- Особенности устройства эксплуатируемых кровель-паркингов для различных типов покрытий и гидроизоляции
- Особенности устройства эксплуатируемых кровель-паркингов для различных типов покрытий и гидроизоляции.
- Эксплуатируемая кровля в гараже: варианты устройства
- Эксплуатируемые кровли гаражей
- Виды эксплуатируемых кровель
- Традиционные
- Система водостока
- Инверсивные
Особенности устройства эксплуатируемых кровель-паркингов для различных типов покрытий и гидроизоляции
Редакция интернет-журнала «Кровли» представляет статью, суммирующую опыт корпорации ТемпСтройСистема в деле устройства эксплуатируемых кровель-паркингов.
Бородина М.В., Руководитель группы реализации проектов корпорации ТемпСтройСистема®
Клевцов А.М. Президент корпорации ТемпСтройСистема®
Торговый-развлекательный центр Аркада, г. Уфа
Кровля-паркинг — то есть эксплуатируемая кровля, на которой размещается автотранспорт, сочетает в себе свойства классической эксплуатируемой кровли, стилобата и жесткой дорожной одежды.
Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся при монтаже новых или ремонте существующих кровель такого типа, связаны с тем, что при их проектировании за основу берутся требования либо как к стилобатам, либо как кровлям, либо как дорожному покрытию.
Каждый проектировщик или Заказчик в словах “эксплуатируемая кровля-паркинг” выделяет одно слово, которое считает, в дальнейшем, главным и строит свое представление о кровле, отталкиваясь от этого. Типичный пример размышлений и ассоциаций таков:
- «эксплуатируемая» — это стилобат, нужна подземная гидроизоляция, пожарные проезды, будут нагрузки от пожарных машин, достаточно ливневой канализации, под стилобатом парковка — всегда течет; нужно сделать дешевле; постоянные проблемы.
- «кровля» — годятся обычные кровельные материалы, любые кровельные компании, применять решения для кровли; если потечет — спасет гарантия; можно нанять подрядчиков подешевле.
- «паркинг» — это парковка, главное — расставить легковые машины, достаточно уложить или переложить асфальт, нужна разметка и бордюры; покрытие почему-то разрушается, что делать?
Вот некоторые требования, с которыми мы сталкивались на реальных объектах.
Завышенные требования по нагрузке на кровлю :
Кровля-паркинг должна выдерживать нагрузку тяжелого грузового автотранспорта (пожарная машина с водой). Это требование обычно относится к стилобатной части здания, несущая способность которого существенно превышает такие нагрузки. Для кровли такая несущая способность является завышенной, и существенно перегружает здание в целом. С нашей точки зрения, эксплуатируемая кровля-паркинг должна быть рассчитана на нагрузку от легкового автотранспорта.
В отличие от стилобата, на эксплуатируемой кровле-паркинге обычно применяется кровельная система водоотведения, порой включающая многоуровневые воронки.
Гидроизоляция кровли-паркинга во многих случаях проектируется без учета сложности ремонта эксплуатируемой кровли; без учета необходимости обеспечить максимальную надежность решения; без дополнительной защиты и контроля целостности гидроизоляционных материалов.
В проект кровли-паркинга, в качестве гидроизоляции, как правило, закладываются традиционные кровельные рулонные материалы, например, мембраны толщиной от 1,2 мм (так дешевле!), которые легко повреждаются при монтаже последующих слоев, или битумные материалы, имеющие при плохом дренаже недостаточную долговечность.
Как правило, предъявляются определенные требования к асфальтовому покрытию и неопределенные – к расположенной под асфальтом бетонной плите, распределяющей нагрузку. А между тем, поскольку асфальтобетон пропускает воду, именно на распределяющую бетонную плиту приходится вся климатическая нагрузка: она водонасыщается при отсутствии защиты и размораживается, теряя несущую способность и приводя к разрушению асфальтового покрытия сверху.
Для устройства парковки на кровле используют традиционную или инверсионную кровельную систему.
Какая лучше? Обе системы надежны при правильном применении.
- Инверсионную систему выбирают, чтобы обеспечить защиту гидроизоляции и немного сэкономить на пароизоляции. Но такая система требует больших уклонов и улучшенного дренажа, чтобы не намокал утеплитель лежащий сверху. Это дополнительные расходы, которые нивелируют выгоды от применения системы. Не всегда удается попасть в высотные отметки, особенно при ремонте кровель-парковок. Игнорирование особенностей инверсионной кровли всегда заканчиваются ее переделкой. Очень часто такие ошибки формируют негативное отношение к инверсионной системе как к таковой
- Традиционную кровельную систему можно с успехом применять на кровле-паркинге используя защитные дренажные слои как элемент защиты мембраны.
