- Можно ли и как правильно сделать демонтаж несущей стены
- Можно ли сносить несущие стены в квартире
- Чем грозит снос капитальной стены без разрешения
- Нужно ли согласовывать снос не несущих стен
- Можно ли ломать стену
- Между ванной и туалетом
- Между кухней и жилой комнатой
- Между комнатой и лоджией
- Между кухней и санузлом
- Как получить официальное разрешение на снос стены в квартире
- Куда обращаться
- Инструкция по согласованию
- Разрушение «четвертой стены» в литературе
- «Евгений Онегин», Александр Пушкин
- «Приключения Алисы», Кир Булычев
- «Берегись автомобиля» Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова
- «Не оглядывайся», Фредерик Браун
- Они ломают четвертую стену! Что означает этот прием и как он используется в поп-культуре
- Комиксы
- Фильмы
- Сериалы
- Книги
Можно ли и как правильно сделать демонтаж несущей стены
Несущие стены держат конструкцию дома, их нельзя полностью сносить. В ряде случаев можно сделать проем в капитальной стене. Обязательное условие – заказать техническое заключение от автора дома. Затем нужно получить разрешение на перепланировку от местной администрации. Самовольно ломать несущие стены недопустимо!
Рассмотрим, какие стены можно сносить, а какие категорически запрещено, где и как согласовать демонтаж, во сколько это обойдется и какие трудности могут возникнуть.
В статье расскажем:
Можно ли сносить несущие стены в квартире
Нет, это запрещено!
Несущие стены принимают на себя всю нагрузку вышерасположенных конструкций – балок, плит перекрытия и других элементов дома. Воздействие на несущие стены создает угрозу обрушения конструкции. Не будет несущих стен – не будет и дома. Поэтому разрушение несущих стен недопустимо.
- Полный демонтаж несущей стены в квартире.
- Прорубание проема в несущей стене без разрешения от автора дома.
- Обустройство проема в капитальной стене без усиления металлоконструкциями.
Таким образом, закон запрещает демонтаж несущих стен, но допускает создание проемов.
Как определить, несущая стена или нет? Капитальные конструкции отмечены на плане экспликации квартиры. Обычно их выделяют жирным цветом. На практике толщина несущей стены в панельном доме от 14 до 20 см (без учёта шпаклевки и обоев). В доме из кирпича толщина основных стен от 25 см. Еще в несущих стенах есть армирование, а в не несущих оно отсутствует. Но лучше доверить проверку характеристик инженеру или строителям.
Чем грозит снос капитальной стены без разрешения
Без разрешения от администрации сносить несущие стены нельзя. Самовольное воздействие на капитальные конструкции может привести к аварийной ситуации. В лучшем случае пойдут трещины на нижних этажах, в худшем – угроза обрушения целого подъезда.
Нарушителей ждут серьезные санкции:
- Наложение штрафов за незаконную перепланировку – от 2 000 до 2 500 рублей (ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ).
- Надзорный орган выдает предписание устранить нарушения, то есть вернуть несущей стене первоначальное состояние (заделать проем, восстановить структуру) – на это собственнику дается от 1 до 3 месяцев.
- Требование вернуть всё как было со стороны суда – с вероятностью продажи квартиры на торгах. Суд также может наложить астрент – штраф к должнику за неисполнение обязательств.
- Запрет выезда за границу – до тех пор, пока нарушение не будет устранено.
- Возмещение ущерба соседям, например – если в ходе неузаконенного сноса несущей стены в других квартирах пошли трещины или произошло обрушение.
Если не согласовать работы с несущей стеной, перепланировку признают незаконной. Собственник не сможет взять кредит под залог квартиры. Будет сложно найти покупателей, поскольку банк не одобрит ипотеку на покупку жилья с неузаконенной перепланировкой. Да и покупатели потребуют солидную скидку. Ведь им предстоит узаконивать перепланировку за свой счёт, а в случае с капитальными стенами это крайне дорого.
Нужно ли согласовывать снос не несущих стен
По закону в квартире есть несущие стены и перегородки. Не несущие стены – это и есть перегородки из лёгких материалов с меньшей толщиной, чем несущие стены. Они не являются опорными и без них обойтись можно (в отличие от несущих).
Прежде чем ломать перегородки, нужно согласовать будущие работы. Ведь изменения отразятся в техпаспорте квартиры. Если не согласовать, то перепланировку нельзя считать узаконенной.
