Экономический фундамент российского социального государства

Экономический фундамент функционирования социального государства

Современное социальное государство должно характеризоваться высоким уровнем развития производительных сил и прогрессивными производственны­ми отношениями. Это обусловлено тем фактом, что только здоровая, жизнеспо­собная экономика, базирующаяся на этих двух составляющих, позволит реали­зовать цели и задачи, стоящие перед социальным государством[3, 216; 38,122].

Данная разновидность государства нацелена на саморазвитие здорового, благополучного человека, способного позаботиться о себе и близких, самостоя­тельно решать возникающие проблемы. Высокий уровень жизни и доходов на­селения, отсутствие значительного социального расслоения способствуют сня­тию социального напряжения и нивелируют множество социальных проблем.

Кроме того, значительные доходы граждан на основе действия налоговой сис­темы содействуют развитию и эффективному функционированию социально значимых объектов. Ресурсы государства направляются на поддержание дейст­вительно нуждающихся категорий населения [17].

В производственной сфере социального государства интересы человека стоят выше приоритетов государства, поскольку оно обслуживает общество, а не командует им, содействует развитию потенциала человека, тем самым спо­собствуя высоким темпам развития общества.

В процессе создания социального государства, как и при дальнейшем его функционировании, возникает большое множество разнообразных проблем. Дело в том, что рыночная экономика невозможна без неизбежных банкротств, безработицы и появлению различных с точки зрения доходов и социального статуса групп населения. Однако государство должно предусматривать меры сглаживания ситуации за счёт социально ориентированной ценовой, финансо­вой, кредитной и налоговой политики.

При отсутствии учёта специфики и возможностей конкретных регионов и субъектов РФ наблюдается неравномерное функционирование социальной сфе­ры и социальной инфраструктуры разных территориальных образований. В этой связи, некоторые из них приобретают статус депрессивных, затрудняя и без того сложную социальную ситуацию с жизнеобеспечением населения.

Читайте также:  Как сделать террасу без фундамента

Для преодоления асимметричности в развитии социальной инфраструк­туры регионов, стабилизации социальной ситуации в стране необходимо разра­ботать методологические основы формирования и реализации социальной по­литики, моделей социального рыночного хозяйствования и социальной сферы регионов и страны в целом[17; 38,125].

Таким образом, эффективная система производственных отношений, справедливая система распределения, опирающаяся на естественные права че­ловека, обеспечивают создание высокоэффективной экономики и высоких стандартов качества жизни членов общества.

Источник

Экономическая основа социального государства

Ключевые слова: высокоэффективная экономика, производственные отношения, приоритет экономических интересов, социальная основа экономической политики, уровень доходов граждан, экономическая основа социального государства.

Социальному государству на современном этапе его разлития должны быть присущи высокий уровень развития производительных сил и эффективная система производственных отношений. Оно призвано создавать условия для саморазвития здорового человека, стремящегося заботиться о себе, о своих близких, и способного самостоятельно решать свои проблемы. Высокий уровень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей. Работающие граждане обеспечивают не только себя и членов своей семьи, но и через налоговую систему и внебюджетные фонды принимают участие в финансировании различных учреждений, необходимых для поддержания жизнедеятельности всего общества. Государству остается проявлять социальную заботу о тех гражданах, которым решение своих проблем по тем или иным причинам оказывается не под силу.

В социальном государстве в сфере производства должна гос­подствовать «всеобщая заинтересованность в получении максимального дохода, достижимая лишь в условиях приоритета экономики. В сфере потребления господствует всеобщая заинтересованность в наиболее эффективном распределении, которая достигается только в том случае, если интересы человека ставить выше абстрактных государственных. Социальное государство способствует созданию в обществе условий для наиболее эффективного использования производительных сил, когда каждый член общества (за редким исключением) оказывается способным самостоятельно решать все свои социальные проблемы. Оно обслу­живает общество, не командуя им, создает условия для максимальной реализации интеллектуальных способностей человека, обеспечивающих наивысшие темпы развития общества» (Каменецкий В. А., Патрикеев В. П. Лекции по экономике. — С. 316-317).

Ни у кого не вызывает сомнения в том, что социальное госу­дарство может реализовать свои цели только при наличии высо­коэффективной экономики, что предполагает приоритет экономических интересов. Высокая эффективность экономики социального государства может быть обеспечена только при повышении роди производительных сил, на отлаженной системе производственных отношении, при признании равноправия всех форм собственности.

