Дошкольное образование как фундамент всего образования

Консультация «Детский садик — фундамент школы»

Елена Томаль
Консультация «Детский садик — фундамент школы»

Сегодня мы все собрались для того,что бы поговорить о детском садике. О его значении и важности.

Ответьте пожалуйста на вопрос, для чего нужен детский сад? (ответы родителей) .

Значит,детский сад нужен ребёнку для всестороннего развития и адаптации в обществе,а так же для подготовке к школе? Но ведь в детском садике не учат не писать, не читать.

У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированность навыков чтения, счета, письма. Наша задача объяснить родителям, что интерес к школе может быть сформирован и при отсутствии этих умений.

Понятие «подготовка к школе» – это комплексный, достаточно длительный и систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада и/или семьи. Готовность к школевключает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.

ДОУ в этом контексте можно рассматривать как учреждение, адаптирующее детей к предстоящим изменениям их социального статуса и одновременно адаптирующееся к специфике и нуждам развития любого дошкольника (в недалеком будущем — первоклассника).

Важно понять, что на каждом возрастном этапе развития ребенка важно предложить ему специфические,свойственные возрасту формы овладения существующими в культуре средствами и способами познания действительности: дошкольнику – продуктивные виды деятельности, игру; школьнику – осознанное обучение, учебную деятельность. Родители должны знать, что дошкольное образование – фундамент развития ребенка, базис его личностной культуры.

Читайте также:  Определение свойств оснований под фундаменты

Школа – не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире (здесь и сейчас, работать с другими людьми и приобретать необходимые знания, поэтому обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на их личном опыте. Большинство родителей не готовы к тому, чтобы сознательно и ответственно подходить к подготовке к школьному обучению и формировать положительный опыт ребенка, закладывая тем самым основу для школьной дезадаптации и не успешности.

Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к воспитанию и обучению дошкольников.

Рассмотрим компоненты готовности дошкольника к школе.

1.«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг).

2. Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

3. Волевая готовность — необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания.. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правил. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать геометрическую фигуру в предложенном рисунке. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

4. Интеллектуальная готовность — многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь дошкольнику спокойно и радостно войти в новый мир.

Зачастую родители воспринимают игру как форму отдыха и развлечения, поощрения ребенка за хорошую «учебу». Педагоги детского сада разъясняют родителям, что игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается в первую очередь как личность, успешность его учебной деятельности, его отношения с людьми.

Наряду с игрой ребенок должен знакомиться со сказкой. Значительный вклад в психическое развитие вносят также продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование и др. Определенными чертами «продуктивности» обладают музицирование, театрализация, двигательная деятельность и др.

Наш детский садик работает по программе » Детство «, которая

обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, — через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

Вводит, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

Данная система развития строится на основе практических видов деятельности, доступных ребенку. В результате совершения их дети познают свойства и отношения объектов, чисел, величины и их характерные особенности, многообразие геометрических форм.

В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

Вывод : ДЕТСКИЙ САДИК — ДАЁТ ФУНДАМЕНТ ШКОЛЕ. Подготавливает его к следующему этапу жизни,т. е. школе.

«Детский садик, наш родной, мы прощаемся с тобой!» Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной группы «ДЕТСКИЙ САДИК, НАШ РОДНОЙ, МЫ ПРОЩАЕМСЯ С ТОБОЙ»Сценарий выпускного праздника для детей 6-7 лет включает в себя сквозную сюжетную линию,.

«Прощай, наш детский садик, прощай, наш дом родной!» Сценарий выпускного ЧДОУ «Детский сад № 105 ОАО «РЖД» п. Новокасторное. «Прощай, наш детский садик, Прощай, наш дом родной!» Сценарий выпускного Воспитатель:.

«Садик, спорт и я — верные друзья!» Стенгазета. ЗОЖ. Дорогие коллеги, вашему вниманию представляю стенгазету,которую мы подготовили с ребятами нашей подготовительной к школе группы. Конкурс.

Движение — фундамент здоровья детей Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим подразумевают ограничение двигательной активности,.

Фотоотчет «Приключение Винни-Пуха и Тигрули в детский садик Бемби» В первый рабочий день после отпуска мы с дочерью оказались на развлечении с ростовыми куклами. Мероприятие проходило на спортивной площадке.

Фотозарисовка «Как расцвел наш садик ко Дню 8 марта» К марту сошел снег, и вокруг обнажилась земля – серыми красками, среди темных еще первых весенних дней. А как хочется яркого солнечного.

Праздник школы «День рождения школы» 1 вед: Добрый день, уважаемые гости, учителя, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный праздник, праздник детства и юности, день рождения.

Родительское собрание (с помощью метода фасилитации) «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка» ТЕМА: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка» Цель собрания: обогатить представления родителей об умственном развитии.

Садик на окне После долгой и продолжительной зимы все очень соскучились по теплу!Вот и решили создать в группе мини-садик на окне,чтобы порадоваться.

Стихотворение «Я вчера еще в садик ходил…» Совсем скоро закончится месяц май. Выпускной бал не за горами. Этот момент всегда волнительный как для воспитателей, так и для мам и малышей.

Источник

Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах, затрагивающих государственно-хозяйственный механизм, политику и идеологию, правовые основы государства. Переосмысливаются социальные ценности и утверждаются в качестве приоритетных такие, как человек, свобода, счастье.

Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.

Всеми странами мира признаны значительные достижения нашей страны в дошкольном воспитании. Методические материалы, издаваемые в России, переведены на десятки языков мира. Многие специалисты из самых отдаленных стран прошли подготовку и переподготовку в вузах России. Модель системы дошкольного образования адаптирована во многих европейских, африканских и азиатских странах. Однако в силу общественной системы, определяющей содержание и методику воспитания, в дошкольных учреждениях насаждался авторитарный подход к воспитанию.

В настоящее время в ряде законодательных актов федерального, краевого и городского уровня дошкольным учреждениям предоставлено право самостоятельной творческой педагогической и финансовой деятельности. Создались объективные предпосылки для перехода к непрерывному образованию. Произошло переосмысление и преобразование целевых функций образования как системы и ее отдельных звеньев, пересмотрены традиционные представления о социальной сущности образования как социального института в жизни человека и общества.

В отличие от традиционного непрерывное образование — это образование, на деле обращенное к человеку, его запросам и познавательным потребностям, возможностям и интересам, условиям жизнедеятельности и трудностям.

Трансформация существующего образования в непрерывное означает поворот от ступентизма к гуманизму, от школоцентризма и авторитаризма к единству образования и самообразования, к демократизму; от складирования информации и описательности к осмыслению связей и отношений действительности, от начетничества и цитатничества к размышлению и действию, от фрактологии и фрагментарности к методологии и системности, от эклектики к диалектике.

Такое образование выступает в социальном плане как непрерывное, поскольку является всеохватывающим по направленности и назначению, содержанию и уровням, всеобщим — по социальным слоям, категориям и группам населения, возрастным градациям и формам реализации, включающим как систематизированные, так и несистематизированные образовательные процессы. В личностном плане непрерывное образование выступает как сопровождающее и вместе с тем как опережающее текущие нужды и потребности в соответствии с жизненными планами человека, его интересами и намерениями.

Центральной категорией непрерывного образования является категория развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, ответственности и гражданственности. Вместе с тем постоянное развитие личности в интересах человека и общества является целью непрерывного образования.

Как механизм расширенного духовного производства непрерывное образование обеспечивает обогащение и увеличение совокупного интеллектуального, нравственного и культурного потенциала общества на основе всемирного использования потенциала каждого человека путем освоения им всей актуально необходимой традиционной и новой экономической и общественно-политической научной информации, расширение общего кругозора, роста интеллектуального и культурного уровня.

Для общественного индивида непрерывное образование — это целостный комплекс процессов и средств формирования и удовлетворения его многообразных познавательных и духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил. Оно выступает как значимая составляющая личностного развития, обогащения его все новым и новейшим содержанием, как гарантия сохранения профессионала и личности в динамично меняющихся условиях общественной практики.

Принципиальные особенности непрерывного образования определяют многообразие и гибкость используемых для его осуществления способов, средств и организационных форм, гуманизм и демократичность, дифференциацию образовательных процессов по направленности и содержанию.

Гибкость и вариативность содержания, форм и методов непрерывного образования являются следствием многообразия и изменчивости образовательно-познавательных потребностей человека и общества, разнообразия и мобильности условий и средств их удовлетворения. Гибкость образовательных процессов обеспечивается их перестраиваемостью, оперативным преобразованием направленности и содержания на решение новых, диктуемых динамично меняющимися потребностями общественной практики задач, приспособляемостью к конкурентным, местным, отраслевым и другим условиям.

Гуманизм непрерывного образования определяется его обращенностью к нуждам и стремлениям человека, его заботам. Он выражается в ориентации образовательных процессов на присвоение личностью общечеловеческих идеалов и ценностей. Наука, культура, искусство — все достижения духовного развития человечества в системе непрерывного образования превращаются из предмета изучения в органичный компонент учебно-познавательной и воспитательной деятельности, который определяет не только цели и содержание образования, но и формы взаимоотношений между теми, кто учится, и теми, кто учит.

Непрерывное образование как функциональная система — это целостная совокупность путей, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, обогащения культуры людей. Как педагогическая система оно выступает как система целенаправленного разностороннего развития личности.

Система непрерывного образования призвана стать эффективным средством обогащения культурно-образовательного потенциала общества на благо каждого человека, во имя расцвета каждой личности, достижения качественно нового состояния общества, неуклонного подъема и совершенствования образа жизни в настоящем и будущем.

Педагогический опыт, накапливающийся десятилетиями в области дошкольного образования, в настоящее время сможет быть переосмыслен и получит новое развитие.

Мы попытались определить основные цели преобразования дошкольного образования в современных социокультурных условиях.

— Поднятие государственной системы дошкольного образования на современный уровень, повышение престижа дошкольного образования, реальное закрепление за последним статуса приоритетной для общества сферы образования.

— Создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей на обучение и воспитание своего ребенка.

Исходя из этих целей основными направлениями преобразования дошкольного воспитания будут следующие:

— переход на новое содержание и технологии дошкольного образования, определение стандарта дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые возможности ребенку для поступления в школу;

— изменение организационной структуры дошкольного учреждения в целях улучшения ее адаптации к современным требованиям социума, которая основана на принципах вариативности, открытости, доступности;

— адекватное и своевременное реагирование на изменяющиеся условия и опережающее развитие дошкольного учреждения по отношению к обществу;

— углубление научно-методической и функциональной подготовки дошкольных работников, которая дает возможность учитывать индивидуальные и возрастные особенности физического и психического развития ребенка, четко ориентироваться в подвижной структуре дошкольных учреждений.

В целом же преобразование дошкольного образования должно осуществляться во имя главной цели — развитие и формирование личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Резко изменившиеся социально-экономические условия жизни общества поставили всех работников сферы образования перед необходимостью кардинального изменения его содержания, а также форм и методов организации.

Дошкольное образование — это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:

— понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;

— обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;

— гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;

— свобода выбора программ и технологий;

— экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Обновление содержания дошкольного образования и совершенствование управления дошкольными учреждениями невозможно без сохранения и стабилизации сети детских садов, главная цель которых — обеспечение всех нуждающихся местами в дошкольных учреждениях по месту жительства, предоставление отвечающим современным требованиям образовательных, оздоровительных и других видов услуг.

В реализации этой целевой установки определенных успехов достиг Ставропольский край. По городу Ставрополю сеть дошкольного образования на сегодняшний день представлена 72 дошкольными учреждениями, в которых воспитываются 13386 детей, что составляет 45% от общего числа детей дошкольного возраста. Увеличивается число дошкольных учреждений нового типа, в которых организуется процесс развития детей в соответствии с их интересами, склонностями и запросами родителей:

— 2 ДОУ — гимназии;

— 6 дошкольных центров;

— 3 комплекса сад-школа;

— 1 ДОУ — школа развития.

Управление дошкольными учреждениями на современном этапе — это определение общей стратегии деятельности, поддержка и координация новых направлений в работе ДОУ разных видов и типов, а также защита детей от «доморощенных» программ и технологий, от некомпетентных специалистов.

Число специальных детских садов возросло с 3 до 7.

На основе региональной и местных программ развития образования в новых социально-экономических условиях разработаны планы изменения деятельности ДОУ в соответствии с потребностями населения.

Большое значение придается работе по использованию закона РФ «Об образовании», «Типового положения о дошкольном учреждении» и других нормативных документов и актов, а также качественному анализу динамики изменения в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Расширяется состав специалистов системы дошкольного образования. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях работают 38 психологов, 68 дефектологов, 35 педагогов дополнительного образования, 107 музыкантов, 37 преподавателей по физической культуре, 29 по изобразительной деятельности.

В дошкольных учреждениях города наметился переход от учетно-дисциплинарной модели к личностно ориентированной, основанной на сотрудничестве педагога с детьми. Во многих дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется созданию развивающей среды, которая обеспечивает благоприятное эмоционально-психологическое состояние ребенка.

Значительно расширилось использование программ. В педагогическом процессе творчески используются программы, рекомендуемые Министерством РФ. По программе «Радуга» работают 60 ДОУ, «Развитие» — 4, «Здоровье» — 3, «Детская картина мира» — 1.

Более отчетливо стала просматриваться основная идея реформы образования — кардинальные перемены в жизни ребенка, а не только смена педагогических методов и технологий.

В детских садах общего типа создаются группы, в которых дети углубленно изучают иностранный язык, грамоту, риторику, математику; группы для одаренных детей.

Родители получили возможность давать детям дополнительное платное образование в различных кружках.

С целью обеспечения более тесных контактов между ДОУ и школами определены способы их взаимодействия. Как отмечалось, в г. Ставрополе создан 1 комплекс «Д/с — школа», 2 прогимназии; 1 Д/с — школа развития.

Немаловажная роль в обновлении системы дошкольного образования отводится развитию службы социально-психологической помощи. В штаты практически всех ДОУ введены ставки педагогов-психологов.

Анализ полученных данных показывает, что воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на достаточно высоком уровне.

Диагностика состояния дошкольного образования позволила определить основные направления его развития: создание эффективной системы дошкольного образования; обеспечение достаточного количества мест в ДОУ; создание условий для обеспечения развивающей среды в ДОУ с учетом индивидуальных способностей детей.

В настоящее время главная задача управления образованием — превратить детские сады города в демократические учреждения, освободив педагогов от неоправданных инструкций, запретов, сковывающих инициативу и самостоятельность. Другая, не менее важная задача управления — усилить научно-методическую работу с кадрами. Она решается в тесном сотрудничестве со Ставропольским государственным университетом, т.к. работа в дошкольном мире должна строиться только на научной основе. Совместно с сотрудниками университета разработаны концептуальные подходы к перестройке дошкольного образования города, в которых определены, с одной стороны, совершенствование концепции управления дошкольного образования, а с другой — научно-методическое обеспечение работы дошкольных учреждений. На базе г. Ставрополя создана концепция дошкольного образования, которую мы бы хотели рассмотреть. В концепции отражены основные подходы к образованию в Северо-Кавказском регионе. Стратегия развития дошкольного образования представлена авторским коллективом во главе с Н.И. Бутенко и главным специалистом Н.А. Палиевой.

Преобразования, происходящие сегодня в стране, обусловлены гуманизацией общественной жизни. Это вызвало переориентацию педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций, преодоление кризисных явлений в педагогической практике.

В истории развития г. Ставрополя просматривается тенденция превращения его из уездного города в крупный научно-промышленный центр со своеобразной структурой системы образования и культуры. Здесь издревле складывается синтез культур разных народов в трех основных формах: народных, религиозных и светских. Все эти формы имеют глубинные стороны, многонациональные черты, выражающиеся в бытовой культуре, ремеслах, творчестве.

Географическое положение города, близость его к кавказским государствам и рассматривание его как форпоста на юге России во многом определяют жизнедеятельность как приграничного города.

На подходы к воспитанию и образованию юных ставропольчан в значительной степени влияет казачья субкультура.

Цель концепции — определение организационных и содержательных основ, необходимых для стабилизации и развития системы дошкольного образования в городе. Концепция состоит из трех основных: I — Дошкольное образование в зарубежных странах и России; II — Развитие дошкольного образования в г. Ставрополе; III — Система организации экспериментальной работы по дошкольному образованию в г. Ставрополе. Каждый из пунктов концепции соответствующим образом обосновывается, содержит целевые установки, конкретные задачи.

— Формирование личности ребенка на современном этапе образования-сложный, культурный процесс. Поэтому в настоящее время содержание дошкольного образования определяется с педагогической, психологической и социальной позиций. Целью дошкольного образования как педагогической и социально-духовной сферы является формирование общего фундамента развития ребенка, культурное развитие его личности. Достижение этой цели возможно лишь при решении региональных задач).

— Правовое воспитание будущего гражданина (оно должно начинаться с формирования уважения к закону, к национальным традициям, прошлому народа. Ребенку должны быть разъяснены права и свободы его страны).

— Обогащение содержания учебно-воспитательных программ и освоение современных технологий развития детей (содержание обучения должно включать те виды деятельности, которые представляют наибольший интерес для ребенка).

— Приоритет индивидуального подхода к одаренным детям (предоставление программы, отвечающей потребностям одаренного ребенка. Целью программы должно стать развитие творческих способностей).

— Социопедагогическая поддержка детей-инвалидов и их семей Сдошкольное образовательное учреждение как открытая образовательная система предлагает взаимодействие с семьей, с культурными, общественными и образовательными учреждениями).

— ДОУ — микрорайон — развивающая среда для детей дошкольного возраста (создание мотивационных площадок для благоприятного социоразвития детей).

— Оптимизация сети ДОУ в микрорайоне (городе) и совершенствование системы управления дошкольным образованием (централизация системы управления в макро- и микросреде).

— Подготовка кадров для развивающейся сети ДОУ (специальная подготовка кадров для инновационной деятельности).

— Научно-издательская деятельность в социопедагогической системе дошкольного образования (создание сети экспериментальных лабораторий по отработке и внедрению новых технологий).

— Аналитическая служба дошкольного образования (организация отделов прогнозирования развития системы дошкольного образования при органах управления). На 6 пункт «ДОУ как открытая образовательная система в инфраструктуре города» мы бы хотели обратить особое внимание. Открытость ДОУ позволяет осуществлять воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения ребенка к себе, окружающим людям и природе, развитой, свободно и позитивно на — строенной личности. ДОУ не может быть только образовательным учреждением, а должно представлять социально-педагогический комплекс, решающий следующие задачи:

— педагогизация социальной среды;

— социальная и педагогическая компенсация условий для полноценного развития личности каждого ребенка;

— социально-педагогическая работа с семьей;

— организация семейного культурного досуга;

— педагогический родительский всеобуч.

В настоящее время наблюдается повышение статуса семейного воспитания, что ведет к персональной ответственности родителей за правильное воспитание и развитие своего ребенка. Семья становится главным социальным институтом в воспитании ребенка, а детский сад оказывает ей действенную помощь в осуществлении процесса воспитания. Сегодня родители становятся полноправными участниками воспитательного процесса и рассматриваются как непосредственные заказчики и потребители образовательных и воспитательных услуг дошкольного учреждения. Для родителей и педагогов единым объектом внимания является ребенок, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия «родитель — педагог — ребенок» и становится центром воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, должны быть исследованы новые формы взаимодействия между детским садом и семьей. Они основываются на партнерстве, сотрудничестве и направлены на воспитание и формирование личности ребенка. Ребенок является центром всей воспитательной системы.

Анализ состояния педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях позволяет говорить о значительных позитивных тенденциях. Шире используется представленное Законом РФ «Об образовании» право в определении форм, содержания и методов организации дошкольного образования, в обновлении его содержания. Расширяется перечень дополнительных услуг: изучаются иностранные языки, театральное и вокальное искусство, живопись. Наметилось изменение процесса обучения и воспитания дошкольников: ведутся занятия по экологии и истории края, народному творчеству.

Дифференциация образования ведет к увеличению числа ДОУ нового типа: центры эстетического воспитания, социально-педагогической работы, муниципальные детские центры, специализированные и др.

Значительно улучшился качественный состав педагогических кадров системы дошкольного образования, увеличилось число педагогических работников, имеющих высшее образование, введены нетрадиционные специалисты: психологи, педагоги дополнительного образования, специалисты по изобразительному и вокальному искусству, хореографы.

Все эти факторы объективно подготовили необходимость концептуального определения перспективного развития дошкольного образования. Концепции развития дошкольного образования г. Ставрополя:

— прогнозирует результаты образования в Северо-Кавказском регионе;

— обеспечивает формирование у воспитанника существенных функций, адекватных современному уровню знаний;

— формирует потребность человека в самоценностном выражении, наделенного чувством национального достоинства;

— интегрирует личность в системе мировой и национальной культур;

— формирует у каждого ребенка опыт индивидуальных достижений и способы реализации своих способностей;

— развивает у ребенка опыт общения, основанного на уважении.

Данный проект концепции направлен на формирование общего фундамента развития ребенка, создание комфортных условий для воспитания и обучения детей на основе преемственных связей «ДОУ — семья — микрорайон — город — страна — мир».

Исследование непрерывного образования показывает, что оно не представляет собой ни альтернативу, ни простое дополнение или продолжение существующего образования, ни тем более распространение; «деконцентрацию» традиционного образования на всю продолжительность жизни человека. Оно предполагает радикальную трансформацию нынешнего образования в новую систему, расширенную за счет нетрадиционных форм. Поэтому непрерывное образование — это не уровень, ступень, вид, форма или тип образования, это система, имеющая свою специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных адекватных принципах, приобретающая новые функции и в целом по-новому решающая многие старые задачи. Система непрерывного образования — это возникающая для удовлетворения потребностей социального и научно-технического прогресса широко разветвленная «образовательная сеть», осуществляющая процесс систематического, целенаправленного, последовательного образования и всестороннего развития личности на протяжении всей ее жизни и приведения этого развития в оптимальное соответствие с беспрерывно растущими и динамично изменяющимися запросами всех сфер общественной деятельности — главным образом в учебно-воспитательных учреждениях, системе повышения квалификации и переподготовки кадров, в ряде заведений культурно-просветительной работы, а также вне их — посредством массовых коммуникаций, самообразования и т. д.

Основная центральная идея непрерывного образования заключается в том, что образование (как и развитие человека) не должно иметь пределов, должно в той или иной форме, с той или иной периодичностью сопровождать человека на протяжении всей его жизни.

Нормативно образование должно быть устремлено в будущее, значительно опережая сегодняшний день. В идеале должно быть достигнуто разумное соответствие, учет сегодняшнего развития науки и техники и завтрашних многообразных потребностей общества. Непрерывное образование знаменует собой появление новой образовательной парадигмы. Мы являемся свидетелями становления этой системы в нашей стране и в нашем регионе.

Источник

Оцените статью