Что является фундаментом всех правовых источников

Содержание
  1. Конституция — фундамент, на котором держится правовая и политическая система
  2. Что такое Источники права
  3. Что такое источники (формы) права?
  4. Что относится к источникам (формам) права?
  5. Нормативный правовой акт
  6. Правовой обычай
  7. Прецедент
  8. Нормативный договор
  9. Референдум
  10. Правовая доктрина
  11. Правовые аксиомы
  12. Общие принципы права
  13. Три вида источников права
  14. Идеологические (идеальные) источники права
  15. Материальные источники права
  16. Формально-юридические источники права
  17. Является основой для всех иных источников права
  18. Источники и формы российского права
  19. Источник права
  20. Форма права
  21. Источники российского права
  22. Конституция России
  23. Законы
  24. Федеральные конституционные законы
  25. Федеральный закон
  26. Конституция (устав) субъекта Федерации
  27. Конституционные законы субъектов
  28. Указы, распоряжения Президента
  29. Распоряжения и постановления Правительства
  30. Указы, распоряжения глав, постановления и распоряжения правительств субъектов
  31. Акты органов местной власти
  32. Международные договоры России
  33. Судебные решения

Конституция — фундамент, на котором держится правовая и политическая система

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит Конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.

В самом общем виде конституцию можно определить, как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны»

Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Несомненно, ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.

Читайте также:  Арболитовые блоки под фундамент сарая

Конституция 1993 года, прежде всего, внесла порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определила основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.

Для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятым всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России.

Конституция РФ 1993 года — первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер.

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором, базой для систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации — бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о всеобщих правилах жизни общества. Она явилась необходимым этапом в развитии правовой системы РФ.

Источник

Что такое Источники права

Любой источник — это место, где что-то находится, откуда что-то возникает.

Соответственно, в общем смысле под источником права понимается любое явление, которое служит причиной возникновения права.

В юриспруденции же используется формально-юридический подход к определению источников права. Поэтому они ещё называются формы права.

Что такое источники (формы) права?

Государство устанавливает для своих граждан определённые правила, которые те обязаны соблюдать. Такие правила называются правовыми нормами или нормами права.

Чтобы передать эту информацию гражданам, законодатель выражает эти правила определённым способом и в определённой форме.

Так вот, источники (формы) права — это способ, с помощью которого зафиксированы правила, установленные законодателем и обязательные для исполнения.

Что относится к источникам (формам) права?

Российские правоведы выделяют следующие источники (формы) права в России.

Нормативный правовой акт

Это официальный документ, в котором содержится правовая норма. И так как это документ, то он имеет письменную форму.

Есть две разновидности нормативного правового акта. Это закон и подзаконный акт.

Правовой обычай

Это правило поведения, которое появилось после того, как такое поведение неоднократно повторялось. Причём это правило должно быть разрешено государством.

Прецедент

Это решение суда или административного органа, которое те приняли по конкретной ситуации или делу.

Причём до этого момента такая ситуация не возникала. Следовательно, и правило поведения сформулировано не было.

А после этой ситуации решение суда или административного органа становится источником права.

Нормативный договор

Это соглашение между лицами, который содержит правила их поведения и который не противоречит законодательству.

Референдум

Это голосование граждан по поводу какого-либо вопроса. Источником (формой) права референдум может быть, если голосование проводится по поводу текстов законопроектов.

Правовая доктрина

Это письменные труды признанных учёных-правоведов.

Правовые аксиомы

Это правила, который сложились в праве исторически. Они могут быть нигде не закреплены, но не подвергаются сомнению.

Их фундамент — это мораль и справедливость.

Например, аксиома о том, что никто не может быть судьёй в собственном деле.

Другой пример: если была выслушана одна сторона, то должна быть выслушана и другая.

Общие принципы права

Это правила, которые универсальны и общеобязательны для всех. При нарушении этих принципов можно говорить о неправомерности действий.

Например: принцип гуманизма, принцип равенства всех граждан перед законом.

