Бегство через берлинскую стену

Содержание
  1. 10 самых невероятных побегов из ГДР
  2. Контекст
  3. Воссоединение Германии: день, о котором уже не мечтали
  4. Поцелуй меня на фоне Брежнева!
  5. В немецкой столице воссоздается фрагмент Берлинской стены
  6. Последние секреты ГДР
  7. Туннели под Берлинской стеной
  8. Туннели под Берлинской стеной
  9. Туннели под Берлинской стеной
  10. Туннели под Берлинской стеной
  11. Туннели под Берлинской стеной
  12. Туннели под Берлинской стеной
  13. Туннели под Берлинской стеной
  14. Туннели под Берлинской стеной
  15. Туннели под Берлинской стеной
  16. Туннели под Берлинской стеной
  17. Туннели под Берлинской стеной
  18. Туннели под Берлинской стеной
  19. «Сталинские газоны», или Как из ГДР бежали через тайные туннели
  20. Туннели под Берлинской стеной
  21. Туннели под Берлинской стеной
  22. Туннели под Берлинской стеной
  23. Туннели под Берлинской стеной
  24. Туннели под Берлинской стеной
  25. Туннели под Берлинской стеной
  26. Туннели под Берлинской стеной
  27. Туннели под Берлинской стеной
  28. Туннели под Берлинской стеной
  29. Туннели под Берлинской стеной
  30. Туннели под Берлинской стеной
  31. Туннели под Берлинской стеной

10 самых невероятных побегов из ГДР

50 лет назад, 12 января 1968 года, нелегальный переход границы был официально объявлен в ГДР уголовным преступлением. Но как только ни бежали на Запад восточные немцы!

Сотни тысяч жителей ГДР попали в тюрьму только за то, что пытались бежать из страны, — даже если они лишь строили планы и ничего конкретного предпринять не успели. Почти 250 человек погибли при попытке перебраться на Запад. Но не все попытки бежать заканчивались трагически. Было и много удачных побегов, когда людям удавалось преодолеть Берлинскую стену.

Наш паровоз, вперед лети!

Впрочем, выражение «перебраться через Стену» — не совсем точное. Многие беглецы таранили заграждения (особенно в первые годы их существования, когда еще не везде стояли сомкнутые бетонные блоки двух-трехметровой высоты). Таранили на грузовиках, автобусах, бронетранспортерах, на катках для укладки асфальта. В декабре 1961 года машинист Гарри Детерлинг (Harry Deterling) протаранил огромные, тяжелые и, казалось бы, намертво закрытые железные ворота на. паровозе.

Читайте также:  Грунтовка стен по штукатурке смета расценка

Сторожевая вышка у Берлинской стены

К паровозу были прицеплены восемь вагонов, пассажиры которых (более двух десятков человек) собрались для массового побега в этот «спецпоезд». После побега гэдээровские власти размонтировали, разобрали рельсы на всех ставших тупиковыми железнодорожных ветках, которые раньше соединяли обе части Берлина.

Ради любви и не только

Спустя полгода после побега Детерлинга молодой англичанин вывез свою восточногерманскую невесту в Западный Берлин, проскочив на автомобиле-кабриолете под шлагбаумом на КПП. Он специально купил для поездки в Восточный Берлин спортивный кабриолет с очень низкой посадкой, снял заранее тент и ослабил крепления лобового стекла так, что оно держалось, что называется, на честном слове. В Восточном Берлине невеста легла на заднее сиденье машины, молодой человек подъехал ближе к КПП, одним ударом сбил лобовое стекло и что есть силы нажал на педаль газа. Растерявшиеся гэдээровские пограничники даже не успели сорвать с плеч автоматы.

После этого власти ГДР приварили внизу к шлагбаумам поперечные (вертикальные) железные балки, а вскоре вообще перестроили КПП так, что подобный побег через границу стал невозможным.

Уже на третий день существования Стены — 15 августа 1961 года — все западные газеты опубликовали фотографию 19-летнего гэдээровского пограничника Конрада Шумана (Conrad Schumann), который просто перепрыгнул, бросая на ходу автомат, через колючую проволоку на своем участке границы.

