VI. Практико-ориентированное задание
1. Является ли современная экология только биологической наукой? Ответ поясните.
2. Для каких двух прикладных наук экология является теоретическим фундаментом прежде всего?
3. Почему после сильного дождя дождевые черви выползают на поверхность почвы?
4. Как скажется полное уничтожение популяции хищника на популяции жертвы? Опишите процесс поэтапно.
5. Как скажется полное уничтожение популяции жертвы на популяции хищника? Опишите процесс поэтапно.
6. Высокая температура может вызвать ожог, а может привести к обезвоживанию организма. В каком случае температура оказывает косвенное воздействие? Через какой другой экологический фактор оказывается это косвенное воздействие?
7. Как изменится состав крови человека, если он долгое время будет находиться высоко в горах? Почему?
8. Почему в жаркую погоду для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?
9. Почему человек легче переносит жару в сухом воздухе, чем во влажном?
10.Когда холод переносится человеком легче — в безветренную погоду или на ветру? Почему?
11. Почему при высокой влажности воздуха человеку холоднее?
12. Почему на бетонной скамейке сидеть холодней, чем на деревянной?
13. Почему для профилактики рахита полезно принимать солнечные ванны?
14. Каковы два основных негативных последствия воздействия человека на природу?
15. В чём принципиальная разница между экологическим кризисом и экологической катастрофой?
16. Способствует ли использование атомной энергии:
а) парниковому эффекту;
б) потеплению климата?
17. Как дегумификация почв (потеря гумуса) влияет на парниковый эффект?
18. Как численность сельскохозяйственных животных влияет на парниковый эффект?
19. Чем различаются антропоцентризм и экоцентризм?
VII. Обобщение и применение знаний об экологических
закономерностях в новой ситуации
1. На нашей планете живые организмы освоили четыре среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную. Расположите среды обитания по очередности освоения, неоднородности в пространстве и динамичности во времени.
2. Может ли вода быть одновременно и ресурсом, и условием обитания? Поясните ответ на примере рыб.
3. Существует три основных пути приспособления организмов к условиям окружающей среды: активный путь, пассивный путь и избегание неблагоприятных воздействий. В чём их особенности?
4. Какие механизмы терморегуляции существуют у живых организмов?
5. В спектре солнечного света выделяют 3 области, различные по своему биологическому действию. Какие это области и в чём заключается их биологическое действие?
6. На какие экологические группы делят растения по отношению к условиям освещённости и какие адаптации для них характерны?
7. Падальщики, например гиены, грифы, шакалы, питаются останками жертв, убитых и частично съеденных крупными хищниками — львами. Как называется такая форма сожительства? Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.
8. Целлюлозоразрушающие бактерии обитают в желудке и кишечнике травоядных копытных. Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.
9. Какой тип взаимоотношений в саванне между популяцией львов и популяцией грифов-стервятников? Ответ обоснуйте.
10. Клубеньковые бактерии поселяются на корнях бобовых растений. Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.
11. На раковине рака-отшельника может поселяться коралловый полип актиния, который имеет стрекательные клетки, выделяющие яд. Выгодно ли такое сожительство обоим участникам? Ответ обоснуйте.
12. В кишечнике человека может обитать аскарида человеческая. Как называется такая форма сожительства? Выгодно ли такое сожительство аскариде человеческой? Выгодно ли такое сожительство человеку? Ответ обоснуйте.
13. Какие изменения биотических экологических факторов приведут к снижению численности популяции зайцев? Ответ обоснуйте.
14. Составьте пищевую цепь, используя следующие звенья: чёрный дрозд, дождевой червь, лесная подстилка, ястреб-перепелятник. Определите в этой пищевой цепи консумента третьего порядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?
15. Составьте пищевую цепь, используя следующие живые организмы: кукушка, паук-крестовик, божья коровка, смородина, ястреб, тля. Определите в этой пищевой цепи консумента третьего порядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?
16. Составьте пищевую цепь, используя следующие живые организмы: планктоядные рыбы, зоопланктон, хищные рыбы, фитопланктон, морские птицы, ластоногие, китообразные. Определите в этой пищевой цепи консумента третьего порядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?
