- Длинные стены
- Связанные понятия
- Упоминания в литературе
- Связанные понятия (продолжение)
- Длинные стены
- Содержание
- Афинские длинные стены
- Мегарские длинные стены
- Примечания
- Литература
- Смотреть что такое «Длинные стены» в других словарях:
- Афины
- Керамик
- Гробница Периболос
- Длинные стены Афин
- Как древние греки решали «квартирный вопрос».Тридцать тиранов в Афинах (2 статьи)
- Помещения древнегреческого дома
- Домашний уют по-древнегречески
- Жилищный вопрос и аренда
- Тридцать тиранов в Афинах
Длинные стены
- Длинные стены (др.-греч. Μακρά Τείχη) — в Древней Греции фортификационные сооружения, соединявшие город, расположенный на расстоянии от моря, с его портом, или портами. Благодаря этому горожане могли выдерживать длительные осады с суши, имея возможность поставлять продовольствие и другие товары морем.
Коринф соединялся длинными стенами с Лехеоном (или Лехе), Афины — с Пиреем и Фалероном. Мегарцы, с помощью афинян, построили стены между Мегарами и Нисеей, аргивяне — между Аргосом и Темением. Собственные «длинные стены» были также в Патры и Миляс. В трудах Прокопия Кесарийского упоминаются Длинные стены на Херсонесе Фракийском. Самыми известными «Длинными стенами» являются афинские.
Связанные понятия
Родос — один из центров эгейской культуры. В VII—VIII веках до н. э. выходцы с острова Родос участвовали в колонизации Сицилии, Северной Африки и других территорий. Во время греко-персидских войн Родос захватила Персия. В 44 году н. э. Родос был завоеван Римом. В IV—XIII веках принадлежал Византии, в XIV века островом овладели рыцари-госпитальеры, выстроившие здесь свою главную цитадель — Родосскую крепость.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Во время Иллирийских войн 229 до н. э. — 228 до н. э. и 220 до н. э. — 219 до н. э., Рим захватил иллирийские поселения в долине Неретвы и уничтожил пиратство на Адриатике, мешавшее римской торговле. Было проведено две военных кампании: первая — против царицы Тевты, вторая — против Деметрия Фаросского.
История военного дела у иллирийцев начинается в начале II тысячелетия до н. э. и заканчивается в I веке н. э., разворачиваясь на территории Иллирии и Южной Италии, где процветала цивилизация япигов.
Ливийская война (греч. Λιβυκὸν πόλεμον; также Наёмническая война или Непримиримая война) велась в Карфагене в 240—238 годах до н. э. и представляла собой борьбу карфагенских властей с собственным взбунтовавшимся наёмным войском и примкнувшими к нему ливийцами.
Источник
Длинные стены
Длинные стены (др.-греч. Μακρά Τείχη ) — в Древней Греции фортификационные сооружения, соединявшие город, расположенный на расстоянии от моря, с его портом, или портами. Благодаря этому горожане могли выдерживать длительные осады с суши, имея возможность поставлять продовольствие и другие товары морем.
Коринф соединялся длинными стенами с Лехеоном (или Лехе), Афины — с Пиреем и Фалероном. Мегарцы, с помощью афинян, построили стены между Мегарами и Нисеей, аргивяне — между Аргосом и Темением. Собственные «длинные стены» были также в Патры и Милас. Самыми известными «длинными стенами» считались афинские.
Содержание
Афинские длинные стены
В Древних Афинах строительство грандиозных стен вокруг собственно города и морского порта в Пирее по совету Фемистокла начали в 460 г. до н. э, во времена правления Кимона, после нашествия персов под предводительством Ксеркса [1] . В случае осады длинные стены могли не дать врагу отрезать Афины от морских поставок и превращали город в неприступную крепость.