Решения: ©ТСС-Эксплуатируемая кровля-паркинг, учитывающие особенности кровли, позволяющие оптимизировать состав и вес кровельного пирога, повысить его эксплуатационную надежность:
- Рекомендуется применение уклонобразующего слоя из пескобетона или керамзитобетона (не из утеплителя). При этом уложенный поверх разуклонки слой пароизоляции с полным приклеиванием будет иметь необходимый уклон и сможет выполнять роль резервного гидроизоляционного слоя.
В случае монтажа уклонов из утеплителя, пароизоляция укладывается на основание и не имеет уклонов.
- Применение паро–гидроизоляции с полным приклеиванием по праймеру обеспечивает дополнительный резервный гидроизоляционный слой, связанный с системой водоотведения, исключающий миграцию воды под кровельным пирогом.
- Теплоизоляция с необходимой прочностью для автомобильных нагрузок имеющая прочность на сжатие при 10% линейной деформации, не менее 500 кПа в соответствии с ГОСТ 17177.
- В качестве гидроизоляционного слоя необходимо использовать долговечные материалы повышенной надежности с возможностью контролировать качество гидроизоляции в процессе монтажа:
- полимерные ТПО мембраны толщиной более 1,5 мм, с сигнальным слоем;
- неармированные тоннельные мембраны, скрепляемые двойным швом со свободным каналом для контроля качества шва;
- композитные мембраны повышенной надежности Резитрикс® толщиной более 3 мм с визуальным контролем качества шва.
- Жесткий профилированный дренажный слой ( предел прочности на сжатие ГОСТ 2678-94, 400 кПа) с проклейкой швов, выступами к мембране.
- Финишным эксплуатируемым покрытием может служить монолитная железобетонная плита из аэродромного бетона с добавками — пластификаторами предотвращающими размораживание бетона, класса не ниже В30, с упрочняющей пропиткой, затертый специальными затирочными машинами с шероховатой противоскользящей поверхностью
- Дополнительные варианты — с гидроизоляционным слоем на уровне дорожной одежды — сохраняют систему с резервным гидроизоляционным слоем и при этом сокращают количество слоев:
- При использовании материалов для гидроизоляции, совмещенной с дорожной одеждой типа Рабберфлекс®ПММА;
- При использовании материалов для гидроизоляции под асфальтобетон со сцепляющим слоем, совместимым с асфальтом;
Источник
Особенности устройства эксплуатируемых кровель-паркингов для различных типов покрытий и гидроизоляции.
Особенности устройства эксплуатируемых кровель-паркингов для различных типов покрытий и гидроизоляции.
Авторы: Бородина М.В., Клевцов А.М.
Докладчик: Бородина Марина Васильевна. (ТемпСтройСистема)
Эксплуатируемая кровля-паркинг т.е. кровля, предназначенная для размещения на ней автотранспорта, сочетает в себе свойства эксплуатируемой кровли, стилобата и жесткой дорожной одежды.
Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся при монтаже новых или ремонте существующих эксплуатируемых кровель-паркингов, связаны с тем, что при их проектировании в качестве приоритетных предъявляются требования как к стилобатам, либо как кровлям, либо как дорожному покрытию.
Некоторые проблемы, с которыми мы сталкивались на объектах:
Завышенные требования по нагрузке на кровлю:
Кровля-паркинг должна выдерживать нагрузку тяжелого грузового автотранспорта (пожарная машина с водой). Это требование относится к стилобатной части здания, несущая способность которого существенно превышает эти нагрузки. Для кровли такая несущая способность является завышенной, и существенно перегружает здание в целом. С нашей точки зрения, эксплуатируемая кровля-паркинг должна быть рассчитана на нагрузку от легкового автотранспорта.
В отличие от стилобата, на эксплуатируемой кровле-паркинге должна быть предусмотрена надежная дренажная система, система водоотведения, включающая многоуровневые воронки.
Гидроизоляция кровли-паркинга во многих случаях проектируется без учета сложности ремонта эксплуатируемой кровли и необходимости обеспечить максимальную надежность решения.
дополнительной защиты и контроля целостности гидроизоляционных материалов.
