- Армирование массивных фундаментов
- Устройство фундамента под оборудование
- Требования к фундаментным конструкциям под оборудование
- Общие нормативные регламентации
- Разнообразие оборудования
- Разновидности оснований
- Индивидуальные и групповые фундаменты
- Используемые для возведения фундаментов материалы
- Проектирование фундаментных конструкций
- Основания под металлообрабатывающие станки
- Нормативная база для сооружения фундаментов под машины
- Технология строительства фундамента-плиты из железобетона
Армирование массивных фундаментов
Страница 1 из 4 | 1 | 2 | 3 | > | 4 » |
17.06.2013, 09:56
Проектирование гидротехнических сооружений
17.06.2013, 15:18
17.06.2013, 15:28
Проектирование гидротехнических сооружений
17.06.2013, 16:35
18.06.2013, 14:05
18.06.2013, 14:36
Проектирование гидротехнических сооружений
18.06.2013, 16:51
18.06.2013, 16:58
18.06.2013, 17:19
19.06.2013, 10:52
19.06.2013, 10:55
19.06.2013, 11:16
19.06.2013, 16:35
19.06.2013, 22:24
Во наговорили-то.
Поверхности в любом случае надо армировать, хотя бы из предположения того, что сверху слона уронят или кто-нить молотком тюкнет. Так же температурка повлияет не в лучшую сторону.
Рабочее армирование, присоединяюсь к многим отписавшим, скорее всего не потребуется.
П.С. арматуру вообще то всегда подбирают по напряжениям, для тонкостенных элементов справедлива теория плоских сечений, на которой и основан СНИПовский расчет, и поэтому никто не заморачивается. НООООО. Это частный случай работы упругого тела, на котором жизнь не заканчивается.
19.06.2013, 22:50
19.06.2013, 23:18
19.06.2013, 23:50
25.06.2013, 09:49
пытаюсь быть инженером
25.06.2013, 10:33
ПРОДОЛЬНОЕ И ПОПЕРЕЧНОЕ АРМИРОВАНИЕ |
3.6. Расстояние в свету между арматурными стержнями по высоте и ширине сечения должно обеспечивать совместную работу арматуры с бетоном и назначаться с учетом удобства укладки и уплотнения бетонной смеси.
Расстояние в свету между стержнями для немассивных конструкций следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.03.01-84.
В массивных железобетонных конструкциях расстояния в свету между стержнями рабочей арматуры по ширине сечения определяются крупностью заполнителя бетона, но не менее 2,5d где d — диаметр рабочей арматуры.
3.7. Толщину защитного слоя бетона следует принимать:
не менее 30 мм для рабочей арматуры и 20 мм для распределительной арматуры и хомутов в балках и плитах высотой до 1м, а также в колоннах с меньшей стороной до 1 м:
не менее 60 мм и не менее диаметра стержня для рабочей и распределительной арматуры массивных конструкций с минимальным размером сечения более 1 м.
Толщину защитного слоя бетона в железобетонных конструкциях морских гидротехнических сооружений необходимо принимать:
для рабочей арматуры стержневой — не менее: 50 мм:
для распределительной арматуры и хомутов — не менее 30 мм.
Для сборных железобетонных элeмeнтoв заводского изготовления при применении бетона класса по прочности на сжатие В15 и выше толщина защитного слоя может быть уменьшена на 10 мм против указанных выше величин.
При эксплуатации железобетонных конструкций в условиях агрессивной среды толщину защитного слоя необходимо назначать с учетом требований СНиП 2.03.11-85.
3.8. В массивных нетрещиностойких железобетонных плитах и стенах сечением высотой 60 см и более с коэффициентом армирования при надлежащем обосновании допускается многорядное расположение арматуры по сечению элемента, способствующее уменьшению максимальной ширины раскрытия трещин по высоте сечения.
3.9. Если стержни арматуры размещаются в два и более ряда, то диаметры стержней рядов должны отличаться друг от друга не более чем на 40 %.
3.10. Из условия долговечности гидротехнических сооружений без предварительного напряжения диаметр арматуры следует принимать для рабочей стержневой арматуры из горячекатаной стали не менее 10 мм, для спиралей и для каркасов и сеток вязаных или изготовленных с применением контактной сварки — не менее 6 мм.
3.11. Продольные стержни растянутой и сжатой арматуры должны быть заведены за нормальное или наклонное к продольной оси элемента сечение, где они не требуются по расчету, в соответствии с требованием СНиП 2.03.01-84.
3.12. Распределительную арматуру для элементов, работающих в одном направлении, следует назначать в размере не более 10% площади рабочей арматуры в месте наибольшего изгибающего момента.
3.13. При выполнении сварных соединений арматуры следует выполнять требования СНиП 2.03.01-84.
3.14. В конструкциях, рассчитываемых на выносливость, в одном сечении должно стыковаться, как правило, не более половины стержней растянутой рабочей арматуры. Применение стыков внахлестку (без сварки и со сваркой) для растянутой рабочей арматуры в этих конструкциях не допускается.
3.15. В изгибаемых элементах при высоте сечения более 700 мм у боковых граней следует устанавливать конструктивные продольные стержни. Расстояние между ними по высоте должно быть не более 400 мм, площадь поперечного сечения — не менее 0,1 % площади сечения бетона со следующими размерами: высота элемента равна расстоянию между стержнями, ширина — половине ширины элемента, но не более 200 мм.
3.16. У всех поверхностей железобетонных элементов, вблизи которых ставится продольная расчетная арматура, необходимо предусматривать также поперечную арматуру, охватывающую крайние продольные стержни. Расстояние между поперечными стержнями у каждой поверхности элемента должно быть не более 500 мм и не более удвоенной ширины грани элемента.
3.17. Во внецентренно сжатых линейных элементах, а также в сжатой зоне изгибаемых элементов при наличии учитываемой в расчете сжатой продольной арматуры необходимо устанавливать хомуты.
Расстояние между хомутами следует принимать в вязаных каркасах не более 15d, в сварных — не более 20d где d — наименьший диаметр сжатой продольной арматуры. В обоих случаях расстояние между хомутами должно быть не более 500 мм. Конструкция поперечной арматуры должна обеспечивать закрепление сжатых продольных стержней от бокового выпучивания в любом направлении. В местах стыковки рабочей арматуры внахлестку без сварки или если общее насыщение элемента продольной арматуры составляет более 3 % хомуты следует устанавливать на расстоянии не более 10d и не более 300 мм.
В массивных внецентренно сжатых элементах, рассчитанных без учета сжатой арматуры, расстояние между конструктивными поперечными связями (хомутами) допускается увеличивать до двух высот (ширин) элемента.
3.18. Расстояние между вертикальными поперечными стержнями в элементах, не имеющих отогнутой арматуры, и в случаях, когда поперечная арматура требуется по расчету, необходимо принимать:
а) на приопорных участках (не менее 1/4 пролета) при высоте сечения менее или равном 450 мм — не более h/2 и не более 150мм;
при высоте сечения более 2000 мм — не более 3/4h и не более 500 мм;
при высоте сечения, равной или более 2000 мм — не более h/З:
б) на остальной части пролета при высоте сечения 300—2000 мм — не более 3/4h м не более 500 мм;
при высоте сечения более 2000 мм — не более 3/4h.
3.19. В элементах, работающих на изгиб с кручением, вязаные хомуты должны быть замкнутыми с перепуском их концов на 30 диаметров хомута, а при сварных каркасах все поперечные стержни обоих направлений должны быть приварены к угловым продольным стержням, образуя замкнутый контур.
3.20. Отверстия в железобетонных элементах следует располагать в пределах ячеек арматурных сеток и каркасов.
Отверстия с размерами, превышающими размеры ячеек сеток, должны окаймляться дополнительной арматурой. Суммарная площадь ее сечения должна быть не менее сечения прерванной рабочей арматуры того же направления.
3.21. При проектировании сталежелезобетонных конструкций, в которых обеспечивается совместная работа арматуры и стальной оболочки, толщину последней следует принимать минимальной по условиям монтажа и транспортирования.
3.22. Арматура железобетонных конструкций должна предусматриваться в виде армоферм, армопакетов, сварных каркасов и сеток.