Спартанцы были озабочены строительством подобных сооружений, поскольку считали, что афиняне готовятся к войне. В 431 г. до н. э демократическая группировка Керкиры (колония Коринфа) обратилась за помощью к Афинам, чтобы прийти к власти. Это вызвало гнев Коринфа. Будучи союзником Спарты, Коринф настоял на войне с Афинами. Спартанцы, поддержанные членами Пелопоннесского союза, объявили войну афинянам и другим членам Делосского союза, и в тот же год мощное спартанское войско вторглось в Аттику.
Афинские длинные стены были впервые разрушены после поражения афинян в Пелопоннесской войне около 404 г. до н. э. Установленный спартанцами в Афинах олигархический режим «тирании тридцати» в 403 г. до н. э. был свергнут демократами, возглавляемыми Фрасибулом. Афины умело использовали противоречия, возникшие между Спартой и Персией, а стараниями стратега Конона Афины снова получили возможность создать собственный флот. Разрушенные длинные стены были восстановлены [2] .
Окончательно длинные стены в Афинах разрушил в 86 г. до н. э. римский полководец Луций Корнелий Сулла. Доныне сохранились лишь фрагменты.
Мегарские длинные стены
В Мегарах длинные стены начали строить вскоре после 460 г. до н.э., когда город вышел из состава Пелопоннесского союза и обратился за помощью к афинянам. Собственно и самим строительством занимались афиняне. Стены выдержали многолетнюю осаду во время войны с Коринфом и Спартой, однако для самих горожан стали своеобразным символом афинской оккупации. Тем более, что после разрыва отношений с Афинами их гарнизон задержался в Нисе и оставил её только после заключения 30-летнего мира (446 г. до н.э.).
С началом Пелопоннесской войны (431 г. до н.э.) стены защищали мегарян уже от самих афинян. И хотя те сами их строили, взять штурмом творение своих рук не смогли. Лишь в 424 году до н.э. результате заговора афинский отряд попал внутрь — но лишь потому, что ему открыли ворота. После этого стены были разрушены местными жителями с помощью спартанцев.
В 340 г. до н.э, остерегаясь Филиппа Македонского, который в то время находился с войском в Фокиде, мегарцы вновь обратились за помощью к афинянам. Те прислали отряд под предводительством Фокиона, который помог восстановить длинные стены. В 307 до н.э. Деметрий Полиоркет взял Мегары штурмом и разрушил стены — теперь уже навсегда.
Примечания
Литература
- G.E.M. de Ste. Croix. The Origins of the Peloponnesian War. Duckworth and Co., 1972. ISBN 0-7156-0640-9
- Fine, John V. A. The Ancient Greeks: A Critical History. Harvard University Press, 1983. ISBN 0-674-03314-0
- Hornblower, Simon and Spawforth, Anthony ed. The Oxford Classical Dictionary. Oxford University Press, 2003. ISBN 0-19-866172-X
- Kagan, Donald. The Peloponnesian War. Penguin Books, 2003. ISBN 0-670-03211-5
- Kagan, Donald. The Outbreak of the Peloponnesian War. Cornell, 1969. ISBN 0-8014-9556-3
- Conwell, David H. Connecting a City to the Sea: The History of the Athenian Long Walls. Brill NV, 2008. ISBN 978-90-04-16232-7
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Длинные стены» в других словарях:
Длинные стены — три построен. после 461 до н.э. стены между Афинами с мор. портом Пиреем и селением Фалерон. Тем самым был создан укрепл. р н, в к ром могло найти убежище все население Аттики. В 404 Д. с. снесены; в 393 стены, соед. Афины и Пирей, были… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Длинные стены — три построенные после 461 до н. э. стены между Афинами с мор. портом Пиреем и селением Фалерон. Тем самым был создан укрепл. район, в котором могло найти убежище все население Аттики. В 404 Д. с. снесены; в 393 сгены, соединявшие Афины и… … Словарь античности