Побег Конрада Шумана

Многие беглецы перебирались на Запад под Стеной. Подкопы рыли студенты и пенсионеры, целые семьи и даже школьные классы. Их было столько, что эти подкопы чаще всего называют так: «подкоп 28-ми», «подкоп 22-х», «подкоп 29-ти», — по числу «копателей», сумевших перебраться на Запад. В книге Бодо Мюллера (Bodo Müller) «Притягательная сила свободы» особенно подробно описан «подкоп 57-ми».

Из «диверсантов» — в космонавты

Он был уникальным по размаху, с которым действовали западноберлинские организаторы побега, чтобы вытащить из ГДР своих родственников и друзей из Восточного Берлина. Этот побег был особенным и по количеству бежавших, и по драматизму ситуации, и по тому, что в ходе него был убит гэдээровский пограничник.

Контекст

Воссоединение Германии: день, о котором уже не мечтали

В ночь на 3 октября 1990 года Германия праздновала воссоединение страны. Месяцы тяжелых переговоров остались позади. Об этом дне еще некоторое время назад немцы не могли и мечтать.

Поцелуй меня на фоне Брежнева!

Репортер DW провела полдня возле самого знаменитого фрагмента Берлинской стены, фотографируя парочки на фоне граффити «Братский поцелуй». Итог: незабываемые снимки и истории любви! (09.11.2012)

В немецкой столице воссоздается фрагмент Берлинской стены

К созданию новой инсталляции у здания Рейхстага, напоминающей о начале строительства Берлинской стены 53 года назад, приступил немецкий художник-концептуалист Бен Вагин. (07.08.2014)

Последние секреты ГДР

После падения Берлинской стены прошла уже четверть века, но некоторые тайны ГДР лишь недавно стали достоянием гласности. DW рассказывает о некоторых из этих секретов. (05.08.2014)

Почти сорок человек, живших на Западе, в течение нескольких месяцев рыли лаз под Стеной на глубине двенадцати метров. В октябре 1964 года они вышли на поверхность во дворе одного из полузаброшенных домов на восточной стороне. Общая длина этого подземного туннеля, начинавшегося в подвале западноберлинской булочной, составила 140 метров. Наша заглавная фотография была сделана в этом туннеле. В течение двух дней (точнее, ночей) по нему почти без перерыва выбирались на Запад беглецы: 57 человек. Но о существовании подкопа узнал стукач, и во двор на территории Восточного Берлина ворвались гэдээровские солдаты. Завязалась перестрелка (у западноберлинских студентов, дежуривших у входа в туннель на восточной стороне, были с собой пистолеты). Один из восточногерманских пограничников был убит.

В ГДР он был объявлен героем, погибшим от рук «империалистических диверсантов». Его именем называли школы и улицы, пионерские лагеря и пароходы. Лишь после воссоединения Германии, когда стали доступны архивы министерства госбезопасности ГДР, выяснилось, что тот пограничник в действительности погиб от пуль своих же товарищей.

Один из ребят, рывших «подкоп 57-ми», стал преуспевающим бизнесменом, владевшим сетью парфюмерных и галантерейных магазинов. Другой — одним из ведущих менеджеров авиакомпании Lufthansa. Третий — Райнхард Фуррер (Reinhard Furrer) — был приглашен после окончания физического факультета Берлинского университета и защиты докторской диссертации в школу астронавтов. В октябре 1985 года он совершил космический полет в составе международного экипажа корабля «Челленджер».

На «одном крыле»

Физиком — только в ГДР — был и Герхард Вагнер (Gerhard Wagner). Он специализировался на разработке новых полимерных материалов, из которых изготовляются корпуса и крылья планеров. Вагнеры – сам Герхард, его жена и трое сыновей — решили бежать из ГДР так, как не бежал еще никто: на самолете собственной конструкции. Корпус сделали из фанеры и жести, двигатели сняли с двух подержанных мотоциклов.

Но когда самолет был почти готов, на квартиру Вагнеров нагрянули сотрудники «штази». Как выяснилось уже после объединения Германии, на Вагнеров донес брат его жены, который был осведомителем госбезопасности. Следователи просто глазам своим не поверили, когда увидели самодельный самолет.

