- С чего начинается роспись стен
- Бизнес: роспись офисов
- Как превратить призвание в доходный бизнес
- Как пришли к идее
- Портфолио
- Клиенты и продвижение
- Переговоры и подписание договора
- Как делают эскизы
- Как создают трафареты
- Краски и материалы
- Как наносят рисунок
- Выездная работа
- С какими сложностями сталкиваются
- Результаты и планы
- Выводы
С чего начинается роспись стен
Все набирающая популярность на роспись стен диктует мастерам свои условия. Сейчас уже не возьмешь зрителя (а именно так мы называем тех, кто в будущем будет владельцем интерьера с росписями), ни мастерством, ни буйством красок. Достаточно большой опыт в этом деле позволяет нам рассуждать на эту тему и поделиться своими наблюдениями.
Так с чего начинается роспись? Расскажем на примере одной нашей заказчицы, которая станет героиней нашей истории.
Этап 1. «Мыслительный». Наверно такая же мысль появилась у нашего далекого предка, который не смог удержать ее в голове, она говорила, что мне есть о чем вспомнить и рассказать. Он рисует на доступной ему поверхности свою историю. Чтобы каждый увидевший его творение знал, что и кто перед ним, и что ему есть чем гордится.
Так вот, «Мысль»! Нашу героиню посетила мысль, что хочется чего-то необыкновенного, такого как в детских мечтах и воспоминаниях, такого, чем хочется поделится, о чем можно было бы поговорить и обсудить, такого, чего может быть много, но при этом не занимало много места.
Этап 2 «Идейный»
Может купить ковер? А что, бабушкам понравится, ретро-романтика?
Идея была неодобрена, не модно, пылесборник, молерассадник, да и вообще, бабушка редко гостит. Рассматривали идею всех членов семьи, даже муж внес свое предложение
Подруга предложила наклеить постер, или самой что-нибудь нарисовать.
Постеры это конечно интересно, можно даже наклеить все что сердцу дорого в одном месте. Но ведь хочется, чтобы только у тебя такое было, нужен эксклюзивчик!
Этап 3. «Практический» Где и как все эти идеи воплощать? На семейном совете ей выделили площадь для фантазирования. В остальных комнатах дизайнерский ремонт, а в этой комнате вроде как терять нечего.
В интернете наша героиня нашла несколько советов по изобразительному искусству и росписи стен. Что может быть лучше чем что то сделанное собственными руками?
А рисовать ведь можно на чем угодно, даже на старых обоях!
Этап 4. «Изобразительный»
Ну и что! Художнику виднее, правда же? Домашние любимцы поддержали во всем, но остальные вежливо промолчали.
Этап 5. «Зовем специалистов»
Наша героиня обращается к профессиональным художникам. Которые предлагают несколько вариантов решения, которое бы устроило всех. Остановились на теме «Ферма». Решили, что персонажи должны быть интересны всем, и детям, и взрослым, и даже домашним любимцам. Были подобраны различные картинки из книг, журналов и интернета.
На абы какой поверхности тоже нельзя рисовать, иначе трудоемкая роспись долго не протянет.
Этап 6. «Творческий процесс» Художники приступают к работе! Самый пожалуй интересный и любопытный. И не смотря на то, что ни один художник не любит, чтобы за ним со спины наблюдали, все равно, всем таааак любопытно, что сдержать себя невозможно. Все прячутся но подсматривают!
Эти художники работают без эскизов? Очень странно, но вполне возможно!
Эпилог. Ну и в итоге, что же у нас получилось.
Роспись готова! Теперь можно проводить семейные фотосессии! Простор для полета мысли обеспечен!
Источник
Бизнес: роспись офисов
Как превратить призвание в доходный бизнес
Филипп с Наташей переехали в Петербург с Дальнего Востока.
Они расписывают стены в офисах и зарабатывают 300 тысяч рублей в месяц. Вот их история.
Как пришли к идее
Филипп и Наташа из Благовещенска Амурской области. Филипп учился на экономиста, Наташа — на художника-проектировщика.
С 14 лет Филипп занимается граффити: рисует аэрозольной краской из баллончиков. В 17 он принял первые заказы — расписывал стены в клубах, магазинах и квартирах. После университета решил уйти в эту сферу.
Для граффитчика и художника-проектировщика перспектив в Благовещенске нет. В 2014 году Филипп с Наташей поженились и переехали в Санкт-Петербург искать работу. Наташа устроилась дизайнером интерьеров, а Филипп начал работать на себя.
Молодого человека в городе никто не знал, подходящего портфолио у него не было. Филипп искал заказы на форумах, давал объявления на «Авито» и оставлял рекламу на асфальте. Случалось, что люди звонили и просили нарисовать им не граффити, а такую же рекламу на асфальте. Заказы не приносили удовольствия и большой прибыли, но позволяли тренироваться и пополнять портфолио.
Постепенно появлялись клиенты, которые заказывали роспись офисов, ресторанов и клубов. В 2016 году Филипп за 5000 рублей открыл ИП . Число заказов росло, поэтому Наташа уволилась и присоединилась к мужу. Компанию назвали «Дизайн НФ ».
Портфолио
Без хорошего портфолио нет заказов. Сначала Филипп брался за любые задачи — даже те, что не требовали творчества и особого мастерства. Последние три года Филипп с Наташей работают только с такими проектами, которые им интересны.
В 2014 году Филипп выиграл тендер на роспись 50 м² офиса Тинькофф-банка. Главным призом были не деньги, а Макбук. Зато после конкурса появились крупные заказы — клиенты видели, что Филиппу доверяет банк. Роспись офиса заказал университет онлайн-профессий «Нетология», ресторан «Маркетплейс» и отели Санкт-Петербурга. В 2016 году Тинькофф-банк заказал Филиппу разрисовать главный офис на Головинском шоссе. Сейчас они расписывают десяток офисов банка в разных городах России.
тратят Филипп с Наташей на съемку видео о проекте для портфолио
Клиенты и продвижение
Почти все клиенты приходят по рекомендациям, некоторые — через сайт или соцсети. За 4 года у Филиппа с Наташей было два сайта. Первый сделали друзья за 15 тысяч рублей. Тогда наши герои думали, что чем навороченнее сайт, тем лучше.
В 2016 году друзья бесплатно сделали Филиппу и Наташе новый сайт. В нем легко ориентироваться, есть форма обратной связи и отзывы, прописана общая схема и условия работы.
Чтобы показать готовые работы, наши герои фотографируют результат. Если заказ и условия съемки простые, делают снимки сами. Когда нужна профессиональная техника (например, широкоугольный объектив) или видео, заказывают профессионалов. Видео о проекте обходится в 20 тысяч рублей, фотографии — в 5—10 тысяч.
Переговоры и подписание договора
Если заказ небольшой или в другом городе, ребята просят заказчика сфотографировать и измерить помещение. Если крупный или сложный — выезжают на объект сами. На месте замеряют стены и называют итоговую цену. В нее входит разработка эскизов, изготовление трафаретов для рисования, сама работа, материалы и проживание ребят, если проект не в Петербурге и не в Москве.
получили ребята за роспись офиса центра онлайн-образования
Выплаты разбиваются на 3 части. После подписания договора клиент оплачивает 20% от стоимости — это аванс для разработки эскиза. Когда эскиз готов — 40% на материалы, еще 40% — после окончания работ.
Роспись стоит 2—6 тысяч рублей за квадратный метр. Цена зависит от объема и сложности заказа. Минимальный заказ в Петербурге обойдется в 15 тысяч рублей, в Москве — 30 тысяч (с учетом расходов на дорогу и проживание). Средний заказ — две маленькие стенки и переговорные комнаты — 100 тысяч рублей.
Филипп и Наташа отдают права на эскиз заказчику, но могут свободно публиковать результаты в портфолио. Онлайн-кассу не используют — достаточно договора.
Гарантия на роспись — 2 года. Краску можно мыть, она не выгорает на солнце и не обсыпается. Иногда сотрудники заказчика случайно портят рисунок, например царапают. Если это случается, Филипп приезжает и поправляет дело за дополнительную плату, если что-то незначительное — бесплатно. На этот случай несколько месяцев ребята хранят трафареты — вдруг придется что-то подправить.
Для росписи стен не нужны специальные бумаги и разрешения. Иногда заказчики просят сертификат на краску — это необходимо для соблюдения противопожарной безопасности. Ребята берут его в магазине, когда покупают материалы.
Как делают эскизы
Перед стартом Филипп и Наташа вычерчивают развертку и условный план помещения. На нем в пропорциях видно, какого размера стены, насколько высок потолок, где окна, двери, телевизор и кулер. Это нужно, чтобы рисунок гармонично вписался в стену, а не выглядел как пятно.
Когда придумывают концепцию, учитывают историю компании, ее политику, ценности и фирменные цвета. Общаются с заказчиком, узнают его пожелания и цели. Одни хотят, чтобы рисунки были креативными, другим нужна строгость.
После делают эскизы — предварительные наброски. Наташа рисует эскизы от руки, потом перерисовывает их в компьютере с помощью графического планшета. В цифровом виде с эскизом работать удобнее: можно изменить масштаб и цвет или отправить заказчику.
Эскиз — это готовый рисунок, который остается перенести на стену. Часто другие художники делают слишком примерные наброски или просто используют для макетов фотографии. Эскиз и реализация получаются разными, и клиенты недовольны. Филипп с Наташей сразу делают рисунок, который потом в точности переносят на стену.
Когда заказов и работы много, времени на все не хватает. Тогда ребята заказывают перевести рисунок из графического формата в векторный или что-то подправить иллюстраторам-фрилансерам. Оплата фиксированная, зависит от задачи и бюджета проекта — от 2 до 40 тысяч рублей.
Когда эскизы готовы, их утверждает заказчик. Если ему все нравится, он подписывает акт сдачи-приемки.
Как создают трафареты
Обычно интерьерные художники расписывают помещения кистями и водоэмульсионными красками. Это трудоемко для художников и неудобно для заказчика — роспись одной стенки занимает до 2 недель. В офисе толкутся чужие люди, повсюду пахнет краской.
Филипп работает в трафаретной технике. Это когда из бумаги, пластика или пленки вырезают трафарет, по которому делают рисунок. Трафарет позволяет добиться мелкой детализации и сходства с эскизом — от руки баллончиком так нарисовать не получится.
платит Филипп типографии за метр трафарета
Небольшие и простые трафареты Филипп делает сам. Он высвечивает проектором эскиз на ватман или склеенные листы бумаги, обводит контур и вырезает то, что получилось. Трафареты создает из бумаги, ватмана, пластиковой (ПЭТ ) пленки, пластика, картона и самоклеящейся пленки. Для коммерческих заказов использует только ватман и самоклеящуюся пленку.
Создание трафарета — монотонная работа. Однажды Филипп вырезал его две недели подряд. Сейчас наш герой заказывает большие и сложные трафареты в типографии. Там их вырезают специальным плоттерным станком на самоклеящейся пленке. Это стоит 500—1000 рублей за метр, зато экономит целые недели. У самоклеящейся пленки только один минус — она одноразовая. Если понадобится, в любой момент можно вырезать в типографии такую же. Бумажные и пластиковые трафареты используют много раз.
Краски и материалы
Для граффити используют аэрозольную краску в баллончиках. Филипп покупает ее в магазинах краски со скидкой постоянного покупателя 10—13% . Баллончик краски стоит 300 рублей, его хватает на 1 м². Филипп покупает профессиональные испанские и немецкие марки: «Монтана», «МТН 94» и «Артон» — они сохнут и выглядят лучше других.
Аэрозольная краска сильно пахнет. Если работать придется в действующем офисе, ребята покупают вододисперсионные или акриловые краски «Тиккурила» и «Литтл-грин» с колером и красят кисточками и валиками. Иногда используют сусальное золото и другие экзотичные материалы, если клиент хочет чего-то особенного.
стоит баллончик краски. Его хватает на 1 м²
Материалы Филипп с Наташей покупают под конкретный проект. С запасом стараются ничего не брать — баллончики негде хранить. Как бы ребята ни планировали, все равно остается лишнее. Срок годности баллона 5—12 лет , поэтому их не выбрасывают. Сейчас у Филиппа и Наташи дома двести баллончиков краски.
Кроме краски нужна бумага и пластик для трафарета, самоклеящаяся, монтажная и трафаретная пленки (чтобы приклеить трафарет по периметру), пленка, чтобы укрыть стены и мебель, и респираторы. На материалы уходит 30—40% от стоимости проекта.
Как наносят рисунок
На роспись 10 м² уходит 2—3 дня. На одном объекте ребята редко работают дольше недели.
Чтобы ничего не испачкать, все обклеивают и накрывают пленкой. После работы сами убирают весь мусор.
Искать и работать с иллюстраторами наши герои научились, а с художниками — пока нет. Они пробовали нанимать четырех художников с хорошим портфолио и опытом, но остались недовольны. Приходилось много объяснять и переделывать. Например, один художник смешал краску с колером в неправильных пропорциях. Из-за этого в ночь перед открытием объекта отслоилась шпаклевка со слоем краски. Филипп и Наташа всю ночь шпаклевали и перерисовывали граффити.
Пока Филипп рисует баллончиком, Наташа прорисовывает кисточкой мелкие детали
Выездная работа
В основном заказы приходят из Петербурга и Москвы. В Москве на время проекта ребята снимают гостиницу или квартиру по «Эйр-би-эн-би» поблизости к объекту. Однажды работать можно было только в выходные — ребята ездили в Москву несколько пятниц подряд.
Стоимость росписи 1 м² для обоих городов обычно одинаковая — от 2000 рублей. За билеты и отели ребята платят сами, а чтобы не потерять в деньгах, просто не берут в столице небольшие проекты. В регионах стоимость 1 м² устанавливают выше, потому что ехать дальше. В сумму закладывают расходы на логистику и проживание. Клиенту это удобно — он оплачивает один общий чек.
Роспись — это развлечение для бизнеса, а не первоначальная потребность. Ее заказывают состоявшиеся компании: чтобы произвести впечатление на клиентов или развлечь сотрудников. В регионах роспись офисов почти никому не нужна. Те, кто о ней задумался, не готовы платить за качество и искусство — им достаточно работ местных художников.
Если трафареты большие, Филипп доставляет их транспортной компанией. В Москве и Петербурге нет проблем с краской — Филипп покупает ее на месте. В Рязани, Казани или Ростове-на-Дону краску заказывали в специализированных магазинов заранее.
С какими сложностями сталкиваются
На рынке есть агентства, студии и фрилансеры.
Агентства работают посредниками — находят клиентов и нанимают художников на проект. У Филиппа и Наташи много предложений от агентств, но они от них отказываются. Агентства часто предлагают банальные идеи или обманывают заказчика: увеличивают стоимость работы, используют портфолио известных художников, а зовут работать более бюджетных.
Ребятам приходится часто перерисовывать за другими художниками. Один раз они оказались уже четвертыми исполнителями. Заказчице была важна каждая деталь, и предыдущими работами она осталась недовольна.
в среднем зарабатывают Филипп и Наташа в месяц
Иногда сложно рассчитать заранее, сколько уйдет материалов, сколько придется заплатить за работу фрилансеров, дорогу и жилье. Обычно затраты не превышают 50% от оговоренной суммы.
Многие клиенты до сих пор не воспринимают искусство как дорогое вложение, а Филиппа с Наташей — как взрослых профессионалов. В массовом сознании граффитчики — это подростки, которые все сделают за копейки. Часто клиентам даже не приходит в голову, что этим можно заниматься профессионально и брать за работу хорошие деньги.
Результаты и планы
После покупки материалов, оплаты дороги, проживания, труда фрилансеров и налогов ребятам остается 30—50% от стоимости проекта. Средняя чистая прибыль в месяц — 300 тысяч рублей на двоих.
Последние полтора года Филипп и Наташа постоянно заняты, у них всегда есть клиенты. Недавно ребята получили самый крупный заказ в своей практике — на роспись 3000 м² в двенадцати офисах Тинькофф-банка, из которых расписали уже четыре.
После этого проекта ребята хотят нанять в штат людей. Сейчас они физически не справляются с объемами — несколько месяцев работают без выходных. После негативного опыта работы с художниками они не доверят всю работу другим людям, но хотят найти адекватных помощников.
Выводы
Клиент заказывает то, что видит в портфолио. Поэтому стоит выкладывать только то, чем хотите заниматься: если хочется расписывать офисы, не нужно добавлять роспись квартир. Портфолио должно соответствовать актуальному уровню. Постепенно его надо обновлять: удалять старые работы и добавлять новые.
Роспись стен — это творческий бизнес. Если вы не рисуете сами, сможете работать только посредником — открыть агентство. Если рисуете и хотите открыть студию, для начала нужно собрать крутое портфолио. Чтобы выделиться, можно выбрать узкую специализацию или стиль работы. Так сделали Филипп с Наташей, остановившись на росписи офисов.
Источник