«В.Р.Аминева Теория литературы Конспект лекций Казань 201 Направление подготовки: 050301.65 «Русский язык и литература» Учебный план: «Учитель русского языка и литературы» (специалитет, . »
Трагикомедия – жанр драмы, выстраивающий модель мира, где трагическое начало сплетено с комическим, причем жанровая двойственность пронизывает все уровни структуры. основу трагикомедии составляет трагикомическое мировосприятие художника, истоками которого служат самые различные тенденции: критическое отношение к существующим порядкам и нравам, ощущение неодолимости жизненного конфликта, стремление к высмеиванию порочности, пошлости социально-нравственных устоев, к компрометации их юмором, иронией и сатирой.
использование переносного смысла слова, в тропе Тропы – устанавливается ассоциативная связь между этим переносным значением и неназванным прямым значением, которое должно быть известно читателю.
Универсалии словесно-художественного искусства – (лат. universalis – общий, всеобщий) – повторяющиеся образования и устойчивые приемы самовыражения, которые возникают в литературе разных эпох и народов. Они фиксируются на самых разных уровнях: в образно-тематическом строе произведений, в сходных способах художественного мышления. Например, универсалии словесно-художественного искусства находят свое отражение в общечеловеческих темах, в повторяющемся воспроизведении мотивов, сюжетов, в устойчивых типах композиции, в разнообразных приемах формообразования. С их помощью удается описать национальные художественные системы с помощью одного и того же метаязыка.
Форма – философская категория, обозначающая способ внешнего выражения, тип и структуру содержания.
Формы эпики – выделяемые по традиции на основании в первую очередь объема текстов три основных варианта структуры эпического произведения, которые принято называть большой, средней и малой формами и к которым причисляются различные жанры.
Хронотоп (от греч. chronos – время, topos – место) – временные и пространственные представления, запечатленные в искусстве и составляющие единство; важнейший параметр художественного мира произведения. М.Бахтин выявил жанровое значение хронотопа и дал несколько определений этого понятия: взаимосвязь временных и пространственных «Существенную отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе – «времяпространство»… нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства)… Хронотоп мы понимаем как формальносодержательную категорию».
специфически художественная Художественная система – разновидность исторически складывающегося типа общественного сознания и деятельности, обладающая своими содержательными компонентами и самыми общими особенностями художественной формы. В истории мирового искусства это такие художественные образования, как античная классика, искусство средневековья, гуманистическая литература Возрождения, классицизм, литература Просвещения, романтизм, реализм, модернизм, неомодернизм, постмодернизм. Каждое из этих художественных образований сложилось на основе предшествовавшего художественного опыта в результате его существенного обновления в рамках своего типа духовно-практического освоения мира, имеет свою содержательную структуру, особенности художественной формы и составляет качественно новое образование в мировом художественном развитии.
Художественное течение – варианты устойчивой художественной концепции, присущей направлению. Основные течения в рамках направления представляют собой видоизмененные жанрово-стилевые системы предшествующих направлений, приспособленные к осуществлению познавательных задач нового господствующего метода.
качественная характеристика произведений Художественность – художественной деятельности, предполагающей достижение совершенства своих изделий. Принадлежащая двум сферам человеческой деятельности:
семиотической и эстетической, художественность является высшей культурной формой эстетического отношения человека к миру.
Целостность – такое отношение, в котором раскрывается первоначальное единство, саморазвивающееся обособление и глубинная неделимость многих разных целых.
Цитата (от лат. сito – вызываю, привожу) – в обиходе, как и в лингвистике точное воспроизведение какого-нибудь фрагмента «чужого»
текста. В литературоведении понятие «цитата» употребляется как общее, родовое. Оно включает в себя точное воспроизведение какого-либо фрагмента чужого текста, аллюзию, реминисценцию и др. Таким образом, цитатой в широком смысле можно считать любой элемент чужого текста, включенный в авторский («свой») текст.
Читатель – категория теоретической поэтики, определяющая такой субъект художественной коммуникации, позиция которого «программируется»
текстам произведения и эмоционально-ценностной направленностью сознания.
Ч. для автора является адресатом и, одновременно, носителем «формирующей активности» (М.М.Бахтин), сотворцом эстетического события.
Чужое слово – неавторское слово.
Школа – художественное направление, теоретически осознавшее себя, очертившее свои границы и оформленное образование, оформившееся свой состав, имеющее свою теоретическую платформу.
Эйдетическая поэтика – вторая из трех стадий развития поэтики, порождающим принципом которой является эйдос (греч. образ, идея):
начинается в VII – VI вв. до н.э. в Греции, в первых веках н.э. в Индии Китае, в остальных культурах еще позже; заканчивается в ХVIII в. в Европе ив конце ХIХ – начале ХХ на Востоке.
