на весёлый пир вассалов и гостей. Во время этих обильных пиров съедалась большая часть тех продуктов, которые крестьяне доставляли рыцарю в качестве оброка.
Вряд ли в замках было намного уютнее, чем в крестьянских домах. В них часто приходилось мёрзнуть, потому что нескольких каминов не хватало, чтобы хорошо прогреть все просторные помещения. Ставни, которыми в холода закрывали окна, от сквозняков полностью не спасали, зато погружали комнаты в темноту. Мрак разгоняли факелами, копоть от которых толстым слоем покрывала стены и потолки.
Может быть, именно из-за такой мрачности замковой жизни рыцари любили устраивать всевозможные развлечения. Они часто приглашали к себе бродячих циркачей и артистов — фигляров, странствующих поэтов и певцов — жонглёров. Очень богатые и знатные хозяева замков могли постоянно наслаждаться искусством своих придворных поэтов и певцов — менестрелей.
Для забавы в замке держали каких-нибудь необычных птиц или зверей.
Соколиная охота. Миниатюра. XIV в.
Излюбленным занятием рыцарей была охота, особо почиталась охота соколиная. Долгими, тёмными вечерами обитатели замков играли в кости, карты или шашки. Постепенно в их жизнь вошли шахматы, правила игры в которые были тогда несколько проще, чем теперь.
1. Почему период интенсивного строительства замков начался в X—XI вв.? Какие неудобства испытывали обитатели замка в повседневной жизни?
2. Используя иллюстрации к параграфу, составьте план экскурсии по средневековому замку для современных туристов.
5. Больше, чем развлечение. Самым большим событием для рыцаря в мирное время было участие в воинском состязании — турнире. Воины всегда любили меряться друг с другом силами и мастерством, но Церковь не одобряла эти «бесцельные схватки». И всё же турниры стали очень популярны в разных странах, особенно во Франции. На крупный турнир собиралось множество зрителей и участников со всей страны и даже из чужих краёв. Турнир состоял из нескольких схваток, иногда групповых, иногда парных. Оружие обычно использовалось безопасное — копья с затупленными концами, деревянные мечи. Это, впрочем, не спасало участников от травм.
В обычном парном состязании каждый участник старался на всём скаку ударить копьём в щит или латы противника так, чтобы выбить того из седла, но при этом удержаться на коне самому. Победитель получал приз из рук короля или прекрасной дамы. Однако важнее, чем награда, была для победителя турнира слава.
Рыцарский турнир. Миниатюра. XIV в.
Доспехи рыцарей украшены отличительными знаками — гербами, которые появились у знатных семейств Европы с XII в. Гербами украшали стены замков и дворцов, посуду и книги, но в первую очередь — щит рыцаря. По изображению на щите можно было узнать любого рыцаря даже в наглухо закрытом шлеме.
Куда ещё, помимо щита, сочли необходимым поместить свои гербы изображённые здесь рыцари и почему?
Как вы думаете, почему, несмотря на осуждение со стороны духовенства, турниры и охота были любимыми видами досуга рыцарей?
1. Представьте себя на месте средневекового рыцаря и опишите свою жизнь.
2. С помощью Интернета и других материалов подготовьте сообщение об одном из известных средневековых замков Европы.
3. Подготовьте сообщение о рыцарском вооружении в XI—XIII вв.
Средневековые стремена
МАЛЕНЬКОЕ НОВШЕСТВО
Преобладание конницы отличало средневековую рыцарскую армию от армии древнеримской. В Древнем Риме конница намного уступала по значению пехоте. Переворот в военном деле произошёл из-за того, что в раннем Средневековье европейцы заимствовали у кочевых племён маленькую и почти незаметную часть конской сбруи — стремя. Римляне стремян не знали. Римские всадники, не имея опоры под ногами, не могли нанести сильный удар ни копьём, ни мечом. Стремена изменили всё, и, в частности, оружие. На смену лёгким метательным копьям пришли тяжёлые и толстые. Всадник действовал ими как тараном. Вместо короткого меча стал применяться длинный. Теперь всадник мог со всей силой обрушиться на пехотинцев и конников. Поэтому введение стремени резко повысило военное значение конного воина.
Как должны были измениться доспехи конного воина и его щит после появления стремени? Почему появление стремени вызвало переворот в военном деле у европейцев?
ЗАМКОВЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ
Захватить хорошо укреплённый замок было очень непросто. Единственный подход к нему вёл вверх по узкой дороге, змеившейся по холму, на котором стоял замок. Она не подводила сразу к воротам, а сначала огибала замковую стену. Нападавшему приходилось бежать к воротам, открыв для обстрела со стен правый, обычно не защищённый щитом бок.
Замок Гудрич (Англия). XIV—XV вв. Реконструкция
1. Внутренний двор
2. Главная башня
6. Парадная комната хозяина замка
7. Помещение для советников и помощников
8. Помещение для хранения припасов
10. Зал в собственных покоях хозяина замка
11. Гостиная хозяина замка
12. Спальня хозяина замка
13. Передняя комната хозяина замка
14. Зал для прислуги
15. Комната прислуги
16. Восточный зал
17. Помещение для гостей
18. Замковая часовня
19. Внешняя комната коменданта замка
20. Внутренняя комната коменданта замка
21. Проезд в замок сквозь въездную башню
22. Предвратное укрепление
Вдоль стен шёл ров. Подход к воротам защищался предмостным укреплением, подъёмным мостом, проездной башней. Створки ворот делались из дуба и обивались железом. При нападении проём ворот закрывался ещё и опускавшейся сверху массивной решёткой.
Проезд в башне часто поворачивал под прямым углом в сторону, и наступавшие неожиданно попадали под град стрел и копий. Небольшая площадь замка могла быть перегорожена внутренними стенами, что создавало дополнительные сложности для наступавших. Защитники каждой башни были готовы самостоятельно дать отпор ворвавшимся во двор врагам. Самая мощная башня замка представляла собой небольшую крепость и могла одна выдерживать осаду. Такую главную башню во Франции назвали донжон, в Германии— бёргфрид, в Англии— киип. Если же последние защитники были не в силах удержаться и в донжоне, то по тайной лестнице в толще стен они спускались в подземный ход и, скрывшись от врагов, уходили по нему за несколько километров от замка, где оказывались в безопасности.
1. Что в расположении и архитектуре средневекового замка указывает на его главное назначение — служить защитой для его хозяев?
2. Хотя замки казались неприступными, многие из них на протяжении Средних веков были захвачены. Какими средствами это можно было сделать?
Вопросы и задания к главе 5
1. Заполните в тетрадях таблицу «Сословия в средневековом европейском обществе».
Из кого состояли
Какими правами обладали
Какие обязанности имели
2. Один автор XII в. написал, что все люди подобны либо овцам, либо псам, либо быкам. «Овцы» питают других молоком проповеди и дают руно (шерсть) доброго примера любви к Богу. «Быки» трудом обеспечивают жизнь себе и другим. «Псы» же защищают от «волков», и «овец», и «быков». Объясните, кого он имел в виду под каждым видом животных, включая «волков».
3. В Средние века общество нередко сравнивали и с человеческим телом. Каким сословиям тогда соответствовали «ноги», «руки» и «грудь» (вместе с «сердцем») такого тела?
4. С помощью дополнительных материалов подготовьте рассказ об образе жизни одного из сословий (пища, одежда, жилища, занятия, досуг и т.д.).
Источник
Анатомия зáмка для художников
Ранее мы рассказывали об устройстве дома, теперь разберемся с концепцией зáмков.
Как правило, замок состоял из комплекса построек, сочетающих жилую и оборонительную функции. В связи с этой особенностью у замков есть ряд характерных черт, которые можно обыгрывать в рисунках, чтобы подчеркнуть ту или иную идею.
К замкам в разных частях света предъявлялись примерно одни и те же требования: быть недоступным для врага, быть пригодным для проживания и выдерживания длительной осады, а также (желательно) демонстрировать внешним видом могущество хозяина.
Замки было выгодно размещать на естественных ландшафтных возвышенностях для лучшего обзора и обеспечения неприступности. Для этого отлично подходили скалы, холмы, горные гряды и т.п. Часто замки располагали рядом с водоемами, чтобы вода создавала дополнительный барьер на пути врагов. Растительность возле замков, как правило, была низкая, чтобы у противников не было возможности спрятаться.
Пример из реальной жизни:
Через прилегающую к замку местность можно задать настроение и тон повествования. Один классический прием мы только что упомянули: можно показать неприступность замка, поместив его в суровое окружение. Можно попробовать сыграть на контрасте: например, расположить брутальный замок в мирной, идиллической обстановке.
Сами по себе замки тоже могут выглядеть не только устрашающими, но и уютными:
Первыми на пути к замку неприятеля встречали основные защитные сооружения: рвы (сухие или заполненные водой), крепостные стены, палисады (частоколы, разновидности оборонительных стен). Дополнительным элементом защиты выступал барбакан. Это фортификационная постройка, вынесенная за крепостные стены замка, из которой удобно вести круговой обстрел. Барбаканы бывают разных видов, самый распространенный тип — постройка в виде круглой башни. Еще один — две башни, соединенные стеной с воротами крепости.
Пример из игры Stronghold, симулятора средневековых реалий:
С внешним миром замки связывались через мосты, броды, переходы и т.п. Так как вход в замок был одним из самых уязвимых мест, для обеспечения его безопасности применялись разные хитрые конструкции и приспособления. Например, подъемные мосты с подвижной частью, примыкающей к замковым воротам. Или так называемые качающиеся мосты, одна половина которых находилась на земле внутри замка, вторая была перекинута через ров. При подъеме внутренняя половина закрывала собой вход, а внешняя опускалась, часто сбрасывая уже успевших ступить на нее врагов.
Если вы рисуете замок в более необычном сеттинге, можно дать простор фантазии. Например, сделать мост из чего-то необычного:
Или подойти к вопросу еще кардинальнее:
Ворота часто устраивали не прямо в стене, а в надвратных башнях, дополнительным элементом защиты служили решетки. Делали их из дерева и для большей надежности снаружи обивали металлом. Ворота обычно были двустворчатыми с небольшой узкой дверцей. Основными защитными элементами служили замки и засовы.
Помимо защитной, ворота могут нести и декоративную функцию:
Внутри надвратных башен находились стражники, контролирующие вход в замок. При приближении опасности они могли открыть по неприятелю огонь из расположенных в башнях окон-бойниц, либо окатить врагов раскаленной смолой из так называемого «смоляного носа».
Хитро были устроены и крепостные стены замков. Внешняя стена, мощная и неприступная, делалась из камня и ставилась на высокий фундамент для защиты от подкопа. За внешней стеной шла внутренняя, пониже. Пространство, образующееся между этими стенами, называется «цвингер». Преодолев первую стену, нападающие с трудом могли выбраться из цвингера, и стражникам было проще разобраться с ними.
По верхней части стен проходила галерея для передвижения солдат. С внешней стороны она защищалась бруствером (возвышением) с каменными зубцами различной формы. По углам располагались выступающие наружу оборонительные башни. Стены были снабжены бойницами (узкими отверстиями) для ведения обстрела по врагам.
Вот так выглядят классические зубцы «ласточкин хвост» на брустверах:
А вот так — узкие окна-бойницы:
Внутри, за стенами замка, был большой двор и центральная башня. Во дворе располагались хозяйственные постройки, бытовые помещения, колодец. Хозпостройки, такие как кухня, пекарня, скотный двор и так далее, обеспечивали замку автономность во время осады. Еще во дворе замка могли располагаться жилища людей, обитающих при замке, часовня, кузница, погреба. Хозяйственные постройки могли как стоять отдельно, так и объединяться под одной крышей.
Колодец был обязательным элементом жизнеобеспечения замка, поэтому также нуждался в дополнительной защите. Если возможности соорудить колодец не было, устраивались цистерны, в которые собиралась дождевая вода.
Главная башня крепости, донжон, располагалась в самом защищенном месте, внутри периметра крепостных стен. Эта башня служила как жилищем феодала, так и хранилищем необходимых для выживания запасов продовольствия, оружия. Часто там располагался колодец с питьевой водой. Донжон был последним оплотом безопасности при нападении врага. Если враг проникал за стены замка, только в донжоне могли укрыться все обитатели крепости. Вход в главную башню устраивали высоко над землей, попасть туда можно было только при наличии лестницы. При необходимости ее легко было убрать или разрушить.
Формы донжонов разнятся: они бывают как круглые, так и многоугольные. Донжон, пожалуй, центральная фигура в концепции замка, поэтому его внимательная проработка поможет художникам выразить идею.
Архитектура замков довольно сильно разнится в зависимости от времени и места постройки. При упоминании замка на ум обычно приходят сооружения времен феодальной Европы с характерными мощными стенами и узкими бойницами. Однако отличным источником вдохновения могут служить, например, представители замковой архитектуры Азии. Они, как и европейские замки, главным образом несли защитную функцию, но архитектурные традиции тех регионов нашли явное выражение и в фортификационном строительстве.
Многоэтажные главные башни — тэнсюкаку — изначально служили сторожевыми вышками и командными пунктами, но в дальнейшем были призваны демонстрировать могущество хозяина. Вокруг башни и прилегающих построек, как и в Европе, возводились крепостные стены, организовывались рвы и строились защитные сооружения. В стенах замка устраивали множество амбразур — отверстий для ведения огня по врагу, похожих на европейские бойницы.
Многоуровневость, детальность проработки и внимание к декору отличают японские замки. Часто стены штукатурили специальным белым раствором, который не только защищал замок от огня, но и выгодно подчеркивал темные оттенки черепицы и деревянных конструктивных элементов.
Среди японских замков встречаются так называемые «плавучие замки» — мидзудзиро. Они построены таким образом, чтобы использовать часть природного водоема в качестве оборонительного рва.
Исследуя тему замков, можно столкнуться с неточностью терминологии. Часто замками называют все, что можно охарактеризовать как «грандиозное» и «внушительное», случается, что в категорию замков заносят дворцы. Но художнику важно знать, что эти постройки несли разные функции. Замок в первую очередь являлся защитным сооружением, дворец же являлся парадным зданием, демонстрирующим богатство и могущество хозяина. Дворцы предполагали больший комфорт и обилие декора.
Из-за разницы функционального назначения разнится планировка, внутреннее и внешнее убранство построек, обустройство прилегающей территории. Тем не менее, часто встречаются концепты, в которых постройка сочетает черты замка и дворца, все зависит от главной идеи.
Уникальность замков как архитектурной концепции не перестает вдохновлять художников. Они не только фантазируют над замками прошлого, но и размышляют над образами замков будущего.
Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Источник