- 12. Гидроизоляция стыков между звеньями.
- Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах ВСН 32-81 (стр. 13 )
- 7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ГИДРОИЗОЛЯЦИИ
- И ПРИЕМКА ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ
- 8. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА
- ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ
12. Гидроизоляция стыков между звеньями.
Гидроизоляция труб должна выполняться обязательно в сухую погоду при температуре не ниже +5С.
В комплекс изоляционных работ входят:
Заделка швов между звеньями;
Оклеечная изоляция швов;
Обмазочная изоляция поверхности трубы.
1. Сначала швы снаружи конопатят двумя слоями жгутов из пакли, пропитанных битумом. Первый слой втапливают так, чтобы он не доходил на 3см до внутренней поверхности звеньев, а затем заделывают цементным раствором. Второй слой втапливают в шов на 0,5 — 1 см от наружной поверхности звена и заливают битумной мастикой через специальную плоскую воронку. При заделке швов применяют временную опалубку из досок. Швы между блоками оголовков по видимым поверхностям расшивают цементным раствором.
2. Оклеечную изоляцию швов устраивают из двух слоев битуминизированной ткани (мешковины). Ленты ткани шириной 25 см накладывают на шов, предварительно на ширину ленты горячей мастикой и разглаживают резиновым валиком. Затем уложенную ленту смазывают горячей битумной мастикой и накладывают вторую ленту с тщательной прикаткой. Ленты ткани должны плотно прилегать к поверхности трубы и друг к другу без пропусков и пузырей. Поверх второй ленты наносят отделочный слой битумной мастики.
Гидроизоляция звеньев труб должна выполняться в соответствии с требованиями проекта обязательно в сухую погоду при температуре воздуха не ниже + 5°С. Место работы при температуре свыше 25°С защищают от непосредственного воздействия солнечных лучей и дождя тентом.
В комплекс изоляционных работ входят: заделка швов между звеньями, оклеечная изоляция швов, обмазочная изоляция поверхности трубы.
На сборных железобетонных водопропускных круглых трубах под автомобильную дорогу, возведенных из секций, отнесенных при испытании на водонепроницаемость к высшей категории качества, применяют двухслойную битумную неармированную гидроизоляцию обмазочного типа (БМ-3), устраиваемую по поверхности секции и по поверхности заполнения между ними с заведением на фундамент (рис. 12, а). На тех же трубах, возведенных из секций, не отнесенных к высшей категории качества, применяют двухслойно-армированную гидроизоляцию, выполняемую по поверхности (см. рис. 12, б).
Гидроизоляцию типа БМ-1 на водопропускных трубах устраивают по загрунтованной битумным лаком поверхности бетона послойным нанесением горячей битумной мастики марки Ю-II и армирующих материалов.
При устройстве гидроизоляции следует строго следить за тем, чтобы наклеиваемый армирующий материал плотно прилегал к изолируемому основанию. Разглаживать наклеиваемые полотна следует вначале вдоль их оси, затем от оси к кромкам под углом 30-35° и в последнюю очередь разглаживают кромки.
Полотно армирующего материала укладываемого слоя следует стыковать внахлестку на 10 см. В каждом следующем слое по длине и ширине армирующего материала стыки должны быть сдвинуты не менее чем на 30 см относительно стыков в ранее уложенном слое.
Выполненная гидроизоляция должна быть гладкой, сплошной, монолитной — без признаков вздутий на поверхности, и до устройства на ней защитного слоя освидетельствована представителем заводской инспекции. Для устранения вздутий и непроклеенных мест дефектную гидроизоляцию вскрывают крестообразным разрезом. Концы армирующего материала послойно отгибают и на горячей мастике накладывают заплаты, к которым затем послойно приклеивают отогнутые концы. Дефектное место покрывают отделочным слоем мастики.
Рисунок 12 -Гидроизоляция сборных железобетонных круглых
водопропускных труб под автомобильную дорогу
1— звено трубы2— подготовительный слой3— битумная грунтовка;
4— три слоя битумной мастики толщиной 15-2 мм5— две прослойки армирующей ткани;
6— заполнение7— два слоя битумной мастики толщиной 25-3 мм
а— типа БМ-3 (обмазочная) при звеньях высшей категории качества;
б— типа БМ-1 (оклеечная) при звеньях беспаспортных и звеньях первой категории качества.