В процессе жизнедеятельности на переходном этапе строительства социального государства (впрочем, как и в любых других государствах) возникает много проблем. Рынок, как механизм хозяйствования, немилосерден, его функционирование сопровождается такими негативными явлениями, как банкротство предприятий, безработица, усиление дифференциации населения по уровню доходов, социальному положению. Сострадание, взаимопомощи», солидарность имплантируются в рыночную экономику путем проведения социально ориентированной налоговой, финансово-кредитной, ценовой политики.

Ныне неустойчивое экономическое положение России не позволило сохранить и развить сложившиеся формы и методы реализации социальной политики, что привело к существенному сокращению расходов на социальную сферу. Продолжается сокращение финансирования социальной сферы из федерального бюджета. Реальные расходы па социально-культурные мероприятия для федерального бюджета сегодня составляют в среднем 5-6 % ВВП, территориальных — до 50 % расходной части региональных бюджетов.

Слабый учет региональных особенностей и интересов в реализуемых федеральных программах социально-экономического развития ослабил межрегиональные связи, создал социальную напряженность в подавляющем большинстве регионов, породил противоречия в отношениях между субъектами Федерации, поставил пол угрозу общность экономического и политического пространства страны. Все это привело к тому, что многие территории превратились в регионы социального бедствия.

Медленно идет процесс выравнивания регионов под общие ориентиры социальной политики федерального Центра. Появляется разноплановость в развитии социальной сферы регионов. Нарастающее противоречие между социальными потребностями населения и усиливающимся развалом социальной сферы вынудило региональные власти взять на себя функции разработки и проведения в жизнь планов развития социальной сферы своего решена независимо от принадлежности се отраслей федеральным или муниципальным органам. Передача объектов социальной сферы предприятий федерального и местного подчинения регионам усиливает их роль в реализации практических мер социальной политики. Однако для бюджетов многих регионов эта задача становится непосильной.

Требуется методологическая и методическая разработка основ формирования социальной политики, концепции социального государства, а на ее основе — модели социального рыночного хозяйства и социальной сферы страны и ее регионов. Сегодня сложилась ситуация, когда произошел огромный разрыв между потребностями общественной практики в принципах и методах анализа социальной сферы региона и недостаточной теоретико-методологической проработкой ключевых понятий социального государства и социальной политики, содержания и специфики формирования и реализации социальной политики в различных типах регионов. Задача определения приоритетов социального развития в управлении социальными процессами и социальным развитием страны и ее регионов должна решаться в комплексе, с привлечением различных специалистов, в том числе ученых-экономистов, менеджеров, социологов, при усилении исследовательской работы проблем социального государства прежде всего на федеральном уровне.

Таким образом, эффективная система производственных от­ношений, справедливая система распределения, опирающаяся на естественные права человека, обеспечивают создание высокоэф­фективной экономики и высоких стандартов качества жизни членов общества.

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему современное социальное государство должно иметь вы­сокий уровень развития производительных сил и эффективную систему производственных отношений?

2. Как в социальном государстве обеспечивается всеобщая заинте­ресованность получении максимального национального дохода?

3. Как обеспечивается высокая эффективность экономики соци­ального государства?

4. На чем основывается эффективная система производственных отношений и справедливая система распределения в социальном государстве?

5. Как учитываются региональные особенности при формирова­нии экономической политики в социальном государстве?

Источник

Лекция №3. Экономическая основа социального государства

Вопросы:

1.Социальное государство и экономика: пути взаимодействия

2. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства

3. Государственное регулирование экономики в развитых странах и его необходимость

4. Формы и методы государственного регулирования рыночной

5. Функции управления экономикой обществом социально

6. Практическая реализация региональной экономической и социальной политики.

Ключевые слова: Высокоэффективная экономика, Производ­ственные отношения. Приоритет экономических интересов. Социальная основа экономической политики, Уровень дохо­дов граждан, Экономическая основа социального государства. Государственный дирижизм, Занятость на­селения, Кейнсианство, Рыночная модель эко­номики, Рынок труда, Рыночная экономика, Социально ориен­тированная рыночная экономика, Структурная политика, Трудовой потенциал, Трудовые ресурсы, Экономический рост.

1.Социальное государство и экономика: пути взаимодействия

Социальному государству на современном этапе его развития должны быть присущи высокий уровень развития производи­тельных сил и эффективная система производственных отноше­ний. Оно призвано создавать условия для саморазвития здорового человека, стремящегося заботиться о себе, о своих близких, и способного самостоятельно решать свои проблемы. Высокий уро­вень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей. Работающие граждане обеспечивают не только себя и членов своей семьи, но и через налоговую систему и внебюджетные фонды принимают участие в финансировании различных учреждений, необходимых для поддержания жизнедеятельности всего общества. Государству остается проявлять социальную заботу о тех гражданах, которым решение своих проблем по тем или иным причинам оказывается не под силу,

В социальном государстве в сфере производства должна господствовать «всеобщая, заинтересованность в получении макси­мального дохода, достижимая лишь и условиях приоритета эко­номики. В сфере потребления господствует всеобщая заинтересо­ванность в наиболее эффективном распределении, которая дос­тигается только в том случае, если интересы человека ставить выше абстрактных государственных, оно обслу­живает общество, не командуя им, создает условия для макси­мальной реализации интеллектуальных способностей человека, обеспечивающих наивысшие темпы развития общества».

Ни у кого не вызывает сомнения то, что социальное госу­дарство может реализовать свои цели только при наличии высо­коэффективной экономики, что предполагает приоритет экономических интересов.

В процессе жизнедеятельности на переходном этапе строитель­ства социального государства (впрочем, как и в любых других государствах) возникает много проблем. Рынок, как механизм хозяйствования, немилосерден, его функционирование сопровож­дается такими негативными явлениями, как банкротство пред­приятий, безработица, усиление дифференциации населения по уровню доходов, социальному положению. Сострадание, взаимо­помощь, солидарность имплантируются в рыночную экономику путем, проведения социально ориентированной налоговой, фи­нансово-кредитной, ценовой политики.

Ныне неустойчивое экономическое положение России не по­зволило сохранить и развить сложившиеся формы и методы реа­лизации социальной политики, что привело к существенному сокращению расходов на социальную сферу. Реальные расходы на социально-культурные мероприятия для федерального бюджета сегодня составляют в среднем 5-6 % ВВП, территориальных — до 50 % расходной части региональных бюджетов.

Слабый учет региональных особенностей и интересов в реали­зуемых федеральных программах социально-экономического раз­вития — ослабил межрегиональные связи, создал социальную на­пряженность в подавляющем большинстве регионов, породил противоречия в отношениях между субъектами Федерации, по­ставил под угрозу общность экономического и политического пространства страны. Все это привело к тому, что многие терри­тории превратились в регионы социального бедствия.

Медленно идет процесс выравнивания регионов под общие ориентиры социальной политики федерального Центра. Передача объектов социальной сферы предприятий федерального и местного подчинения регионам усиливает их роль в реализации практических мер социальной поли­тики. Однако для бюджетов многих регионов эта задача остается непосильной.

2. Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства

Изначальной интегральной функцией социального государства являются разработка и осуществление программ удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется че­рез воздействие, на социальные подсистемы общества, с одной стороны, и придание социальной направленности экономике — с другой. Социальная направленность экономики обусловлена: во первых, социальной ориентацией экономики в виде возможнос­тей повышения жизненного уровня как результата экономичес­кого роста;

во-вторых, воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений; в-третьих, включением в работу социальных ме­ханизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой (предпринимательской) активности населения.

Социальная политика в социальном государстве становится ориентиром и стимулом социального рыночного хозяйства.

Развитая си­стема образования, науки, здравоохранения, культуры и в целом социальной сферы является абсолютной необходимостью для экономического прогресса, так как это не затратные, а инвестиционно- воспроизводящее отрасли. Успешно может развиваться только социально ориентированная, регулируемая государством рыноч­ная экономика, базирующаяся изначально на идее удовлетворе­ния потребностей населения. Работа рыночного механизма, рост эф­фективности производства способствуют обеспечению занятости, повышению жизненного уровня населения. Социальная ориента­ция экономики должна выражаться не только в подчинении про­изводства потребителю, удовлетворении социальных потребнос­тей населения, но и а необходимом социально приемлемом пере­распределении доходов в пользу менее обеспеченных работни­ков, аккумуляции средств для оказания помощи слабообеспеченным и наиболее нуждающимся людям и предоставлении опреде­ленных социальных гарантий всему населению. Если первая зада­ча решается как бы автоматически, то социальная справедли­вость, социальная защита, обеспечиваются прежде всего посред­ством государственного вмешательства в экономику (перераспре­деление создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспе­чение и т.п.).

Таким образом, одним из важнейших, критериев социаль­ной рыночной экономики (при прочих, равных условиях) является приоритет социальной защиты социальной справедливости над эко­номической эффективностью, который отдается ради социально­го спокойствия в обществе и обеспечивается в процессе государ­ственного регулирования экономики.

Соци­альное государство должно создавать необходимые условия для обеспечения высокой эффективности развития социальной рыночной экономики. В свою очередь, социальная рыночная эконо­мно может способствовать выполнению социальным государ­ством своих социальных функций. В странах с социальным рыночным хозяйством задача госу­дарства состоит в обеспечен ни баланса между рыночной эффек­тивностью и социальной справедливостью. Социальное государ­ство активно ориентирует рыночную экономику на достижение социальных целей обществам государств

Фундаментальной основой оптимизации процесса реализации социальных программ является поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических возможностей, сведением к минимуму естественных противоречий между социальной справедливостью и экономическим прагматиз­мом.

3. Государственное регулирование экономики в развитых странах и его необходимость

В практике государственного регулирования экономики раз­витых государств нашли применение концепции двух ведущих направлений современной экономической мысли: неоклассичес­кого и кейнсианского. В ряде стран (прежде всего во Франции) применялись также идеи государственного дирижизма, разрабо­танные экономистами институциально-социологического направ­ления.

Известен ряд зарубежных концепций государственного регу­лирования экономики. Неоклассическая концепция, которая делится на монетаризм и теорию предложении; кейнсианская — на антицик­лическое (конъюнктурное) регулирование и концепция эконо­мического роста и государственного дирижизма, которая не при­жилась в развитых странах, а в странах с отсталой структурой экономики также применяется лишь им переходном этапе.

Ряд ученых экономистов: и практиков придерживается точки зрения достаточности механизмов саморегулирования ры­ночной экономики. При этом выстраивается весьма простая схема такого процесса. Возникает спрос — на него реагирует производи­тель и торговец; уменьшается или прекращается спрос на то или иное изделие или услугу — сокращается его производство или сворачивается полностью. Производитель и торговец изучают ры­ночный спрос, и вносят соответствующие коррективы. Таким образом, одним из ос­новных инструментов, обеспечивающих внутреннее саморегули­рование спроса и предложения, является маркетинг.

В соответствии с описанной выше схемой саморегулирования рынка с помощью собственных механизмов и инструментов, по мнению ее сторонников, не требуется и даже нежелательно вме­шательство государства в действия механизмов рынка.

Поэтому, прежде всего, необходимо определить границы воз­можного вмешательства государства в рыночный механизм само­регулирования, Для этого процесс управления государством ры­ночной экономикой необходимо рассмотреть на макро и микро­уровне, а методологическую основу — и широком и узком смыс­ле.

На макроуровне процесс государственного управления рыноч­ной экономикой прежде всего включает определение экономи­ческой стратегии и ее социальных целей. Характер экономических стратегий, реализуемых в развитых странах, можно проследить, рассматривая этапы эволюции мирового рыночного хозяйства; эпоха свободной конкуренции;

эпоха «массового производств» (20—30-е гг. XIX в. — 30-е гг. XX в.);

эпоха «сбыта» (с начала 30-х гг. XX в.);

«постиндустриальная» эпоха (с середины 50-х гг.).

Каждая эпоха, вырабатывает спои стратегии экономического развития, на основе чего и создастся модель развития общества. В России для смешанной экономики переходного периода, имеющей ярко выраженную специфику (охват огромного евразийского пространства, многоукладность, многонациональность, «чисто российские» традиции и пр.), едва ли применима какая-либо модель в чистом виде, Россия должна найти и применить свою модель, притом с уче­том своей специфики.

В постиндустриальном обществе к фазам воспроизводства (про­изводство — распределение — обмен — потребление) добавилась научная подготовку расширенного воспроизводства. Необходимость государственного регулирования на всех фазах воспроизводства связана с внутренними недостатками самого рыночного хозяй­ства.

«Идеальные» свойства рынка как. саморегулирующейся системы, проявляются лишь в «совершенном» рынке, а для этого не­обходимо выполнить целый ряд условий; Среди них можно выде­лить: большой и регулярный спрос, неограниченное количество участников хозяйственной деятельности, абсолютная мобильность фактора производства, свободная конкуренция среди покупате­лей и продавцов, наличие всего объема информации у участни­ков конкуренции.

Понятно, что на практике еще ни одной стране никогда не удавалось и едва ли удастся в полном объеме выполнить все эти условия.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью