Благодаря урагану многие дома остались без кровли ошибка

Новости

Русский язык в мире

Новости ГЛЭДИС

Новости Тотального диктанта

О чём говорят и пишут

Ближайшие конференции

Грамотный календарь

Новости

В День города Институт Пушкина распахнул двери перед горожанами

Более 200 человек стали участниками мастер-классов «Речевой этикет москвича», которые в рамках празднования Дня города провел Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина.

Какой критерий речевого этикета самый универсальный? Как соответствовать канонам московской речи и как готовятся к выступлению ведущие Первого канала? Своими профессиональными секретами поделились специалисты Института Пушкина, Дирекции информационных программ, радио- и телеведущие. 6 сентября мастер-классы были организованы на территории самого Института Пушкина и на трех популярных городских площадках – в парках Сокольники, Красная Пресня и Таганском.

Открыла празднование Дня города в Институте Пушкина М. Н. Русецкая, и. о. ректора института. Маргарита Николаевна подчеркнула, что «Речевой этикет москвича» – первый практический шаг в реализации большой программы, инициированной мэром Москвы С. С. Собяниным по привлечению уникального культурного и образовательного потенциала столицы России к организации досуга жителей и гостей города, воспитания и просвещения молодежи.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина – элитарное учебное заведение, прежде достаточно закрытое, где создавались методики для обучения иностранцев русскому языку. Сейчас Институт Пушкина начинает активно идти навстречу всем, кому небезразлична судьба русского языка и правильной русской речи. Таких людей немало, особенно среди молодежи. «Пример тому – средний балл ЕГЭ первокурсников филологического факультета Института Пушкина, 84,6, один из самых высоких в стране, а это означает, что профессия учителя русского языка вновь становится перспективной и востребованной», – с гордостью отметила Маргарита Николаевна.

Читайте также:  Процент текущего ремонта кровли

«Речь человека – это его визитная карточка. То, как мы говорим, как ведем диалог, во многом определяет культурный ландшафт нашего города. Такие мероприятия, как сегодняшние мастер-классы, являются важным вкладом в укрепление и развитие хорошей русской речи», – уверена М. Н. Русецкая.

Прямым подтверждением этих слов стал первый мастер-класс «Говорим правильно и красиво» профессора Института Пушкина Т. В. Нестеровой . Впрочем, круг тем, затронутых в ее выступлении, оказался существенно шире. Так, слушатели узнали, что употребление отчества – знаковое для русской культуры явление, и крупные российские ученые, такие как Н. И. Формановская, считают его очень важным. А вот к неправильному употреблению ударений в профессиональных терминах лингвисты относятся отрицательно. Мерой оценки речи является ее уместность – не стоит рассматривать сказанное вне контекста, однако существует универсальный критерий правильности: соответствие нормам русского литературного языка. – Где же узнать об этих нормах? – В словарях, учебниках грамматики, в школе… в Малом театре, – с энтузиазмом перечисляли слушатели.

Человек, хорошо владеющий русским литературным языком, не говорит «Пью чай с лимоном и удовольствием» и «Благодаря урагану многие дома остались без крыш», не употребляет слова-«протезы» в виде частиц «как бы», «типа», свидетельствующих о бедном лексиконе. И, конечно, не сквернословит: при нарушении культуры лексики становится примитивным не только поведение, но и сознание. Что касается этикета в целом, то признаки качества речи и воспитания человека – это сдержанность, умеренность и доброжелательность. Профессор Института Пушкина рассказала о базовых правилах общения и конструктивного диалога – так называемых макс и мах Грайса и Линча.

Уровень выступления Татьяны Вячеславовны ярко характеризуется тем, что ей в течение полутора часов удавалось прочно удерживать внимание достаточно разнородной аудитории. Среди слушателей были студенты, подростки, взрослые – жители близлежащих домов, не только отдельные посетители, но и семьи. В ходе мастер-класса разворачивались целые дискуссии: почему люди громче обычного разговаривают по мобильному телефону, какая макс и ма нарушается, когда люди утешают друг друга или признаются в любви (баланс речи сдвигается от достаточности к избыточности), откуда появился сравнительно недавний обычай здороваться, когда спрашиваешь дорогу, и многое другое.

В заключение Т. В. Нестерова вручила сертификат на право посещения специализированных лекций и мастер-классов Института Пушкина и Школы искусств и медиатехнологий Арины Шараповой самому активному участнику – им оказался театральный режиссер Александр Кагарлицкий . Александр Леонидович доволен, что сертификат на два лица: «Буду приходить с дочерью». Слушатели проводили Татьяну Вячеславовну аплодисментами, а многие предупредили, что через час вернутся на следующий мастер-класс.

Те, кто это сделал, не прогадали. Мастер-класс «Секреты дикторов Первого канала» провела редактор Первого канала Нина Вассина , которая после окончания театрального института уже 40 лет работает в Дирекции информационных программ, «ставит» правильное произношение ведущим новостных передач. Нина Филипповна покорила участников мастер-класса артистизмом, юмором и высоким профессионализмом.

Почему нос – хороший резонатор, когда нужно делать упражнения для разминки голоса, для произнесения какой буквы русского алфавита рот открывается шире всего – эти и многие другие смешные, интересные и важные факты узнали слушатели. Ведущая рассказала об изменении норм языка, разнице между московским и петербургским произношением и даже о свойствах психики: порой даже если человек точно знает, как правильно произносится то или иное слово, на сцене обязательно скажет неправильно.

Но самое интересное началось на практической части. Снятие зажимов, гимнастика для губ и языка, скороговорки, артикуляция – все старательно повторяли за ведущей упражнения, которые люди речевых профессий проделывают ежедневно в течение многих лет. В итоге сертификат самого активного участника достался Арине Сафуановой , а благодарные слушатели долго аплодировали и не отпускали Нину Филипповну, расспрашивая ее о тонкостях профессии. Так, десятиклассница Екатерина Кузькина , которая пришла в Институт Пушкина с мамой и бабушкой, готовится поступать в театральную студию и внимательно выслушала советы опытного педагога по сценической речи. Кстати, получать высшее образование Екатерина собирается в Институте Пушкина, так что знакомство с нашим вузом оказалось не только приятным, но и полезным.

«Отлично!» – такая оценка массово выставлена мастер-классам на площадке Института Пушкина. «Очень приятно, что начали проводить открытые мероприятия для всех жителей города и на таком высоком уровне», – доволен своим первым визитом в Институт Пушкина искусствовед Аркадий Федорович Крашенинников .

На площадках в центральных парках Москвы тоже нашлись любители русского языка и правильной, красивой речи. «Так говорят москвичи» – такой мастер-класс провел в парке Сокольники профессор Института Пушкина В. И. Аннушкин . Владимир Иванович начал свое выступление с разговора о речевом этикете. На примере знаменитых стихов А. С. Пушкина и басен И. А. Крылова он продемонстрировал значение интонации, с которой мы говорим. Участники мастер-класса по заданию профессора произносили стихотворные строки, варьируя интонацию, и наблюдали, как менялся смысл.

Самым активным участником стал предприниматель Андрей Демченко , которому и был вручен сертификат на право посещения специализированных лекций и мастер-классов Института Пушкина и Школы искусств и медиатехнологий Арины Шараповой. Андрей поделился своими впечатлениями: «Мне кажется, что в нашей современной речи слишком много ненужных междометий, которые делают общение примитивным. На мастер-классе Владимира Аннушкина я понял, как улучшить свою речь: нужно тренироваться по 10–15 минут каждый день – делать речевые упражнения, читать стихи, басни».

Мастер-класс «Речевой имидж современного человека» провела Ирина Бреусова , телеведущая, преподаватель телемастерства, техники речи и вокала. По голосу можно узнать характер, считает она: «Голос – это наш бренд. Нужно уметь пользоваться своим голосом». Ирина представила слушателям несколько постулатов. 1. Верхние голоса у женщин могут быть врожденными, а могут – приобретенными, слушать такой голос долго очень тяжело. 2. Взрослую женщину с голосом девочки на переговорах серьезно воспринимать не будут. 3. Но и говорить слишком низким голосом даме не стоит. 4. Существует голос опорный – на выдохе; при этом вдох должен быть глубоким, но не слишком долгим – продолжительность вашей фразы зависит от глубины вдоха.

Ирина посоветовала упражнения для развития речи: с утра после прочтения пересказывать новости, записать и прослушать себя – узнаете ли вы свой голос? Активнее всех в речевом тренинге участвовала медицинский работник Марина Курбатова , которая также получила сертификат на посещение лекций и мастер-классов Института Пушкина и Школы искусств и медиатехнологий. «Когда говоришь и ведешь себя правильно, к тебе тянутся интересные люди; грамотная речь – это всегда возможность интересного общения», – считает Марина.

Всего в День города Москвы мастер-классы «Речевой этикет москвича» посетили свыше двухсот человек. Организаторы проекта – Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (Институт Пушкина), Школа искусств и медиатехнологий Арины Шараповой, Московский городской центр реализации фестивальных и конкурсных программ (Мосгорфест); поддержка – Департамента культуры и Департамент образования города Москвы и фонд поддержки русского языка и литературы «Жи-Ши».

Звукооператор Иван Титков , который также был признан самым активным участником мастер-классов Института Пушкина, считает большой удачей возможность бесплатно посетить мероприятие такого уровня: «Очень интересно, полезно и высокопрофессионально».

Покидая гостеприимный парк Института Пушкина, площадки в Сокольниках, парке Красная Пресня и Таганском, участники были единодушны: «Речевой этикет москвича» – лучший способ провести время на свежем воздухе, в хорошей компании и с пользой.

Текст предоставлен Управлением по коммуникациям и продвижению проектов Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина

Источник

Нарушение норм управления. Ошибки, связанные

С неправильным употреблением предлогов

Задание 1:найдите в предложениях нарушение норм управления

1. Л.Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда. 2. Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целенаправленности и глубоких знаний. 3. А.П.Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад. 4. Вопреки ожидания тропинка не привела нас к озерё. 5. Неоднократно подчёркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

Ответы: 1. Пропорционален количеству 2. Благодаря… знаниям 3. Описывает путешествие 4. Вопреки ожиданиям 5. Подчёркивалось то, что

Задание 2:найдите в словосочетаниях нарушение норм управления (неправильный выбор формы слова или предлога)

Отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика, поделился о своих впечатлениях, подтвердил о том, доставил для нас удовольствие, по прибытию на конференцию.

Ответы: 1. Отзыв о статье 2. Рецензия на спектакль 3. Характеристика ученика 4. Поделился своими впечатлениями 5. Подтвердил то… 6. Доставил нам удовольствие 7. По прибытии
Пояснение: 1.Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы: — нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению); — нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуетсямоим здоровьем); — нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета). 2.Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку; удивлён его терпением — удивляться его терпению. Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В.п., как при глаголе, а Р.п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома. В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу). 3.Предлог ПО в значении «после» управляет П.п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д.п. 4.Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет дательным падежом, то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам). 5.Предлоги В и НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа. Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны. 6.При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.
Предлог Ошибка Правильный вариант
благодаря Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу (не имеет значения «благодарить»). Из-за сильного урагана с дома сорвало крышу.
ввиду Предоставить отпуск ввиду болезни (е имеет значения «результата »). Предоставить отпуск вследствие болезни.
вследствие Вследствие предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто(не имеет значения «результата»). Из-за предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

7. Нарушение норм управления, ведущие к двусмысленности:

— нанизывание родительных падежей;

— нанизывание дательных падежей;

— нанизывание творительных падежей;

— нанизывание предложных падежей;

Задание 3: укажите соответствие ошибки ее типу.

1. На селе приступили к подготовке к посевной. а) нанизывание творительного падежа
2. В целях ускорения решения этой процедуры открыты дополнительные пункты по оформлению документов. б) нанизывание родительного падежа
3. Оплата производилась заказчиком безналичным расчетом. в) нанизывание инфинитивов
4. Мы хотели пойти просить ее перенести нам экзамен. г) нанизывание дательного падежа

Задание 4:исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов.

1. Вопреки ожидания, вечер удался. 2. Поезд прибыл согласно расписания. 3. Оставшись одна, мама очень тоскует за нами. 4. Перед мной предстал прекрасный вид. 5. По окончанию учёбы он устроился работать учителем в местную школу. 6. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. 7. Он шёл с товарищем со школы. 8. Мой отец возвратился с отпуска. 9. Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника. 10. Согласно распоряжения мэра города, пострадавшим будет выплачена компенсация. 11. По приезду из города мы побежали на море.

Ответы:
1. Вопреки ожиданию 2. Согласно расписанию 3. Тоскует по нас 4. Передо мной 5. По окончании 6. Благодаря повышению 7. Из школы 8. Из отпуска 9. Из-за небрежности… 10. Согласно распоряжению 11. По приезде

Пояснение:

1. Предлоги благодаря, вопреки, наперекор, подобно, согласно, навстречу употребляются с Д.п.

2. Предлог ПО при глаголах, выражающих чувства, употребляется с дательным падежом: тосковать по родине, плакать по сыну. Личные местоимения при таких глаголах ставятся в предложном падеже: тоскует по нас, по вас.

3. Предлог благодаря употребляется, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат.

4. Непроизводные предлоги перед, с, к, об и др., стоящие перед формами косвенных падежей местоимения, употребляются с буквой О: со мной, обо мне

по прибытИИ по окончанИИ по приездЕ

6. Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с, имеющие значение «вместе с», должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно существительное, иначе разрушается грамматическая связь в предложении, например:

можно сказать нельзя сказать
Кроме сестры я люблю ещё и брата (то есть люблю и сестру, и брата). Кроме рисования я ещё пою.
Помимо хоккея я увлекаюсь плаванием (то есть увлекаюсь хоккеем и плаванием). Помимо спорта я хожу в кино.

Ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим

Задание 1:прочитайте предложения и найдите те, в которых есть ошибки, связанные с неправильным согласованием подлежащего и сказуемого. Исправьте их.

1. Молодёжь активно участвуют в общественной жизни. 2. Молодёжь активно участвует в общественной жизни. 3. Десять бойцов бросилось в атаку. 4. Эти шесть лампочек перегорели. 5. Три книги лежит на столе. 6. Четыре ученика вошли в класс. 7. Четыре ученика вошло в класс. 8. За моей тележкой четвёрка быков тащила другую. 9. Петя, Серёжа и Кирилл играли во дворе. 10. В деревне послышался топот и крики. 11. Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту казались и смешными, и странными, и непонятными. 12. Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту казался и смешным, и странным, и непонятным. 13. Почти все, кто прыгают впервые, утверждает, что очень страшно смотреть на землю, когда стоишь на крыле самолета. 14. Все, кто видели море, не забывают его.15. Никто из девочек, даже старшая сестра, не знали об этом.

Ответы: 2, 3, 5,7, 11, 13, 14, 15

Задание 2:определите,в каких предложениях допущены ошибки. Исправьте их.

1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Большая часть домов на нашей улице каменная. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу.

Источник

Оцените статью