- По проекту – если изменения существенные;
- По эскизу – если требуется сломать гипсокартонную стену (например, между ванной и туалетом).
За счет демонтажа перегородок можно создать гардеробную или разделить рабочую и досуговую зоны в квартире.
Можно ли ломать стену
Разберем наиболее частые ситуации при демонтаже стен.
Между ванной и туалетом
Санузел бывает совмещенным или раздельным. Во втором случае ванную и туалет разделяет гипсокартонная перегородка. Если собственника не устраивает такой вариант, он может сломать не несущую стену. В результате ванная и туалет станут общими.
Важное значение играет тип перегородки:
- Если не несущая стена является конструкцией сантехнического узла – после сноса перегородки в плите перекрытия образуется «борозда». Это значит, что нужно заново укладывать гидроизоляционный слой и составлять акты скрытых работ. Потребуется полноценный проект, а в ряде случаев и техническое заключение.
- Если перегородка располагаться «сверху», то после ее сноса гидроизоляция затронута не будет. Это дает возможность согласовать демонтаж не несущей стены по обычному эскизу. Но могут и отказать.
Определить характеристики перегородок можно на основании техпаспорта квартиры и серии дома.
Между кухней и жилой комнатой
Если сломать не несущую стену между кухней и комнатой, получится подобие студии. Но есть ограничения!
Нельзя объединять газифицированную кухню с комнатой. Между ними должна быть либо сплошная стена, либо проем в стене с плотно закрывающейся дверью. Это требования безопасности!
Если у вас на кухне электрическая плита, то ограничений по сносу стены не предусмотрено. Главное, чтобы стена не являлась несущей – иначе разрешение не выдадут.
Между комнатой и лоджией
Нельзя объединять жилую комнату с лоджией путем сноса разделяющей стены. Иначе «холодная» зона окажется в отапливаемом помещении. А это недопустимо.
Единственный вариант согласовать перепланировку такого типа – заменить окно, дверь и подоконный блок на стеклянные двери. Обычно их называют «французским окном». Его высота от пола до потолка, единым стеклопакетом. В обязательном порядке потребуется проект перепланировки с расчетом теплопотерь.
Между кухней и санузлом
Стену, разделяющую комнату и санузел сносить нельзя.
Более того, не получится передвинуть стену с целью расширения площади санузла или кухни. Соответствующие ограничения отмечены в п. 9.22 СП 54.13330.2016. Считается, что такие действия ухудшают жилищные условия соседей снизу. Ведь над их кухней окажется «мокрая зона», а значит возрастает риск залива квартиры и ущерба имуществу.
Как получить официальное разрешение на снос стены в квартире
Далее разберемся с порядком согласования перепланировки в виде демонтажа стен.
Куда обращаться
Прежде чем убирать не несущие стены или делать проем в несущих конструкциях, придется посетить:
- БТИ – для получения поэтажного плана, экспликации и техпаспорта.
- Организацию автора проекта дома – проектировщика, который разработал проект многоквартирного здания. Автор дома составляет и выдает техническое заключение о допустимости и безопасности ремонтных работ. В частности, о том, можно ли сделать проем в несущей стене.
- Проектное бюро – для изготовления проекта перепланировки квартиры.
Кроме того, дополнительно может потребоваться согласование сноса стены в квартире с Архитектурой, УК или ТСЖ, Госпожнадзором, СЭС или газовой службой.
Инструкция по согласованию
Примерный алгоритм действий по согласованию:
- Определиться с будущими работами.
- Заказать техпаспорт в БТИ.
- Обратиться к проектировщику и заказать проект перепланировки квартиры. Фирма должна иметь допуск от СРО. Специалисты приедут на объект, осмотрят стены и точно скажут, возможно ли их снести, передвинуть или сделать проем. Даже если несущие стены не затронуты может потребоваться техническое заключение.
- Заказать техническое заключение от автора дома. Необходимо в случае создания проёма в несущей стене квартиры. Изготавливать техзаключение может только автор дома, например – в Москве это АО МНИИТЭП или ГБУ «Экспертный центр». ТЗ составляется по итогам инженерного обследования жилого помещения. Иногда могут проверить перепланировки квартир соседей сверху и снизу.
- Подать документы на согласование в надзорный орган. Например, в Москве это Мосжилинспекция, в регионах – местные администрации. Обращения принимаются в офисах МФЦ «Мои документы».
