Создание идеологического фундамента и органов центральной власти
Вспомните:что такое абсолютизм? Власть каких европейских королей можно было назвать абсолютной? Кто из русских царей стал образцом абсолютной власти?
Москва — третий Рим: теорияи практика.Новую историческую ситуацию для развития централизованного Московского государства создали два — фактора: Флорентийская уния 1439 т., давшая Руси законное основание отделиться от константинопольского патриарха, и взятие турками Константинополя в 1453 г. Последнее было истолковано как свидетельство Божьего суда над Византией, отошедшей от православного христианства. До сих пор Русь не имела полного духовного суверенитета.Она находилась в зоне духовного влияния Византии: оттуда приезжало большинство митрополитов и епископов, оттуда привозили книги и иконы, служившие образцами для подражания.
После 1453 т. Московское государство осталось единственным независимым православным государством в мире. В это время на престол вступил великий князь Иван III (сын Василия Темного, 1462—-1505). В 1472 г. он женился на племяннице последнего византийского императора Зое (Софье) Палео-лог, единственной наследнице утраченного престола. Тем самым Иван III как бы становился преемником светской и духовной власти византийского императора. По желанию Софьи в Московском Кремле при дворе великого князя был введен сложный и пышный церемониал по образцу византийского двора. С конца XV в. на печатях Ивана III появился византийский герб — двуглавый орел. Взамен титула великого князя Иван III принял титул «Божия милостью государь всея Руси», а в международных отношениях стал именовать себя царем, как раньше звали только византийского императора и
татарского хана. Тем самым Иван III противопоставил себя как носителя верховной, божественной власти и наследника византийских императоров всем остальным князьям.
В это время появляется множество легенд, которые должны были обосновать законное первенство московских государей над всеми русскими князьями и королями Польши и Литвы, захватившими значительную часть русских земель. В одной из них, «Сказании о князьях Владимирских», доказывается связь рода Рюрика, к которому принадлежал Иван III, с родом древнего римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Утверждению той же идеи способствовала политическая теория, провозглашавшая Москву «третьим Римом», по которой вся история христианства сводилась к истории трех «Римов» — первого, погубленного католичеством, второго — Константинополя, павшего жертвой униатства, и третьего — Москвы, объявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия, которая пребудет в веках. Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, ставилась в связь с задачей спасения всего человечества, искупительной миссией христианства.
Если в X в. христианство стало духовной основой объединения восточнославянских племен в едином древнерусском государстве, то в XV в. оно вновь сыграло ключевую роль в создании централизованного Московского государства, упрочении самодержавной власти московских царей.
В этих условиях объединительная политика московских великих князей приобретала совершенно новый смысл. Это было уже не усиление одного княжества за счет других, а выполнение намеченного самим Богом высокого предназначения Москвы как последней хранительницы подлинного христианства. Сопротивление соседних княжеств при этом трактовалось как сопротивление Божественному замыслу, то есть как тяжкий грех.В связи с этим меняется и отношение русского населения к Москве. Если до середины XV в. народ в основном пассивно относился к соперничеству князей, то после этого рубежа даже в крупнейших центрах сопротивления усилению Москвы — Новгороде и Твери — образуются «московские партии». Переход войск, населения, а порой и удельных князей на службу московскому государю происходил еще до начала похода на то или иное княжество.
В результате этого Ивану III удалось довольно легко подчинить Москве сохранившие независимость от нее русские земли. В 1478 г. были присоединены к Москве новгородские земли. Символ былой независимости республики — вечевой колокол — был увезен в Москву. В 1485 г., после перехода тверских князей и бояр на сторону великого князя, под властью Москвы оказалось Тверское княжество. В 1510 г. Москве
был подчинен Псков. Последней была ликвидирована в 1521 г. самостоятельность Рязанского княжества. Быстрое усиление Московского государства помогло полностью восстановить независимость Руси от татар. В 1480 г. золотоордын-ский хан Ахмат, придя на Русь и встретившись с войском Ивана III, так и не осмелился перейти через реку Угру, служившую границей. Вскоре после этого Золотая Орда окончательно распалась. С монголо-татарским игом на Руси было покончено.
В конце XV — начале XVI в. оформились структуры власти Московского государства. Главной из них была Боярская дума — совещательный орган при царе. В нее входили представители высшего московского боярства, князья ранее независимых княжеств. В Думе было от 5 до 12 бояр и около 10 лиц более низкого звания — окольничих. Существовали два общегосударственных ведомства: дворец и казна. «Дворецкие» управляли царскими землями, в казне, кроме денег, хранились государственный архив и государственная печать. Фактически это была государственная канцелярия.
Вся территория страны была разделена на уезды, волости и станы. Уезды в целом повторяли границы бывших удельных княжеств. Власть в уезде принадлежала наместнику, в волостях и станах — волостелям. Наместник имел право «кормиться» в уезде — собирать в свою пользу судебные пошлины, а также часть налогов. Часто наместники перепоручали службу своим холопам, нередки были финансовые злоупотребления. Вотчины бояр исключались из-под власти наместников.
В результате войн, которые вели Иван III и его сын Василий III (1505—1533), значительно улучшилось внешнеполитическое положение страны. Уже в 1494 г. Литва должна была вернуть Москве Вязьму, что обезопасило столицу от литовских набегов. В 1501 г. были разгромлены войска Ливонского ордена и Ливония стала платить Москве дань. В вассальную зависимость от Москвы попало Казанское ханство. В результате восстания русских в Литве в 1514 г. был освобожден Смоленск. Тем самым у Литвы окончательно была вырвана инициатива в «собирании» русских земель. Московское государство, продемонстрировавшее свою военную силу, быстро развивало международные связи. В 1514 г. был заключен договор со Священной Римской империей, в котором Василий III именовался «цесарем», т. е. императором. Это положило начало признанию России в качестве фактора европейской политики.Были налажены связи с Данией, Англией, Нидерландами, Испанией, Персией, Индией.
Однако враждебные централизации силы внутри страны были далеко не сломлены. Это были прежде всего бывшие князья, ставшие боярами на государственной службе, но со-
хранившие родовую гордость и не считавшие, что у московских государей большие права на престол, чем у них самих. Наиболее активны в борьбе за власть были князья Шуйские и Вельские. Они стремились к установлению в России ограни- ченной царской власти при большой самостоятельности местных феодалов, как это было в Литве. Бояр-княжат оскорбляло, что великий князь все меньше советуется с ними, а решает вопросы один. Их унижали вновь введенные при дворе обычаи внешнего преклонения перед царем, распространение на князей и бояр телесных наказаний. Все это противоречило древнерусским традициям и скорее напоминало нравы при дворе у татарского хана. Нетерпимость этих нововведений была тем большей, чем сильнее становилась в соседней Литве власть местных феодалов.
В результате этого после смерти Василия III начались боярские заговоры, власть переходила из одних рук в другие. Стабилизировало положение лишь вмешательство митрополита Макария. Он помог малолетнему Ивану IV (1533— 1584) укрепить свою власть, расправиться с мятежными князьями и боярами. В 1547 г. Иван IV первым из московских государей был официально венчан на царство. Это закрепило идею о верховном характере его власти. Вместе с тем роль митрополита в процедуре коронования, получение царем короны от главы церкви, напутственное слово митрополита новому царю закрепляли особое место церкви в государстве как гаранта самодержавной власти. С этого времени венчание на царство в Успенском соборе Кремля стало носить традиционный характер.
Альтернативы развитиявласти и культуры. Вторая половина XV — первая половина XVI в. были во многих отношениях переломным периодом в истории России. Сложилось централизованное государство. На какой основе оно было создано? В какой мере при этом учитывались интересы общества? Активность боярской оппозиции в это время имела двоякое значение. Раздувая смуту, бояре-княжата ослабляли молодое, едва созданное государство. Но, с другой стороны, именно эти носители индивидуалистического самосознания представляли собой единственный противовес ничем не ограниченной централизованной власти. Ранее право бояр на свободный уход к другому князю отчасти подрывало стремление князей к самовластию, подразумевало необходимость совета с боярским окружением. Теперь этот противовес авторитаризму исчез. Надежду на преодоление угрозы полного подавления общества государством пробуждало то, что первые цари вынуждены были в борьбе против боярской оппозиции опираться на поддержку народа. Ограничивая право перехода крестьян от одного хозяина к другому, царь одновременно защищал права «черносошных», свободных крестьян от захвата
их земель боярами. Период 1490—1505 гг. характеризуется обострением борьбы крестьян за свою землю через суды. Количество подаваемых исков против бояр (большее, чем за все предыдущие и последующие десятилетия) свидетельствовало, что этот путь борьбы был тогда эффективен.