В проект кровли-паркинга, в качестве гидроизоляции, как правило, заложены традиционные кровельные рулонные материалы, например, мембраны толщиной 1,2 мм, которые легко повреждаются при монтаже последующих слоев или битумные материалы, имеющие при плохом дренаже недостаточную долговечность.
Как правило, предъявляются определенные требования к асфальтовому покрытию и менее жесткие – к расположенной под асфальтом распределяющей нагрузку бетонной плите. А между тем, поскольку асфальтобетон – пористый материал и пропускает воду, именно на распределяющую бетонную плиту приходится основная климатическая и эксплуатационная нагрузка.
В результате для эксплуатируемой кровли-паркинга используется бетон низкой марки, недостаточной морозостойкости, без достаточной гидрофобизации и т.д.
Традиционная или инверсионная система?
Инверсионная кровельная система, казалось бы, обеспечивает дополнительную защиту слою гидроизоляции. Поэтому ее часто применяют для эксплуатируемых кровель. Но проектируя инверсионную кровлю, как правило, не учитывают, что такая система требует больших уклонов и улучшенного дренажа. На большой площади кровли-паркинга это существенно увеличивает расход материалов, высоту парапетов и усложняет конструкцию. Игнорирование особенностей инверсионной кровли всегда заканчиваются ее переделкой. Очень часто такие ошибки формируют негативное отношение к инверсионной системе как к таковой
Традиционную кровельную систему можно с успехом применять на кровле-паркинге используя защитные дренажные слои как элемент защиты мембраны.
Решения группы ТемпСтройСистема: ©ТСС-Эксплуатируемая кровля-паркинг учитывают особенности кровли, предназначенной для размещения автотранспорта, и позволяют оптимизировать состав и вес кровельного пирога, повысить его эксплуатационную надежность.
Рекомендуемые варианты кровельного пирога
Базовый пирог с резервным гидроизоляционным слоем без разуклонки | Рекомендуемый базовый пирог с резервным гидроизоляционным слоем по разуклонке | Пирог ПММА Гидроизоляция и дорожная одежда с резервным гидроизоляционным слоем по разуклонке | Рекомендуемый простой пирог с гидроизоляцией под асфальт с резервным гидроизоляционным слоем по разуклонке |
Плита перекрытия | |||
Пароизоляционный -гидроизоляционный слой, | Разуклонка (пескобетон, керамзитобетон) кроме минваты или полистирола | ||
разуклонка из утеплителя | Пароизоляционный -гидроизоляционный слой (типа Паробарьер 1000 по праймеру) | ||
Утеплитель с необходимой прочностью на сжатие (типа Carbon 500) | |||
разделительный слой при необходимости | |||
Гидроизоляционный слой | разгрузочная бетонная плита | ||
Дренажно-защитный слой выступами вниз( с проклейкой швов) | гидроизоляция с дорожной одеждой Типа Рабберфлекс ПММА | Гидроизоляция со сцепляющим слоем совместимая с асфальтом | |
разгрузочная бетонная плита | Асфальтобетон | ||
защита бетона | |||
Двойные воронки | Двойные воронки | Двойные воронки |
Группа ТемпСтройСистема обладаем многолетним практическим опытом в области гидроизоляции кровель, стилобатов, подземных, дорожно-транспортных сооружений и мостов. Именно практический опыт в этих областях опыт позволяет нам разрабатывать и рекомендовать оптимальный состав эксплуатируемой-кровли-паркинга.
Источник
Эксплуатируемая кровля в гараже: варианты устройства
Зачастую владельцы земельных участков и строений сталкиваются с необходимостью рационального использования имеющихся площадей вследствие их дефицита. Грамотно использовать можно и поверхность плоских крыш. Эксплуатируемая кровля в гараже также позволяет создать дополнительное пространство, которое можно рационально освоить.
Эксплуатируемые кровли гаражей
Эксплуатируемый вид кровли представляет собой плоскую кровлю, состоящую из многослойного пирога, которая предназначена для использования в качестве зоны отдыха, прогулок, занятий спортом. На ней могут быть оборудованы паркинги, вертолетные площадки, бассейны, корты, террасы, патио, кафе, сады и т.д.
В качестве такой площадки могут применяться крыши зданий, гаражей, веранд, оранжерей, бань, перекрытия подземных сооружений (подвалов, автостоянок, других помещений).
Эксплуатируемые кровли могут занимать всю площадь над постройкой или лишь ее часть. Приспособлены для таких конструкций могут быть частные гаражи, соединенные с жилыми строениями, и многоэтажные гаражные комплексы.