рассказчик, принадлежащий миру Эксплицитный автор – художественного вымысла и ведущий повествование от своего лица, т. е.
«фиктивный автор» всего ли произведения или только его части, выступающий в качестве персонажа этого романного мира. Например: Цейтблом из «Доктора Фаустуса» Т. Манна; Рудый Панько из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
Эксплицитный читатель – реципиент, выступающий в виде персонажа, например, калиф в «Тысяче и одной ночи», слушающий сказки Шахразады, или эксплицитный читатель, зафиксированный в тексте в виде прямого обращения эксплицитного автора к своему читателю, — прием, наиболее часто встречающийся в просветительской литературе XVIII в. (например, постоянные обращения к читателю в романе Филдинга «Том Джонс»).
Эпика (от греч. epikos – относящийся к эпосу) – один из трех литературных родов (типов, групп произведений), выделяемых поэтикой и теорией литературы со времен классической античности на основе моделирования фундаментальных свойств и возможностей словесного изображения (вариантов соотношения между говорящим и предметом изображения – событием и персонажем).
Эпопея (греч. еpopoiia – эпическое поэтическое произведение) – полуфольклорный, полулитературный жанра, древнейший вариант большой эпической формы, источником которого служит национальное предание, а структуру художественного целого характеризуют: 1) «абсолютное прошлое»
(иерархически недосягаемый для певца и слушателей мир героических «начал»
и «вершин» национальной истории) как предмет изображения; 2) благоговейная установка потомка как произносителя эпического слова; 3) абсолютная эпическая дистанция, отделяющая изображенный мир от времени певца и его слушателей; 4) абсолютное равенство себе и сплошная овнешненность героя.
Эстетический объект – содержательная сторона эстетической интенции оцельняющей направленности сознания на реальный или (творчески воображаемый предмет: вещь, личность, ситуацию, событие); «не существует сам по себе, а только для эстетически воспринимающего субъекта»
Эстетическое отношение – один из способов ценностного освоения действительности в свете идеала универсальной гармонизации отношений между человеком и миром (природой, другим человеком, обществом), определяемых критериями красоты. Высшим критерием универсальной гармонизации отношений между человеком и миром является категория прекрасного идеала), другие эстетические (эстетического категории(возвышенное и низменное, трагическое и комическое, безобразное) определяет степень гармонизации отношений между человеком и миром в соотнесенности с эстетическим идеалом.
Приложение 1.
ТЕСТ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»
Цель теста: дифференциация студентов по уровню знаний по дисциплине «Теория литературы»
Инструкция:
Тест выявляет уровень знаний по дисциплине «Теория литературы». В тесте 90 заданий, рассчитанных на контроль знаний различных дидактических уровней: репродуктивный базовых понятий, определений);
(знание операционный (задания, предполагающие поэтапное решение с использованием известного алгоритма); творческий (задания, требующие творческого решения в нестандартной ситуации).
Задания с 1 по 30 с выбором правильных ответов. Необходимо обвести кружком букву перед правильным ответом.
Задания с 31 по 52 на установление соответствия между терминами и их содержанием. Ответ оформляется следующим образом: 32 (1а, 2в… и т.д.).
Задания с 53 по 62 на установление правильной последовательности.
Ответ фиксируется следующим образом: 54 (1, 2, 3…).
Задания с 63 по 90 на вставку. Необходимо вставить в открытое поле недостающую часть утверждения (термин, понятие).
Тест Задания с выбором правильных ответов Задание 1.
1) истории литературы
2) теории литературы
3) литературной критики
5) аксиологии 326 Задание 2.
Общетеоретическим фундаментом теории литературы является:
5) текстология Задание 3.
Литература как вид искусства:
3) пространственно-временное Задание 4.
Литература – вид искусства
3) изобразительно-выразительное Задание 5.
Категория литературного рода
3) формально-содержательная Задание 6.
3) формально-содержательная Задания 7.
Художественный образ – это особая, присущая только искусству форма обобщения 1) действительности, постигающая сущность явлений в свете эстетического идеала и выражающаяся в индивидуальной конкретно-чувственной форме.
2) одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления.
3) процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.
Аналогию между структурой слова и структурой художественного произведения установил
3) Потебня Задание 10.
Основоположник теории «мимезиса» в эстетике:
4) Сократ Задание 11.
Понятие катарсиса возникло и получило разработку
1) в античной эстетике
2) в классической немецкой философии
3) в рецептивной эстетике Задание 12.
Термин «эстетика» ввел в широкое употребление
4) Баумгартен Задание 13.
