Конституция – это правовой фундамент государства. Открытое обращение правозащитников
Мы не имеем права молчать о том, что происходит.
Конституция – это правовой фундамент государства.
Этот документ определяет базовые принципы функционирования государства, закрепляет базовые права и свободы человека и гражданина. Он должен быть понятным, целостным и непротиворечивым, ибо пишется для безусловного и обязательного исполнения, как органами власти, так и всеми гражданами страны.
Даже незначительные изменения Основного Закона страны способны оказать сильнейшее воздействие на жизнь каждого живущего в ней. Переписывание Конституции должно быть исторически необходимым и обусловленным реальным запросом общества, но отнюдь не интересами преимущественно узкой группы лиц, находящихся в этот момент у власти.
20 января 2020 года в Государственную Думу РФ Президентом страны Владимиром Путиным был внесен Закон о поправке в Конституцию РФ.
Мы констатируем, что этот Закон:
— подготовлен и внесен на рассмотрение с нарушением Конституции РФ и действующего законодательства, в частности, статьи 136 Конституции РФ и Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», в котором значится, что разнородные поправки, затрагивающие различные главы Конституции, вносятся отдельными законами;
— содержит в себе поправки и положения, которые вступают в явное противоречие с содержанием 1,2 и 9 глав Конституции РФ, и в частности, в противоречие со статьей 16 приводят к нарушению закрепленного в статье 10 принципа разделения и самостоятельности ветвей власти, а также вводят не предусмотренный статьей 11 орган высшей власти с неопределенными полномочиями – Госсовет;
— содержит поправки, по существу затрагивающие и переопределяющие положения глав 1 и 2 Конституции РФ, изменение которых возможно только в порядке статьи 135 Конституции РФ;
— не содержит обоснования необходимости внесения ряда поправок, в частности, затрагивающих вопросы функционирования высших органов судебной и исполнительной власти, в нарушение статьи 3 Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
2 марта 2020 года в Государственную Думу РФ Председателем Государственной Думы РФ Вячеславом Володиным были внесены дополнительные поправки Президента РФ к проекту Закона о поправке в Конституцию РФ.
Мы констатируем, что новые поправки от 2 марта не устраняют ни одного из критических недостатков Закона, внесённого 20 января, и в свою очередь, содержат положения, прямо противоречащие определенному в статье 136 Конституции РФ порядку принятия поправок к Конституции РФ, и нарушающие, в частности, статью 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Оба документа – от 20 января и 2 марта 2020 года являются ничем иным, как открытым посягательством на основы Конституционного строя РФ. Их принятие в предложенном виде не только станет актом противоправным, но и приведет к разрушению целостности и внутренней логики самой Конституции, как главного нормативного правового акта страны.
Гражданам страны будет предложено голосовать за формулировки, внесенные и рассмотренные с нарушением законодательства РФ, включая Конституцию РФ, и более того, сами по себе содержащие в себе прямые нарушения Конституции РФ.
Принятие закона о поправке к Конституции РФ, внесенного Президентом страны Владимиром Путиным, будет ничем иным, как введением граждан страны в заблуждение и перераспределением высших властных полномочий в государстве антиконституционным способом, то есть, именно тем, что именуется государственным переворотом.
Процесс внесения катастрофических изменений в Конституцию РФ должен быть остановлен.
Мы требуем:
От Федерального собрания РФ: отклонить закон о поправке к Конституции РФ от 20 января 2020 года «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»;
От ЦИК РФ: отказаться от проведения «общероссийского голосования» как не предусмотренного законом и нарушающего определенный законом и Конституцией РФ порядок принятия поправок к Конституции РФ, отказаться от вынесения на «общероссийское голосование» поправок, содержащих себе прямые нарушения Конституции РФ;
От Руководителей силовых структур – Прокуратуры, МВД, ФСБ РФ: дать оценку нарушениям законности при внесении на рассмотрение закона о поправке к Конституции РФ, следуя присяге, защитить основы Конституционного строя и интересы граждан РФ, в рамках своих полномочий пресечь дальнейшее антиконституционное внесение антиконституционных изменений в Основной закон страны.
Мы призываем:
Судей Конституционного Суда РФ: неукоснительно следовать букве и духу закона и Конституции РФ и отказать в принятии обращения Президента РФ о поправке в соответствии со статьей 36 и пунктом 2 статьи 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ»;
Судей, признанных экспертов и специалистов в области конституционного права, сообщество практикующих юристов и адвокатов: дать публичную оценку готовящимся изменениям Конституции, во имя сохранения гражданского мира и согласия призвать Президента РФ и Федеральное Собрание РФ воздержаться от внесения предлагаемых изменений в Основной закон страны;
Лидеров общественного мнения, представителей СМИ, общественных организаций и политических партий: приложить усилия по срочному информированию населения о противоправном характере предлагаемых изменений Конституции, призвать к мирному протесту и голосованию против внесения поправок в Основной закон страны;
Граждан России: поддержать Манифест от 23 января 2020 года, и без колебаний использовать все доступные мирные и законные средства волеизъявления: высказываться и протестовать против принятия закона о поправке к Конституции РФ и голосовать «против», в том случае, если этот вопрос все же будет вынесен на голосование.
В обществе оформился запрос на реальную сменяемость власти. Он обусловлен как критической массой нерешенных социальных и политических проблем, так и созреванием нового поколения политиков и политических активистов.
Поспешные и опасные попытки переписать Основной закон страны не только не снимут накопившиеся противоречия, но и способны столкнуть страну в пучину политического кризиса.
Мы убеждены: сменяемость власти на выборах – единственный мирный и легитимный способ решить проблемы, стоящие перед Россией.
Лев Пономарев, председатель Национальной Общественной Организации «За права человека»
Наталия Евдокимова, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Валерий Борщев, сопредседатель Московской Хельсинкской Группы
Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское Содействие»
Лилия Шибанова, член Московской Хельсинкской Группы
Сергей Кривенко, член Московской Хельсинкской Группы
Олег Еланчик, аналитик Национальной Общественной Организации «За права человека»
Источник
Конституция — фундамент, на котором держится правовая и политическая система
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит Конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.
В самом общем виде конституцию можно определить, как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны»
Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Несомненно, ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.
Конституция 1993 года, прежде всего, внесла порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определила основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.
Для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятым всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России.
Конституция РФ 1993 года — первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер.
Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором, базой для систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации — бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о всеобщих правилах жизни общества. Она явилась необходимым этапом в развитии правовой системы РФ.
Источник
Конституция — фундамент развития страны
Тема: 20-летие Конституции Российской Федерации
Круглая дата – это хороший повод привлечь внимание профессионалов и широкой общественности к Основному Закону страны. По меркам исторического времени срок небольшой, но он даёт основания для вывода о том, что наша Конституция своё предназначение в целом выполняет.
Конституция России сегодня – это главный правовой, политический, духовно-идеологический инструмент обеспечения единства многонациональной, многоконфессиональной страны, её развития в условиях непростых внутренних социально-экономических, политических процессов, мощного внешнего давления на неё геополитических конкурентов.
О реальном социальном эффекте действующей Конституции свидетельствуют данные социологических исследований. Так согласно показателям опросов, проводимых ВЦИОМ, если в 2002 году Конституцию как обеспечивающую порядок в деятельности государства, гарантирующую права и свободы граждан, оценивали 44% респондентов, то в 2012 году – 56% респондентов. Если в 2002 году мнение о Конституции как не играющей значительной роли в жизни страны разделяли 40% респондентов, то в 2012 году таковых набралось только 30%. Близкие к данным показателям результаты демонстрируют и опросы, проводимые Левада-центром.
Приведённые показатели дают, на мой взгляд, веское основание полагать, что в настоящее время большая часть россиян относится к Конституции как к значимому инструменту правового регулирования.
Ядро Конституции – права и свободы человека. Читая Основной Закон, рядовой гражданин уже может знать, какие его действия являются законными и какие права у него есть.
В этом смысле Конституция – это в одно и то же время и букварь, и свод высших юридических правил, которые являются основой всей юридической деятельности.
Конституцию же Российской Федерации, 20-летие которой страна отмечает в текущем году, читали, по данным соцопросов, лишь 18% россиян. При этом большое значение имеет качество преподавания Конституции в вузах, а также уровень подготовки преподавателей конституционного права и студентов юридических вузов.
Нам нужно учиться бережному отношению к своей Конституции. Российская Конституция относится к такому типу конституций, куда сознательно введены механизмы, затрудняющие процесс вмешательства в её текст. И это не случайно, это сделано во имя стабильности.
Конституция Российской Федерации – это фундамент политики, социально-экономического развития нашего государства и, в частности, Алтайского края. Предоставленные Конституцией возможности бесплатного образования и здравоохранения, реализации программ обеспечения молодых семей жильем, а многодетных – материнским капиталом, получения помощи малоимущими и малообеспеченными гражданами в полной мере реализуются в нашем регионе.
Самое важное состоит в том, что все несущие конструкции созданы: действует механизм разделения властей, формируется партийная система, проходят выборы, мы уже имеем развитую систему законодательства, в которой, конечно же, есть и свои недостатки, над которыми нам предстоит работать.
Я согласен с позицией многих учёных, которые говорят, что потенциал действующей Конституции далеко не исчерпан. Конституция уже 20 лет выполняет своё предназначение для России и должна впредь работать на будущее нашей страны. Мы находимся только в самом начале пути правовой реформы.
Источник
Что нужно знать каждому об основном законе страны?
Что такое Конституция?
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.
Документ обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и процедуры пересмотра Конституции.
Когда была принята Конституция?
Действующая редакция Конституции была принята народом России 12 декабря 1993 года, путем всенародного голосования. В этот же день состоялись первые в современной истории выборы в Государственную Думу.
За принятие Конституции проголосовало 58,43 %.
Когда Конституция вступила в силу?
Она начала действовать со дня опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
Из чего состоит Конституция?
Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов.
В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Кто может инициировать внесение изменений в Конституцию?
Инициировать изменение Конституции могут только Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы регионов и группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Как могут вноситься изменения в Конституцию?
Смотрите также
Как инициатива становится законом
Изменения Конституции, кроме отдельных глав, оформляются в виде федерального конституционного закона, принимаемого Государственной Думой и Советом Федерации, и одобренного законодательными органами не менее двух третей регионов Российской Федерации.
Главы, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также порядка пересмотра Конституции, изменяются только по решению Конституционного собрания, которое созывается в случае если предложение об изменении поддержано тремя пятыми голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное собрание может само принять новый текст Конституции либо может вынести этот вопрос на всенародное голосование.
Наиболее важными изменениями Конституции можно назвать увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет (решение было принято 30 декабря 2008 года). В этот же день был продлен срок полномочий депутатов Государственной Думы с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки предусматривали ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой.
21 марта 2014 годы был изменен состав Российской Федерации: 84 и 85 субъектами Федерации стали Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
В этом же году были объединены Арбитражный и Верховный суды: Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
Какие вопросы, согласно Конституции, относятся к ведению Государственной Думы?
- Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
С некоторыми из положений основ конституционного строя вы можете ознакомиться на наших карточках
Источник