- Рекомендации психолога по цветовому оформлению учебных кабинетов
- Рекомендации по цветовому оформлению школьных помещений
- Гигиенические требования к освещению в учебных классах
- Требования к освещению в школе
- Требования к естественному и искусственному освещению в учебных помещениях.
- 2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
Рекомендации психолога по цветовому оформлению учебных кабинетов
Рекомендации психолога по цветовому оформлению учебных кабинетов
- «Человек — цвет — пространство.
- Прикладная цветопсихология»
- Из книги Генриха Фри-менга и Ксавер Ауэра
Человеческий организм реагирует на цвет.
Желтый цвет — светлый, как солнечный день — вызывает веселое, радостное настроение.
Фиолетовый и синий — цвета неуверенность, сумрачность.
Г олубой цвет мы воспринимаем как легкий, небесный цвет. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают у нас грустное настроение.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной и наоборот, болотно-зеленый цвет мягким и тяжелым.
Зеленый цвет успокаивает нас, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
Коричневый цвет воспринимается более жестким и землистым по сравнению с чистым оранжевым.
Чисто красный цвет, прежде всего выражает силу, активность.
Активные цвета — желтый и красный — всегда имеют перевес над пассивными — синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. В силу этих свойств красное как акцент, предпочтительнее зеленого или синего, которые не бросаются в глаза.
В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, т.к. глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота.
Цветопсихологические исследования детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.
В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки, главным образом, розовый.
В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется интересом в начале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому, а затем к зеленому.
После 12 лет любимый цвет — синий.
Часто возбужденный ребенок после того, как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе.
Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно-зеленый или темно-синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.
Для детей переходного возраста начинает играть определённую роль синий цвет, но обязательно в сочетании с оранжевым, т.к. класс с большим количеством синего цвета создает «холодное» впечатление.
Оранжево-желтый цвет более чем синий, способствует сосредоточенности внимания.
В классах, где учащиеся занимаются ручным трудом, в отличии от учебного класса, следует применять голубой цвет. Этим же цветом следует окрашивать музыкальный класс. Спортивный зал надо выдерживать в иных красках. Здесь будет удачным сочетание голубого и светло-зеленого цвета.
В школах следует избегать тонов грязных, сероватых, даже тогда, когда они считаются «скромными» тонами. Школе нужны чистые ясные тона.
Залы и коридоры должны вызывать чувство широкого пространства и движения. Они, также как и стены лестниц, могут быть окрашены в светло-синий и желтый цвет, т.е. цвет контрастный окраске учебного класса, т.к. дети должны чувствовать себя на отдыхе.
В школе, оформленной в радостные и живые цвета, процесс обучения менее утомителен и более приятен.
Источник
Рекомендации по цветовому оформлению школьных помещений
Рекомендации по цветовому оформлению
При окраске классов и других помещений, работа в которых сопряжена с длительным напряжением внимания и зрения, выбор цветовой гаммы приобретает особое значение. Исследования показали, что оптимальными цветами для отделки таких помещений являются зеленый, желтый, а также белый. Благоприятное воздействие этих цветов на зрение может быть связано с тем, что именно к ним глаз человека особо чувствителен. При цветовом решении классов, лабораторий, кабинетов учитывается, что внимание учеников должно быть направлено на переднюю стену класса и фиксировано на доске. Окраска помещения может помочь этому.
Объект внимания (классная доска) должен быть более насыщенным, более темным, поскольку помещение окрашено в светлые тона, более теплые и контрастные по цвету. «Цвет привлечения внимания» не должен повторяться нигде в классе, иначе значение его обесценивается.
При принятой в настоящее время южной и юго-восточной ориентации классов очень теплые тона в отделке помещений нежелательны. Можно использовать относительно теплые желто-зеленые оттенки. Вариант окраски стен в холодный малонасыщенный желтый цвет при зеленой доске и голубоватых и серых оттенках остальных поверхностей можно считать удовлетворительным с точки зрения фиксации внимания на доску.
Решение класса в одном цвете не может быть признано удовлетворительным, так как монотонность быстро надоедает и утомляет. Известное разнообразие употребляемых в отделке цветов необходимо, особенно это важно для детей. Вместе с тем количество различных цветов должно быть ограничено двумя-тремя во избежание пестроты. С точки зрения удобства зрительной работы все классные помещения школы можно окрашивать одинаково. Однако, учитывая возрастные особенности восприятия цвета, желательно применять для младших классов более теплые, для средних и старших — более холодные цвета.
Мастерские по обработке дерева принято окрашивать в светлые холодные тона — голубые, голубовато-зеленые, так как дерево имеет теплый тон. Теми же цветами окрашивают станки и верстаки. Иногда ограничиваются окраской в голубые тона только станков и верстаков. При таком решении стены можно окрашивать в спокойный светло-серый тон.
Мастерские по обработке металла окрашивают, исходя из тех же соображений, в теплые тона, так как металл имеет холодный цвет. В этот же цвет обязательно окрашивают станки и верстаки.
Помещения для рекреаций, актовый зал, вестибюль, столовая, лестницы должны быть окрашены в насыщенные веселые цвета. Цветовые сочетания должны быть контрастными. Цвет может быть применен здесь более смело и разнообразно.
Рекреационное помещение нужно красить таким образом, чтобы яркие и насыщенные цвета, контрастные или со значительным интервалом, попадали в поле зрения, образуя жизнерадостные, выразительные композиции.
Актовый зал — помещение для длительного пребывания, поэтому цвет его должен быть спокойным. Наилучшим решением цвета стен и потолка считается теплый белый, который явится прекрасным фоном для экспозиции и оформления и создаст рассеянное освещение. При окраске мебели и подборе цвета для занавеса можно использовать небольшое количество холодных цветов (синего, сине-зеленого нескольких оттенков).
Вестибюль — место кратковременного пребывания учащихся. Но это помещение создает первое впечатление о школе, поэтому цветовое решение его должно быть ярким, запоминающимся. Желательно здесь преобладание теплых активных цветов, способствующих веселому настроению. Более полно отвечают задачам окраски вестибюля композиции изолированного цвета как наиболее хорошо запоминающиеся.
Цветовое решение лестничных клеток следует рассматривать вместе с решением вестибюля и рекреационных помещений. Если в последних применяют насыщенные тона, то на лестничных клетках они должны быть умеренными.
Столовая должна производить светлое и радостное впечатление. Цветовое решение ее должно быть выдержано в спокойных тонах, так как столовая должна по яркости цветов уступать вестибюлю и актовому залу. Предпочтение здесь следует отдавать оранжевому или теплому розовому цвету которые, по свидетельству психологов, улучшают аппетит и пищеварение. Большая часть стен и потолок должны быть белыми, пол может быть светло-серым, а часть стен — насыщенного оранжевого цвета.
Источник
Гигиенические требования к освещению в учебных классах
Согласно п. 7.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
В учебных кабинетах следует применять систему общего освещения. Она обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. В каждом конкретном помещении предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп одного цвета из спектра цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. При этом не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, на классной доске 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк.
Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением — софитами, предназначенными для освещения классных досок. Рекомендуется размещать светильники выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону пространства перед доской.
Для наиболее рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с нормируемыми коэффициентами отражения. Следует использовать следующие цвета красок: для потолков – белый; для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого; розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый.
Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) при проведении надзорных мероприятий в детских учреждениях проводится оценка уровня освещенности требованиям санитарного законодательства. За 9 месяцев 2019 года проведены проверки в отношении 152 образовательных учреждений республики, в ходе которых выполнено более 6 тысяч замеров уровней искусственной освещенности (удельный вес несоответствующих замеров составил 11,3%). По результатам неудовлетворительных замеров школам выданы предписания по доведению норм освещенности до гигиенических нормативов.
За 9 месяцев 2019 года специалистами Управления по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в образовательных организациях за выявленные нарушения санитарного законодательства, в том числе за несоответствие гигиеническим нормативам искусственной освещенности, составлено 252 протокола об административном правонарушении, вынесено постановлений на сумму более 800 тысяч рублей.
Управление продолжает осуществлять надзор за соблюдением гигиенических требований, установленных к освещению в учебных классах образовательных учреждений.
Источник
Требования к освещению в школе
Требования к естественному и искусственному освещению в учебных помещениях.
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
2.6.1. Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,8; для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам — белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник — не ближе 5 м от здания;
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
2.6.2. Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4×36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном.
Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения. В целях предупреждения возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) хранение их в неприспособленных помещениях общеобразовательных учреждений запрещается (ст. 29, п. 1 Федерального закона «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 градуса с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для этого рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с рекомендациями по проведению профилактического ультрафиолетового облучения людей с применением источников ультрафиолетового излучения.
Источник