- Особенности устройства эксплуатируемых кровель-паркингов для различных типов покрытий и гидроизоляции
- Крыша в деле: что такое эксплуатируемая кровля и как ее сделать
- Содержание
- Что такое эксплуатируемая кровля
- 5 причин сделать эксплуатируемую крышу на вашем доме
- Недостатки и ограничения
- Виды и устройство эксплуатируемой плоской кровли
- Как сделать эксплуатируемую плоскую крышу
- Подведем итоги
Особенности устройства эксплуатируемых кровель-паркингов для различных типов покрытий и гидроизоляции
Редакция интернет-журнала «Кровли» представляет статью, суммирующую опыт корпорации ТемпСтройСистема в деле устройства эксплуатируемых кровель-паркингов.
Бородина М.В., Руководитель группы реализации проектов корпорации ТемпСтройСистема®
Клевцов А.М. Президент корпорации ТемпСтройСистема®
Торговый-развлекательный центр Аркада, г. Уфа
Кровля-паркинг — то есть эксплуатируемая кровля, на которой размещается автотранспорт, сочетает в себе свойства классической эксплуатируемой кровли, стилобата и жесткой дорожной одежды.
Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся при монтаже новых или ремонте существующих кровель такого типа, связаны с тем, что при их проектировании за основу берутся требования либо как к стилобатам, либо как кровлям, либо как дорожному покрытию.
Каждый проектировщик или Заказчик в словах “эксплуатируемая кровля-паркинг” выделяет одно слово, которое считает, в дальнейшем, главным и строит свое представление о кровле, отталкиваясь от этого. Типичный пример размышлений и ассоциаций таков:
- «эксплуатируемая» — это стилобат, нужна подземная гидроизоляция, пожарные проезды, будут нагрузки от пожарных машин, достаточно ливневой канализации, под стилобатом парковка — всегда течет; нужно сделать дешевле; постоянные проблемы.
- «кровля» — годятся обычные кровельные материалы, любые кровельные компании, применять решения для кровли; если потечет — спасет гарантия; можно нанять подрядчиков подешевле.
- «паркинг» — это парковка, главное — расставить легковые машины, достаточно уложить или переложить асфальт, нужна разметка и бордюры; покрытие почему-то разрушается, что делать?
Вот некоторые требования, с которыми мы сталкивались на реальных объектах.
Завышенные требования по нагрузке на кровлю :
Кровля-паркинг должна выдерживать нагрузку тяжелого грузового автотранспорта (пожарная машина с водой). Это требование обычно относится к стилобатной части здания, несущая способность которого существенно превышает такие нагрузки. Для кровли такая несущая способность является завышенной, и существенно перегружает здание в целом. С нашей точки зрения, эксплуатируемая кровля-паркинг должна быть рассчитана на нагрузку от легкового автотранспорта.
В отличие от стилобата, на эксплуатируемой кровле-паркинге обычно применяется кровельная система водоотведения, порой включающая многоуровневые воронки.
Гидроизоляция кровли-паркинга во многих случаях проектируется без учета сложности ремонта эксплуатируемой кровли; без учета необходимости обеспечить максимальную надежность решения; без дополнительной защиты и контроля целостности гидроизоляционных материалов.
В проект кровли-паркинга, в качестве гидроизоляции, как правило, закладываются традиционные кровельные рулонные материалы, например, мембраны толщиной от 1,2 мм (так дешевле!), которые легко повреждаются при монтаже последующих слоев, или битумные материалы, имеющие при плохом дренаже недостаточную долговечность.
Как правило, предъявляются определенные требования к асфальтовому покрытию и неопределенные – к расположенной под асфальтом бетонной плите, распределяющей нагрузку. А между тем, поскольку асфальтобетон пропускает воду, именно на распределяющую бетонную плиту приходится вся климатическая нагрузка: она водонасыщается при отсутствии защиты и размораживается, теряя несущую способность и приводя к разрушению асфальтового покрытия сверху.
Для устройства парковки на кровле используют традиционную или инверсионную кровельную систему.
Какая лучше? Обе системы надежны при правильном применении.
