Экономика как наука
Рассматривать этот предмет можно с двух позиций – как хозяйство и как науку.
В качестве науки экономика исследует производственный процесс, перераспределение и использование обществом услуг и товаров, иными словами – производственно-хозяйственные взаимоотношения. Ресурсы общества ограничены.И именно экономика изучает, каким способом люди с их неуклонно увеличивающимися потребностями удовлетворяют их в сложившихся условиях.
Объект науки экономики – экономическая действительность: многообразная, изменчивая, противоречивая. Она наглядно демонстрирует классовое деление общества. В ней бывает нелегко разграничить чистые и дополнительные издержки обращения, поскольку они плотно взаимосвязаны.
Предметы изучения – это:
- экономическое поведение производителя;
- факторы и закономерности экономического роста.
Науку экономику можно разделить на два крупных пласта:
- теоретический пласт;
- прикладной пласт.
Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество выбирает способ использования ограниченных ресурсов.
Прикладная экономика изучает, как можно применить законы и предложения, предложенные экономической теорией, для работы конкретных компонентов экономических систем.
Помимо этого, экономика – целый комплекс узкоспециализированных дисциплин. Среди них:
- макро- и микроэкономика;
- бухучет;
- маркетинг;
- менеджмент;
- международная торговля и ряд других.
Получить диплом бакалавра по направлению «Экономика» можно в Институте международных экономически связей (ИМЭС).
Краткая история и значение термина
В IV столетии до нашей эры древнегреческий историк и прозаик Ксенофонт создал произведение «Домострой». Цицерон перевел его название на латынь как Oeconomicus.
Соответственно, слово «экономика» имеет греческое происхождение. Оно состоит из двух слов: oikos, то есть дом и все домашнее хозяйство, и nomos – знание, правило. Становится понятно, что экономика в изначальном смысле этого слова поясняет, как вести домашнее хозяйство.
В XVIII столетии экономику стали считать самостоятельной наукой. Этому способствовала публикация книги Адама Смита «Богатство народов» в 1776 году.
Как заметил Йозеф Шумпетер (австрийский и американский политолог, социолог и экономист), до Адама Смита структура экономических явлений была понятна людям, но лишь на уровне интуиции.
Ключевые вопросы экономики
Экономика задается тремя главными вопросами.
Науку интересует, какие товары и услуги актуальны на текущий период времени в конкретной экономической системе.
- Каким образом производить?
Каковы технологии и оптимальная комбинация ресурсов для реализации выбранных товаров и услуг.
Кто станет потребителем выбранных услуг и товаров. Кто будет их оплачивать. Как определить валовый доход общества от производства этих товаров и оказания услуг.
Главные проблемы экономики
Ключевая экономическая проблема – в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить неограниченные человеческие потребности.
Понятие потребности подразумевает необходимость чего-либо для полноценной жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества.
Потребности не постоянны: они периодически появляются и изменяются. На них влияют:
- внутренние личностные мотивы;
- внешние воздействия.
Когда потребности удовлетворены, появляется мотив для ведения экономической деятельности.
Термин «благо» в экономике
Понятие блага в экономической науке означает средства, благодаря которым потребности удовлетворяются.
Блага принято подразделять на три масштабные категории.
Сюда входят средства, без которых не удовлетворить человеческие потребности, и которые предоставлены обществу в ограниченном объеме. Такие блага люди, как правило, приобретают за деньги, отказываясь ради них от прочих благ. В частности, это товары, продающиеся в магазинах.
Такие блага всегда доступны, потреблять их можно в неограниченном количестве, при этом не отказываясь от прочих благ. В качестве примера приведем свет солнца, которым каждый может наслаждаться столько, сколько захочет.
Это понятие сочетает в себе качества описанных выше благ. Доступ к ним свободен, однако для создания и поддержания в надлежащем состоянии таких благ государство тратит деньги – это его экономическая функция. К общественным благам относится, например, освещение на улицах.
Задачи экономики
Перед экономикой стоят две важные задачи.
- Найти наиболее эффективные пути ведения хозяйства.
- Выявить наилучшие механизмы использования ресурсов при неограниченных человеческих потребностях в условиях их ограниченности.
Функции экономики
Экономика как наука выполняет перечисленные ниже фундаментальные функции.
- Познавательная: изучает причины и факторы всевозможных экономических явлений, позволяя аналитикам выявлять закономерности развития технического прогресса.
- Методологическая: эта опция предлагает методы решения задач и достижения поставленных целей. Экономические явления оцениваются, чтобы выявить их пользу или вред. Эта функция помогает осознать путь дальнейшего развития экономики.
- Фактическая, иначе – прагматическая, рекомендательная. Функция помогает принимать значимые решения в разных аспектах деятельности и регулировать актуальную экономическую ситуацию.
