- Обоснование необходимости бетонирования ствола винтовой сваи
- Содержание статьи:
- 1. Процедура заполнения полости ствола винтовой сваи
- 2. Бетонированные сваи в большей степени подвержены коррозии – миф или реальность?
- 3. Альтернативное заполнение полости ствола винтовой сваи
- Целесообразность бетонирования винтовых свай
- Обоснование необходимости бетонирования ствола винтовой сваи
- Процедура заполнения полости ствола винтовой сваи
- Другие методы заполнения свай
- Что засыпать / заливать в сваю после закрутки. И зачем
- Бетонирование винтовых свай – нужно ли это?
- Общие понятия о заполняемых бетоном сваях
- Преимущества и недостатки заливки бетона в сваи
- Установка и заливка набивных свай
- Заливка свай с применением обсадных труб
- Как бетонировать винтовые сваи
- Нужно ли бетонировать сваи?
- Мнения сторонников данной технологии
- Бесполезность бетонирования винтовых свай
- Бетонирование винтовых свай, технология после подрезки
- Как бетонировать винтовые сваи
- Как защитить винтовые сваи от коррозии
- Основные этапы антикоррозийной обработки сваи
- Преимущества и особенности винтовых сваи
- Заливка буронабивных свай с уширенной пятой
- Набивка свай смесью грунта с бетоном
- Заливка винтовых свай бетонным раствором
- Другие методы заполнения свай
Обоснование необходимости бетонирования ствола винтовой сваи
В статье рассматриваются необходимость бетонирования ствола винтовой сваи, совместная работа стали и бетона, и альтернативные способы заполнения трубы.
Содержание статьи:
1. Процедура заполнения полости ствола винтовой сваи
Нередко заказчики сомневаются в необходимости заполнения ствола винтовой сваи. Причина кроется в том, что, не будучи специалистом, довольно сложно оценить все преимущества процедуры. Тем не менее, в соответствии с технологией, инъекция раствора в ствол сваи – один из важных процессов.
Производится она следующим образом: в завинченную сваю после спиливания участка с монтажным отверстием заливается, как правило, бетонный или цементно-песчаный раствор. Желательно при этом использовать воронку: раствор не будет проливаться, и Вы получите возможность лучше контролировать расход материала.
После заливки при помощи металлического стержня (это может быть кусок арматуры) рекомендуется уплотнить раствор. Конечно, устранить все оставшиеся воздушные полости таким образом вряд ли удастся, но все же процедура позволит существенно сократить их количество. После этого можно монтировать оголовок и продолжать работы.
2. Бетонированные сваи в большей степени подвержены коррозии – миф или реальность?
Казалось бы, технология простая и необходимая, но ее целесообразность, тем не менее, была поставлена под сомнение. Некоторые компании не используют бетонирование ствола сваи, так как, с их точки зрения, оно уменьшает срок службы фундамента. Это мнение подкрепляется тем, что у металла и бетона коэффициенты теплового расширения отличаются. Из-за этого несоответствия якобы образуются микрозазоры, в которых скапливается влага, и при наличии доступа кислорода коррозия протекает в ускоренном темпе.
Эти доводы не имеют под собой реальных оснований и легко опровергаются. Коэффициенты линейного теплового расширения стали и бетона мало различаются между собой, и существующая незначительная разница не может стать причиной конфликта материалов. Конструкции из стали и бетона и при отрицательных температурах, и в условиях нестационарного теплового режима ведут себя аналогично однородным. Именно это делает возможным применение таких материалов как железобетон и трубобетон.
Даже если в бетонном растворе останутся полости, отсутствие возможности проникания воздуха сведет к минимуму вероятность образования в них конденсата на внутренней стенке ствола. При заливке литого раствора происходит вытеснение воздуха из ствола и образование полостей становится маловероятным. Основным преимуществом данной технологии является то, что бетон является щелочной средой (pH более 7 единиц) и препятствует процессам коррозии металла. К примеру, в железобетоне арматура сохраняется за счет наличия защитного слоя бетона толщиной в несколько сантиметров, который обеспечивает наличие щелочной среды вокруг стальных стержней. Коррозия арматуры в железобетоне возможна только при наличии сильно агрессивных сред или изменения уровня pH в сторону уменьшения за счет карбонизации. Это возможно только при открытом контакте с воздушной или водной средой. Поэтому вода, которая попадает в полости, трещины и зазоры затвердевшего бетона внутри трубы не изменяет уровень pH. Бетон не оказывает негативного воздействия на металл, а является защитной средой.
Более того, заполнение стальной трубы бетоном повышает жесткость элементов, увеличивает местную устойчивость стенок и глушит вибрации.
3. Альтернативное заполнение полости ствола винтовой сваи
Для работы с бетоном наиболее благоприятной является температура в промежутке от +15° до +25℃. Если использовать противоморозные добавки, этот диапазон расширяется до +5℃. Стоит напомнить о том, что при отрицательной же температуре воздуха бетонную либо песчано-цементную смесь необходимо постоянно подогревать, из-за чего возникают дополнительные расходы, поэтому для заполнения ствола винтовой сваи можно использовать и сухую песчано-цементную смесь.
Как и в случае с бетонным или песчано-цементным раствором, после срезки участков с технологическим отверстием она засыпается в сваю через воронку, а затем уплотняется.
Песчано-цементная смесь, как и бетонный раствор «выдавливает» воздух, а наличие цемента обеспечивает создание щелочной среды при попадании воды. Всё это предотвращает тем самым возникновение коррозионных процессов на внутренней поверхности трубы.
Если, несмотря на все приведенные доводы, Вы все же с настороженностью относитесь к этой процедуре, то Вам следует использовать сваи с толщиной стенки 6 и более миллиметров. Только в этом случае допускается не заполнять ствол, при условии, что оголовок будет проварен полностью в соответствии с пунктом 9.2.2. СП 28.13330 «Защита строительных конструкций от коррозии».
Источник
Целесообразность бетонирования винтовых свай
Прочное фундаментное основание при строительстве домов является гарантией их устойчивости, особенно на проблемных грунтах. Обустройство фундамента на винтовых сваях является одним из самых бюджетных вариантов, но такая конструкция требует дополнительного усиления при помощи бетонирования, что позволит ей выдерживать нагрузку до 3 т.
Необходимость заливки винтовых свай бетоном нередко ставится под сомнение, и всё же именно эта технологическая операция является лучшим методом повысить несущую способность конструкций и обеспечить их коррозионную стойкость. Кроме того, такая технология предохранит сваи от разрушения в зимний период, что возможно при попадании воды внутрь трубы и ее последующего замерзания, а также обеспечит сохранность фундаментов соседних зданий при проведении строительных работ в районах плотной застройки.
Обоснование необходимости бетонирования ствола винтовой сваи
Бетонирование винтовых свай благотворно влияет на механические свойства конструкции, способствуя увеличению жесткости, прочности, упругости. Тем не менее противники подобного усиления указывают на опасность, связанную с разностью коэффициентов теплового расширения металла и бетона. По их мнению, это может привести к образованию микротрещин, в которых будет скапливаться влага, что приведет к активизации коррозионных процессов.
Но такое возражение вряд ли найдёт много сторонников, поскольку опровергается практикой. Действительно, высокие прочностные характеристики таких строительных материалов как железобетон или трубобетон не подлежат сомнению, поэтому нет никаких оснований считать, что заполнение винтовых свай бетоном сможет негативно повлиять на их коррозионную стойкость.
К тому же, для развития коррозии кроме наличия влаги необходим постоянный доступ кислорода, а процедура бетонирования как раз и вытесняет воздух из ствола сваи. Следует также учесть, что бетон является щелочной средой, благоприятной для воздействия с черными металлами, а значит, не оказывает сколько-нибудь заметного химического или физического воздействия на металлические конструкции.
Процедура заполнения полости ствола винтовой сваи
Итак, мы убедились, что вопрос, нужно ли бетонировать винтовые сваи, должен решаться положительно. Как же выполнить эту операцию правильно с наилучшим результатом? На самом деле, такая технология не требует ни применения специального оборудования, ни особых приемов. Производится она следующим образом:
- После завинчивания сваи необходимо срезать участок с монтажным отверстием.
- Внутрь ствола сваи заливается бетонный раствор, при этом для экономии материалов рекомендуется использовать воронку.
- После заливки происходит уплотнение раствора, которое можно производить рукой, но лучше для этой цели использовать кусок арматуры. Такая несложная процедура позволит сократить количество внутренних полостей.
- После застывания бетонной смеси монтируется оголовок.
Чем лучше всего заливать винтовую сваю и зачем? Обычно для этого используется песочно-бетонная смесь, которая обладает склонностью к усадке, да и сама заливка производится несколько ниже уровня подрезки. При застывании бетона образуется небольшое углубление, поэтому для качественной заливки следует досыпать в сваю цемент или порошковый бетон.
При выборе марки бетона следует учесть характеристики возводимого здания. Так, бетон М-200 больше подходит для 1-2-этажных домов, а марка М-300 используется при возведении зданий высотой до 5 этажей.
Следует помнить, что заливать или засыпать винтовые сваи в холодное время года следует с добавлением антиморозных присадок, что предохранит ее от разрушения, возможного при расширении заледеневшего раствора. Если позволяют климатические условия, нижнюю часть можно заполнить и без использования присадок, что позволяет получить некоторую экономию этих материалов.
Для еще большего усиления конструкции можно использовать арматуру, нарезав ее по длине сваи и установив в полость трубы перед заливкой.
Другие методы заполнения свай
Всегда ли надо заливать сваи бетоном? Нередко применяются и другие материалы, оказывающие такой же эффект, например, сухие песчано-цементные смеси чаще используют при отрицательной температуре воздуха. Этот вариант хорош и тем, что если в ствол попадет влага, смесь впитает ее, увеличив тем самым собственную прочность. Засыпать винтовые сваи можно и пескобетоном, который действует так же, как и ПЦС. Что лучше – заливать или засыпать сваи в фундаменте? Некоторые специалисты считают, что использование сухих смесей должно быть предпочтительнее бетонных, так как они не образуют внутренние полости.
Кстати, вопрос, чем залить винтовые сваи, может стать неактуальным, если вместо обычных газоводопроводных труб с толщиной стенки до 4 мм использовать толстостенные трубы. Например, труба диаметром 108 мм с толщиной стенок 7 мм может выдержать большие нагрузки, чем бетонированная свая с более тонкими стенками. Правда, стоимость такой трубы несравнимо выше, поэтому процесс бетонирования остается популярным и надежным способом увеличения стойкости свай по отношению к механическим и физико-химическим нагрузкам, повышает долговечность фундамента и, в конечном итоге, надежность и устойчивость всей постройки.
Источник
Что засыпать / заливать в сваю после закрутки. И зачем
Итак, свая закручена в грунт до нужной отметки. У нее отрезана монтажная часть. Перед тем, как приваривать к свае оголовок и продолжать строительство ее ствол нужно обязательно заполнить. Чем и зачем — читайте далее.
Ствол винтовой сваи заполняют по трем причинам:
- защита металла сваи от коррозии;
- устранение возможности накопления в стволе сваи влаги;
- увеличение прочности сваи.
Последний пункт характерен для свай большого диаметра (315 мм и больше). При условии соответствующего армирования такой бетонный столб внутри металлической сваи действительно может улучшить ее прочностные характеристики.
Бытует мнение, что после сгнивания металла бетон продолжит нести нагрузку от строения, которую раньше несли сваи. В теории такое, наверное, возможно. Но чтобы реализовать подобное на практике нужен качественный бетон, хорошее армирование ствола, соблюдение технологии заливки (плюсовые температуры, виброуплотнение, грамотная сушка и т.д.). И, как уже упоминалось, большой диаметр сваи.
Если Вам крутят под дачный дом сваи 108 мм, лопатой в тазу мешают раствор, после заливки его в сваю сразу приваривают оголовок — это все бессмыслица. Некачественный бетон просто расслоится на песок и цементную воду. Если не ждать 2-3 недели и запечатать все это оголовком, то вода не испариться, а так и останется в стволе, подтачивая стенки сваи изнутри и рискуя разорвать ствол при замерзании, если ее слишком много выдавит наверх.
И даже если бетон зальют качественный, правильно уплотнят и высушат вряд ли такая «спичка» сможет нести горизонтально направленные нагрузки от строения после исчезновения металлической оболочки. Плюс не известно что будет с самим бетоном в стволе сваи после нескольких десятков лет и нескольких тысяч циклов заморозки / разморозки.
Встречается метод заполнения сваи отработанным машинным маслом — в чистом виде или с песком. Защитит ли от коррозии или от накопления влаги такой способ сказать сложно. Если на внутренних стенках будет образовываться конденсат, то он по логике будет постепенно скапливаться внизу (плотность воды выше). Если в масле много осаждаемых частиц металла, сажи и других загрязнений, то может и где-то посередине.
Но в любом случае это экологическая бомба замедленного действия : как только нарушится внутренняя герметичность сваи (а это может произойти еще при монтаже) масло загрязнит окружающий сваю грунт. По правилам загрязненная нефтепродуктами почва подлежит выемке, вывозу и утилизации.
Источник
Бетонирование винтовых свай – нужно ли это?
Общие понятия о заполняемых бетоном сваях
Конструкция свайного поля под дом
Сваи, которые заполняют раствором, называют набивными сваями. Конструктивные строения набивных свай бывают нескольких видов:
- Бетонные опоры;
- Железобетонные опоры;
- Металлические трубы;
- Асбоцементные трубы;
- Синтетические оболочки;
- Винтовые сваи.
На строительной площадке опоры под дом образуют свайное поле. На нем могут устанавливать как одиночные опоры, так и полосами или кустами. Свайное основание под дом, как правило, планируют прямоугольной формы.
Преимущества и недостатки заливки бетона в сваи
Укрепление бетоном винтовой сваи изнутри позволяет усилить несущую возможность ствола на тридцать процентов, и поэтому данный способ можно использовать для того, чтоб сэкономить на монтаже свайно-винтового основания. Благодаря заливке бетона в сваи, изделия можно использовать с меньшим диаметров по причине того, что цена применяемого бетона будет в разы меньше, чем цена сваи.
Многие специалисты рекомендуют заливать бетоном сваи тогда, когда установка свайного фундамента будет проходить на водянистой земле. Также на территории крупных городов, когда при строительстве важное значение играет каждый метр, это прекрасный способ, чтоб усилить основание. Также заливают бетоном сваи при возведении трехэтажных домов или же зданий с такими же параметрами и весом.
Однако, не смотря на множество плюсов, остаётся много противников данной процедуры, так как они полагают, что бетонирование может нанести вред конструкции, ведь железо и бетон обладают разными коэффициентами теплового расширения. К тому же через какое-то время бетон начинает давать трещины, в которых остаётся воздух и влага, что ускоряет разрушение конструкции. Частично такие доводы правдивы, однако, если бетона в свае не будет, то внутри будет образовываться лед, который тоже провоцирует коррозийные процессы и расширяется при изменениях температуры.
Установка и заливка набивных свай
Скважины для набивных опор делают разными способами, в том числе такими, как бурение грунта, бурение с помощью вибромеханического оборудования, сверление с подачей под давлением глинистого раствора и посредством взрыва.
Бурение под опору производится как вручную, так и с помощью техники
Устройство набивных свай состоит из нескольких этапов:
- По всей площадке, отведенной под строительство дома, делают скважины буром. На дне ствола насыпают песок или песчано-гравийную смесь в объеме 1:1. Насыпной слой трамбуют до толщины около 150-200 мм. На подстилающий слой укладывают слой гидроизоляции (лист толи или другой материал).
- В обводненном грунте с помощью специального оборудования покрывают насыщенным глинистым раствором внутреннюю поверхность скважины. Это создает на поверхности шурфа водонепроницаемую «кору», которая предотвращает обрушение стенок.
- В готовую полость устанавливают арматурный каркас. При установке каркаса строго контролируют его вертикальность.
Заливку бетоном скважины выполняют послойно. Объем каждого слоя обычно составляет около 200-250 мм. Уплотняют объем залитой смеси ручным электрическим вибратором.
Заливка свай с применением обсадных труб
Монтаж обсадной трубы для последующей заливки необходимо производить осторожно
В почвах с небольшой несущей способностью набивные опоры под дом делают с помощью обсадных труб. Сначала бурят скважину, затем в полученный ствол опускают сегменты обсадной трубы. Погружение отдельных частей трубы производят специальным гидравлическим оборудованием (домкратами).
Если свайную опору решено делать с уширенным основанием, то его делают срезанием слоя грунта специальным механическим ножом или расширяют дно шурфа взрывом. Уширенное основание свайной опоры значительно влияет на увеличение несущей способности опоры.
После устройства подстилающего слоя и укладки гидроизоляции производят установку собранного арматурного каркаса. Заливку раствором делают послойно с уплотнением каждого слоя электрическим вибратором. По мере заливки бетоном и его твердением части обсадного ствола демонтируют.
Производят трамбование всего объема бетонного раствора по слоям кабельными вибраторами. Уплотняют каждый залитый слой толщиной 200 мм.
Как бетонировать винтовые сваи
Нужно ли бетонировать сваи?
Бетонирование винтовых свай – довольно простой технологический процесс, однако не все специалисты считают его нужным и ставят под сомнения. Также заказчики очень часто сомневаются в целесообразности выполнения такой работы. Однако, по технологии, инъекция раствора в ствол при построении фундамента на сваях – один из важных процессов.
Мнения сторонников данной технологии
Метод повышения коррозийной стойкости и несущей способности винтовых свай основан на способе установки буроинъекционных свай. Эта технология используется во время возведения домов при большой их плотности, и исключает нарушения соседних фундаментов при использовании сваи.
Бесполезность бетонирования винтовых свай
Некоторые профессионалы считают, что главной опасностью для разрушения винтовых свай в будущем является контакт между железом и бетоном, так как они имеют разные коэффициенты теплового расширения. Именно такая особенность материалов способствует образованию микротрещин внутри бетона. В результате этого внутри скапливается влага и воздух, что усиливает процессы коррозии стенок труб.
Бетонирование винтовых свай, технология после подрезки
Бетонированный свай решает вопросы несущей способности и гидроизоляции. Так, бетон выступает барьером для проникновения влаги в ствол, помимо этого, выполняет функцию адсорбента, сохраняя сваи изнутри. Перед заливкой ствола трубы, выполняется подрезка под один заданный уровень по отметкам. При заливке используется песочно-бетонная смесь, а ее уровень, чуть ниже уровня подрезки. Для приготовления смеси используют соотношение 1 до 3, где 3 части песка и 1 часть цемента.
Компоненты смешиваются всухую, затем при постоянном перемешивании добавляется вода до получения массы сметанообразного типа. Далее производится заливка и уплотнение раствора внутри трубы при помощи прута или палки.
Через некоторое время после заливки, в сваю досыпается цемент или порошковый бетон, так как раствор проседает на пару сантиметров. Это применяется с целью ликвидации лишней воды, выравнивания поверхности и способствует качественной заливке.
Заполненную раствором шовную трубу «обвязывают» оголовком или швеллером, на которые крепится конструкция.
Как бетонировать винтовые сваи
Существуют некоторые правила при заливке труб:
- если температура плюсовая, раствор готовят из обычной воды;при небольших заморозках в песочно-
- бетонную смесь добавляют пищевую соль мелкого помола, которая исполняет роль присадки и не позволяет воде перейти в состояние льда;
- при сильных морозах в смесь вливают антиморозные жидкости, которые защищают от замерзания бетона и его расширения.
Как защитить винтовые сваи от коррозии
При возведении свайно-винтового фундамента экономия неуместна. Большое внимание нужно уделять антикоррозийной обработки труб, которые будете использовать.
Качественные сваи хоть и обрабатываются специальными антикоррозийными средствами, однако, во время монтажа соприкасаются с камнями, землей, мусором и другими элементами, понижающими защитный слой. Поэтому, необходимо провести дополнительную обработку после строительства.
Рекомендуется вырыть трубу на 25-30 см и покрыть битумной мастикой, а после ее высыхания, засыпать грунтом обратно и немножко утрамбовать. Для внутренней защиты используется бетонная смесь, о которой говорилось выше.
Основные этапы антикоррозийной обработки сваи
- осмотр внешней поверхности;
- оценка ее состояния;
- определение необходимости в дополнительной обработке, подборка материалов;
- оценка местности использования;
- оценка опасности затопления весной;
- составления плана работ, направленного на гидроизоляцию.
Преимущества и особенности винтовых сваи
- с их помощью можно строить дома на обводненных и торфяных участках, на склонах и других сложных местах;
- экономия на земляных работах и на очистке участка;
- не требуется много техники и работников;
- при необходимости можно сделать пристройку к зданию;
- использование сваи такого типа позволяет выполнять строительство в любое время года;
- сваи можно применять в любых грунтах, кроме скальной породы.
Заливка буронабивных свай с уширенной пятой
Насадка на бур для создания уширения пяты опоры
Расширенное основание скважины делают тремя способами:
- Низ скважины заливают слоями бетонным раствором толщиной 200-300 мм и усиленным давлением раствор выдавливает окружающую почву, формируя уширенное основание.
- Формируют пяту с помощью специального режущего устройства. Складной режущий элемент, закрепленный на буровой колонке, раскрывается на нужной глубине. Вращаясь, нож расширяет размер основания в поперечнике скважины от 2-х до 3-х метров. Нож приводит в движение гидравлический механизм с дистанционным управлением.
- Уширяют основание скважины взрывным методом. Дистанционной установкой приводят в действие взрывчатку и образуется сферическое углубление.
После этого производят армирование полости скважины и ствол с установленной арматурой заливают бетоном.
Рекомендуем посмотреть видео, как производится заливка опоры с расширенной пятой.
Набивка свай смесью грунта с бетоном
Грунтонабивную сваю формируют за счет перемешивания специальной бурильной установкой грунта с жидким бетоном. Лопасти бура перемешивают срезанную почву с раствором. Весь объем бетонной смеси подают в скважину под давлением.
Перемешанная полученная смесь формирует ствол с высокой несущей способностью.
При устройстве грунтонабивной сваи не нужно производить вынимание грунта из полости пробуренного ствола. Такие опоры предназначены в основном для фундамента дома на песчаном слабом грунте.
Заливка винтовых свай бетонным раствором
Винтовые опоры заполняют бетоном слоями по 200 мм. Каждый слой обязательно уплотняют вибратором. Если опоры предназначены для небольшого дома, бетон успешно уплотняют куском гладкой арматуры или другим подручным приспособлением.
Посмотрите видео, как производится заливка винтовых опор.
Благодаря залитому бетону, винтовая свая приобретает высокую несущую способность. Однако при всех этих достоинствах, залитые бетоном винтовые опоры не применяют для домов из тяжелых материалов.
Другие методы заполнения свай
Всегда ли надо заливать сваи бетоном? Нередко применяются и другие материалы, оказывающие такой же эффект, например, сухие песчано-цементные смеси чаще используют при отрицательной температуре воздуха. Этот вариант хорош и тем, что если в ствол попадет влага, смесь впитает ее, увеличив тем самым собственную прочность. Засыпать винтовые сваи можно и пескобетоном, который действует так же, как и ПЦС. Что лучше – заливать или засыпать сваи в фундаменте? Некоторые специалисты считают, что использование сухих смесей должно быть предпочтительнее бетонных, так как они не образуют внутренние полости.
Кстати, вопрос, чем залить винтовые сваи, может стать неактуальным, если вместо обычных газоводопроводных труб с толщиной стенки до 4 мм использовать толстостенные трубы. Например, труба диаметром 108 мм с толщиной стенок 7 мм может выдержать большие нагрузки, чем бетонированная свая с более тонкими стенками. Правда, стоимость такой трубы несравнимо выше, поэтому процесс бетонирования остается популярным и надежным способом увеличения стойкости свай по отношению к механическим и физико-химическим нагрузкам, повышает долговечность фундамента и, в конечном итоге, надежность и устойчивость всей постройки.
Источник