- Одноковшовые экскаваторы
- Введение
- 1. Устройство и принцип работы одноковшовых экскаваторов
- 2. Классификация одноковшовых экскаваторов
- 2.1 Классификация по возможности поворота рабочего оборудования относительно опорной поверхности
- 2.2. Классификация по типу шасси
- 2.3. Классификация одноковшовых экскаваторов по типу двигателя
- 2.4 Классификация по типу механических передач (приводов рабочего оборудования)
- Заключение
- Как происходит копка траншеи экскаватором под фундамент?
- Когда нужна копка техникой?
- Виды машин для разработки траншей под основание и особенности выбора
- Как правильно выбрать?
Одноковшовые экскаваторы
Введение
Одноковшовый экскаватор — землеройная машина циклического действия для разработки (копания), перемещения и погрузки грунта. Рабочим органом является подвижный ковш, закреплённый на стреле, рукояти или канатах. Ковш загружается за счет перемещения относительно разрабатываемого грунта. При этом корпус экскаватора относительно грунта остается неподвижным — тяговое усилие создаётся механизмами экскаватора. Это отличает экскаватор от скрепера и погрузчика, где тяговое усилие при загрузке ковша создаётся перемещением корпуса машины.
Одноковшовый экскаватор — наиболее распространённый тип землеройных машин, применяемых в строительстве и добыче полезных ископаемых.
1. Устройство и принцип работы одноковшовых экскаваторов
Одноковшовый экскаватор (рис. 1) — это тоже средство передвижения, хотя и созданное для копания, подъема и разгребания грунта и материалов. Ходовая часть этих машин очень похожа на ходовую часть танка: такой же двигатель и такая же гусеничная лента. У экскаватора есть несколько стрел, и последняя кончается ковшом для зачерпывания земли. Многие экскаваторы, вроде того что изображен ниже на рисунке, имеют впереди мощный стальной щит для выравнивания территории. Так же как и на подъемном кране, в экскаваторе применяются гидравлические цилиндры для приведения в движение его стрел и ковша. Другие гидравлические двигатели и клапаны управления, находящиеся в кабине, позволяют управлять движением гусениц и бульдозерного щита. Гидроцилиндры приводятся в действие тем же двигателем внутреннего сгорания, что передвигает гусеницы экскаватора.
Основной двигатель приводит в действие насосы, которые создают избыточное давление масла в гидроцилиндрах, и при этом вытягивается стрела. Водитель в кабине с помощью рычагов управляет движениями ковша и щита (рис. 2).
Стрела поднимается и удлиняется, когда поршень в цилиндре идет вверх. А когда поршень опускается, стрела укорачивается и тоже опускается (рис. 3).
Поршень плечевого цилиндра управляет движением плеча (рис. 4).
Ковш черпает или высыпает, когда поршень его цилиндра вытягивается или втягивается. Работая в открытом карьере, экскаватор с легкостью перетаскивает камни и валуны (рис. 5).
2. Классификация одноковшовых экскаваторов
Одноковшовые экскаваторы классифицируются по:
- типу шасси;
- типу привода;
- типу рабочего оборудования;
- возможности поворота рабочего оборудования относительно опорной поверхности.
2.1 Классификация по возможности поворота рабочего оборудования относительно опорной поверхности
По возможности поворота рабочего оборудования относительно опорной поверхности одноковшовые экскаваторы делятся на неполноповоротные и полноповоротные.
Полноповоротные (рис. 6).
Рабочее оборудование, приводы, кабина машиниста и двигатель устанавливаются на поворотной платформе, которая в свою очередь устанавливается на шасси посредством опорно-поворотного устройства (ОПУ), и может поворачиваться относительно него в любую сторону на любой угол. Части гидросистемы шасси и поворотной платформы полноповоротных экскаваторов соединены с применением коллектора, что позволяет производить неограниченное количество полных оборотов в одну сторону.
Неполноповоротные (рис. 7). Рабочее оборудование закрепляется на шасси с помощью поворотной колонки. На многих машинах подобного типа поворотная колонка монтируется на поперечных направляющих, что позволяет перемещать ее вместе с рабочим оборудованием вправо-влево с последующей жесткой фиксацией для более удобного положения рабочего оборудования. Поворот рабочего оборудования осуществляется на угол 45-90 градусов от начального положения. Двигатель, механизмы, кабина машиниста размещены на неповоротном шасси. В настоящее время неполноповоротными выполняются экскаваторы, навешиваемые на тракторы.