ДЛИННЫЕ СТЕНЫ, древние укрепления — В трудах средневековых авторов о Таврике (Крыме), в том числе в Истории войн Юстиниана , О постройках Юстиниана Прокопия Кесарийского (ок 500 позже 560 гг.) содержатся сведения о длинных стенах , построенных в Крыму. Многие современные… … Топонимический словарь Севастополя
Любительские пробеги на длинные и марафонские дистанции — Бег на марафонскую дистанцию один из наиболее популярных видов любительского спорта. Число участников крупнейших марафонов мира достигает 30 и более тысяч человек. Популярны любительские пробеги и на другие длинные дистанции 10 км, 20 км,… … Википедия
По центру юго-восточной стены через карниз Семерка (Семерка), 5Б (Кант) — Классический маршрут среди крымских пятерок. Разнообразное, средней сложности (для пятерок) лазание. Маршрут очень рельефный много выступов, перегибов, изменений направления движения; необходимы длинные оттяжки. Весь маршрут проходится свободным… … Энциклопедия туриста
3 сектор (левый край южной стены) — Сектор легко найти хоть на фотографии, хоть на стене. Если в районе столбика «4 км» поднять голову и посмотреть на стену, вы при любой сексуальной ориентации, заметите два огромных бастиона, внешне напоминающих бюст молодой девушки. Может… … Энциклопедия туриста
Аксу Северная по кулуару северной стены, 6А (Мошников, 84) — Считаем необходимым опровергнуть сложившееся мнение, как о самом опасном маршруте. При соблюдении правильного тактического варианта и выдерживании временного графика (выход ночью, прохождение ледовой сопли до 14 15 часов дня) он становится не… … Энциклопедия туриста
АТТИКА — • Attĭca, ή Άττική (от ακτή, вместо ακτική), называлась раньше также Άκτή, «прибрежная страна», а у поэтов Μοψοπία, или Ίωνία, или Ποσειδωνια и была важнейшей из 8 областей, составлявших собственную (среднюю) Элладу. Она имела форму … Реальный словарь классических древностей
Персия — (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора
Мегара — (правильнее Мегары, τά Μέγαρα) древнегреческий город, в юго западной части Мегариды, в 11/2 в. от берега Саронического залива. Город имел два акрополя, от стен которых видны еще небольшие остатки; один из них носил название Καρία и был основан,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Источник
Афины
Керамик
Некрополь древних Афин, вокруг которого селились гончары, отсюда и название – Керамик, был расположен за городскими стенами. Раскопки начались в 1870 г Греческим Археологическим обществом, а с 1913 г раскопки ведутся Немецким Археологическим институтом в Афинах. По данным историков, район использовался в качестве кладбища еще в 3 тысячелетии до н.э. Здесь можно увидеть остатки древних длинных стен Афин, отсюда же берут начало главные дороги античных Афин: в академию Платона, в Пирей, в Элевсин, есть также дорога под названием “улица гробниц” (street of thombs), вдоль которой состоятельные афиняне возводили монументальные погребальные стелы, устанавливали помпезные надгробия и величественные скульптуры.
Желтым цветом обозначены остатки длинных стен, красным цветом – полигональная стенка одной из гробниц в стиле Периболос.
Гробница Периболос
Гробницы в стиле peribolos (периболос), которые мы видим на Керамике представляют собой большую стену, выходящую на дорогу, позади которой насыпана земля, где и покоится усопший. Семья усопшего прикладывала большие усилия к постройке именно этой части периболоса, т.к. она единственная выходила на улицу и была видима прохожим. Как считается, похоронен в этой могиле был, скорее всего, один из афинских архонтов. Этим возможно и объясняются те усилия, которые были приложены к созданию полигональной кладки стены. Полигональная стенка имеет размеры 16 м в длину и 4 м в высоту, сделана она из известняка. Стена была сооружена между 338 и 317 гг. до н.э.
