Что является фундаментом экономической науки

Экономика как наука

Рассматривать этот предмет можно с двух позиций – как хозяйство и как науку.

В качестве науки экономика исследует производственный процесс, перераспределение и использование обществом услуг и товаров, иными словами – производственно-хозяйственные взаимоотношения. Ресурсы общества ограничены.И именно экономика изучает, каким способом люди с их неуклонно увеличивающимися потребностями удовлетворяют их в сложившихся условиях.

Объект науки экономики – экономическая действительность: многообразная, изменчивая, противоречивая. Она наглядно демонстрирует классовое деление общества. В ней бывает нелегко разграничить чистые и дополнительные издержки обращения, поскольку они плотно взаимосвязаны.

Предметы изучения – это:

  • экономическое поведение производителя;
  • факторы и закономерности экономического роста.

Науку экономику можно разделить на два крупных пласта:

  • теоретический пласт;
  • прикладной пласт.

Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество выбирает способ использования ограниченных ресурсов.

Прикладная экономика изучает, как можно применить законы и предложения, предложенные экономической теорией, для работы конкретных компонентов экономических систем.

Помимо этого, экономика – целый комплекс узкоспециализированных дисциплин. Среди них:

  • макро- и микроэкономика;
  • бухучет;
  • маркетинг;
  • менеджмент;
  • международная торговля и ряд других.

Получить диплом бакалавра по направлению «Экономика» можно в Институте международных экономически связей (ИМЭС).

Краткая история и значение термина

В IV столетии до нашей эры древнегреческий историк и прозаик Ксенофонт создал произведение «Домострой». Цицерон перевел его название на латынь как Oeconomicus.

Соответственно, слово «экономика» имеет греческое происхождение. Оно состоит из двух слов: oikos, то есть дом и все домашнее хозяйство, и nomos – знание, правило. Становится понятно, что экономика в изначальном смысле этого слова поясняет, как вести домашнее хозяйство.

В XVIII столетии экономику стали считать самостоятельной наукой. Этому способствовала публикация книги Адама Смита «Богатство народов» в 1776 году.

Как заметил Йозеф Шумпетер (австрийский и американский политолог, социолог и экономист), до Адама Смита структура экономических явлений была понятна людям, но лишь на уровне интуиции.

Ключевые вопросы экономики

Экономика задается тремя главными вопросами.

Науку интересует, какие товары и услуги актуальны на текущий период времени в конкретной экономической системе.

  1. Каким образом производить?

Каковы технологии и оптимальная комбинация ресурсов для реализации выбранных товаров и услуг.

Кто станет потребителем выбранных услуг и товаров. Кто будет их оплачивать. Как определить валовый доход общества от производства этих товаров и оказания услуг.

Главные проблемы экономики

Ключевая экономическая проблема – в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить неограниченные человеческие потребности.

Понятие потребности подразумевает необходимость чего-либо для полноценной жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества.

Потребности не постоянны: они периодически появляются и изменяются. На них влияют:

  • внутренние личностные мотивы;
  • внешние воздействия.

Когда потребности удовлетворены, появляется мотив для ведения экономической деятельности.

Термин «благо» в экономике

Понятие блага в экономической науке означает средства, благодаря которым потребности удовлетворяются.

Блага принято подразделять на три масштабные категории.

Сюда входят средства, без которых не удовлетворить человеческие потребности, и которые предоставлены обществу в ограниченном объеме. Такие блага люди, как правило, приобретают за деньги, отказываясь ради них от прочих благ. В частности, это товары, продающиеся в магазинах.

Такие блага всегда доступны, потреблять их можно в неограниченном количестве, при этом не отказываясь от прочих благ. В качестве примера приведем свет солнца, которым каждый может наслаждаться столько, сколько захочет.

Это понятие сочетает в себе качества описанных выше благ. Доступ к ним свободен, однако для создания и поддержания в надлежащем состоянии таких благ государство тратит деньги – это его экономическая функция. К общественным благам относится, например, освещение на улицах.

Задачи экономики

Перед экономикой стоят две важные задачи.

  1. Найти наиболее эффективные пути ведения хозяйства.
  2. Выявить наилучшие механизмы использования ресурсов при неограниченных человеческих потребностях в условиях их ограниченности.

Функции экономики

Экономика как наука выполняет перечисленные ниже фундаментальные функции.

  • Познавательная: изучает причины и факторы всевозможных экономических явлений, позволяя аналитикам выявлять закономерности развития технического прогресса.
  • Методологическая: эта опция предлагает методы решения задач и достижения поставленных целей. Экономические явления оцениваются, чтобы выявить их пользу или вред. Эта функция помогает осознать путь дальнейшего развития экономики.
  • Фактическая, иначе – прагматическая, рекомендательная. Функция помогает принимать значимые решения в разных аспектах деятельности и регулировать актуальную экономическую ситуацию.
  • Прогностическая: эта опция позволяет выявить перспективы социально-экономического развития посредством аналитики полученных сведений о текущих экономических процессах.

Выделяют также и второстепенные функции экономики как науки. К ним относятся:

  • образовательная: формирует мышление и культуру;
  • теоретическая: устанавливает нормы;
  • критическая: оценивает систему с точки зрения ее сильных и слабых сторон, изучает суждения по поводу актуальной экономической обстановки;
  • идейная: прорабатывает систему человеческого мировоззрения.

Источник

Экономическая теория как система фундаментальных научных знаний

Экономическая теория — это фундаментальная экономическая наука, изучающая общие закономерности хозяйственной жизни во взаимосвязи с этико-социальными процессами на различных уровнях экономических систем.

Существует несколько подходов к определению предмета экономической теории.

Суть первого подхода заключается в возможности обеспечения эффективности (результативности) экономики посредством рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен при уменьшении производства другого.

Второй подход обусловлен непосредственным взаимодействием производительных сил и производственных отношений.

Третий подход характеризуется сутью предмета изучения экономической теории: предметом изучения является вся система общества, охватывающая совокупность экономических отношений, производительных сил и надстройку (политику).

Каждый из названных подходов расширяет круг объектов экономической теории (блага экономические, потребности, производительные силы, экономические отношения, ресурсы, надстройка) и круг субъектов (государство, фирмы, домашние хозяйства).

Исходя из подходов к определению предмета экономической теории, выделили общую (экономическую) теорию, раскрывающую сущность, содержание и закономерности развития экономических процессов в обществе в целом, независимо от отраслей и сфер деятельности, и прикладную (частную), отражающую отдельные теоретические основы конкретных наук: учет, анализ, экономику промышленности и др.

Теоретические суждения, касающиеся реального состояния экономики без субъективных оценок, называются позитивными. Практические суждения, раскрывающие желаемое состояние, субъективное представление экономических явлений, т.е. как должно быть, — это нормативная экономика.

Экономическая теория как учебная дисциплина представляет собой систему знаний о сложном многообразии явлений экономической жизни общества, дающая возможность в экономических понятиях, законах, принципах, категориях и формах увидеть определенный порядок, а также причинно-следственные зависимости, поддающиеся познанию и воздействию на нее. Будучи системой, эта наука имеет свою структуру, в которой выделяются основные блоки: общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика (интерэкономика).

Методы экономической теории — это конкретные принципы, подходы, формы и способы проникновения в тайны экономики, открытие и изучение законов ее функционирования и развития. Важнейшими из методов являются: метод научной абстракции, моделирования и агрегирования; диалектический метод; метод единства качественного и количественного анализа, развития; метод преодоления противоречий; методы индукции и дедукции; метод системного подхода; метод единства исторического и логического.

Экономические принципы — это частные обобщения процессов развития, общественных явлений, хозяйственной деятельности, выступающие как формы реализации, практическое использование экономических законов. Экономикс не делает различий между законами и принципами, называя их обобщением или констатацией закономерностей. В марксистской политэкономии принципы выделялись в планировании, распределении и экономическом стимулировании, организации заработной платы и др.

Высшая ступень познания экономики — выражение ее развития в экономических законах, устанавливающих существенные причинно-следственные связи, объективно проявляющиеся в действиях субъектов общественно-производственных отношений.

Исследуя экономические явления и процессы, законы и закономерности их протекания и развития, механизм хозяйствования, экономическая теория выполняет три основные функции:

  • познавательная функция означает, что экономическая теория как наука служит людям для того, чтобы познавать сложные, во многом взаимозависимые и переплетающиеся процессы экономического развития, не различимые для поверхностного наблюдения;
  • методологическая функция открывает законы и закономерности общих экономических процессов, дает частным экономическим наукам общие знания об экономике, а также вооружает методами реализации экономической реальности и тем самым выполняет роль прочного фундамента для многоэтажного «здания» экономических наук.
  • прагматическая, т.е. практическая функция означает, что экономическая теория напрямую служит практике, обществу, людям, открывает наиболее полезные и эффективные направления их деятельности, учит использованию экономических методов воздействия, умению видеть неиспользованные еще пути и ресурсы, выбирать формы и способы хозяйствования, оценивать экономическую перспективу.

Свое развитие экономическая теория начинает с классической школы, В основных работах ее представителей — У. Петти («Трактат о налогах и сборах», 1662), Ф. Кенэ («Экономическая таблица», 1758), А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776), Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817) — дана история становления и формирования экономической теории как науки. Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости, провела исследования производственных отношений в тесной связи с производительными силами — с развитием земледелия, мануфактуры, промышленного переворота. В трудах классиков дается социальная оценка общественного развития, объединены экономические и социальные аспекты общественного развития. Ко второй половине XIX — началу XX в. из классической школы выделилось несколько направлений:

  • неоклассическое — представлено работами К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Дж.Б. Кларка, А. Маршалла (в рамках этого направления выделяется историческая школа — В. Замбарт, Т. Веблен);
  • институционализм — работы Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта;
  • маржинализм, или теория предельной полезности и теория предельной производительности, — Дж.Б. Кларк, К. Менгер, Ф. Хайек.

Неоклассики исследовали конкретные хозяйственные процессы, поведение предприятий и фирм, механизм свободного рынка, конкуренции. Государство, по их мнению, должно поддерживать условия развития рынка и конкуренцию, но не вмешиваться в хозяйственную деятельность.

Неоклассическое направление как теория свободного предпринимательства возродилось в 70-80-е гг. XX в. в монетаризме М. Фридмена, Ф. Хайека — теории, где деньги и денежное обращение признаются главными пружинами рыночного регулирования и саморегулирования, способными обеспечить устойчивость, бескризисное развитие экономики.

Одним из постклассических направлений конца XIX в. стал марксизм-ленинизм. Марксисты исследовали зарождение, развитие и трансформацию капитализма в империализм и государственно-монополистический капитализм. На основе конкретного анализа развития капитализма своего времени они создали теории трудовой стоимости и прибавочной стоимости, накопления и движения капитала и доходов, описали механизм функционирования и противоречия буржуазного общества. В экономической теории К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина доказывались переходящий характер капитализма, возможность и некоторые направления практического построения социализма и коммунизма в одной отдельно взятой стране, а затем в системе стран.

Политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга экономических формаций и тем самым было дано обоснование содержания предмета экономической теории как науки о системе производственных социально-экономических отношений.

Термин «Экономикс» в экономическую теорию ввел основатель кембриджской школы неоклассического направления А. Маршалл. В его работе «Принципы экономики» объектом анализа становится не стоимость, а цена. Механизм ценообразования рассматривается с точки зрения соотношения спроса и предложения. В основу теории спроса была положена теория предельной полезности маржинализма, а теория предложения сформулирована исходя из классической концепции факторов производства, которая впоследствии дополнена Дж. Кларком теорией предельной производительности.

В 30-е гг. XX в. в экономической теории как самостоятельное направление выделилось кейнсианство. В работах Дж. Кейнса обоснованы методы государственного регулирования экономики. По мнению кейнсианцев, финансы, кредит, денежное обращение — инструменты макроанализа экономики — способствуют формированию эффективного спроса. В рамках данной теории предусматривались меры воздействия на склонность к потреблению.

В первой половине 1950-х гг. в экономической теории выделилось новое течение — неокейнсианство. Его представители Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен восприняли основные положения теории Дж. Кейнса, разработали теории темпов и факторов роста, модели экономического роста. Главный упор делался на эффективное сочетание факторов, которые в условиях свободной конкуренции обеспечивали увеличение производства при наименьших затратах труда и капитала.

В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования производства и свободного рыночного государственного регулирования, рыночного стимулирования. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Дж.Р. Хикс, П. Самуэльсон) как сочетание государственного и рыночного регулирования экономики. Симбиоз государственного производства и частного предпринимательства дает смешанный тип экономики.

Основные понятия темы

Анализ. Гипотеза. Диалектический метод. Индукция. Институционализм. Категория. Кейнсианство. Корреляция. Макроэкономика. Маржинализм. Марксизм. Мегаэкономика. Меркантилизм. Мета-экономика. Метод научной абстракции. Микроэкономика. Неоклассическая школа. Общая экономическая теория. Предмет экономической теории. Политическая экономия. Синтез. Экономикс. Экономический закон.

Контрольные вопросы

  1. Что такое «экономика» и что изучает экономическая теория?
  2. Какие вам известны различные интерпретации предмета экономической теории?
  3. Что является критерием истины в процессе познания процессов и явлений в экономической жизни?
  4. Чем отличаются категории явление и сущность и как они соотносятся с экономическим понятийным аппаратом?
  5. Чем обусловлено разделение на позитивную и нормативную экономические науки? Какова между ними взаимосвязь?
  6. Как взаимосвязана экономическая теория с экономической политикой и другими науками?
  7. Объясните, почему экономическая наука является базовой основой для других экономических наук.
  8. Что принято понимать под методом экономического анализа и какие методы экономических исследований вам известны?
  9. Какие этапы становления и развития экономической теории вам известны? Охарактеризуйте их подробно.
  10. Что вы понимаете под ограниченными ресурса ми, рациональным и эффективным их использованием?
  11. Какие функции выполняет экономическая теория и каково значение их в менеджменте фирмы?
  12. Возможна ли практическая деятельность субъектов хозяйствования без экономической теории?

Источник

Читайте также:  Песчаная насыпь под фундамент
Оцените статью