- Инверсионную систему выбирают, чтобы обеспечить защиту гидроизоляции и немного сэкономить на пароизоляции. Но такая система требует больших уклонов и улучшенного дренажа, чтобы не намокал утеплитель лежащий сверху. Это дополнительные расходы, которые нивелируют выгоды от применения системы. Не всегда удается попасть в высотные отметки, особенно при ремонте кровель-парковок. Игнорирование особенностей инверсионной кровли всегда заканчиваются ее переделкой. Очень часто такие ошибки формируют негативное отношение к инверсионной системе как к таковой
- Традиционную кровельную систему можно с успехом применять на кровле-паркинге используя защитные дренажные слои как элемент защиты мембраны.
Решения: ©ТСС-Эксплуатируемая кровля-паркинг, учитывающие особенности кровли, позволяющие оптимизировать состав и вес кровельного пирога, повысить его эксплуатационную надежность:
- Рекомендуется применение уклонобразующего слоя из пескобетона или керамзитобетона (не из утеплителя). При этом уложенный поверх разуклонки слой пароизоляции с полным приклеиванием будет иметь необходимый уклон и сможет выполнять роль резервного гидроизоляционного слоя.
В случае монтажа уклонов из утеплителя, пароизоляция укладывается на основание и не имеет уклонов.
- Применение паро–гидроизоляции с полным приклеиванием по праймеру обеспечивает дополнительный резервный гидроизоляционный слой, связанный с системой водоотведения, исключающий миграцию воды под кровельным пирогом.
- Теплоизоляция с необходимой прочностью для автомобильных нагрузок имеющая прочность на сжатие при 10% линейной деформации, не менее 500 кПа в соответствии с ГОСТ 17177.
- В качестве гидроизоляционного слоя необходимо использовать долговечные материалы повышенной надежности с возможностью контролировать качество гидроизоляции в процессе монтажа:
- полимерные ТПО мембраны толщиной более 1,5 мм, с сигнальным слоем;
- неармированные тоннельные мембраны, скрепляемые двойным швом со свободным каналом для контроля качества шва;
- композитные мембраны повышенной надежности Резитрикс® толщиной более 3 мм с визуальным контролем качества шва.
- Жесткий профилированный дренажный слой ( предел прочности на сжатие ГОСТ 2678-94, 400 кПа) с проклейкой швов, выступами к мембране.
- Финишным эксплуатируемым покрытием может служить монолитная железобетонная плита из аэродромного бетона с добавками — пластификаторами предотвращающими размораживание бетона, класса не ниже В30, с упрочняющей пропиткой, затертый специальными затирочными машинами с шероховатой противоскользящей поверхностью
- Дополнительные варианты — с гидроизоляционным слоем на уровне дорожной одежды — сохраняют систему с резервным гидроизоляционным слоем и при этом сокращают количество слоев:
- При использовании материалов для гидроизоляции, совмещенной с дорожной одеждой типа Рабберфлекс®ПММА;
- При использовании материалов для гидроизоляции под асфальтобетон со сцепляющим слоем, совместимым с асфальтом;
Источник
Крыша в деле: что такое эксплуатируемая кровля и как ее сделать
Плоская эксплуатируемая кровля на частном доме — тренд последних 20-30 лет. Особенно часто здания с такими крышами встречаются в плотно застроенных мегаполисах США и Японии. На миниатюрных земельных участках, которые отводятся под строительство в больших городах, сложно сделать просторную зону отдыха на открытом воздухе. А вот крыша дома для этой цели подходит идеально.
В этом — основная, хотя не единственная причина растущей популярности плоских эксплуатируемых крыш. Но, прежде чем рассказывать об особенностях таких кровель, остановимся на том, что это вообще такое.
Содержание
Что такое эксплуатируемая кровля
Эксплуатируемая кровля — это любая плоская крыша, для которой допустимы регулярные или постоянные точечные нагрузки. Если проще, то это крыша, на которой можно гулять людям и ставить мебель или оборудование без предварительной подготовки места установки.
На глаз отличить эксплуатируемую кровлю от неэксплуатируемой очень просто.
Если верхний слой кровельного покрытия — это битумная, полимерная или мембранная гидроизоляция, тогда перед вами неэксплуатируемая крыша, даже если она без проблем выдержит вес человека. По такой кровле нельзя ходить, на нее нельзя просто выставить даже стол или вазон с растением, не говоря уже о чем-то более тяжелом, потому что это приводит к ускоренному износу гидроизоляционного покрытия.
В отличие от неэксплуатируемой, плоская эксплуатируемая крыша — это точно такая же площадка, как терраса возле входа в дом. Кровельный пирог у такой крыши всегда закрыт финишным покрытием: тротуарной плиткой, террасной доской, цементно-песчаной стяжкой, асфальтом и другими подобными материалами. Также к эксплуатируемым крышам относятся все виды зеленых кровель на плоском основании.
5 причин сделать эксплуатируемую крышу на вашем доме
Обустройство плоской эксплуатируемой крыши на частных домах в городской черте стало тенденцией не просто так. У этого есть весомые причины. Вот только основные из них:
- Зона отдыха. На эксплуатируемой кровле можно сделать террасу, кинозал под открытым небом, сад на высоте и даже поставить бассейн — никаких ограничений, кроме вашей фантазии и несущей способности строительных конструкций.
- Надежность. Устройство эксплуатируемой кровли сильно снижает вероятность протечки крыши по сравнению с неэксплуатируемыми конструкциями.
- Долговечность. Ремонт плоской крыши обычно вызван необходимостью замены гидроизоляции. А под прочным финишным слоем она стареет значительно медленнее, чем в случае, когда гидробарьер защищен от солнца только слоем минеральной посыпки.
- Энергоэффективность. Через эксплуатируемую кровлю теряется меньше тепла, чем через неэксплуатируемую при использовании того же вида утеплителя. А летом крыша не так нагревается, что снижает расходы на кондиционирование помещений.
- Увеличение цены дома. Обустройство эксплуатируемой кровли значительно повышает стоимость дома, особенно если здание расположено в густонаселенном районе.
Кроме того, плоская эксплуатируемая крыша — это просто красиво. И она отлично подходит для домов, построенных в любом из современных стилей.
Недостатки и ограничения
Эксплуатируемая кровля — это дополнительный слой стяжки толщиной не менее 50 мм, причем часто не один, дренаж, финишное покрытие, сложности с разуклонкой и отводом воды. Поэтому такая крыша:
- Дорогая. Она может быть в несколько раз дороже, чем неэксплуатируемая крыша на аналогичном здании.
- Тяжелая. Под эксплуатируемую кровлю нужны мощные несущие конструкции и фундамент, поэтому ее далеко не всегда можно сделать на уже построенном доме.
- Сложная в монтаже и ремонте. Чем больше слоев в кровельном пироге, тем выше вероятность ошибки и сложнее контроль качества работ. А в случае протечки для поиска ее причины и ремонта нужно будет как минимум частично снимать финишное покрытие и разбивать стяжку.
Кроме того, на эксплуатируемой плоской кровле в большинстве случаев не делают стандартную разуклонку. Для отвода воды с нее есть свои приемы, но они не так эффективны, как правильно организованная водосточная система на обычной плоской крыше. Поэтому в регионах с большой снеговой нагрузкой выпавший снег с эксплуатируемой кровли желательно регулярно счищать.
Виды и устройство эксплуатируемой плоской кровли
По конструкции эксплуатируемые кровли делят на две большие группы:
Классическая эксплуатируемая кровля — это крыша, у которой гидроизоляция уложена поверх утеплителя. Расположение остальных слоев кровельного пирога значения не имеет.
Этот вид кровли проще и дешевле в монтаже: в кровельном пироге крыши классической конструкции меньше слоев, а в качестве утеплителя можно использовать недорогую минеральную вату. Кроме того, стандартный порядок слоев понятнее строителям, поэтому при монтаже они допускают меньше ошибок. Но из-за перепадов температур гидроизоляционный слой таких кровель стареет быстрее.