Стиль постройки стены полностью согласуется с техникой зодчих древних Афин: по бокам аккуратно уложены камни, а пространство между ними заполнялось забутовкой (землей, мелкими камнями, заливалось раствором). Вид сверху:
Однако расположение некоторых блоков практически один в один совпадает с полигональной кладкой в Алайджа Гуюк в Турции. Сравните к примеру следующие части стены (слева – Аладжа Хююк, Турция, справа – Керамик, Афины):
И тут уместно поставить вопрос о подражательстве…
Длинные стены Афин
Имеют полигональные признаки, но не более того. Общая длина около 6км, они окружали город и тянулись до порта в Пирее. Известно, что начали сооружаться в 460 году Фемистоклом в спешке. В случае осады длинные стены могли не дать врагу отрезать Афины от морских поставок и превращали город в неприступную крепость. Со временем достраивались и перестраивались несколько раз. Так впервые были разрушены после поражения афинян в Пелопоннесской войне около 404 г. до н. э. Окончательно длинные стены в Афинах разрушил в 86 г. до н. э. римский полководец Луций Корнелий Сулла. Доныне сохранились лишь фрагменты.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Как древние греки решали «квартирный вопрос».Тридцать тиранов в Афинах (2 статьи)
Помещения древнегреческого дома
Домашний уют по-древнегречески
Жилищный вопрос и аренда
Тридцать тиранов в Афинах
После поражения Афин в Пелопоннесской войне победители навязали побежденным правительство, призванное уничтожить демократию. Его лидер Критий пытался превратить Афины в подобие Спарты и развязал политику террора.
У многих из вас, вероятно, появилась мысль, что слишком много гибнет народу, — больше, чем это необходимо. Но примите во внимание то, что так бывает при государственных переворотах всегда и везде. (речь Крития в труде Ксенофонта «Греческая история»)
Будущий лидер Тридцати Критий был потомком аристократического рода Кодридов. Члены этого рода были известны своими талантами, любовью к философии и литературе, а также аристократизмом и (некоторые из них) враждебностью к демократии.
Своими предками Кодриды считали царей Пилоса из поколения героев — Нелея и Нестора. Другим славным предком, давшим имя роду, был легендарный царь Афин Кодр, пожертвовавший собой в войне с дорийцами.
Из рода Кодридов вышел законодатель Солон, с ними состоял в родстве тиран Писистрат. Потомком другой ветви этого рода был Критий, друживший с Анакреонтом и противодействовавший демократической политике Фемистокла. Его сын Каллесхр был одним из лидеров олигархического переворота в Афинах 411 года до н. э.
Еще один потомок этой семьи Хармид слушал лекции Сократа и увлекался философией. Платон сделал его героем своих диалогов. Мать самого Платона происходила из рода Кодридов.
Сын Каллесхра Критий продолжил дело отца. Как многие аристократы он, вероятно, получил домашнее образование у частных учителей. Позже он входил в круг молодых слушателей Сократа, затем — софиста Горгия. Платон писал о своем родственнике как о человеке, сведущем в философии. Критий писал элегии, трагедии и политические трактаты. Как многие аристократы, сын Каллесхра был «лаконофилом» — почитателем всего спартанского. Сохранились фрагменты его трактата «Лакедемонская полития», в которой он хвалит обычаи Спарты.
Античные авторы писали о нем, как о мыслителе, который «не уважал богов». Сохранился фрагмент драмы Крития «Сизиф», где излагается теория происхождения богов. Согласно ей, сначала люди придумали законы, чтобы карать открытые злодеяния. Потом некий мудрец придумал всеведущих богов, вера в которых сдерживала людей от тайных преступлений и даже мыслей о них.
С юности устремления Крития были продиктованы честолюбием. Лекции философов он посещал, чтобы научиться ораторскому мастерству. Став другом полководца-аристократа Алкивиада, Кодрид оказался замешан в печально известный процесс «оскорбления герм».
Во время переворота 411 года до н. э. Критий поддержал олигархов, а после их падения убедил сограждан вернуть из изгнания Алкивиада. С этим связывают одно из нескольких сохранившихся стихотворений Крития, в котором он напоминает полководцу об этой услуге. После этого сын Каллесхра сам оказался в изгнании и вернулся только перед заключением мира.
