Схема и план магазина: как правильно сделать планировку торгового зала — виды планировочных решений
Разработка схемы планировки торгового зала магазина — это важный этап при организации процесса торговли. Правильно спланированное помещение может стать эффективным инструментом продаж. Именно поэтому подбирать оптимальные варианты необходимо на начальном этапе. В этой статье мы рассмотрим базовые планировки, а также расскажем о методах и правилах устройства магазина, которые помогут вам стимулировать покупателей приобретать продукцию.
Чтобы создать привлекательные условия для потребителей, недостаточно просто расставить оборудование и товар под стенками здания. Здесь важно применить комплексный подход, который будет учитывать множество значимых аспектов, в числе которых:
- ориентация на определенную целевую аудиторию;
- оформление помещения, с точки зрения дизайна;
- концептуальные задачи магазина;
- дополнительные маркетинговые мероприятия, стимулирующие сбыт продукции.
Итоговый результат планирования складывается из того, каковы масштабы предполагаемого предприятия, формат, отличительные черты, принадлежит ли он к единой сети таких же магазинов или является одиночной структурой. Например, в сетевых корпорациях («Магнит», «Ашан», «Метро») существуют единые стандарты, которые вырабатываются в соответствии с ассортиментом, а также способами реализации продаж. Процесс планировки залов для сетей технологически однотипен, поэтому такие точки сильно похожи.
Этап планирования торговой площади
Этот шаг является не менее важным, чем процесс возведения самого здания, ведь от того, как все спроектировано и технологически организовано, будет зависеть итоговые доходы.
Для начала определим, что такое торговый зал. Так называют общее пространство магазина, где размещается продукция для осуществления продаж.
При разработке плана устройства необходимо учитывать некоторые правила:
- Передвижение потока посетителей в процессе работы магазина важно продумать и организовать самые оптимальные условия.
- Входная часть в здание и в отделы, а также техническое обеспечение и стеллажей удобно расположены.
- Рабочее пространство зала следует использовать максимально эффективно, не заставляя при этом лишними предметами, но и не оставляя «мертвых зон».
- Продукция на стеллажах, витринах и других конструктивных элементах размещается таким образом, чтобы был хороший обзор для посетителя.
- Следует создать комфортные условия для удобства поддержания чистоты и соблюдения санитарных требований.
Существуют так называемые оптимальные пропорции помещений, при которых создается достаточный объем пространства для организации торговли в формате самообслуживания — 1:1 и 1:3.
Если площадка находится в отдельном здании, то пропорциональное соотношение считается приближенным к идеальному, так как квадратная форма — самая эффективная и соответствует всем выше приведенным пунктам. Обратная ситуация происходит, когда помещение не квадратное, а прямоугольное или вытянутое (пропорция более, чем 1:10). Такое пространство зачастую весьма сложно организовать, для покупателей оно является неудобным.
Принципы планировки магазина
Исследователи заявляют, что более 60% потребителей, которые оказываются в закрытом помещении, двигаются в нем справа налево, то есть против часовой стрелки. Именно на этот фактор следует ориентироваться при планировании входа и выхода. Логичнее будет входить в здание справа, а выходить — слева. Точно так же необходимо размещать и полки. Важно помнить, что большинство покупателей полностью обходят все точки продаж, однако до внутренних рядов доходят лишь 40% от общей массы.
Поэтому востребованную продукцию лучше размещать вдоль передней правой стены. Такой тип планировки магазина максимально выгоден — основной поток людей точно заметит продукт на этой позиции.
Важно также упомянуть о правиле золотого треугольника — площадь, расположенная между входом, кассой и самым востребованным продуктом в ассортименте, его следует располагать внутри этой фигуры с тремя углами.
Проект помещения должен создавать возможности быстрого и свободного доступа к товару, так как это повышает товарооборот более чем на 50%. Потребители не должны мешать друг другу, при этом в хорошо спланированном зале им удобно выбирать продукцию сколько угодно времени, не отвлекаясь на посторонние вмешательства других людей в этот процесс.
Современные технологии хронометрического фотомоделирования потоков позволяют анализировать пространство и выявлять зоны высокой плотности. Эта информация помогает ориентироваться в том, насколько правильно выстроены раскладки, учитывают ли они потоковое движение и его влияние на товарооборот.