- Дождаться разрешения на перепланировку.
- Приступить к сносу стен или созданию проемов. Администрация дает срок, в течение которого нужно уложиться.
- Подать заявление на выдачу акта о завершенной перепланировке.
- Сдать работу приемочной комиссии в составе представителя исполкома, инженера, сотрудников УК, МЧС и Роспотребнадзора. Если работы соответствуют проекту председатель комиссии составит акт о завершенной перепланировке. Обычно этот акт сразу направляют в Росреестр.
- Заказать новый техпаспорт и техплан жилого помещения. Техник из БТИ приедет на место, сделает обмеры и передаст сведения регистраторам. БТИ выдаст обновленные документы.
- Завершить регистрацию изменений в ЕГРН. Информацию занесут в кадастровую базу, а собственник получит выписку из Росреестра.
Отдельные этапы процедуры могут отличаться, в зависимости от местных регламентов по согласованию переделок в жилых помещениях.
Источник
Разрушение «четвертой стены» в литературе
Расскажем про ещё один приём, который время от времени используют писатели (и сценаристы), чтобы завладеть вниманием аудитории.
Метод разрушения так называемой «четвертой стены», когда персонаж вдруг демонстрирует, что прекрасно осведомлен о своем существовании в вымышленом пространстве, пришел из театра и стар как сама драматургия.
Термин придуман в XVIII в. французским энциклопедистом Дидро. Означает ломку воображаемой преграды между аудиторией и придуманным миром. По общепринятому театральному правилу (которое нет-нет да нарушают, об этом наш текст) зритель видит через эту стену, а актеры нет.
Еще древнегреческий комедиограф Аристофан и Уильям Шекпир баловались подобными трюками ради придания комичности происходящему на сцене. Вообще приём возник как развитие старинного театрального способа донесения информации о мыслях персонажа. Называется это «говорить в сторону» ( a parte ).
Взлом четвертой стены чрезвычайно часто используемым методом активизации внимания, который вы постоянно видите в кино (кое-где в «Бойцовском клубе», а «Дэдпул» чуть ли не наполовину состоит из этого приёма).
Но можно ли эту сценически-экранную «фишку» использовать в недраматургической художественной прозе?
Оказывается, да. И вы даже наверняка знаете несколько примеров подобного безобразия.
«Евгений Онегин», Александр Пушкин
Встречается с амого начала. Нам постоянно напоминают, что главный герой — реальный знакомый автора.
Для подчеркивания этого в текст вставлены уопоминания реальных людей, а время от времени автор пускается в разговоры со своим читателем. Один из придуманных персонажей (Буянов, упоминается в сцене именин Татьяны Лариной) описан как двоюродный брат Пушкина.
«Приключения Алисы», Кир Булычев
Постоянные антагонисты главных героев, космические пираты Весельчак У и Крыс время от времени демонстрируют чувство юмора. В более поздних книгах это время от времени выливается в проламывание «четвертой стены».
Типичная ситуация: Алисе грозит смертельная опасность, один из пиратов легко может её убить, однако сознательно не делает это, потому что «О чем же тогда Кир Булычёв будет писать книги?».
«Берегись автомобиля» Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова
Если вы не знали, то сценарий знаменитого фильма в ожидании съемок был переделан авторами в небольшую киноповесть.
Так вот, в её финале вместо сцены суда нам показывают группу советских литературных цензоров, которые шумно обсуждают, надо ли оправдать Юрия Деточкина, или отправиться ему по решению суда в места не столь отдаленные.
Спор экспертов заходит в тупик, и в этот момент конвоиры вводят самого Деточкина, который требует, чтобы цензоры немедля решили его дальнейшую судьбу. Председательствует на этом импровизированном судилище еще один персонаж повести, который в фильм не попал.
«Не оглядывайся», Фредерик Браун
Главный герой рассказа, сошедший с ума печатник, поклялся убить какого-нибудь человека, заранее предупредив его об этом. Он нашел сборник рассказов, а в нем один с подходящим заголовком. И вместо оригинальной истории, которая там когда-то была, его знакомый из типографии вставил вот этот самый текст, который читатель прямо сейчас изучает. А в это самое время наш маньяк с ножом подбирается к нему со спины.
Источник
Они ломают четвертую стену! Что означает этот прием и как он используется в поп-культуре
Смысл «Четвертой стены» очень прост — это граница между актерами и зрителями.
Термин был придуман в 18 веке философом-просветителем Дени Дидро и долгое время существовал исключительно в рамках театрального искусства. Только в 20 веке он стал ассоциироваться и с другими видами поп-культуры.
И разрушение четвертой стены со временем стало популярным ходом в различных фильмах, сериалах, книгах, комиксах, играх и так далее. Выглядеть это разрушение может по-разному. Например, персонаж может обращаться напрямую к зрителю, или закадровый голос может «ставить на паузу» фильм, чтобы пояснить какой-то поступок. Иногда хватает даже буквального кивка или улыбки в адрес аудитории.
Все эти способы разрушения в неумелых руках грубо вырывают нас из повествования. Зато в умелых — еще глубже в это повествование затаскивают, позволяя зрителю или читателю ощутить себя не просто человеком, наблюдающим со стороны, а частью истории, ее непосредственным участником.
И эту формулу до максимума доводит комикс Unbelievable Gwenpool. «Гвенпул» — это псевдоним девушки по имени Гвен Пул (Gwen Poole). Персонаж родился на волне популярности Гвен Стейси из параллельной вселенной. Карикатурную обложку, где Гвен Стейси была изображена в виде Дэдпула (в розовых тонах), превратили в полноценного героя, которого добавили во вселенную Marvel, чтобы провести эксперимент.
Смысл его прост: Гвенпул осознает, что она в комиксе. Но, в отличие от Дэдпула, который это тоже осознает, девушка способна манипулировать страницами, перемещаться по ним, использовать текстовые «пузыри», как ей угодно. В конце концов, Гвенпул может спойлерить персонажам то, что, как они думают, никто не знает.
И это выглядит очень круто и необычно. Вы не найдете ничего подобного ни в одной из актуальных серий Marvel. Причем Гвенпул удается не повторяться, максимально разнообразно используя прием разрушения четвертой стены в комиксе. На мой взгляд, этот эксперимент у Marvel удался.
Но Гвенпул, конечно же, не была первой и однозначно не будет последней.
В этом материале мы решили вспомнить самые яркие случаи, когда герои взаимодействовали со зрителем, игроком и читателем, выбираясь за границы произведений.
Комиксы
Если отбросить очевидное и не упоминать Дэдпула, который обожает общаться с читателем и упоминать другие комиксы о себе, то самым ярким примером разрушения четвертой стены в комиксах можно назвать Animal Man от Vertigo.
В этом комиксе сценарист Грант Моррисон позволяет Бадди Бейкеру сломать преграду между вымышленным и реальным мирами и в буквальном смысле встретиться с Творцом.
Еще пример — в комиксах DC есть персонаж Супербой-Прайм. Его родной мир — Земля, идентичная нашей. В ней существуют комиксы о Лиге справедливости, Супермене и других героях DC. Так вот однажды его, как и других Суперменов в Мультивселенной, просят помочь остальным, и он, попадает в комикс вместе с теми героями, о которых он читал в своем родном мире. Правда, потом он сходит с ума и начинает уничтожать всех на своем пути. Но это детали.
В комиксе Sensational She-Hulk Дженнифер Уолтерс, она же Женщина-халк, тоже периодически общается с читателем, улыбается ему и даже несколько раз случайно разбивает «пузыри» с текстом.
В спин-оффе Fables — Jack of Fables — в пятом томе появлялся персонаж по имени Eliza Wall. Это персонифицированный акт разрушения Четвертой стены. Она общается с читателем и полностью осознает себя персонажем комикса, упоминая элементы повествования и события на соседних страницах.
В различных играх от Blizzard — Warcraft 2: Tides of Darkness, Warcraft III: Reign of Chaos, StarCraft, StarCraft 2: Legacy of the Void, Heroes of the Storm — можно было услышать реплики персонажей, обращенные к игрокам, если многократно нажать на персонажа. Чаще всего это какая-то шутка или пасхалка от разработчиков.
А иногда они просто выражают неодобрение тем, что стоят без дела. Нечто подобное можно встретить и в ранней «близзардовской» игре The Lost Vikings.
Опять же Дэдпул в одноименной видеоигре Deadpool все также общается с игроком, отвлекаясь от сражений с разнообразными противниками. Например, шутит над тем, как хорошо игрок справляется с управлением и, если плохо, подсказывает, как играть лучше.
В визуальной новелле Doki Doki Literature Club одна из главных героинь — Моника — осознает, что находится в игре.
Она обращается к игроку, признаваясь ему в любви и называя его по имени администратора на компьютере. В папке с игрой появятся различные послания от нее. А если удалить файл Моники в корневой папке — персонаж умрет. Или если стримить игру, то девушка скажет, что нехорошо давать людям подглядывать, после чего выскочит скример.
Еще пример — в серии игр Metal Gear Solid есть несколько примеров разрушения четвертой стены. Например, в Metal Gear Solid босс Psycho Mantis считывает сохранения других проектов Konami на Playstation, упоминая, во что еще игрок играет в данный момент. А в Metal Gear Solid 3: Snake Eater можно было перемотать часы в настройках системы Playstation, и один из боссов умер бы от старости.
Или The Stanley Parable. В этой игре игроку нужно бродить по офисному зданию, все действия главного героя комментирует рассказчик, и иногда он обращается напрямую к игроку, не одобряя сделанный им выбор.
В Undertale есть интересная особенность. Многие персонажи в игре знают, что игрок загружал сохранения и говорят с ним об этом. Финальный босс, например, сам загружает сохранения, чтобы не позволить его победить, он «ломает» игру и так далее. А если убить всех врагов в игре, то можно получить геноцид-концовку, где напрямую говорят «Ну что, весело? Давай сотрем все и заново начнем». То есть, фактически говоря с игроком, а не с главным героем.
Но величайшие современные мастера разрушения стены — это разработчики игр по мультсериалу South Park (South Park: The Stick of Truth и South Park: The Fractured but Whole) под руководством главного сценариста, создателя оригинального мультфильма Трея Паркера. В The Fractured but Whole Картман вообще очень агрессивно комментирует действия игрока по прохождению игры. И вот что происходит, если при просмотре первой кат-сцены (где рассказчиком, понятное дело, выступает сам Картман) слишком часто нажимать «пропустить»:
Нет, чувак, посмотри, крутая сцена, тебе понравится! Не будь засранцем, смотри. Окей, окей, пропускай, говнюк, козлина (включаются завершающие титры).
Фильмы
В фильме Михаэля Ханеке «Забавные игры» представлен самый яркий пример разрушения четвертой стены в кино.
По ходу фильма постоянно упоминают зрителя, наблюдающего за пыткой семьи. Таким образом, Ханеке делает зрителя соучастником происходящего, ведь он не пытается остановить все, что происходит перед ним на экране. Убийцы в буквальном смысле смотрят в глаза зрителю, задают ему вопросы о том, кого стоит убить первым или даже спрашивают: «Вам бы, наверное, уже хотелось закончить смотреть этот фильм?».
В «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера Брэд Питт произносит один из монологов глядя прямо в камеру, а после камера начинает трястись. Или одной из фишек Тайлера Дердена была порча фильмов, добавлением в них 25 кадра с пенисом. Точно такой же кадр можно на секунду увидеть в конце фильма. Заметить его можно, если вовремя поставить на стоп-кадр.
Еще пример — в фильме Шэйна Блэка «Поцелуй навылет» герой Роберта Дауни-младшего часто комментирует происходящее на экране. Ну и как тут не вспомнить The Last Action Hero по сценарию того же Блэка, где главный герой, подросток Дэнни Мэдиган, прыгает через экран и оказывается внутри боевика ранних 90-х с Арнольдом Шварценеггером в главной роли! Большая часть фильма уходит на убеждение типичного персонажа Арни, разведенного суперкопа с извечной сигарой во рту, что вся его жизнь построена по канону некачественных блокбастеров «каким-то халтурщиком с пишущей машинкой» (то есть самим Блэком).
Очень много примеров разрушения четвертой стены в фильмах «Монти Пайтона». Например, персонажи, потерявшись в лесу, замечают операторов с камерами и понимают, что все в порядке. Или, забыв реплику, герои заглядывают в сценарий, чтобы свериться с тем, что они должны сказать. Подобных элементов очень много в разных фильмах и скетчах «Пайтонов».
Сериалы
Самый яркий пример — «Карточный домик». Фрэнк Андервуд в исполнении Кевина Спейси регулярно общается со зрителем, поясняя свои поступки, выражая эмоции или просто отпуская шутки в адрес окружающих. Этим Фрэнк как бы берет зрителя в соучастники своих злодеяний… на что в свете всех вскрывшихся фактов о Спейси теперь действительно бывает не очень приятно смотреть.