Ученый, внесший вклад в расширение понятия «диалог»:
4) Д.Лихачев Задание 14.
Понятия архитектоники и композиции являются
2) различаются Задание 15.
Формалисты трансформировали дихотомию форма / содержание
Литературное произведение и текст — понятия
2) текст является одним из аспектов литературного произведения
3) литературное произведение – понятие более узкое, чем текст.
Автор как носитель концепции, выражением которой является все произведение
1) совпадает с биографическим автором
2) совпадает с повествователем
3) непосредственно не входит в текст: опосредствован субъектными или внесубъектными формами
4) совпадает с образом автора Задание 19.
Автором эссе «Смерть автора» является:
Восприятие литературных произведений читателем – предмет изучения
2) в структурализме
3) в рецептивной эстетике Задание 21.
Роды литературы разграничиваются с помощью категорий гносеологии («объект» и «субъект»):
Задание 23 Концепцию происхождения литературных родов из обрядового хора первобытных людей выдвинута
4) Овсянико-Куликовским Задание 24.
Категорию литературного рода отрицали
5) Пропп Задание 25.
Жанровый канон характерен для:
1) поэтики синкретизма
2) эйдетической поэтики
3) поэтики модальности Задание 26.
Понятия «художественная система» и «направление»
1) совпадают по содержанию
2) не совпадают по содержанию Задание 27.
Остранение – понятие, введенное
1) представителями культурно-исторической школы
2) психологической школы
3) формальной школы Задание 28.
Контактные связи и типологические схождения – понятия, используемые представителями
1) культурно-исторической школы
2) сравнительного литературоведения
3) психологической школы
5) формализма Задание 29.
Методика деконструкции текста используется представителями:
4) постструктурализма Задание 30.
Как запечатление духа народа в разные этапы его исторической жизни трактуют литературу представители:
1) психологической школы
3) мифологической школы
4) культурно-исторической школы.
Установите соответствие между типом художественного сознания и поэтикой:
1) Мифопоэтическое художественное сознание
2) Традиционалистское художественное сознание
3) Индивидуально-авторское художественное сознание
а) Поэтика, порождающим принципом которой является художественная модальность.
б) Система структурных особенностей высказывания, входящих в состав обрядовых форм и выражающих принцип синкретизма, недифференцированности слова, жеста и ритма; прагматических задач и суггестивного воздействия.
в) Поэтика, порождающим принципом которой является эйдос.
Установите соответствие между понятием и его содержанием:
1) Творческий метод
2) Литературное направление
4) Художественное течение
а) Варианты устойчивой художественной концепции, видоизмененные жанрово-стилевые системы предшествующих направлений, приспособленные к осуществлению познавательных задач нового господствующего метода.
б) Система основных принципов художественного освоения действительности.
в) Исторически возникающая и существующая в течение определенной эпохи система жанров и стилей, организованная познавательными принципами определенного метода.
г) Теоретически осознавшее себя, очертившее свои границы и оформленное образование, оформившееся свой состав, имеющее свою теоретическую платформу.
1) Поэтики теоретическая
2) Поэтики историческая
1) Гносеология литературы
2) Онтология литературы
3) Морфология литературы
4) Рецептивная эстетика
5) Культурология литературы
6) Герменевтика литературы
а) Исследование литературы как феномена культуры, изучение общих законов связи между литературой и другими видами искусства, другими формами общественного сознания, а также другими сферами культуры
б) Учение о художественном восприятии литературного произведения как о диалогическом взаимодействии произведения и читателя; проблемы неизменности текста и изменчивости содержания литературного произведения, взаимодействия жизненного опыта писателя, зафиксированного в произведении, с жизненным опытом читателя в процессе восприятия произведения.
в) Учение о родах, видах и жанрах литературы.
г) Учение о природе литературного произведения и о его социальном бытии и функционировании. Вопросы сюжета и композиции, темы и идеи, литературного героя, характера, стиля и его исторической изменчивости, формы и содержания.
д) Наука толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.
е) Учение об эстетическом отношении литературы к действительности и о природе и особенностях образного ее постижения, гносеология образа, его внутренняя структура, закономерности развития образности, проблемы художественности, народности, эстетического идеала, художественного метода.
а) Смысловая сторона текста.
б) Изучение текста как знаковой системы.
в) Система отношений между элементами, составляющими данный текст и определяющими его особенности.
а) Практика текстопостроения, процесс создания, развертывания текста во времени и пространстве.
б) Строго организованная последовательность, соединение знаков, наделенные смыслом.
в) Единство эстетического объекта и текста.
г) Свойство, которое приобретают два и более текста, связанные друг с другом через механизм цитации.
а) Категория, обозначающая способ внешнего выражения, тип и структуру содержания.
