30 октября стена скорби

Содержание
  1. Русская Православная Церковь
  2. Официальный сайт Московского Патриархата
  3. Главные новости
  4. В праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
  5. В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
  6. Святейший Патриарх Кирилл принял главу Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванова
  7. Святейший Патриарх Кирилл встретился с депутатом Государственной Думы А.Г. Ярошуком
  8. Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата архимандритом Илией (Рудневым)
  9. Архив
  10. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби»
  11. 30 октября стена скорби
  12. Путин возложил цветы к «Стене скорби»
  13. Владимир Путин и патриарх Кирилл открыли в Москве «Стену скорби»
  14. Андрей Архангельский и Петр Кассин побывали в мастерской скульптора Георгия Франгуляна
  15. Образ Стены скорби, по словам скульптора Георгия Франгуляна (на фото), родился из воспоминаний детства
  16. Чтобы глина во время работы не застыла, ее приходится все время поливать водой. Высота горельефа — 6 м, длина — 30 м
  17. Бронзу плавят в специальном тигле
  18. После того как композиция выполнена в глине, она формуется в гипсе и отливается в бронзе
  19. Фрагменты композиции создаются отдельно, затем монтируются со Стеной

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл принял главу Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванова

Святейший Патриарх Кирилл встретился с депутатом Государственной Думы А.Г. Ярошуком

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата архимандритом Илией (Рудневым)

Архив

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби»

30 октября 2017 года состоялась церемония открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби» на проспекте Академика Сахарова в Москве. В церемонии принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. К участникам мероприятия обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сегодняшнее событие, собравшее нас вместе у этого монумента, побуждает еще раз задуматься о страшной трагедии, произошедшей в России в ХХ веке. Мы знаем, что произошедшие трагические события еще долго будут осмысляться, но год столетия революции должен стать особенно важным для такового осмысления. Вглядываясь в эти трагедии, мы задаемся вопросом: как такое могло произойти? Почему жители одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию?

Читайте также:  Профнастил для отделки наружной стены

В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?

Опасность отхода общества от нравственных норм ведет к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий. И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь в стремлении к таковому будущему уже под влиянием новых идеологий станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.

Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок: ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь, а потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряженности, а осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.

При этом мы призваны никогда не забывать об этих страшных событиях, ведь жертвы братоубийственной войны, голода, религиозных и сословных гонений ― это не безликая масса, а абсолютно конкретные люди, это наши предки, которые живут в нашей памяти, фамилии которых мы продолжаем носить и имена которых помним или должны помнить в наших молитвах.

Памятники нужны для исцеления человека. Приходя сюда, вспоминая трагические события нашей истории, люди не должны чувствовать уныние и отчаяние. Они должны думать о своих потомках и о том, какую страну и какую историю они оставят им в наследство.

Пусть Всемилостивый Господь поможет всем нам сделать правильные выводы из прошедших ста лет, из трагических событий, которые начались сто лет назад, и поможет нам никогда не повторять ошибок наших предков. Да хранит Бог Землю Русскую от всех врагов видимых и невидимых!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник

30 октября стена скорби


На фото: «Стена скорби». FLB.ru

«Сегодня в столице мы открываем «Стену скорби» — грандиозный, пронзительный монумент — и
по смыслу и по своему воплощению. Он взывает к нашей совести, чувствам, к осмыслению периода репрессии, состраданию их жертв», — приводит слова главы государства, сказанные во время открытия памятника Lenta.ru .

«Четкость и однозначность позиции в отношении этих мрачных событий служит мощным предостережением к их повторению», — добавил Путин. «Нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили. Но это не значит — призывать к сведению счетов. Нельзя снова подталкивать общество к опасной черте противостояния», — подчеркнул президент.

«Репрессии не щадили ни талант, ни заслуги перед Родиной, ни искреннюю преданность ей. Каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения», — приводит слова Владимира Путина «Интерфакс».

Миллионы были объявлены врагами народа, расстреляны или покалечены, напомнил он.

«Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти. Тем более невозможно ничем оправдать: никакими высшими так называемыми благами народа», — сказал В.Путин.

Он попросил разрешения у присутствовавшей на церемонии открытия Натальи Солженицыной процитировать её слова: «Знать, помнить. . осудить, и только потом — простить».