Самолетик братьев Бетке перед зданием Рейхстага

Вагнера, его жену и сыновей отправили в тюрьму. А самолетик десять лет простоял в гараже «штази» в Дрездене. Сейчас он является экспонатом Немецкого музея в Мюнхене.

За братом — в Трептов-парк

Герхард Вагнер — не единственный «летчик» среди восточногерманских беглецов. Так, в 1973 году многократный чемпион ГДР по планеризму Удо Эльке (Udo Elke) перелетел через границу прямо во время первенства страны на фанерном безмоторном самолетике. А в 1979 году две семьи из Тюрингии (четверо взрослых и четверо детей) бежали на Запад на огромном воздушном шаре, который сами сшили из кусков разных тканей. Этот похожий на лоскутное одеяло воздушный шар (естественно, в сдутом виде) хранится сейчас в берлинском Музее Стены. Еще один его экспонат – сверхлегкий бесфюзеляжный самолетик марки Ikarus Fox.

На рассвете 26 мая 1989 года такой крошечный самолетик с красными звездами на хвосте для маскировки приземлился в Восточном Берлине, в Трептов-парке. Им управлял Инго Бетке (Ingo Bethke). Его брат Хольгер (Holger Bethke) кружил над парком в другом «Икарусе», следя за тем, что происходит вокруг. Инго и Хольгер Бетке, которые в начале 1980-х годов сами бежали из ГДР, прилетели, рискуя жизнью, из Западного Берлина, чтобы забрать своего третьего брата — Эгберта. Им это удалось. Уже втроем братья Бетке перелетели обратно через Стену, посадили свои самолетики прямо на площади перед Рейхстагом и отправились праздновать в один из многочисленных берлинских кабачков.

Туннели под Берлинской стеной

Этот кадр августа 1961 года вошел в историю и стал символическим. На нем изображен момент, когда восточногерманский солдат Конрад Шуман, воспользовавшись случаем, прыгает через заграждение из колючей проволоки и совершает побег из ГДР. Сделал он это через два дня после начала строительства Берлинской стены. Он был одним из десятков тысяч человек, которые попытались бежать из ГДР.

Туннели под Берлинской стеной

Одни будут пробираться через 1400-километровую германо-германскую границу, рискуя быть застреленными. Другие — прятаться в автомобильных тайниках, строить самолеты, воздушные шары и подводные лодки. 40 тысяч попыток закончатся успехом. Несколько сотен человек погибнет. 140 попыток перебраться через Берлинскую стену закончатся трагически. Мы сегодня расскажем о тех, кто бежал из ГДР под Стеной.

Туннели под Берлинской стеной

Этой теме посвящена одна из десяти экскурсий, которые проводят в германской столице эксперты исторического общества «Берлинские подземелья» (Berliner Unterwelten). Начинается она в бункере на станции метро «Гезундбруннен», где находится первая часть экспозиции, а затем продолжается в подвале одного из домов на улице Бернауэр Штрассе — в месте, где чаще всего пытались рыть туннели.

Туннели под Берлинской стеной

В первые месяцы после начала возведения Берлинской стены сотням людей удалось воспользоваться уже существовавшими подземными лазейками — пока они были открыты. Через канализацию бежало около 850 человек, по туннелям метро ушло около 120 беглецов. Однако уже скоро власти ГДР стали принимать меры. В метро с контактных рельсов убрали защитные кожухи, на шпалы положили такие «сталинские газоны».

Туннели под Берлинской стеной

Канализационные туннели перекрыли балками и решетками, оборудовали сигнализацией. Подземные сооружения начали охранять. Маршруты для обхода обозначались стрелками и надписями: «В сторону противника» — «В сторону своих» (Feindwärts — Freundwärts). Правда, из дозоров возвращались не все патрули. Во время экскурсии посетители могут через специальное окно заглянуть здесь в метро.

