Что такое «четвертая стена» в искусстве, как и зачем её ломают
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Четвертая стена»
Кажется, что театру по его природе свойственно отгораживаться от зрителя таким образом, но вообще-то гораздо более долгий период своей истории этот вид искусства отличался именно отсутствием «четвертой стены». В античные времена публика была полноправным участником действа, актеры обращались со сцены, адресуя зрителям и реплики, и целые монологи. Гораздо позже такой прием использовал Шекспир.
Эта «четвертая стена» может быть незаметной со стороны зрителей, но оттуда, из мира персонажей спектакля, якобы представляет собой стену вполне реальную. Публика как будто «подглядывает» за развитием сюжета, в каком-то смысле напоминая полицейских в зарубежных сериалах, которые смотрят сквозь одностороннее зеркало на допрашиваемых. Недаром это кино- и телеклише так прижилось в искусстве XX и XXI века.
А по большому счету, все виды искусства когда-то игнорировали зрителя: были пьесы, которые играли, не глядя на купивших билеты в зал, кинофильмы, в которых никак не обнаруживалось присутствие камеры рядом с героями. В отношении мультфильмов, книг – то же: представитель реального мира получал статус «подглядывающего». Но некоторое время назад начались эксперименты с этой «четвертой стеной», и публике уже доставалась некоторая роль в развитии сюжета произведения.
Как минимум, персонажи пьес и фильмов стали «замечать» зрителя и обращаться к нему. В книгах эффект слома четвертой стены начался и того раньше – он выражался в лирическом отступлении автора и его обращении к читателю.
Как «ломают» четвертую стену
Сам термин «четвертая стена» применительно к специфике театрального действа приписывают Дени Дидро, но по-настоящему он прижился лишь в XIX веке, когда в искусстве начались эксперименты, затронувшие и театральную жизнь. Условная стена театральной комнаты-сцены уже не была такой непроницаемой, как раньше. Актеры отпускали шутки, предназначенные лишь для зрителей, реагировали на реплики из зала. Оказалось, в те моменты, когда незримая четвертая стена пропадает, зритель особенным образом вовлекается в происходящее на сцене, ощущает собственную причастность к сюжету.
А впрочем, иногда это происходит и в буквальном смысле – например, в бродвейском спектакле «Тайна Эдвина Друда» зрителям предлагалось путем голосования решить, кто убийца и по какому пути пойдет театральное повествование. Роман Чарльза Диккенса, не законченный на момент смерти писателя, стал одним из лучших в литературе примеров «открытого финала»; рукопись обрывается, успев дать читателю достаточно пищи для размышлений и умозаключений, очевидно, вскоре читателям могла быть предъявлена разгадка исчезновения Друда, не оборвись так внезапно жизнь автора. Для театрального воплощения этой истории вовлечение зрителя в процесс драматургии стало интересным многообещающим приемом.
«Четвертая стена» в кино и на телевидении
В деле разрушения «четвертой стены» особенная роль принадлежит создателям кинофильмов и телесериалов. Согласно классическим взглядам на съемки, актерам следует избегать смотреть в камеру, допускать «зрительный контакт» с публикой, считалось, что это разрушает впечатление от фильма, прерывает повествование. Сейчас эта позиция уже кажется устаревшей – слишком много дорогих сердцу зрителя картин эксплуатируют этот прием, да и другие, вовлекающие зрителя в сюжет, тоже.
Самый, наверное, распространенный способ сломать стену – это вставить в кинокартину или телесериал закадровый голос, который как будто рассказывает зрителю историю, чаще всего свою собственную. Это могут быть и комедии, и серьезные картины. Порой рассказ ведется не от первого лица, а кем-то, кто хорошо знает всех персонажей, а кроме того, в курсе всей истории, от и до, и как будто ведет со зрителем разговор, подкрепляя свой рассказ картинами на экране.
Вообще любой взгляд персонажа фильма в камеру, да еще и включение в его текст реплик, обращенных именно к зрителю, может стать «изюминкой» произведения. Этим приемом много пользовался Вуди Аллен, особенно во время съемок фильма «Энни Холл». А в картине «Пурпурная роза Каира» исчезновение четвертой стены вообще становится главной идеей: персонаж фильма сходит с экрана прямо в кинозал, чтобы познакомиться с героиней, а затем проводит несколько дней в «реальном» мире, после чего возвращается обратно на экран.
Развитие темы «четвертой стены» в фильме «Шоу Трумана» приобрело неожиданное направление: здесь герой и его жизнь являются объектом пристального наблюдения миллионов зрителей телешоу во всем мире – до того момента, как вся правда открывается Труману. Точнее, не вся – ведь о реальном мире и реальных зрителях он так и не догадывается, зато шоу длительностью в десятки лет и стоминутный фильм заканчиваются одновременно – с выходом героя за пределы видимости камер.
Ощущают ли персонажи произведений то, что они ненастоящие, обращаясь к зрителю? Такое тоже возможно – в пределах своей собственной вселенной персонаж переосмысливает ту реальность, что его окружает, приглашая и зрителя к этому увлекательному размышлению.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Ломая четвертую стену.