Президент подчеркнул необходимость помнить о трагедии репрессий, о «тех причинах, которые их породили».

«Но это не значит призывать к сведению счётов. Нельзя снова подталкивать общество к опасной черте противостояния. Сейчас важно для всех нас опираться на ценности доверия и стабильности. Только на этой основе мы сможем решить задачи, которые стоят перед обществом и страной», — подчеркнул президент.

На церемонии открытия также присутствовали мэр Москвы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Памятники нужны для исцеления человека. Приходя сюда, вспоминая трагические события нашей истории, люди не должны чувствовать уныние и отчаяние, они должны думать о своих потомках и о том, какую страну и какую историю они оставят в наследство», — сказал патриарх Кирилл. Он подчеркнул необходимость сделать правильные выводы из прошедших 100 лет и никогда не повторять ошибок предков.

В ходе церемонии открытия памятника была объявлена минута молчания, после чего президент возложил цветы к монументу, а затем кратко пообщался с пострадавшими от репрессий, которые присутствовали на церемонии.

Памятник установлен на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Автор монумента – бронзового барельефа с изображением человеческих фигур, символизирующих выживших и ушедших – скульптор Георгий Франгулян, в интервью ТАСС рассказавший подробно о том, как создавался памятник. В частности, выяснилось, что идея пришла к скульптору 25 лет назад и ждала своего часа для воплощения.

«Стена скорби», рассказывает автор Георгий Франгулян, — это масса людей. Все — безликие, уж слишком много их было. И все — жертвы. Головы в стене — это слезы. Плачут здесь и скалы. Я сделал их из карельских камней, привезенных из тех мест, где были лагеря с заключенными. Они прикованы стальными костылями, как к шпалам приковывали рельсы. Справа и слева от стены на земле выложены камни, которые прислали из 82 регионов. Каждому из них я присвоил номер, а рядом в списке указал, какой регион соответствует номеру камня. С тыльной стороны стены стоят менгиры — камни, поставленные человеком вертикально. Это говорит о том, что жить нужно стоя, а не на коленях. Менгиры — это личности, молчаливые и несгибаемые свидетели. Слева и справа — скрижали, на которых на 22 языках написано одно слово «Помни».

«Нужно понимать, что это некомфортный памятник, мороз по коже проходит от него. Все это пространство не для лабутенов, не для катания на скейте. Каждый камень здесь «волнуется», создавая неровную поверхность, такую, как и вся жизнь. Вокруг нее надо ходить, двигаться», — сказал собеседник ТАСС.


На фото: Георгий Франгулян© Михаил Джапаридзе/ТАСС

С 19.00 памятник открыт для всех. До 21.00 мск на площади звучит музыкальный инструмент била в живом исполнении

Напомним, что проект был создан по инициативе Фонда памяти .

Открытие в Москве монумента «Стена скорби», посвященного жертвам политических репрессий, является для страны «моральным взрослением». Об этом в беседе с газетой «Известия» в понедельник, 30 октября, заявил декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Сергей Караганов.

«(Это — ред.) излечение нашего морального недуга, который на нас навел страшный для России, хотя и великий XX век, когда волнами с 1917 года убивали миллионы лучших из лучших, уничтожались вера, человеческое достоинство, историческая память народа. И мы несем в себе эти раны, и у меня вызывают огромное сочувствие и жертвы, и те люди, которые до сих пор оправдывают эти репрессии — это означает, что они потеряли сострадание и любовь к своему народу, который тяжко пострадал», — уверен эксперт.

Он подчеркнул, что «человек, который не похоронил своих родителей, не может спокойно идти вперед». «Это главный смысл этого памятника, и слава богу, что мы его наконец поставили. (. ) Но особое значение этого памятника в том, что в Москве до сих пор общенационального памятника не было. И его установка означает не только самооздоровление общества, но и спокойное и гордое осознание прошедшего», — заключил Караганов.

Источник

Путин возложил цветы к «Стене скорби»

Президент РФ Владимир Путин 30 октября возложил цветы к монументу памяти жертв политических репрессий «Стена скорби» в Москве. В день открытия памятника глава государства пообщался с некоторыми пришедшими гостями.