Типы армоконструкций следует назначать с учетом принятого способа производства работ. Они должны обеспечивать возможность механизированной подачи бетона и тщательной его проработки. Установку арматуры в железобетонных конструкциях необходимо производить индустриальными методами при максимальной экономии металла на конструктивные элементы для закрепления ее в блоке бетонирования.
Увеличение площади сечения арматуры, определенной расчетом на эксплуатационные нагрузки, для восприятия нагрузок строительного периода не допускается.
Источник
Устройство фундамента под оборудование
Фундаменты под оборудование и под жилые или хозяйственные постройки отличаются друг от друга как размерами, так и конструкцией. Часто они кроме статической нагрузки должны быть рассчитаны на действие динамических сил, возникающих при работе механизмов. Также основания постоянно подвергаются действию разных химических веществ, которые оказывают на них разрушительное действие. Поэтому они должны быть прочными и устойчивыми к действию агрессивных сред. На предприятиях и в небольших мастерских эксплуатируются различные группы оборудования, имеющие разные характеристики. Фундаменты под каждую из них проектируются по соответствующим техническим условиям, соблюдение которых обеспечивает надежность возводимой конструкции.
Требования к фундаментным конструкциям под оборудование
Требования к фундаментам под промышленное оборудование выдвигаются высокие по разным критериям. Это связано с тем, что они испытывают разноплановые нагрузки и подвержены часто воздействию агрессивных веществ.
Фундамент с приямком
Фундаментная конструкция под оборудование должна обладать следующими свойствами:
- значительной прочностью, чтобы выдерживать динамические и статические воздействия со стороны установленного механизма;
- химической стойкостью (инертностью);
- значительной массой, обеспечивающей сопротивление вибрационным нагрузкам (гашение колебаний);
- минимальными отклонениями от плановых размеров, то есть габариты опоры должны практически полностью соответствовать расчетным параметрам;
- большей, чем у монтируемого агрегата, площадью опоры.
Высокая прочность и устойчивость к действию химически активных компонентов определяют в значительной степени срок службы основания и, в ряде случаев, рабочих установок.
Разрушающими опору агрессивными веществами являются:
- смазочные материалы;
- охлаждающие жидкости;
- различные технические масла;
- разное топливо и прочие.
Гашение вибраций массивным основанием от работы механизмов с динамическими нагрузками (пример таких агрегатов – прокатные клети, молоты) имеет большое значение. Это связано с тем, что колебания вызывают сокращение срока эксплуатации всей постройки и самого оборудования, а также соседних механизмов.
Вибрации возникают из-за наличия неравномерно вращающихся деталей в машине: режущих инструментов, роторов, шкивов и прочих.
Кроме размеров (длины, ширины, высоты) опорной конструкции, с чертежом должны совпадать и места расположения крепежных элементов. Допустимы только минимальные расхождения.
Если не предусмотрено конструктивными особенностями оборудования, то уклоны на установочной площадке должны отсутствовать, чтобы можно было правильно и быстро выполнить монтажные работы.
Агрегаты небольшой массы (до 2 т), которые не вызывают значительных динамических воздействий на опору, монтируют непосредственно на железобетонные полы либо межэтажные перекрытия. Если требуется, то их подготавливают соответствующим образом, усиливая основу путем армирования и заливки бетоном. Такие опорные конструкции выделяют в фундаменты первой группы.
Общие нормативные регламентации
Построенный фундамент под установку оборудования должен обеспечивать безопасность трудового процесса (соответствовать действующим нагрузкам по прочности) и удобство обслуживания смонтированных на нем механизмов. Для этого делают приямки (или подвалы), прокладывают прочие инженерные коммуникации.
Кроме рассмотренных критериев, которым должны соответствовать опорные конструкции под оборудование, к фундаментам с динамическими нагрузками и процессу их возведения предъявляются следующие требования:
- нужно, чтобы строительство и проектирование оснований выполнялось компетентными специалистами с высоким квалификационным уровнем, а также опытом проведения подобных работ;
- для создания проекта нужно, чтобы исходные данные имелись в требуемом объеме и интерпретировались только профессионалами;
- процесс строительства должен сопровождаться постоянным контролем качества проведения работ;
- нужно, чтобы действия всех участников строительного процесса были четко скоординированы;
- построенные фундаменты должны быть используемыми по назначению, соответствующему указанному в проектной документации;
- для строительства следует применять материалы, отвечающие нормативным требованиям;
- обслуживание оснований следует выполнять так, чтобы конструкция прослужила максимально возможный срок;
- надежность и максимально возможная простота крепления (как пример – анкерные болты, вмуровываемые в бетон).