17. Определите биомассу водорослей в реке, необходимую для нормального существования щуки массой 10 кг. Составьте пищевую цепь из организмов: щука, водоросли, караси. Кем является щука в цепи питания?
18. Различают три основных типа распределения особей популяции в пространстве: равномерное (регулярное), неравномерное
(агрегированное, групповое, мозаичное) и случайное (диффузное). От чего зависит тип распределения особей в пространстве?
19. По типу использования пространства все подвижные животные подразделяются на оседлых и кочевых. В чём биологические преимущества и недостатки оседлого образа жизни?
20. Популяция состоит из 60 % особей с генотипом ДА и 40 % — с генотипом аа. Определите в процентах частоты генотипов АА, Аа и аа (после установления в популяции равновесия).
21. У крупного рогатого скота красная масть не полностью доминирует над белой. Гибриды от скрещивания красных особей с белыми имеют чалую масть. В районе зарегистрировано 417 красных животных, 378 чалых и 76 белых. Определите частоту генов и генотипов окраски скота в данном районе.
22. Популяции многих видов организмов способны к саморегуляции своей численности. Какие существуют механизмы торможения роста численности популяций?
23. Составьте пищевую цепь, используя следующие живые организмы: тля, скворец, чёрная смородина, ястреб, паук, божья коровка. Определите в этой пищевой цепи консумента второго порядка. Это пищевая цепь выедания или разложения?
24. Каковы функции продуцентов, консументов и редуцентов в круговороте веществ в экосистеме? Ответ поясните.
25. Какие функции могут выполнять бактерии в экосистемах? Ответ поясните.
26. Являются ли грибы обязательным компонентом любой экосистемы? Ответ обоснуйте.
27. Какое количество энергии перейдёт от продуцентов к консументам второго порядка, если чистая первичная продуктивность экосистемы составляет 150 000 кДж/м 2 в год? Ответ обоснуйте.
23. В какой очерёдности живые организмы заселят остров, образовавшийся в океане в результате вулканической деятельности? Ответ обоснуйте.
29. Какие свойства экосистемы изменяются при антропогенном преобразовании природной экосистемы в агроэкосистему? Ответ обоснуйте.
30. От каких свойств зависит устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям? Ответ обоснуйте.
31. В чём заключаются основные причины нерационального природопользования? Ответ обоснуйте.
32. Почему большинство попыток прогноза момента исчерпания того или иного природного ресурса оканчивались неудачей? Ответ обоснуйте.
33. Какие основные направления деятельности включает экологический мониторинг? Ответ обоснуйте.
34. Каковы главные отрицательные последствия кислотных дождей?
35. От чего зависит глубина экологических последствий воздействия человека на природу? Ответ обоснуйте.
36. Почему предприятия-природопользователи сами по себе не заинтересованы в природоохранной деятельности? Ответ обоснуйте.
37. На каких принципах основывается экоцентрическое отношение человека к природе? Ответ обоснуйте.
38. Чем г-стратеги (r-виды) отличаются от К-стратегов (К-видов)? Укажите не менее четырёх признаков.
39. В чём состоят отличия агроценозов от естественных биоценозов? Укажите не менее четырёх признаков.
40. Каковы основные признаки превращения биосферы в ноосферу? Укажите не менее четырёх признаков.
Источник
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
Окружающая среда — среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную. В широком смысле в понятие «окружающая среда» могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества. Часто под термином «окружающая среда» понимается только окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях.
Структура окружающей среды делится на природные и социальные элементы среды.
2) Предмет и задачи экологии, как науки
Предмет экологии. Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местобитание и logos — учение) — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания. Термин «экология» впервые ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г. в книге «Всеобщая морфология организмов». Экология возникла как часть биологии. Но в настоящее время экология распалась на ряд научных дисциплин, часто далеких от первоначального ее понимания. Отмечается разнообразное толкование содержания термина «экология». Но в любом случае в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии.
Задачи экологии: изучение двусторонних связей между биологическими объектами разных уровней организации и средой; изучение механизмов адаптаций к среде; изучение механизмов устойчивости экосистем; изучение механизмов поддержания биоразнообразия; исследование продукционных процессов; моделирование экологических систем и процессов; изучение законов взаимодействия человеческого общества и природы, прогноз и оптимизация этого взаимодействия и др.
