Арбат стена цоя сейчас

Арбат стена цоя сейчас

Стена на улице Арбат в Москве стала неофициальным мемориалом Цоя практически сразу после его гибели. Артем Колганов рассказывает, как за 30 лет изменилась — вместе с остальным городом — стена Цоя на Арбате

Стена памяти Виктора Цоя на Арбате в Москве, 1993 год. Фото: Борис Приходько/РИА «Новости»

Когда появилась стена Цоя, неизвестно. Популярная легенда гласит, что в день смерти музыканта на стене появилась соответствующая надпись, в ответ на которую кто-то приписал «Цой жив» большими черными буквами. Есть и менее известная, но более правдивая история: стена еще с середины 1980-х была местом встречи неформалов, которые с помощью надписей делились информацией о квартирниках и концертах. Но, несмотря на излишний романтический флер, надпись «Цой жив» не просто лежит в основании легенды о стене, но и служит метафорой всего ее существования.

Стена в 1990 году. Фото: Андрей Соловьев/ТАСС

Арбат тридцатилетней давности выбивался из московского ландшафта: первая пешеходная улица Москвы в конце 1980-х стала напоминать непрерывный фестиваль. Центральное расположение притягивало уличных художников и музыкантов — надписи на стене стали для них редкой возможностью обозначить свое присутствие в городе. Такого разнообразного контингента, как на Арбате, в городе было невозможно встретить. Стена органично дополнила причудливый арбатский пейзаж. Впервые в советской неформальной истории представители субкультур организовали собственное пространство в центральном районе и перестали использовать город как укрытие.

Читайте также:  Шумопоглощающие материалы стены до

Смерть Цоя изменила предназначение места: из пространства всеобщей коммуникации арбатская стена превратилась в точку коллективной памяти. Стена стала более закрытой — после гибели музыканта в августе 1990 года фанаты почти полгода охраняли ее от вмешательства властей. Функция места при этом не изменилась: оно осталось точкой встречи неформалов. Однако теперь стена так или иначе связывалась с воспоминаниями о Цое.

Парадоксально, но стена никогда не была связана с музыкантом географически: Цой не жил на Арбате, не выступал там и даже не упоминал его в интервью. После смерти музыканта стена превратилась в пристанище для поклонников, которые не могли посетить связанные с ним места — например, Богословское кладбище в Ленинграде. Многочисленным фанатам было важно сохранить не только стену, но и ее атмосферу: с августа 1990-го они на протяжении полугода круглосуточно охраняли место от посягательств властей. Видимая доступность места сменилась приватным выражением памяти.

На протяжении 1990-х годов стена оставалась своеобразным закрытым объектом. Однако меняющаяся политическая ситуация влияла и на восприятие городского пространства. Границы между официальным и неформальным постепенно стирались. Стена начала притягивать не только фанатов Виктора Цоя, но и туристов или случайных прохожих. Первым она компенсировала нехватку пространства для общения, вторым — недостаток оригинальных монументов. Из локального места силы стена превратилась в центральную достопримечательность.

Август 1990 года. Фото: Юрий Абрамочкин/РИА «Новости»

Возросшая популярность стены спровоцировала раскол в отношении к ней. Горожане заговорили о месте как о памятнике, дальнейшая судьба которого — в руках не поклонников Цоя, но самих москвичей. Городские власти тогда не проявляли резкого интереса к стене, поэтому вид места начали определять активисты. В 2006 году группа Art Destroy замазала стену черной краской. Как показывает название группы, они протестовали не против Цоя, но против художественной ценности мемориала. Акция стала первой проверкой на прочность для стены (ее еще с начала 2000-х перестали охранять фанаты), и она с ней справилась: через несколько дней поверх черной краски появились новые надписи в память о Цое.

Попытка московских властей избавиться от стены окончательно закрепила за ней статус народного мемориала. Проект реконструкции 2009 года, который предполагал частичное уничтожение стены, горожане встретили крайне негативно: их возмутил не только факт изменений, но и риторика чиновников: власти назвали стену «пристанищем городских маргиналов». После нескольких протестов в поддержку места от реконструкции отказались.

В последнее десятилетие стена пережила еще несколько громких акций: это и надпись «Цой мертв» в 2016 году, и граффити динамовских фанатов «Перемен требуют наши сердца», и неоднократное перекрашивание стены коммунальными службами. Неизменным осталось социальное восприятие места: для москвичей она стала постоянно изменяющимся памятником, внешний вид которого куда менее важен, чем его предназначение. История стены Цоя не имеет точной даты начала, но у нее не будет и точной даты конца — коллективная память может существовать вечно.

Источник

Стена Виктора Цоя на Арбате в Москве

Чем старше становится Стена Виктора Цоя на Арбате в Москве, тем более двойственное впечатление она производит. Родившись как народный мемориал, ценный искренностью чувств, которые поклонники погибшего певца выражали посредством надписей, оставленных цветов и сломанных сигарет, сегодня эта достопримечательность даже не всегда вызывает желание сделать фото возле нее. Пьяные компании, попрошайки и бессмысленные строчки как соревнование в безвкусице — то, с чем может столкнуться туристическая группа, заглянувшая в Кривоарбатский переулок в настоящее время. Но Стена продолжает жить, на ней появляются новые признания, портреты музыканта, его стихи, так что пока она сохраняет свой статус достопримечательности.

Где находится стена Цоя в Москве

Точный адрес стены Цоя на в Москве — Арбат, дом 37/2, строение 5. Это маленькое подсобное здание Московского окружного военного суда длиной около 30 метров и шириной 7 метров, которое стоит на углу Арбата и Кривоарбатского переулка. В торце, выходящем на Арбат, находится платный общественный туалет.

При прогулке в поисках Стены Цоя лучше ориентироваться на здание, стоящее по адресу Кривоарбатский переулок, 1. Это высокий жилой дом в 6 этажей со стенами кофейно-серого цвета. Его можно увидеть издалека, так как здание суда перед ним состоит всего из 2 этажей.

Панорама Стены Цоя на Арбате в Москве:

История

Версий возникновения народного памятника Цою существует две. Каноническая, который придерживается и «Википедия» гласит, что в 1990 году в день, когда стало известно о гибели музыканта в автокатастрофе под Тукумсом, вдоль верхнего края стены кто-то написал черной краской «Сегодня погиб Виктор Цой». А вскоре появился «ответ» в виде реплики, ставшей крылатой: «Цой жив».

С трагического августовского дня и до конца сентября возле Стены всегда можно было застать поклонников артиста. Оставляли портреты кумира, писали признания, говорили об утрате. Тогда же появилась традиция оставлять прикуренную, сломанную пополам сигарету в знак трагически оборвавшейся жизни Цоя.

Вторую версию формирования статуса Стены как народного памятника приводит журналист Алексей Байков. Он указывает, что еще за 3 года до смерти Виктора Цоя «устье» Кривоарбатского переулка было одним из любимых мест для тусовок неформалов. Стена выступала в качестве средства связи — фломастером писали о себе прибывшие автостопом из других частей страны, анонсировали предстоящие концерты и квартирники, указывали адреса для вписок. Все, что появилось после исторической фразы «Цой жив», Байков называет «одной гигантской «веткой комментариев» к этой реплике.

С этой точки зрения Стена превращается в памятник не столько отдельному человеку, сколько целому поколению с его культурой, оппозиционной официальной. Поэтому становятся понятны выступления против установки в этом месте скульптуры Виктора Цоя, попытки которой предпринимались в начале «нулевых».

Когда стена Цоя была закрашена

В 2006 году Стена оказалась закрашена, но ни официальные власти, ни кто-либо из арт-групп не взял на себя ответственность за это. Объект восстановили, но попытки ликвидировать достопримечательность продолжились. В частности, в 2016 году некто нанес огромную надпись через всю стену «Цой мертв». Впоследствии ее стерли. В том же году инициативу по закрашиванию Стены выдвинул собственник здания — Московский окружной военный суд. Народный мемориал смущал служителей закона тем, что привлекал публику, устраивающую «непотребства» и «справляющую нужду» возле их здания.

Наконец, в апреле 2019 года в нижней части стены по всей ее ширине появилась надпись «Перемен требуют наши сердца», оставленная болельщиками клуба «Динамо». На авторство указывал и способ написания буквы «Д» в слове «сердца» — ее выполнили в стилистике клуба. Таким образом фанаты выразили несогласие с политикой руководства «Динамо». Поступок недовольных поклонников «бело-голубых» вызвал негативную реакцию у общественности. Отрицательно произошедшее прокомментировали не только фанаты Цоя, но и остальные. В частности, спортивный журналист Дмитрий Губерниев выложил снимок Стены с надписью, сопроводив его вопросом к авторам «Вы думаете, это нормально?».

Отзывы

Мнения туристов о Стене Цоя расходятся. Авторы, например, пишут, что эта достопримечательность — одна из немногих оставшихся деталей, напоминающих об уютном месте в Москве 90-х годов. К тому же надписи на ней продолжают жить своей жизнью. Новые строки и фрагменты более ранних фраз, выглядывающие из-под них, заставляют остановиться, вчитаться, представить себе тех, кто оставил эти слова, вообразить события, которые когда-либо происходили у Стены.

Для многих это отличное место для ностальгии и действительно повод вспомнить музыканта и его творчество. Несколько минут воспоминаний вырывают из туристической суеты, тем более что находится Стена не на самом Арбате, а в примыкающем к нему переулке. Если повезет, можно оказаться у Стены в одиночестве и тишине.

В то же время многие пишут о двойственном ощущении, связанном с современным антуражем. Связано это не только с нетрезвыми компаниями и неуместными надписями, но и с тем, что это место становится все более популярным как туристический объект. На его фоне фотографируются и те, кто приходит сюда не в память об ушедшем авторе, а из-за популярности Стены. Так что на фоне вечных строк Цоя нередко можно увидеть поклонников селфи, принимающих вычурные позы ради снимка для «Инстаграма». Все это создает диссонанс.

Как добраться до стены Цоя в Москве

Достопримечательность находится в центре российской столицы. Добираться до нее удобнее всего на метро. Выйти можно как на станции «Смоленская», так и на станции «Арбатская», поскольку они расположены у южного и, соответственно, у северного конца Арбата, а Стена Цоя находится примерно посередине пешеходной улицы. Даже неспешным шагом до нее модно дойти за 7–10 минут.

Для поездки можно использовать и автобусы. Подходящих остановок две. Во-первых, это «Смоленская площадь», расположенная с южной стороны Арбата. До нее идут автобусы № 64, Б, С12, т10, т39, т79. Во-вторых, это остановка «Арбатские ворота» у северного выхода с Арбата. Сюда следуют автобусы № 15, А, 39, м2, м27, н2.

Если вы отправляетесь на своем автомобиле, помните, что парковка в центре Москвы платная. Также можно приехать на такси. В российской столице действуют все крупные перевозчики: Gett, Uber, «Максим», «Яндекс. Такси» и другие. Заказывайте машину с помощью мобильного приложения.

Видео о Стене Цоя на Арбате в Москве:

Источник

На Арбате благоустроят стену Цоя

Кривоарбатский переулок, в котором с начала 1990-х годов находится стена Цоя, планируется благоустроить. Подробности работ содержатся в «Концепции комплексного благоустройства арбатских переулков» (есть в редакции). Этот документ обсуждался в феврале 2020 года на общественных слушаниях благоустройства переулков между Пречистенкой и Арбатом.

«На углу с Арбатом с 1990 года находится местночтимая святыня «стена Цоя», наиболее естественный из всех монументов столицы», — говорится в концепции. Напротив стихийного мемориала планируется высадить деревья, установить уличные фонари и сиденья для кратковременного отдыха. Пешеходную часть (напротив стены Цоя) замостят плиткой, оставив фрагменты мощения историческим булыжником. На проезжей части переулка предусмотрены парковочные карманы.

Стена Цоя на доме № 37 по Кривоарбатскому переулку появилась в 1990 году после гибели рок-певца. Именно на этой стене впервые было написано «Цой жив». Несколько месяцев после смерти Цоя у стены дежурили неформалы. В 1990–2000-х годах мэрия несколько раз пыталась закрасить стену, но постоянно сталкивалась с противодействием активистов и фанатов.

Кривоарбатский переулок соединяет Арбат с Плотниковым переулком, изгибаясь под прямым углом. Назывался также Кривоникольским по соседней церкви Николая в Плотниках. Кульминация переулка — собственный дом архитектора Константина Мельникова — полностью выбивается из правил арбатского градостроительства, но в силу скромного масштаба смотрится здесь очень органично. Прочая застройка — комплекс доходных домов начала XX века с вкраплениями современных зданий, угловой дом № 4 (Villa Arbat, 2013 год постройки, архитектор Д. Эртенберже) и советское строение № 3 (2), занявшее место дома XIX века, в котором происходило действие фильма «Я шагаю по Москве».

Источник

Арбат: стена, ждущая перемен

Редкая штука — памятник, который все время меняется. То он весь состоит из букв. То вдруг обзавелся глазами. Потом сплошь — портрет. Вдруг — караул! — стал девственно чист. А назавтра уже опять испещрен строчками по всей диагонали. Этот интерактивный монумент — Стена Цоя на Арбате. Он умер — Стена родилась.

15 августа 1990 года по радио передали: в Латвии, в нескольких километрах от Риги, в автокатострофе погиб лидер группы «Кино». В этот же день чья-то рука вывела на стене дома № 37, выходящей в Кривоарбатский переулок: «Сегодня погиб Виктор Цой». Тут же рядом появился ответ: «Цой жив!». И понеслось. Каждый здесь оставлял свой след — строчки из песен, признания в любви. До самого сорокового дня у стены непрерывно дежурили поклонники. Сюда несли цветы. Потом установили портрет. Фан-клуб обрел постоянное место, обзавелся постоянным составом и традициями. Так, в специальной пепельнице было принято оставлять только что прикуренную надломленную сигарету («Если есть в кармане пачка сигарет, значит, все не так уж плохо. »). Здесь пели, пили и рыдали. За компанию подтягивались бомжи и прочие лица неопределенных музыкальных вкусов. Стену включили в путеводители.

Жители соседних домов взвыли: почему Москва, а не Питер? Почему не Лужники, где был его последний концерт? Сколько раз за день можно прослушать «Мы ждем перемен» в исполнении пьяных голосов и не сойти с ума? За что?! Действительно, армия фанатов Цоя оказалась столь велика и столь разнообразна, что обуздать ее верность, любопытство и печаль никак не представлялось возможным. Амплитуда дискуссий по поводу судьбы стены колебалась от «снести, к чертям» до «облагородить и узаконить». Ее закрашивали. На ней писали крамольное: «Цой мертв». Грозились придать статус официального городского памятника. Изваять рядом босого Цоя на мотоцикле. Оставить только надписи 90-х. Позвать профессиональных художников, и пусть рисуют.

Источник

Оцените статью