1 — рама экскаватора, закрепленная на тракторе; 2 — Поворотная колонка; 3 — Стрела;
4 — Рукоять; 5 — Гидроцилиндр привода стрелы; 6 — Гидроцилиндр привода рукояти;
7 — Гидроцилиндр привода ковша; 8 — Ковш; 9 — Вариант установки ковша в положение обратной лопаты; 10 — Сменный грузовой крюк; 11 — Бульдозерный отвал; 12. — Выносные опоры
2.2. Классификация по типу шасси
Одноковшовые экскаваторы по типу шасси бывают навешиваемые на трактор, на автомобильном шасси, пневмоколесные, гусеничные, шагающие, железнодорожные, плавучие.
Навешиваемые на трактор (рис. 8). В качестве базового шасси используется трактор, чаще всего колёсный. Неполноповоротное экскаваторное оборудование устанавливается сзади (реже сбоку) трактора, на специальной раме. Характерный объём ковша — 0,2…0,5 м?. Применяются для выполнения небольших землеройных или погрузочных работ, чаще всего при ремонте инженерных сетей. Конструкция рабочего оборудования позволяет оперативно переставлять ковш для работы прямой или обратной лопатой. Ковш может заменяться грейфером, грузовыми вилами или крюком. Для привода используется двигатель базового трактора. Привод рабочего оборудования гидравлический. Благодаря относительно высокой скорости хода могут оперативно прибывать к месту выполнения работ, расположенных на расстоянии 20…30 км от места базирования. Трактор с навешенным экскаваторным оборудованием может использоваться также для выполнения транспортных и бульдозерных работ.
На автомобильном шасси (рис. 9). В качестве базового шасси используется грузовой автомобиль, чаще всего повышенной проходимости. Обладают высокой скоростью перемещения. Применяются в случаях, когда требуется высокая мобильность: в военном деле (инженерные войска, дорожные войска), при выполнении спасательных операций, при строительстве дорог, очистке каналов. Рабочее оборудование – преимущественно – обратная лопата. Выпускаются экскаваторы с телескопической стрелой и поворотным ковшом, позволяющим оперативно переходить от прямой лопаты к обратной. Для привода может использоваться как двигатель базового автомобиля, так и отдельный двигатель, установленный на поворотной платформе.
Пневмоколесные экскаваторы (рис. 10) имеют собственное специальное шасси, опирающееся на колёса с пневматическими шинами. Для повышения устойчивости и предотвращения сползания при загрузке ковша имеют выносные опоры. Имеют скорость хода до 30 км/ч. Могут буксироваться грузовыми автомобилями со скоростью до 40 км/ч. Проходимость по слабым грунтам ограниченная. Выпускаются в широком диапазоне размерных групп — от микроэкскаваторов с объемом ковша 0,04 м2 до тяжёлых колёсных экскаваторов — с объёмом ковша до 1,5 м?. В связи со спецификой выполняемых работ: разработка котлованов, траншей, планировочные работы — рабочее оборудование — преимущественно обратная лопата. Могут использоваться с грейфером, челюстным захватом, гидравлическим молотом для рыхления грунта. Они получили широкое распространение при выполнении различных видов строительных и ремонтных работ.
Привод колёс шасси может осуществляться как от двигателя рабочего оборудования через механические или гидравлические передачи (гидромоторы), так и от отдельного двигателя.
Гусеничные одноковшовые экскаваторы имеют собственное специальное шасси с гусеничным движителем. Обладают высокой проходимостью и малым удельным давлением на грунт при большой массе. Могут работать на слабых и переувлажнённых грунтах, в том числе на торфоразработках. Имеют скорость хода 2…15 км/ч. К месту работ перевозятся тягачами на специальных тралах.
Рабочий диапазон объёмов ковша весьма широк: от миниэкскаваторов с объёмом ковша 0,04 м3 до карьерных с объёмом ковша 10 м3. Имеются также особо тяжёлые карьерные гусеничные экскаваторы с объёмом ковша 26 м3 производства фирмы DEMAG (Германия).
Рабочее оборудование: прямая лопата, обратная лопата, драглайн. Может использоваться с грейфером, челюстным захватом, гидравлическим молотом для рыхления грунта. Получили широкое распространение в строительстве и при добыче полезных ископаемых. Ряд моделей гусеничных и пневмоколёсных экскаваторов имеют унифицированную поворотную платформу и рабочее оборудование.
Шагающие одноковшовые экскаваторы (рис. 11). Поворотная платформа с оборудованием шагающего экскаватора установлена на опорной плите. С поворотной платформой связаны лапы, которые при работе экскаватора подняты (не касаются грунта). При передвижении экскаватора лапы опираются на грунт. При этом опорная плита отрывается от грунта. Экскаватор передвигается на один шаг вперед (для некоторых моделей возможно движение назад). После этого лапы поднимаются и возвращаются в исходное положение. На шагающем ходу выпускают крупные карьерные экскаваторы с объёмом ковша 15…40 м3 и вылетом стрелы до 65…150 м. Рабочее оборудование — драглайн. Шагающими экскаваторами выполняются вскрышные работы (расчистка залежей полезных ископаемых от пустой породы), а также добыча полезных ископаемых и перемещение их в отвал (высотой до 40 м). Погрузка полезных ископаемых шагающими экскаваторами в транспортные средства осуществляться не может.
Железнодорожные одноковшовые экскаваторы (рис. 12). В качестве шасси экскаватора используется железнодорожная платформа. Применяются для ремонтных работ на железной дороге. Имеют объём ковша до 4 м3. Поворотная платформа и оборудование часто унифицировано с гусеничными экскаваторами.
Плавучий одноковшовый экскаватор (рис. 13). Рабочее оборудование (драглайн или грейфер) установлено на понтоне. Применяются для погрузочно-разгрузочных работ, добычи песка, гравия из водоемов, дноочистительных и дноуглубительных работ. От плавучих кранов, оборудованных грейферами, плавучие экскаваторы отличаются меньшей высотой и упрощённой конструкцией стрелы.
2.3. Классификация одноковшовых экскаваторов по типу двигателя
Одноковшовые экскаваторы по типу двигателя бывают паровыми, с двигателем внутреннего сгорания, электрические.
Паровые экскаваторы — в качестве двигателя используется паровая машина. Были распространены в начале 20-го века. В настоящее время не выпускаются.
Экскаваторы с двигателями внутреннего сгорания — наиболее распространённый тип. Экскаватор имеет собственный двигатель, чаще всего дизельный. Это обеспечивает автономность работы. Диапазон мощности двигателей, устанавливаемых на современные экскаваторы весьма широк.
Электрические экскаваторы — для привода рабочего оборудования используются электрические двигатели, получающие энергию от внешней сети или от собственного дизель-электрического агрегата. Электрический привод с питанием от внешней сети применяется для карьерных экскаваторов. Такие экскаваторы экономичны и не загрязняют атмосферу карьера. Электрический привод с питанием от собственного дизель-электрического агрегата применяется в плавучих экскаваторах. Электрический двигатель развивает крутящий момент при заторможенном якоре, поэтому электрическому экскаватору не нужны сложные механические передачи.
Экскаваторы, работающие во взрывоопасной среде (в шахтах) первичного двигателя не имеют. Их гидравлическое оборудование питается жидкостью высокого давления от внешней маслостанции.
2.4 Классификация по типу механических передач (приводов рабочего оборудования)
Одноковшовые экскаваторы по типу механических передач делятся на механические, электромеханические и с гидравлическим приводом.
Механические. Тяговое усилие к рабочим органам передаётся посредством канатов (или цепей), движимых лебёдками.
Механический канатный привод широко применялся на экскаваторах в прошлом.
На современных моделях канатный механический привод применяется только для драглайна или грейфера.
Электромеханические. Тяговое усилие к рабочим органам передаётся посредством канатов (или цепей), движимых лебёдками. Привод каждой лебёдки и вспомогательных механизмов осуществляется индивидуальным электрическим двигателем. Такой привод применяется на тяжелых карьерных (в том числе и шагающих) и промышленных экскаваторах
Экскаваторы с гидравлическим приводом. В экскаваторах с гидравлическим приводом усилие на элементах рабочего оборудования создается гидроцилиндрами и гидродвигателями. Двигатель экскаватора приводит во вращение гидравлический насос, создающий давление рабочей жидкости в напорной магистрали гидросистемы.
В настоящее время гидравлические экскаваторы имеют преимущественное распространение.
Заключение
В данной статье мы ознакомились с принципом работы, классификацией одноковшового экскаватора. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что — это наиболее распространённый тип землеройных машин, применяемых в строительстве и добыче полезных ископаемых.
