Двойные ворота китайгородской стены

Содержание
  1. Двойные ворота китайгородской стены
  2. Китай-Город
  3. Великая Китайская стена
  4. В 1538 году итальянский зодчий Петрок Малый за 4 года построил каменную Китайгородскую стену вокруг посада.
  5. Были у Китайгородской стены и собственные башни — всего 14. Из них 8 проездных. Также были так называемые башни-захабы: они не имели стен со стороны крепости.
  6. В Китай-городе процветала торговля. Адам Олеарий назвал московские торговые ряды улицами. И это на самом деле были улицы, полностью занятые различными торговыми помещениями.
  7. В Китай-городе три главных улицы. Это расходящиеся от Кремля Варварка, Ильинка и Никольская.
  8. Сильно изменилась судьба Китай-города после 1917 года. К этому времени здесь было 4 монастыря, 18 церквей, 10 примыкавших к древней стене часовен. Все их закрыли, и многие разобрали.
  9. В 2005 году главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что в ближайшие 2-3 года Китайгородскую стену достроят до Китайгородского проезда и воссоздадут одну из башен.

Двойные ворота китайгородской стены

raczynski » 04 авг 2013, 00:10

Сооружение второй линии московских укреплений началось в 1534 году, и поначалу это были земляные укрепления. Постниковский летописец кратко сообщает: «Того же лета зделали одного лета на Москве город земленой Китай» (ПСРЛ. Т. 34. С. 24) . Воскресенская летопись указывает, что замысел укреплений существовал и раньше: «Тое же весны [1534], майа 20, повелением великого князя Ивана Васильевича всеа Руси и его матери великой княгини Елены, зделан бысть град земляной по тому месту, где же мыслил отец его князь великий Василей ставити» (ПСРЛ. Т. 8. С. 287) .

В Вологодско-Пермской летописи описана и трасса укреплений: «Того же лета князь великий Иван Васильевич велел на Москве город Китай делати, торги все ввести в город, от Никольских ворот по Неглимне вверх к Троице, где ся поля били, да по Иванов двор Иванова сына Челяднина, да по коневой площадке [ныне это Ильинский сквер] на Васильевской луг к Кузьма Демьяну на Вострой конец, да от Кузма Демьяна вверх по Москве реке к Свиблове стрелнице, а мастер городовой Петрок Малой Фрязин архитектон» (ПСРЛ. Т. 26. С. 315-316) .

Читайте также:  Как обыграть торец стены

Львовская летопись отмечает, что к сооружению стены было привлечено все население города: «…велел князь великый зделати град и ров копати митрополичим и боярскым и княжим и всем людем без выбора, и зделаша его того же лета месяца июня» (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 2. С. 423) .

Подробнее всех описывает устройство земляной стены Новгородская летопись: «Того же лета на весне государь князь великий Иван Васильевич всея Руси, в первое лето государьства своего … повеле у себе на Москве поставити град древян на посаде на болшее пространство богоспасенаго и преименитого града Москвы. И по повелению государя … поставиша града около всего пожара, идеже у них вси торговые места; и устроиша хитрецы велми мудро: начен от каменныя стены, и сплетаху тонкии лес около болшаго древия и внутрь насыпаху землю и велми крепко утвержаху, и того ведоша много по реце Москве, и тако приведоша к тои каменнои стене; и на версе устроиша град по обычаю. И повелением государя великого князя Ивана Васильевича, и благословлением пресвященнаго Данила митрополита и нарекоша граду имя Китай, и совершиша град того же лета, казною великого князя, и митрополичею, и князеи, и бояр, и гостеи, прочих гражан. Того же лета повеле государь князь великии Иван Васильевич всея Руси заложити каменую стену вкруг всего же града Китая, на болшее утвержение граду» (ПСРЛ. Т. 43. С. 233; ср. ПСРЛ. Т. 6. С. 292) .

