- Основы правового государства
- 12. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА, ЕГО ОСНОВЫ
- Читайте также
- 13. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
- Метод правового регулирования
- 8. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
- 13. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
- 16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
- 12.5.3. Договор гражданско-правового характера
- 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
- 2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
- Основы правового государства
- Демократические методы государственного управления, справедливости и правосудия. Основные характеристики и принципы правового государства. Господство права как основное определяющее условие жизнедеятельности общества. Гражданское общество и его понятие.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Основы правового государства
Принципиально важными предпосылками и условиями создания и упрочения правового государства являются следующие элементы, составляющие фундамент правового государства.
Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.
Социальная основа правового государства предполагает: наличие гражданского общества, свободных граждан, равных перед законом, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.
Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития личности.
Итак, правовым может быть признано такое государство, функционирование которого основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.
Источник
12. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА, ЕГО ОСНОВЫ
12. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА, ЕГО ОСНОВЫ
Правовое государство – тип государства, в котором утвержден политический режим, характеризующийся правовым порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает абсолютное подчинение всех органов власти системе права, наличие реального разделения властей, строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой. Власть и гражданин, государство и общество являются равными субъектами права.
Причинной основой развивающегося правового государства является формирующееся гражданское общество. Правовое государство выступает гарантом и представителем разнообразных интересов гражданского общества в политической сфере. Оно создает между властью и гражданином целую систему права, законодательства, регулирующего их взаимоотношения.
Сегодня правовое государство понимается как наиболее развитая форма сочетания государственных и юридических гарантий реальности прав и свобод индивидов, организаций.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, основывающиеся на многоукладное™ различных форм собственности как равноправных и одинаково защищенных. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителю и потребителю материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, объединяющее свободных граждан – носителей общественного прогресса. В центре внимания этого государства находятся человек и его интересы.
Морально-этическую основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям. Принуждение в правовом государстве осуществляется только на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие.
Читайте также
13. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
13. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Основными характеристиками правового государства являются следующие:1. Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе права, действующей в государстве. Все правовые акты издаваемые органами
Метод правового регулирования
Метод правового регулирования МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод — как
8. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
8. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА Государство – организация суверенной власти в политически организованном обществе на определенной территории. Признаки государства:1. Территория – определенная часть поверхности земли и вод, воздушное пространство над ними (до
13. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
13. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ Функции государства – основные направления деятельности гос-ва по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью.Каждая функция гос-ва имеет предметную характеристику
16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Государственный орган – это структурно обособленное звено государственного аппарата, обладающее следующими основными признаками:1) осуществляет от имени государства его задачи и функции;2) обладает
12.5.3. Договор гражданско-правового характера
12.5.3. Договор гражданско-правового характера Помимо трудового договора возникшие трудовые отношения могут быть оформлены и договором гражданско-правового характера – договором подряда (ст. 702), договором возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) и др.В чем же различие
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского
2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они
Источник
Основы правового государства
Демократические методы государственного управления, справедливости и правосудия. Основные характеристики и принципы правового государства. Господство права как основное определяющее условие жизнедеятельности общества. Гражданское общество и его понятие.
Рубрика | Государство и право |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.10.2012 |
Размер файла | 35,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Основы правового государства
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на много укладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие, государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
2. Основные характеристики и принципы правового государства
Развитие идеи правового государства, эволюция взглядов различных мыслителей привели к формированию отдельных качественных характеристик правовой государственности, которые выступают в виде системы принципов или признаков. Принципы — это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено многими факторами: спецификой исторической эпохи, уровнем развития науки, образования, культуры, обычаями и традициями общества, его нравственно-духовным потенциалом, уровнем правового сознания и правовой культуры, господствующими религиозными и идеологическими взглядами и т.д.
Конечно, в современной правовой науке существуют разнообразные точки зрения, отличающиеся, прежде всего полнотой изложения, личными позициями авторов, но по сути отражающие одни и те же подходы.
1. Например, ни у кого не вызывают возражения основные критерии правового государства: верховенство права, равенство всех перед законом, законный характер деятельности исполнительно-распорядительных органов.
2. Почти все авторы отстаивают такие черты правового государства, как: разделение властей, взаимное сдерживание друг друга, что исключало узурпацию власти одним из ведомств; взаимная ответственность государства и личности; реальность прав и свобод граждан; наличие эффективного механизма контроля за деятельностью государственного аппарата; примат права в организации и деятельности всех государственных органов и др.
3. Многие исследователи считают необходимым условием правового государства утверждение человека как самоценности, понимание свободы и справедливости в качестве главного критерия общественного прогресса.
4. Вряд ли кто-либо будет оспаривать значимость повышения роли и авторитета судебной власти, обеспечения независимого правосудия и формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.
Таким образом, анализ современной литературы по рассматриваемому вопросу дает основание предложить следующую формулировку понятия правового государства: функционирование государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспечении высочайшего статуса своих граждан.
В данной формулировке, на наш взгляд, отражены главные отличительные черты, по которым о государстве можно судить как о правовом. Здесь подразумевается высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат гражданское демократическое общество. В целом подобное понимание отражает и некоторые черты общества будущего это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете народа, реальность и гарантированность прав и свобод граждан.
Право в данной трактовке понимается как неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека, масштаб Социальной свободы. Именно приоритет свободы личности, обеспечивающий ее самоопределение, связь с обществом, как раз и предполагает приоритет права. «В этом смысле господство права есть специфический социальный феномен, обусловленный естественно-историческим, неотчуждаемым правом человека и гражданина на свободу, равенство, справедливость, счастье и неприкосновенность, вытекающий из социальной природы личности».
В связи с предложенными формулировками понятия правого государства рассмотрим главные принципы его функционирования:
1) господство права в организации и деятельности всех государственных органов и общественных организаций;
2) осуществление публичной власти в соответствии с принципом разделения властей;
3) реальность и гарантированность прав и свобод граждан.
Эти принципы относятся к наиболее фундаментальным идеям современных концепций правового государства, а, следовательно, их можно определить как главные отличительные положения, из которых исходит большинство производных характеристик организации и деятельности правового государства. С позиций системного подхода они могут быть представлены в качестве взаимосвязанных элементов, логически упорядоченных элементов системы, в которой:
1) господство права является определяющим условием жизнедеятельности общества;
2) разделение властей показывает внутреннюю организацию, взаимодействие властных структур, их функциональную направленность;
3) реальность прав и свобод выступает как результат воплощения основной идеи, показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности различных государственных органов.
Кроме данных характеристик к числу важнейших элементов, отвечающих природе правовой государственности, можно отнести следующие:
· верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой;
· взаимосвязь прав и обязанностей личности;
· взаимная ответственность личности, общества, государства;
· принцип единства права и закона (в правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым, отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина);
· наличие развитого гражданского общества;
· соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.
демократический правовой государство общество
3. Гражданское общество и его понятие
Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан. Только до государственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что вообще не было таких понятий, «гражданин» или «гражданство».
Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны себе подобных. Тоже самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством.
По существу же термин «гражданское общество» приобрел в научной литературе свое особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально — экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости. Иначе говоря, под этим понятием разумеется общество отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.
За эпитетом «гражданское», несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским, подобному тому как не любое государство где действует право, можно назвать правовым.
Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось тем не менее для нашей науки относительно новым и неразработанным.
Представления о гражданском обществе прошли длительную эволюцию. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Для функционирования гражданского общества необходимо наличие определенных предпосылок.
Идея гражданского общества появилась в новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Ф.В. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок.
В наше время утвердились следующие определения: гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти; также представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.
В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Для осуществления частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты — семью, Церковь, негосударственные средства массовой информации, учреждения культуры, научные, профессиональные и спортивные объединения, ассоциации, союзы. Наша обыденная жизнь представляет собой первичную форму гражданского общества.
Формирования гражданского общества начинаются в Новое время. На первом этапе (16 — 17 вв.) складывались экономические и политические предпосылки его существования, произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (18 — конец 19 вв.) характеризовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либерализма. На третьем этапе (20 век) происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в социальную группу), идет процесс становления правового социального государства.
Происхождение этой идеи относится к далекому прошлому — к «Политике» Аристотеля, «Государству» Платона и другим древнегреческим ученым. Мыслители с давних пор стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными процессами и механизмами взаимодействия двух и более человек. Иными словами, раскрывая структуру и устройство человеческого общества, они вместе с тем не забывали изучать поведение отдельного индивида и взаимодействия групп людей. Первым трудом по обществознании можно считать знаменитое произведение «Государство» великого античного философа Платона (427 — 347 до н.э.). Он разделил общество на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести аксетичный образ жизни и не предаваться земным утехам. Несколько лет позже Аристотель (384-322 до н.э.) провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. Он, как и современные ученые, изучал традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщал факты, строил концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. Кроме него существуют еще 2 класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.
По Гегелю, гражданское общество — это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право. Мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Из естественного, «некультурного» состояния, писал Гегель, «люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью». При этом он подчеркивал, что подобное общество возможно лишь «в современном мире». Иными словами, гражданское общество противополагалось дикости, неразвитости, нецивилизованности. И под ним подразумевалось, конечно, классическое буржуазное общество.
Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек — его роль, функции, положение. Согласно гегелевским воззрениям, отдельная личность является для самой себя целью; ее деятельность направлена прежде всего на удовлетворение собственных потребностей (природных и социальных) В этом смысле она представляет собой некоего эгоистического индивида. В то же время личность может удовлетворять свои запросы не иначе, как находясь в определенных отношениях с другими людьми. «В гражданском обществе, — писал Гегель, — каждый для себя — цель, все другое для него ничто. Но без отношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».
Маркс в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие «гражданское общество «, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер, детерминированность экономическими и другими факторами.
Основной принцип материалистического понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс видели «в том, чтобы, исходя именно из материального производства и порожденную им форму общения-то есть гражданское общество на его различных ступенях — как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, мораль, философию и т.д., проследить процесс их возникновения на этой основе».
В предисловии «К политической экономии «К. Маркс приходит к выводу, что надстроечные явления, в частности» правовые отношения, так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей 18 века, называет «гражданским обществом, и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономики»
Гражданское общество, по мнению Маркса, охватывает все материальное общение в рамках определенной ступени развития производительных сил. Это «материальное общение» включает в себя весь спектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль, конкуренцию, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы. Все это обладает известной автономностью, характеризуется своими внутренними связями и закономерностями.
Таким образом, вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации, о новом витке общественного процесса, который должен был получить адекватное официальное признание и выражение. При этом во всех предлагаемых моделях и концепциях четко доминировал главный лейтмотив-собственность и отказ государства от претензий на роль единственного «организатора и координатора», от стремления держать в своих руках все социальные нити и связи.
Поворот к подлинно научным знаниям произошел только в 17 — 18 столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: француз Рене Декарт (1596-1650), англичане Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (16320 1704), немец Иммануил Кант (1724-1804). Они, а также французские просветители Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Жан Жак Руссо (1712-1778) изучали функции правительства и природу общества. Английские философы Дэвид Юм (1711-1776) и Джордж Беркли (1685-1753), Кант и Локк, пытались выяснить законы действия разума.
Очевидным было только хронологическое несовпадение названных категорий. Если государство возникло примерно всего лишь шесть тысячелетий тому назад и в глобальном плане представляет собой сравнительно молодое образование, то общество насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по последним данным науки — гораздо больше. Но в данном случае речь идет о периоде, когда общество и государство существовали вместе, и создавалось впечатление, что это единое целое. Понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющее их грани и убедились в том, что одно есть часть другого.
Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от вмешательства государства. В этом смысле истолковывалось гражданское общество и как цивильное, частное, то есть такое, в котором помимо официальных институтов существует не подконтрольный им уклад жизни — область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей.
Речь шла о невмешательстве власти в «гражданские дела» личности, частную жизнь людей. Имелась в виду обособленная социальная среда свободного предпринимательства инициативы, предприимчивости, где государство должно было выполнять лишь роль «ночного сторожа», «арбитра», «надсмотрщика».
Гражданское общество мыслилось как своего рода синоним сугубо рыночных отношений и др. форм деятельности, не отождествляемых с официальной властью.
Признаками (особенностями) гражданского общества являются:
· высокое сознание людей;
· высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;
· широкие связи между членами общества;
· наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
· передача части власти органам самоуправления;
· согласование позиций вместо конфликтов;
· развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
· личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.
Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
4. Построение правового государства в Казахстане
На рубеже ХХI века Казахстан вступил в эпоху коренных преобразований. В своей деятельности республика ориентируется на формирование правового государства, осознавая при этом себя миролюбивым гражданским обществом, объявляет высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Казахстан 1995 г. устанавливает верховенство права как общечеловеческой ценности. Вместе с тем такие категории, как социальное, демократическое, светское, правовое государство, гражданское общество и другие еще не достаточно разработаны в государственно-правовой науке Казахстана. Появилась необходимость теоретической разработки указанных понятий, что будет способствовать более глубокому пониманию основных начал и закономерностей развития правового государства, выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности конституционно-правовых институтов в целях формирования закрепленной в Конституции модели государства.
В первой же статье Конституции суверенного Казахстана закреплено, что республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Отметим, что идея построения правового государства не является каким-то аморфным понятием. Дело в том, что она исходит из примата общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными интересами.
Как бы ни определяли правовое государство, что бы ни вкладывали в его содержание, всегда имеется в виду государство, в котором царит не произвол, а право и справедливость. Это общий смысл идеи, позволяющий рассматривать правовое государство как нечто противоположное полицейскому или тоталитарному государству. Если кто-то думает, что имеется некая сверхпрогрессивная концепция правового государства, которую мы долго по недоразумению не признавали, а теперь, когда признали, то получили счастливую возможность с ее помощью выйти на высокий уровень цивилизации, то он глубоко ошибается. За идеей правового государства, очень общей и ценностной по своему характеру, стоит огромное множество воззрений, концепций, теорий, различных по идеологической окраске и философско-мировоззренческой направленности, отвечающих курсу разнообразных политических движений и партий. Это теории консервативные и либеральные, демократические и авторитарные, светские и клерикальные, естественно-правовые и юридико-догматические.
Поскольку понятие правового государства всегда находится в тесной связи и зависимости от того, как общество понимает и развивает свое право, постольку можно говорить о двух главных моделях рассматриваемой идеи. В Европе на базе правовых систем романо-германского типа развилась модель собственно правового государства. Основные отличительные черты этой системы — господствующее положение закона среди источников права и наличие обстоятельно разработанных кодексов, законов. В англосаксонском мире на базе систем общего права возникла другая модель — «господства права», менее определенная, чем «правовое государство», и означающая, что все власти в государстве (законодательная, исполнительная и судебная) подчиняются не столько закону, роль которого по традиции довольно скромна, сколько принципам, характеризующим общее право, то есть фундаментальным принципам справедливости, морали, честности, обязательности. Особенностями этой модели являются высокое положение судебной власти, судейское правотворчество, прецеденты, право справедливости и т.д.
Естественно, что нам ближе первая модель, хотя и та и другая на протяжении ХХ века претерпели заметную эволюцию и сблизились друг с другом. Современные представления о правовом государстве базируются на романо-германских и англосаксонских традициях, а источником этих представлений считаются ученые — английский философ Д. Локк и немецкий философ И. Кант. Основные элементы понятия правового государства складывались издавна и постепенно, многие из них были высказаны в античные времена (Платон, Аристотель, Полибий, римские юристы), в эпоху средневековья и позже. Термин «правовое государство» впервые появился в начале ХIХ столетия в германской литературе, а развернутые концепции появились где-то в середине ХIХ века.
В ХХ веке правовое государство все чаще получает дополнительное определение, выступает в качестве «социального правового государства». За этим стоят очень серьезные процессы, позволяющие сделать вывод о том, что рассматриваемая идея в принципе совместима с различными экономическими и социальными системами, с различными ориентациями общества в социальной сфере. Таким образом, развитие идеи правового государства свидетельствует, что эта теория носит внеклассовый характер и применима в условиях разных государств.
Если мы останавливаем свой выбор на идее правового государства, это не значит, что тем самым мы выбрали тип экономики (скажем, свободный или регулируемый рынок), форму правления (скажем, республику), политический режим (скажем, демократию). В самой идее правового государства ничего не заложено такого, что могло бы вместе с ней осуществиться автоматически.
Между замыслами и реальностью — дистанция огромного размера. Несмотря на обилие претензий, мы еще не видели в мире ни одного безукоризненно действующего правового государства. Но любой шаг в этом направлении является важным и ценным. Успех возможен тогда, когда правовые механизмы конструируются на уровне высокого профессионального творчества, когда есть глубокие идеи, а идеи умело переводятся на язык политических и юридических норм, выражаются в социальных институтах. От политической культуры и общественного сознания, от уровня научных разработок зависит, каким будет правовое государство в нашей стране, как пойдут процессы его формирования.
Правовое государство — качество, к которому стремится Республика Казахстан и начало которого положено Конституцией 1995 года, созидающей такую легитимную суверенную организацию по упорядочению многообразия и устойчивому развитию казахстанского общества, которая во всей деятельности своих органов и должностных лиц связана правовыми нормами, подчинена им и постоянно корректируется в соответствии с ними. Определенные успехи в этом достигнуты. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, выступая на торжественном заседании, посвященном Дню независимости республики, отметил, что за годы независимости «мы заложили прочный фундамент нашей независимости, в корне преобразовали свою политическую и экономическую систему».
Правовое и демократическое государство есть не цель, а ценность, некий идеал, достигнуть которого невозможно. В данном случае можно говорить о процессе и направлении движения, о степени демократизма или влияния права на государство. Целью может быть достижение конкретной модели демократии, которая может быть скомпилирована, заимствована или самобытна, однако здесь возникают уже другие проблемы — восприятие народом конкретной модели развития, его готовности к тем или иным преобразованиям. Таким образом, следуя по пути радикального политического и социального реформирования государства и общества, законодатель, выражающий волю народа, должен четко представлять себе, что любое качественное изменение общества — процесс длительный и болезненный. Декларация о правовом государстве — только первый шаг, следующий — жесткое и каждодневное следование требованиям правовой государственности. Попытаемся установить основные признаки, характеризующие правовое государство, так как формирование правового государства требует последовательного проведения в жизнь его основных принципов.
Первым из них я назвал бы господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества.
Закон — это не продукт произвольной деятельности государства; он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости. Законодательные установления, которые ущемляют свободу личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, противоречат идее правового государства. Государство не обладает какой-то самодовлеющей волей в формулировании законов; оно призвано выражать в законах объективно складывающиеся общественные отношения, не допускать «юридического насилия» над ними, выражаемого в различного рода командах и запретах. Командно-запретительные методы, облеченные в форму закона, оборачиваются тяжкими потерями и для общества, и для человека. Поэтому правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежат свобода и равенство его участников. Преодоление веры во всесилие закона, в возможность решить все проблемы общества только законодательными мерами, понимание важности выявления общенародной воли и общественного мнения важный элемент психологической переориентации государственного сознания, формирования правового государства. Только принятие закона, соответствующего объективной природе общественных отношений, правовым принципам, общенародной воле, делает его юридическим актом правового государства, которое выражает подлинное народовластие и демократизм. Исходя из этих критериев, следует говорить о верховенстве закона и его господстве в общественной жизни.
Связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан — второй важнейший правовой и морально-политический принцип, характеризующий правовое государство. Он состоит в том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить. Понятно, что этот принцип противостоит любым формам произвола, анархии, своеволия, вседозволенности.
Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность — третий принцип правового государства. Права и свободы человека — освоенная мировым сообществом, признанная и закрепленная в соответствующих международно-правовых актах, социально и юридически обеспеченная мера поведения человека, признаваемая за каждым, неотъемлемая и неотчуждаемая способность к выбору желаемого для него варианта поведения, в отношении которого никто не может наложить какие-либо ограничения и запреты. Человек является источником своих естественных прав и свобод, которые поэтому не могут быть отчуждены. Любой человек должен быть уверен в незыблемости и неизменности своих прав и свобод.
Взаимная ответственность государства и личности — четвертый принцип правового государства. Он выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти, и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство несвободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства (внутри- и внешнеполитического характера), обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, с другими государствами и всем международным сообществом. Государство определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства.
«Правление закона» означает, что государство, его органы признают приоритет права, подчиняются праву, не могут обходить его предписания ни при каких условиях и несут ответственность за нарушение таких предписаний. Правовое государство должно выработать не только систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств.
Процесс формирования взаимной ответственности государства и личности имеет не только юридические аспекты. В его успешном развитии первостепенное значение приобретают нравственные стороны, восстановление доверия человека к государству, социальной системе в целом.
Наконец, правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов. Это — пятый принцип.
Сегодня в стране существуют различные формы контроля: судебный контроль, контроль за конституционностью законов со стороны Конституционного Совета, прокурорский надзор, а также контроль правоохранительных органов и органов государственного управления. Следует отметить недостаточную эффективность системы контроля, что приводит к многочисленным нарушениям права.
Главную роль в разрешении коллизий, возникающих в различных сферах жизни, должен играть суд. И это понятно: ведь суд строит свою деятельность в соответствии с такими демократическими принципами, как независимость, коллегиальность, гласность, презумпция невиновности, состязательность и равенство сторон, право обжаловать принятые решения. Надо добиться, чтобы судьи, прокуроры, следователи были ограждены от любого давления и вмешательства в их деятельность. Они должны подчиняться закону и только закону. Здесь уместно употребление общепринятого тезиса о господстве закона над всем и вся. Однако следует предостеречь от чрезмерного преувеличения формально-юридического подхода к проблеме правового государства.
Критериями качества правовой государственности Казахстана, успешное формирование которой зависит от соответствующих экономических и политических предпосылок, преодоления правового нигилизма и законодательного идеализма в общественном правосознании, от повышения правовой культуры населения и должностных лиц государства, отлаживания всей юридической системы и возвышения правосудия, служит гарантированность прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов; верховенство Конституции и утверждение правозаконности; установление экономической свободы и четкое определение границ экономической деятельности государства; республиканский политический строй и устойчивая эффективная форма правления; единство государственной власти и разделения их на ветви при наличии системы «сдержек и противовесов»; независимость судебной власти; взаимная ответственность государства и гражданина. Перечисленные признаки нашли отражение в нормах Конституции 1995 года и должны быть полностью воплощены в казахстанской реальности.
Только реализация принципа комплексного подхода может продвинуть процесс формирования правового государства. Значительным шагом в этом направлении явились изменения и дополнения, внесенные 7 октября 1998 года по инициативе Президента Республики Казахстан в Конституцию Республики Казахстан. Сегодня есть все предпосылки создания правового государства, известны в общем-то условия этого процесса, но практическое решение будет зависеть от согласованности усилий каждого человека, общества в целом и самих государственно-правовых институтов.
1. Конституция Республики Казахстан — Алматы «Жетi жаргы» 2008.
2. Конституционное право Республики Казахстан. Сагиндыкова А.Н.- Алматы «Бiлiм» 1999.
3. Сапаргалиев Г. «Основы государства и права Казахстана» — Алматы «Атамура»
4. А.С. Ибраева, Н.С. Ибраев «Теория государства и права» — Алмата «Жетi жаргы», 2003.
Источник