Вместе с президентом в торжественной церемонии принимали участие мэр Москвы Сергей Собянин и патриарх РПЦ Кирилл. Отмечается, что российский лидер назвал монумент «грандиозным и пронзительным». После выступления и минуты молчания хор сыграл траурную композицию.

«Наш долг — не допустить забвения. Сама память, четкость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служит мощным предостережением от их повторения», — цитирует Путина ИА Regnum . Как отметил президент, политические репрессии стали трагедией для всего народа и «жестким ударом» по его корням, культуре, самосознанию. «Последствия мы ощущаем до сих пор», — добавил российский лидер.

В настоящее время на месте открытия монумента убирают ограждения. В ближайшие минуты проход к памятнику будет свободным со стороны Садового кольца. Открытие «Стены скорби» было приурочено ко Дню памяти жертв политических репрессий, который был установлен постановлением Верховного совета РСФСР 18 октября 1991 года.

Источник

Владимир Путин и патриарх Кирилл открыли в Москве «Стену скорби»

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Памятник «Стена скорби», посвященный жертвам политических репрессий, открыли в понедельник 30 октября в Москве Президент России Владимир Путин и Святейший Патриарх Кирилл.

На церемонии открытия монумента патриарх Кирилл призвал никогда не забывать о страшных репрессиях, жертвами которых стали «абсолютно конкретные люди», предки ныне живущих россиян, передает агентство «Интерфакс-религия».

Святейший подчеркнул необходимость сделать правильные выводы из прошедшего столетия и никогда больше не повторять ошибки предков.

В свою очередь, Президент России назвал политические репрессии преступлением, которые невозможно оправдать никакими высшими благами народа.

— Когда речь идет о репрессиях, о гибели и страданиях миллионов людей, то достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять: никаких оправданий этим преступлениям быть не может, — заявил глава государства.

Владимир Путин подчеркнул необходимость помнить о трагедии репрессий и о «тех причинах, которые их породили», при этом указав, что «это не значит призывать к сведению счетов».

— Нельзя снова подталкивать общество к опасной черте противостояния. Сейчас важно для всех нас опираться на ценности доверия и стабильности. Только на этой основе мы сможем решить задачи, которые стоят перед обществом и страной, — заключил Президент.

Источник

Андрей Архангельский и Петр Кассин побывали в мастерской скульптора Георгия Франгуляна

30 октября 2017 года в Москве на проспекте Сахарова будет открыт монумент «Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна. «Огонек» об этом проекте, посвященном памяти жертв тоталитарного режима, рассказал одним из первых еще два года назад (N 39 от 5 октября 2015 года), а также впервые представил 3D-макет памятника. Теперь наши корреспонденты побывали в мастерской

— В мегаполисах всегда проблема с обустройством трагедийного пространства. Большой город в общем-то не рассчитан на память, он живет одним днем.

— Я только что был в Нью-Йорке, смотрел мемориал на месте башен-близнецов, очень хороший, даже познакомился с автором. Им удалось создать такое пространство в центре города, которое необходимо человеку, чтобы. помолчать. Место тишины. Но там большое пространство, в сравнении с нашим. У нас все сжато в тиски. У нас другая идея. В Нью-Йорке — трагедия, а здесь — вселенская трагедия. Зажатое общество, сжатые судьбы. Мясорубка. Там еще рядом на Сахарова стоит здание, я его называю комод — нависающий, страшный. Я воспользовался им и как бы включил его в общий ансамбль — оно играет роль власти, косности самой системы, нависающей вечно над человеком.

— Получается, вы специально задумали пространство таким образом, чтобы посетитель ощущал тесноту?

— Дело не в тесноте. Надо, чтобы, попадая туда, вы ощущали дискомфорт. Это не место комфорта. В Нью-Йорке на самом деле — тишина и комфорт. Но они не пережили того, что пережили и переживаем мы. Жертвами тоталитарного режима я считаю всех нас — себя, своих детей и внуков, потому что это до сих пор, к сожалению, всех живущих касается. Тех, кто это устроил, и тех, кто пострадал, давно уже нет в живых, но чувство страха продолжает жить, я его в себе чувствую — с ненавистью,— потому что я все равно оглядываюсь. Мы все оглядываемся. Нам все время напоминают об этом страхе, не дают забыть, таким образом, этот страх бесконечно воспроизводится. И вот это ужасно. Мне хочется повлиять на сознание, хочется, чтобы человек задумался. Потому что все, что мы видим вокруг, слышим сегодня, к сожалению, говорит нам о том, что мы с радостью готовы все забыть. Сделать вид, что ничего не было.