Для удобства и упрощения рабочих процессов можно использовать также специальное оборудование и ПО, например, «Магазин 15». Софт позволяет осуществлять сбор штрихкодов с возможностью ввода количества, при этом результат сразу загружается в систему. Также с этим программным обеспечением легко узнавать информацию о том или ином продукте (наименование, артикул и другие параметры). При этом ТСД работает полностью онлайн.
При создании плана торговых залов и других помещений магазина, помните, что для покупателей огромное значение имеет то, как расположен товар, удобно ли его искать, как все скомпоновано и т.д. Именно поэтому планировать все следует в соответствии с определенными принципами:
- минимизация «мертвых зон»;
- увеличение количества витрин, стеллажей и других конструкций, где осуществляется основная покупательская активность;
- регулирование потока;
- рациональное использование всего пространства.
Факторы, влияющие на приведенные показатели:
- Подсобные и торговые помещения не должны быть связаны друг с другом.
- Склады соединяются с погрузочно-разгрузочными участками.
- Складские помещения — непроходная область, которая оптимально оборудована и совмещена с зоной обработки.
- Магазин должен быть спланирован таким образом, чтобы позволять покупателям находить и брать любую продукцию в ассортименте легко и быстро. Например, статистически подтверждено, что товарооборот повышается более, чем на 70% при свободном доступе к товарам, а плохой обзор уменьшает этот показатель в два раза. Беспрепятственность обеспечивает возможность совершать импульсивные покупки, тем самым стимулируя продажи.
- Ассортимент товара, а также его свойства должны быть максимально доступны и понятны для покупателей. Для этого используется специальное освещение, определенные конструкции, специфическое расположение и т. д. Важно функционально отделять некоторые зоны, например, новинки или дорогие вещи.
- Следует помнить, что проект должен создавать так, чтобы защищать представленную продукцию от порчи и краж.
Источник
Дизайн продуктового магазина
Создать неповторимый дизайн в небольшом продуктовом магазине конечно гораздо легче, нежели в сетевом супермаркете. Преимущество этих магазинчиков неоспоримо. Сюда покупатели приходят не только за продуктами, а зачастую пообщаться как в старые добрые времена, приятно провести время и выбрать что – то себе по душе.
В настоящее время большинство продуктовых магазинов формата «у дома» не отличается оригинальностью: стандартно окрашенные стены, вывески, разграничивающие товары, пестрые рекламные баннеры, указывающие на акционную продукцию. А между тем, оригинальная подача вашего магазина способна в несколько раз увеличить его посещаемость и объемы продаж.
Удачный дизайн магазина – это не только красивые стены и яркая вывеска. Грамотно продуманная планировка и зонирование – залог успеха!
Для начала вам необходимо решить будет ваш магазин минимаркетом, в котором посетители самостоятельно набирают продукты и для оплаты им остается лишь подойти на кассу, либо это будет магазинчик с закрытой выкладкой, где обслуживание покупателей — прямая обязанность продавца. Второй вариант не очень подходит для магазинов с большой проходимостью.
Тип магазина – это первое, что необходимо учесть, продумывая планировку помещения.
Если это минимаркет, то у входа обязательно необходима организация зоны для тележек и корзинок, а кассы должны перерывать поток посетителей.
В магазинах с закрытой выкладкой прилавки принято располагать по периметру. Здесь главное руководствоваться принципом – грамотная организация торгового зала позволит вам увеличить продажи. Торговая площадь должна быть продумана таким образом, чтобы потоки посетителей невольно направлялись в акцентные зоны.
Дизайн проект необходимо основывать на следующих принципах:
- максимальная функциональность каждого метра торговой площади;
- отсутствие «тупиковых» или «мертвых» зон;
- поток покупателей должен беспрепятственно, непрерывно циркулировать. Для этого прилавки, расположенные в центре зала, должны быть оснащены сквозными проходами. Такая планировка способствует просмотру большего ассортимента товаров, а следовательно возрастает вероятность спонтанной покупки.
Необходимо максимально расширить зоны, на которых представлены актуальные товары.
