- Топ 10 видео 3D проекций на зданиях. Часть 1
- Самые необычные техники анимации
- «Пёрл» («Pearl»)
- Gorillaz — «Saturnz Barz»
- «Обратно на Луну» («Back to the Moon»)
- «Ties» («Узы»)
- G Active — «Water Made Active»
- «Здесь и великое нездесь» («Here and the Great Elsewhere»)
- «Рыба из лапши» («Noodle Fish»)
- «Но что за блеск (я вижу на балконе)?» («What Light (Through Yonder Window Breaks)»)
- Pikapika — «Go! Go! Pikapika!»
- Эфрат Бен-Цур — «Robin»
- Орен Лави — «Her Morning Elegance»
- «Бриллиант» («Shiny»)
- «Чинти»
- «Вспыльчивый человек»
- «Простейшие» («Protozoa»)
- «Чужие тела» («Corps étrangers»)
- «A Love Letter to the One I Made Up» («Любовное письмо тому, кого я придумала»)
- «Стэнли Пикл» («Stanley Pickle»)
- «Светило» («Luminaris»)
- «На пороге Ильич»
- «4min15 au révélateur»
- Трейлер театрального фестиваля NET 2017 года
- «Быстрый фильм» («Fast Film»)
- «Машинопись» («Schreibmaschinerie»)
- «G-AAAH»
- «Мягкие растения» («Zachte Planten»)
- «Манифест крови» («Blood Manifesto»)
- «Трое изобретателей» («Les Trois Inventeurs»)
- Сюго Токумару — «Katachi»
- «Big Bang Big Boom»
- «Трафаретное танго № 2» («Stencil Tango no. 2»)
- «Общая картина» («The Bigger Picture»)
- Firekites — «Autumn Story»
- Evelyn Evelyn — «Have You Seen My Sister Evelyn»
- «Птенцы моря»
- Kottarashky & The Rain Dogs — «Demoni»
- «The Caketrope of Burton’s Team»
- «Бумага» («Paper»)
- The Goldman Brothers — «Call My Name»
- «Машина» («Machine»)
- «Путешествие в Китай» («Travel to China»)
- «Вторжение» («Trespass»)
- «Разоблачение» («Lay Bare»)
- Реклама телешоу «Лучший пекарь Британии» («The Great British Bake Off»)
Топ 10 видео 3D проекций на зданиях. Часть 1
Вы видели когда-нибудь как проецируют 3D изображение на фасады домов? Нет? Тогда не пропустите такую возможность, ведь это очень захватывающее видео. Сегодня мы решили показать вам лучшие 10 роликов с 3D проекциями и на зданиях.
3D проекция на здания — это новый вид очень зрелещного шоу, которое становится очень популярным при проведении крупных торжеств, презентаций или создании вирусной рекламы от крупных производителей.
Вроде бы ничего сложного и удивительного, но трехмерность и масштабность застают зрителя врасплох. Идея заключается в проецировании 3D объектов на 2D поверхностях, например фасадов домов.
Особенностью таких шоу является то, что дом можно изменить до неузнаваемости – днем это обычный серый фасад, а вечером он словно оживает тысячей красок. Причем, при помощи проекции можно «проломить» здание, попав внутрь.
Основное оборудование для трехмерной проекции — это современные видео проекторы и акустические системы.
Так как продолжительность каждого ролика достаточно большая, то мы решили разделить выпуск на 2 части. Рейтинг 3D проекций на домах основан на количестве просмотров данных видеороликов. Почти все видео в хорошем качестве, так что его можно изменить
10 место. 3D проекция на здании Nespresso в Брюсселе.
Создано одной из самых известных в этой сфере услуг, компанией NuFormer Digital Media. Эта фирма занимается различным спектром мультимедийных услуг в Нидерландах: 3D-проекции на зданиях, анимации, видео продукция, 3D моделирование и анимация.
Шоу было подготовлено специально в честь открытия нового здания сети кофейн Nespresso. Дата показа видео — 6 мая 2010 года.
9 место. 3D проекция на здании областной администрации в Харькове.
3D шоу было показано в день города Харькова и день независимости Украины. Дата показа видео — 24 августа 2010 года. К сожалению, это единственное видео плохого качества.
8 место. 3D проекция на стене голландского музея, «Биржа Берлаге» в Амстердаме
Биржа Берлаге считается самым значительным памятником архитектуры Нидерландов девятнадцатого столетия. Компания NuFormer создала по заказу компании Samsung рекламное видео новых телевизоров Samsung 3D TV.
3D проекцию показывали в Амстердаме 3 ночи подряд — 20-22 мая 2010 года. В течение этих дней множество пользователей выложили свои видеоролики на различные порталы и сайты в Интернете. В общем, реклама прошла на ура
7 место. 3D проекция на здании театра оперы и балета в Казани
На празднование дня города Казани и дня Республики Татарстан мэрия Казани приготовила жителям и гостям столицы приятный подарок — незабываемое шоу. Создатель шоу все та же компания NuFormer. Посмотреть на 3D видеопроекцию пришло около 20,000 человек. Дата показа — 30 августа 2010
6 место. 3D проекция на здании театра на площади Санта-Ана в Мадриде
Создатель — NuFormer. Сразу после финала Лиги чемпионов УЕФА, в Мадриде прошло два шоу 3D проекций на разных зданиях. Заказывало шоу компания Sony, которая предложила тему «футбол в 3D». Сочетание пинбола и футбола на здании — очень красиво. Световое 3D шоу увидели примерно 1500 человек. Дата показа — 22 мая 2010 года
5 место. 3D проекция на здании английского замка Мон-Оргёйль в Джерси.
Мон-Оргёйль — это средневековый замок на острове, основанный в 1204 году. Специально для кинофестиваля, проходящего в 2009 году в Джерси, компания Seeper создала очень впечатляющее проекционное 3D шоу на замке. Сначала кажется, что замок просто красиво освещается, но со временем все архитектурные формы замка начинают искажаться Дата показа — февраль 2009 года
На этом, дорогие друзья, у нас все! Через несколько дней мы напишем вторую часть Топ 10 3D проекций на зданиях. Чтобы не пропустить это, подписывайтесь на получение новостей через RSS, E-mail, твиттер или группу во вконтакте. Ссылки внизу!
Поверьте, нам есть чем вас удивить во второй части! Оставайтесь на позитиве.
Источник
Самые необычные техники анимации
Виртуальная реальность, анимация из киселя, солнечных зайчиков и медицинских снимков — рассказываем о самых неожиданных способах снять мультфильм
Все, кто занимается авторской анимацией, обязательно изобретают, придумывая собственную технологию съемки, — такая уж это профессия. И не важно, работает автор мультфильма на компьютере или делает все руками. Иногда эти изобретения зрителю не видны: они нужны самому художнику, чтобы все получилось так, как ему надо. А иногда они поражают воображение. Для ручных техник, пожалуй, самые главные и наглядные открытия делаются в трех направлениях: в том, как сделано само изображение, что становится для него фоном и как сделана сама анимация, то есть движение. А для цифровых технологий главным новшеством пока остается VR — виртуальная реальность, где важна не сама анимационная техника, а то, как зритель смотрит это кино.
Пожалуй, цифровые технологии меняются быстрее всего. Но в большинстве случаев зритель не замечает бесконечных усовершенствований компьютерной графики, позволяющих делать текстуры пушистых облаков, пронизанного солнцем моря или «живой» человеческой кожи или же рисовать в фильме огромную армию так, что никто и не подумает, что она не настоящая. При этом в «цифре» техники, полностью меняющие подход к анимации, появляются не так уж часто. Вот главные из них.
«Пёрл» («Pearl»)
Режиссер Патрик Осборн. США, 2016
Сегодня есть много возможностей увидеть фильмы с обзором на 360 градусов прямо в компьютере: технологии это позволяют. Сама техника анимации при этом может оставаться вполне традиционной: вот, например, рисованный «Пёрл» независимого американского режиссера Патрика Осборна, первый , номинированный на «Оскар». Это сентиментальная музыкальная история об отце и дочери, вся жизнь которых проходит в машине — хетчбэке годов. Меняя курсором угол обзора, мы можем видеть ведущего машину отца, а на заднем сидении — его взрослеющую дочь.
Gorillaz — «Saturnz Barz»
Режиссер Джейми Хьюлетт. Великобритания, 2017
Клип группы Gorillaz «Saturnz Barz» рассказывает фантастическую историю о посещении компанией заброшенного дома, где живут призраки. Благодаря технологии трехмерной компьютерной анимации, мы можем подробно рассмотреть этот страшноватый дом, а потом, вылетев в космос, разглядывать небесные тела вокруг.
«Обратно на Луну» («Back to the Moon»)
Режиссеры Франсуа-Ксавье Гоби, Элен Леру. США, 2018
Проект, неожиданным образом объединивший нологии и дудлы гугла. Первый интерактивный дудл с обзором на 360 градусов был посвящен фильму «Путешествие на Луну» пионера кино Жоржа Мельеса. «Обратно на луну» можно скачать на мобильный телефон в Google Spotlight Stories, потом вставить телефон в специальные очки для VR (подойдут картонные Cardboard) и оказаться прямо внутри мультфильма, где действуют красотка, фокусник и зеленый тролль.
«Ties» («Узы»)
Режиссер Дина Великовская. Германия, в работе
Еще одна удивительная возможность, которую дают нам высокие технологии, — это , с помощью которой можно рисовать в воздухе. Ее уже активно используют в дизайне, но, кажется, в анимации таких опытов еще не было, хотя эта технология, соединяющая рисунок и предметность, буквально создана для мультфильмов. И вот как раз сейчас российский режиссер Дина Великовская, снимавшая и кукольные, и рисованные фильмы, начала в Германии снимать мультфильм «Узы» с помощью 3D-ручки. Пока что доступен только тизер.
G Active — «Water Made Active»
Режиссер Коул Пейвьор. США, 2017
Технологии «захвата движения» — Motion Capture, — которые помогают переносить движения актеров на персонажей мультфильма, существуют довольно давно и помогают ускорить и удешевить производство анимации. Но вот удивительный пример, где знакомая технология взята для создания анимации из падающих капель. Сложная установка с особо точной подачей воды была сделана для рекламы американского производителя спортивных напитков (и неизвестно, понадобится ли еще для ), но само по себе движение спортсмена из капель производит впечатление.
Теперь перейдем к ручным техникам, среди которых есть пусть не новые, но необычные и редкие. В первую очередь посмотрим на то, каким образом и из каких материалов можно создавать само изображение для мультфильма.
«Здесь и великое нездесь» («Here and the Great Elsewhere»)
Режиссер Мишель Лемье. Канада, 2012
Технику игольчатой анимации придумал в начале годов Александр Алексеев, наш бывший соотечественник, после революции эмигрировавший во Францию. Суть ее в том, что иглы свободно ходят в отверстиях вертикально стоящего экрана и при нажатии образуют скульптурную форму с другой стороны. Само анимационное изображение создается тенями, которые отбрасывают иглы, и получается очень мягким и летучим, оно немного напоминает рисунок углем или порошком. Техника эта непростая, а экранов, созданных Алексеевым, в мире всего два: один во Франции, а другой в Канаде. Соответственно, и последователей Алексеева, работающих на этих экранах, немного. Один из последних фильмов, сделанных в этой технологии, — снятый в 2012 году «Здесь и великое нездесь» канадки Мишель Лемье, философские и фантастические истории о Вселенной и попытке человека понять мир.
«Рыба из лапши» («Noodle Fish»)
Режиссер Чжин Ман Ким. Южная Корея, 2012
Свой прелестный вариант игольчатой техники придумал корейский режиссер Чжин Ман Ким. Вместо иголок он утыкал экран лапшой, и изображение у него строится не столько из тени от иголок, сколько из самих этих иголок-макаронин, складывающихся то в барельеф, то в контррельеф, изображающие героев и среду мультфильма. Рыбка из лапши мечтает познать мир, попав из лужи в море; она хочет узнать, что находится за границами воды, но к финальным титрам попадает в тарелку аниматору. Герои говорят на корейском, но есть английские субтитры, к тому же сюжет понятен и без слов.
«Но что за блеск (я вижу на балконе)?» («What Light (Through Yonder Window Breaks)»)
Режиссер Сара Уикенс. Великобритания, 2009
Рисовать можно и светом. Например, как очень оригинально это сделала дипломница лондонского Королевского колледжа искусств Сара Уикенс в своем фильме «What Light (Through Yonder Window Breaks)». Это строчка из монолога влюбленного Ромео в сцене на балконе из «Ромео и Джульетты», которая в переводе Пастернака полностью звучит так: «Но что за блеск я вижу на балконе? / Там брезжит свет. Джульетта, ты как день! / Стань у окна, убей луну соседством…» Сара снимает историю про ожившее пятно света в своей мансарде, не используя никаких сложных технологий, а только сам свет, зеркала и трафареты (то, как она это делает, можно увидеть на финальных титрах). Ее герой — шаловливый солнечный зайчик, похожий на духа воздуха Ариэля из шекспировской же «Бури».
Pikapika — «Go! Go! Pikapika!»
Режиссеры Кадзуэ Монно, Такэси Нагата. Япония, 2007
Есть еще одна, сегодня ставшая популярной, технология анимации светом, она называется «фризлайт» — замерзший свет. Художники рисуют в воздухе цветными фонарями и снимают это с большой выдержкой — получается очень нарядно. Вот, например, музыкальное видео японского проекта Pikapika, получившего множество наград за разработку этой технологии.
Эфрат Бен-Цур — «Robin»
Режиссеры Юваль и Мерав Натан. Израиль, 2014
Анимационная технология stop motion («остановленное движение») — самая что ни на есть традиционная и распространенная в анимации. Обычно этим термином называют работу с куклами и предметами: их фотографируют покадрово, меняя положение объекта, а потом соединяют фотографии — на видео получается движение. Но когда вместо кукол и привычных предметов выступают неожиданные материалы, старая техника снова выглядит новой и экспериментальной. Вот, например, анимация цветов и листьев в музыкальном видео израильских аниматоров Юваля и Мерав Натан для песни Эфрат на стихотворение Эмили Дикинсон «Малиновка» («Robin»).
Орен Лави — «Her Morning Elegance»
Режиссеры Юваль и Мерав Натан. Израиль, 2009
У этой же режиссерской пары есть еще один экспериментальный и сильно повлиявший на многих аниматоров клип, где в технологии stop motion снимали людей.
«Бриллиант» («Shiny»)
Режиссеры Дэниель «Облако» Кампос, Спенсер Сассер. США, 2016
Есть очень остроумные фильмы, где анимируется одежда, причем часто технология находится на границе двух популярных техник — stop motion и перекладки, где детали, в отличие от предметной анимации, двигаются на плоскости по частям, как в аппликации. Вот, например, такая авантюрная история, снятая американскими режиссерами Дэниелем «Облако» Кампосом и Спенсером Сассером (для этого фильма существенно, что первый из них — танцор и хореограф).
«Чинти»
Режиссер Наталья Мирзоян. Россия, 2011
За последние годы сыпучая (или порошковая) анимация из редкой техники превратилась в одну из самых популярных. Но все привыкли к тому, что это делается из одних и тех же материалов, в основном из песка и кофе. Разумеется, мультфильмы можно снимать не только из них, но и из всего, что может сыпаться, — даже из железной стружки, добавляя интересные эффекты магнитом. Лучшие из сыпучих материалов традиционно находятся на кухне, и тут дополнительный смысл может привнести их вкус, крупность частиц или происхождение. Вот, например, мультфильм петербургского режиссера Натальи Мирзоян «Чинти» о мечтательном муравье. Его история происходит в Индии, и поэтому особенно уместно выглядит анимация, сделанная с использованием разных сортов чая.
«Вспыльчивый человек»
Режиссер Наталья Антипова. Россия, 2004
Фильм вгиковской дипломницы Натальи Антиповой «Вспыльчивый человек» сделан из специй. И поскольку в восточной притче речь идет о человеке, который не может подавить свой гнев, здесь используется красный перец и другие острые приправы.
«Простейшие» («Protozoa»)
Режиссер Анита Накви. Польша, 2011
Продолжая кухонную тему, надо рассказать и о прекрасном фильме молодого польского режиссера Аниты Накви под названием «Простейшие». Главный строительный материал для мультфильма Аниты — кисели разных цветов.
«Чужие тела» («Corps étrangers»)
Режиссер Николя Бро. Канада, 2013
Еще одна интересная возможность внутри привычной техники компьютерной анимации. Канадский режиссер Николя Бро снял очень красивое абстрактное кино «Чужие тела», используя изображения, взятые из разного рода медицинских исследований — компьютерной томографии, МРТ и т. д. Наши органы тут превращаются в диковинных животных, и тело действительно ощущается как странное и чужеродное.
«A Love Letter to the One I Made Up» («Любовное письмо тому, кого я придумала»)
Режиссер Рахель Гутгарц. Израиль, 2017
Оригинальную технологию использовала выпускница израильской Академии искусств «Бецалель» Рахель Гутгарц. Для своего дипломного фильма, в котором девушка по дороге домой размышляет, каким она себе представляет идеального мужчину, и в воображении пишет ему письмо, Рахель использовала шелкографию, то есть печать каждого кадра через трафарет. Ручная печать, которая каждый раз получается , дает особый, «трепещущий» кадр и «живой», насыщенный цвет. Фильм на иврите, есть английские субтитры.
«Стэнли Пикл» («Stanley Pickle»)
Режиссер Вики Мэтер. Великобритания, 2015
Пиксиляция — не новая, но тем не менее не слишком часто использующаяся анимационная техника. Для нее снимают реальное движение (человека, например), а потом видео покадрово перемонтируют так, что оно уже выглядит анимационным. Именно этим способом, например, можно показать волшебный полет человека над землей: снять, как он подпрыгивает, а потом вырезать все кадры, где он взлетает и приземляется, и оставить только кадры в воздухе. Знаменитый фильм, снятый при помощи пиксиляции, «Стэнли Пикл» британки Вики Мэтер — очень подходящая для этой технологии история о молодом гении-изобретателе, который сделал себе механическую семью и жил в мире шестеренок, пока не встретился с живой девушкой.
«Светило» («Luminaris»)
Режиссер Хуан Пабло Зарамелла. Аргентина, 2011
И еще один знаменитый фильм в технике пиксиляции — «Светило» аргентинского режиссера Хуана Пабло Зарамеллы. Тут режиссер очень естественно соединяет пиксиляцию с предметной анимацией (соединение разных техник сегодня распространено), чтобы показать, какие фантастические события происходят в как будто совсем реальном мире. Перед нами производственный роман — насмешливый и лирический.
«На пороге Ильич»
Режиссер Михаил Солошенко. Россия, 2014
Анимация из фотографий — это, конечно, не термин: строго говоря, любая stop motion анимация, как и перекладка, строится из покадровой съемки. Но вгиковский учебный фильм Михаила Солошенко «На пороге Ильич» был сделан сложнее: в нем участвовали четыре актера, каждого для этого фильма снимали по кадрам как куклу и вырезали. Отдельно снимали мимику, чтобы на каждую реплику поставить подходящее движение губ, отдельно — всю обстановку. Получилось тысячи вырезанных фотографий и их фрагментов. Тут такая сложная технология была нужна в частности потому, что в этой пародийной истории масштаб персонажей разный: герой и его мама — обычные люди, а Ленин и Пушкин — это питомцы размером примерно с кошку. Ну и потому, что в такой ручной сборке все предметы, вроде бы оставаясь настоящими, получили гротескную неправильность, очень идущую этой абсурдной истории.
«4min15 au révélateur»
Режиссер Мойя Жобен-Паре. Канада, 2015
Успешным фестивальным дебютом канадки Мойи Жобен-Паре стал экспериментальный фильм, для которого Мойя сама придумала технологию. Она снимала город и свою сестру через окно квартиры, потом распечатывала гору фотографий и процарапывала на них эмульсию, наблюдая, как меняются на серебряном отпечатке текстура и цвет, а затем уже снова соединяла изображение на компьютере. Получилось очень интересное полуабстрактное кино.
Трейлер театрального фестиваля NET 2017 года
Режиссеры Мария Алигожина, Алексей Ермолаев. Россия, 2017
Коллажная анимация — это на самом деле частный случай традиционной техники перекладки, использующей в первую очередь не авторское изображение, а ready-made (например, фотографии, вырезанные из глянцевых журналов и подчеркнуто искусственно двигающиеся). Вот, например, коллажный трейлер театрального фестиваля NET, снятый Марией Алигожиной и Алексеем Ермолаевым.
«Быстрый фильм» («Fast Film»)
Режиссер Вирджил Видрич. Австрия, Люксембург, 2003
Австрийский режиссер Вирджил Видрич снял свой «Быстрый фильм» как знак признательности старому Голливуду. Классическая история погонь и спасения героем прекрасной женщины создана из кадров и микрофрагментов 400 старых фильмов от «Мальтийского сокола» и «Годзиллы» до «Психо»: Видрич распечатал 65 тысяч кадров и сложил из них предметы — самолеты, поезда, машины, — в которых и разворачивается действие. Герои фильма ежесекундно меняют лица: Хамфри Богарт начинает целовать одну звезду, а отрывается уже от другой; в дверь заглядывает один актер, а высовывается голова другого, — настоящий подарок для киномана.
«Машинопись» («Schreibmaschinerie»)
Режиссер Каро Эстрада. Австрия, 2012
Еще один пример того, что основой изображения в мультфильме могут быть самые неожиданные вещи, взять хотя бы буквы и знаки, напечатанные на старой пишущей машинке. Фильм австрийки Каро Эстрады так и называется — «Машинопись» (Каро говорила, что вдохновила ее случайно обнаруженная пишущая машинка бабушки). На этой машинке и было снято антивоенное кино, посвященное Первой мировой.
«G-AAAH»
Режиссер Элизабет Хоббс. Великобритания, 2016
Британка Элизабет Хоббс посвятила свой фильм «G-AAAH» Эми Джонсон, которая работала машинисткой до того, как в 1930 году совершила рекордный одиночный перелет из Англии в Австралию. Элизабет тоже «нарисовала» весь свой фильм на старой машинке Underwood 315. Надо сказать, мультфильмы из букв (напечатанных или написанных вручную) хоть и всегда выглядят экспериментально, но встречаются не так редко. Вот, например, фильм «Loof and Let Dime», снятый дипломником ВГИКа Романом Верещаком. Это абсурдистское стихотворение поэта-аутиста Кристофера Ноулза, его читает американский театральный режиссер и художник Роберт Уилсон.
«Мягкие растения» («Zachte Planten»)
Режиссер Эмма де Свааф. Бельгия, 2008
В куклах, сделанных из войлока, вроде бы нет ничего особенного. Но несколько лет назад, после выхода фильма «О, Вилли…» бельгийских режиссеров Эммы де Свааф и Марка Рулса, где не только герои, но и весь мир выглядел мягким и опушенным, как шерстяной носок, валяная техника всех особенно заинтересовала. Теплое пространство было обманчивым: мягкие беззащитные герои «О, Вилли…» вовсе не чувствовали себя в безопасности (детям мультфильм может показаться довольно страшным). Это же видно и в самом первом, дипломном фильме «Zachte Planten» («Мягкие растения») Эммы. Ее мультфильм о том, как офисному клерку приснились страшные приключения в мягком лесу.
«Манифест крови» («Blood Manifesto»)
Режиссер Теодор Ушев. Канада, 2014
Надо сказать, что рисовать можно и кровью. Вот «Blood Manifesto» канадского режиссера Теодора Ушева, снятый в недавнем революционном жару, когда весь мир (а с ним и Канада, как и Россия) протестовал против тоталитаризма власти. Собственная кровь, как и собственная ритмизованная проза (мультфильм пока не переведен с английского языка на русский), и плакатно-поэтический изобразительный стиль — все работает на дух этого фильма, похожего на горькую песню революции.
«Трое изобретателей» («Les Trois Inventeurs»)
Режиссер Мишель Осело. Франция, 1980
Силуэтная техника — редкая, но одна из самых старинных. Прославила ее еще пионер анимации немка Лотте Райнигер, а одним из самых знаменитых ее последователей в этой технике считается французский режиссер Мишель Осело. Его «Трое изобретателей» — невероятно изящный фильм, похожий на кружевные салфетки. Печальная история о семействе трех гениев-изобретателей, которых обыватели посчитали колдунами, — разрушили их изобретения и сожгли дом. Мультфильм на французском, но текста там очень мало, да и сюжет вполне понятен.
Сюго Токумару — «Katachi»
Режиссеры Кася Киек, Пшемек Адамски. Япония, 2012
А вот современный вариант силуэтной техники — музыкальное видео для японского исполнителя Сюго Токумару, снятое польской режиссерской парой Касей Киек и Пшемеком Адамски: здесь новые бумажные силуэты не заменяют прежние, а встают впереди них, оставляя за собой все предыдущие фазы движения, как его след. Можно посмотреть, как это было снято: фазы рисовали на компьютере, распечатывали и вырезали их лазером.
Бывает, что фильм выглядит очень необычно, хотя анимационная техника, которая в нем используется, вполне традиционна — особенным его делает фон или пространство. Представьте, например, мультфильм, нарисованный на теле (а такое бывает), или фильм, где анимация проецируется на реальное пространство леса. Вариантов не счесть, вот самые известные.
«Big Bang Big Boom»
Режиссер Blu. Италия, 2010
Аниматоры есть и среди художников, занимающихся уличным искусством, рисующих граффити и превращающих стены домов и городские объекты в гигантские фоны для своих мультфильмов. Одним из самых знаменитых аниматоров-граффитистов считается художник, скрывающийся под ником Blu. Он любит соединять сюрреалистическую рисованную анимацию с предметной. Вот, например, его фильм «Big Bang Big Boom» рассказывает историю о Большом взрыве, создавшем мир, и использует для этого весь город: дома, заводские территории, городской пляж, мосты, машины и так далее.
«Трафаретное танго № 2» («Stencil Tango no. 2»)
Режиссеры Марио Руллони, Хуан Пабло Зарамелла. Аргентина, 2010
Еще один мультфильм на стенах — уже не рисованный, а сделанный с помощью трафаретного граффити на стене полуразрушенного дома. Для того чтобы изготовить трафареты, профессиональных танцоров снимали на видео, а затем обрабатывали съемку на компьютере.
