Философия как фундамент всех наук

Содержание
  1. Философия как фундамент науки и идеи.
  2. 5) «ФИЛОСОФИЯ КАК ИСТОЧНИК ВСЕХ НАУК» (ДЕКАРТ)
  3. Читайте также
  4. 4. Классификация естественных наук и наук о духе.
  5. 3. Социальная философия как методология общественных наук
  6. Тема 9. Философия техники и методология технических наук
  7. Глава III. Факты общественных наук Прочитано в Клубе моральных наук Кембриджского университета 19 ноября 1942 г. Перепечатано из: Ethics LIV, No. 1 (October, 1943), рр. 1-13. Некоторые из вопросов, поднятых в данном очерке, рассматриваются более подробно в моей работе «Сциентизм и изучение общества»
  8. § 7. Декарт
  9. 5.2. Единство всех наук (натурфилософия)
  10. Натурфилософия. Единство всех наук
  11. 9. Различие наук об идеальных формах и наук о содержаниях бытия
  12. 2. Философия права в системе наук
  13. Единство всех наук. Натурфилософия
  14. 35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета
  15. 2. Один – на всех и всех – до одного
  16. Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной
  17. Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности

Философия как фундамент науки и идеи.

Значение философии зачастую остается сокрытым для большинства. А поскольку такое значение сокрыто, то те, кто его не видит или даже не способен увидеть, полагают, что оно отсутствует. Отсюда проистекают самые распространенные байки о том, что философия не нужна, а философы – это просто люди, которые говорят и пишут какую-то никому не нужную чушь. Порой, это, действительно так. Однако, в других случаях погоня за прогрессом и совершенствованием техники заслоняет глаза пеленой. В результате, как справедливо отмечал Говард Филлипс Лавкрафт, символом такой технической культуры становится «…отделанная плиткой ванная комната и паровой радиатор, а не дорический портик и храм философии. Её жители не живут и не знают, как жить». Более того, эти люди не только не знают, как жить, но и не знают, на чём основывается их познание; откуда проистекают идеи о его горизонтах и возможностях; почему выстроенные идеи всеобщего благополучия и прогресса не могут быть подкреплены ничем, кроме веры и установленных аксиом.

Читайте также:  Фбп блоки для фундамента размеры

Наиболее часто, подобная критика философии и заявление о её ненужности исходит от позитивистов, которые, при этом, забывают, что сами являются сторонниками определенного рода философии. На данное противоречие уже указывалось в другой статье. Что примечательно, так это то, что сам «отец позитивизма» Огюст Конт, которого смело можно назвать одним из архитекторов современного мира, или, например, «отец экспериментальной психологии» Фехнер, одушевляли земной шар как живое и разумное существо, в то время как гениальные научно-философские догадки пифагорейцев и Анаксимандра далеко ушли от подобного фетишизма и анимиза и могут быть противопоставлены ему как более глубокие воззрения [2].

Будучи основанием любой науки, философия решает ряд проблем. Вильгельм Вундт выделял три главнейшие философские проблемы: гносеологическую, метафизическую и этическую [3 – С. 172.]. Конечно, таких проблем может быть выделено больше, но, следует признать, такое деление в общих чертах является удовлетворительным и достаточным для понимания сути неискушенными людьми. При этом, как отмечал Вундт, решение гносеологической проблемы, т.е. проблемы теории познания, является основной, поскольку решение двух других полностью зависит от решения первой. Только установление границ и возможностей познания, его происхождения и достоверности – то, что можно назвать гносеологическим фундаментом, делает возможным надёжное устроение метафизики, этики и науки.

Не обладая таким знанием, всевозможные критики философии, зачастую покушаются на создание этических или метафизических конструкций. При этом они полагают, что одна только наука в состоянии дать ответы на все вопросы, даже этические или эстетические. В итоге, они выводят должное только из сущего, что в принципе невозможно, как это отметил еще Дэвид Юм [4]. К примеру, из имеющихся данных о животном мире, они заключают о нормальности тех или иных отношений и явлений в человеческом обществе. Метафизика же, выстроенная на надёжном гносеологическом основании, избежит такого противоречия.

Читайте также:  Фундамент строительство лен обл

Однако, важность философии, как представляется, не ограничивается решением общих вопросов и даже критикой внутренних основоположений какой-либо конкретной науки. Она несёт важность и для личности. И речь не о том, что, как правило, сейчас называют

саморазвитием и что зачастую представляет собой пустое коллекционирование неприменяемой и порой даже не понимаемой информации. К примеру, философия имеет смысл для тех, кто ищет основание своих политических, социальных и экономических идей. Пусть заявление о таком смысле является субъективным, но не лишенным хотя бы практической пользы.