б) Расположение и соотнесенность компонентов художественной формы;
последовательность введения изображаемого в текст.
в) Понятие, которое обозначает в литературоведении, что всякая художественная форма несет некий эстетический смысл, выражает определенное художественное содержание
г) Ценностная структура эстетического объекта, т.е. мира героя, воспринятого читателем с «внежизненно активно» позиции и представляющего собой с этой точки зрения художественную форму.
Задание 42. 1) образ художественный 2) знак 3) символ
а) Материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, действие), выступающий в познании и общении людей в качестве представителя некоторого предмета или предметов, свойства или отношения предметов и используемый для приобретения, хранения, преобразования и передачи сообщений (информации, знаний> или компонентов сообщений какого-либо рода.
б) Универсальная категория искусства и культуры в целом, соотносимая с категориями художественного образа, с одной стороны, и знака – с другой.
Образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа.
в) Это особая, присущая только искусству форма обобщения действительности, постигающая сущность явлений в свете эстетического идеала и выражающаяся в индивидуальной конкретно-чувственной форме.
а) Субъект речи и носитель точки зрения в литературном произведении;
четко дистанцированный от автора и пространственно, и стилистически; а именно – связанный с определенной социально-культурной и языковой средой, с позиций которой он и изображает других персонажей.
б) Тип субъекта речи и изображения в литературном произведении, который либо отмечен внешним сходством с автором как биографической личностью (писателем), т.е. является его автопортретом, либо обладает признаками внутренней (духовной) близости к писателю, т.е.выражает его жизненную (творческую, идеологическую, этическую) позицию.
в) Тот, кто сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутренне состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам и т.п.), не будучи при этом ни участником событий, ни объектом изображения для кого-либо из персонажей.
г) Носитель концепции, выражением которой является все произведение в целом.
1) Концепированный читатель
2) Образ читателя
3) Воображаемый читатель
а) Духовная данность, элемент эстетической реальности.
б) Авторское представление об адресате, которое влияет на процесс создания произведения.
в) Субъект текста, создаваемый автором, подобно другим образам:
рассказчика, персонажа, одна из граней предметного мира произведения.
а) рассказчик. Понятие, которое носит сугубо Повествователь, формальный характер и категориальным образом противопоставляется понятию «конкретный», «реальный автор».
б) Повествовательная инстанция, не воплощенная в художественном тексте в виде персонажа-рассказчика и воссоздаваемая читателем в процессе чтения как подразумеваемый, имплицитный «образ автора».
в) Реципиент, выступающий в виде персонажа, например, калиф в «Тысяче и одной ночи», слушающий сказки Шахразады, зафиксированный в тексте в виде прямого обращения эксплицитного автора к своему читателю, — прием, наиболее часто встречающийся в просветительской литературе XVIII в.
(например, постоянные обращения к читателю в романе Филдинга «Том Джонс»).
г) Повествовательная инстанция, ответственная за установление той «абстрактной коммуникативной ситуации», в результате действия которой литературный текст (декодируется, расшифровывается, т. е. прочитывается читателем и превращается в художественное произведение.
д) термин нарратологии, означающий одну из повествовательных инстанций внутритекстовой коммуникации; разновидность внутреннего адресата, явного или подразумеваемого собеседника, к которому обращена речь рассказчика-нарратора; слушателя обращенного к нему рассказа, воспринимателя информации, сообщаемой повествователем.
а) Литература «второго» ряда, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от массовой литературы.
б) Художественное наследие мировой и отечественной культуры, обладающее непреходящей эстетической ценностью
в) Совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на не приобщенного к художественной культуре, невзыскательного читателя.
Задание 47. 1) Эпос 2) Лирика 3) Драма
а) Род литературы, основным содержанием которого является эстетическое освоение борьбы, столкновения между субъективной волей человека и объективным ходом жизни.
б) Род литературы, который эстетически осваивает мир как объективную данность, стремится постигнуть жизнь человека в ее органической связи с объективными процессами и законами бытия.
в) Род литературы, основным содержание которого является эстетическое освоение внутренней, субъективной, душевной жизни человека.
Задание 48. 1) Жанр 2) Стиль 3) Метод 4) Модусы художественности
а) Система основных принципов художественного освоения действительности (принцип творческого претворения, принцип эстетической оценки, принцип художественного обобщения).
б) Типы художественной целостности, служащие базовыми стратегиями художественного завершения. Имеют трансисторический характер повторяющихся, типологически продуктивных модификаций художественности.
в) Система элементов художественной формы, придающая произведению искусства выраженный, эмоционально наполненный, эстетический облик и раскрывающая его экспрессивно-оценочный смысл.
г) Тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в целостный образ мира, являющийся носителем определенной эстетической концепции действительности.
а) Жанр, принадлежащий к большой эпической форме, не имеющий канона.
б) Одна их жанровых разновидностей средней эпической формы, которую отличает система константных структурных признаков: доминирование циклической сюжетной схемы, нерефлектируемый характер «события самого рассказывания», серьезность, неравноценность изображенного мира действительности автора и читателя и в то же время потенциальная близость кругозоров действующего лица и повествователя.
в) Древнейший вариант большой эпической формы, источником которого служит национальное предание.
г) Малая эпическая форма, неканонический жанр относительно позднего происхождения, явившийся одним из порождений «романизации» литературы.
1) Лирический субъект
2) Лирический герой
4) Герой ролевой лирики
а) Носитель речи, который имеет грамматически выраженное лицо и присутствует в тексте как «я» или «мы», но при этом «не является объектом для себя.
б) Не только субъекта-в-себе, но и субъект-для-себя, не образ-характер, а образ-личность.
в) Субъект лирического переживания, которому принадлежит высказывание и который открыто выступает в качестве «другого» по отношению к автору.
г) Носитель речи, а также основной (объемлющей) точки зрения на мир и оценки в лирическом художественном произведении.
Задание 51. 1) Роль 2) Амплуа 3) Драматический характер
а) Не совпадает с сюжетом до конца и предполагает возможность расхождения между позицией и ролью персонажа.
б) Готовый, традиционный «образ поведения», «застывший характер».
в) «Маски-характеры», предполагающие совпадение действия (поступка) и внутреннего наполнения персонажа.
Задание 52. 1) Комедия 2) Трагедия 3) Трагикомедия 4) Драма как жанр
а) Действие развивается на основе конфликта, имеющего неразрешимый характер. Под неразрешимостью конфликта понимается невозможность его благополучного разрешения — оно непременно связано с жертвами, с гибелью тех или иных бесспорных гуманистических ценностей.
б) Жанр драмы, выстраивающий модель мира, где трагическое начало сплетено с комическим, причем жанровая двойственность пронизывает все уровни структуры.
в) Один из двух основных жанров драмы, представляющий смеховую сторону «серьезного» мира и имеющий целью «поучать, развлекая».
г) Тип драматического произведения, стремящийся примирить крайности трагедии и комедии, сосредоточившись на изображении частной жизни т. н.
Задания на установление правильной последовательности Задание 53.
Установите последовательность возникновения образных языков лирики:
Определите последовательность типов поэтики:
1) поэтика модальности
2) поэтика синкретизма
3) эйдетическая поэтика
Расположите виды словесных образов по уровням художественного текста:
1) предметные образы (деталь, подробность, интерьер, пейзаж);
2) фонические и ритмические образы (аллитерации, ассонансы, анафоры и т.п.);
3) характер (образ-персонаж);
4) произведение как «образ мира»;
5) лексические образы (слово-образ);
Расположите концепции, обосновывающие принципы разделения литературы на роды, в хронологическом порядка:
1. Концепция Гегеля.
2. Концепция Кроче.
3. Концепция Штайгера.
4. Концепция Аристотеля.
Расположите литературоведческие школы в хронологической последовательности:
1. Культурно-историческая школа
2. Формальная школа
3. Сравнительно-исторический метод
4. Структурализм Задание 59.
Расположите в хронологической последовательности три теории драмы:
1. Теория драматического слова.
2. Теорию драмы как произведения, создающего особого рода переживание события и судьбы героя читателем-зрителем.
3. Теория драматического действия.
Расположите в хронологической последовательности три теории лирики:
Понимание лирики как рода литературы, отличающегося 1.
специфическим типом субъектной архитектоники.
Теория лирики как литературного рода, характеризующегося 2.
содержательно-структурным принципом «субъективности».
3. Теория лирики как одной из простых исполнительских форм – пения.
Расположите в хронологической последовательности формы отношения субъектов в лирике 1. «Нераздельность и неслиянность» автора и героя.
2. Дополнительность автора и героя.
3. Субъектный синкретизм.
Расположите следующие трактаты в хронологической последовательности
1. Г.Э.Лессинг «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии».
2. Н.Буало «Поэтическое искусство».
3. И.Г.Гердер «Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусства, по данным новейших исследований.
4. И. Кант «Критика способности суждения».
5. Ф. Шеллинг «Философия искусства».
6. Гегель «Лекции по эстетике».
63. Вставьте в открытое поле недостающую часть утверждения:
Вставьте в открытое поле недостающую часть утверждения Менее всего похожа на стройную и законченную теоретическую систему с четкими категориями и понятиями эстетика …
64. Духовная данность, сопоставимая с идеальным (концепированным) автором – это…
65. Отсылка к другому художественному тексту, историческому, бытовому, биографическому или литературному факту, хорошо известному, по мнению автора, читателю. А., как и цитата, обогащает авторский текст смыслами текста-источника, но, в отличие от цитаты, она лишь намекает на источник, тогда как цитата представляет собой более или менее точный его фрагмент – это…
66. Один из древнейших жанров дидактической литературы; короткий сюжетно законченный рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл; чаще всего – иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу – это…
67. К литературе «второго» ряда, но в то же время имеющей неоспоримые достоинства и принципиально отличающейся от массовой литературы относится …
68. К большим формам эпики относятся…
69. Теория интерпретации текста и наука о понимании смысла – это… 70 Свою деятельность … начали с ниспровержения рационалистической эстетики классицизма. … разрушили устоявшиеся каноны классицизма в искусстве, которые казались им неестественными, сковывающими творческое воображение художника. … выступили против резкого разграничения высокого и низкого стилей, против драматургического правила «трех единств», против торжества рассудка и здравого смысла над чувством и воображением.
Требование свободы в воспроизведении настоящей, непредвиденно развивающейся жизни присутствует почти во всех романтических манифестах …
71. Тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в целостный образ мира – это…
72. Термин герменевтики, способ реализации понимания – это…
73. Свойство, которое приобретают два и более текста, связанные друг с другом через механизм цитации, – это…
74. Одно из центральных понятий эстетики, служащее для обозначения эффекта художественного удовлетворения как результата восприятия произведения искусства – это…
75. Исторический подход к воссозданию действительности связан с требованием национальной самобытности искусства. В своих произведениях писатели стремились воспроизводить не только внешние приметы национальной жизни, так называемый «местный колорит», но и «дух времени»
— дух различных эпох и национальных культур, под которым понимались особенности национального уклада, верований, обрядов, понятий и поведения людей. Этот принцип характерен для творчества….
76. Расположение и соотнесенность компонентов художественной формы; последовательность введения изображаемого в текст – это… 77. …– понятие, используемое в сравнительном литературоведении для обозначения различных форм восприятия инонациональных литературных явлений и процессов.
79. … – носитель речи, а также основной (объемлющей) точки зрения на мир и оценки в лирическом художественном произведении.
80. Крупные фазы художественного развития характеризуют….
81. Категория античной эстетики, используемая для характеристики основного принципа творческой деятельности художника – это…
82. Полуфольклорный, полулитературный жанра, древнейший вариант большой эпической формы, источником которого служит национальное предание – это… 83. … – такое отношение, в котором раскрывается первоначальное единство, саморазвивающееся обособление и глубинная неделимость многих разных целых
84. Временные и пространственные представления, запечатленные в искусстве и составляющие единство – это… 85. … – сходные явления и процессы в разных литературах, возникшие независимо от контактов и являющиеся результатом сходных стадий общественно-исторического, культурного развития народов либо универсальных закономерностей человеческого сознания.
86. … – это система элементов художественной формы, придающая произведению искусства выраженный, эмоционально наполненный, эстетический облик и раскрывающая его экспрессивно-оценочный смысл.
87. … – универсальная категория искусства и культуры в целом, соотносимая с категориями художественного образа, с одной стороны, и знака – с другой.
88. Одна из трех (иногда – большего числа) групп литературных произведений, а именно жанров, которые выделяются на основе взаимосвязанных и устойчивых, повторяющихся структурных особенностей основных аспектов художественного целого – это…
89. Учение о художественном восприятии литературного произведения как о диалогическом взаимодействии произведения и читателя – это…
90. Основной (как и повествователь) субъект речи и носитель точки зрения в литературном произведении; но – в отличие от повествователя – объективированный, четко дистанцированный от автора и пространственно, и стилистически; а именно – связанный с определенной социально-культурной и языковой средой, с позиций которой он и изображает других персонажей. Это – …
1. — 2; 2. -1; 3. — 2; 4. — 3; 5. — 3; 6. — 3; 7. — 1; 8. — 3; 9. — 3; 10. — 3; 11. — 1; 12.
85. Типологические схождения.
89. Рецептивная эстетика.
«Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. №3 (35) УДК 81’371 DOI 10.17223/19986645/35/7 Е.В. Рахилина СТИЛИСТИЧЕСКИ МАРКИРОВАННЫЕ ГЛАГОЛЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: СОВАТЬ – СУНУТЬ В статье подробно рассматриваются глаголы русского языка «совать – сунуть» и их производные (словообразовательные и семантические). Автор исследует, «вычислима» ли особенная стилистика глагола «сунуть» из его семантики, в какой степени стилистические особенности этого глагола наследуются в процессе его. »
«Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова Факультет журналистики Кафедра Новых медиа и теории коммуникации УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой Новых медиа и теории коммуникации Засурский И. И. « » _ 2015 г. Проблемы межкультурной коммуникации иммигрантов в странах Франкофонии (по материалам онлайн версий газет Le Monde, Le Soir, La Tribune de Genve, Le Devoir) Научный руководитель: кандидат филологических наук, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации, доцент. »
«A C T A U N I V E R S I T AT I S L O D Z I E N S I S FOLIA LITTERARIA ROSSICA 8, 2015 НАТАЛЬЯ ВЕРШИНИНА Псковский государственный университет Филологический факультет Кафедра литературы 180000 Псков ул. Некрасова, 24 ПОЗИТИВИЗМ В КОНТЕКСТЕ 1850–1880-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. Н. ЯХОНТОВА) POSITIVISM IN THE CONTEXT OF THE 1850–1880S (ON THE EXAMPLE OF ALEKSANDR YAKHONTOV’S LITERARY AND SOCIAL ACTIVITIES) В статье впервые, с опорой на фундаментальное. »
«Ю. В. Доманский Русская рок поэзия: текст и контекст Intrada — Издательство Кулагиной. Москва Доманский Юрий Викторович. Русская рок-поэзия: текст и контекст. — М.: Intrada — Издательство Кулагиной, 2010. — 230 с. Научная редактура А.Н. Ярко В монографии русская рок-поэзия рассматривается в нескольких филологических аспектах: от сугубо текстуальных и контекстуальных, связанных с традициями русской литературы (Пушкин, Чехов, Блок, Вен. Ерофеев, Высоцкий), и до аспектов, порождённых спецификой. »
«Книга посвящена двум замечательным индонезистам, этнографу Е. В. Ревуненковой (МАЭ РАН) и филологу А. К. Оглоблину (Восточный факультет СПбГУ). Со времени окончания отделения индонезийской филологии наши юбиляры являются крупнейшими фигурами в индонезиеведении. Они щедро делятся с многочисленными учениками и коллегами прекрасным знанием индонезийского языка, тонким пониманием древней и современной культуры Нусантары, своими изысканиями в теоретической антропологии и лингвистике. Е. В. »
«Б. В. Варнеке СТАРЫЕ ФИЛОЛОГИ1 На старости я сызнова живу. Минувшее проходит предо мною – Давно ль оно неслось? Пимен у Пушкина2 а седьмом десятке3 самое подходящее занятие – подводить итоги уходящей Н жизни. Занимаясь этим и в бессонные ночи, и днем, греясь на солнце, постоянно прихожу к выводу, что должен считать себя очень счастливым человеком: не потому, чтобы судьба избавила от ударов и испытаний, – наоборот, я перенес их немало, – а потому, что мне выпало на долю великое и редкое счастье. »
«ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2009 Филология №2(6) ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ УДК 81:378.4(571.16) Л.Т. Леушина, С.Ф. Фоминых КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ В ТОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ФИЛОЛОГИ-КЛАССИКИ Рассматривается влияние санкт-петербургской школы филологов-классиков на становление и развитие классической филологии в Томске. Ключевые слова: классическая филология, Античность, культура, литература, латынь, древнегреческий. »
«Приложение №1 к приказу № от.2014г. Список учебников, утвержденных на 2014-2015 учебный год № п/п Наименование Название, автор, место издания, издательство, год издания образовательной печатного и (или) электронного издания* услуги с указанием предмета, курса, дисциплины (модуля) (в соответствии с учебным планом) Начальное общее образование ФГОС Климанова, Л.Ф. Макеева С.Г.Русский язык 1 класс[текст].М: Русский язык Просвещение,2011 1 класс «Перспектива» CDдиск Электронное приложение к. »
«АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Концепция преподавания литературы на филологических факультетах педагогических вузов в новых образовательных условиях При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 25.07.2014 № 243-рп и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание» России Москва, 2015 ББК 74.268.0 К64 Разработано Ассоциацией. »
«Язык вражды в СМИ и Интернете Доклад представляет результаты контент анализа газет и он-лайн медиа Кыргызской Республики в 2013 году на предмет наличия в них конфликтогенных стереотипов и ксенофобии. Школа0 О составителях: Исследование подготовлено группой экспертов Школы миротворчества и медиатехнологий в ЦА, в которую входят специалисты в области медиа, конфликтологии, филологии.Под редакцией: И.Сикорской, директора проекта Школы миротворчества и медиатехнологий в ЦА С.Гафаровой, руководителя. »
«УДК 800 ДВУЯЗЫЧИЕ: ЯЗЫК КАК ДОСТОЯНИЕ СОЦИУМА © 2010 Н. А. Забелина канд. пед. наук, доцент каф. английской филологии e-mail: nadz@bk.ru Курский государственный университет В статье представлен анализ основных лингвистических исследований современной языковой политики и языковой ситуации в мире. Рассматриваются понятия «государственный язык», «официальный язык», «родной язык» и «иностранный язык». В ходе проведенного анализа подтверждается, что двуязычие/многоязычие стало неотъемлемой. »
«Интервью с Ольгой Александровной ВОЛКОВОЙ «МНЕ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО С ЛЮДЬМИ, С КОТОРЫМИ Я ВСТРЕЧАЛАСЬ ПО МЕРЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ.» Волкова О. А. – окончила филологический факультет (1994) и психологический факультет (1996) Балашовского педагогического института; доктор социологических наук (2007 г.); профессор кафедры социальной работы (СГУ), заведующая кафедрой социальной работы (БелГУ). Основные области исследования: теория и методология социологии, профессиональная идентичность, социология. »
«НаучНый диалог. 2015 Выпуск № 3 (39) / 2015 Гинич Е. Сегментный фонетический материал в учебниках русского языка для восьмилетних школ Сербии / Е. Гинич // Научный диалог. — 2015. — №3 (39). — С. 46—62. УДК 811.161.1’342.42:373.1(=163.41) Сегментный фонетический материал в учебниках русского языка для восьмилетних школ Сербии © Гинич Eлена (2015), доктор филологических наук, доцент кафедры славистики филологического факультета, Белградский государственный университет (Белград, Сербия). »
«Смирнов Марк. Последний Соловьев. 83 МОНОГРАФИЯ В ЖУРНАЛЕ Марк Смирнов ПОСЛЕДНИЙ СОЛОВЬЕВ* Жизнь и творчество поэта и священника Сергея Соловьева (1885–1942) ОТ АВТОРА «Книги имеют свою судьбу» – гласит латинское изречение. О судьбе героя этой книги – поэта и священника Сергея Соловьева – читатель узнает из дальнейшего повествования. О судьбе самой книги, точнее, о том, как и почему она была написана, мне хочется рассказать в настоящем предисловии. В 1970-х годах, когда я учился в Ленинградской. »
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИМО СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ № 36 (51) Издательство «МГИМО-Университет» ББК 81. Ф5 Печатается по решению Ученого совета Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России Редакционная коллегия: к. п. н., проф. Г. И. Гладков (отв. ред.) д. ф. н., проф. Л. Г. Веденина к. ф. н., Е. Л. Гладкова к. ф. н., С. В. Евтеев д. ф. н., проф. В. А. Иовенко к. ф. »
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» ИОНЦ «Русский язык» филологический факультет кафедра современного русского языка Актуальные проблемы семантики и ее представления в словарях Этап I. Семантика Хрестоматия Подпись руководителя ИОНЦ Дата Екатеринбург ХРЕСТОМАТИЯ ПО СЕМАНТИКЕ Раздел I. Семантика как лингвистическая дисциплина. Апресян Ю.Д. Языковой знак и. »
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИМО СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ № 48 (63) Издательство «МГИМО-Университет» ББК 81.2 Ф5 Печатается по решению Ученого совета Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России Редакционная коллегия: к. п. н., проф. Г. И. Гладков (отв. ред.) д. ф. н., проф. Л. Г. Веденина к. ф. н., Е. Л. Гладкова к. ф. н., С. В. Евтеев д. ф. н., проф. В. А. Иовенко к. ф. »
«Министерство образования и науки Республики Таджикистан Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова Комилов Каримбой Исломович Независимые информагентства в условиях информационного противоборства (на примере материалов таджикского информагентства «AsiaPlus» и российского регионального информагентства «Фергана») специальность 10.01.10 журналистика диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук Научный руководитель: доктор филологических наук. »
«Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения Двенадцатый межвузовский семинар по лингвострановедению 9-10 июня Часть I Языки в аспекте лингвострановедения МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения Двенадцатый межвузовский семинар по лингвострановедению (Москва, 9-10 июня 2014 г.) Сборник научных статей В двух частях Часть I Языки в аспекте лингвострановедения Издательство. »
«Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2003. Вып. 25. — 200 с. ISBN 5-317-00843-3 ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО Эталонность в сопоставительной семантике1 © доктор филологических наук С. Г. Воркачев, 2003 Все познается в сравнении – этот тип «логической рефлексии» (И. Кант), посредством которой на основе некоторого признака устанавливается тождество или различие объектов путем их попарного сопоставления, наряду с дедукцией, индукцией и аналогией. »
Источник