Шкала перевода сырых баллов в стены
«сырые» баллы | 0-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 |
стены |
Справка: Стандартизация шкалы проводилась на выборке студентов различных вузов г. Москвы. Параметры распределения: N = 300; X = 14,2; S = 4,4, где N — объем выборки, X — средний суммарный балл, S — стандартное отклонение.
Анализ и интерпретация результатов:Так как опросник содержит 26 пунктов, значения шкалы имеют 27 градаций (от
О до 26). Значение 26 соответствует максимально интернально-му контролю, 0 — максимально экстернальному контролю. Используя полученные данные, проделать следующее:
1. Выявить индивидуальный уровень субъективной локали
зации контроля.
2. Определить среднегрупповой показатель локуса контроля.
3. Выделить группы студентов, имеющих преобладание экс-
тернального или интернального локуса контроля и проранжиро-
вать их по этим показателям.
4. Сравнить полученные данные со средним баллом успе
ваемости студентов, сделать соответствующие выводы.
1. Практикум по психодиагностике / Под ред. А. А. Бода-
лева. М.: МГУ, 1988. С. 131-134.
2. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева,
В. В. Сталина. М.: МГУ, 1987. С. 278-285.
ИЗУЧЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
Вводные замечания: Опросник построен в соответствии с разработанной В. А. Ядовым иерархической моделью регуляции социального поведения личности.
Опросник состоит из 7 шкал, содержит 44 пункта, измеряет локус контроля личности в различных сферах деятельности, в том числе обобщенный показатель индивидуального уровня субъективного контроля (Ио).
Шкала Ио — общая интернальность;
Шкала Ид — интернальность в области достижений;
Шкала Ин — интернальность в области неудач;
Шкала Ис — интернальность в семейных отношениях;
Шкала Ип — интернальность в производственных отношениях;
Шкала Им — интернальность в межличностных отношениях;
Шкала Из — интернальность в отношении здоровья и болезни.
Авторы: Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд.
Цель работы:Измерение локализации контроля личности в различных сферах деятельности человека.
Оборудование: Текст опросника УСК, ключ, шкалы интер-нальности-экстернальности в различных сферах деятельности.
Ход работы: Студенты получают текст опросника и следующую инструкцию: « Вам предлагается ответить на каждый пункт опросника, используя следующую семибалльную шкалу:
Полностью +3 +2 +1 0 -1 —2 -3 Полностью
согласен не согласен
Дата добавления: 2014-12-01 ; просмотров: 1098 ;
Источник
ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В СТАНДАРТНЫЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ (СТЕНЫ)
Исследование психических явлений требует многоаспектного анализа и применения разнообразного набора его конкретных методов в соответствии с поставленными задачами и общей стратегией проведения комплексной психодиагностики. При проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору и профессионально-психологическому сопровождению обучающийся обследуется с помощью целого комплекса методик, которые могут иметь совершенно различный интервал тестовых показателей. Полученные при сборе данных «сырые» (первичные) оценки далеко не всегда удобно использовать в дальнейшей работе. Особенно, когда возникает необходимость сравнить показатели испытуемого по разным методикам, получить интегральный показатель развития изучаемых качеств или отнести их к какой либо группе («успешных», «не успешных», «норме»). Для этого «сырые» оценки тем или иным способом преобразуют в значения стандартных тестовых шкал. Данные преобразования позволяют оценивать индивидуальный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами (стандартной тестовой шкалой), полученными на выборке стандартизации. Выборка стандартизации специально формируется для разработки стандартной шкалы – она должна быть репрезентативна генеральной совокупности, для которой планируется применять данный тест, методику. Для получения нормального распределения величины измеряемого тестом свойства требуемое число испытуемых в ней обычно составляет не менее 200 человек. Впоследствии при тестировании предполагается, что и испытуемый, и выборка стандартизации принадлежат одной и той же генеральной совокупности. При стандартизации результатов тестовых испытаний чаще всего используется показатель среднеквадратичного отклонения – s. Стандартизация осуществляется при условии нормального распределения тестовых оценок в репрезентативной выборке испытуемых или близком к нему (рис. 1). Нормальным такое распределение называется потому, что оно очень часто встречалось в естественнонаучных исследованиях и казалось «нормой» всякого массового случайного проявления признаков. Это распределение следует закону, открытому тремя учеными в разное время: Муавром в 1733 г. в Англии, Гауссом в 1809 г. в Германии и Лапласом в 1812 г. во Франции.