Образ Стены скорби, по словам скульптора Георгия Франгуляна (на фото), родился из воспоминаний детства

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— Можно ли вообще создать атмосферу скорби в самом людном месте столицы?

— Садовое кольцо — это вечное движение. А у нас будет фрагмент, намеренно лишенный жизни, как бы выхваченный из жизни, и он тоже образует кольцо, дугу — смерти. Это можно сравнить и с косой; кое-где она зазубренная, как гигантская расческа, которой провели по живым людям. Где не было зуба, там осталось непричесанным. А все остальное — причесалось. И то, что этот мемориал будет в самой гуще города, не в специально отведенном месте,— в этом как раз и есть символизм. Потому что репрессии были везде. В каждом дворе, в каждом подъезде. Вся карта СССР испещрена ГУЛАГами. Мемориал в городе — это большая редкость. Меня пытались в самом начале убедить, чтобы я уменьшил размеры стены, сделал «маленькую вещь». Москомархитектуры предложил сделать стену высотой в 4,5 метра, то есть заборчик такой. Но я им сказал: я автор, мой проект был признан победителем среди других 336 проектов и я имею право сам решать, какой памятник делать. Либо монумента просто не будет. Они согласились. (Высота бронзового горельефа будет 6 метров, длина — 30 метров.— «О» .)

— На углу проспекта Сахарова и Садового кольца узко, там мало пространства; когда я в ноябре 2015-го спрашивал вас об этом, вы ответили, что воспринимаете это для себя как вызов.

— . Это вынуждало придумать идею, которая исключает стандартное решение. И потом это пространство между Сахарова и Садовым еще нужно было создать. В итоге замысел такой: в центре стена, это понятно,— экспрессивная, полуабстрактная лепка, не имеющая конкретных изображений, угадываются головы, но это даже не стена плача, а стена ужаса; по бокам — две бронзовые скрижали, на которых написано одно-единственное слово, на 22 языках: «Помни». Вход сквозной — в стене будут прорези в виде человеческих фигур, через которые можно проходить, можно остановиться. И по бокам еще будут как бы скалы, плачущие скалы. Изначально они были горизонтальными, соединяясь со стеной в единый ансамбль, они должны были создавать своеобразные эшелоны движения. Но полностью реализовать эту идею не удалось. Вместо них будут вертикали — столбы, облицованные камнем. Камни будут прикручены к бетонным столбам ржавыми болтами, костылями. Они должны передавать состояние ужаса, скрежета, ржавчины, окаменения. И будет довольно сложная система подсветки.

Чтобы глина во время работы не застыла, ее приходится все время поливать водой. Высота горельефа — 6 м, длина — 30 м

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— А почему первоначальный замысел не удалось реализовать?

— Деньги! Это стоит дорого. Потом мне приходится подстраиваться под строителей, учитывать, что они в состоянии сделать. А они, к сожалению, не могут понять, чего я хочу. А объяснить я не могу.

— Как вы будете эту стену, а по сути, огромную конструкцию перевозить из загородного цеха в центр Москвы?

— Это как раз технические проблемы, они несущественны. Главная проблема была — сделать саму стену. 90 тонн глины я перелепил своими руками. Я не нанимаю лепщиков. Мне помогали, конечно,— глину подать, доски переставлять, но лепил я сам. Всю стену.

Бронзу плавят в специальном тигле

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— Если честно, я дошел до полного изнеможения. Нужно ведь на строительных лесах стоять целый день, в цеху, где больше плюс восьми градусов не было зимой. Глина ледяная. Ты трогаешь ее — первые час-два ничего, а потом начинает все ломить от холода.

— Сколько времени лепка заняла?

