Что такое машинный фундамент

Фундаменты под машины

Фундаменты под машины и механизмы (рис. 207) должны не только выдерживать статические нагрузки в виде веса установленных на них агрегатов и собственного веса, но и противостоять длительным и большим динамическим нагрузкам от работы машины в виде толчков, ударов, сотрясений, вибрации, мгновенно возрастающих вертикальных нагрузок и различных опрокидывающих усилий. Кроме того, фундаменты машин и механизмов должны обладать способностью гасить различные динамические усилия, вибрацию в пределах контура самого фундамента без передачи их конструкциям здания или фундаментам соседних машин. Решение этой задачи обеспечивается определением необходимых размеров фундамента, его массы, разработкой и устройством фундамента соответствующей конструкции, установлением необходимых разрывов между фундаментами здания и машины, выбором способа крепления машин на фундаменте и др.

Рис. 207. Фундаменты под машины:
а — рамный; б — массивный; в — с амортизаторами; г — подвесной; 1 — машина; 2 — фундамент машины; 3 — фундаментная плита; 4 — рама фундамента; 5 — виброизоляционный слой (песок, шлак и др.); 6 —- настил; 7 — амортизаторы; 8 — железобетонная коробка; 9 стальные балки

Фундаменты под машины подразделяют на массивные и рамные (с нежестким верхним строением). Более распространены массивные фундаменты в виде сплошных блоков или плит с прямоугольным очертанием подошвы, различными выемками, отверстиями и шахтами в массиве фундамента, необходимыми для установки и крепления, а иногда и для последующей эксплуатации машины.

Простейшие фундаменты машин могут быть выполнены из бетона и бутобетона. Фундаменты машин средней и большой мощности выполняют из железобетона, Минимальную глубину заложения фундаментов машин определяют расчетом с учетом условий размещения и закрепления машины, характера грунтов и конструктивных особенностей здания. При установке машин на открытом воздухе или в неотапливаемом здании глубина заложения фундамента машины зависит также и от глубины промерзания грунтов.

Читайте также:  Планы фундаментов частных домов

Для защиты конструкций здания от воздействия на них динамических усилий, воспринимаемых фундаментом машин, фундаменты под машины отделяют от конструкций здания виброизоляционными прокладками. В тех же целях применяют устройство изоляционных слоев между фундаментом машины и грунтом основания; такие слои выполняются из песка, шлака, керамзитового гравия и имеют толщину 10—15 см.

Наиболее эффективным способом уменьшения колебаний грунта, а следовательно, и находящихся по соседству с машиной элементов здания является устройство фундаментов с амортизаторами <резиновые, пружинные), схема которых показана на рис. 207.

В ряде производств необходимо обеспечение изоляции фундамента под машину от вибрационных воздействий, вызываемых соседними механизмами (станки точной обработки). В этом случае широко применяют фундаменты на пружинных амортизаторах (так называемые составные фундаменты). Наружная часть фундамента представляет собой железобетонную коробку, на которую через несколько пружинных амортизаторов опирается внутренняя часть, вес которой должен быть в 3—4 раза больше веса станка.

Наружные колебания передаются внешней части фундамента и ослабленными воспринимаются внутренней частью, имеющей значительно большую массу (следовательно, и большую инерцию).

Для удобства осмотра амортизаторов рекомендуется располагать их почти в уровне пола. Опирание на пружинные амортизаторы осуществляют с помощью стальных балок, заделываемых во внутреннюю часть фундамента. Пространство между обеими частями фундамента, служащее для осмотра амортизаторов, перекрывают настилом.

Горизонтальную и вертикальную гидроизоляцию фундаментов под оборудование устр.аивают в тех случаях, когда это обусловлено гидрологическими данными грунтов, т. е. увлажнение фундаментов грунтовыми водами может сказаться на прочности и долговечности фундаментов (например, при наличии агрессивных грунтовых вод), когда недопустимо капиллярное увлажнение пола у машины или недопустимо увлажнение фундамента технологическими жидкостями или водами сверху.

Источник

Фундаменты машин

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Фундаменты машин» в других словарях:

Фундаменты машин с динамическими нагрузками — – предназначены для машин с вращающимися частями, машин с кривошипно шатунными механизмами, кузнечных молотов, формовочных машин для литейного производства, формовочных машин для производства сборного железобетона, копрового оборудования… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Фундаменты зданий и сооружений — Фундаменты зданий и сооружении, части зданий и сооружений (преимущественно подземные), которые служат для передачи нагрузок от зданий (сооружений) на естественное или искусственное основание (см. Основания сооружений). Фундаменты мелкого… … Большая советская энциклопедия

Фундаменты зданий и сооружении — части зданий и сооружений (преимущественно подземные), которые служат для передачи нагрузок от зданий (сооружений) на естественное или искусственное основание (см. Основания сооружений). Фундаменты мелкого заложения подразделяются на… … Большая советская энциклопедия

Коэффициент использования машин — – технико экономический показатель загрузки дорожно строительных машин и выполнения ими установленных норм выработки. Характеризуется: использованием календарного времени – отношением количества часов рабочего времени одной… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Вибрационная активность машин — (оборудования) – свойство машин и оборудования генерировать вибрацию, передаваемую в производственных условиях на человека оператора и (или)поддерживающую конструкцию. [ГОСТ12.1.012 90] Рубрика термина: Виды вибрации Рубрики энциклопедии:… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Коэффициент использования машин по времени — – коэффициент, который характеризует продолжительность использования машин на объекте по прямому назначению и определяется исходя из количества фактически отработанных машино часов одной среднесписочной машиной за плановый календарный период,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Нормы выработки машин — – директивные годовые нормы выработки на одну списочную машину определенного вида и типоразмера, устанавливаемые на основе расчета показателей использования машин по времени и их фактической выработки для каждой отрасли промышленности.… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Коэффициент внутрисменного использования рабочего времени машин — – отношение полезного времени работы машины (время чистой работы плюс технологические перерывы в работе) в течение смены к общей установленной продолжительности смены. [Бадьин Г. М. и др. Строительное производство. Основные термины и определения … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Коэффициент интенсивности загрузки строительных машин и оборудования — – отношение фактически выработанного количества продукции в единицу времени к максимально возможному. [Бадьин Г. М. и др. Строительное производство. Основные термины и определения. Изд. Ассоциации строительных вузов, 2006 г.] Рубрика термина:… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Электрические станции* — I. Общие понятия. II. Типы Э. станций по производству Э. энергии. III. Классификация их. IV. Здания и помещения Э. станций. V. Оборудование Э. станций. VI. Эксплуатация Э. станций. VII. Судовые Э. станции. VIII. Вагонные и поездные Э. станции. IX … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Машины и их фундаменты

Машины, применяемые в промышленном производстве, по месту их расположения можно разделить на три группы.

Во-первых, есть машины, которые не имеют постоянного места установки. В их конструкциях предусмотрены устройства для частого перемещения с места на место: колеса, гусеницы. Таковы, например, машины, используемые на строительстве: экскаваторы, гусеничные и автомобильные краны, передвижные компрессоры, сварочные машины. Характер работы этих машин не позволяет им долго находиться на одном месте. Такие машины принято называть подвижными.

Во-вторых, есть машины, перемещающиеся только в пределах определенного цеха, пролета или участка. Таковы, например, мостовые краны. Они могут выполнять свою работу в любом месте площадки, оборудованной подкрановыми путями. За ее пределы они выйти не могут. На металлургических заводах можно найти немало подобных машин. К ним относятся завалочные машины в мартеновских цехах, вагоны-весы доменных печей, загрузочные вагоны, коксовыталкиватели, двересъемные машины коксовых печей, тележки-опрокидыватели для перевозки нагретых заготовок в прокатных цехах. Все они подвижны, но требуют специальных путей.

Наконец, в-третьих, существуют машины, которые постоянно должны работать на одном месте. Перемещение их с места на место или вообще не производится, или производится очень редко: при реконструкции цеха, при замене устаревшего оборудования новым, при ремонте. Такие машины принято называть стационарными. Их большинство, и монтажникам приходится иметь дело в основном с ними. Почти все стационарные машины устанавливаются на фундаменте.

Источник

Назначение фундаментов

Для чего нужен фундамент? Первое назначение! фундамента — воспринимать вес машины неравномерно передавать его на грунт. Машины, изготовленные из металла, имеют обычно большой вес и сравнительно малую площадь опорной поверхности на станине. Поэтому, чтобы машина не завязла в грунте и стояла ровно, под нее следует сделать твердое основание с большой площадью. Чаще всего такое основание делают из бетона или железобетона и называют фундаментом.

Фундамент должен иметь большую опорную площадь. Вес машины и самого фундамента, приходящийся на один квадратный сантиметр площади основания, должен быть меньше той нагрузки, которую выдерживает грунт. Величина этой нагрузки зависит от свойств грунта: для скалы она в несколько раз больше, чем для рыхлых грунтов.

Значение фундамента как опоры для машины можно пояснить наглядным примером, взятым из жизни. По рыхлому снегу тяжело ходить, ступни продавливают снеговой покров и глубоко увязают. Но стоит надеть лыжи, как положение меняется. Лыжи устойчиво стоят на снегу и не проваливаются. Это происходит потому, что тот же вес пешехода распределяется на значительно большую площадь, и, следовательно, на каждый квадратный сантиметр опоры приходится гораздо меньшая нагрузка.

Но почему нельзя при изготовлении машины сразу сделать площадь ее станины такой, чтобы не требовался фундамент? Это вызвало бы значительный расход металла, сделало бы машину очень тяжелой и неудобной для перевозки. Значительно проще и дешевле соорудить фундамент на месте. К тому же в разных местностях бывают разные грунты, и в зависимости от этого может потребоваться сооружение большего или меньшего фундамента.

Второе назначение фундамента — воспринимать и гасить колебания, возникающие в машине. Происхождение колебаний различно. Часть из них возникает внутри самой машины из-за неуравновешенности отдельных деталей, другая часть является следствием рабочих нагрузок.

Проследим за работой ковочного приводного молота. Пока готовят нагретую заготовку, верхний боек молота поднят, и механизм не работает. Но вот повернут рычаг управления, боек скользит вниз, удар. Стоя вблизи, можно ощутить, как содрогнулась почва под ногами. Боек обрушился на поковку и обмял ее. Но так как по законам физики действие равно противодействию, то такой же удар испытывают и механизмы молота. Колебания, вызванные этими ударами, могут распространяться дальше, на конструкции здания, на соседние машины, могут даже нарушить их нормальную работу.

Сотрясения могут вызываться и тем, что в машине часть узлов совершает попеременные движения в одну и в другую сторону. Например, в строгальных станках стол вместе с обрабатываемой деталью совершает сначала рабочий ход, при котором снимается стружка, а затем возвращается в исходное положение. В поршневых компрессорах поршни все время движутся между двумя крайними положениями. Такое движение принято называть возвратно-поступательным. В момент изменения направления движения под действием сил инерции возникают колебания машины. Правильно сконструированный и качественно выполненный фундамент может значительно уменьшить колебания. Главным качеством фундамента, которое способствует уменьшению колебаний, является его вес, масса.

Приведем еще один пример. Все знают, как трудно вбить гвоздь в середину длинной доски, имеющей опоры только по краям. Под ударами молота доска дрожит и пригибается, не давая возможности загнать гвоздь. Чтобы все-таки выполнить работу, с обратной стороны доски подставляют какой-нибудь тяжелый предмет, например топор. После этого доска дрожит, но уже значительно меньше, и гвоздь легко входит в дерево. Чем помог здесь топор? Тем, что в месте возникновения колебаний была создана большая масса. Чем больше масса тела, тем меньшие колебания способна вызвать в нем одна и та же сила. Поэтому фундаменты крупных машин, работающих с большими ударами, представляют собой сложные сооружения весом в несколько сот тонн.

Бывает, что одной массы фундамента недостаточно, чтобы избавиться от колебаний. В таких случаях применяют дополнительные устройства, о которых рассказано в конце книги.

Наши рассуждения для наглядности несколько упрощены. На самом деле фундаменты рассчитывают по сложным формулам, принимая во внимание многие обстоятельства. Но монтажники имеют дело с готовым фундаментом, и поэтому вполне можно ограничиться этими общими рассуждениями.

Источник

Что такое машинный фундамент

Нагрузки на основание от работающих машин и механизмов имеют не только статический, но и динамический характер. В ре­зультате вибрации некоторые грунты приходят в подвижное состояние, что ведет к образованию осадок. Поэтому фунда­менты должны иметь такие размеры и веса, чтобы амплитуда колебаний не превосходила некоторых определенных величин, установленных на основании опыта эксплуатации машин. При


Рис. 60 Фундаменты под машины:
а — массивный безподвального типа под вертикальный двухцилиндровый компрес­сор; б — массивный подвального типа под мотор-генератор; в — рамный под турбогенератор

этом фактическое давление, передаваемое фундаментом на ос­нование, должно быть таким, чтобы практически всякий грунт мог служить надежным основанием под фундаменты машин.

Если имеется опасность, что работа машин может вредно повлиять на соседние объекты, устраивают фундаменты с амор­тизаторами или располагают в грунте специальные стенки, ко­торые ограничивают распространение вибраций.

По конструкции фундаменты машин делят на массивные (жесткие) и рамные (с нежестким верхним строением).

Массивные фундаменты строят в виде сплошных блоков или плит с подвалом (или без него), в зависимости от особенностей машины (рис. 60, а, б). Материалом служит железобетон, а для маломощных машин — бетон и бутобетон.

Рамные фундаменты (исключительно подвального типа) вы­полняют в виде пространственной многостоечной жесткой рамы, заделанной в мощную опорную плиту. Из горизонтальных эле­ментов устраивают площадку и на ней устанавливают машины (рис. 60,в). Фундаменты рамного типа применяют главным об­разом для установки высокочастотных машин. Их чаще всего делают железобетонными, а также смешанной конструкции — стойки металлические, а ригели железобетонные.

Источник

Оцените статью