Три вида источников права

Правоведы имеют разную точку зрения о видах источников права. Ниже приведена их трёхвидовая классификация.

Так, источники права делятся на:

  • идеологические (идеальные);
  • материальные;
  • формально-юридические.

Идеологические (идеальные) источники права

Это идеальные источники, которые представляют особую ценность. К ним относятся: аксиомы, доктрины, положения.

Эти источники существуют сами по себе. Они не связаны с созданием законодателем общеобязательных правил поведения.

Материальные источники права

Материальные источники права — это отношения в обществе. Они являются причиной того, что законодатель понимает необходимость ввести новое правило поведения.

Такие экономические, социальные или политические отношения влияют на содержание правовой нормы.

Формально-юридические источники права

Это способы, которые законодатель использует для того, чтобы зафиксировать обязательные к исполнению правила (нормы права).

К ним относятся нормативный правовой акт, прецедент, правовой обычай, нормативный договор, правовая доктрина и т. д.

Источник

Является основой для всех иных источников права

Конституция Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ

Литература для подготовки:

1. Право. 10 класс: профил. уровень /под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-е изд. М. : Просвещение, 2011. Глава 5. Параграфы 24, 25, 27.

2. Обществознание. Полный экспресс-репетитор. / Под ред. П.А. Баранова. М., Астрель, 2013. Раздел 5. Тема 4.

Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого устанавливаются основные принципы устройства общества и государства, правовой статус человека и гражданина.

Особенности Конституции РФ

Принимается народом (или от его имени)

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов — 25 декабря 1993 г.

Имеет учредительный характер

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства

Обладает высшей юридической властью

Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону

Имеет всеохватывающий характер

Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений

Является основой для всех иных источников права

Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней

Источник

Источники и формы российского права

«Источники и формы российского права» — третий по счёту вопрос в списке. Предлагается изучить теорию, касающуюся источников права (далее также «п.») в России. А заодно, рассмотреть какие формы они могут принимать. Для начала следует определиться, что же можно считать источником права вообще и существуют ли таковые в РФ.

Источник права

Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает 1 множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.

Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.

Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:

  • законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
  • договоры, в т.ч., международные
  • решения судов (т.н. прецедент)
  • правовые обычаи, сложившиеся в обществе
  • священные книги и писания
  • иные

Список источников права весьма обширен и разнообразен. Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств.

Форма права

По мнению Марченко, форма права и источник права тождественны. Во многом термины взаимозаменяемы, поскольку имеют целью выразить одно и то же понятие. Форма права — это выражение его содержания вовне. Т.е., те овеществлённые объекты, которые содержат п., закрепляют плоды деятельности творцов норм. Закрепление является необходимым элементом существования права. А также возможность с ним «работать» — применять, толковать и совершенствовать.

Без внешнего выражения (читай, возможности своими глазами увидеть написанное на бумаге) п. станет расплывчатым и перестаёт быть п. как таковым. Поскольку п. всё-же предполагает определённость и некое постоянство. Отсутствие формализации не делает применение права невозможным — каждый применитель будет «трактовать» его в свою пользу. Мнение же старейшин как источник п. несколько устарело и уже не применяется.

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В. 2 . В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Источники российского права

Итак, источниками, а значит и формами права в современной России являются:

Конституция России

Основной закон обладает в РФ наивысшей юридической силой. КРФ не может противоречить ни один закон, ни одна норма. Исследованием возможных несоответствий занимается специальный суд — Конституционный. Главный закон страны относится тем временем, к нормативно-правовым актам. Конституция консолидирует в себе все основы общественных отношений в государстве.

Законы

В России существует несколько видов законов. Перечислим их виды и основные отличительные признаки.

Федеральные конституционные законы

ФКЗ принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции. Например, закон о Конституционном суде РФ, кстати, первый подобный закон, принятый в новейшей истории России. К слову, принятию ФКЗ о КС РФ воспротивились 32 парламентария из 369. Однако, это не помешало его появлению. Действуют ФКЗ на всей территории России.