Важно! Эксплуатируемые кровли могут быть устроены как на нулевых уровнях, так и над поверхностью земли.
Эксплуатируемые конструкции подвержены воздействию внешних факторов (температурным перепадам, излучению солнца, влажности) и значительным нагрузкам:
- снеговым;
- ветровым;
- от размещенного оборудования, передвижения людей и автомобилей;
- от веса использованных при строительстве строительных материалов.
В соответствии с СП 17.13330.2011 проектирование эксплуатируемых кровель должно проводиться с учетом всех возможных нагрузок.
Чем хороши дома с эксплуатируемой кровлей:
- появляется дополнительное полезное пространство для организации досуга;
- для мегаполисов такие конструкции становятся отличным решением в условиях острого дефицита площадей;
- сооружения приобретают уникальный внешний вид.
Интересную информацию по теме можно узнать из видео в этой статье.
Виды эксплуатируемых кровель
Как могут использоваться плоские эксплуатируемые кровли:
- для размещения зон проведения досуга (такие конструкции условно называют «кровля — терраса»);
- в качестве паркинга автотранспорта;
- с системой озеленения;
- комбинацией всех вариантов.
- На кровлях — террасах размещают натуральное или искусственное покрытие. Здесь можно заниматься спортом в установленных бассейнах, на кортах и тренажерах, гулять по дорожкам, отдыхать на террасах, проводить время в кафе, слушать выступления артистов, просто загорать или своими руками жарить шашлык.
- Паркинги позволяют обеспечить место хранения автомобилей. Но при их сооружении следует учитывать значительные нагрузки на материалы и перекрытия.
- При устройстве кровель с системой озеленения важное значение имеет правильный подбор композиций растений, плодородного слоя и учет особенностей их корневой системы.
Необходимо соблюдать толщину грунта, которая должна обеспечивать рост корней. Предотвратить разрушение конструкции кровли можно при помощи противокорневой защиты.
Для этих целей используется нетканый геотекстиль или полимерно-битумные мембраны. Создать нормальные условия для развития растений, имеющих развитую корневую систему, можно, разместив их в индивидуальных кадках или клумбах.
До недавнего времени устройство плоских кровель предполагало размещение гидроизоляции над слоем утеплителя для его защиты от воздействия влаги. Однако сейчас на рынке строительных материалов появились теплоизоляционные материалы, имеющие низкий показатель водопоглощения.
Это дало возможность при устройстве пирога располагать гидроизоляционный ковер под утеплителем. Кровли получили название перевернутых или инверсионных. Такой вид конструкции продлевает срок эксплуатации гидроизоляции.
Рассмотрим оба вида, различающиеся схемой устройства.
Традиционные
Традиционная эксплуатируемая кровля состоит из следующих элементов:
- Плит перекрытия. Это несущее основание, чаще всего железобетонное, принимает на себя все нагрузки от находящихся сверху предметов и людей.
- Выравнивающего слоя для образования уклона. Разуклонка необходима для отведения воды с кровельной поверхности в заданном направлении. Если не предусмотреть уклон (согласно СНиП эксплуатируемая кровля должна иметь уклон 1.5 — 3 градуса), крышей из-за скапливающейся воды нельзя будет пользоваться. Для устройства этого слоя применяют сыпучие материалы, такие как щебень, крошку, или керамзит или выполняют заливку бетонным раствором с полимерными или сыпучими наполнителями.
Уклонообразующий слой может быть выполнен и из пенополиуретана или каменной ваты. Именно последний вид строительных материалов используется в системе Руф-Уклон (на фото).
Суть системы в том, что для каждой крыши производятся индивидуальные расчеты, позволяющие подобрать оптимальный угол уклона для удаления воды. Исходя из полученных данных, на заводе производят набор панелей из каменной ваты, имеющих необходимый уклон.
После сборке конструкции на крыше ее покрывают жидкой резиной. С помощью этой системы плит можно обеспечить сток воды, выполнить утепление и создать дополнительный слой гидроизоляции.
- Песчано-цементной стяжки. Для ее изготовления обычно используется смесь из песка (3 части) и цемента (1 часть), разбавленная водой или готовый состав, который разводится, как указывает инструкция. Толщина прослойки не должна быть меньше 20 мм.
- Пароизоляции. Она предотвращает проникновение паров из помещения, находящегося под крышей, в слой теплоизоляции. Выполнить пароизоляцию можно при помощи наплавляемых битумных составов, самоклеящихся пленок или мастик.
