- Области применения битума, особенности приготовления и правила работы с ним
- Сферы применения битума – разновидности гидроизоляции
- Битумное оснащение кровли
- Гидроизоляция фундамента битумом
- Создание защитных покрытий на линиях коммуникаций
- Приготовление асфальтовых покрытий
- Основы работы с битумом, подготовка и нанесение смеси
- Нагрев
- Разбавление горячего битума растворителем
- Нанесение смеси на поверхность
- Срок службы битумных покрытий
- Как избавиться от битума – житейские советы
- Как наносить и применять битумную мастику: советы по использованию- расход при гидроизоляции фундамента и кровли: Обзор +Видео
- Из чего состоит битумная мастика
- Битумная мастика – область применения
- Мастика битумная гидроизоляционная
- Битумные мастики от ведущих производителей
- Расчет расхода битумной мастики
- Методы нанесения битумной мастики
- Битумные мастики холодного применения для кровли
- Основные рекомендации в работе с битумной мастикой
Области применения битума, особенности приготовления и правила работы с ним
Битум применяется в решении ряда строительных задач, связанных с возведением зданий, сооружений, прокладкой дорог и коммуникаций. Его высокие вязкостные и водоотталкивающие свойства позволяют проникать в поры и трещины на поверхности материала, одновременно выступая в качестве связующего средства и обеспечивая прочную адгезию.
Сферы применения битума – разновидности гидроизоляции
Использование битума для различных целей отличается способами подготовки смеси и нанесения покрытия.
Битумное оснащение кровли
Использование чистого битума без добавок считается устаревшим методом, остающимся до сих пор популярным. Наибольшее распространение получили покрытия крыши в старых домах и гаражах, когда кровля просто заливается жидким битумом. Этому способствует низкая стоимость материала и работы, по сравнению с более технологичными мастиками.
Классическое применение основано на промазывании поверхности крыши горячим битумом. Для придания большей текучести в него добавляются отработанные моторные масла, дизельное или печное топливо, а также тяжелые нефтяные растворители.
В большинстве разновидностей гидроизоляции кровли битум является промежуточным слоем между стеной и наружным непроницаемым полотном. Для придания большего сцепления в состав листовых материалов также входит битум, зачастую без каких-либо модификаторов.
Использование чистого материала имеет такой недостаток, как пониженная прочность и долговечность покрытия. Под воздействием осадков, механических частиц и перепада температур битум начинает растрескиваться, в результате чего гидроизоляцию приходится переделывать. Чтобы повысить эксплуатационные свойства, в состав смеси вводятся различные полимеризующие агенты.
Исходя из цены, оптимальным выбором для крыши будет комплекс битума и рубероида. Чтобы исключить необходимость их обновления раз в 2-3 года, можно применять специальные битумные мастики, индифферентные к воздействию остаточной влаги и солнца.
Гидроизоляция битумной пастой кровли гаража:
Гидроизоляция фундамента битумом
В сети содержится гораздо больше информации об использовании модифицированных битумных мастик, а не обычного битума. Это скорее рекламный ход, поскольку чистый битум для обмазки внешних стен фундамента применяется на практике довольно часто. Сверху битумного слоя традиционно может накладываться резиново-битумное полотно типа бризола или изола.
Если в местности строительства отсутствует значительное давление грунтовых вод или движение грунта, можно ограничиться битумной обмазкой. Хотя сам материал не так долговечен, как современные мастики, заполненные им дефекты в фундаменте будут надолго защищены от воздействия влаги.
Создание защитных покрытий на линиях коммуникаций
Комплексные битумные покрытия являются универсальным средством защиты труб и других заглубленных в землю металлических конструкций. Основным гидроизолирующим слоем являются модификации битумных полотен. Их крепление производится на битум или мастику, которые наносят на покрытую грунтовкой металлическую поверхность.
Приготовление асфальтовых покрытий
Строительство дорог требует применения особо качественных битумов, имеющих высокие прочностные и температурные пределы эксплуатации. Недостатком битума является потеря прочности при высоком давлении.
Именно поэтому по ряду трасс запрещено перемещение грузовиков, особенно днем в жаркое время года. Чтобы повысить качество смеси для приготовления асфальта, в ее состав вводятся пластификаторы, имеющие широкий спектр свойств.
При высоких температурах битум плавится, а в мороз – становится хрупким. Подбор конкретной марки материала определяется климатическими условиями использования и максимально допустимой нагрузкой. При прокладке магистральных трасс, предполагающих тяжелые грузоперевозки, используется более твердый битум, слабо подверженный внешнему давлению.
Кроме битума и модификаторов, асфальтовая смесь содержит песок и гравий. Пропорции компонентов определяются задачами, которые ставятся перед покрытием. Чем больше песка и меньше щебня, тем более ровной и гладкой получается поверхность. Асфальт с крупным гравием применяют для укладки нижнего слоя автомобильных дорог, а с мелким – для верхнего шоссейного слоя.
Ремонт и санация трещин в асфальте при помощи жидкого битума:
Основы работы с битумом, подготовка и нанесение смеси
Технология использования материала для гидроизоляции и создания твердых покрытий заключается в его прогреве и плавлении, добавке требуемых компонентов и нанесении на поверхность. Наименее проблемным способом будет приобретение готовых мастик, которые остается лишь разогреть. Рассмотрим этапы самостоятельного приготовления смеси на основе битума.
Нагрев
Может осуществляться в специальных плавильных установках. В реальности чаще всего используют подручные средства: битум топится в металлических бочках, а в роли нагревателя вступает открытый огонь. Во время процесса следует соблюдать осторожность, поскольку даже остаточные нефтепродукты являются горючими веществами. При нагревании битум шипит и пенится – это нормальный процесс.
Смесь будет готова, когда ее поверхность станет гладкой и глянцевой, без признаков перегрева. Заметить разложение материала можно по выделению интенсивного и едкого желто-зеленого дыма. Чтобы приготовить качественный битум для гидроизоляции, не допускайте перегрева – он приведет к охрупчиванию покрытия.
Разбавление горячего битума растворителем
Битумная смесь может применяться в виде праймера (см. выше) и классического покрытия, обеспечивающего плотный водонепроницаемый слой. Могут использоваться растворители на основе бензина или уайт-спирита, однако они не подходят для разогретого до 160-180 °С битума. Керосин устойчивее к нагреванию, однако испаряется ненамного медленнее.
Наиболее подходящими растворителями являются дизельное топливо и соляровое масло (остаточный, вязкий дизельный остаток). Соляровое масло не всегда легко найти, поэтому чаще применяют дизельное топливо (даже самого низкого качества). Дополнительно можно использовать отработанные моторные масла, имеющиеся в изобилии на станциях техобслуживания.
Выдерживать пропорции битум : растворитель следует в диапазоне от 30 : 70 до 50 : 50, в зависимости от температуры окружающей среды и требуемой консистенции. Нагревать битум и растворитель желательно по отдельности, чтобы снизить вероятность возгорания. При больших объемах работ растворитель заливается в емкость с битумом, при малых – наоборот.
Как растопить битум для гидроизоляции фундамента своими руками расскажет видео:
Нанесение смеси на поверхность
Учитывая высокую скорость затвердевания материала, после переноса битума из емкости на выравнивание его слоя есть всего 1-2 минуты. Для улучшения качества гидроизоляции фундаментов желательно провести начальную обработку бетона маловязким битумным праймером.
Для больших площадей (гидроизоляция кровли или габаритного фундамента) выравнивать слой удобно с помощью швабры, на нижнюю часть которой прочно прикреплена ветошь. При меньших объемах работы (гидроизоляция малого фундамента или металлических конструкций) удобно работать кистью или валиком для битума. С помощью валика особенно эффективно наносится праймер, застывающий дольше вязкого битумного слоя.