Устройство эксплуатируемой плоской кровли инверсионного типа, наоборот, предполагает монтаж гидробарьера под утеплитель. У такого решения есть два преимущества. Во-первых, теплоизоляционный слой защищает гидроизоляцию от перепадов температур. Это продлевает срок службы гидроизоляционного слоя. Во-вторых, в такой конструкции кровельного пирога не нужен паробарьер.
Но инверсионная крыша сложнее и дороже в монтаже. Поэтому, несмотря на преимущества такой конструкции, ее делают редко.
Кроме того, эксплуатируемые крыши делятся на четыре типа в зависимости от назначения:
- террасные;
- зеленые кровли;
- паркинг;
- комбинированные.
Но это условное разделение. Например, к террасным кровлям относятся все «пешеходные» крыши — от простого перехода между зданиями до полноценной зоны отдыха с устройством каменной жаровни. Поэтому универсальных схем таких крыш нет — оптимальная конструкция сильно зависит от конкретной задачи и условий.
Как сделать эксплуатируемую плоскую крышу
Перейдем от теории к практике. Для тех, кто решил, что аргументы в пользу эксплуатируемой кровли достаточно весомые для того, чтобы сделать такую крышу на собственном доме, мы составили подробную инструкцию по ее монтажу. В качестве основы мы взяли простую кровлю классической конструкции без устройства внутреннего водостока, поскольку именно ее чаще всего выбирают при строительстве частного дома.
Итак, как сделать эксплуатируемую кровлю:
- На бетонном основании заделывают все щели между плитами герметиком.
- Делают уклонообразующий слой из легких бетонов и тщательно выравнивают его. Подходит любой наполнитель, но лучше всего, если это будет керамзит. В этом случае слой даст не только уклон, но и неплохую теплоизоляцию.
- Уклонообразующему слою дают набрать прочность, после чего на нем убирают дефекты: заделывают выемки, трещины, сколы.
- В местах примыканий бетонного основания к стенам из раствора делают галтели — очень похожие на плинтуса переходные элементы 100×100 мм треугольной или вогнутой формы, которые помогают избежать залома и разрыва пароизоляции.
- После застывания галтелей поверхность очищают от мусора и грязи, обеспыливают.
- В зависимости от вида пароизоляции поверхность либо праймируют (покрывают битумной или полимерной грунтовкой), либо наносят на нее клей. Важно, чтобы бетон был сухой. Большинство материалов нельзя применять, если влажность бетонной поверхности больше 15%.
- На бетонное основание монтируют пароизоляцию с обязательным заведением ее на стену на всю высоту теплоизоляционного слоя.
- Поверх пароизоляции укладывают утеплитель. Оптимально, если теплоизолирующий материал не вбирает влагу. Например, это может быть экструдированный пенополистирол или пенополиуретан. Но допустима и обычная минеральная вата в плотных плитах.
- На плитах расстилают гидроизоляцию как минимум в два слоя. В зависимости от типа, ее либо фиксируют механически, либо сплавляют по стыкам. Гидробарьер заводят на стены на 150-200 мм.
- Поверх гидроизоляции заливают армированную цементно-песчаную стяжку толщиной минимум 50 мм.
- После застывания стяжки на нее укладывают финишное покрытие.
При использовании для теплоизоляции эксплуатируемой плоской крыши гигроскопичных утеплителей очень важно следить, чтобы пароизоляционный и гидроизоляционный слои соединились в один замкнутый контур. Это необходимо, чтобы защитить утеплитель от попадания влаги как со стороны помещения, так и снаружи.
Подведем итоги
Эксплуатируемая кровля — это крыша, на которой можно сделать зону отдыха или установить оборудование без необходимости подготовки участка под него. Такая крыша надежна, долговечна, хорошо сохраняет тепло, не дает чрезмерно нагреваться дому летом и повышает его стоимость. Но она дорогая, сложная в ремонте и монтаже, а еще очень тяжелая. Поэтому эксплуатируемую крышу часто нельзя сделать на уже построенных зданиях без укрепления фундамента и несущих конструкций.
Как сделать эксплуатируемую крышу:
- залить уклонообразующий слой;
- закрепить пароизоляцию;
- уложить утеплитель;
- смонтировать гидроизоляцию;
- залить стяжку;
- уложить финишное покрытие.
Источник