Каменная Китайгородская стена возведена в 1535–1538 годах: «Того же лета [1535], майа 16, князь велики Иван Василиевичь всеа Руси и его мати великаа княгини Елена повелели град камен ставити подле Земляной город» (ПСРЛ. Т. 8. С. 289) . Первое время укрепления (и пространство внутри них) именовались также Новым Каменным городом, в отличие от Старого города – Кремля.

Читайте также:  Наружное утепление стен дома термопанели

Заметим, что летописи единодушно относят название Китай уже к первому, земляному городу, и это название сразу стало использоваться – уже в марте 1543 написана данная «в дом к Богоявленью, что за торгом в Китае-городе» (Акты российского государства: архивы московских монастырей и соборов: XV – начало XVII вв. М., 1998. С. 138) .

О происхождении названия до сих пор нет единого мнения. Многие версии совершенно не выдерживают сопоставления с историческими фактами – так, например, утверждалось даже, что «Китай город построен князем Георгием Долгоруким и назван по прежнему имянованию сына его Андрея» (Историческое и топографическое описание первопрестольного града Москвы с приобщением генерального и частных ея планов. М., 1796) . В этой версии заслуживает внимания разве что сам факт существования имени Китай уже в XII в.; но если Андрей (Китай) Юрьевич Боголюбский и имеет отношение к топонимам, то скорее к Китай-горе в Киеве – якобы здесь был его дворец, а в 1159 году он пожертвовал эти земли Киево-Печерской лавре; однако и это, по всей видимости, относится к области легенд.

Ряд авторов связывают название с Китай-городком в Подольском воеводстве, «откуда была родом Елена Глинская, мать Ивана Грозного» (стена была построена при ее правлении). Это более чем сомнительно, поскольку Елена Глинская родилась около 1508, примерно тогда же ее отец Василий Львович переселился в Москву, поэтому о Китай-городке она могла знать разве что по рассказам. Не слишком ясно, был ли связан с Китай-городком и ее отец, да и существовал ли сам Китай-городок в 1508 – более вероятно, что его появление (как и прочих Китай-городков на Украине) относится к середине XVII века. Впрочем, даже если справедливо утверждение, что он основан Потоцким в 1507, вряд ли это подкрепляет данную версию, и нисколько не проясняет смысл названия.

Версия, возводящая название к тюркскому (татарскому) слову со значением «стена» или «крепость», также неубедительна. Нет никаких сведений ни о бытовании такого тюркского слова в русском языке, ни об участии турок или татар в сооружении стен.
Карамзин в своей «Истории…» пишет: «Сей город был назван по-татарски Китаем, или Средним, как изъясняют» , – не задумываясь, с какой стати называть город по-татарски и почему вдруг город оказался средним, когда внешней линии укреплений еще не было и в помине.

Заметим, что Постниковский летописец под 1535 годом сообщает: «…на озере на Себеже сделали земляной город Китай и воевод и людей в городе устроили» (ПСРЛ. Т. 34. С. 25) . Укрепления в Себеже строились под руководством того же итальянского зодчего Петрока Малого. Ряд авторов указывают (без ссылки на источник), что Китай-городом звались также укрепления, построенные в Пронске тем же Петроком Малым в 1536. Таким образом, в короткий промежуток времени в трех местах появились одноименные укрепления, при этом связывают их лишь архитектор Петрок Малый и сам характер укреплений – земляные города.

Второе из этих обстоятельств (вместе с приведенным выше отрывком из Новгородской летописи) можно толковать в пользу гипотезы Забелина об отечественном происхождении названия – от слова «кита» (оно есть и в ряде других славянских языков): по Далю, «стебель, трава повойного растения» (хмеля или гороха), а также плетеная веревка (но вовсе не связка жердей, как пишут многие авторы, неизвестно на чем основываясь).
Эта гипотеза, впрочем, вызывает сомнения. Во-первых, с точки зрения словообразования, не характерного для русского языка: это могла бы быть глагольная форма (ср. гуляй-город), однако, хотя в сербско-хорватском языке и есть глагол «китити», имевший в прошлом также и значение «плести (венок и т.п.)», но никаких следов существования аналогичного глагола в русском языке не сохранилось. Во-вторых, вряд ли название такого происхождения могло быть дано официально – «нарекоша граду имя Китай». Наиболее правдоподобной является «итальянская» версия, связанная со словом citta – «город» (начальная буква «c» могла в то время читаться как «к»).

Китайгородская (Китайская) стена была сооружена в 1535–1538. Она строилась по внешней стороне (по рву) земляных укреплений, сооруженных в 1534. «Тоя же весны [1535] князь великый Иван Васильевичь и мати его великая княгини Елена велела заложити град камен на Москве по рву земленаго града, и митрополиту итти со кресты около рва, и молебная пети, и место освятити. И месяца мая в 16 день … Данил митрополит ходил со кресты около рва, и молебны пел, и место освятил; и по молебне заложил Петрок Малой новокрещеной Фрязин стрелницу, врата Стретенскые, на Николской улице, да другую стрелницу, врата Троецкые, с тое же улицы к Пушечному двору, да третьи врата Всесвятьскые на Варварской улице, да четвертые врата Козмыдамияньскые на Великой улице» (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 2. С. 429) (Великая улица позже стала Мокринским переулком).

Стена шла от Угловой Арсенальной башни Кремля вдоль нынешних площадей Революции и Театральной, Охотного Ряда, Лубянской, Новой и Старой площадей, по Китайгородскому проезду и Москворецкой набережной до Беклемишевской (Москворецкой) башни. Стена была сложена из кирпича на белокаменном цоколе.

Опись 1629 года (Акты исторические. Т. 3. С. 282) указывает длину прясел стены (прясло — часть стены между соседними башнями) и большинства башен:

    «от Кремля города до Неглиненских ворот прясло по мере городовые стены 34 сажени» ;
    Неглиненские ворота (упоминаются с 1548, на плане кон. XVI в. – т.н. Петровом чертеже – обозначены как Львиные : в 1556 английский король Филипп прислал Ивану Грозному в подарок льва, львицу и львенка; клетку с ними поместили для обозрения во рву вблизи ворот; Львиный двор отмечен и в описи 1629 г. – «Да возле стены в городе, в рову, двор лвиной, пригорожен к стене» ;
    позже — официально в 1680 году — получили название Воскресенские : по образу Воскресения Христова, находившемуся на внешней стороне ворот;
    ворота назывались также Иверские : с 1660 между двумя проездами ворот стояла часовня Николо-Перервинского монастыря, первоначально обращенная к Красной площади, внутрь Китай-города; в 1669 в этой часовне установлен привезенный в 1648 с Афона список иконы Иверской Божией Матери; при перестройке ворот в 1680 часовня сооружена уже на внешней стороне ворот;
    вопреки распространенному заблуждению эти ворота никогда не назывались Куретными и тем более Курятными);
    прясло 84 сажени ( из них 26 у пушечного анбара );
    Глухая башня ( возле нее заделаны кирпичом ворота );
    прясло 122 сажени;
    Наугольная глухая башня (4,5 сажени; единственная сохранившаяся);
    прясло 49 сажен ( «ворота глухие заделаны лесом, своды испорчены, как везли реут колокол» — для колокольни Ивана Великого);
    Троецкая глухая башня (6 сажен; как следует из приведенной выше цитаты, первоначально в башне были Троицкие ворота ; в 1626 эти ворота названы Пушечными : «с Никольской улицы переулок к Троице, что у Старых поль к Пушечным воротам» ; в 1646 ворота были в башне или около нее – «над вороты у Троецкой башни около гнезда, где живет опускная решетка, выломано в кирпичь и в два кирпича» ; эти ворота указаны и в 1667); утверждение Кондратьева, будто Троицкие ворота были переименованы в Ильинские — совершенная нелепость;
    прясло 53 сажени;
    Николские ворота (6 сажен без чети; первоначально Сретенские );
    прясло 87 сажен;
    Глухая башня (в 1646 – Богословская : по церкви Иоанна Богослова, что под Вязом, известной с 1493 – ПСРЛ. Т. 12. С. 237 );
    прясло 85 сажен;
    Ильинские ворота (впервые упоминаются в 1583; 7 сажен);
    прясло 120 сажен;
    Глухая башня;
    прясло 69 сажен;
    Варварские ворота (6 сажен; первоначально именовались Всехсвятскими — по церкви Всех Святых на Кулишках);
    прясло 147 сажен;
    Кузмодемьянские ворота , что на Васильевской лужок (6 сажен; они были заложены уже к 1616, но еще упомянуты в 1647: «Башня глухая Кузмодемьянская … и в той Кузмодемьянской башне были старые проезжие ворота, и те ворота с загородной стороны заделаны кирпичем, а изнутри заделаны бревнами; а башня сыплется» – Дополнения к Актам историческим. Т. 3. С. 20 ; название ворот связано с церковью Кузьмы и Демьяна на Востром конце, которая впервые упомянута в 1468, а после пожара 1547 г., по всей видимости, уже не была восстановлена; в переписи 1626 г. ворота, уже непроезжие, названы Васильевскими : по Васильевскому лугу; в «Указе о звону и чину» названы Зачатскими – «а преж сего хаживали до Московского разорения, что за Соляным рядом в Зачатские ворота» );
    прясло 13 сажен;
    Науголная башня;
    прясло 119 сажен у Москвы реки;
    Глухая башня (7 сажен);
    прясло 69 сажен (ворота в прясле заделаны лесом);
    Москворецкие ворота (они же Водяные и Спасские : по ц. Спаса Смоленского; снесены в нач. XIX в.);
    прясло к Кремлю городу 29 сажен.

Всего в этой описи указаны 6 ворот и 7 глухих башен. По описи середины XVII века (Дополнения к Актам историческим. Т. 3. С. 20) числилось «всего по Китаю городу 7 ворот проезжих, да 8 башен глухих» . Разночтение, вероятно, объясняется тем, что ворота, примыкающие к Кремлю, – Неглиненские и Москворецкие – были двойными, с двумя проездами, а Кузмодемьянские к сер. XVII в. были заложены.

Первоначально проезды в башнях были устроены с поворотом – из оборонительных соображений. Общая длина стены составляла 1109 сажен (с башнями и воротами 1214 сажен, около 2,6 км), высота около 6 метров (без зубцов, которые были примерно метровой высоты), толщина около 4 м.
Дополнительные ворота устраивались и в самой стене, помимо башен – трое таких ворот, уже заделанных, отмечены в приведенной описи 1629 года.

«Роспись городовым всяким порухам Китая города…» 1646 года интересна еще и в филологическом отношении: в ней написание «подшва» и «почва» употребляется попеременно – «У всхода у Николских ворот у печюры на углах осыпалось кирпичю от почвы с обе стороны в толщину на сажень без чети, в вышину на сажень; у Николских ворот у подшвы , и на углах и в воротех внизу у кружал, в розных местех, осыпалось кирпичю в длину по стене 4 сажени без чети» (Дополнения к Актам историческим. Т. 3. С. 8) и т.д. Это убедительно подтверждает гипотезу А.А.Потебни об этимологии слова «почва».

Сретенские ворота к началу XVII в. именовались Никольскими (Николаевскими), с середины XVII в. – с добавлением «что на Лубянку». В 1692 они были заложены в связи с постройкой рядом церкви в честь Владимирской иконы Богоматери; взамен в стене рядом с башней были пробиты ворота, получившие по церкви название Владимирские . Никольскими позже стали именоваться проломные ворота у Малого Черкасского переулка, показанные на планах с конца XVIII века.

При ремонте стены в 1782 заделан искривленный в оборонительных целях проезд через Варварские ворота, а взамен рядом с башней «в стене сделаны вновь прямые с аркою ворота». Еще одни ворота – на набережную близ торговых бань – были устроены напротив Псковского переулка. С середины XIX века на планах и в справочниках показаны Новые Проломные ворота в Богословской башне (впрочем, еще в 1646 в описании ветхостей значится: «У глухой Богословской башни … подле дверей пробито сквозь стену» ). В 1871 сооружен Третьяковский проезд (арх. А.С.Каминский).

Шатры на башнях появились в конце XVII века. В 1708–1709 перед Китайгородской стеной были сооружены земляные бастионы, при этом снесена часть жилой застройки; в начале XIX века бастионы срыты. Участок стены от Кремля до Воскресенских ворот снесен на рубеже XVIII и XIX веков. В 1934 большая часть стены была разобрана, в 1940-х разобрана часть стены вдоль Москворецкой набережной. Сохранились участок стены на Театральной площади с Наугольной башней за гостиницей «Метрополь» и участок вдоль Китайгородского проезда. В середине 1970-х при строительстве подземного перехода вскрыт цоколь башни Варварских ворот, на котором установлена памятная доска. В 1995 воссозданы разрушенные в 1931 Воскресенские ворота.

Источник

Китай-Город

Великая Китайская стена

Этот округ не имеет никакого отношения к китайцам. С этим словом в простонародье связывали торговлю, а еще иноземную ткань также называли «китайкой». Китай-город — один из наиболее древних районов Москвы. Старше только Кремль. Вообще подобные поселения на Руси строили рядом с крепостями или монастырями и называли посадами. Здесь жили ремесленники и торговые люди, знавшие, что в случае опасности, найдут защиту за кремлевскими стенами. А со временем Китай-город оброс собственными стенами и тоже стал крепостью.

В 1538 году итальянский зодчий Петрок Малый за 4 года построил каменную Китайгородскую стену вокруг посада.

Она была кирпичная, внутри забутована камнем. Белокаменный цоколь опирался на свайный фундамент. Китайгородская стена начиналась от Угловой Арсенальной башни Кремля и шла вдоль площадей Революции и Театральной, у Театрального проезда сворачивала на юго-восток, шла по Лубянской площади, вдоль Новой и Старой площадей и далее по Китайгородскому проезду до Москворецкой набережной, где поворачивала и шла к Беклемишевской башне. Таким образом внутри Китайгородской стены была территория площадью 63 гектара (в два раза больше Кремля).

Длина Китайгородской стены составила 2,5 км. При этом она не стала копией Кремлевской: она была ниже (6-8 метров вместо 10-19 метров в Кремле), но зато толще (более 6 метров), а потому более пригодной для фортификационных целей. Для крупных пушек на стене была даже создана широкая (4 метра) боевая площадка, по которой можно было проехать на паре лошадей. Подобного русская фортификация ранее не видела!

Китайгородская стена была оборудована бойницами для верхнего, среднего и нижнего боя. Были устроены и подземные ходы к подвалам, где хранили боеприпасы. Здесь же располагались «слухи» — специальные приспособления для выявления подкопов, сделанных неприятелем. Венчали стену широкие прямоугольные зубцы-мерлоны, пришедшие на смену кремлевским «ласточкиным хвостам».

Были у Китайгородской стены и собственные башни — всего 14. Из них 8 проездных. Также были так называемые башни-захабы: они не имели стен со стороны крепости.

Трое ворот впускали на главные улицы посада: Никольские (или Владимирские по соседней церкви), Ильинские и Варварские. А через Воскресенские ворота с Иверской часовней гости столицы попадали прямо на Красную площадь. Это единственные сохранившиеся ворота Китай-города, а точнее, восстановленные. В Зарядье существовали Козьмодемьянские ворота Великой улицы, но в конце XVII века их заложили. А у Москвы-реки стояли Водяные (Спасские) ворота.

Возле ворот Китай-города стояли почитаемые в народе часовни. Одна из самых известных располагалась у Варварских ворот. Она была освящена во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Другая — преподобного Сергия Радонежского — находилась с 1863 года у Ильинских ворот. Она принадлежала Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой лавры. У Никольских ворот с XVI века стояла часовня Владимирской иконы Божией Матери. На ее месте в 1691–1694 годах на средства Натальи Нарышкиной построили церковь. В 1881–1883 годах напротив нее возвели огромную Пантелеймоновскую часовню.

Вопреки распространенному мнению, эта местность никакого отношения к Китаю не имела. Вероятно, название «Китай-город» произошло от слова «кита» — «связка жердей». Их использовали при постройке первой (временной) стены. По другой версии «kita» произошло от итальянского «cittadelle» — цитадель или укрепление. Связывают это с тем, что строительством руководил итальянец Петрок Малый. Есть версия, что это перенос названия польского Китай-городка — родины Елены Глинской. А некоторые ученые считают, что слово «Китай» пришло из тюркского языка, где оно значит «стена».

В Китай-городе процветала торговля. Адам Олеарий назвал московские торговые ряды улицами. И это на самом деле были улицы, полностью занятые различными торговыми помещениями.

Основным видом торгового помещения была лавка — отдельное каменное или деревянное строение, внутри которого шла торговля. «Лавка» имела установленный законом размер: 2 сажени в ширину и 2,5 в длину, то есть 4Х5 метров. Такую «лавку» содержать могли только богатые купцы, поэтому чаще встречались торговые помещения поменьше: полулавки, четверть лавки, осьмая лавки. Кроме лавок, в торговых рядах были также «погреба», «ящичные места», «рундуки», «скамьи», «кади», «бочки», «шалаши».

«Шалаш» представлял собой небольшой бревенчатый сруб, передняя стенка которого открывалась, и через получившееся отверстие шла торговля. По окончании торгового дня откидная стенка запиралась на замок. Продавец находился в шалаше, а покупатель снаружи. Продавец приглашал покупателя призывом: «Милости прошу к нашему шалашу!». «Шалаши» сохранились и до сих пор: большинство коммерческих киосков по сути «шалаши».

Лавки строили немного выше уровня земли, чтобы в них не было сырости. Покупатели, заходя, всходили, и, уходя, сходили по ступенькам. Поскольку купцу надо было продать, а покупателю купить, то торговались до того момента, когда обоим сделка представлялась выгодной. Часто последнюю, приемлемую для покупателя цену, купец называл, когда тот уже уходил из лавки и сходил по ступенькам. Эту цену и называли сходной. Но все же у купцов были методы обмануть покупателя и получить столько, сколько они рассчитывали.

В Китай-городе три главных улицы. Это расходящиеся от Кремля Варварка, Ильинка и Никольская.

У каждой из них всегда был собственный характер. Набожная Варварка, деловая Ильинка, образованная Никольская. Между тремя главными улицами пролегли переулки Китай-города, тоже с говорящими названиями. Одни названы по бывшим торговым рядам: Ветошный, Рыбный, Хрустальный, другие по именам храмов — Богоявленский, Никольский, Космодамианский. Вообще в Китай-городе было более 50 храмов.

Китайгородскую стену много раз перестраивали. Например, при Петре I во время Северной войны была угроза нападения Карла XII на Москву, поэтому вокруг башен появились земляные бастионы — укрепленные выступы в виде зубцов, прикрывавшие проходы в стене, а также ров с вбитыми по дну острыми кольями и перекинутыми сверху деревянными мостами.

А после победы в Северной войне фортификационное значение стены пропало. И поскольку через башенные ворота и ранее проезжать было неудобно, рядом с ними в стене пробили несколько новых ворот. Со временем таких проломных ворот становилось все больше. Вскоре исчезли и земляные бастионы со рвами.
А в начале XIX века Китайгородская стена понесла первую крупную утрату: на берегу Москвы-реки разобрали двухпролетные Водяные ворота.

Тем временем район Китай-города становится не менее привлекательным, чем Кремль. Поэтому постепенно ремесленников вытесняют за его пределы, а земельные наделы переходят к духовенству и боярам. Но торговая функция Китай-города сохраняется.

К началу XX века здесь действуют уже 3 огромных торговых комплекса: Верхние, Средние и Нижние торговые ряды, Гостиный двор, целая улица из книжных и иконописных магазинов (Никольская), и около 4 000 магазинов с площадью более 20 м 2 .

В это время у Китай-города проступают и черты «Сити» — делового центра города, неизменного атрибута европейских столиц. Здесь появляются гостиницы, биржи, банковские учреждения, конторы.

Сильно изменилась судьба Китай-города после 1917 года. К этому времени здесь было 4 монастыря, 18 церквей, 10 примыкавших к древней стене часовен. Все их закрыли, и многие разобрали.

Пострадала и торговля: в советское время она осталась только за Верхними торговыми рядами, преобразованными в ГУМ. Остальные здания постепенно занимали государственные учреждения. Фактически половину Китай-города поглотил аппарат ЦК КПСС.

А Китайгородская стена стала помехой. К тому времени она находилась в плачевном состоянии: вокруг пристроили огромное число грязных неказистых построек (торговых лавок, лабазов для хранения товаров, мусорных ям и даже «квартир» — некоторые москвичи умудрялись устроить свой нехитрый быт в арочных нишах стены.

Власти объявили Китайгородскую стену памятником архитектуры и затеяли реставрационные работы, но спасти стену не удалось. И это даже несмотря на попытку решить транспортный вопрос, когда в стене пробили новые проезды для трамваев и автомобилей. Однако сначала уничтожили воротные часовни, а затем настал черед и самой Китайгородской стены: в 1931 году разобрали Воскресенские ворота, а в 1934 снесли участок от Третьяковского проезда до Варварских ворот. Разбор стены объявили субботником, на котором трудящиеся собирали кирпич для вторичного его использования при строительстве метро.

Для истории оставили только 2 участка — фрагмент стены вдоль Китайгородского проезда и участок с Птичьей башней на Третьяковском проезде.

Но не стоит списывать снос стены на варварство большевиков. Идею разбора Китайгородской стены вынашивала еще Екатерина II, но у нее руки дошли только до стен Белого города, на месте которых устроили бульвары. Александр I велел древние стены не трогать. В то время даже попытались придать стене более «древний» вид, что исказило облик нескольких башен. Тога же построили контрфорсы и на некоторых участках поставили «ласточкины хвосты» как в Кремле. А вот Александр II уже разрешил Третьяковым для обустройства торгового проезда снести часть Китайгородской стены.

Но основная причина сноса — сильное захламление строения. Например, монахи разводили на стене огороды и сушили белье, беспризорники устаивали в башнях ночлежки, а только из Космодамианской башни выселили 18 девиц с сожителями.

В 2005 году главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что в ближайшие 2-3 года Китайгородскую стену достроят до Китайгородского проезда и воссоздадут одну из башен.

Пока провели частичную реконструкцию строения, на стене открыли ресторан «Китайгородская стена» с интерьерами в русском стиле, и построили пешеходный мост с крытой галереей, соединяющий две ее части.

А в переходе у станции метро «Китай-город» вскрыли мощное белокаменное основание Варварской башни — его и сегодня можно увидеть у выхода в город в сторону Варварки. Как это обычно бывает, камни обросли легендами: считается, что если прикоснуться к ним левой рукой и загадать желание, то оно непременно сбудется.

Источник

Оцените статью