Различные цели строительства требуют разного расхода битума:
- при нанесении гидроизоляции необходимо 1,5-2 кг/м2 битума. Толщина слоя должна составлять около 2 мм. Тонкое покрытие приведет к ухудшению водоотталкивающих свойств из-за повреждений, а более толстое будет способствовать ускоренному растрескиванию застывшего слоя;
- для пропитки дорожного покрытия или тротуара – 2-3 кг/м2. Больший расход увеличит вытекание материала при нагревании, а меньший – не обеспечит достаточных прочностных качеств;
- для пропитки и укладки асфальтовых покрытий – расход зависит от условий строительства и требований проектировщика. Стандартные затраты составляют 0,8-1 кг/м2.
Нанесение битума на дорожное покрытие
Срок службы битумных покрытий
Срок службы битума редко превышает 10 лет при обмазке и гидроизоляции кровли (от 2-3 до 3-5 лет для чистого битума). Применение в комплексе обмазки и резиново-битумного покрытия для фундамента позволит защите функционировать несколько десятилетий. Уменьшает продолжительность эксплуатации воздействие кислорода воздуха и повышенная температура – именно по этой причине крыши приходится «смолить» каждые несколько лет.
Как избавиться от битума – житейские советы
Поскольку материал не растворяется в воде, пристает к любым поверхностям, имеет высокую твердость и способность пачкаться, работать с ним нужно предельно аккуратно. Следует помнить, что просто отстирать битум с одежды стиральными порошками не получится.
Если вам все же не повезло избежать битумных пятен в нежелательных местах, избавиться от них можно следующим образом:
- обработать уайт-спиритом – подходит для удаления битума с поверхности машины или инструмента. Преимущество уайт-спирита заключается в его медленном испарении. Битум успевает раствориться, после чего легко удаляется мягкой тряпкой. Перед удалением проверьте действие растворителя на краску на невидимых частях кузова. Совет: не используйте растворители, содержащие ацетон или этилацетат;
- дизельным топливом – подойдет для очистки резиновых изделий, таких как колеса автомобилей. Дизельные фракции не так агрессивны к синтетическому каучуку и не вызывают его набухания. В случае очень грязных колес лучше вообще ничего не делать – через 300-400 км налипшие частицы отскочат без постороннего вмешательства;
- легкие растворители (бензин-калоша или бензол) – подойдут для очищения пятен битума с тканей и одежды. Имейте в виду, что бензол довольно токсичный и, хотя он поможет оттереть битум, он так же легко растворяет и многие краски.
Чтобы удалить битум со строительной поверхности (бетон, кирпич), можно использовать любой углеводородный растворитель – бензин, дизельное топливо, керосин или уайт-спирит. Смыть остатки маслянистого дизтоплива можно ветошью, смоченной незначительным количеством бензина.
Удаление битума при помощи БИО растворителя CYTOSOL, который поможет легко очистить любую поверхность, включая кузов автомобиля :
Источник
Как наносить и применять битумную мастику: советы по использованию- расход при гидроизоляции фундамента и кровли: Обзор +Видео
Для гидроизоляции бетонных и кирпичных сооружений их обрабатывают битумом. Хотя данному материалу в чистом виде присущи определенные минусы – материал достаточно сложен в нанесении, а под воздействием внешних перепадов температур его защитная пленка может растрескаться. В составе современных битумных мастик присутствуют вещества, которые увеличивают твердость и стойкость гидроизоляционного внешнего покрытия.
Ниже мы рассмотрим более подробно технические и эксплуатационные свойства битума, а также, какой технологии необходимо придерживаться при нанесении на поверхность этого материала.
Из чего состоит битумная мастика
Мастика – очень пластичный материал. Она обладает высокими вяжущими и гидроизоляционными показателями. В основном составе материала помимо битума находятся вяжущие органические вещества и минеральные добавки.
Плотность, устойчивость к низким внешним температурам, а также твердость обеспечивают следующие включения:
- пылевидный асбест;
- специальная минеральная вата;
- кирпичные, кварцевые и известняковые порошки;
- зола.
Наличие таких загустителей, как: мел, торфяная крошка и молотый асбест будут гарантировать удобство нанесения мастики, снижение расхода и улучшение теплоизоляционных свойств материала.
За высокую стойкость к изгибам и армирование состава отвечают специальные волокнистые наполнители. А различные полимерные компоненты придадут материалу высокие гидроизоляционные свойства.
Битумная мастика – область применения
Для определения сферы применения битумной мастики нужно знать ее технические характеристики и свойства:
- показатель прочности равен 0,2-0,5 кгс/см2;
- показатель прочности сцепки с бетоном равен 0,3-0,4 кгс/см2;
- поглощение влаги в течении одних суток по массе не превышает 0,5-1%;
- показатель удлинения при разрыве в зависимости от типа мастики равен 100-300%;
- показатель условной вязкости должен быть не менее 15-30 секунд;
- температура размягчения ровна не менее 100-130°С.
Технические показатели битумной мастики придают данному материалу следующие качества:
- Повышенная эластичность. Данный показатель обеспечивает надежное и качественное сцепление материала с внешней поверхностью. Эластичность также удерживает внешнее покрытие от разрывов и трещин.
- Клейкие показатели и свойства. Битумную мастику применяют в качестве клеящего состава при устройстве рулонной гидроизоляции.
- Защита разнообразных строительных конструкций от внешнего воздействия влаги и сырости.
- Применение битумной мастики предотвратит появление коррозии.
- Увеличивается срок эксплуатации элементов и деталей зданий. Стоит отметить, что функциональность всего сооружения сохраняется в достаточной мере.
- Высокая устойчивость к колебаниям температур – это особенно актуально при устройстве гидроизоляции в регионах с тяжелым климатом.
- Внешняя затвердевающая пленка битумной мастики поддается покраске в любой цвет.
Битумные мастики имеют огромную область использования. Наиболее часто материалы на битумной основе используют для выполнения таких работ, как:
- устройство новой кровли;
- ремонт старой крыши: удаление на слое гидроизоляции глубоких впадин и выравнивание основания;
- качественная гидроизоляция фонтанов, искусственных водоемов и бассейнов;
- монтаж плиточного покрытия в местах с высоким показателем влажности;
- защита металлических изделий от коррозии;
- для гидроизоляция кровли в местах примыкания к парапетам и вентиляционным каналам;
- монтаж защитного слоя для фундамента;
- установка рулонной гидроизоляции;
- установка теплоизоляционных плит на мастику;
- монтаж гидроизоляции в зданиях с недостаточной вентиляцией и излишком влаги.
Мастика битумная гидроизоляционная
Битумные мастики классифицируются по трем главным критериям:
- характеру нанесения;
- способу изготовления;
- виду эластичных добавок.
В зависимости от технических показателей использования различают два вида мастик: холодного и горячего нанесения.
А это достаточно усложняет весь процесс гидроизоляции поверхности. К плюсам применения горячих битумных мастик относят:
- образование очень прочного внешнего покрытия с увеличенной степенью эластичности;
- внешняя защитная пленка не даст усадки;
- можно проводить работы при минусовых температурах;
- структура материала непористая;
- приемлемая цена.
Данные битумные мастики часто используют для упрочнения основания и создания надежной защиты фундамента в сложных условиях.
Наиболее распространены в использовании холодные мастики. Объясняется это следующими преимуществами данного материала:
- удобство в нанесении;
- большая цветовая гамма гидроизоляции битума;
- высокая устойчивость к ультрафиолетовому внешнему излучению.
Мастика битумная холодного применения смешивается с растворителем, и после его испарения она быстро твердеет и приобретает нужные эксплуатационные свойства.
По способу изготовления мастики можно разделить на два основных типа:
- мастики однокомпонентные;
- мастики двухкомпонентные.
Однокомпонентные мастики применяют сразу после открытия банки, и не требуют особой подготовки. Хотя, данный материал обладает определенным минусом – после вскрытия, нужно потратить всю банку, иначе мастика затвердеет. Такое качество необходимо учитывать при проведении работ на значительной площади крыши.
Двухкомпонентные мастики перед работой смешивают с загустителем. Данная подготовка не займет много времени, и срок хранения двухкомпонентных мастик гораздо выше, чем однокомпонентных.
По типу эластичных добавок, входящих в состав битумных мастик, можно различить следующие типы гидроизоляционных материалов:
- Мастика резино-битумная. Основа материала – специальный окисленный нефтяной битум, резиновая крошка, минеральные наполнители, растворители и синтетический каучук. Такая мастика создаст прочную и надежную сцепку с любым материалом. Такой резино-битумный материал не боится ударов и растяжений.
- Мастика битумно-каучуковая – очень эластичная. После нанесения битумной мастики, образованная защитная пленка увеличивает первоначальную длину в десятки раз. И при этом на изделии не образуются разрывы. Применение битумно-каучуковой мастики идет для приклеивание фанерных листов, линолеума, паркета и кровельного материала. Помимо этого, мастику используют в качестве антикоррозионной внешней защиты металлических деталей и элементов.
- Мастику битумно-полимерную выпускают из водной эмульсии битума с модификацией латекса. Такой материал не содержит растворителей, и может использоваться снаружи и внутри помещений. На застывшей мастике образуется водонепроницаемая пленка. Применение битумно-полимерной мастики также широко распространено.
Битумные мастики от ведущих производителей
Битумную мастику выпускают как отечественные, так и зарубежные производители. Ниже мы рассмотрим известные торговые марки:
- мастика «Гидроизол»;
- битумная кровельная мастика Техномаст (21);
- мастика гидроизоляционная (24);
- водоэмульсионная мастика (33);
- мастика горячая «Эврика» (41);
- мастика битумно-резиновая (20);
- «Технониколь» (31);
- мастика алюминиевая (57);
- горячая мастика «Ижора»;
- битумно-полимерная холодная мастика «Славянка».
Также хорошим спросом пользуются мастики таких компаний, как: Remmers Elastoplast и Bitumast.
Расчет расхода битумной мастики
Данный показатель, как правило, указывают на упаковке. Если расход не указан, то вы легко сможете рассчитать его самостоятельно, исходя из следующих рекомендаций:
- Расход мастики напрямую будет зависеть от процентного соотношения летучих растворителей. Этот показатель находится в пределах от 25 до 70% . При большем показателе расход битумной мастики будет в несколько раз меньше, чем при меньшем показателе.
- Рассчитывая расход мастики, следует учесть нормы расхода для выполнения различных работ.
- При нанесении мастики на вертикальные поверхности она наносится в несколько слоев. Причем второй слой наносят только после полного высыхания первого слоя.
Методы нанесения битумной мастики
Рассмотрев классификацию, можно сказать, что существует два главных способа нанесения мастики: горячий и холодный. А холодную битумную мастику наносят ручным и механическим способом. Ниже рассмотрим более подробно методы нанесения мастики:
- При ручном методе используют большие малярные кисти с короткой и жесткой щетиной. Обычно это флейцевые кисти. Также можно использовать и коротковорсистый закаточный валик. При обработке горизонтальных поверхностей эмульсию аккуратно разравнивают раклей, а после растирают валиком либо кистью.
- При механизированном методе используют безвоздушный распылитель с давлением в 150 бар.
Битумные мастики холодного применения для кровли
Ниже рассмотрим ход работ по гидроизоляции мастики битумной кровельной холодного применения:
- По инструкции добавить в мастику растворитель и хорошо перемешать.
- Перед применением кровельную мастику необходимо отогреть при комнатной температуре в течение суток.
- С поверхности, которую будем обрабатывать, нужно убрать весь мусор.
- Все основание кровли обработать специальным битумным праймером.
- Всю площадь кровли просушить.
- Незначительное количество мастики налить на кровлю и разровнять шваброй по всей поверхности.
Основные рекомендации в работе с битумной мастикой
- Работы по гидроизоляции необходимо проводить в сухую ясную погоду, при температуре не ниже -5°С.
- Все вертикальные поверхности нужно обрабатывать в несколько слоев.
- Битумную мастику хранят в закрытой емкости, вдали от источников открытого огня.
- Наносят мастику снизу-вверх параллельными полосами равной толщины.
- Для качественного размешивания мастики используют дрель со специальной насадкой-смесителем.
- Битумный праймер наносят обычной малярной кистью.
- По завершения всех работ промойте все инструменты и кисти при помощи уайт-спирита либо растворителя.
Источник