- Расклинцовка щебня
- Что такое расклинцовка
- Последовательные этапы расклинцовки
- Коэффициент уплотнения и другие показатели при расклинцовке
- Все о расклинцовке щебня
- Что это такое?
- Расход щебня
- Основные этапы
- Первый этап
- Второй этап
- Третий этап
- Четвертый этап
- Технология расклинцовки щебенки
- Что такое расклинцовка?
- Расклинцовка: суть технологии
- Подготовительный этап
- Выполнение работы по устройству оснований из щебня
- Расклинцовка щебня
- Что представляет собой расклинцовка щебенки?
- Проверка расклинцовки
- Критерии качества укладки дороги из щебня
- Важные нюансы
- Расход щебенки при расклинцовке
- Конструкция щебеночной дороги
Расклинцовка щебня
Высокопрочные поверхности из асфальта, железобетона и других материалов, нуждаются в особо твердой, неподвижной подушке. Такое основание должно быть плотным и основательным. Сейчас СНиП (Строительные нормы и правила) указывают нормативы и способы уплотнения основания высокопрочных покрытий для автомобильных дорог, взлетных полос, мостовых конструкций и строительных площадок, фундаментов зданий.
Что такое расклинцовка
По сути, расклинцовкой называют укладку и утрамбовку щебня. Она может происходить в несколько этапов и использовать различные виды строительных материалов. Расклинцовка щебня при помощи разных видов фракций — основной вид уплотнения оснований. Щебень, применяющийся для данного процесса, требуется гравийный или гранитный. Особенно прочные виды применяют для создания неподвижных каркасов дорог и фундаментов. Но бетонный, асфальтовый, известковый и другие виды щебня, так же находят применение и подвергаются расклинцовке. Более мягкие материалы идут на строительство временных дорог, либо на покрытия, не требующие высокой прочности основания.
Последовательные этапы расклинцовки
Первый этап процесса — укладка щебня крупных фракций. Обычно это 40 — 70, но возможно и много большие, к примеру, 70 — 150. Если этот слой содержит щебень марки М600 и его утрамбовать при помощи виброкатка, то возможно исключение следующих этапов. Не применять следующие этапы можно и при использовании разнофракционного щебня и песчано-щебеночной смеси.
При последовательном формировании основания, поверх утрамбованного первого слоя, накладывается щебень более мелких фракций. Размер фракции щебня зависит от цели строительства. Это может размер быть щебень 5 — 20 или 20 — 40.
Слоев так же может быть несколько. Самая подходящая последовательность расклинцовки это крупный, средний и мелкий щебень. Каждый слой рекомендуется смачивать водой для минимализации процесса трения камней. Расклинцовка виброкатком всех слоев последовательно позволяет получить высокопрочное основание. Сама схема очень проста. Более мелкие фракции заклинивают более крупные. При трамбовании и закатке щебень образует подушку с небольшим коэффициентом подвижности.
Коэффициент уплотнения и другие показатели при расклинцовке
У каждого сыпучего материала существует коэффициент уплотнения или КУ. Знание КУ щебня перед расклинцовкой потребуется для следующих моментов:
- Количества закупок материала
- Степени усадки во время и после уплотнения щебня
Массу можно рассчитать, имея три величины. Это КУ, объем и удельный вес. Каждый, уважающий себя, продавец обязан указать КУ на марке щебня. Все три величины необходимо перемножить между собой. Специалисты пользуются специальными таблицами, где указана средняя масса определенной фракции щебня. Например, в 1 м3 помещается полтора килограмма щебня мелкой фракции от 0 до 5 и 1470 кг более крупной фракции от 40 до 70.
Расклинцовка щебня Если считать расход щебня на площадь работ, то здесь так же пользуются примерными таблицами. Так, при использовании фракции от 40 до 70, то на 1000 м2 расходуется примерно 15м3 уплотненного материала.
Очень важна при расклинцовке и насыпная плотность. Значение этой величины определяется при помощи специальных сосудов емкостью 50 л. Масса порожнего и заполненного сосуда делится на объем самой емкости.
Источник
Все о расклинцовке щебня
Любые строительные работы требуют возведения прочного основания. Для достижения высокой степени надежности возводимого фундамента необходимо позаботиться об обустройстве щебеночной подушки. Правильная укладка щебеночного основания позволит улучшить технические характеристики фундамента и повысит его прочность. А также подобные подушки используют при строительстве дорог, взлетных полос, мостов и различных насыпей.
Что это такое?
Расклинцовка представляет собой процесс трамбования щебеночных слоев разных фракций с целью достижения идеального уплотнения материала и предотвращения возникновения пустот между частицами. Если не выполнить процедуру, в пустоты впоследствии попадет вода, которая зимой замерзнет и приведет к разрыву дорожного покрытия или формированию трещин в фундаменте.
Процедуру проводят не только для последующей прокладки взлетно-посадочных полос. Расклинцовка также востребована при:
возведении конструкций из железобетона;
устройстве фундаментов под специальные здания и сооружения;
Требования к расклинцовке прописаны в ГОСТе. Учет перечисленных в документе норм и рекомендаций позволит выполнить работу качественно и даст надежное основание для дороги или фундамента.
Расход щебня
Количество щебня для расклинцовки также прописано в нормативных документах. Найти подробную информацию можно в ГОСТ-8267. Регламент определяет, какие фракции щебня подойдут для проведения определенных работ.
Например, при обустройстве фундаментной подушки потребуется щебенка фракцией от 70 до 120 мм для формирования первичного слоя. Чем выше слой от поверхности грунта, тем меньше фракция требуется. Например, самый верхний щебеночный слой состоит из частиц, размер которых не превышает 5 мм.
Для расклинцовки используют следующие виды щебня:
Первые два отличаются высокими показателями прочности, а последний востребован в домашнем хозяйстве, так как стоит дешевле остальных вариантов.
Основные этапы
Расклинцовка щебня проводится в несколько этапов. Каждый из них стоит рассмотреть подробнее, чтобы разобраться в особенностях проводимых работ.
Первый этап
Его также называют подготовительным. В этом случае происходит подготовка грунта, на котором планируется возвести здание или устроить дорогу. Поверхность грунта тщательно очищают от мусора и выравнивают, используя необходимые геодезические приборы и инструменты.
В некоторых случаях на подготовительном этапе требуется подготовка котлована. Например, в случае прокладки дорожного полотна этот момент будет обязателен. При этом дно котлована перед засыпкой щебня покрывают геотекстилем – специальным полотном, обеспечивающим защиту от воздействия грунтовых вод.
После того как грунт будет очищен, а необходимые котлованы вырыты, почву засыпают песком, образуя слой толщиной до 20 см.
Стоит отметить, что толщина слоя может быть меньше – параметр зависит от особенностей местности.
Второй этап
Когда будет утрамбован песок, строители приступают к укладке щебеночного слоя. Для него берут крупный щебень, размер частиц которого составляет 40-70 мм, иногда он может быть увеличен до 120 мм. Чтобы добиться равномерности образованного слоя, по окончании работ его укатывают специальной техникой.
Третий этап
Чтобы расклинцевать щебень, требуется несколько слоев, каждый из которых будет отличаться размером фракций. Второй щебеночный слой подразумевает использование небольших камней, трамбование которых также осуществляется дорожными катками.
Интересный факт: чтобы уменьшить нагрев между зернами, предотвратить их трение друг о друга, слои увлажняют определенным количеством воды. Эти требования также прописаны в стандартах в виде рекомендаций.
Четвертый этап
Считается последним в расклинцовке щебня, когда строители выкладывают камни мелкой фракции. В результате с помощью такого зерна удается заполнить воздушные пустоты и добиться максимального уплотнения всех слоев. Для достижения необходимого результата после укладки последнего слоя требуется пройти по нему минимум три раза с использованием тяжелой строительной техники.
Когда машинист дорожного катка отметит, что в процессе трамбовки перестали образовываться волны, и была устранена усадка, подвижность камней, он остановит технику. Это означает, что слои щебня уложены и утрамбованы качественно. Расклинцовка заканчивается на данном этапе.
Суть расклинцовки щебня – это возведение надежной и долговечной подушки, способной справиться с высокими нагрузками и предотвратить деформации основания в процессе эксплуатации. Оценить качество уплотнения образованных слоев на глаз не получится. Для проверки надежности проделанной работы обычно используют измерительный прибор.
Принцип работы устройства – динамическое зондирование. Для получения результатов проводят серию ударов по слоям щебенки. Такой подход позволяет определить степень усадки, которую впоследствии сравнивают с существующими нормами. Если усадка входит в пределы установленных параметров или меньше их, работа выполнена хорошо. В противном случае потребуется дополнительная трамбовка щебеночных слоев.
Когда расклинцовка считается законченной, рабочую поверхность последнего слоя засыпают небольшим количеством песка. Особенно важен этот процесс, если затем не планируется бетонирование покрытия.
Источник
Технология расклинцовки щебенки
Что такое расклинцовка?
Дорожное полотно должно обладать максимальной устойчивостью к высоким постоянным нагрузкам. Это качество и определяет главное назначение данного покрытия.
Верхнего асфальтного или железобетонного слоя недостаточно, чтобы добиться максимальной прочности и длительной эксплуатации. Он должен иметь под собой надежную, а, главное, неподвижную опору, исключающую какие-либо подвижки. И поскольку щебень относится к сыпучим материалам, имеющим разную фракцию, обычная укладка не позволяет исключить пустоты.
Обеспечить плотность и отсутствие пространства между «зернами» и призвана расклинцовка. Эта применяемая в дорожном строительстве технология заключается в перераспределении щебня так, чтобы между отдельными элементами не осталось никаких пустот. Такая утрамбовка камней позволяет получить целостную подушку, которая обеспечивает максимально возможную прочность всего дорожного полотна.
Расклинцовка: суть технологии
Пустоты невозможно заполнить щебнем одинаковой фракции. Размеры зерен должны быть различными. Чтобы они распределялись равномерно, заполняли собой пространство, материал засыпают слоями, а саму расклинцовку проводят в несколько этапов:
- подготовка;
- укладка щебня;
- проверка.
Добиться максимальной плотности и ровности закладываемых камней позволяет задействование дорожных специальных катков. Количество расклинцовок может варьироваться от одного и до трех. Это зависит от того, какие требования износостойкости и прочности предъявляются к строительным дорожным работам, исходного материала.
Подготовительный этап
Щебеночное основание на ответственных участках не может быть уложено на неподготовленное основание. Чтобы обеспечить высокое качество расклинцовки проводят следующие работы:
- Срезают верхний слой грунта. Если существует такая необходимость, то выполняют рытье котлована. Проводят уплотнение почвы.
- Чтобы защитить щебень от пагубного воздействия влаги, обустраивают гидроизоляцию. Чаще всего применяют такой материал, как геотекстиль. Его выкладывают по всей площади будущего дорожного полотна.
- Укладывают песчаную подушку, которая улучшает дренажные свойства дорожного основания. Толщину этого слоя определяют на этапе проектирования. Она варьируется в пределах от 20 см до 0,5 м.
Когда подготовка завершена, переходят к основным работам.
Для устройства щебеночных оснований и покрытий методом заклинки необходимо сделать следующее: перед всей работой произвести уплотнение основной части щебня и тщательно распределить его по абсолютно всей площади основания (так называемое обжатие и взаимозаклинивание).
Затем распределить расклинивающий щебень методом двух- и трехразовой расклинцовки уплотняя каждую часть щебня. В основании можно произвести одноразовую расклинцовку. Если используется щебень из мягких осадочных пород (например, марки 600 и меньшей прочности), то можно выполнять работу и в один первый этап. Последующее уплотнение для прочности покрытия желательно дополнить с помощью построечного транспорта вдоль покрытия. Как и на первом, так и на последующем этапе используются катки 16 тонные, и большие по весу с пневматическими шинами с давлением в них 0,6- 0,8 МПа. Или катки прицепные 6-тонные и более тяжелые, а также самоходные гладковальцовые 10-тонные катки и комбинированные 16- тонные катки. Необходимо пройтись статическими катками 30 раз и больше, если потребуется, причем 10 раз первый раз и 20 раз во второй этап, комбинированными и вибрационными – 18 (6 и 12) и 12 (4 и соответственно и больше раз. Покрытие из щебня с марками 600 и менее прочного, а также не достаточно пластичного (Пластичностью 2 и Пластичностью 3) необходимо уплотнять катками 16-тонными с пневматическими шинами проходя по покрытию 20 и больше раз или производить его с помощью виброплит. Поливая покрытие водой можно уменьшить трение в щебенке, а также ускорить взаимозаклинивание. Необходимо около 15- 25 л воды на каждый метр площади на самом первом этапе работ и 10- 12 л воды на метр покрытия – на этапе расклинивания толщи щебня. При выполнении второго этапа работ щебеночное покрытие расклинивается с помощью мелкого щебня, постепенным уменьшение его размеров. Если же щебень трудно уплотняется, то следует предварительно обработать его органическим материалом с вяжущими свойствами – 2-3 л на метр площади.
Когда работы по уплотнению выполнены, то необходимо распределить каменистые мелкие вулканические породы марок 800 и более прочных марок, а осадочные породы – марок 600 и более прочных. Использовать в следующем объеме: на 100 метров площади 1 м3 материала и пройтись катками в 4-6 раз. А затем тщательно поливать шлаковый слой водой (если он не достаточно хорошо лег) в течение как минимум 10-12 дней. Расход воды будет при этих работах около 2-2,5 л на метр площади.
Выполнение работы по устройству оснований из щебня
Адрес: 125599, г. Москва, ул. Ижорская, дом 8, стр. 2 Телефон: +7
Расклинцовка щебня
Осуществляется в несколько последовательных этапов:
Первый этап. Предполагает укладку щебня с фракцией 20-70 мм. Крупные камни в 70-120 мм используют гораздо реже. Чаще всего они применяются во время выполнения дорожных работ. Выложенный слой насыпного материала утрамбовывают, а сверху «застилают» сеткой или бетоном, отходами кирпича.
Второй этап. Заключается в укладывании фракции 20-40. Этот слой должен иметь толщину в 20 см, утрамбовываться виброплитой либо катком как минимум пять раз. Чтобы исключить перегрев при возникновении трения зерен, щебень каждый раз поливают водой.
Третий этап. На утрамбованное основание укладывают мелкую фракцию — камни размером от 5 до 20 мм. Таким образом, самые маленькие зерна щебня находятся наверху. Заключительный слой делается достаточно тонким.
Если в процессе выполнения работ используется трудноуплотняющийся щебень, перед расклинцовкой он подвергается обработке вяжущим органическим веществом. Его расход варьируется от 2,5 до 4 литров на квадратный метр.
Что представляет собой расклинцовка щебенки?
В любых строительных работах требуется сооружение качественной основы. Для надежного фундамента необходимо сделать подушку из щебня, что значительно повысит коэффициент плотности и прочности. Чтобы обеспечить устойчивость к серьезным нагрузкам, важно знать, что такое расклинцовка. Также гравий используется при строительстве автодорожного полотна, взлетных полос, насыпей, мостов. Чем лучше утрамбован щебень, тем качественнее уложится на него асфальтное покрытие или фундаментный раствор.
Главные понятия и технология
Суть заключается в том, что при укладке заполняют образующиеся пустоты путем засыпания фракций нескольких размеров, что придает основанию большую прочность. Процесс производится согласно следующей последовательности действий:
1. Срезают верхний слой почвы, при необходимости роют котлован. Грунт уплотняют, для гидроизоляции дно выкладывают геотекстилем.
2. Обустраивают песчаную подушку для улучшения дренажных свойств. Слой составляет от 20 до 50 см.
3. На первом этапе используют щебень фракции 40-70, реже – 70-120 мм, (что больше применимо для дорожных работ). Посредством утрамбовки специальными механизмами гравий уплотняют. Сверху укладывают сетку или отходы кирпича, бетона.
4. Для следующего подхода требуется материал фракцией 20-40, слой составляет 20 см. Подушку трамбуют с помощью катка или виброплиты не менее 5-6 раз. При этом после каждого действия основание поливают водой, чтобы избежать перегрева при трении зерен.
5. Производят выравнивание согласно заданным параметрам. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм) и укладывают тонким слоем.
6. При использовании трудноуплотняемого щебня его обрабатывают органическим вяжущим веществом с расходом 3-4 л/м2.
7. Окончание утрамбовки определяют по прекращению волны перед воздействием на подушку и отсутствием заметной на глаз осадки и подвижности. Полученное основание засыпают песком, чтобы не допустить загрязнения. Для проверки качества используют специальный прибор, определяющий степень усадки посредством динамического зондирования.
8. В зависимости от требований, предъявляемых к прочности и износостойкости при проведении строительных и дорожных работ, варьируется количество расклинцовок: от одной до трех максимально.
В строительстве имеются определенные стандарты расхода гравия. На 1000 м2 основания требуется 15 м3 засыпки щебня 20-40, 10 м3 – 10-20 и столько же самого мелкого камня. Если применяется материал с прочностным показателем менее 600, технологию проводят в один этап. Для нормы расхода существуют свои правила, обусловленные количеством и качеством гравия. При этом, чем больше разбег между крайними цифрами в градации, тем ниже цена:
Размер основной фракции | Параметры расклинцовочного материала | Расход (м3) на 1000м2 | Стоимость 1000 кг гравия, рубли |
40-70 | 20-40 | 10 | 4 000 – 6 000 |
10-20 | 15 | 5 000 – 6 000 | |
5-10 | 10 | 5 000 – 7 000 | |
70-120 | 20-40 | 10 | 3 000 – 4 000 |
Для создания прочного и долговечного основания в строительстве дорог, возведении фундаментов требуется особая технология – расклинцовка щебня, которая предназначена для выдерживания больших нагрузок на покрытие. Средняя цена работы по Москве составляет 500 – 600 рублей за квадратный метр, при этом необходимо учитывать доставку и стоимость разных фракций.
Проверка расклинцовки
Суть технологии заключается в устройстве щебеночной подушки с высокой степенью плотности, прочности, надежности, без отсутствия каких-либо подвижек. Определить эти параметры с точностью при визуальном осмотре невозможно. Для этого используется специальный прибор.
Принцип работы такого устройства основан на динамическом зондировании. Несколько ударов, наносимых прибором, позволяют зафиксировать степень усадки. Если она соответствует заявленным требованиям, щебень, независимо от фракции, утрамбован качественно, можно продолжать укладку и уплотнение катком следующего слоя или завершать работы. Это зависит от того, сколько расклинцовок требуется сделать.
Чтобы защитить полученное основание из щебеночного материала от возможных загрязнений, его засыпают песком. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда между проведением расклинцовки и последующей укладкой дорожного полотна выжидается какой-то определенный промежуток времени.
Критерии качества укладки дороги из щебня
Технология заклинки обеспечивает достаточно высокую прочность дорожной конструкции, однако в процессе работ с использованием тяжелых катков возможны следующие дефекты:
- волнообразное покрытие, образованное вследствие высокой скорости движения катка или плохо утрамбованного грунтового основания;
- перекаты, образовавшиеся при излишних проходах по одному следу.
Качество уплотнения щебня на дороге оценивают несложными методами:
- при недостаточной укатке кусок щебня размером порядка 4 см, подложенный под валец катка, вминается. Если укатка прочная, то щебень под вальцом будет раздавлен;
- после прохода катка след вальцов отсутствует;
- если надавить ломом, как рычагом, на слой укатанного щебня, то покрытие должно подняться в радиусе около полуметра.
Важные нюансы
Поэтапное засыпание щебня, сопровождаемое утрамбовкой с использованием специализированной строительной техники, проводится исключительно на базе точных расчетов. Без определения требуемого количества материала одной, второй, третьей фракции невозможно достичь высокой плотности и прочности основания.
Учитываются стандарты и особенности укладываемого дорожного покрытия, условия эксплуатации, особенности региона. Немаловажное значение имеет марка прочности исходного щебеночного материала. Если это щебень марки M600, достаточно проведения расклинцовки в один этап. Это касается материала, поставляемого разнофракционным, либо использования щебеночно-песчаной смеси.
Расход щебенки при расклинцовке
Определяется ГОСТом 8267 и обозначает количество щебеночного материала различной фракции для укладки основания, равного одной тысячи квадратных метров. Если используется фракция 5-10, 10-20 и 20-40, потребуется порядка 10 кубических метров.
Аналогичный расход характерен и при использовании самой крупной фракции, размер зерен которой составляет от 70 до 120 мм. Отсутствие увеличения количества необходимого материала обусловлено величиной камня.
Наибольшее количество материала требуется на укладку первого слоя. Чтобы выложить основание в 1 тыс. кв. м., необходимо порядка 15 кубометров щебня с фракцией зерен 40-70 мм.
Конструкция щебеночной дороги
Конструктивно дорога из щебня представлена ровным слоем щебня, уложенного поверх почвенного покрова. В простейшем случае щебень уложен на расчищенной поверхности грунта, с которого снят верхний слой толщиной около 25-30 см. В других случаях под укладку щебня автогрейдерами или бульдозерами в грунте предварительно нарезается своеобразное корыто. Ширина проезжей части дороги составляет 5-6 метров (чтобы могли разъехаться две машины), но не должна превышать 10 м. Земельное полотно выровнено, утрамбовано и укатано с обеспечением необходимых уклонов.
После нанесения щебеночного покрытия дорога приобретает серповидный (см. ниже рис. а) или полукорытный (рис. б) профиль с поперечным уклоном проезжей части в пределах 30-40%.
Толщина слоя щебня варьируется от 16 до 30 см в зависимости от типа покрытия – однослойного или двухслойного.
Источник