В сериале «Доктор Кто» есть множество примеров, когда персонажи разрушают четвертую стену. Зачастую это проявляется в обращениях Доктора к зрителям. Например, в серии The Feast of Steven он поздравляет их с Рождеством, а в серии Genesis of the Daleks он рассказывает зрителю прямо в камеру о том, что Далеки планируют захватить вселенную.
В аниме-адаптации манги Monogatari Series и Sayonara, Zetsubou-Sensei тоже есть яркие примеры. В первой часто упоминают различные отсылки, а еще там несколько раз упоминали различные популярные аниме-штампы. В Sayonara, Zetsubou-Sensei через персонажей открыто говорилось, что рейтинги шоу падают, поэтому скоро аниме закончится, ведь у сценаристов закончились идеи, а автор оригинала — плохой человек.
Книги
В литературе издавна практикуется сюжетный механизм с «найденной рукописью», где повествователь (он же главный герой) обращается напрямую к читателю. Строго говоря, твердой четвертой стены в книгах (в отличие от фильмов, сериалов, игр, театра и комиксов) никогда не строили — медиум не визуальный, в тексте не всегда присутствует четкая точка зрения, и даже в книгах от третьего лица есть место авторским отступлениям (как у Толстого в «Войне и мире» или у Гюго в «Отверженных»). Но есть книги (и авторы), которые заигрывают с читателем особенно эффектно.
Величайший мастер таких приемов (и величайший писатель вообще, на русском и английском языках) — это Владимир Владимирович Набоков. В его лучшем произведении Гумберт Гумберт не только спойлерит читателю концовку «Лолиты» в первой же главе:
«Можете всегда положиться на убийцу в отношении затейливости прозы»
…но и открыто играет в очень сложные литературные игры, сравнивая свою жизненную ситуацию с произведениями Эдгара По и то и дело намекая, что большую часть происходящего он мог придумать сам… и то и вовсе — все происходящее.
Сама Лолита там — не более чем пламя чресел рассказчика, свеча, отражающаяся во множестве литературных зеркал, расставленных Гумбертом одно против другого (на огромного фаната Набокова в отношении вычурности текста тоже можно положиться). Именно в бесконечности смыслов-отражений и заключается бездонная сложность, неувядающая притягательность и бессмертное качество этой гениальной книги.
Но и в менее удачных вещах Набоков использовал очень интересные приемы нарушения негласной договоренности между автором и читателем что все «происходит взаправду». Вот, например, как начинается одна из последних его вещей, написанная на английском повесть Transparent Things:
Hereʼs the person I want. Hullo, person!
Это рассказчик хищным ястребом набрасывается на приглянувшегося ему персонажа, которого он задумал сделать главным героем своей истории. В русском «переводе» Сергея Ильина все решено совсем уж буквально:
А, вот и нужный мне персонаж. Привет, персонаж! Не слышит.
Концепция ненадежного рассказчика, unreliable narrator, активно используется в триллерах и детективах, от «Убийства Роджера Экройда» Агаты Кристи до Gone Girl Джиллиан Флинн: можно ли принимать слова рассказчика в дневнике за чистую монету, если они могут быть написаны с целью что-то утаить или даже причинить вред укрывшемуся за четвертой стеной человеку? Есть, кстати, и фильм, но мы все же настоятельно рекомендуем читать книгу.
Наконец, в историческом детективе The Fifth Heart («Пятое сердце») Дэна Симмонса встречается лучшее из известных нам нарушений четвертой стены в литературе. Главный герой там — Шерлок Холмс, с помощью известного писателя Генри Джеймса расследующий серию убийств в США конца 19 века. Силой своего дедуктивного метода Холмс сумел вычислить, что он — не более чем вымышленный кем-то персонаж. Это открытие Холмса настолько расстраивает, что он подумыват о самоубийстве и вместо кокаина начинает принимать героин, позволяющий великому сыщику в буквальном смысле слова увидеть прутья литературной клетки, в которую он заточен.
Холмс схватился за два длинных повисших слова — металл был такой холодный, что обжег ему руки, — и уставился сквозь буквенную решетку с выражением человека на необитаемом острове, наблюдающего за тем, как первый увиденный им за долгие годы корабль исчезает из виду. Холмс смотрит на тебя. Он видит смутные очертания комнаты или пространства позади тебя. Он пытается разглядеть твое лицо.
Источник