«Общая картина» («The Bigger Picture»)
Режиссер Дейзи Джейкобс. Великобритания, 2014
Одним из самых интересных экспериментов с традиционными анимационными техниками в последние годы оказался фильм «Общая картина» британки Дейзи Джейкобс, рассказывающий историю о пожилой матери и двух ее сыновьях — совестливом неудачнике и легкомысленном счастливчике. Дейзи рисовала красками фигуры больше человеческого роста на стенах комнаты и добавляла к ним предметную анимацию, когда движение должно было выйти за пределы плоскости. Этот фильм не переведен на русский, но то, как он сделан, объясняет происходящее и захватывает, даже если не понимать диалогов. Кстати, рисовать на стенах можно не только красками, но и водой. Во французско-испанском фильме «Море писем» («Lettres à la mer») режиссеров Рено Перрена и Жюльена Телле движущийся и на глазах высыхающий след воды превращается в корабли, фигуры женщин, солдат. Техника выбрана не случайно: фильм посвящен судьбам испанских беженцев в Марселе в конце годов, пропавшим солдатам и не дошедшим до адресатов письмам, так же исчезнувшим без следа, как вода на солнце.
Firekites — «Autumn Story»
Режиссеры Янни Кроненберг, Люсинда Шрайбер. Австралия, 2008
Анимация мелом тоже интересна прежде всего тем, как она работает с фоном вроде школьной доски, оставляя за собой след недостертых предыдущих фаз рисунка, которые дают ощущение одновременно законченного и длящегося движения (то же самое делают и с рисунком углем). Это музыкальное видео как раз на школьных досках — песня австралийской группы Firekites «Autumn Story».
Evelyn Evelyn — «Have You Seen My Sister Evelyn»
Режиссер Хоку Учияма. США, 2010
Бывает и такое. Клип «Have You Seen My Sister Evelyn» дуэта-мистификации Evelyn Evelyn, в котором сестер-двойняшек изображают музыканты Аманда Палмер и Джейсон Уэбли, сделан в духе ретро. Конечно, пальцем на стекле рисовали не «двойняшки», а художник мультфильма: после некоторой обработки на компьютере можно было соединить его рисунки на стекле с «сестрами Эвелин» так, чтобы казалось, что рисуют они.
«Птенцы моря»
Режиссер Борис Казаков. Россия, 1996
Бескамерная анимация известна давно, но остается очень редкой техникой. В ней изображение рисуется или царапается прямо на пленке, поэтому она иногда называется скретч-анимация (от английского scratch — «царапать»). И, конечно, оттого, что кадр маленький и аниматору нужен особый глазомер, чтобы в каждом следующем кадре изображение было в том же месте, рисунок на пленке получается простым и грубым, но зато сохраняет особую энергию рисующей руки. У нас самым известным режиссером, работающим в этой технике, остается Борис Казаков, в своих первых фильмах использовавший найденную пленку с фильмами и новостными киножурналами и рисовавший поверх них. Но недавно на Фабрике мультфильмов БФМ дети придумали неожиданный вариант этой техники: нарисовали мультфильм «Урок японского» на ровой чековой ленте.
Как правило, движение в анимации создается монтажом меняющихся кадров, которые в воображении зрителя складываются в цельный образ. И значит, можно экспериментировать не только с картинкой, но и с тем, каким образом создается этот монтаж.
Kottarashky & The Rain Dogs — «Demoni»
Режиссер Теодор Ушев. Канада, 2012
Старинные оптические игрушки — предвестники анимации — были устроены так, чтобы создать в воображении зрителя непрерывное движение. И сегодня режиссеры используют некоторые их приемы, сохраняя при этом ретро-обаяние «праанимации». Канадец Теодор Ушев, о котором уже шла речь, таким образом сделал музыкальный клип «Demoni» для музыкантов Kottarashky & The Rain Dogs. Рисунки на вращающейся виниловой пластинке здесь напоминают старинный прибор фенакистоскоп (диск с прорезями с одной стороны и картинками с обратной; если смотреть через прорези в зеркало на крутящийся диск, то будет казаться, что картинки в отражении оживают.).
«The Caketrope of Burton’s Team»
Режиссер Александр Дюбоск. Франция, 2012
Фильм Александра Дюбоска использует принцип другого старинного прибора — зоотропа, похожего на вращающийся цилиндр с щелями, в которые можно видеть ленту с картинками-фазами. Тут особенно интересно то, что материалом фильма стал шоколад, а его тема взята из страшновато-смешных мультфильмов Тима Бёртона.
«Бумага» («Paper»)
Режиссер PES. США, 2015
Прием «флипбука» знаком всем, кто рисовал мультфильмы на полях школьной тетрадки: рисунки оживали при быстром перелистывании. Сегодня этот прием используют режиссеры-экспериментаторы. В частности, он стал основой очень интересного способа работы с рисунками на разных бумажках, выложенных большим ковром и раскрывающихся перед нашими глазами вручную, постепенно создавая ощущение стремительного движения. Так работал известный американский режиссер PES, снимая рекламу для автомобиля Honda, которую так и назвал: «Бумага». И это выглядело очень уместно, поскольку речь шла об эволюции автомобиля, связанной с постоянными схемами и эскизами конструкторов и дизайнеров. Кстати, этот ход делает особенно наглядным, какое огромное число рисунков нужно сделать для короткого мультфильма.
The Goldman Brothers — «Call My Name»
Режиссеры Таль Загреба, Роберт Морено. Израиль, 2018
Израильские режиссеры Таль Загреба и Роберт Морено придумали для клипа The Goldman Brothers очень простое и остроумное решение: фазы движения нарисованного героя стоят как объекты вдоль дороги, по которой едет на машине реальная женщина, мечтающая убежать от тяжелых взаимоотношений. На скорости фазы складываются вместе, и героиня видит, как ее автомобиль догоняет любовник.
«Машина» («Machine»)
Режиссер Анна Вазоф. Австрия, 2015
Австрийская медиаартистка и архитектор Анна Вазоф, которая постоянно удивляет строительством необычайных конструкций, придумала установку, в которую одна за другой помещаются тарелки с рисунками разных фаз движения работающего механизма, будто стопка кадров будущего фильма. Разбивая верхнюю тарелку, переходишь к следующему кадру; таким образом на экране мы видим, как механизм приходит в движение. Кино так и называется — «Машина».
«Путешествие в Китай» («Travel to China»)
Режиссер Гиль Алькабец. Германия, 2002
Израильско-немецкий режиссер Гиль Алькабец снял фильм «Путешествие в Китай», полностью построенный на монтаже фрагментов одной картины. Он изобразил на ней несколько эпизодов, определяющих жизнь мечтательного и ленивого человека от детского манежика и подростковых игр с мячом до стариковского чтения газеты в кресле. А в центре, конечно, он сам на обломовском диване, мечтает и счастлив. Кино представляет собой просто монтаж: выбирая фрагменты картины, режиссер сначала рассказывает о жизни героя, а потом, закручивая музыку и сменяя кадры все быстрее, дает своему неподвижному герою бурное движение. Там нет ни одного дополнительного рисунка — все это только кажется нам, как кажется герою. Воображаемое движение, воображаемая жизнь. Кстати, позже, обнаружив, что зрители не очень включались в сам трюк, Алькабец решил сделать прием совсем очевидным. Он выбрал всем известную «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и сделал по тому же принципу «Таймкод да Винчи», демонстрируя, как много движения скрывается в статичной живописи.
«Вторжение» («Trespass»)
Режиссер Пауль Веннингер. Австрия, 2012
Если суперзамедленное движение снимать в реальной среде, а потом монтировать, увеличивая скорость движения главного героя до обычной, то весь мир вокруг него превращается в вихрь и каждый кадр оказывается наполнен вибрацией и напряжением. Это очень интересно делает австрийский хореограф и танцор Пауль Веннингер в своем экспериментальном анимационном дебюте «Вторжение», где сам он становится центральным героем в безостановочно меняющемся вокруг него мире.
«Разоблачение» («Lay Bare»)
Режиссер Пол Буш. Великобритания, 2012
Есть немало фильмов, построенных на фотографиях одного и того же героя: чаще всего это портреты, сделанные за длительное время, которые при монтаже дают картину взросления, старения и вообще изменения человека. Это, разумеется, можно делать не только с портретами, но и с видами природы, предметами и т. д., демонстрируя, как течет время. Британский режиссер Пол Буш в фильме «Lay Bare» складывает сюжет из крупно снятых фрагментов тел разных людей. Любуясь танцем родинок, линий на ладонях и игрой пупков, он рассказывает не о времени, а о человеческой красоте, которая не зависит ни от возраста, ни от канонов.
Реклама телешоу «Лучший пекарь Британии» («The Great British Bake Off»)
Режиссеры студии Parabella. Великобритания, 2017
В качестве бонуса — короткая реклама возвращения на телеэкраны любимого британского кулинарного шоу. Тут не только анимация еды, к которой мы уже привыкли, но и удивительная «мимика» пекущихся пирогов и даже монтаж при нарезании рулета, где нам «улыбается» начинка.
Источник