На водопропускных трубах мастичную неармированную гидроизоляцию типа БМ-3 следует устраивать по загрунтованной битумным лаком поверхности бетона с нанесением за 2 раза слоя горячей битумной мастики марки Ю-II толщиной около 3 мм или слоя холодной изольной мастики марки МРБ-Х толщиной около 2,5 мм.
Рисунок 13 – Схема устройство гидроизоляции стыков сборной круглой
железобетонной водопропускной трубы
а — на фундаменте; б — без фундамента 1 — секция фундамента; 2 — звено
3 — перекрытие деформационного шва 4 — перекрытие стыка между звеньями
5 — гидроизоляция, выполненная в пределах звена 6 — расшивка швов цементным раствором;
7 — пакля, пропитанная битумом 8 — деревянная прокладка толщиной 3 см,
пропитанная раствором битума
Стыки между звеньями перекрывают битумной мастичной двухслойно-армированной гидроизоляцией полосами шириной 25-30 см симметрично относительно оси стыка (рис. 13, а). На бесфундаментных трубах гидроизоляцию, перекрывающую стыки между звеньями, устраивают с компенсационным выгибом кверху (см. рис. 13, б).
В стыках труб на фундаменте над деформационными швами дополнительно устраивают компенсатор в виде двухслойно-армированной полосы битумной мастичной гидроизоляции, каждый слой армирующей ткани которой утапливают внутрь стыка (рис. 14, а, б).
В деформационных швах между секциями фундаментов водопропускных труб в процессе монтажа должны быть вертикально установлены по торцам деревянные прокладки толщиной 3 см (см. рис. 14, а), пропитанные раствором битума в бензине.
Рисунок 14 – Устройство гидроизоляции над деформационными
межсекционными швами труб на фундаменте
а-при битумной мастичной армированной гидроизоляции типа БМ-1
б-при битумной неармированной мастичной гидроизоляции типа БМ-31— звено
2— гидроизоляция звена; 3— гидроизоляция деформационного шва
4— защитный слой из цементно-песчаного раствора5— пакля, пропитанная битумом
6— расшивка цементно-песчаным раствором
На наружные поверхности трубы и оголовков, засыпаемые грунтом, выше обреза фундамента наносят обмазочную гидроизоляцию. Перед устройством обмазочной и оклеечной изоляции трубы все изолируемые поверхности подгрунтовывают битумным лаком. В качестве грунтовки разрешается применять жидкий или разжиженный вязкий битум. Последующий слой мастики наносят после остывания предыдущего слоя.
Для изоляции стыков поверхность трубы на ширину 25 см покрывает битумной мастикой, а на неё наклеивает слой рулонного материала и сверху наносят слой битумной материи. Эту операцию повторяет дважды. В качестве рулонного материала, армирующего битумную мастику, применяет гидроизол, битуминизированную ткань, рубероид, пергамент.
Рулонный материал наклеивает снизу вверх. При наклеивании под полотнище подливает тонкой струей из черпака со сливным приспособлением битумную мастику. Шпателем или резиновым валиком разглаживает наклеиваемые полотнища вначале вдоль оси полотнища, а затем от оси к кромкам под углом 30. 35°. Склеивает полотнища внахлестку с перекрытием не менее 10 см. Мастику к швам подносят в конических бачках, обеспечивающих их устойчивость, наполняемых не более чем на 3/4 объема.
Как правило, битумный лак и мастику приготавливает централизованно на базах и доставляет на строительную площадку автогудронаторами или битумовозами. В отдельных случаях лак и битумную мастику готовят на месте производства работ.
В качестве грунтовки допустимо применение жидкого битума.
Источник
Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах ВСН 32-81 (стр. 13 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
Рис 22 Гидроизоляция сборных бетонных прямоугольных водопропускных труб типа БМ-1 (оклеечная) па поверхностях плит перекрытия и насадок и типа БМ-3 (обмазочная) на поверхностях стен и боковых гранях фундаментов:
а — одноочковых; б — двухочковых; 1 — изолируемый элемент; 2 — подготовительный слой; 3 — битумная грунтовка; 4 — три слоя битумной мастики толщиной 1,5-2 мм каждый; 5 — две армирующие прослойки ткани; 6 — защитный слой толщиной 30 мм
из цементобетона марки 150; 7 — два слоя битумной мастики толщиной 2,5-3 мм
6.11. На сборных железобетонных водопропускных круглых трубах под автомобильную дорогу, возведенных из секций, отнесенных при испытании на водонепроницаемость к высшей категории качества, применяют двухслойную битумную неармированную гидроизоляцию обмазочного типа (БМ-3, см. табл. 4), устраиваемую по поверхности секции и по поверхности заполнения между ними с заведением на фундамент (рис. 23, а). На тех же трубах, возведенных из секций, не отнесенных к высшей категории качества, применяют двухслойно-армированную гидроизоляцию, предусмотренную п. 6.9 и выполняемую по поверхности (см. рис. 23, б).
Рис. 23. Гидроизоляция сборных железобетонных круглых водопропускных труб под автомобильную дорогу:
а — типа БМ-3 (обмазочная) при звеньях высшей категории качества; б — типа БМ-1 (оклеечная) при звеньях беспаспортных и звеньях первой категории качества;
1 — звено трубы; 2 — подготовительный слой; 3 — битумная грунтовка; 4 — три слоя битумной мастики толщиной 1,5-2 мм; 5 — две прослойки армирующей ткани;
6 — заполнение; 7 — два слоя битумной мастики толщиной 2,5-3 мм
6.12. Гидроизоляцию типа БМ-1 на водопропускных трубах устраивают по загрунтованной битумным лаком поверхности бетона послойным нанесением (см. табл. 5) горячей битумной мастики марки Ю-II (по п. 2.4) и армирующих материалов (см. п. 2.5).
6.13. Работы по устройству гидроизоляции типа БМ-1 должны выполняться приемами, предусмотренными в п. п. 4.17-4.18.
6.14. Гидроизоляцию типа ИР (см. табл. 5) устраивают на водопропускных трубах и лотках нанесением на загрунтованную поверхность холодной мастики изол и наклеиванием на нее полотен рулонного изола.
Работы по устройству гидроизоляции типа ИР необходимо выполнять без ее армирования, соблюдая правила и приемы, предусмотренные в п. п. 4.24-4.33.
6.15. На водопропускных трубах мастичную неармированную гидроизоляцию типа БМ-3 следует устраивать по загрунтованной битумным лаком поверхности бетона с нанесением за 2 раза слоя горячей битумной мастики марки Ю-II толщиной около 3 мм или слоя холодной изольной мастики марки МРБ-Х толщиной около 2,5 мм.
6.16. Стыки между звеньями перекрывают битумной мастичной двухслойно-армированной гидроизоляцией полосами шириной 25-30 см симметрично относительно оси стыка (рис. 24, а). На бесфундаментных трубах гидроизоляцию, перекрывающую стыки между звеньями, устраивают с компенсационным выгибом кверху (см. рис. 24, б).
Рис. 24. Устройство гидроизоляции над стыками сборной круглой железобетонной водопропускной трубы:
а — на фундаменте; б — без фундамента; 1 — секция фундамента; 2 — звено; 3 — перекрытие деформационного шва; 4 — перекрытие стыка между звеньями; 5 — гидроизоляция, выполненная в пределах звена; 6 — расшивка швов цементным раствором; 7 — пакля, пропитанная битумом; 8 — деревянная прокладка толщиной 3 см, пропитанная раствором битума
6.17. В стыках труб на фундаменте над деформационными швами дополнительно устраивают компенсатор в виде двухслойно-армированной полосы битумной мастичной гидроизоляции, каждый слой армирующей ткани которой утапливают внутрь стыка (рис. 25, а, б).
В деформационных швах между секциями фундаментов водопропускных труб в процессе монтажа должны быть вертикально установлены по торцам деревянные прокладки толщиной 3 см (см. рис. 24, а), пропитанные раствором битума в бензине.
Рис. 25. Устройство гидроизоляции над деформационными межсекционными швами труб на фундаменте:
а — при битумной мастичной армированной гидроизоляции типа БМ-1;
б — при битумной неармированной мастичной гидроизоляции типа БМ-3; 1 — звено;
2 — гидроизоляция звена; 3 — гидроизоляция деформационного шва; 4 — защитный слой из цементно-песчаного раствора; 5 — пакля, пропитанная битумом; 6 — расшивка цементно-песчаным раствором
6.18. Гидроизоляцию наружных поверхностей устоев мостов и подпорных стенок выполняют неармированной по типу БМ-3 (см. табл. 5).
Битумные мастики, указанные в приложении 1, табл. 3, допускается применять в холодном состоянии после предварительного их разжижения растворителем, добавляемым к ним в количестве 25-30 %.