- Теплоизоляции. Утеплитель должен быть устойчивым к внешним воздействиям и нагрузкам механического типа, прочным, негорючим и долговечным. Его толщина зависит от характеристик используемого материала и региона, где выполняется строительство. Часто в качестве теплоизоляционного слоя используют пенополистирол, фиксируемый с помощью мастики.
- Гидроизоляции. Для устройства гидроизоляционного ковра применяют герметики и мембраны, изготовленные из полимеров, битума или ПВХ, а также жидкую резину. Материалы должны выдерживать механические нагрузки, быть стойкими к растяжению и долговечными.
Монтаж мембран производится перпендикулярно уклону кровли. Обязательно следует предусмотреть нахлест покрытия (боковой — 12 см, торцевой — 7 см). Для фиксации мембран используется горячий воздух или герметик.
- Профилированной дренажной мембраны. Она необходима для удаления воды, попадающей внутрь пирога кровли через стыки финишного покрытия (если они есть). Состоит дренажный слой из дренажного ядра (используют керамзит, шлак или дренажные маты) и фильтрующей части (применяют термоскрепленный геотекстиль). Дренажное ядро должно вентилироваться, иначе возможно появление неприятных запахов.
- Финишного покрытия. Оно может быть устроено из гравийной или песчаной подсыпки, цементной стяжки, террасной доски, газона, керамической, резиновой (если необходима мягкая кровля гаража) или тротуарной плитки или другого подходящего материала. Важным требованием к используемому материалу является его нескользящая поверхность.
Идеально ровную поверхность можно создать при помощи полимерных покрытий. При обустройстве на крыше гаража спортивной площадки можно в качестве финишного слоя использовать стяжку, покрытую резиновой краской.
Система водостока
Применяются внутренние и наружные системы. Первый вид относится к наименее популярным. Эксплуатируемые кровли обычно оборудуются наружными водостоками. Конструктивно они представляют собой систему, состоящую из труб и желобов.
Материалами для изготовления элементов водостока могут выступать алюминий, оцинкованная сталь, пластик или медь. Попадающая на крышу вода собирается в желоба круглой или квадратной формы, после чего удаляется через воронки по трубам водостока, закрепленным на стенах строения.
Важно! Необходимо предусмотреть ограждение по периметру кровли. Его высота может зависеть от того, как именно используется кровля.
Долговечность традиционной кровли напрямую зависит от характеристик материалов, используемых при ее устройстве, соблюдении технологии монтажа, особенностей эксплуатации площадки. Но гидроизоляционный слой такой системы имеет меньшую долговечность, так как не защищен утеплителем от воздействий температур, что приводит к ускоренному старению материала и необходимости проводить периодический ремонт кровли гаража.
Инверсивные
Если сооружается инверсионная кровля: устройство ее предполагает наличие в конструкции следующих составных частей:
- несущей плиты;
- слоя для образования уклона;
- выравнивающей стяжки;
- гидроизоляционного слоя;
- теплоизоляции;
- дренажной мембраны;
- защитного и фильтрующего слоя;
- финишного материала.
Устройство инверсионной кровли производится по той же технологии, что использовалась и для монтажа традиционной. Отличие заключается в расположении слоя утеплителя, который может иметь контакт с влагой.
Подобная конструкция предполагает применение теплоизоляционных материалов, имеющих низкое водопоглощение (по действующим стандартам в инверсионных кровлях в качестве теплоизоляции должны использоваться материалы с водопоглощением не более 0,7% по объему за 28 суток). Вариантом утеплителя может стать экструдированный пенополистирол.
Из-за повышенных требований к теплоизоляционным материалам их выбор — ограничен. Но гидроизоляционный ковер служит долго вследствие своей защищенности и более равномерного распределения нагрузок на него. К тому же цена на ЭППС — ниже, чем на минеральную вату, которая чаще всего используется в традиционных конструкциях.
При подготовке к устройству эксплуатируемой кровли в гараже можно не заниматься подбором материалов самостоятельно, а довериться профессионалам и взять на вооружение готовые технологии, например, использовать систему «ТЕХНОНИКОЛЬ КРОВЛЯ».
Эксплуатируемая кровля гаража позволяет рационально использовать не только само помещение по назначению, но и поверхность его крыши. Это позволяет разместить на минимальной площади большое количество зон различного назначения.
Источник