Эссе «Экологическая культура мира»
Данное сочинение призывает учиться быть экологически культурными гражданами своей планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_kultura_mira._lobova_10.docx | 14.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая культура мира.
Планета Земля – это не просто планета Солнечной системы, это наш дом: место где обитают множество живых организмов, способных развиваться и мыслить, множество растений, огромное количество полезных ископаемых и, наконец, единственное место во всей Вселенной где возможна жизнь.
Нашу планету населяют много народов, которые всеми доступными способами стараются возвысить рейтинг своей страны: с каждым днем совершенствуя себя с помощью истребления «даров» природы человек не замечает, как причиняет боль своей родной планете и другим её жителям.
Нашему общему дому угрожает опасность. Индустриальное развитие народов, населяющих планету, неотъемлемо связано с вопросом сохранения нашей планеты путем улучшения экологии. За годы существования человечества экология планеты понесла невосполнимый ущерб. Вырубка лесов на переработку бумаги, убийство диких животных ради дорогих мехов, загрязнение воды, от которой умирают животные, безвозвратно истреблены некоторые виды животных, появились озоновые дыры, высохли некоторые реки и озера, каждый день люди, живущие в городах, дышат выхлопными газами, разрушая себе легкие, и это не все изменения, которые произошли с природой в последнее время. Хочу заметить, ресурсы планеты не безграничны.
Порядок на планете, прежде всего, начинается с порядка в собственном доме, квартире, в своём дворе и на улицах. В последнее время человечество задумалось о вреде своей деятельности. Все чаще появляются экологические патрули, которые помогают людям сохранить и по возможности восстановить утраченные ценности: вместо срубленных деревьев сажают новые, призывают не бросать мусор и не разжигать костры в лесу, приучают к экологической культуре. Детям с самого маленького возраста прививают любовь к природе. С ростом экономики на производственных площадях заводов и фабрик дополнительно устанавливаются мощные очистные сооружения, которые минимизируют попадание вредных веществ в окружающую среду. Каждый человек может как оказать негативное влияние на экологию, так и способствовать её улучшению.
Нужно беречь нашу землю и ее обитателей. Порядок на планете – это в первую очередь уровень культуры проживающих на ней людей. Давайте будем культурными!
Источник
Эссе на тему: «Экологическая культура в современном мире»
Предмет: | Воспитательная работа |
Категория материала: | Статьи |
Автор: | Степанова Елена Анатольевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 22.20 Kb |
Понятие «экологическая культура»Сегодня словосочетание «экологическая культура» стало довольно привычным. Понятие «экологическая культура» состоит из двух слов – «культура» и «экология».
Слово «культура» многозначное, характеризующее сферу бытия человека и употребляющееся в связи с этим в самых разных ситуациях и контекстах. Неслучайно культуру называют «второй природой».
Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают, а так же надорганизменные системы, их структуру и функционирование. Помимо этого экология рассматривает эволюцию экосистем и биосферы, взаимосвязь между
человеком и окружающей средой, являясь основой рационального природопользования и охраны экосистемы.
Необходимо подчеркнуть, что современные люди наконец-то услышали ключевое слово в понятии «экология» – это ДОМ, которым является вся экосреда. В рамках экологии человек получает знания о доме как среде своего обитания. Подобное привело к тому, что сегодня понятие экологии приобрело широкое значение, характеризуя не только проблемы связанные с окружающей средой и ее охраной.
Экологическая культура – является составной частью общечеловеческой культуры. Она представляет собой мировоззренческую систему взглядов, установок и ценностей, социальных отношений и этических норм, определяющих и регулирующих взаимоотношения человека и окружающего мира природы.
Почему в последнее время мы все чаще говорим об экологической культуре, создавая ее различные концепты? Ответ на этот вопрос связан с тем, что на нашей планете становится все больше загрязненных и экологически неблагоприятных мест: мелеют реки, увеличиваются пустыни, истощаются земные ресурсы, меняются климатические условия, возникают аномалии в погоде…
С чем связана сложившаяся негативная ситуация? Ответ на этот вопрос коренится в самом процессе потребления и его идеологии, сформировавшей современное «общество потребления».
Религиозные отношения к природным богатствам Но необходимо заметить, начало процессу потребления ресурсов планеты положено в глубокой древности, с момента появления человека, которому для жизнедеятельности были нужны пища, жилище, тепло и другое. Исходя из этого, можно констатировать факт, что культура потребления, продолжавшаяся не одно тысячелетие, напрямую связана с появлением человека и обустройством его быта, где постепенно формировались идеи удобства, комфорта и роскоши. При этом, если взять мировоззренческо-религиозные концепции (буддизм, христианство, ислам и другие национальные учения), то в них существует определенный закон, предписывающий не брать ничего лишнего из природы. В религиозных концепциях не поощрялись жадность, расточительность и неумеренность в потреблении – все это мешало постичь Бога и его творения.
В настоящее время картина распределения населения Земли по религиозному признаку сложилась следующим образом: христиане – 33 %, мусульмане – 23%, индуисты – 14%, буддисты – 6,7%, традиционные китайские религии – 6,6%, иудеи – 0,2%.
На формирование экологической культуры западной цивилизации во многом оказало влияние христианство, на формирование экологической культуры народов Востока – философско-религиозные концепции, возникшие в Индии, Китае и Японии. Великие восточные религии – индуизм и буддизм – ориентируют человека на преодоление границы, отделяющей его от мира природы. В этих религиях человек не выделяется из мира живой природы и не противопоставляется ей, являясь ее органичным компонентом. Ярким тому подтверждением можно считать «круг перерождений» (сансара) в буддизме. На каждом круге может произойти перевоплощение не только в другого человека, но и в любого представителя живой природы. В дзен-буддизме наблюдается наиболее полное слияние человека с природой. Согласно этому учению, каждая частица мира содержит душу Будды, и поэтому проявление уважительного отношения к окружающей среде – есть не что иное, как проявление любви и почитания к великому Созидателю природы. Сам Будда почитал жизнь во всех ее проявлениях. Неслучайно до сих пор земли, окружающие буддийские монастыри, представляют собой уникальные заповедники.
В шкале ценностей представителей восточной цивилизации природа занимает одно из первых мест. Здесь считается, что именно природа играет огромную роль в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения.
Экологические принципы христианского учения являются несколько иными, отличными от восточных культур.
Христианская картина мира жестко иерархизирована. Библия возвеличивает не природу, а верующего человека и Бога-творца. То есть акценты священной книги христиан расставлены следующим образом. Здесь ключевым моментом является духовное совершенство человека, в результате которого принижается ценность земных богатств, открывается путь к спасению и конечной обители – «небесному царству», то есть конечной целью земного существования человека является небо, а земля – это лишь временное пристанище. Это приводит к тому, что наиболее радикально настроенные критики в своих интерпретациях сравнивают жизнь христианина на земле с пребыванием на чужбине. По их мнению, такие нравственные установки не способствуют формированию экологической культуры, направленной на понимание окружающего мира как дома и гармоничного, устойчивого существования в нем.
Но в тоже время, в Новом завете не раз подчеркивается связь человека с миром живой природы. Обязанностью человека является сохранение и приумножение божественных даров природы. Господь вырастил сад и поселил в нем человека, чтобы он заботился о нем. Человек не имел права на собственность райским садом: ему лишь разрешено было пользоваться дарами и хранить сад для Хозяина.
Следует отметить, что в разных христианских направлениях имеются свои особенности формирования экологической культуры. Пожалуй, наибольшую активность в решении экологических проблем на современном этапе развития христианства демонстрирует православная христианская церковь. Православные богословы связывают современные экологические проблемы с духовным опустошением человека, отклонением людей от христианских принципов.
Католическая церковь подчеркивает невозможность решения экологических и прочих проблем в мире, где периодически развязываются войны и постоянно производится оружие, в том числе оружие массового уничтожения. В 60-70-гг. ХХ века католическая церковь резко осудила научно-технический прогресс, но при этом не предложила оригинальной экологической концепции.
Последователи протестантизма в качестве основного пути решения экологических проблем предлагают «жизнь во славу Бога», которая будет разумно аскетичной, лишенной роскоши, но при этом духовно насыщенной. По их мнению, экологическое равновесие может обеспечить только разумное самоограничение и духовное обогащение человека, которые будут гарантировать снижение уровня потребления природных ресурсов. Специфика протестантской оценки научно-технического прогресса выражается в разработке идеи «нового качества жизни», достигаемого на основе религиозного контроля за развитием науки и техники. Осознав, что остановить прогресс и развитие науки невозможно, теологи выдвинули идею сотрудничества церкви с учеными, но при условии «возвращения утраченной связи научного знания с религиозными ценностями».
Определенные идеи, связанные с экологической культурой, можно обнаружить и в исламе – самой молодой мировой религии. Экологические основания ислама можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, окружающая среда – это одно из творений Бога, поэтому ее защита символизирует проявление любви к Всевышнему. Во-вторых, в природе все гармонично и все ее компоненты необходимы, за что необходимо восхвалять мудрого Создателя. В-третьих, все законы мироздания и природы сотворены Богом, основываясь на абсолютной ценности жизни. Любые попытки нарушить законы Бога и загрязнить/сократить/уничтожить жизнь должны пресекаться. В-четвертых, мусульманин должен понимать, что человек не является единственным видом на Земле, что с необходимостью требует бережного отношения с другими существами из мира флоры и фауны. В-пятых, ислам призывает человека строить свои отношения со всем существующим в мироздании на основе равенства и справедливости (вспомним, один из пророков учил, что Аллах предписал равенство всех). В-шестых, должен соблюдаться баланс Вселенной, созданной Богом, так как «все им вымерено». В-седьмых, природа создана не только для нынешнего поколения: это дар Бога на все времена.
Факторы, влияющие на формирование экологической культурыЭкологизация охватывает философские, политические, социальные, экономические, правовые, нравственно-этические аспекты деятельности современного общества. Однако трудно переоценить роль семьи в формировании экологической культуры подрастающего поколения.
Семья является важнейшим элементом общества, его фундаментом. Именно в семье закладываются базовые ценности, формируется жизненный сценарий, культура поведения и потребления. Как правило, семья является основной поддержкой человека на протяжении жизни, именно с ней связаны ключевые, а нередко поворотные моменты (в том числе, радостные и трагические).
Важную роль в возрождении духовности и патриотизма, в преодолении современного экологического кризиса и достижении устойчивого развития регионов и страны в целом играет национальная система образования.
Современная система образования должна способствовать выработке таких форм социальной активности, которые свели бы к минимуму экологические риски. Образование призвано сыграть ведущую роль в пропаганде нравственных ценностей и изменении поведения человека в экосистеме, связанном с трансформациями структуры потребления природных ресурсов.
Поэтому главная проблема заключается не в технике и изобретениях научно-технического прогресса, а в работе над сознанием человека. Это у.
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 80 Скачиваний: 38
Источник
Экологическая культура человека
Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:50, реферат
Описание работы
Качественные загрязнители – вещества, производимые человеком, — синтетические вещества. Они отрицательно влияют на живые существа и на человека, т.к. против них человеческий организм не имеет возможности защищаться.
Содержание
Введение
Экологическая культура
1. Понятие экологической культуры.
2. Нарушение экологического равновесия
3. Экологические проблемы
4. Потепление климата
5. Озоновые дыры
6. Гибель и вырубка лесов
7. Опустынивание
8. Чистая вода
9. Экологические проблемы и развитые страны
10. Экологические проблемы и развивающиеся страны
Заключение
Список литературы
Работа содержит 1 файл
Природопользование.docx
Московский финансовый колледж филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации»
Реферат по дисциплине: «Экономические основы природопользования»
Тема: «Экологическая культура человека»
Подготовил студент 2 курса
2011 год. Москва
- Понятие экологической культуры.
- Нарушение экологического равновесия
- Экологические проблемы
- Потепление климата
- Озоновые дыры
- Гибель и вырубка лесов
- Опустынивание
- Чистая вода
- Экологические проблемы и развитые страны
- Экологические проблемы и развивающиеся страны
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь я хотел бы сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Также немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.
До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения гармонического равновесия. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде.
С развитием производственных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.
Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения.
Загрязнение природной среды производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия.
Качественные загрязнители – вещества, производимые человеком, — синтетические вещества. Они отрицательно влияют на живые существа и на человека, т.к. против них человеческий организм не имеет возможности защищаться. Между тем, человек может воздействовать на количество квантитативных загрязнителей в основном тремя способами: нарушением цикла обмена веществ при освобождении большого числа субстанций, рассматриваемой как нейтральная, но которая сильно нарушает установленное природное равновесие; выпусканием ограниченного количества вещества на небольшой поверхности, которая в природе находится в естественном положении, что может на этом пространстве привести к нежелательным катастрофическим последствиям, добавлением опасного вещества даже на месте его природной концентрации.
Исходя из всего этого, в моей работе пойдет речь о термине культуры, о понятии экологической культуры, о том, насколько актуальна эта проблематика сейчас, затрону вопрос о проработке данной проблематики в современной науке и роли экологического знания в научном сообществе. Также весьма существенно для меня – пояснить, что понимается под биосферой и ноосферой и как воспринимается биоэтика населением.
Понятие экологической культуры
Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.
Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.
Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется пустой.
Слово “культура” происходит от латинского глагола cultum, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ” [1, c.154]. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д..
По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.
Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.
Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.
Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой “ глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.
Нарушение экологического равновесия
Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами являются:
- нерациональная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов (источников сырья и энергии), сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться;
- загрязнение биосферы вредными отходами;
- большая концентрация хозяйственных объектов и урбанизация, оскудение природных пейзажей и сокращение свободных территорий для отдыха и лечения.
Основными причинами этих форм выражения экологического кризиса являются быстрый экономический рост и форсированная индустриализация, приводящая к урбанизации.
Быстрый экономический рост, основанный на развитии производительных сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие, улучшение условий труда, уменьшение бедности и увеличение общественного богатства, подъем культурного и материального богатства общества и увеличение средней продолжительности жизни.
Но в то же время следствием ускоренного экономического роста является деградация природы, т.е. нарушением экологического равновесия. С ускорением хозяйственного развития убыстряется экономическое освоение природы, интенсифицируется использование природных материалов и всех ресурсов. С экспоненциальным ростом производства растут и все производственные ресурсы, растет использование капитала, растрата сырья и энергии и твердых веществ и отходов, которые все более интенсивно загрязняют окружающую среду так, что загрязнение природы происходит по экспоненциальной кривой.
Последствия урбанизированного экономического роста для природной среды бывают многоплановые, прежде всего более интенсивное использование природных ресурсов, в первую очередь невосполнимых, ставит нас перед опасностью их полной выработки. В то же время с ростом эксплуатации природных ресурсов увеличивается количество отходов, вносимых в природу. Огромные растраты сырья и энергии, сопровождающие индустриальное развитие, направляют современную технологию и быстрый поиск природных ресурсов. А производство вторичных продуктов увеличивает массу и число новых веществ, которых нет в природе и которые не имеют природных ассимиляторах, таким образом, в экосфере появляется все больше материалов, ей не присущих и которые она не может переработать или употребить в своих жизненных процессах. Можно свободно согласиться с тем, что специфичность современной экологической ситуации вытекает как из увеличивающегося воздействия человека на природу, так и из качественных изменений, вызываемых количественным ростом производительных сил в мире. И первый и второй моменты опираются на современный научно- технический прогресс, господствующую технику производства, которые преимущественно создаются развитыми капиталистическими странами. Развитие техники и технологии, прежде всего, ориентировано на одностороннюю эксплуатацию природных источников, а не на их обновление и расширенное воспроизводство, это ведет к ускоренной выработке редких невозобновляемых ресурсов
Эти относительно стремительные перемены отличаются от ритма природных процессов, где мутации происходят в довольно большие временные промежутки.
Это несоответствие между эволюционным ходом природных макропроцессов и изменениями в результате деятельности людей в отдельных компонентах природной системы создает значительные нарушения в природной среде и является одним из факторов настоящего экологического кризиса в мире.
Источник