Туннели под Берлинской стеной

Уголовная ответственность за попытки бегства из ГДР была введена еще в 1957 году, а границу начали укреплять за пять лет до этого. Перед началом строительства Берлинской стены численность погранвойск ГДР уже составила около 40 тысяч человек. За десять предыдущих лет она была увеличена более чем в 2,5 раза. Дело в том, что жители ГДР тысячами бежали на Запад: 2,6 миллиона в 1949-1961 годах.

Туннели под Берлинской стеной

Лишь за последний месяц перед началом строительства Берлинской стены в августе 1961 года ГДР покинуло более 30 тысяч человек. Государство рабочих и крестьян могло остаться без рабочих и крестьян, а также без инженеров и творческой интеллигенции. Несмотря на все тревожные признаки и действия властей ГДР, для многих полное закрытие границы все же оказалось неожиданностью, особенно — в Берлине.

Туннели под Берлинской стеной

Когда были перекрыты пути бегства через метро и канализацию, начали рыть туннели. По некоторым данным, до середины 1970-х годов их число составило около сорока, по другим — около семидесяти, как доведенных до конца, так и незавершенных. Через них в Западный Берлин бежало в общей сложности до 300 человек. Этот кадр сделан во время прокладки так называемого «Туннеля 57» — одного из самых известных.

Туннели под Берлинской стеной

«57» — не порядковый номер, а количество людей, которым удалось выбраться по нему из ГДР (до обнаружения, всего за одну ночь). Предателем оказался человек, который тоже должен был бежать, но попал под колпак МГБ. Во второй части экспозиции, расположенной в подвале бывшей пивоварни на Бернауэр Штрассе, можно увидеть реконструированный отрезок штольни, созданный при участии бывших строителей.

Туннели под Берлинской стеной

Всего этим туннелем должно было воспользоваться 120 человек. Он оказался самым длинным — 145 метров, а также самым глубоким — 12 метров. Копали со стороны Западного Берлина, однако отметим, что не меньше их прокладывали со стороны ГДР. В данном проекте с апреля по октябрь 1964 года участвовало 35 человек, включая специалистов, обладавших инженерными и техническими знаниями и навыками.

Туннели под Берлинской стеной

«Туннель 57» частично финансировался за счет прав на будущее использование кино- и фотоматериалов в СМИ, но большая часть, около 30 тысяч марок ФРГ, поступила из секретного фонда западногерманского правительства. Участники экскурсии также узнают историю другого проекта — «Туннеля 29», история которого легла в основу немецкого телефильма «Der Tunnel», снятого в 2001 году.

Туннели под Берлинской стеной

Около входа в филиал «Берлинских подземелий» на Бернауэр Штрассе посетителей встречает тот самый Конрад Шуман, перепрыгивающий через колючую проволоку. Рядом находятся мемориал «Берлинской стены» и документально-информационный центр, посвященный истории города, оказавшегося на передовой «холодной войны» в 1961-1989 годах.

Источник

«Сталинские газоны», или Как из ГДР бежали через тайные туннели

13 августа исполняется 60 лет со дня начала строительства Берлинской стены. Экспозиция исторического общества «Берлинские подземелья» рассказывает о побегах из ГДР.

Туннели под Берлинской стеной

Этот кадр августа 1961 года вошел в историю и стал символическим. На нем изображен момент, когда восточногерманский солдат Конрад Шуман, воспользовавшись случаем, прыгает через заграждение из колючей проволоки и совершает побег из ГДР. Сделал он это через два дня после начала строительства Берлинской стены. Он был одним из десятков тысяч человек, которые попытались бежать из ГДР.

Туннели под Берлинской стеной

Одни будут пробираться через 1400-километровую германо-германскую границу, рискуя быть застреленными. Другие — прятаться в автомобильных тайниках, строить самолеты, воздушные шары и подводные лодки. 40 тысяч попыток закончатся успехом. Несколько сотен человек погибнет. 140 попыток перебраться через Берлинскую стену закончатся трагически. Мы сегодня расскажем о тех, кто бежал из ГДР под Стеной.

Туннели под Берлинской стеной

Этой теме посвящена одна из десяти экскурсий, которые проводят в германской столице эксперты исторического общества «Берлинские подземелья» (Berliner Unterwelten). Начинается она в бункере на станции метро «Гезундбруннен», где находится первая часть экспозиции, а затем продолжается в подвале одного из домов на улице Бернауэр Штрассе — в месте, где чаще всего пытались рыть туннели.

Туннели под Берлинской стеной

В первые месяцы после начала возведения Берлинской стены сотням людей удалось воспользоваться уже существовавшими подземными лазейками — пока они были открыты. Через канализацию бежало около 850 человек, по туннелям метро ушло около 120 беглецов. Однако уже скоро власти ГДР стали принимать меры. В метро с контактных рельсов убрали защитные кожухи, на шпалы положили такие «сталинские газоны».

Туннели под Берлинской стеной

Канализационные туннели перекрыли балками и решетками, оборудовали сигнализацией. Подземные сооружения начали охранять. Маршруты для обхода обозначались стрелками и надписями: «В сторону противника» — «В сторону своих» (Feindwärts — Freundwärts). Правда, из дозоров возвращались не все патрули. Во время экскурсии посетители могут через специальное окно заглянуть здесь в метро.

Туннели под Берлинской стеной

Уголовная ответственность за попытки бегства из ГДР была введена еще в 1957 году, а границу начали укреплять за пять лет до этого. Перед началом строительства Берлинской стены численность погранвойск ГДР уже составила около 40 тысяч человек. За десять предыдущих лет она была увеличена более чем в 2,5 раза. Дело в том, что жители ГДР тысячами бежали на Запад: 2,6 миллиона в 1949-1961 годах.

Туннели под Берлинской стеной

Лишь за последний месяц перед началом строительства Берлинской стены в августе 1961 года ГДР покинуло более 30 тысяч человек. Государство рабочих и крестьян могло остаться без рабочих и крестьян, а также без инженеров и творческой интеллигенции. Несмотря на все тревожные признаки и действия властей ГДР, для многих полное закрытие границы все же оказалось неожиданностью, особенно — в Берлине.

Туннели под Берлинской стеной

Когда были перекрыты пути бегства через метро и канализацию, начали рыть туннели. По некоторым данным, до середины 1970-х годов их число составило около сорока, по другим — около семидесяти, как доведенных до конца, так и незавершенных. Через них в Западный Берлин бежало в общей сложности до 300 человек. Этот кадр сделан во время прокладки так называемого «Туннеля 57» — одного из самых известных.

Туннели под Берлинской стеной

«57» — не порядковый номер, а количество людей, которым удалось выбраться по нему из ГДР (до обнаружения, всего за одну ночь). Предателем оказался человек, который тоже должен был бежать, но попал под колпак МГБ. Во второй части экспозиции, расположенной в подвале бывшей пивоварни на Бернауэр Штрассе, можно увидеть реконструированный отрезок штольни, созданный при участии бывших строителей.

Туннели под Берлинской стеной

Всего этим туннелем должно было воспользоваться 120 человек. Он оказался самым длинным — 145 метров, а также самым глубоким — 12 метров. Копали со стороны Западного Берлина, однако отметим, что не меньше их прокладывали со стороны ГДР. В данном проекте с апреля по октябрь 1964 года участвовало 35 человек, включая специалистов, обладавших инженерными и техническими знаниями и навыками.

Туннели под Берлинской стеной

«Туннель 57» частично финансировался за счет прав на будущее использование кино- и фотоматериалов в СМИ, но большая часть, около 30 тысяч марок ФРГ, поступила из секретного фонда западногерманского правительства. Участники экскурсии также узнают историю другого проекта — «Туннеля 29», история которого легла в основу немецкого телефильма «Der Tunnel», снятого в 2001 году.

Туннели под Берлинской стеной

Около входа в филиал «Берлинских подземелий» на Бернауэр Штрассе посетителей встречает тот самый Конрад Шуман, перепрыгивающий через колючую проволоку. Рядом находятся мемориал «Берлинской стены» и документально-информационный центр, посвященный истории города, оказавшегося на передовой «холодной войны» в 1961-1989 годах.

Источник

Оцените статью