- Прогностическая: эта опция позволяет выявить перспективы социально-экономического развития посредством аналитики полученных сведений о текущих экономических процессах.
Выделяют также и второстепенные функции экономики как науки. К ним относятся:
- образовательная: формирует мышление и культуру;
- теоретическая: устанавливает нормы;
- критическая: оценивает систему с точки зрения ее сильных и слабых сторон, изучает суждения по поводу актуальной экономической обстановки;
- идейная: прорабатывает систему человеческого мировоззрения.
Источник
Экономическая теория как система фундаментальных научных знаний
Экономическая теория — это фундаментальная экономическая наука, изучающая общие закономерности хозяйственной жизни во взаимосвязи с этико-социальными процессами на различных уровнях экономических систем.
Существует несколько подходов к определению предмета экономической теории.
Суть первого подхода заключается в возможности обеспечения эффективности (результативности) экономики посредством рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен при уменьшении производства другого.
Второй подход обусловлен непосредственным взаимодействием производительных сил и производственных отношений.
Третий подход характеризуется сутью предмета изучения экономической теории: предметом изучения является вся система общества, охватывающая совокупность экономических отношений, производительных сил и надстройку (политику).
Каждый из названных подходов расширяет круг объектов экономической теории (блага экономические, потребности, производительные силы, экономические отношения, ресурсы, надстройка) и круг субъектов (государство, фирмы, домашние хозяйства).
Исходя из подходов к определению предмета экономической теории, выделили общую (экономическую) теорию, раскрывающую сущность, содержание и закономерности развития экономических процессов в обществе в целом, независимо от отраслей и сфер деятельности, и прикладную (частную), отражающую отдельные теоретические основы конкретных наук: учет, анализ, экономику промышленности и др.
Теоретические суждения, касающиеся реального состояния экономики без субъективных оценок, называются позитивными. Практические суждения, раскрывающие желаемое состояние, субъективное представление экономических явлений, т.е. как должно быть, — это нормативная экономика.
Экономическая теория как учебная дисциплина представляет собой систему знаний о сложном многообразии явлений экономической жизни общества, дающая возможность в экономических понятиях, законах, принципах, категориях и формах увидеть определенный порядок, а также причинно-следственные зависимости, поддающиеся познанию и воздействию на нее. Будучи системой, эта наука имеет свою структуру, в которой выделяются основные блоки: общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика (интерэкономика).
Методы экономической теории — это конкретные принципы, подходы, формы и способы проникновения в тайны экономики, открытие и изучение законов ее функционирования и развития. Важнейшими из методов являются: метод научной абстракции, моделирования и агрегирования; диалектический метод; метод единства качественного и количественного анализа, развития; метод преодоления противоречий; методы индукции и дедукции; метод системного подхода; метод единства исторического и логического.
Экономические принципы — это частные обобщения процессов развития, общественных явлений, хозяйственной деятельности, выступающие как формы реализации, практическое использование экономических законов. Экономикс не делает различий между законами и принципами, называя их обобщением или констатацией закономерностей. В марксистской политэкономии принципы выделялись в планировании, распределении и экономическом стимулировании, организации заработной платы и др.
Высшая ступень познания экономики — выражение ее развития в экономических законах, устанавливающих существенные причинно-следственные связи, объективно проявляющиеся в действиях субъектов общественно-производственных отношений.
Исследуя экономические явления и процессы, законы и закономерности их протекания и развития, механизм хозяйствования, экономическая теория выполняет три основные функции:
- познавательная функция означает, что экономическая теория как наука служит людям для того, чтобы познавать сложные, во многом взаимозависимые и переплетающиеся процессы экономического развития, не различимые для поверхностного наблюдения;
- методологическая функция открывает законы и закономерности общих экономических процессов, дает частным экономическим наукам общие знания об экономике, а также вооружает методами реализации экономической реальности и тем самым выполняет роль прочного фундамента для многоэтажного «здания» экономических наук.
- прагматическая, т.е. практическая функция означает, что экономическая теория напрямую служит практике, обществу, людям, открывает наиболее полезные и эффективные направления их деятельности, учит использованию экономических методов воздействия, умению видеть неиспользованные еще пути и ресурсы, выбирать формы и способы хозяйствования, оценивать экономическую перспективу.
Свое развитие экономическая теория начинает с классической школы, В основных работах ее представителей — У. Петти («Трактат о налогах и сборах», 1662), Ф. Кенэ («Экономическая таблица», 1758), А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776), Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817) — дана история становления и формирования экономической теории как науки. Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости, провела исследования производственных отношений в тесной связи с производительными силами — с развитием земледелия, мануфактуры, промышленного переворота. В трудах классиков дается социальная оценка общественного развития, объединены экономические и социальные аспекты общественного развития. Ко второй половине XIX — началу XX в. из классической школы выделилось несколько направлений:
- неоклассическое — представлено работами К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Дж.Б. Кларка, А. Маршалла (в рамках этого направления выделяется историческая школа — В. Замбарт, Т. Веблен);
- институционализм — работы Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта;
- маржинализм, или теория предельной полезности и теория предельной производительности, — Дж.Б. Кларк, К. Менгер, Ф. Хайек.
Неоклассики исследовали конкретные хозяйственные процессы, поведение предприятий и фирм, механизм свободного рынка, конкуренции. Государство, по их мнению, должно поддерживать условия развития рынка и конкуренцию, но не вмешиваться в хозяйственную деятельность.
Неоклассическое направление как теория свободного предпринимательства возродилось в 70-80-е гг. XX в. в монетаризме М. Фридмена, Ф. Хайека — теории, где деньги и денежное обращение признаются главными пружинами рыночного регулирования и саморегулирования, способными обеспечить устойчивость, бескризисное развитие экономики.
Одним из постклассических направлений конца XIX в. стал марксизм-ленинизм. Марксисты исследовали зарождение, развитие и трансформацию капитализма в империализм и государственно-монополистический капитализм. На основе конкретного анализа развития капитализма своего времени они создали теории трудовой стоимости и прибавочной стоимости, накопления и движения капитала и доходов, описали механизм функционирования и противоречия буржуазного общества. В экономической теории К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина доказывались переходящий характер капитализма, возможность и некоторые направления практического построения социализма и коммунизма в одной отдельно взятой стране, а затем в системе стран.
Политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга экономических формаций и тем самым было дано обоснование содержания предмета экономической теории как науки о системе производственных социально-экономических отношений.
Термин «Экономикс» в экономическую теорию ввел основатель кембриджской школы неоклассического направления А. Маршалл. В его работе «Принципы экономики» объектом анализа становится не стоимость, а цена. Механизм ценообразования рассматривается с точки зрения соотношения спроса и предложения. В основу теории спроса была положена теория предельной полезности маржинализма, а теория предложения сформулирована исходя из классической концепции факторов производства, которая впоследствии дополнена Дж. Кларком теорией предельной производительности.
В 30-е гг. XX в. в экономической теории как самостоятельное направление выделилось кейнсианство. В работах Дж. Кейнса обоснованы методы государственного регулирования экономики. По мнению кейнсианцев, финансы, кредит, денежное обращение — инструменты макроанализа экономики — способствуют формированию эффективного спроса. В рамках данной теории предусматривались меры воздействия на склонность к потреблению.
В первой половине 1950-х гг. в экономической теории выделилось новое течение — неокейнсианство. Его представители Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен восприняли основные положения теории Дж. Кейнса, разработали теории темпов и факторов роста, модели экономического роста. Главный упор делался на эффективное сочетание факторов, которые в условиях свободной конкуренции обеспечивали увеличение производства при наименьших затратах труда и капитала.
В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования производства и свободного рыночного государственного регулирования, рыночного стимулирования. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Дж.Р. Хикс, П. Самуэльсон) как сочетание государственного и рыночного регулирования экономики. Симбиоз государственного производства и частного предпринимательства дает смешанный тип экономики.
Основные понятия темы
Анализ. Гипотеза. Диалектический метод. Индукция. Институционализм. Категория. Кейнсианство. Корреляция. Макроэкономика. Маржинализм. Марксизм. Мегаэкономика. Меркантилизм. Мета-экономика. Метод научной абстракции. Микроэкономика. Неоклассическая школа. Общая экономическая теория. Предмет экономической теории. Политическая экономия. Синтез. Экономикс. Экономический закон.
Контрольные вопросы
- Что такое «экономика» и что изучает экономическая теория?
- Какие вам известны различные интерпретации предмета экономической теории?
- Что является критерием истины в процессе познания процессов и явлений в экономической жизни?
- Чем отличаются категории явление и сущность и как они соотносятся с экономическим понятийным аппаратом?
- Чем обусловлено разделение на позитивную и нормативную экономические науки? Какова между ними взаимосвязь?
- Как взаимосвязана экономическая теория с экономической политикой и другими науками?
- Объясните, почему экономическая наука является базовой основой для других экономических наук.
- Что принято понимать под методом экономического анализа и какие методы экономических исследований вам известны?
- Какие этапы становления и развития экономической теории вам известны? Охарактеризуйте их подробно.
- Что вы понимаете под ограниченными ресурса ми, рациональным и эффективным их использованием?
- Какие функции выполняет экономическая теория и каково значение их в менеджменте фирмы?
- Возможна ли практическая деятельность субъектов хозяйствования без экономической теории?
Источник