Источник
Как происходит копка траншеи экскаватором под фундамент?
Копка траншей под фундамент экскаватором часто незаменимое решение для большой стройки. Чтобы грамотно выполнить эту задачу нужно учесть массу нюансов.
Какую землеройную машину выбрать для ленточного фундамента, сколько будет стоить копка траншей, какие проблемы и ошибки возникнут в процессе разработки грунта — все эти вопросы нужно уточнить еще на стадии проектирования.
Когда нужна копка техникой?
При обустройстве ленточных фундаментов загородных строений копка траншей обычно производится ручным и механическим способом. Первый вариант экономически выгоден, если будущий домик маленький, фундамент мелкозаглубленный, грунт легко копать, условия погоды позволяют растянуть сроки строительных работ. В иных случаях — потребуется помощь спецтехники.
Например, в зимнее время требуется предотвратить быстрое замерзание грунта в процессе копки и заливки фундамента. Если дно или стенки траншеи быстро схватятся морозом, то это повлияет на устойчивость здания, что нежелательно.
Нанять экскаваторщика также нужно, если:
- Грунт очень плотный и трудно поддается ручной копке, содержит крупные каменистые включения (более 30 см в диаметре).
- Объем земляных работ очень большой — понадобится вывозить тонны грунта за пределы участка.
- Выдалось дождливое лето. Погодный фактор очень важен, так как при воздействии осадков грунт меняет свою несущую способность. Для устранения этого недостатка со дна траншеи потребуется снимать весь влажный слой грунта до сухого основания, что приведет к удорожанию строительных работ по обустройству песчаной подушки.
Экономические расчеты показывают, что при большом объеме земляных работ гораздо дешевле оплатить за работу спецтехники, нежели одной бригаде рабочих.
При высоком уровне грунтовых вод обустраивают монолитный фундамент с возведением котлована. Этот вариант также актуален, если владелец будущего дома хочет сделать цокольный этаж или подвал. Здесь также потребуется применение спецтехники, но уже для рытья котлована. Разумеется, стоимость таких работ будет гораздо дороже обычного ленточного фундамента.
Виды машин для разработки траншей под основание и особенности выбора
Для работ по копке траншей используются несколько видов машин:
- Одноковшовые машины с гибкой или жесткой подвеской, прямой или обратной лопатой.
- Экскаваторы с драглайном или грейфером.
- Машины непрерывного действия — многоковшовые (цепные и роторные), бесковшовые (роторные), скребковые (цепные).
- Колесные, навесные или гусеничные экскаваторы.
Выбор того или иного вида спецмашины зависит от типа грунта, объемов работ и гидрогеологических условий на участке.
При загородном строительстве применяют одноковшовые механизмы с вместимостью ковша от 0,15 до 4 кубометров. Чем больший объем грунта способен переместить экскаватор, тем большую площадь он занимает на участке и тем больше обойдется его аренда.
Принципы выбора машины в зависимости от типа почвы:
- На плотных, прочных грунтах можно применять пневмоколесные машины.
- На рыхлых, сыпучих почвах, твердых породах целесообразно использовать гусеничные механизмы.
- В условиях бездорожья применяют колесные трактора с навесными приборами.
Также спецтехника выбирается в зависимости от поставленных задач:
- При копке оснований глубиной до 7 м применяют механизмы с обратной лопатой. Они удобны тем, что позволяют разработать траншеи ниже уровня стоянки.
- Экскаваторы с драглайном часто используются для разработки и копки в условиях высокого УГВ. Они имеют больший радиус действия по сравнению с обычными механизмами, копают на глубину до 16-20 м.
- Для организации высокой точности земляных работ используют механизмы со скребковым ножом, насаженным на ковш. Этот вариант уместен, если владелец участка хочет провести зачистку дна траншеи после копки механическим, а не ручным способом. При таком способе не понадобятся ручные доработки за машиной.
- Многоковшовые экскаваторы часто применяются при копке траншей для трубопроводов, под инженерные коммуникации, глубина которых ограничена.
Как правильно выбрать?
Выбор машины зависит от требуемой ширины, глубины траншеи и типа грунта. Если известны проектные параметры, то можно с легкостью подобрать вид экскаватора.
Наименьшая ширина траншеи должна равняться ширине режущей части ковша машины. На песчаных грунтах эта величина увеличивается на 0,15 м, в глинистых основаниях — на 0,1 м, на скальных породах (или мерзлых грунтах) — 0,4 м.
Источник