Во второй половине XV в. Россия испытала влияние европейского Возрождения. Слухи об искусстве итальянских умельцев породили практику приглашения иностранных специалистов. При помощи итальянских архитекторов был перестроен Московский Кремль, возведены Успенский и Архангельский соборы, многие другие здания, в том числе дома для бояр. Иваном III в Россию были приглашены европейские геологи, металлурги, артиллеристы, фортификаторы, скульпторы, врачи. В этот период были заимствованы многие технические достижения Запада.
Другим каналом воздействия европейской мысли была проникшая в Россию через Литву ересь «жидовствующих», имевшая рационалистический характер. В условиях относительной свободы мысли в период становления государственной власти в Москве появляется целый ряд великолепных мыслителей и писателей, таких, как Максим Грек, Ермолай-Эразм, Федор Карпов и Андрей Курбский. На рубеже XVI в. в «московских Афинах» разрабатывались идеи о равенстве людей всех вероисповеданий перед Богом, о взаимодействии с западным христианством, о необходимости ограничения самомнения властителей новой державы, о сокращении повинностей населения, об уменьшении «славолюбия, сластолюбия и сребролюбия» власти и церкви. Идеал «святой Руси» как религиозного единства народа и его правителей противопоставлялся при этом механическому и бесчувственному государству. Подобные идеи чем-то напоминали европейскую Реформацию. Характерным было усиление внимания к библейским текстам, переводом которых занимались Николай Любекский и Дмитрий Герасимов, стремление вернуться к правде первоначального христианства.
Однако эти тенденции не создали политической и культурной системы. Разрушая старый порядок, они были не способны установить новый, поэтому против них выступили представители западных областей, где эти тенденции проявили себя наиболее сильно и разрушительно, такие, как псковский инок Филофей, архиепископ Новгородский Геннадий, игумен Иосиф Волоцкий.
Иван IV: абсолютизм или самодержавие? Стержнем политики Ивана IV, прозванного Грозным, стало укрепление самодержавной власти. При этом идеологи самодержавия прямо опирались на восточные образцы. Один из них, И. С. Пересве-тов, побывавший в Турции, представил в качестве идеала
правителя турецкого султана, который сумел отстранить от власти своекорыстных вельмож и добился победы над внешними врагами. Пересветов убеждал царя, что тот должен опираться лишь на служилых людей, которые преданы ему. Деньги для уплаты жалования этим людям, дворянам, Пересветов предлагал брать с горожан, установив цены на рынке царским указом и под страхом наказания запретив отступать от них. Центральной идеей И. С. Пересветова было установление деспотической власти царя. «Государство без грозы, что конь без узды»,— писал он.
В это время предметом дискуссии идеологов царской и боярской власти становится традиционное русское понятие «правда», которое после принятия христианства связывали в основном с религиозными ценностями православия. Бояре, так же как противник Грозного князь А. М. Курбский, бежавший в Литву, настаивали на традиционной трактовке понятия «правда», имея в виду идеи справедливости, милосердия, соборного, т. е. коллегиального, характера власти. Царь, по их мнению, должен быть «любосоветен». В трактовке И. С. Пересветова понятие «правда» отождествлялось с самодержавной властью царя, отрывалось от традиции власти и веры на Руси. Идеалом для него была «правда турецкая», т. е. «правда» самодержавия, дополнением которой должна служить «вера христианская». Это был революционный подход к русской системе ценностей, ставивший царя выше церкви. И. С. Пересветов настаивал на том, что если этой самодержавной «правды» нет, то «всего нет», т. е. вера в его системе представлений играла второстепенную роль.
Путь Ивана Грозного к деспотической власти не был простым. Его правление можно разделить на два этапа. Первый этап, 1533—1560 гг., был связан с надеждами царя на то, что бороться с боярами возможно, опираясь на народ, на его веру в царя как носителя высшего идеала «правды» и нелюбовь к боярам-кормленщикам как разорителям народных масс. Толчком к реформам было восстание 1547 г. в Москве. Оно привело к падению правительства, ведущую роль в котором играли родственники царя по матери бояре Глинские. В сущности, в этот период Иван IV попытался реализовать в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.
Проводить эту политику царю помогал совет — «Избранная рада», в который входили митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр и дворянин А. Ф. Адашев. В 1549 г. в России состоялся первый Земский собор — собрание народных представителей со всего государства, на котором царь обличал злоупотребления бояр и обещал стать ♦судьею и обороною» для народа. Вслед за этим в 1550-е гг. были осуществлены важнейшие преобразования системы
управления. Боярские кормления были отменены. Местное управление и суд были переданы в руки избранных посадскими людьми и волостными крестьянами «излюбленных» судей, старост и «голов», которые были бы «всем крестьянам любы», правдивы, решали бы дела без волокиты и взяток, а те дела, которые разрешить не в состоянии, посылали бы в Москву. Вместо «кормов» и пошлин для бояр-наместников местные городские и сельские общества должны были платить непосредственно в царскую казну установленный налог.
В годы правления «Избранной рады» в России появились первые органы исполнительной власти — «избы» (позднее их стали именовать «приказами»). Посольский приказ руководил внешней политикой. Челобитенный приказ, во главе которого стоял А. Ф. Адашев, принимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним. Разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором дворянского ополчения. Поместный приказ занимался вопросами, касающимися землевладения. Разбойный приказ руководил борьбой с преступностью. Всего к концу XVI в. насчитывалось более 20 приказов, во главе которых стояли дьяки.
Было значительно укреплено войско. Каждый помещик должен был выставлять определенное количество вооруженных людей. Наиболее отличившиеся из помещиков получали «государево денежное жалование», записывались в Дворовую тетрадь, получали поместья вблизи Москвы. Из их числа назначались воеводы — командиры полков, «головы» — командиры сотен, воеводы и наместники в пограничных городах, дипломаты, администраторы и т. п. Кроме помещиков-феодалов, имевших землю и крестьян, было создано стрелецкое войско, вооруженное легким огнестрельным оружием. Стрельцы жили на своих дворах в «стрелецких слободах» и получали за службу жалование.
Новый царь продолжил традицию укрепления связей с Западом, начатую при Иване III. Он позволил иностранным купцам ездить через Россию в Индию и Китай с тем условием, чтобы русские купцы могли посещать Западную Европу: Священную Римскую империю, Голландию, Испанию, Англию, Францию. Иван IV понимал значение просвещения для России: именно при нем в Москве началось книгопечатание. Сопротивление ближайших соседей России, таких, как Ливония (земли Ливонского ордена), усиление ее контактов с Западом привело к длительной Ливонской войне, в процессе которой Россия впервые попыталась силой «прорубить окно в Европу».
Иван IV активно вмешивался в дела церкви. В 1551 г. он представил церковному собору длинный список недостатков в церковной жизни, для исправления которых собор предпринял меры, изложенные в 100 главах (отсюда название «Сто-
гав»). Согласно «Стоглаву», были учреждены, например, «поповские старосты» для надзора за духовенством, признаны общерусскими «местночтимые» святые и т. п.
Но добиться эффективного управления демократическими 11 мерами Иван IV не смог. В отличие от западноевропейского общества, в котором противостояли друг другу как самостоятельные политические силы феодалы, духовенство и города и которое было заинтересовано в монархе как посреднике для устранения конфликтов, как гаранте национального единства, в России не было отдельных самостоятельных центров власти, кроме царя и высшего боярства. Царю повиновались как охранителю православной веры, представителю Бога на земле. Но не менее сильными были местные, родовые, коллективистские ценности, унаследованные от догосударственной эпохи. Ослабление государственной власти в результате отмены кормлений было воспринято поэтому как сигнал к неповиновению. Налоги стали платить нерегулярно, увеличилось число преступлений.
Ответом на это стала попытка царя укрепить свою власть при помощи силы. В этих условиях разногласия между царем и его советниками из-за внешнеполитических вопросов и их отношения к царице, происходившей из рода Романовых, стали поводом для опалы многих приближенных Ивана IV. В 1560 г. «Избранная рада» была разогнана. Начались ссылки и казни бояр-княжат, заподозренных царем в измене. В 1563 г. умер митрополит Макарий, с мнением которого Иван IV всегда считался. Примерно в это же время бежал в Литву князь А. М. Курбский — один из лучших полководцев и ближайших советников царя. После этого гонения на боярство приобрели массовый характер.
В конце 1564 г. царь уехал из Москвы в Александровскую слободу и обратился к населению с жалобами на боярство. Москвичи послали к Ивану IV делегацию, подтвердив его право наказывать своих врагов по «государской воле». Для исполнения задуманного царь учредил особый двор, «опричнину», собрав туда до 6000 воинов, подчиненных ему лично. Обеспечение этого войска осуществляли «опричные» уезды и волости, подчиненные царскому двору. Остальную территорию — «земщину» — царь оставил во власти бояр, позднее посадив в насмешку на престол татарского царевича Симеона Бекбулатовича.
Началась фактическая война «опричнины» против «земщины». Иван Грозный не ограничился пытками и казнями бояр. В 1570 г., поверив слухам об измене Новгорода, царь напал на этот город, разгромил и разграбил его. В течение шести недель каждый день в Новгороде погибало по нескольку сот человек. В результате погромов в стране в 1569— 1571 гг. начался голод, в ходе которого погибли сотни тысяч
людей. Дело доходило до людоедства. Началось массовое бегство крестьян и горожан на окраины. Население Москвы сократилось втрое, многие земли в центре страны были заброшены.
Запади Восток в политике Ивана IV.Увлекшись разгромом действительных и воображаемых изменников, царь стал обращать меньше внимания на внешнюю политику. Если в 1550-е гг. им были достигнуты большие военные успехи: захвачены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, в 1558—1563 гг. успешно велась война с Ливонией, в результате которой были взяты Нарва, Юрьев и еще около 20 городов, то в 1560-е — 1580-е гг. полбжение резко изменилось в худшую сторону. В 1571 г. Москва была сожжена и разграблена войсками крымского хана Девлет-Гирея, большое количество москвичей стало пленниками и было увезено в рабство. Ливонский орден, чтобы не стать добычей Московского государства, признал над собой власть Литвы, а Эстляндия (Эстония) — власть Швеции. Пришедший в 1576 г. к власти в Польше и Литве король Стефан Баторий отобрал обратно завоеванные Россией города и в 1581 г. осадил Псков. В результате в 1582 г. было заключено перемирие у Яма Запольского, по которому Иван Грозный отказался от Ливонии и Полоцка. Одновременно с этим шведь! захватили города Ям, Копорье и Орешек, расположенные на южном берегу Финского залива. По перемирию 1583 г. со Швецией на реке Плюссе Россия теряла свой единственный выход к Балтийскому морю, который традиционно принадлежал Новгороду.
В итоге этого Московское государство еще сильнее, чем в условиях монголо-татарского ига, оказалось повернутым на восток.Беглое население из центра России быстро заселяло вновь присоединенные поволжские и башкирские земли. Строились новые города: Самара, Саратов, Царицын, Уфа. На Урале — по рекам Каме и Чу совой — расширялись владения купцов Строгановых. Донские казаки под руководством Ермака разбили войска сибирского хана Кучума. В результате войны с сибирскими татарами, которая шла с перерывами с 1582 по 1598 г., Кучум был окончательно разгромлен и Западная Сибирь включена в состав России. Центром Сибири стал город Тобольск. Были построены крепости Тюмень, Верхотурье, Нарым. Но в то же время удобные для торговли с Западом порты на Балтийском море были утеряны. Единственным портом России оставался Архангельск на Белом море, через который торговлю вели англичане (после «открытия» северного пути в Россию капитаном Р. Ченслером в 1553 г.). Усиление восточного деспотизма и беззакония гнало из страны образованных людей. Так, русский первопечатник Иван Федоров, выпустивший в Москве в 1563—1565 гг. книги
«Апостол» и «Часословец», смог выпустить первый русский
букварь лишь во Львове. Там он и умер.
Правление Ивана IV показало, что первая попытка реформ в России закончилась неудачей. В России XVI в. невозможно было построить государство ни на основе местных, общинных, догосу дарственных ценностей, ни на основе ничем не ограниченной власти царя. Необходимо было искать компромисса между ними.
Последним из крупных преобразований XVI в. было учреждение в 1589 г. патриаршества в России. Митрополит всея Руси Иов получил сан патриарха, а архиепископы стали митрополитами. Тем самым русская православная церковь была окончательно поставлена на один уровень с константинопольской. Это укрепило престиж русской церкви и государства.
Повторим пройденное:1. Как московские цари оправдывали абсолютный характер своей власти? 2. Какие органы управления Московским государством были созданы при Иване Грозном? 3. На каком направлении — западном или восточном — были достигнуты наибольшие успехи в завоевании земель русскими в XV—XVI вв.?
Подумайте и ответьте:1. Как изменилось самосознание русских при Иване III? В чем смысл политической теории «Москва — третий Рим»? 2. Что такое самодержавие? Каковы были его социально-политические предпосылки? Как оправдывалась необходимость самодержавия в сочинениях И. С. Пересветова? 3. Какие этапы в деятельности Ивана IV вы знаете? В чем их отличия? В чем причины провала попыток Ивана IV опереться на общественное самоуправление в деле укрепления централизованного государства? 4. В чем суть политики опричнины? 5. Каковы внешнеполитические последствия: а) образования русского централизованного государства, б) деспотической власти Ивана IV?
Источник