— Каждый день без выходных. Это все еще поливать постоянно надо, все время — глина же высыхает. И ты все время в этой жиже находишься. Присел на доску, а у тебя жопа мокрая. Стену нельзя лепить по частям, только целиком. Пока лепишь фрагмент, нужно одновременно видеть всю стену, чтобы не выбиться из общего замысла. Ты должен все время это состояние в себе сохранить. По фактуре эти фрагменты стены — вы увидите — корявые, страшные. И эмоциональные. Они кричат, вопиют.

Знаете, мне врезалось в память детское воспоминание: в 1940-1950-е, когда объявляли очередной список врагов народа, все, у кого в доме хранились журналы, должны были их изображения найти, даже если это общая фотография, и закрасить, заштриховать лица. Нас, детей, к этому не подпускали; но я прекрасно помню, как бабушка моя — пианистка, интеллигентнейшая женщина — ночью, когда все уже спят, сидела и заштриховывала врагов. Она все прекрасно понимала, но делала это, чтобы хоть как-то уберечь семью. И вот эти фиолетовые чернила, это черканье — так происходило в каждом доме, по ночам.

После того как композиция выполнена в глине, она формуется в гипсе и отливается в бронзе

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Эти вычеркнутые фигуры и сейчас можно найти в библиотеках. Вычеркнутые из жизни, буквально. Образ стены родился во многом от этого воспоминания. Когда вы увидите фактуру стены, вы поймете, что это — тот самый скрип перьев, замусоленная бумага, состояние жидких чернил, которые скатываются шариками. Я пытался изобразить вот эту жуть, эти вычеркнутые поколения. И надо понимать, что это трагедия не только российских народов. Много было уничтожено и китайцев, европейцев, даже американских граждан. Множество национальностей. Поэтому монумент этот обращен ко всем — он должен стать общемировой универсальной памятью. И это особая ответственность для художника. Я не знаю, будет ли этот монумент воспринят как покаяние — не думаю, что сейчас это слово будет произнесено вслух. «Помни» — да, но что именно? В любом случае, это означает акт признания общей вины. А это уже немало.

— Год назад вы объявили о том, что будете собирать деньги на памятник с помощью краудфандинга. Денег, выделенных государством, не хватило?

— Стоимость монумента определена экспертизой в 460 млн рублей. Именно монумента — не строительной части. Город выделил 300 млн, остальное сейчас собираем. Люди дают очень активно: один принес брусочек бронзовый, старушка принесла медные монеты. Понимаете? Вот то, что может дать народ. Монумент в Нью-Йорке стоил 600 млн долларов — это вам для сравнения. Из них 60 млн дал город, а 540 собрали люди. Но это богатая страна.

— Выходит, на памятники не зазорно собирать деньги?

— Нет, исторически так было, на Пушкина собирали. Но в России никогда не могли собрать полностью сумму, все равно казна давала основные деньги и город. Все, что зависит от меня, я сделаю.

Фрагменты композиции создаются отдельно, затем монтируются со Стеной

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— На месте монумента уже идут какие-то работы.

— Сейчас площадь перестраивается. Вырыты котлованы, делаются фундаменты, ограждения и так далее. Идут работы по благоустройству. Заканчивается отливка. Мы выбрали потрясающий камень, черный сланец из Карелии, он по образу и даже по месту происхождения очень нам подходит. Им будет вымощена вся площадь. Особенность этого монумента в том, что я создаю не просто скульптуру, а целиком пространство, весь этот пятачок, 2 тысячи квадратных метров. Вы знаете, у нас, к сожалению, 98 процентов скульпторов не понимают задач, которые стоят перед скульптурой вообще, не только монументальной. Скульптура — это прежде всего создание пространства, а не предмета. У меня просто крик души. Ругать то, что делают сейчас в городе, я не хочу, это не мое дело, но я хочу просто, чтобы люди, причастные к этому, задумались. Скульптура — это вовсе не то, что нам сегодня предъявляют.

— Когда начнется монтаж?

— В середине августа. Саму стену, предварительно разрезанную, я соберу быстро, смонтирую. Время у меня есть, по плану я укладываюсь. Думаю, что к концу сентября в принципе все будет готово. Главное для меня сейчас — сделать и поставить. В жизни скульптора есть два счастливых момента: когда ты только задумал, и в конце, когда смонтировал, накрыл тряпкой — и все.

Источник

Оцените статью