Сегодня мне захотелось вспомнить про такой режиссерский прием, как «Разрушение четвертой стены», ввиду его необычности и запоминаемости сцен, в которых он встречается. Поэтому, я попробую разобраться: где и как он был реализован.
Собственно, сам термин появился очень давно, еще до формирования таких видов искусства как кино и видеоигры. Первым местом, где он был применен стал — театр.
«Четвертая стена» в то время выступала в виде вымышленной границы между зрителями в зале и актерами с их персонажами. Еще во время Шекспировского театра Глобус (на самом деле и раньше), актеры часто вступали в контакт со зрителями, интересуясь, как поступить с теми или иными героями, тем самым ломая четвертую стену и вовлекая посетителей театра в происходящее на сцене. В дальнейшем данный прием многократно применялся и модифицировался театральными деятелями, но с наступлением эры кино про него потихоньку начали забывать, так как через экран телевизора очень сложно заставить зрителя думать, что он является частью происходящего.
В кино и на телевидении.
Но не стоит отчаиваться, на самом деле в кино и различных ТВ-шоу данный прием можно встретить довольно часто, но по причине того, что ни зритель, ни актеры напрямую между собой не взаимодействуют — эффект получается слабый. Визуально в кино это реализуется следующим образом: на экране происходит какое-либо действие, в ответ на которое персонаж фильма смотрит в камеру, и либо напрямую обращается к зрителю, либо делает вопросительное лицо. Из ярких примеров, которые у меня получилось вспомнить:
1)Мультфильмы Looney Tunes.
В частности, заядлым «ломщиком» считается Багз Банни, который либо в середине, либо в конце серии обращался к зрителю. Как раз знаменитое: «Thats all, folks», перед уходом в затемнение в конце выпуска и есть прием о котором идет речь.
2)Заводной апельсин.
В фильме есть сцена в которой главный герой картины Алекс в исполнении Малькольма Макдауэла смотрит на зрителя, как бы призывая его принять теорию «ультранасилия». Во время выхода фильма возник нешуточный скандал по этому поводу (как и по поводу всего фильма, но сейчас не об этом), так как реализм данной сцены просто зашкаливает, и многие (особенно люди с нестабильной психикой) жаловались на резко появившуюся тягу к насилию, после просмотра данного момента.
3)Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар.
В этой отвязной комедии тоже есть момент, когда Джей и Боб приходят к герою Бэна Афлека и между ними возникает забавный диалог, который заканчивается фразой: «Джей и Молчаливый Боб в кино. Кто пойдёт на это дерьмо?», взгляд в камеру, да да зритель — именно тебя эти ребята имеют ввиду.
4)Любовь и голуби
Как ни странно, в этом всеми любимом советском фильме тоже ломают четвертую стену. между сценами герой Меньшова объявляет зрителю о начале следующей «фигуры», а в конце фильма прощается со зрителем.
5)Шоу Дэвида Копперфилда
Знаменитый фокусник в свое время прославился тем, что заставил «исчезнуть» Статую Свободы в прямом эфире, но это не единственная его заслуга, в середине девяностых он был одним из первых фокусников догадавшихся, что можно применять иллюзию не только на сцене, но и на экране телевизора. В конце каждого выпуска, Дэвид предлагал зрителю поучаствовать в фокусе, вроде угадать карту или загаданное число, чем приковывал к экрану всерьез и надолго, потому как до этого зритель не мог представить, что можно будет взаимодействовать с вещами происходящими в зомбоящике.
6)Чумак, Кашпировский и прочие.
Эти товарищи в свое время капитально поиздевалась (при помощи сломанной четвертой стены и всеобщей наивности нашего населения) над зрителями центральных каналов в ранний постсоветский период. Наверное многие, кто жил в то время вспомнят: банки с «заряжающейся» водой возле телевизора и бабушек прикладывающих руки к экрану в надежде получить чуток «космической энергии» от величайших экстрасенсов того времени.
В играх.
Эволюционный скачок в «Разрушении четвертых стен» случился с приходом видеоигр. По большому счету, любая видеоигра — основана на том, что игрок напрямую управляет персонажами и получает от них отклик, по сути, ломая четвертую стену, но со временем геймеры привыкли к происходящему на экране и разработчикам каждый раз приходится придумывать что-то новое, чтобы еще больше вовлечь игроков в процесс прохождения, но все новое — хорошо забытое старое. Первопроходцем в играх по праву считается создатель MGS — Хидео Кодзима, именно его творения можно считать эталонными в использовании этого приема, но как говорится, свято место-пусто не бывает, и многие разработчики так же начали его применять, но обо всем по порядку:
1)Metal Gear Solid
— Во время радиопереговора с полковником Кэмпбэлом он предлагает Снэйку связаться с некой Мэррил, и вроде бы ничего интересного, но частота для связи с ней нигде в игре не указанна. Тогда я уже было хотел бросить прохождение игры, но один из моих друзей предложил посмотреть на упаковку от диска сзади (полагаю что он вычитал об этом в книжке с прохождением), как раз там и был скриншот разговора с Мэррил и необходимой частотой.
— Бой с Психомантисом, это было вообще нечто! Мантис мог отключать экран, заставлял джойстик вибрировать (из-за чего его приходилось переключать в другой порт), читал предыдущие сохранения игр Konami на карте памяти, короче говоря, начисто взрывал мозг, но на то он и самый сильный экстрасенс в мире, не то что всякие Кашпировские.
— После того как закончится сцена с пытками главного героя Оцелотом можно связаться с Наоми Хантер, которая предложит «исцеляющий массаж» вибрирующим геймпадом.
2)Metal Gear Solid 2
— В одном из заданий Райдену будет необходимо при помощи направленного микрофона найти кардиостимулятор у одного из заложников. Среди них будет девушка, так вот, если направить микрофон на нее, то она раздвинет ноги, если в этот момент игрок будет смотреть ей в промежность, то по кодеку с Райденом свяжется Кэмпбэл и отчитает за такое пахабное поведение.
— Все что происходит на борту Арсенала. Тут и лже-Геймоверы, и бред Кэмпбэла по кодеку во время которого он напоминает Райдену, что тот персонаж компьютерной игры, и голый Райден и многое другое.
— В конце игры, Снэйк отдает Райдену его солдатские жетоны. Жетоны показываются крупным планом, на них будут инициалы игрока, которые он ввел в начале игры.
3)Metal Gear Solid 3
— Переговоры с Парамедиком, которая будет в подробностях описывать свои любимые фильмы. Интересный момент в том, что это будут реальные фильмы про шпионов, в том числе про Джеймса Бонда. К слову, тут еще будут забавные комментарии Снэйка, вроде того, какая же это чушь, и мол с такими гаджетами — каждый школьник сможет стать шпионом.
— Можно устроить TimeParadox, убив Оцелота в одной из битв.
— Бой с The End, босс может просто умереть от старости, если начать с ним битву и перевести часы на консоли вперед на неделю.
— Бой с The Sorrow — эталонный пример майндфака, мало того, что во время боя Снэйк столкнется с призраками убитых за игру солдат (если пройти игру в режиме Рэмбо, то данный эпизод сильно затянется), так и в конце ожидает неминуемый GameOver, который на самом деле не геймовер. .
4) Metal Gear Solid 4
— Фотосессии, после победы над каждым боссом из отряда «Красавицы и Чудовища» можно быстро достать фотокамеру и навести на поверженную противницу, после чего та примет позу для фотографии.
— В первой миссии Снэйк может укрыться среди скульптур, в позе «Мыслителя» Родена, при этом он прикладывает руку на половой член (из песни слов не выкинешь) скульптуры. Так вот, если повторять данную процедуру много раз Снэйк его случайно отломает.
— Бой со Screaming Mantis, так же как и в первой части начисто взрывает мозг, правда в этот раз он скорее пародирует бой с Психомантисом из первой части. В этот раз Мантис не сможет прочитать сэйвы с карты памяти, так как у PS3 ее нет, если у вас джойстик SixAxis, то напугать контролем вибрации она тоже не сможет (в этой версии джойстика отсутствует эта функция), зато если DualShock3, то она это сделает, да еще и не хило этому обрадуется.
— Во время последнего боя с Оцелотом, если во время захвата не справиться с QTE, последует… смачный ЧМОк в щечку Снэйка.
NB! Это только те примеры из данной серии игр, которые вспомнил лично я, на самом деле их гораздо больше, но пора перейти и к другим играм.
5) Postal 2. Чувак будет часто обращаться напрямую к игроку в зависимости от его манеры игры, к примеру, если получать слишком много урона он скажет что-то вроде: «Моя бабка и та лучше играет.», та же ситуация возникнет, если игрок часто пользуется квиксейвом.
6) Dead Space 2 Если долго направлять прицел на Штросса, то он закричит в экран: «ХВАТИТ НА МЕНЯ ПЯЛИТЬСЯ!».
7)Assassins Creed 2 В конце игры есть очень крутой момент, когда Эцио находит голограмму Минервы, которая сначала ломает стену между ним и Дэзмондом Маилзом, а под конец так и вообще обращается к невидимому наблюдателю, в роли которого выступает сам игрок.
8)Batman: Arkham Asylum Перед битвой с пугалом игра меня жутко напугала, появившимися графическими глюками, в тот момент я решил, что перегрелась видеокарта, а оказалось, что таким образом авторы решили взбодрить игроков перед битвой с боссом.
9)Deadpool Тут можно сказать только то, что в комиксах Дэдпул единственный, кто в курсе, что он рисованный персонаж, чем постоянно делится с читателем и на чем завязана большАя часть юмора. Собственно в игре все точно так же.
На сегодня это все, предлагаю и вам вспомнить моменты «Разрушения четвертой стены» в ваших любимых играх или фильмах и обязательно поделиться ими в комментариях. Спасибо за внимание!
Источник