В видеоролике далее даются рекомендации по обустройству фундаментов под станочное оборудование.
Все работы по проектированию и возведению опорных конструкций под механизмы должны выполняться специалистами для достижения соответствия построенной конструкции техническим условиям и действующим стандартам. Важным фактором является также экономичность воздвигаемой фундаментной конструкции, благодаря чему все расходы сводятся к минимуму.
Разнообразие оборудования
Когда речь идет об основаниях под оборудование, то следует учитывать, что существует большое его разнообразие, объединенное в отдельные группы. Нормативными документами предполагается расчет фундамента под каждую из них вести с учетом эксплуатационных особенностей механизмов.
Металлообрабатывающий станок
Фундаментные конструкции проектируют и возводят под следующие группы машин:
- с кривошипно-шатунными механизмами: компрессоры поршневые, рамы лесопильные, дизели, мотор-компрессоры;
- турбоагрегаты: турбовоздуходувки, турбокомпрессоры, турбогенераторы;
- электрические машины, такие как синхронные компенсаторы и мотор-генераторы;
- штамповочные или ковочные молоты кузнечные;
- прокатное оборудование (вспомогательного или основного типа);
- копры, предназначенные чтобы разбивать скрап;
- вращающиеся печи;
- дробилки (гирационные, трубчатые, щековые, валковые) и мельничные агрегаты;
- металлорежущие станки;
- прессы;
- машины формовочные (используемые как в литейном производстве, так и при изготовлении железобетонных блоков).
Каждая группа оборудования с динамическими нагрузками имеет свои особенности проведения расчетов оснований. Это связано с особенностями действия сил, возникающих при работе машин.
Разновидности оснований
Для установки агрегатов используют разные фундаментные конструкции, соответствующие выдвигаемым нормами требованиям.
На практике машины устанавливают в основном на разновидностях опорных конструкций, представленных в таблице далее.
№ | Тип фундаментной конструкции | Характеристика возведенной основы |
---|---|---|
1 | фундамент-плита без подвала | заливается только на первом этаже, обходится дорого из-за значительного расхода строительных материалов и больших трудовых затрат, но своей массивностью хорошо гасит возникающие вибрации |
2 | рамная основа, оснащенная ростверком из балок | способна без негативных последствий выдерживать колебания высокой частоты, поэтому часто используется под установку механизмов ударного принципа действия |
3 | стенчатая опорная конструкция (является модификацией оснований ленточного типа) | ее возводят со второго этажа, действующая нагрузка от агрегатов при таком строении опоры принимается внешними (несущими) стенами, а также внутренними перегородки |
4 | основание-перекрытие, имеющее подвал | устраивается выше первого этажа, передает (возникающие в процессе работы машин) вибрации межэтажным перекрытиям (каркасу постройки), способно выдерживать лишь нагрузки статического типа либо колебания с незначительной амплитудой |
Наиболее современный вариант под легкие или средней тяжести механизмы – это устройство оснований с пружинами или виброопорами других типов, гасящими возникающие во время работы агрегатов колебания. Демпферы (гасители вибраций) особенно легко можно устанавливать под основы рамного типа.
По своей сути основание-перекрытие, обустроенное подвалом – это та же плита, только построенная из готовых железобетонных блоков, укладываемых на балки перекрытия.
Приведенные фундаментные конструкции разделяют на 2 типа:
- бесподвальный (у него практически полностью отсутствует часть, располагаемая над полом);
- подвальный ( с хорошо развитым надземным отделом).
Последний вариант может иметь стенчатую либо рамную формы. Он характеризуется большой высотой над плоскостью пола.
Фундаменты по конструкции могут быть также сборными, монолитными, сборно-монолитными. По форме они бывают таких видов:
- прямоугольные;
- ленточные;
- ступенчатые;
- фасонные;
- трапециевидные.
В качестве фундаментов под агрегаты с периодическим характером действующих нагрузок возможно использование свай разных типов. Поверх опор обустраивают плитный или ленточный ростверк. Монтировать механизмы ударного типа работы нужно на сплошные железобетонные сваи.
Расстояния между устанавливаемыми столбами регламентируются СП 24.13330. Оно не должно превышать 10 их диаметров. Рассчитать колебания свайных оснований можно, руководствуясь соответствующими подразделами этого документа.
В качестве элементов сборных конструкций применяют разные блоки и плиты (пустотелые либо сплошные).
Самые массивные агрегаты, отличающиеся большим весом, монтируют только на фундаментной основе плитного типа. В плитах обустраивают выемки, отверстия вырезы, используемые для монтажа машин и их обслуживания во время эксплуатации.
Индивидуальные и групповые фундаменты
Оборудование монтируют на индивидуальные либо групповые фундаментные конструкции.
Групповое основание
Групповые фундаменты предназначены для установки на них нескольких механизмов легкого или среднего веса (до 8 т) с жесткой станиной и нормальной точностью работы, эксплуатируемые с преобладанием статических сил. Толщина их обычно составляет 150-250 мм. Они выполняют зачастую только роль оснований. Единой опорой выступают в основном бетонные (или железобетонные) полы. Но встречаются на практике и другие варианты конструкций.
Станины механизмов считаются жесткими при соотношении их длины к высоте, не более чем 2 к 1.
Основания индивидуального типа строят под точное оборудование, обладающее средней или тяжелой массой, которое работает с динамическими нагрузками умеренной либо значительной величины. Такие опоры кроме отведения вибраций от машин и обеспечения правильного их рабочего положения, еще и изолируют агрегаты друг относительно друга. Это препятствует передаче колебаний между ними.
Легкие машины, либо средней массы агрегаты с преобладающим статическим видом нагрузок, нередко монтируют непосредственно на пол или межэтажное перекрытие (так называемый фундамент первого типа). В случае необходимости такую основу усиливают бетонной стяжкой (с укладкой арматуры при этом), увеличивая также ее толщину.
Под крупные агрегаты фундаменты дают усадку. Этот процесс может продолжаться в течение длительного времени. Поэтому следует проверять уровень (горизонтальный и вертикальный) установки машин.
Используемые для возведения фундаментов материалы
Материалы для строительства фундаментов под машины различных габаритов и веса должны быть прочными и устойчивыми к действию разных агрессивных сред. Поэтому используют:
- готовые железобетонные блоки (их перевязывают друг с другом во время строительства);
- железобетон, получаемый заливкой арматурного каркаса, расположенного внутри опалубки;
- металл (для создания свайных конструкций с ростверком в виде рамы);
- железобетон с металлом (на блоки из бетона либо сваи устанавливают металлический ростверк).
Схема железобетонной монолитной плиты
Бесподвальные и подвальные основания возводят с применением бетона марок М200-М300 (для легких агрегатов) либо М400 (под тяжелые машины), классом В15
В частных цехах либо домашних мастерских используют также бутовый камень для строительства основ (получается бутобетон).
Использование определенных материалов под конкретные механизмы регламентируется строительными нормами.
Устройство фундаментов из кирпича, укладываемого на цементный раствор, также встречается, но редко. При этом грунтовые воды должны располагаться глубоко (ниже подошвы основы). В основном такие опоры делают под нетяжелые машины (весом, не превышающим 4 т), а их толщина составляет не меньше, чем 50 см. Силикатный кирпич при этом использовать нельзя.
Раньше монтировали легкие агрегаты на деревянные полы, но сейчас такое редко можно встретить. Это связано с тем, что дерево быстро коробится и меняет свою форму. Такие основы могут использоваться, только как временные опоры.
Монтируемое оборудование соединяется с основой при помощи болтов. Их параметры устанавливаются требованиями, регламентируемыми СП 43.13330. Если механизм создает во время своей работы ударную нагрузку либо сильные вибрации, требующие применения болтов более 42 мм диаметром, то используют их съемные типы.
Промежуток от нижнего конца крепежного элемента до фундаментной подошвы должно составлять более 10 см.
В последнее время для закрепления агрегатов набирает популярность применение химических анкеров.
Лучшим вариантом опоры под механизмы с динамическим видом нагрузок считаются железобетонные монолитные. При применении металлических конструкций либо готовых (заводских) блоков они должны отвечать всем требованиям, которые предъявляются к основаниям под оборудование.
Проектирование фундаментных конструкций
Проектирование фундаментов под оборудование – это первоначальный этап их строительства, который выполняется по техническому заданию. Все расчеты проводятся при этом согласно действующим строительным нормам и правилам.
Фундамент под группу механизмов
Исходными данными для проведения нужных вычислений для определения эксплуатационных параметров опорной конструкции являются:
- характеристика грунта (глубина промерзания, структура, расположение подземных вод, несущие способности и прочие параметры);
- действующая статическая нагрузка;
- расчетные динамические силы (величина вибраций);
- опорная площадь станины агрегата;
- температурный режим эксплуатации воздвигаемой основы;
- условия эксплуатации устанавливаемых механизмов, а также их рабочий режим;
- характер окружающей машину застройки (показывает действие внешних сил на создаваемую опору).
Проект также должен учитывать наличие агрессивных сред и мероприятия по защите основы от них.
Гидрогеологические свойства грунта определяются с помощью предварительного проведения соответствующих инженерных исследований. На рыхлых типах почв требуется возведение более массивных опор, чем на скальных породах.
Статическая нагрузка – это вес механизма, который указывается в паспорте к нему либо инструкции по эксплуатации. По расчетному значению давления на ростверк определяют величину динамических сил. Они возникают во время работы агрегатов из-за движения их узлов.
Найденную величину давление корректируют с учетом 2-х коэффициентов: постоянной осадки грунта (она составляет 0,7÷1,0) и условий работы (начиная с 0,5, применительно к кузнечному молоту, до 1,0 при монтаже токарно-винторезных агрегатов).
Значение первой константы зависит от степени влажности почвы.
Выполняя расчеты, необходимо учитывать то, что суммарная действующая (статическая и динамическая) нагрузка, передаваемая к подошве основы, должна быть меньше несущей способности грунта.
Основания, на которые планируется монтировать механизмы с дальнейшей подливкой бетонным раствором (что обязательно указывается в конструкторской документации), сдаются под установку высотой на 50-60 мм ниже ее проектного значения. Если бетонирование не предусмотрено, все параметры основы должны соответствовать рабочему проекту.
Принимаемые конструкторские решения должны обеспечивать долговечность, надежность, а также экономичность создаваемого фундамента. На практике часто создают несколько проектов, после чего проводят сравнение их с технико-экономической точки зрения. При этом выбирают оптимальный вариант.
Надежность создаваемой конструкции должна обеспечиваться на всех этапах ее строительства.
Рекомендации по расчету фундаментов для монтажа оборудования приводятся в видеоролике далее.
В общем случае, зная значение массы механизма, тип грунта под ним, а также условия его работы, можно рассчитать требуемые параметры опорной конструкции. Возводимое основание должно соответствовать техническим условиям на его сооружение. Также при проектировании учитываются санитарно-эпидемические и экологические нормативы.
Основания под металлообрабатывающие станки
Металлорежущие станки отличаются большим числом разновидностей. С помощью их выполняют самые разные операции. Обычно их масса не превышает 25 тонн. Только уникальные машины имеют больший вес.
Рассчитывать габариты оснований можно по специальным таблицам. Они ускоряют и упрощают выполнение вычислений. Пример такой таблицы представлен ниже. В ней приведены формулы расчета высоты фундаментной конструкции под разные группы металлорежущих станков в зависимости от длины (L) основы, выражаемой в метрах.
№ | Названия станков | Высота основания, м |
---|---|---|
1 | Токарные полуавтоматические и автоматические | 0,2*√ L |
2 | Токарные горизонтально-протяжные | 0,2*√ L |
3 | Карусельно-фрезерные и обычные фрезерные горизонтальные и вертикальные | 0,6*√ L |
4 | Карусельные (автоматы и полуавтоматы вертикальные) | 0,6*√ L |
Площадь основания в упрощенном случае под металлорежущие станки определяют по аналогичному параметру станины устанавливаемого механизма. Высоту бетонных конструкций рассчитывают по таблице выше. При этом для станков прецизионных вносят поправку в виде коэффициента 1,2. На него умножают рассчитанное табличное значение толщины основы.
Нужно учитывать, что расстояние от крепежных анкеров до граней основания, следует оставлять более 12 см, а от станины механизма – не меньше 10 см.
Если устанавливаются нетяжелые станки (массой максимум 4 т), например, сверлильные, зуборезные, фрезерные, то достаточно возвести под них основу 25 см высотой. При этом можно армирование не проводить.
Когда масса монтируемого оборудования составляет больше, чем 12 т или станки создают сильные динамические нагрузки во время своей работы (например, поперечно-строгальные, долбежные), то укладывают арматуру. Это делают перед заливкой бетона. Используют очень часто в работе прутья стальной арматуры (сечением 6-8 мм). Из них делают сетку с ячейками примерно 15 на 15 см. При этом расстояние от станины до арматуры должно быть около 5 см.
Нормативная база для сооружения фундаментов под машины
Проектирование оснований регламентируется рядом строительных нормативов, ГОСТов, правил. Соблюдение требований, представленных в них, приводит к получению качественного результата.
Выставленная опалубка с арматурным каркасом
Основным документом при конструировании фундаментов под машины с динамическими нагрузками является СП 26.13330.2012 (это новая редакция «СНиП 2.02.05-87»). Этот свод правил основывается на ряде других нормативных документов.
Технология строительства фундамента-плиты из железобетона
В каждом конкретном случае выбирают наиболее подходящий фундамент под оборудование. Очень часто при его больших габаритах и массе отдают предпочтение фундаменту плитного типа из железобетона.
По технологии строительство фундамента-плиты выполняют в следующей последовательности:
- выбирают подходящее (оптимальное) место для размещения одного механизма либо нескольких агрегатов;
- определяют положение крепежных элементов, примером которых служат фундаментные болты, предназначенных для жесткой фиксации станины;
- по разметке вырывают котлован требуемой проектной высоты и ширины, а глубиной, превышающей уровень промерзания грунта по региону в среднем на 0,5 м;
- засыпают дно выемки песчано-щебневой подушкой, требуемой по документам высоты;
- монтируют опалубку по периметру будущей основы;
- укладывают гидроизоляционный материал, например, рубероид;
- устанавливают каркас из арматуры;
- выполняют заливку цементным раствором собранной конструкции, укладывая его послойно (по 10-15 см толщиной);
- в последний слой монтируют крепежные болты, имеющие загнутые либо конические торцы;
- примерно через месяц (после набора бетоном полной прочности) приступают к монтажу оборудования.
Стенки выемок часто делают с уклоном в 45 градусов, чтобы они не осыпались. Вообще величина откоса определяется характеристиками грунта.
Опалубкой могут служить деревянные, металлические, пластиковые (при небольших габаритах основы) щиты.
Под нетяжелые механизмы допускается армирование не проводить. В некоторых случаях дно выемки застилают гасящими колебания материалами, например, деревянным брусом из дуба.
Каждый бетонный слой хорошо утрамбовывают.
Возводимая фундаментная конструкции не должна соприкасаться с основой строения, его внутренними перегородками, колоннами и наружными стенами. Следует выдерживать минимальное расстояние, равное 1 м. Нужно, чтобы сооружаемое основание выходило за станину минимум на 0,2 м с четырех сторон.
В ролике далее показана выемка с выставленными щитами и арматурным каркасом для заливки фундаментной плиты.
Возводить основания для установки агрегатов различных моделей следует согласно СП 26.13330.2012, регламентирующего строительство фундаментов под машины с динамическими нагрузками. Создаваемая конструкция должна соответствовать требованиям, изложенным в паспорте к монтируемому механизму. Важнейшим этапом является проектирование. От правильного расчета габаритов опоры будет зависеть ее прочность и надежность, а в конечном счете – долговечность. Подбирать подходящий вариант фундаментной конструкции следует, опираясь на гидрогеологические особенности местности, характер и величину действующих нагрузок.
Источник