График нормального распределения может быть получен из полигона эмпирического распределения при бесконечном увеличении числа наблюдений и сужении интервалов до размеров точки. Он представляет собой куполообразную кривую, симметричную относительно центра группирования, имеющую строго определенные пропорции.
Рисунок 1 – Нормальное распределение тестовых оценок в репрезентативной выборке испытуемых
Параметры распределения – это его числовые характеристики, указывающие, где «в среднем» располагаются значения признака, насколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное появление определенных значений признака.
В реальных психофизиологических исследованиях оперируют не параметрами, а их приближенными значениями, так называемыми оценками параметров.
Числовые характеристики выборки дают количественное представление об эмпирических данных и позволяют сравнивать их между собой. Наибольшее практическое значение имеют:
— характеристики положения исследуемой совокупности (среднее арифметическое значение признака, медиана, мода);
— характеристики рассеяния (дисперсия);
— характеристики асимметрии (показатели асимметрии и эксцесса).
Среднее арифметическое (оценка математического ожидания) вычисляется по формуле:
Символ S обозначает сумму всех значений xi, когда i принимает значения от 1 до n;
xi – общий член последовательности, подлежащий суммированию;
i – индекс суммирования, порядковый номер члена последовательности;
n – количество наблюдений.
Медианой (Ме) называется такое значение признака, когда одна половина значений экспериментальных данных меньше ее, а вторая больше.
Мода (Мо) представляет собой значение признака, встречающееся в выборке наиболее часто.
При нормальном распределении признака значения среднего арифметического, медианы и моды близки или совпадают друг с другом
Среднее квадратическое отклонение (s) — мера рассеяния вариант или оценка дисперсии — определяется по формуле:
где: xi – каждое наблюдаемое значение признака;
`x — среднее арифметическое значение признака;
n – количество наблюдений.
При нормальном распределении наибольшее отклонение крайней варианты от среднего арифметического составляет примерно 3s (правило «трех сигм»). Имеется определенное статистическое соответствие между отклонением признака от среднего арифметического и положением его в упорядоченном вариационном ряду. Кривая нормального распределения с процентным выражением распределений относительных частот в зависимости от величины отклонения от среднего арифметического представлена на рисунке
Одним из способов преобразования «сырых» результатов тестирования является нормирование. Суть нормирования состоит в переходе к другому масштабу — стандартным единицам измерения. Значимость стандартных шкал заключается, прежде всего, в том, что они позволяют отражать в одинаковых единицах измерения разнородные параметры, которые в обычных для этих параметров единицах измерения несопоставимы.
Простейшей из стандартных шкал является Z-шкала. Первичные значения показателя могут быть преобразованы в Z-оценки по формуле:
:
где: `x – среднее арифметическое показателя в выборке стандартизации;
xi – величина показателя теста в выборке стандартизации;
s – среднее квадратическое отклонение величин признака в выборке стандартизации.
Положительные значения Z-оценки соответствуют величинам выше среднего уровня, отрицательные значения — величинам ниже среднего. Единицей этой шкалы измерения является величина среднего квадратического отклонения. Среднее значение шкалы Z-оценок равно нулю.
Использование Z-оценок не всегда удобно, т.к. они могут принимать отрицательные и дробные значения. Поэтому часто Z-оценки преобразуют в другие шкалы, имеющие заданные среднее квадратическое отклонение и среднее значение. При этом используется формула:
где: `xз – заданное среднее значение шкалы;
sз – заданное среднее квадратическое отклонение.
Например, Р.Б. Кеттелл для стандартизации показателей методики 16-ФЛО предложил шкалу стенов – «стандартной десятки», где: 5,5 – заданное среднее значение показателя; 2 – заданное среднее квадратическое отклонение. Стенирование является одним из способов приведения нормированных оценок к виду, удобному для практического использования. Оно представляет собой перевод исходных тестовых оценок в выборке стандартизации в 10-балльную равноинтервальную шкалу (шкалу стенов). Практически это достигается путем разбиения оси значений тестовых оценок в выборке стандартизации на 10 интервалов, соответствующих долям среднеквадратичного отклонения s. При этом M (средняя арифметическая величина признака в выборке стандартизации) принимается за среднюю точку шкалы стенов. При этом всякое значение тестовых оценок, входящее в интервал от M до M + 0,5s, приравнивается к 6 баллам по шкале стенов, а, входящее в интервал от M до M – 0,5s, – к 5 баллам этой шкалы. Такая же процедура с шагом увеличения равным 0,5s проводится для вычисления 7, 8, 9 и 10 баллов стеновой шкалы и с шагом уменьшения на 0,5 s – для вычисления 4, 3, 2, и 1 балла шкалы стенов (рис.1).
1 стен = М – 2,5 σ 2 стена = М – 2 σ 3 стена = М – 1,5 σ 4 стена = М – 1 σ 5 стенов = М – 0,5 σ | 6 стенов = М +0,5 σ 7 стенов = М + σ 8 стенов = М +1,5 σ 9 стенов = М +2 σ 10 стенов = М +2,5 σ |
Получение 10 балльного ряда и есть шкала перевода «сырых» оценок в стены. При такой системе стандартизации диапазон, который принято называть средним или нормой (диапазон в 1s), характеризуется стандартными единицами от 4 до 7 стенов. Стандартные оценки от 3 или 8 стенов свидетельствуют об индивидуальных различиях, выходящих за границы средней нормы. Оценки в 2 и 9 стенов получаются при значительном отклонении индивидуальных оценок, на 2s выше и ниже среднего группового значения. Максимальная оценка в 10 стенов достигается при отклонении индивидуального тестового результата на 2,5s и более, вверх от средней нормы. Аналогичным образом, оценка в 1 стен ставится за все отклонения индивидуального тестового результата от среднего значения на 2,5s и ниже.
Для перевода «сырых» оценок в стены можно также использовать формулу линейного преобразования шкалы Z – оценок ( ) нормального распределения в десятибальную шкалу стенов:
St = 2 × ( )+ 5,5,
где Xi – значение признака (в «сырых» баллах); M – среднее арифметическое значение признака; σ – среднеквадратичное отклонение значений признака.
При отклонении распределения значений признака (оценок в «сырых» баллах) от их нормального распределения используют процентильную шкалу перевода оценок в стены. Процентиль (X%) – это такое значение «сырой» оценки, которое соответствует частоте оценок меньших и равных по значению данной «сырой» оценке в %.
Перевод значения «сырой» оценки, выраженной в процентилях, в стены осуществляется по стандартной шкале (рисунок 1, таблица 2), где значения оценок в стенах связаны с величинами частот.
Для каждого теста по результатам тестирования стандартизованной выборки с использованием шкалы перевода процентилей в стены определяют границы стеновых оценок в значениях «сырых» оценок и строят шкалу перевода «сырых» оценок теста в стены (рисунок 1, таблица 2),.
Границы стеновых оценок в значениях «сырых» оценок определяют по граничным значениям частотных интервалов, указанных в таблице 1 для каждой стеновой оценки.
Например, по результатам обследования результат испытуемого входит в диапазон «сырых» оценок (X5) стандартизованной выборки, что соответствует частоте оценок в % (процентиль) [30,86; 50,0] и, соответственно, 5 стенам.
Таблица 1. Перевод процентильной шкалы в стены
Стены | ||||||||||
Частота оценок (%) | ||||||||||
Диапазон «сырых» оценок в стандартной выборке | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | X6 | X7 | X8 | X9 | X10 |
При создании стеновой шкалы следует учитывать конструктивные особенности теста. Возможно создание стеновой шкалы на основе обратно пропорциональной зависимости, когда более высокий «сырой» балл свидетельствует о меньшей степени выраженности изучаемой характеристики, например, такая шкала применяется в тесте «Адаптивность».
Источник
Тест Кеттелла, 14PF/HSPQ
Профиль личности
Численные результаты
Расчеты ▾
Шкала | Сырой балл | Стен | |
---|---|---|---|
A | Шизотимия/аффектомия (A) | 13 | 8 |
C | Эмоц. стабильность (C) | 13 | 8 |
D | Сдержанность/возбудимость (D) | 12 | 6 |
E | Подчиненность/доминантность (E) | 10 | 6 |
F | Осторожность/легомыслие (F) | 10 | 4 |
G | Моральная нормативность (G) | 7 | 4 |
H | Застенчивость/авантюризм (H) | 11 | 5 |
I | Практицизм/чувствительность (I) | 10 | 6 |
J | Неврастения (J) | 10 | 6 |
O | Склонность к чувству вины (O) | 10 | 6 |
Q2 | Групповая зависимость (Q2) | 10 | 5 |
Q3 | Самоконтроль (Q3) | 12 | 6 |
Q4 | Расслабленность/напряженность (Q4) | 10 | 6 |
B | Шкала искренности ответов (B) | 3 | 2 |
Шкала | Таблица перевода в стены (М) | # | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
A | 13 | 0–3 | 4–5 | 6 | 7–8 | 9–10 | 11 | 12 | 13–14 | 15 | 16–20 | 8 |
B | 3 | 0–2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | – | 10 | 2 |
C | 13 | 0–3 | 4 | 5 | 6–7 | 8–9 | 10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16–20 | 8 |
D | 12 | 0–4 | 5 | 6–7 | 8–9 | 10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16 | 17–20 | 6 |
E | 10 | 0–4 | 5–6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14–20 | 6 |
F | 10 | 0–4 | 5–6 | 7–8 | 9–10 | 11–12 | 13–14 | 15 | 16–17 | 18–19 | 20 | 4 |
G | 7 | 0–3 | 4 | 5–6 | 7 | 8 | 9–10 | 11 | 12 | 13–14 | 15–20 | 4 |
H | 11 | 0–4 | 5–6 | 7 | 8–9 | 10–11 | 12 | 13 | 14–15 | 16–17 | 18–20 | 5 |
J | 10 | 0–1 | 2 | 3–4 | 5–6 | 7–8 | 9–10 | 11 | 12–13 | 14–15 | 16–20 | 6 |
I | 10 | 0–3 | 4 | 5–6 | 7 | 8–9 | 10 | 11–12 | 13–14 | 15–16 | 17–20 | 6 |
O | 10 | 0–1 | 2 | 3–4 | 5–6 | 7–8 | 9–10 | 11 | 12–13 | 14–15 | 16–20 | 6 |
Q2 | 10 | 0–4 | 5 | 6–7 | 8–9 | 10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16–17 | 18–20 | 5 |
Q3 | 12 | 0–4 | 5–6 | 7–8 | 9 | 10 | 11–12 | 13–14 | 15 | 16 | 17–20 | 6 |
Q4 | 10 | 0–3 | 4–5 | 6 | 7–8 | 9 | 10 | 11–12 | 13 | 14–15 | 16–20 | 6 |
Содержательная интерпретация
Данные в условных единицах – «стенах», полученные в результате обследования, являются основным материалом этого теста. Надо заметить, что измерения в психологии не имеют абсолютной шкалы, и в конечном итоге мы определяем положение одного человека по отношению к другому или к группе.
Максимальная оценка составляет 10 баллов, среднее значение соответствует 5,5 баллам. При интерпретации и составлении психологического портрета личности ребенка по нижеприведенным факторам теста считается, что:
• 1-3 стена – низкая оценка;
• 4-7 стенов – средняя оценка;
• 8-10 стенов – высокая оценка.
Фактор A (шизотимия – аффектомия)
8-10 стенов – высокое значение
Низкие оценки: сдержанный, обособленный, критичный, холодный, склонен к ригидности, скептицизму, отчужденности. Вещи и идеи привлекают больше, чем люди. Предпочитаем работать в одиночку. Избегает компромиссов. Тверд, несгибаем, жесток. Точность и ригидность проявляются в действиях и установках. Показатель несколько коррелирует шизоидностью.
Высокие оценки: человек обращен вовне. Легкий в общении, доброжелательный, эмоционально богат. Склонен к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен. Хорошо приспособляется, присущи гибкие установки, которые легко меняются. Хорошо развито чувство сопереживания. В мышлении присущи реалистичные тенденции. В деятельности предпочитает социально значимые ситуации, которые связаны с людьми. Легко включается в активные группы. В личных отношениях щедр, открыт, не боится критики.
Фактор C (степень эмоциональной устойчивости)
8-10 стенов – высокое значение
Низкие оценки: чувствительный, эмоционально менее устойчив. Легко расстраивается. Изменчив в поведении, в эмоциях. Избегает требований окружающей действительности. Раздражителен, эмоционально возбудимый, невротически утомленный. Активно реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Требует немедленного решения проблем, удовлетворения потребностей.
Высокие оценки: эмоционально устойчив. Зрелый тип. Реалистическое отношение к жизни. Невозмутим. Развита способность к соблюдению групповых моральных норм. Может проявляться покорность перед нерешенными проблемами (без отрицательных эмоций от неудовлетворенности). Гибкое поведение в стрессовых ситуациях. Способен выбирать оптимальный вариант поведения. Не ригиден.
Фактор D (флегматичность – возбудимость)
5-6 стенов – среднее значение
Низкие оценки: сдержанный, инертный, осторожный, благодушный, стоический, неторопливый. Не склонен к резкости. Легко смущается. Склонен к самоунижению. Спокойный. Очень постоянен в своих интересах, привязанностях. Упорен в достижении цели.
Высокие оценки: возбудимый, нетерпеливый, требовательный, сверхактивный, несдержанный. Привлекающий внимание, позирующий, склонный к ревности. Самоуверенный, эгоцентричный. Легко отвлекается и проявляет много нервных симптомов (беспокойно спит, легко обижается, сердится в возбужденном состоянии в ситуации ограничения).
Фактор E (пассивность – доминантность)
5-6 стенов – среднее значение
Низкие оценки: уступчив, навязчив в поведении. Зависит от других. Стремиться исповедоваться, раскрыться другим. В поведении корректен. Низкие оценки часто встречаются у невротиков.
Высокие оценки: по отношению к другим выступает как руководитель. Но это не коррелирует с истинным лидерством и реальными способностями. Могут быть временными лидерами в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. Демократичны. Высокое упорство в борьбе против норм, установок в группе (если что-то не устраивает). Склонны к самоутверждению. Придерживаются своих взглядов, установок. Властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от других.
Фактор F (осторожность – легкомыслие)
4 стена – значение ниже среднего
Низкие оценки: трезвый, осторожный, молчаливый, неторопливый. Осторожность иногда выступает в комплексе с мрачностью и пессимизмом. Впечатлителен, склонен к субдепрессиям. На них можно положиться, но не эффективны как организаторы. На второстепенных ролях функционируют очень хорошо.
Высокие оценки: безалаберны, импульсивны, живые, веселые, полны энтузиазма, активны, разговорчивы. Часто бывают душой общества. Легко переключаются с одной деятельности на другую. Склонны к частой перемене мест. Оперативны, свойственна высокая производительность труда. Присущи хорошие организаторские способности. деятельность может не иметь реального эффекта. Высокий показатель по этому фактору коррелирует с низким показателем по фактору «Степени принятия моральных норм».
Фактор G (степень принятия моральных норм)
4 стена – значение ниже среднего
Низкие оценки: неустойчивость в достижении цели, поверхность. Избегает правил, мало чувствует обязанности. Не прилагает усилий при решении групповых задач, выполнении социально-культурных требований. Эгоисты, работают для себя и на себя. Обычно высокое честолюбие. Свободен от влияния группы. Отказ от подчинения правилам группы может коррелировать с низким уровнем соматических заболеваний (меньше болеют). Большая устойчивость при стрессах.
Высокие оценки: сознательны, настойчивы, на них можно положиться. Степенны в поведении, требовательны к себе. Обязательны, настойчивы, руководствуются чувством долга, ответственны, полны планов. Не легки в общении. Педантичны. Могут возникать конфликты при попадании в другую культуру, в другое общество. Исполнительны. Не любят перемен мест работы. Избегают помощи со стороны окружающих. Довольствуются ресурсами собственной личности. Хорошие руководители. Копаются в мелочах и чувствительны к нарушениям морально-этических норм.
Фактор H (робость, застенчивость – смелость, авантюризм)
5-6 стенов – среднее значение
Низкие оценки: застенчивы, сдержаны, боязливы, уклончивы, держатся в тени. Проявляются подсознательное чувство вины, собственной неполноценности. Речь замедленна, затрудняется в высказываниях. Избегает профессий с личными контактами. Не склонны поддерживать отношения со всеми, кто их окружает. С трудом включается в общие мероприятия. Избегает яркого своего появления на людях, самовыражения.
Высокие оценки: авантюристичны, социально смелы, не заторможены. Очень живые и непосредственны в эмоциональных реакциях. Может небрежно относиться к деталям. Не реагирует на сигналы опасности. Пробивные. Тенденция заинтересованности к противоположному полу. Фактор коррелирует положительно с лидерством. Обычно академическая успеваемость невысокая. Охотно испытывает новые эмоции, с восторгом бросается в них. В деятельности много времени тратит на разговоры.
Фактор I (реализм – сензитивность)
5-6 стенов – среднее значение
Низкие оценки: практичны, самодовольны. Способствуют сплочению интеграции группы, реалистичны, мужественны, независимы. Проявляют скептицизм к культурным, социальным аспектам жизни, ко всему, что субъективно. Иногда могут быть безжалостны и жестоки. В группе ориентируются на реальную деятельность, а не на субъективные взаимоотношения. В основном полагаются на себя. Не терпят бессмысленной работы.
Высокие оценки: высокая эмоциональная чувствительность. Обычно не проявляют альтруизма. Выражена тенденция к избеганию ответственности в работе и личных отношениях. Свойственная беспричинная тревога. Фактор коррелирует со шкалой тревожности. Продуктивны в творческой деятельности, обладают артистическими способностями, тонкостью чувств. В жизни – нетерпеливы, непрактичны, слабы, легко поддаются влиянию других, недостаточно самостоятельны, зависимы, капризны, требовательны к вниманию других. Требуют и ждут помощи. Плохо переносят грубость и грубые работы. Замедляют деятельность группы.
Фактор J (неврастения, фактор Гамлета)
5-6 стенов – среднее значение
Низкие оценки: предприимчивы, предпочитают групповые действия. Любят внимание, энергичны. Принимающие общие нормы и оценки. Для них важна совокупность людей.
Высокие оценки: индивидуалисты, внутренне сдержанны, интроспективны. В общем деле не очень эффективны, так как очень привередливы. В своих оценках очень холодны. Обычно, имеют свое мнение, его не навязывают и часто не сообщают другим. Узкий круг друзей. Не забывают несправедливости. Интеллектуально развиты, думают над своими ошибками, стараясь избежать новых. Холодные неврастеники.
Фактор O (самоуверенность – склонность к чувству вины)
5-6 стенов – среднее значение
Низкие оценки: безмятежны, доверчивы, преобладает спокойное настроение, невозмутимы. Зрелая уверенность в себе и своих близких. Отсутствует чувство угрозы до такой степени, что в личных отношениях или в групповой деятельности может не заметить изменений. Самоуверены, зачастую вызывают явную неприязнь окружающих.
Высокие оценки: депрессивны, преобладает плохое настроение. Свойственны мрачные предчувствия, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, субъективное чувство, что его не принимает группа. Неэффективные ораторы.
Фактор Q2 (степень групповой зависимости)
5-6 стенов – среднее значение
Низкие оценки: зависимые, ведомые, идущие на зов, присоединяющиеся. Предпочитают принимать решения вместе с другими людьми. Любят процесс общения. Любят, когда ими восхищаются. Не хватает решительности. Необходима поддержка группы. Близки к конформизму. Проявляется стадное чувство.
Высокие оценки: независимы, склонны идти своим путем, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Не считаются с общественным мнением. Не всегда доминируют. Нельзя сказать, что у них негативное отношение к другим людям, им просто не нужно их одобрение, поддержка. Предпочитают собственное мнение и решение. Плохо работают в группе, говоря, что при работе в группе теряют много времени.
Фактор Q3 (степень самоконтроля)
5-6 стенов – среднее значение
Низкие оценки: низкий волевой контроль. В своем поведении не руководствуется волевым контролем. Не обращает внимания на социальные требования. Низкая интегрированность. Не обращает внимания на социальные требования. Низкая интегрированность. Нет цельной личности. Не слишком чувствительны, но импульсивны в своем поведении и, следовательно, подвержены ошибкам. Часто чувствуют себя неприспособленными к жизни.
Высокие оценки: высокий контроль поведения, поведение социально точное, соответствующее образу своего Я. Социально очень чувствительны. Характерно самоуважение, забота о собственной репутации. Устойчивые интересы, формы поведения. Склонны к упрямству. Нечувствительны в области чувств, необидчивы. Образ Я строят сами, но он почти совпадает с требованиями общества. Волевые, уверены в себе, в группе работают хорошо. Достаточно объективны к окружающим. Часто обладают хорошими ораторскими способностями. Уравновешены, надежны.
Фактор Q4 (степень внутреннего напряжения)
5-6 стенов – среднее значение
Низкие оценки: склонны к удовлетворенности. Расслабленность может привести к лени, к низким достижениям. Обычно снижена мотивация деятельности. Легко адаптируются. Если работа или жизнь требуют высокого напряжения – их деятельность низко эффективна. Идеальное условие для работы – это постоянный ритм.
Высокие оценки: сверхактивны, возбудимы, беспокойны, нетерпеливы. При групповой работе не очень приятны. Обычно недовольны порядком, руководством. Тип фрустрированный. В эмоциональном плане – взрывчаты. Очень высоко мотивированы. Низкий порог фрустации, который связан с высокой возбудимостью. Фактор хорошо коррелирует с высокой успеваемостью.
Источник