Методологические основы дошкольной педагогики.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ
Дошкольная педагогика относится к числу молодых дисциплин в системе педагогических наук. Ее возникновение связано с именем Я. А. Коменского. Предмет дошкольной педагогики — процесс воспитания детей дошкольного возраста, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства.
Основные категории дошкольной педагогики.
|
По мнению Р. М. Чумичевой, детство — это мир, где функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов (эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений). Дошкольная педагогика использует множество других понятий, являющихся ведущими:
— для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.);
— психологии (развитие, личность, психика, мышление и др.);
— анатомии (мозг, скелет, физиологические особенности детей и пр.).
Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, и
как наука непосредственно связана с науками о человеке.
Ближе всего к дошкольной педагогике стоит детская психология — наука о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка.
Философия составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).
Социология дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях.
Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т.п.
Этика и эстетика — знание о морали и природе эстетического — образуют основу нравственного и художественного воспитания дошкольников.
Экономика обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.
Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики.
|
П. К. Анохин, Н. М. Щелованов, Н. И. Касаткин, Н. М. Аксарина и др.). Нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание. Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего. Учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма, единстве психического и физического развития является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ. Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. | |
Психологические основы дошкольной педагогики | • культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения; • учение А. Н. Леонтьева о деятельности как условии и средстве развития психики ребенка; • теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, труды Н. Н. Поддъякова, Л. А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период; • теория «амплификации» детского развития А. В. Запорожца; • психология детской игры и периодизация психического развития Д. Б. Эльконина и др. |
Историко педагогические основы отечественной дошкольной педагогики | Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период (уважение личности, необходимость развития потенциала каждого дошкольника и др.) легли в основу современной теории дошкольного образования. Исследования по разным направлениям дошкольного образования в советский период, после |
создания общественной системы дошкольного воспитания (в 1960 году создан первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого до 1981 года был А. В. Запорожец)._________
Заложенные теоретические основы являются отправной точкой появления
новых теорий и технологий дошкольного образования.
Функции дошкольной педагогики:
1- Описательная — накопление педагогических фактов и явлений, их классификация.
2- Объяснительная — раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей.
3- Проективно-конструктивная — разработка конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
4- Прогностическая — прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения.
5- Мировоззренческая — активное формирование педагогического сознания в общественной среде.
Задачи дошкольной педагогики определяются ее теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью:
1) Изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста.
2) Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию и способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад — школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ требует их теоретического обоснования, определения условий их эффективной деятельности).
3) Создание госстандарта дошкольного образования (в настоящее время утверждены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования).
4) Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ.
5) Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмов их действия).
6) Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.
7) Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.
8) Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОО.
9) Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.
10) Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОО.
Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования.
Методы педагогического исследования — это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент.
Этапы педагогического исследования:
1- определение проблемы, цели, задач, гипотезы;
2- проверка гипотезы (эксперимент);
3- осмысление полученных данных, обработка результатов;
4- оформление результатов исследования;
5- внедрение результатов в практику.
Методологические основы дошкольной педагогики.
Методология педагогики — это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования._______________________________________________
|
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД | Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Педагогическая система (ДОО) рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методов и форм организации педагогического процесса, материальной базы (средств). |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД | Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка и имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь». В ФГОС к ООП дошкольного образования перечислены детские виды деятельности: двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД | Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности. |
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД | Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Смысл педагогической позиции заключается в поддержке: взрослый помогает лишь тому, что уже имеется в наличии, но еще не достигло должного уровня, т.е. развитию самостоятельности ребенка. |
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД | Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию. Ребенок способен к самоорганизации и постоянной |
обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).______________________________________
Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.
С точки зрения гуманистической концепции человек рассматривается как личность, индивидуальность, обладающая свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере дошкольного образования. Ребенок рассматривается в качестве субъекта, т.е. носителя предметнопрактической активности и познания.
Таким образом, воспитание — это не просто передача предшествующим поколением последующему социального опыта деятельности и отношений, но и формирование субъектных свойств, которые позволяют каждому последующему поколению обогащать и надстраивать этот опыт.
Источник