Приход Тридцати к власти
В 405 году до н. э. афинский флот был уничтожен при Эгоспотамах. Спартанские войска с моря и суши блокировали Афины. В осажденном городе начали набирать силу сторонники олигархии.
Новые спартанские условия мира предполагали «безоговорочную капитуляцию» и уничтожение Длинных стен, обеспечивавших безопасность Афин и порта Пирея. Афиняне должны были уничтожить свои длинные стены, а также выбрать комиссию из тридцать граждан, которые должны были разработать законы «в духе старины», что предполагало ограничение демократии.
Первоначально в комиссию должны были входить сторонники Крития, сторонники Ферамена и сторонники демократии. Под давлением Лисандра членами правительства стали сторонники Крития и некоторое количество сторонников Ферамена.
Тридцать у власти
Первым делом Критий и его сторонники выбрали совет пятисот из избранной тысячи граждан. Была выбрана традиционная коллегия архонтов во главе с архонтом-эпонимом Пифодором. Именно «годом архонта Пифодора» для афинян будет правление Крития и его сторонников.
Члены коллегии одиннадцати надзирали за тюрьмами и казнили преступников или тех, кого называли таковыми Тридцать, а также руководили конфискацией их собственности. Коллегия десяти правила Пиреем и имела там те же полномочия казнить без суда неугодных. Ее членом (и возможно лидером) был кузен Крития Хармид. Уличной полицией и охраной правителей были триста биченосцев.
После прихода к власти Тридцать начали осуждать на казнь неугодных им людей. Первыми жертвами стали стратеги и таксиархи, выступавшие годом раньше против мирных переговоров.
После этого Критий объявил, что город должен быть очищен от преступников, а оставшиеся граждане должны быть направлены на путь доблести и справедливости. По приказу правителей были арестованы и казнены процветавшие при демократии сикофанты (доносчики). Афиняне даже одобрили это решение.
Мы помним, что Критий был горячим почитателем Спарты. Именно в подобие Спарты, а вернее своих идеализированных представлений о ней, он пытался превратить Афины. В Афинах Крития не было место царской власти, коллегии эфоров, а также илотам и жестоким криптиям. Но тиран попытался укоренить на каменистой аттической земле три элемента спартанского государства — герусию, сословие гомеев и сословие периэков.
Аналогом герусии должна была стать сама коллегия Тридцати. Через несколько месяцев правители составили список 3 тысяч афинян, которые отныне считались гражданами полиса. Эти афиняне становились аналогами спартанских «гомеев» («равных») или «спартиатов» — верхушки лакедемонского общества, его полноправных граждан.
Остальные жители Аттики становились аналогом спартанских периэков — лично свободных, но не имеющих политических прав жителей государства. Через некоторое время после составления списка 3 тысяч, не попавшие в него афиняне должны были покинуть город и переселиться в сельскую местность. Особый указ запрещал им отныне жить в пределах городских стен. У жителей города также было конфисковано оружие. Те из афинян, кто имели земельные наделы, должны были отныне жить там. Другие могли купить их или стать наемными сельскими работниками.
Тридцать отменили закон, ограничивающий власть аристократического совета Ареопага. Во внутренней политике Критий и его приверженцы начали открытый террор — по их приказам арестовывали и казнили неугодных им людей. Жертвами становились афиняне, популярные у сограждан, и личные враги членов правительства. Среди них были и люди из уважаемых в городе семей. Например, Никерат, сын погибшего на Сицилии полководца Никия.
Особой категорией жителей Афин были метеки, свободные люди не имеющие политических прав. Часто это были переселенцы, занимавшиеся в Афинах торговлей или ремеслом и сколотившие состояние. Любой из членов правительства имел право казнить метека и забрать себе его имущество.
Критий против Ферамена
После составления списка трех тысяч граждан назрел конфликт внутри правительства Тридцати. Единственным человеком в правительстве, кроме Крития, имевшим политический вес, был Ферамен.
Это одна из самых противоречивых фигур афинской истории. Ферамена уважал философ Сократ, Аристотель считал его одним из лучших государственных деятелей Афин, но многие современники не согласились бы с такой оценкой. Для них Ферамен был двуличным и беспринципным политиком.
Ферамен был одним из организаторов переворота 411 года до н. э., но позже принял участие в его свержении. Несколько раз он с успехом командовал флотом. В конце Пелопоннесской войны он проводил мирные переговоры в Спарте и по мнению современников сознательно их затягивал, чтобы доведенные до отчаяния афиняне приняли любые условия.
Ферамен предавал людей, но был верен своей идее — всю жизнь он пытался сделать Афины умеренной демократией, где политические права имели бы граждане, способные оплатить вооружение гоплита или всадника. Этой идее были одинаково враждебна и радикальная демократия конца Пелопоннесской войны и олигархический режим Крития. Желанием перестроить Афины под свой идеал Ферамен руководствовался, когда присоединялся к организаторам переворота Четырехсот и Критию. Конфликты с организаторами переворотов были вызваны пониманием, что ни Четыреста, ни Критий не помогут ему построить в Афинах строй, который он считал наилучшим.
Ферамен убеждал Крития, что олигархическому режиму нужна опора, а трех тысяч граждан для этого мало. Также он считал бессмысленным столько казней. Был созван совет, где оба лидера Тридцати могли высказать свои аргументы.
Первым на совете выступил Критий. Он заявил, что такое количество казней — необходимость, чтобы удержаться у власти. Критий заметил, что они казнят всякого, кто заподозрен во враждебности Тридцати, поэтому должны еще энергичнее преследовать тех, кто критикует их строй и происходит из их среды. После этого он открыто назвал Ферамена врагом режима и потребовал его казни.
Ферамен произнес ответную речь. Он заметил, что поддерживал Крития, когда тот казнил сикофантов и устанавливал новый порядок.
Но, продолжил Ферамен, преследование добропорядочных граждан сделало их противниками. Тем более, это могло настроить афинян против правительства. Сокращение числа граждан до 3 тысяч лишало государство опоры и делало его слабым. В конце Ферамен еще раз напомнил согражданам о своем идеале «гоплитской демократии».
Члены совета ответила на речь Ферамена одобрительным шумом. Критий понял, что проиграет голосование, и решил применить силу. Он расставил на возвышенностях около совета своих сторонников с оружием и объявил, что исключает Ферамена из числа трех тысяч, которые обладали неприкосновенностью.
Бывшего члена правительства приговорили к смертной казни через кубок с ядом. Современник этих событий Ксенофонт не был сторонником Ферамена и не раз писал о его неприглядных поступках, но при описании последних минут политика отметил его мужество. Ферамен выпил яд, плеснул остатки содержимого кубка на землю, как при игре в коттаб, со словами «Дарю это моему ненаглядному Критию» (эти слова произносили во время игры).
Падение Тридцати
После убийства Ферамена количество расправ над афинянами увеличилось. Многие бежали из Аттики и нашли убежище в соседних землях — Мегарах и Фивах. Именно в беотийских Фивах скрывался после установления в Афинах тирании Фрасибул, один афинских стратегов Пелопоннесской войны.
Зимой 403 года до н. э. он с 70 соратниками захватил афинскую крепость Филу. Отряды Тридцати осадили Филу, но защитники смогли отбросить их. Войско сторонников Крития разместилось в 15 стадиях от крепости. К Фрасибулу стали стекаться люди, готовые бороться за свержение тирании. Среди них были не только афинские граждане, но и метеки и рабы.
Когда в Филе собралось уже 700 воинов, Фрасибул ночью атаковал отряды сторонников Тридцати и обратил их в бегство. После этого его отряд, достигший уже 1000 человек, захватил порт Пирей.
После захвата Пирея Критий лично вывел против Фрасибула 3-тысячное войско, основой которого стали его полноправные граждане. Фрасибул выбрал для боя место, где его противники не могли реализовать численный перевес. К Фрасибулу прибывало много новых людей, но большинство из них имели только легкое вооружение, дротики и пращи.