3)Экология как междисциплинарная область знаний.
В последнее время экологию часто делят на биоэкологию и геоэкологию. Биоэкология — одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического, биогеоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой. В связи с этим выделяют следующие разделы биоэкологии: экология особей (аутэкология, факториальная экология), экология популяций (демэкология, популяционная экология), экология сообществ (синэкология). С биоэкологией тесно связано учение о биосфере (глобальная экология). Задачи биоэкологии — изучение двусторонних связей в системах организм — среда, популяция — среда, сообщество — среда, а также связей между особями в популяции и популяциями в сообществе.
В составе биоэкологии выделяют экологию систем ниже организменного уровня (эндоэкологию): молекулярную экологию; экологию клеток и тканей; в частности экологию канцерогенеза.
По отношению к систематическим группам живых организмов в составе биоэкологии выделяют экологию прокариот, грибов, растений, животных.
Геоэкология (географическая, или ландшафтная, экология) — раздел экологии, основанный на приложении
экологических закономерностей к географическим процессам, применительно к экосистемам высоких уровней иерархии. Предметом изучения геоэкологии являются крупные экосистемы — биогеоценозы, биосфера.
В составе геоэкологии можно выделить ряд разделов. По отношению к типу ландшафта выделяют экологию тундры, степи, пустыни и др. ландшафтов. По отношению к средам выделяют экологию суши, моря, пресных водоемов и др. По отношению к особым географическим подразделениям выделяют экологию Крайнего Севера, высокогорий, островов и т.п.
Таким образом, по размерам объектов изучения выделяют следующие разделы экологии: молекулярная экология изучает взаимодействие биомолекул с окружающей
средой; экология клеток и тканей изучает взаимодействие клеток и тканей с окружающей средой; экология особей (аутоэкология, факториальная экология) изучает взаимодействие организма с окружающей средой; экология популяций (демэкология) изучает взаимодействие между особями в популяции и популяций с окружающей средой; экология сообществ (синэкология) изучает взаимодействие между популяциями в сообществе и сообществ с окружающей средой; биогеоценология изучает биогеоценозы; учение о биосфере (глобальная экология) изучает биосферу Земли.
Прикладная экология разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов и сохранения среды жизни. Задача прикладной экологии — оптимизация взаимодействия природы и общества. Ее решение возможно только на основе знания и соблюдения законов, правил и принципов экологии и природопользования. Прикладная экология включает промышленную (инженерную), сельскохозяйственную, промысловую, медицинскую, рекреационную, урбоэкологию и т.д.
Тесно связаны между собой экология человека и социальная экология. Предметом их изучения является взаимодействие человека и человеческого сообщества со средой, только в первом случае подчеркивается биологическая составляющая человека, а во втором — социальная. Выделяют экологию индивида (личности), социальных групп, человеческих популяций, человечества.
Таким образом, в широком смысле современная экология — комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Ее задача — изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия.
4)История развития экологии
Этапы развития: 1) Экология была биологической наукой до 60гг. и рассматривала живые организмы и среду их обитания. 2) 70гг в Экологию ввели человека и стали все проблемы ориентировать на человека. Раймерс определил экологию как науку о выживании человека в современных условиях глобального экологического кризиса.
3)Экология стала социальной дисциплиной. Это междисциплинарная наука. Э. –это современное мировоззрение.
5) Экологические проблемы современности. (глоб,регио,локал). Глобальные—развитием общемировых биосферных процессов и явлений (например, за состоянием озонового слоя, изменением климата). Глобальные проблемы охватывают всю биосферу. Возникнув в одной точке, они распространяются по всей планете.
Среди них:
проблема озонового экрана. Озоновый экран (слой, озоносфера) — это слой атмосферы на высоте от 10 до 50 км с максимумом концентрации озона на высоте 20—25 км. Здесь плотность озона в 10 раз больше, чем у поверхности Земли. Уменьшение толщины слоя воздуха, содержащего озон, всего на 1% (200 м) вызывает увеличение числа людей с онкологическими заболеваниями кожи на 6%. Проблема защиты озонового слоя Земли стала важным направлением международного сотрудничества.
Проблема парникового (оранжерейного, тепличного) эффекта. Углекислый газ является одним из главных виновников парникового эффекта, потому что другие известные парниковые газы (а их около сорока) определяют лишь примерно половину глобального потепления. Поэтому часть тепла возвращается обратно на поверхность Земли и оттуда вновь поступает в атмосферу. В результате температура приземного слоя воздуха повышается.
Потепление климата ведет к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Уже сейчас под угрозой затопления находятся многие плотно заселенные регионы побережий. К глобальным относят также проблемы повышения кислотности окружающей среды (кислотные дожди), сохранения биологического разнообразия.
В последние годы все чаще говорят о новой проблеме — возможности смещения геофизического центра Земли в силу неравномерного изъятия полезных ископаемых из ее недр. Это может привести к изменению траектории вращения Земли, последствия чего просто непредсказуемы.
Региональный — слежение за природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какого-то региона (например, за состоянием озера Байкал- Региональные проблемы охватывают территории больших регионов, и их влияние сказывается на значительной части населения. Например, загрязнение Волги — это региональная проблема всего Поволжья. Осушение болот Полесья вызвало негативные изменения и в Беларуси, и на Украине. Изменение уровня вод Аральского моря — проблема всего Среднеазиатского региона. Локальный— мониторинг в пределах небольшой территории (например, контроль за состоянием воздуха в городе- Локальные проблемы постепенно переходят в региональные (довольно частые выбросы отходов химических предприятий г. Казани в Волгу вызывают гибель рыбы на всем протяжении реки ниже города). Региональные же проблемы становятся глобальными. Так, применение ДДТ в отдельных регионах привело к выносу его в Мировой океан, а накопление в морской воде стало глобальной проблемой (наличие препарата в икре рыб сделало ее нежизнеспособной, а яйца пингвинов — мертвыми). Таким образом,дальнейшее ведение хозяйства неразумными методами и способами неизбежно приведет к экологической катастрофе).
6.Глобальное потепление и его последствия. Проблема парник. эффекта. Угл. газ является одним из главных виновников парник. эффекта, потому что другие известные парниковые газы определяют лишь примерно половину глобального потепления. Поэтому часть тепла возвр обратно на пов-сть Земли и оттуда вновь поступает в атмосферу.-температура приземного слоя воздуха повышается. ПК ведет к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Под угрозой затопления находятся многие плотно заселенные регионы побережий. Увеличение средней годовой температуры поверхностного слоя атмосферы будет сильнее ощущаться над материками, чем над океанами, что в будущем вызовет коренную перестройку природных зон материков. Смещение рада зон в Арктические и Антарктические широты отмечается уже сейчас. Зона вечной мерзлоты уже сместилась к северу на сотни км..При дальн. увеличении среднегодовой температуры приземного слоя атмосферы, тундра может практически исчезнуть на Европейской части России и сохранится только лишь на арктическом побережье Сибири. Смена ареалов обитания живых организмов уже отмечается во многих уголках Земного шара. В Гренландии уже стал гнездиться сизоголовый дрозд, в субарктической Исландии появились скворцы и ласточки, в Британии появилась белая цапля. Особенно сильно заметно потепление арктических океанических вод. Теперь многие промысловые рыбы встречаются там, где их раньше не было. В водах Гренландии появилась треска и сельдь. Повышение температуры создаёт благопр условия для развития болезней, чему способс не только высокая температура и влажность, но и расширение ареала обитания ряда животных — переносчиков болезней. К середине 21 века ожидается, что заболеваемость малярией вырастет на 60%. Усиленное развитие микрофлоры и нехватка чистой питьевой воды будет способствовать росту инфекционных кишечных заболеваний. Быстрое размножение микроорганизмов в воздухе может увеличить заболеваемость астмой, аллергией и различ респираторными болезнями.
7)Биосфера и ее структура.
Биосфера (от греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — оболочка Земли, состав, структура и свойства которой в той или иной степени определяются настоящей или прошлой деятельностью живых организмов.
Термин «биосфера» впервые применил Э.Зюсс (1875), понимавший ее как тонкую пленку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую «Лик Земли». Однако заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит В.И. Вернадскому, так как именно он развил представление о живом веществе как огромной геологической (биогеохимической) силе, преобразующей свою среду обитания. Большое влияние на В.И. Вернадского оказали работы В.В. Докучаева о почве как о естественно- историческом теле. Основы учения о биосфере, изложенные В.И. Вернадским в 1926 г. в книге «Биосфера» и разрабатывавшиеся им до конца жизни, сохраняют свое значение в современной науке.Биосфера имеет определенные границы. Она занимает нижнюю часть атмосферы, верхние слои литосферы и всю гидросферу. Границы биосферы в большой степени условны.
Биосферу как место современного обитания организмов вместе с самими организмами можно разделить на три подсферы: геобиосфера — верхняя часть литосферы, населенная геобионтами; гидробиосфера — гидросфера без подземных вод, населенная гидробионтами; аэробиосфера — нижняя часть атмосферы, населенная аэробионтами.
8)В.И.Вернадский– основоположник ученияо «биосфере».
В.И. Вернадский рассматривал биосферу как область жизни, включающую наряду с организмами и среду их обитания. Он выделил в биосфере семь разных, но геологически взаимосвязанных типов веществ. По В.И. Вернадскому, в состав биосферы входят следующие типы веществ.
Живое вещество — живые организмы, населяющие нашу планету.
Косное вещество — неживые тела, образующиеся в результате процессов, не связанных с деятельностью живых организмов (породы магматического и метаморфического происхождения, некоторые осадочные породы).
Биогенное вещество — неживые тела, образующиеся в результате жизнедеятельности живых организмов (некоторые осадочные породы: известняки, мел и др., а также нефть, газ, каменный уголь, кислород атмосферы и др.).
Биокосное вещество — биокосные тела, представляющие собой результат совместной деятельности живых организмов и геологических процессов (почвы, илы, кора выветривания и др.).
Радиоактивное вещество — атомы радиоактивных элементов .
Рассеянные атомы — отдельные атомы элементов, встречающиеся в природе в рассеянном состоянии ( Mn, Co, Zn, Cu, Au, Hg и др.)
Вещество космического происхождения — вещество, поступающее на поверхность Земли из космоса (метеориты, космическая пыль).
Классификация вещества биосферы, предложенная Вернадским, с логической точки зрения не является безупречной, так как выделенные категории вещества частично перекрывают друг друга. Так, вещество космического происхождения одновременно является и косным. Атомы многих элементов являются и радиоактивными и рассеянными одновременно. При этом и атомы радиоактивных элементов, и рассеянные атомы могут входить в состав как живого, так и косного вещества. «Биокосное вещество», то его нельзя рассматривать в качестве особого типа вещества, поскольку оно состоит из двух веществ — живого и косного. По своему характеру это не вещество, а динамическая система, что подчеркивает и сам Вернадский.
Классификацию типов вещества в биосфере В.И. Вернадский строил по нескольким параметрам:
а) по характеру самого вещества (живое или косное);
б) по характеру исходного вещества (выделяются биогенное вещество и косное вещество, в образовании которого жизнь не участвует);
в) по признаку радиоактивности (выделяется вещество, находящееся в радиоактивном распаде);
г) по степени дисперсности молекулярной структуры (выделяется вещество, представленное рассеянными атомами);
д) по признаку земного или внеземного происхождения (выделяется вещество космического происхождения).
9) Роль продуцентов и консументов в экосистеме.
Круговорот углерода. Продуценты улавливают углекислый газ из атмосферы и переводят его в органические вещества, консументы поглощают углерод в виде органических веществ с телами продуцентов и консументов низших порядков, редуценты минерализуют органические вещества и возвращают углерод в атмосферу в виде углекислого газа. В Мировом океане круговорот углерода усложнен тем, что часть углерода, содержащегося в мертвых организмах, опускается на дно и накапливается в осадочных породах. Эта часть углерода выключается из биологического круговорота и поступает в геологический круговорот веществ.
Главным резервуаром биологически связанного углерода являются леса, они содержат до 500 млрд. т этого элемента, что составляет 2/3 его запаса в атмосфере. Вмешательство человека в круговорот углерода (сжигание угля, нефти, газа, дегумификация) приводит к возрастанию содержания СО2 в атмосфере и развитию парникового эффекта. Скорость круговорота СО2, то есть время, за которое весь углекислый газ атмосферы проходит через живое вещество, составляет около 300 лет.
Продуценты — автотрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических, используя фотосинтез или хемосинтез (растения и автотрофные бактерии).
Консументы (макроконсументы, фаготрофы) — гетеротрофные организмы
потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов (животные, гетеротрофные растения, некоторые микроорганизмы). Консументы бывают первого порядка (фитофаги, сапрофаги), второго порядка (зоофаги, некрофаги) и т.д.
10)Основные причины разрушения биосферы
1. демографический взрыв; 2. урбанизация населения; 3. производство с/х на основе химизации и мелиорации ( использование так же удобрений); 4. Научно-технический прогресс, рост потребления энергии, промышленной продукции, использование средств транспорта; 5. экологически нерациональное ведение хоз.деятельности и ошибки её планирования; 6. аварии и катастрофы; 7. военные учения и войны; 8. и прочее ( недостаточно развита наука экология и др).
Сейчас в окружающей среде накопилось около 50 тыс. видов химических соединений несвойственных деструкторам экосистем (это отходы пластмасс и тд.).
Более 90% загрязнений воздуха приходится на автотранспорт.
Изменение климата и резкие колебания погоды. Нарушение кругооборота многих веществ в природе. Исчезновение многих видов растений и животных. Загрязнение почвы, воды и воздуха вредными токсическими веществами. Значительное повышение уровня радиации в некоторых регионах планеты, особенно там, где происходят военные действия или испытания. Усиление ультрафиолетового излучения в результате истощения озонового слоя (до 8% и образования озоновых дыр.
11)Причины возникновения кислотных дождей и их влияния на окружающую среду.
Кислотный дождь — дождь или снег, подкисленный до рН
Снижение рН воды вызывает сокращение запасов промысловой рыбы, деградацию многих видов организмов и всей водной экосистемы, а иногда и полную биологическую гибель водоема. Негативные последствия кислотных дождей зафиксированы в Канаде, США, Европе, России, Украине, Белоруссии и других странах.
12Причины и последствия разрушения озонового экрана
Озоновый слой—слой атмосферы с наибольшей концентрацией озона (О3) на высоте 20-25 (22-24) км. Содержащееся в озоновом слое количество озона не велико: в приземных условиях атмосферы (при давлении 760 мм и температуре +20 ° С) он образовал бы слой толщиной всего 3 мм. В атмосфере озон образуется из кислорода под действием ультрафиолетового излучения.
«Озоновая дыра» — значительное пространство в озоносфере планеты с заметно пониженным (до 50% и более) содержанием озона. Считается, что основной причиной возникновения «озоновых дыр» является значительное содержание в атмосфере фреонов.
Фреоны — высоколетучие, химически инертные у земной поверхности вещества, широко применяемые в производстве и быту в качестве хладоагентов (холодильники, кондиционеры, рефрижераторы), пенообразователей и распылителей (аэрозольные упаковки). Фреоны, поднимаясь в верхние слои атмосферы, подвергаются фотохимическому разложению с образованием окиси хлора, интенсивно разрушающей озон.
Истощение озонового слоя в атмосфере Земли приводит к увеличению потока ультрафиолетовых лучей на земную поверхность. Ультрафиолетовые лучи в небольших дозах необходимы живым организмам ,в больших дозах губительны, из-за способности вызывать раковые заболевания и мутации.
13.Проблемы утилизации промышл и бытовых отходов
Образуются в бытовых условиях. Большая часть их представлена твердыми веществами — ТБО (пластмасса, бумага, стекло, кожа и др.) и пищевыми отбросами. Но они могут быть и жидкими (сточные воды хозяйственно-бытового назначения) и газообразными (выбросы различных газов).
Промышленные (производственные) отходы (ОП) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшихся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Они бывают твердыми (отходы металлов, пластмасс, древесина и т.д.), жидкими (производственные сточные воды, отработанные органические растворители и т.д.) и газообразными (выбросы промышленных печей, автотранспорта и т.д.). В России ежегодно образуется более 120 млн. т промышленных отходов. Промышленные отходы частью сконцентрированы в отвалах, терриконах, хвостохранилищах, но в основном, как и бытовые, из-за недостатка полигонов захоронения вывозятся на несанкционированные свалки. Обезвреживается и утилизируется только одна пятая их часть.
14)Междисциплинарный характер соврем экологии.
Методы экологических исследований. Современная экология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента дает возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями. Связь экологии с другими науками. Экология тесно связана с фундаментальными науками (математикой, физикой,
химией), естественными (биологией, географией, геологией, почвоведением), общественными (экономикой, социологией, политологией, психологией), прикладными (охраной природы, биотехнологией, растениеводством).
Значение экологии. Экология является теоретическим фундаментом рационального природопользования и охраны природы. Экологические знания используются в сельском, лесном и промысловом хозяйстве, экономике, медицине, социологии и т.д. Достижения экологии применяются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.
15)Понятие «экосистема».
Экосистема — система живых организмов и окружающих их неорганических тел, связанных между собой потоком энергии и круговоротом веществ. Термин «экосистема» был предложен английским ученым А. Тенсли (1935), а термин «биогеоценоз» — российским ученым В.Н. Сукачевым (1942). «Экосистема» и «биогеоценоз» — понятия близкие, но не синонимы. Биогеоценоз — это экосистема в границах фитоценоза. Экосистема — понятие более общее. Каждый биогеоценоз — это экосистема, но не каждая экосистема — биогеоценоз. Единая экосистема нашей планеты называется биосферой. Биосфера — экосистема высшего порядка.
16)Проблема сохранения биологического разнообразия
Биол.разнообразие биосферы включает разнообразие всех видов живых существ, населяющих биосферу, разнообразие генов, образующих генофонд любой популяции каждого вида, а также разнообразие экосистем биосферы в различных прир зонах. При характеристике разнообразия учитывают такие показатели, как видовое богатство и выравненность распределения особей.
Видовое богатство выр. отношением общего количества видов к общему количеству особей или к единице площади. Сохранение биологического разнообразия — непременное условие сохранения и развития естественных экосистем, существования всей жизни в целом.
Под биол разнообразием биосферы понимают разнообразие всех видов живых организмов, составляющих биосферу, а также все разнообразие генов, образующих генофонд любой популяции каждого вида, а также разнообразие экосистем биосферы в различных природных зонах. К сожалению, в настоящее время всевозможные виды хоз. деятельности человека приводят к снижению биол. разнообразия.
Биосфера теряет биол. разнообразие. В этом закл. одна из экол. опасностей.
Человечество еще мало знает о биол. разнообразии, например, нет еще точных данных о кол-ве видов в биосфере. Специалисты еще не всегда могут определить, какие территории требуют особых мер охраны и организации на них заповедников. Огромно количество малоизученных видов, например в троп. лесах. Для сохранения биоразнообразия необходимо вкладывать средства в его изучение; совершенствовать природопользование, стараясь сделать его рациональным; решать глоб экол. проблемы на международном уровне.
17)Живое вещество и его роль в биосфере
Этот термин ввел Вернадский. Под ним он понимал совокупность всех живых организмов, выраженную через массу, энергию и хим. состав. Живое вещ-во – основа биосферы. Живое вещество по составу есть вся совокупность живых организмов, обитающих в биосфере. Живое вещество имеет биомассу, обладает продуктивностью и имеет особенные по сравнению с косным веществом свойства. Эти свойства обеспечивают важнейшие функции живого вещества.
1. Энергетическая функция. Она определяется свойствами светочувствительного вещества хлорофилла зеленых растений, с помощью которого растения улавливают, аккумулируют солнечную энергию, преобразуют ее в энергию химических связей молекул органических веществ. Орг. вещ-ва, созданные зелеными растениями, служат источником энергии для представителей иных царств живыхсуществ.2.Транспортная ф. Пищевые взаимодействия живого вещества приводят к перемещению огромных масс химических элементов и веществ против сил тяжести и в горизонтальном направлении. В этом перемещении заключается транспортная функция живого вещества. 3. Деструктивная ф. Минерализация орг вещ-в, разложение отмершей органики до простых неорг. соединений опр-ет деструктивную функцию живого вещества. Данную функцию в основном выполняют грибы, бактерии.4. Концентрационная ф.
и т.д.
Скачать работу
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник