Что было у стен иерусалима

Иерусалим во времена Ездры и Неемии

Иерусалим во времена Ездры и Неемии

На крепостной стене Старого города возле Яффских ворот есть памятная надпись. Появилась она сравнительно недавно, после Шестидневной войны 1967 года, когда израильские строители привели стену в порядок. Надпись включает в себя короткую цитату из книги Неемии: «Стены Иерусалима восстанавливаются». Мы еще вернемся к этим словам, а пока вспомним предшествовавшие события.
В 722 г. до н. э. Ассирия покорила Израиль, царство 10 колен. Евреев угнали в плен, а их землю заселили другими народами, которых впоследствии стали называть самаритянами. В 586 г. до н. э. Навуходоносор разрушает Храм, окончательно завоевывает Иудею и завершает депортацию евреев в Вавилон. Всего таких депортаций было три. Самаритяне, как и другие соседние народы, стали считать землю Израиля своей вотчиной, а себя – коренным населением (вам это ничего не напоминает?). Но проходит еще 48 лет, и, казалось бы, неприступный Вавилон покоряют персы под предводительством царя Кира. Меняется власть, меняется политика. Кир издает указ, дающий право израильтянам на возвращение и восстановление Храма (Ездра 1:3-4). Таблички с этим указом найдены при раскопках в Ираке и Мегиддо. А вот что добавляет Иосиф Флавий:
«Это Кир узнал при чтении книги, в которой за 210 лет до этого пророк Исаия оставил свои предвещания… И вот, когда Кир прочитал это, то преклонился перед Богом, и необычайное рвение и усердие обуяли его к исполнению предначертанного» (Древности 11:1:2).
Что же написал о нем Исаия? «(Господь), Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Исаия 44:28). Ну, разве мог Кир, прочитав такое пророчество, не откликнуться?
Тогда вернулись в Израиль 42 тысячи человек, а историки считают, что в Вавилоне проживали два миллиона евреев. Лишь 2 % нашли в себе смелость, презрев опасность, пойти на пустое место и начать все сначала. Не успели заложить основание Храма, как началось сопротивление так называемых туземцев, но препятствовать приказу Кира они не могли. Как только Персией стал править другой царь, последовал донос, напоминающий нам все современные доносы (Ездра 4:12-14). Особенно поражает фраза «Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам – в Иерусалим». Прошло всего 48 лет, и местные жители уже считают евреев чужестранцами, а опустошенный Иерусалим своим городом. Строительные работы приостановились. Второй Храм был построен лишь в 516 г. до н. э. во время правления Дария. Традиция называет его сыном царицы Эсфири, но это сейчас оспаривается многими учеными.
Новое здание никак нельзя было сравнить с Храмом Соломона. О нем до нас дошло очень мало сведений. Принято считать, что оба помещения (Святое и Святое святых) сохранили прежние размеры, однако утратили прежнюю красоту. Пропал ковчег завета со скрижалями. И все-таки, народ Израиля вновь обрел Дом Божий.
В 458 г. возвращается вторая группа со священником и книжником Ездрой. Он наладил храмовое служение, изучение Торы, искоренил браки с идолопоклонниками, но Иерусалим все еще оставался без стен, совершенно беззащитным. И в 444 г. в город направляется виночерпий царя Артаксеркса Неемия. Занимая одну из главных должностей при дворе (виночерпий соответствует сегодняшнему вице-премьеру), он предпочел всяким почестям послужить Господу в Его городе, который персам представлялся захолустьем. Но Неемия прекрасно знал, что это за город, и что он должен для него сделать. Господь призвал его, так как Израилю нужна была тогда сильная личность, способная быстро организовать работу и дать отпор врагам. В книге Неемии 2:19 названы лидеры враждебных народов. Это были хорониты (скорее всего, самаритяне), аммонитяне и аравитяне, а точнее, арабы. Все они считали себя хозяевами этой земли, а евреев пришельцами.
Вот ответ бывшего виночерпия притеснителям:
«Бог небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить; а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме» (Там же, 2:20).
«Благопоспешит» — буквально «даст нам успех». Неемия знает, что Господь поможет восстановить Его город. И еще он знает, что противникам
1) «нет части в Иерусалиме». Город принадлежит Богу, и жить там могут только Божьи рабы;
2) «нет права в Иерусалиме» (на иврите «цдака» — «праведность», «справедливость»). Праведность в городе у тех, кто доверился Господу, а не у Его врагов;
3) «нет памяти в Иерусалиме». Их присутствие в городе следует вычеркнуть из истории.
Реакция врагов – гневные насмешки, но у Неемии против всех неприятностей есть два оружия: молитва и действие. Он обращается к Господу за помощью и продолжает строить стену.
А теперь мы подошли к стиху, выдержку из которого написали у Яффских ворот:
«Когда услышал Санаваллат, и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно» (Неемия 4:7).
Жаль, что этот стих не приведен там полностью. Он на редкость актуален в наши дни. Ведь сегодня многим людям досадно оттого, что Старый город вновь стал израильским, и Иерусалим продолжает застраиваться, превратившись в необыкновенно красивый город.
Враги Неемии задумали идти против него войной, но он опять молится и действует, выставляя ночную охрану. Библия повествует нам, с каким напряжением трудились люди: «Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье» (Неемия 4:17). Город Давида расположен на довольно крутой горе. Это означает, что строителям приходилось подниматься каждый раз в гору с тяжелым грузом и копьем в придачу. И, несмотря на сопротивление врагов, сеяние ропота, клевету, бессонные ночи, страшную усталость, стены были построены за 52 дня – совершенно невиданные по тем временам сроки. Из небольшого селения Иерусалим вновь превратился в хорошо защищенный город.
Сегодня трудно точно определить, какие из руин городских стен относятся к тому времени. Последние находки в башне, которую раньше относили к более позднему периоду Хасмонеев, свидетельствуют нам о Неемии. Поэтому, проходя по тропе, проложенной через археологический заповедник города Давида, мы знаем, что здесь был совершен великий подвиг под руководством персидского виночерпия.
В последние дни, когда Иерусалим будет окружен со всех сторон врагами, когда им покажется, что до победы осталось совсем немного, на помощь Израилю придет уже не Неемия. Тогда на землю вернется Иисус Христос, чтобы защитить Свой город и спасти Своих рабов. Хвала и слава Ему за это.

Читайте также:  Работа с пеноплексом при утеплении стен снаружи

Источник

Крепостные стены Иерусалима — туристическая жемчужина старого города

Израиль традиционно считается одним из самых популярных направлений туризма. Ежегодно совершить путешествие на Святую Землю стремится множество людей со всего мира, которых еврейское государство привлекает возможностью отдохнуть на курортах Мертвого и Средиземного моря, а также собственными глазами увидеть ценные артефакты и прикоснуться к религиозным святыням. Достопримечательности старого города Иерусалима

Старый город Иерусалима — зачем сюда едут?

Не только россияне охотно посещают Иерусалим. Огромной популярностью Израиль пользуется у жителей Туманного Альбиона, которые оставляют дома в Англии, стремясь раскрасить яркими красками свою размеренную жизнь в Великобритании. Так, многие подданные Ее Величества, раздумывающие над тем, куда поехать в Азии, приобретают туры на Святую Землю и отправляются в аэропорты Великобритании, чтобы сесть в самолет, который доставит их в Израиль . Поверьте, англичане знают толк в хороших путешествиях и тщательно взвешивают все «за» и против» — их выбор отнюдь неслучаен. Зачем же ехать в Иерусалим?

  • исследовать Старый город — карту с маршрутом можно взять на входе бесплатно;
  • написать письмо у Стены Плача , попросив о самом сокровенном;
  • посетить Храм Гроба Господня , где каждую Пасху сходит благодатный огонь;
  • побывать на смотровых площадках , чтобы увидеть город с высоты;
  • купить на рынке традиционную еду — хлеб, десерты, закуски, на восточном рынке всегда раздолье для желудка.

Одной из самых популярных туристических достопримечательностей Израиля является Старый город в Иерусалиме, который обнесен крепостной стеной, построенной по приказу османского султана Сулеймана Великолепного. Так о Стене Плача я уже рассказывал, сегодня остановимся подробней на крепостных стенах Старого города.

История строительства крепостных стен Иерусалима

В 1517 году Израиль, который на тот момент находился под властью Египта, был завоеван Османской империей. Ключи от города были вручены султану Селиму, являвшемуся отцом Сулеймана. Однако ключи от города были лишь символическими, так как некогда могучие стены были на тот момент практически полностью разрушены.

Читайте также:  Как приготовить короед для облицовки стен

Ситуация изменилась лишь после того, как к власти пришел сын Селима Сулейман. Как гласит старая легенда, султану приснился вещий сон, в котором к нему приближались два огромных льва, намеревающиеся его растерзать. Сулейман обратился ко львам с вопросом, почему они хотят разорвать его на части, на что животные ответили, что Иерусалим является святыней, но сейчас она разрушена, поэтому если город не отстроить заново, вражеские полчища растерзают султана так же, как это могут сделать дикие хищники.

Сулейман расценил приснившийся сон как знак свыше и взял город под свое личное покровительство, приказав заново отстроить крепостные стены, которыми и поныне окружен Старый город. Строительство стен началось в 1537 году и продлилось до 1541 года. На крепостной стене было сооружено 35 башен, с которых защитники города могли вести огонь.

Крепостные стены в Иерусалиме сегодня: что посмотреть?

Сегодня крепостные стены Иерусалима являются местом паломничества тысяч туристов, которые с удовольствием совершают по ним увлекательные прогулки. Протяженность стен составляет около четырех километров. Как отмечают многие путешественники, стоя на стене, можно отчетливо увидеть разницу между новым и старым городом. Итак, что же здесь можно посмотреть?

  • Яффские ворота — это, собственно, отправная точка до путешествия по стенам (хотя существуют и альтернативные маршруты);
  • Башня Давида — интерес представляет не только она сама, но и расположенная здесь же цитадель;
  • сторожевые башни — выступают над поверхностью стен, туристы могут прогуляться и по крыше;
  • камни стен со старинными надписями, например, можно увидеть клейма крестоносцев.

Прежде чем отправляться на стену, обязательно скачайте в интернете аудиогид «Старый Иерусалим», который станет для туристов хорошим путеводителем. Следует отметить, что улица, которая проходит вдоль крепостной стены, сегодня носит имя Султана Сулеймана, что свидетельствует о том, что жители еврейского государства не забыли его вклад в развитие и защиту Иерусалима.

Иерусалим Старый город — достопримечательности

Старый город Иерусалим — это не только крепостные стены, возведенные османским правителем. В первую очередь, туристов привлекают не менее колоритные достопримечательности:

  1. Ворота Старого города — всего их 11, но не все доступны для прохода. Например, Золотые ворота замурованы, в них сможет попасть только Мессия или пророк Илия в случае пришествия. Простым смертным вход закрыт.
  2. Христианский квартал — пройти нужно через Дамасские либо Новые ворота. Туристов тут всегда много, здесь расположен Храм Гроба Господня и куча ресторанов. Правда, посещать магазины и кафе тут не стоит — цены высокие, среди продавцов — одни арабы.
  3. Арабский (Мусульманский квартал) — а это как раз хорошее место для шоппинга, по сути, весь квартал представляет собой восточный базар. Чтобы увидеть истинное лицо этого места, прогуляйтесь по улице Цепной. К слову, внутри достаточно и православных храмов.
  4. Иудейский (еврейский) квартал — сюда удастся пройти через Мусорные и Сионские ворота. Достопримечательностей тут мало, так как синагоги были разрушены во время военных действий, но именно тут расположена Стена Плача .
  5. Армянский квартал — самый маленький и уютный квартал из всех перечисленных, здесь много зелени, а стены на ночь запираются на замок. Достопримечательности, представленные тут, включают только духовные объекты — храмы и монастыри. Обедать в ресторанах тоже не советую, так как дорого.

Хотя площадь Старого города невелика (менее 1 кв.м.), интересных для посещения мест здесь очень много. Если едете на экскурсии в Израиль , Иерусалим — то место, которое однозначно должно быть включено в ТОП-3 для визита.

Посещая Старый город Иерусалим, приготовьтесь к морю впечатлений — достопримечательности здесь встречаются на каждом шагу. Сам город разделен на 4 квартала, что довольно удобно для туриста — впрочем, деление довольно условное и, например, в христианском квартале попадаются мечети с минаретами. Чтобы осмотреть Старый город требуется, как минимум, 2-3 дня, а прогулка по крепостным стенам займет не меньше 4 часов — если идти неспешно, наслаждаясь открывающимися видами.

Источник

История Иерусалима от древности до наших дней

Иерусалим (аль-Кудс по-арабски) представляет собой сердце трех мировых религий: святое место ислама, иудаизма и христианства, но при этом он также является опасной горячей точкой одного из самых трудноразрешимых конфликтов в мире – палестино-израильской проблемы.

Иерусалим является не только важнейшей святыней христиан и евреев, но и третьей по значимости святыней ислама и домом для мечети Аль-Акса (мусульмане всего мира встречали эту мечеть в молитве до того, как ее направление было изменено на мечеть в Мекке). В нем также находится Купол Скалы, на который Пророк Мухаммед вознесся в своем ночном путешествии на небеса. Аль-Харам аш-Шариф, или Благородное святилище, как его еще называют, как евреи, так и мусульмане считают местом, где Бог помешал пророку Ибрагиму принести в жертву своего сына Исмаила (или Исаака у христиан и евреев).

К слову если вы хотите заказать экскурсии в Иерусалим на русском языке, то отличных гидов вы можете найти перейдя по ссылке.

Ранняя история Иерусалима

Но для многих людей на протяжении всей истории Иерусалим был ценным владением, за которое велась борьба. Археологические исследования в этом районе позволяют предположить, что город был населен еще в 4000 г. до н.э.

Его самое раннее известное название может быть Иевусит, что переводится как ханаанский город. Считается, что вместе с прибывшими позже филистимлянами ханааняне были самыми ранними из известных предков современных палестинцев.

«Филистимляне» селились вдоль побережья Средиземного моря, которое простиралось примерно от Яффо до сектора Газа, и многие столетия находились в пределах земель Ханаана. Оставив такой неизгладимый след, земля Филистии, или Палестина, как ее стали называть, сохранилась до наших дней.

Давид

В 1000 г. до н.э. израильский царь Давид вторгся в Иерусалим и обнес стеной и укрепил город от дальнейшего вторжения. Позже, когда царь Соломон построил храм, Иерусалим стал духовной столицей сначала для евреев, а затем и для христиан и мусульман.

В 586 г. до н.э. город пал перед вавилонянами, и храм Соломона был разрушен Навуходоносором, но позже восстановлен. Александр Македонский также захватил всю Палестину в 332 г. до н.э., а в последующие годы Иерусалимом правили потомки его генералов: египетские Птолемейцы и сирийские Селевкиды.

В I веке город был столицей Маккавейской империи Симона Маккавея, прежде чем уступить место долгому правлению римлян.

В римскую эпоху город Вифлеем недалеко от Иерусалима стал свидетелем рождения Иисуса Христа.

Иерусалим – духовная столица евреев, христиан и мусульман

Иисус проповедовал важность поклонения единому Богу в городах Назарет и Галилея, где Он жил. Но именно в Иерусалиме Его судил римский чиновник Понтий Пилат как мятежника и лжепророка. Именно здесь Он был распят и впоследствии воскрес. Этот акт стал центральным столпом христианства, а место Его (предполагаемого) распятия в Иерусалиме стало самым святым местом в христианском мире.

Первые христиане стекались к этому месту в паломничестве, и вокруг него была построена церковь Гроба Господня. Библейская Палестина стала святой землей для христиан.

Римская столица

После того, как Иерусалим был завоеван римлянами, он стал столицей династии Иродов, правившей под руководством Рима. В 70 году нашей эры римский император Тит разрушил Храм, чтобы наказать и отпугнуть евреев, восставших против его правления.

В 135 году нашей эры римский император Адриан перестроил город, возвел новые стены и официально назвал эту землю Палестиной, а Иерусалим был переименован в Элия Капитолина в честь римского языческого бога Юпитера.

Начиная с 313 года нашей эры, с повсеместным принятием христианства Римом, Иерусалим пережил возрождение, чему в значительной степени способствовала Святая Елена (жена императора Константина), которая спонсировала восстановление города в начале IV века. Он стал центром христианского паломничества.

К 638 году нашей эры, с быстрым распространением новой религии в регионе, ислама, город был захвачен арабской армией во главе с Абу Убайдой при халифате Умара ибн аль-Хаттаба, ислам пришел в Палестину.

Еще со времен Мухаммеда мусульмане считали Иерусалим важным местом паломничества после Мекки из-за его религиозного значения как места чудесного путешествия пророка на небеса.

Между 688 и 691 годами нашей эры была построена мечеть Купол Скалы аль-Валидом ибн Абд аль-Маликом. Два года спустя на том же месте была построена мечеть Аль-Акса в ознаменование места поклонения пророка. Две мечети и их окрестности стали известны как аль-Харам аш-Шариф.

К XI веку ислам существовал в этом регионе более 500 лет. Город получил мировую репутацию города трех конфессий. Но с приходом к власти Фатимидов, их империи, борющейся с христианским экспансионизмом, правители начали ограничивать поток христианских паломников.

В 1095 году нашей эры папа Урбан II провозгласил крестовый поход против мусульман в Палестине. Тем, кто будет сражаться, сказал он, обещано небесное искупление за их грехи.

Крестовые походы

В 1099 году нашей эры Иерусалим был завоеван крестоносцами, и его жители были перебиты (мусульмане, христиане и евреи в равной степени). На протяжении большей части XII века он стал столицей Иерусалимского Латинского королевства – государства крестоносцев.

В 1187 году под руководством Салах ад-Дина (Саладина), мусульмане отбили город, и, к большому облегчению христианских жителей, не было никаких убийств из мести. Тем, кто хотел уехать, было разрешено это сделать со всем своим имуществом и пожитками, а тем, кто хотел остаться, была гарантирована защита их жизни, имущества и мест отправления культа.

После этого под властью мамлюков, а затем и Османской империи, Иерусалим был перестроен и восстановлен, особенно Сулейманом II (также известным как Сулейман Великолепный), он построил новые стены, ворота, башни и акведуки для города.

Иерусалим в ХХ веке

Иммиграция европейских евреев в Иерусалим также росла, и некоторые группы евреев рассматривали этот город как свою вотчину. К 1900 году евреи составили самую большую общину в городе и имели разросшееся поселение за стенами Старого города.

В 1914 году Первая мировая война привела к беспорядкам, разрушениям и необходимости расширения и завоеваний со стороны европейских держав. Итак, в 1917 году Иерусалим был захвачен британскими войсками под командованием генерала Эдмунда Алленби.

В том же году министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур заявил о поддержке британским правительством еврейской родины в Палестине богатому и влиятельному сионистскому лорду Ротшильду.

После Второй мировой войны Иерусалим стал столицей Палестины, но находился под британским мандатом. По мере приближения конца мандата арабы и евреи стремились овладеть городом. Но меньшинства в городе, такие как христиане, предпочитали сделать его открытым для всех трех религий.

Этому мнению придали значение европейцы в Организации Объединенных Наций, которая, разделив Палестину на арабское и еврейское государства, заявила, что Иерусалим будет городом под международным управлением, но в качестве предполагаемого арабского государства.

Еще до того, как 14 мая 1948 года произошло разделение, в городе вспыхнули бои между евреями и арабами. 28 мая евреи в Старом городе сдались, но Новый город остался в их руках.

Старый город и все районы, удерживаемые Арабским легионом – сектор, обозначающий Восточный Иерусалим – были аннексированы Иорданией в апреле 1949 года. В ответ вновь созданное государство Израиль отреагировало сохранением территории, которую оно удерживало, а 14 декабря 1949 года – Нового города. Иерусалим был объявлен столицей Израиля, что было политически мотивированной целью, которая символизировала еврейскую историю и власть. (В соответствии с продолжающимися резолюциями ООН, оспаривающими статус города, Израиль позже сделал Тель-Авив своей столицей.)

В 1967 году израильские войска взяли Старый город в Шестидневной войне с Египтом, Сирией и Иорданией. Они официально аннексировали Старый город и передали весь Иерусалим под центральное управление.

Арабским жителям Восточного Иерусалима было предложено обычное израильское гражданство, но почти все они предпочли сохранить свой статус иорданцев. Затем Израиль переселил многих арабов из Старого города, но обеспечил доступ к святым местам для мусульман и христиан.

К июлю 1980 года парламент Израиля одобрил законопроект, подтверждающий, что Иерусалим является исторической и неделимой столицей страны для всех евреев, но позиция сменяющих друг друга израильских правительств заключалась в том, чтобы сохранить Тель-Авив в качестве столицы (как признано ООН). Благодаря пригородам и жилищному строительству на территории, ранее находившейся под контролем Иордании, Иерусалим стал крупнейшим городом Израиля. Но раздоры между арабами и евреями продолжаются, к сожалению, и по сей день.

Источник

Оцените статью