Склад наоборот не должен быть сквозным, а зону разгрузки рекомендуется обустраивать в смежном с ним помещением.
Для более быстрой доставки свежих товаров в торговый зал необходимо предусмотреть рядом с ним место для обработки продукции.
Стили оформления продуктовых магазинов схожи со стилями оформления жилых помещений.
Деревенский стиль
Одно из самых наилучших решений для магазинов, реализующих фермерскую продукцию.
Отделка магазина выполняется из дерева, в качестве декора используются различные ассоциирующиеся с деревенским укладом предметы: бочки, телеги, кадушки, плетеные корзины, мешковина, украшения из соломы.
Помимо декоративной функции, этим предметам интерьера можно придать практический смысл. Например, телега может быть использована в качестве витрины, возле кадушек расположить консервацию, а на бочонках выставить различные вина.
Продуктовый магазин в деревенском стиле
Продуктовый магазин в деревенском стиле
Экостиль
Отделка помещения выполняется натуральными материалами или их высококачественной имитацией. В качестве отделочных материалов можно использовать: дерево, пластик, металл, стекло.
При оформлении торгового зала необходимо руководствоваться принципами минимализма.
Обязательным элементом декора являются живые неприхотливые растения, которые лаконично гармонируют с общим фоном: рожь, пшеница, ростки овса.
Продуктовый магазин в экостиле
Продуктовый магазин в экостиле
Прованс
Бюджетная вариация национального деревенского стиля. Так как прованс не приветствует использование дорогостоящих материалов, вы можете значительно сэкономить на отделке.
Интерьер вашего магазина выдержанного в стиле прованс должен быть пропитан атмосферой пригорода Парижа.
В цветовой гамме превалируют розовые, желтые, серые и белые цвета.
Поверхности могут быть задекорированы с использованием цветочного орнамента.
Покупателя не будет покидать ощущение, что он зашел в небольшую французскую лавку.
Продуктовый магазин в стиле прованс
Продуктовый магазин в стиле прованс
Отличный вариант для просторных торговых помещений. Стиль способен подчеркнуть оригинальность вашего магазина и сделать его узнаваемым среди соседних однообразных торговых точек.
В отделке особой внимание уделяется фактурной штукатурке, стеклу, камню и кирпичу.
Освещение организовывается при помощи низко свисающих ламп.
Прилавки должны быть выполнены из металла, в качестве материала для полок допустимо дерево.
Продуктовый магазин в стиле лофт
Продуктовый магазин в стиле лофт
Цветовая гамма в оформлении магазина продуктов
Различные цветовые оттенки по-разному воспринимаются покупателями, подобрав правильную цветовую гамму, вы можете манипулировать посетителями.
Например, красный цвет, несмотря на свою агрессивность, остается одной из движущих сил торговли. Этот цвет побуждает покупателя к действию, оказывает сильное влияние на его эмоциональный фон.
Однако полностью выполнять помещение в этой цветовой гамме не рекомендуется, он хорош для расставления акцентов.
Фиолетовый цвет является пиком современных дизайнерских решений в интерьере. Он менее агрессивен нежели красный, но также побуждающе воздействует на сознание потребителя.
В розовом цвете рекомендуется оформлять прилавки, на которых располагаются товары, доставляющие удовольствие прекрасной половине человечества, например сладости.
Символизирующий стабильность синий цвет больше подходит для магазинов с просторными торговыми площадями.
Этот цвет любим многими, поэтому он не несет в себе негативной окраски.
Немного сложнее обстоят дела с оранжевым цветом. Его необходимо использовать очень аккуратно.
Природный зеленый относится к нейтральным оттенкам.
Коричневый цвет символизирует надежность и стабильность. В совокупности с зеленым они идеально подходят для оформления магазина в деревенском стиле.
Благодаря тому, что желтый цвет вызывает ассоциации со счастьем и радостью, он способен на интуитивном уровне подтолкнуть посетителя к совершению покупок.
Какой бы стиль оформления интерьера магазина вы не выбрали, соблюдайте одно главное правило: оформление помещения должно соответствовать ассортименту реализуемого в нем товара и ни в коем случае не отвлекать внимание посетителя от предлагаемой продукции.
Источник