Прорицатель в войске изгнанников предсказал, что они могут напасть на врага после того, как кто-то из них будет убит. После этого он вырвался вперед и в одиночку бросился на войско Крития. После этого Фрасибул и его сторонники атаковали врага и победили. В битве при Мунихии нашло смерть около 70 афинян, среди которых оказались сам Критий и его родственник Хармид.
Собрание трех тысяч граждан в Афинах отстранило от власти обезглавленное правительство Тридцати. Многие из полноправных граждан были замешаны в преступлениях Крития и его сторонников или просто не хотели расставаться с привилегированным статусом, поэтому продолжали борьбу с «пирейцами» и отправили послов в Спарту с просьбой о помощи. Уцелевшие члены правительства Крития и их сторонники нашли убежище в Элевсине.
От Спарты зависело, будет ли в Афинах восстановлена демократия, или власть снова получит правительство подобное Тридцати. Режим Крития получил годом раньше власть благодаря поддержке полководца Лисандра, благодаря усилиям которого была выиграна война. Через год влияние этого политика пошло на спад, и спартанцы начали «демонтаж» созданной им империи, где подчиненными городами управляли спартанские губернаторы-гармосты и «декархии» (советы десяти) из числа местных сторонников Лисандра. Вариантом такого режима была комиссия Тридцати.
Одновременно с этим произошли изменения в Афинах. Источники расходятся в показаниях. Или в городе произошел еще один переворот, и правительство десяти было заменено новым. Или просто были заменены несколько членов правительства, но у власти оказались люди, готовые заключить мир.
В Аттику прибыл с войском царь Спарты Павсаний, соперник Лисандра и противник его методов господства в Греции. Он добился примирения между Афинами и Пиреем. В Афинах восстанавливалась демократия, граждане получали обратно имущество, которое было отнято при Критии. Чуть позже афиняне приняли закон, по которому ни с кого нельзя было спрашивать возмездия за прошлое. Так сторонники Крития могли не опасаться за свою жизнь. Под суд в случае прибытия в Афины попадали только уцелевшие члены правительства Тридцати и бывшие при них начальники тюрем и правители Пирея. Но даже они получали возможность оправдаться, дав отчет о своей деятельности.
В 401 году до н. э. объединенное войско афинян, бывших раньше и сторонниками Фрасибула, и «трех тысяч», выступило против засевших в Элевсине сторонников Тридцати. До боя не дошло, потому что, как равнодушно сообщает Ксенофонт, афиняне перебили вышедших на переговоры «стратегов элевсинцев». Возможно этими стратегами были уцелевшие члены тиранического правительства. После этого Элевсин вернулся в состав Афинского полиса, а афинская демократия существовала без угроз для себя еще 80 лет.
Критий вошел в историю как тиран и убийца, но для некоторых современников из числа аристократов он был героем. Платон не побоялся сделать своего родственника одним из героев «Диалогов». В частности, именно он главный рассказчик в диалогах «Тимей» и «Критий» (тех самых, которые рассказывают об Атлантиде). Это символично, потому что в описании Атлантиды видят критику современных Платону Афин.
Друзья из числа сторонников олигархии заказали статую на могиле Крития виде персонифицированной Олигархии, поджигающей факелом Демократию. Подпись к статуе гласила: «Памятник это мужей благородных, которые хоть ненадолго // Спесь смогли укротить афинян народа проклятого».
- Ксенофонт. Греческая история.
- Ленская В.С. Афинский род Кодридов // Вестник древней истории, № 3, 2003.
- Фролов Э. Д. Парадоксы истории – парадоксы Античности. СПб, 2004.
- Krentz P. The Thirty at Athens. Ithaca-London, 1982.
- Изображение анонса: learning-history.com
- Изображение лид:: classical-inquiries.chs.harvard.edu https://diletant.media/articles/45243376/
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник