- Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве
- Расклинцовка – суть метода
- Первый этап
- Второй этап
- Третий этап
- Четвертый этап
- Виды щебня для расклинцовки
- Проверочные заключительные работы
- Места применения расклинцовки
- Расход щебня
- Коэффициент уплотнения щебня при расклинцовке
- Документы на расклинцовку щебня
- Заключение
- Все о расклинцовке щебня
- Что это такое?
- Расход щебня
- Основные этапы
- Первый этап
- Второй этап
- Третий этап
- Четвертый этап
Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве
Довольно часто, мы видим или ездим по плохим автомобильных дорогах, сетуя на плохой асфальт или сезон, когда его укладывали. Но далеко не все знают, что дело не всегда в асфальте или погодных условиях. В таких строениях важным фактором является основа – подушка, на которую укладывают строительный слой материалов.
Недооценивать такую подушку ни в коем случае нельзя – те дороги, которые мы часто видим, как раз и построены с явным нарушением строительных требований и норм для возведения основания дороги. А уж потом будет укладываться асфальт, но речь не о нем.
Высокопрочные современные асфальтовые или бетонные покрытия дорог, аэродромных покрытий нуждаются именно в надежной неподвижной подушке – основания, которая выдерживает высокие нагрузки без деформации.
Расклинцовка – суть метода
Суть процесса заключается в трамбовании нескольких слоев различных фракций щебня для максимального уплотнения, чтобы в щебне не было пустот. Когда этими работами пренебрегают или экономят, пустоты заполняет вода, которая замерзает зимой и рвет дорожное покрытие.
Работы по укладке и трамбовке щебня разбивают на несколько этапов:
- подготовка;
- укладка;
- трамбовка;
- проверка прочности.
Первый этап
На первом подготовительном этапе важным процессом является подготовка грунта, на котором будет дорога. Поверхность предварительно очищается от мусора, выравнивается. Иногда, вырывается специальный котлован, по которому пройдет будущая дорога, если речь идет о дороге. Дно, как правило, устилается специальным полотном – геотекстилем, это делается для защиты дорожного полотна от грунтовых вод, которые пагубно воздействуют в целом на почву, делая ее рыхлой и мягкой.
На строительном сленге это звучит – обустройство гидроизоляции.
Затем, подготовленную почву засыпают песком, слой которого учитывают при проектировании покрытия, с учетом неровностей и особенности местности. В среднем, этот слой составляет 10 – 20 см.
Правильной принято считать основу, на которой лежит три фракции щебня – крупный, средний, мелкий; более мелкая фракция заклинивает более крупную.
Второй этап
Дальнейший процесс заключается в укладке крупной фракции щебня – 40 – 70 мм, в отдельных случаях 70 – 120 мм. Чтобы слой получился равномерным, его укатывают тяжелыми дорожными катками – щебень ляжет плотно и ровным слоем.
Третий этап
Поверх крупного щебня, засыпают средний размер камня, который также трамбуется с помощью специальных дорожных катков. Каждый слой щебня положено увлажнять водой, для уменьшения нагрева и трения между зернами.
Все слои необходимо утрамбовать несколько раз дорожными катками или виброплитой.
Четвертый этап
Последним слоем в расклинцовке щебня является строительный щебень мелкой фракции. Именно благодаря мелкому зерну, заполняются всевозможные воздушные пустоты. Такой слой также смачивается водой и укатывается минимум три раза тяжелой строительной техникой.
Отсутствие волны в результате воздействия на основание и отсутствие усадки и подвижности означает, что процесс трамбования можно прекратить – слои щебня уложены и утрамбованы плотно, расклинцовка закончена.
Виды щебня для расклинцовки
Для подобных работ используют, как правило, гранитный или гравийный щебень. Показатели прочности у данных видов самые высокие. В домашнем хозяйстве для подобных работ, используют более дешевый вид щебня – известняковый. В частных постройках не всегда уместно применять более дорогие виды щебня, домашние нагрузки известняк легко выдерживает.
Проверочные заключительные работы
Суть расклинцовки щебнем заключена в возведении неподвижной, прочной и надежной подушки, с высокой плотностью щебеночного слоя. Определить на глаз качество расклинцовки невозможно, для этого используется специальный прибор.
Работает он по принципу динамического зондирования – производятся насколько ударов по уложенному щебеночному слою, выявляется степень усадки. Если она соответствует существующим заявленным нормативам, работа считается выполнена. Такая проверка может быть как в процессе укладки слоя щебня, так и по окончанию работ.
По окончанию расклинцовки щебнем, рабочую поверхность засыпают небольшим слоем песка. Это особенно важно, если сразу не производится асфальтирование или бетонирование покрытия.
Места применения расклинцовки
Указанная процедура актуальна не только при возведении автобанов и взлетно – посадочных площадок. Такие работы также производят при:
- производстве важных железобетонных конструкций;
- обустройство фундаментов высотных зданий;
- аэродромы, трассы с высоким физическим потоком машин.
Расход щебня
Расход строительного щебня различного размера, определен дорожными нормативами. Согласно Госту 8267, при укладке подушки крупнозернистым щебнем 40 – 70 мм, необходимо использовать порядка 15м3/м, фракции 10 – 20 мм – 10м3/м и фракции 5 – 10 мм также 10 м3/м на тысячу квадратных метров площади.
С аналогичным расходом будет обустройство основания с использованием фракции 70 – 120 мм для первичного слоя. Такой расход определен величиной щебня, его размерами.
В некоторых случаях, выполняется единоразовое уплотнение щебня при использовании различных песчано – щебеночных смесей различных фракций.
Коэффициент уплотнения щебня при расклинцовке
Коэффициент уплотнения является важным показателем при покупке горного щебня для строительства объектов различного назначения. Цифровое обозначение присутствует в сопроводительных документах на товар, который обязан предоставить продавец по просьбе покупателя. Знание данного коэффициента поможет определить степень усадки и позволит закупить нужное количество строительного горного щебня для расклинцовки.
Количество необходимого материала можно рассчитать при помощи простого арифметического действия – перемножаем между собой три показателя – коэффициент усадки, удельный вес щебня и его объем.
Для примерного понятия расхода материала. необходимо воспользоваться специальными таблицами, где указаны фракция щебня и его объем, с учетом расхода на 1000м3.
Документы на расклинцовку щебня
Перед началом дорожных работ, подготавливаются разрешительные документы. Главным является акт на расклинцовку щебня, в нем указывают:
- этапы будущих дорожных работ;
- работы, которые требуют особого контроля;
- метод контроля;
- документация;
- необходимый инструментарий для выполнения работ;
- указывают ответственных за выполнение каждого рабочего этапа.
Заключение
Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве является неотъемлемой работой, которой важно уделить особое внимание. Такие работы выполняются на основании :
- проектов и точных математических расчетов;
- с учетом климатического пояса;
- непосредственно погоды;
- местности, на которой будут проводиться работы;
- уровень грунтовых вод;
- подвижность почвы.
Без определения нужного количества требуемых материалов невозможно изготовить качественно основу будущей дороги или фундамента.
Заключительный рабочий процесс заключен в укладке асфальта на правильно подготовленную основу, в домашнем частном хозяйстве можно просто присыпать песком.
Источник
Все о расклинцовке щебня
Любые строительные работы требуют возведения прочного основания. Для достижения высокой степени надежности возводимого фундамента необходимо позаботиться об обустройстве щебеночной подушки. Правильная укладка щебеночного основания позволит улучшить технические характеристики фундамента и повысит его прочность. А также подобные подушки используют при строительстве дорог, взлетных полос, мостов и различных насыпей.
Что это такое?
Расклинцовка представляет собой процесс трамбования щебеночных слоев разных фракций с целью достижения идеального уплотнения материала и предотвращения возникновения пустот между частицами. Если не выполнить процедуру, в пустоты впоследствии попадет вода, которая зимой замерзнет и приведет к разрыву дорожного покрытия или формированию трещин в фундаменте.
Процедуру проводят не только для последующей прокладки взлетно-посадочных полос. Расклинцовка также востребована при:
возведении конструкций из железобетона;
устройстве фундаментов под специальные здания и сооружения;
Требования к расклинцовке прописаны в ГОСТе. Учет перечисленных в документе норм и рекомендаций позволит выполнить работу качественно и даст надежное основание для дороги или фундамента.
Расход щебня
Количество щебня для расклинцовки также прописано в нормативных документах. Найти подробную информацию можно в ГОСТ-8267. Регламент определяет, какие фракции щебня подойдут для проведения определенных работ.
Например, при обустройстве фундаментной подушки потребуется щебенка фракцией от 70 до 120 мм для формирования первичного слоя. Чем выше слой от поверхности грунта, тем меньше фракция требуется. Например, самый верхний щебеночный слой состоит из частиц, размер которых не превышает 5 мм.
Для расклинцовки используют следующие виды щебня:
Первые два отличаются высокими показателями прочности, а последний востребован в домашнем хозяйстве, так как стоит дешевле остальных вариантов.
Основные этапы
Расклинцовка щебня проводится в несколько этапов. Каждый из них стоит рассмотреть подробнее, чтобы разобраться в особенностях проводимых работ.
Первый этап
Его также называют подготовительным. В этом случае происходит подготовка грунта, на котором планируется возвести здание или устроить дорогу. Поверхность грунта тщательно очищают от мусора и выравнивают, используя необходимые геодезические приборы и инструменты.
В некоторых случаях на подготовительном этапе требуется подготовка котлована. Например, в случае прокладки дорожного полотна этот момент будет обязателен. При этом дно котлована перед засыпкой щебня покрывают геотекстилем – специальным полотном, обеспечивающим защиту от воздействия грунтовых вод.
После того как грунт будет очищен, а необходимые котлованы вырыты, почву засыпают песком, образуя слой толщиной до 20 см.
Стоит отметить, что толщина слоя может быть меньше – параметр зависит от особенностей местности.
Второй этап
Когда будет утрамбован песок, строители приступают к укладке щебеночного слоя. Для него берут крупный щебень, размер частиц которого составляет 40-70 мм, иногда он может быть увеличен до 120 мм. Чтобы добиться равномерности образованного слоя, по окончании работ его укатывают специальной техникой.
Третий этап
Чтобы расклинцевать щебень, требуется несколько слоев, каждый из которых будет отличаться размером фракций. Второй щебеночный слой подразумевает использование небольших камней, трамбование которых также осуществляется дорожными катками.
Интересный факт: чтобы уменьшить нагрев между зернами, предотвратить их трение друг о друга, слои увлажняют определенным количеством воды. Эти требования также прописаны в стандартах в виде рекомендаций.
Четвертый этап
Считается последним в расклинцовке щебня, когда строители выкладывают камни мелкой фракции. В результате с помощью такого зерна удается заполнить воздушные пустоты и добиться максимального уплотнения всех слоев. Для достижения необходимого результата после укладки последнего слоя требуется пройти по нему минимум три раза с использованием тяжелой строительной техники.
Когда машинист дорожного катка отметит, что в процессе трамбовки перестали образовываться волны, и была устранена усадка, подвижность камней, он остановит технику. Это означает, что слои щебня уложены и утрамбованы качественно. Расклинцовка заканчивается на данном этапе.
Суть расклинцовки щебня – это возведение надежной и долговечной подушки, способной справиться с высокими нагрузками и предотвратить деформации основания в процессе эксплуатации. Оценить качество уплотнения образованных слоев на глаз не получится. Для проверки надежности проделанной работы обычно используют измерительный прибор.
Принцип работы устройства – динамическое зондирование. Для получения результатов проводят серию ударов по слоям щебенки. Такой подход позволяет определить степень усадки, которую впоследствии сравнивают с существующими нормами. Если усадка входит в пределы установленных параметров или меньше их, работа выполнена хорошо. В противном случае потребуется дополнительная трамбовка щебеночных слоев.
Когда расклинцовка считается законченной, рабочую поверхность последнего слоя засыпают небольшим количеством песка. Особенно важен этот процесс, если затем не планируется бетонирование покрытия.
Источник