Федеральный закон

Принимается по тем вопросам, которыми ведает Федерация. Разграничение ведания осуществляет Конституция, либо прямое указание в законе, например, N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Действует на всей территории РФ.

Конституция (устав) субъекта Федерации

Регионы имеют свои основные законы. Это Конституции Республик и уставы остальных регионов. Свои уставы имеют области, города федзначения, края, автономные округа и Еврейская автономная область. Не могут противоречить Основному закону РФ, что, однако, не всегда соблюдается. Например, Конституция Татарстана, в которой глава региона именуется Президентом, а не главой республики.

Конституция позволяет народу РФ также создавать нормы путём референдума. Референдум некоторые исследователи считают отделенным источником права. Однако, правотворцем в данном случае является не народ. Люди лишь принимают решение быть той или иной норме в РФ или не быть. На референдум выносятся, соответственно, важнейшие вопросы государственного устройства.

Конституционные законы субъектов

Принимаются в рамках конституций республик. В качестве примера — КЗ республики Алтай 14 февраля 2001 года N 20-12. Им изменена первая статья ОЗ, в вопросе, касающемся суверенитета Республики. Или КЗ республики Тыва, которым сформированы положения о Правительстве субъекта под № 95 ВХ-1 от 31.12.2003 г. Также предполагают референдум по острейшим вопросам региона.

Указы, распоряжения Президента

Глава государства обладает правом на издание в рамках своей компетенции актов — указов и распоряжений. Указ носит бóльшую нормативность, распоряжения часто издаются по каким-то оперативным вопросам. Кроме того, указ может и не содержать каких-либо норм, например, указ о награждении. В каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Распоряжения и постановления Правительства

В случае и актами Правительства разделение чуть более заметно. Постановления — это сугубо нормы, распоряжения — нет. Последние также призваны решать текущие вопросы. Территория действия — Федерация.

Указы, распоряжения глав, постановления и распоряжения правительств субъектов

В целом, похоже на указанные выше НПА и ненормативные ПА, но действующие на территории соответствующих регионов РФ.

Акты органов местной власти

Несмотря на то, что местные власти не относятся к органам госвласти в РФ, их акты тоже являются источниками права. Именуется это муниципальными правовыми актами. Установлена эта система ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Тут устав МО, а также акты, принятые на референдуме.

Международные договоры России

Ратифицированные российским парламентом, такие договоры становятся нормами. Исполнение их на территории РФ обязательно, за некоторым исключением. Исключения стали возможны после принятия в 2020 г. поправок в Основной закон России.

Судебные решения

Решения российских судов не являются в прямом смысле источниками права. Подобный подход обусловлен сложившейся в нашей стране правовой системой. В противовес англо-саксонской, прецедентно-ориентированной, российская Фемида оценивает каждый конкретный случай. Разговоры о прецеденте в РФ идут довольно давно. К слову, в этом отношении были приняты некоторые шаги всё в этом же 2020 году.

Речь идёт о прорывных в этом вопросе Постановлениях ВС РФ №№ 12 и 13, принятых 30.06.2020 г. В них Верховный суд указал на необходимость проверять соответствие выводов нижестоящих судов позициям ВС и сохранившим силу ВАС РФ. Т.е., суд, принимая решение должен сопоставить свои выводы с имеющимся по сходным правоотношениям выводами высших судов. Назвать это прецедентом в чистом виде пока нельзя, но движение в эту сторону явно обозначено.

Таким образом, в ближайшей перспективе судебное решение как источник права российское общество вряд-ли получит. Однако, особняком стоят решения Конституционного суда.

КС РФ в правотворчестве принимает пусть и не непосредственное, но участие. В частности, по решению этого суда могут быть изменены, добавлены, а также прекращены нормы. В силу своих полномочий суд может указать законодателю на изменения, которые необходимо внести в законодательство.

Сноски
  1. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Проспект», 2016. — 640 с.
  2. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). — М.: Проспект, 2016. — 328 с.

Ещё по теме «Источники и формы российского права»:

Источник

Оцените статью