6.19. На ригелях и плитах перекрытия прямоугольных и сводах круглых труб армированную битумную мастичную гидроизоляцию защищают бетоном или цементно-песчаным раствором марки 150 слоем толщиной 30 мм, укладываемым непрерывно по всей длине трубы. На остальной части труб гидроизоляцию защищают с учетом указаний п. 3.11.
6.20. Засыпку водопропускных труб, устоев мостов и подпорных стенок выполняют, соблюдая меры, предотвращающие повреждение гидроизоляции.
7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ГИДРОИЗОЛЯЦИИ
И ПРИЕМКА ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ
7.1. Качество гидроизоляции контролируют ответственные за это лица завода или строительной организации.
В заводских условиях гидроизоляция в балластных корытах пролетных строений и устоев мостов под железную дорогу должна быть принята заводской инспекцией Главмостостроя пооперационно и в законченном виде.
Гидроизоляция засыпаемых поверхностей опор мостов, водопропускных труб, их оголовков и подпорных стен, выполненная на месте строительства, должна быть принята представителем заказчика и оформлена надлежащими актами.
7.2. При контроле гидроизоляции проверке подлежат:
качество примененных материалов и правильность приготовления на месте составов мастик и грунтовок;
состояние подготовленной поверхности и ее соответствие проекту;
правильность выполнения гидроизоляции в местах примыканий, сопряжений и стыков;
соответствие конструкции гидроизоляции проекту и проверка ее толщины;
сцепление гидроизоляции с выравнивающим слоем и отдельных слоев между собой;
правильность армирования гидроизоляции;
состояние поверхности слоев гидроизоляции.
7.3. Соответствие примененных материалов требованиям ГОСТ и ТУ подтверждается наличием на них паспортов, а качество — результатами лабораторных испытаний мастик, рулонных армирующих материалов и клеев.
7.4. Ровность выравнивающего слоя проверяют:
на проезжей части автодорожных мостов — контрольной 3-метровой рейкой, просветы под которой в количестве не более двух не должны превышать 5 мм в направлении вдоль уклона и 10 мм — поперек уклона;
на блоках железнодорожных пролетных строений — специальными шаблонами.
7.5. Сцепление гидроизоляционных слоев с основанием и между собой проверяют путем медленного их отрыва на небольшом участке.
Прочность приклейки считается достаточной, если отрыв битумной гидроизоляции произойдет по слою мастики, а тиоколовой — по контакту с выравнивающим слоем с повреждением его поверхности.
Наличие неприклеенных мест обнаруживают по глухому звуку при простукивании поверхности только гидроизолирующего слоя.
7.6. Толщину гидроизоляционного слоя в необходимых случаях проверяют контрольными надрезами с замером толщины отогнутых концов, а в тиоколовой гидроизоляции — с помощью иглы, погружаемой в незавулканизовавшийся слой.
Проколы и надрезы в изоляции, служащие для контроля ее толщины и прочности сцепления с основанием, допускаются не более одного на каждые 10 м2. После проверки места проколов и надрезов следует тщательно заделать.
7.7. Состояние поверхности гидроизоляции проверяют визуально, фиксируя подлежащие устранению дефекты — вздутия, складки, просветы армирующих материалов, разрывы и т. п.
Обнаруженные дефекты или отклонения от проекта должны быть устранены до устройства защитного слоя.
8. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ
8.1. Гидроизоляционные работы должны выполнять гидроизолировщики, изучившие настоящую Инструкцию и сдавшие в установленном порядке техминимум по технологии производства гидроизоляционных работ и технике безопасности. Руководство работами и контроль должны осуществлять лица, имеющие опыт в области гидроизоляции мостов.
8.2. Гидроизоляцию выполняют с соблюдением правил безопасности, предусмотренных СНиП III-4-80 “Техника безопасности в строительстве”, “Правилами техники безопасности и производственной санитарии при сооружении мостов и труб” (М., Оргтрансстрой, 1977), “Правилами техники безопасности и производственной санитарии при производстве ацетилена, кислорода и газопламенной обработки металлов” (М., Оргтрансстрой, 1975).
8.3. Эксплуатация механизмов, оборудования и механизированного инструмента должна осуществляться по инструкциям, составленным применительно к виду работ и согласованным в установленном порядке с местными органами охраны труда.
8.4. Каждый рабочий при допуске к работе должен пройти инструктаж по технике безопасности на рабочем месте с соответствующей записью в журнале.
8.5. Исполнители работ должны быть осведомлены о степени токсичности применяемых материалов, мерах профилактики, способах защиты от их вредного воздействия и оказании первой помощи.
Источник