Незнание философского основания упомянутых идей и воззрений приводит к плачевным результатам. Не заложив надёжного фундамента или хотя бы не исследовав тот фундамент, который уже заложен, нельзя выстроить крепкое здание. Всевозможные потрясения, будь то какой-то мирный диспут, ожесточенная полемика, конфликт с другими людьми или тяжелая жизненная ситуация приведут к тому, что идея не устоит и рухнет подобно карточному домику. Конечно, её может поддержать сила авторитета и другие внешние эффекты, однако такие подпорки тоже ненадёжны. Из жизни известны многократные примеры людей, которые подобно флюгерам меняют свои взгляды и стремления в зависимости от ситуации. Причем делают они это зачастую искренне, полагая, что отринули нечто ложное и вот наконец ухватились за истину. Особенно это наблюдалось во время недавнего «либертарианского тренда», когда многие люди, склонявшиеся до этого к более консервативным идеям, узнав о существовании диаграммы Нолана и Айн Рэнд, стали вдруг рыночными фундаменталистами. Следует согласиться, что иногда такое поведение с постоянной сменой взглядов является следствием определенного склада характера, а иногда результатом действительно глубокого осмысления политических, экономических и социальных взглядов и позиций.

Всякая идея из числа перечисленных по большей части проистекает из определенной философии либо как-то с оной философией связана. Но поддерживается она зачастую верой, авторитетом и т.д. В итоге происходит путаница, когда происхождение идеи возводят к вере и авторитету и, таким образом, ниспровержение авторитета и утрата веры (или прекращение воздействия иных факторов) приводят к тому, что и идея остается оставленной как принадлежность к отброшенному. Поэтому только философское знание способно обеспечить наиболее надежное мышление. В то же время нельзя исключать и случаи, когда идея подхвачена спонтанно и без внутреннего согласия удерживается в убеждении под силой авторитета. Такой симулякр идеи ждёт падение в случае уже описанной утраты опоры.

Самое мощное воздействие исходит изнутри, когда найдено основание своих идей и своего порядка. Такое основание дают поиски (хотя иногда оно может явится в результате озарения). И лишь философия может в конечном итоге эти поиски удовлетворить, позволив дойти если не до Первоосновы, то хотя бы до более глубокого осмысления своих идей и взглядов. Такое укоренение весьма полезно, т.к. делает маловероятной восприимчивость к поверхностным политическим трюкам и лозунгам и, таким образом, становление тем самым упомянутым человеком-флюгером.

В настоящий век постоянных изменений утраты опор приводят к отрыву не только от какой-либо надёжной почвы мышления, но и к утрате собственного духа, к утрате себя. Поэтому философское знание является невероятно ценным, ведь оно позволит сохранить подлинную суть и обрести опору. Несомненно, что ценность философии, рассмотренная с такой позиции, является субъективной, однако, и без того было обозначено её значение для построения сколько-нибудь надёжной научной конструкции.

  1. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. М.: Республика, 1999. — С. 5

2. Вундт В.М. Введение в философию: учебник для вузов / В.М. Вундт. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 290 с.

3. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам — М., 1995, с. 229—230

Автор — Вячеслав Ларин, писатель, публицист, один из авторов статей.

Источник

5) «ФИЛОСОФИЯ КАК ИСТОЧНИК ВСЕХ НАУК» (ДЕКАРТ)

5) «ФИЛОСОФИЯ КАК ИСТОЧНИК ВСЕХ НАУК» (ДЕКАРТ)

Автором этой идеи является французский философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт (1596-1650). Он родился во Франции, но в 1629 году переехал жить и работать в Нидерланды.

Рене Декарт заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменных величины и функции, ввел многие алгебраические значения. Сформулировал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Он же является автором теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта), и ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).

Основными сочинениями Рене Декарта являются «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе. » (1637), «Начало философии» (1644).

XVI-XVII века – это время зарождения науки в собственном значении этого слова. Науки – как систематического знания и накопления, предполагающего наличие специальных познавательных средств и приобретение основы. И если раньше познание о человеке и бытии опиралось на мифологию и религию, то теперь устройство мира объясняется с точки зрения науки. И начало науки и философии нового времени мы связываем с именем Декарта.

В это время в философии познания существовало два течения: эмпиризм (утверждающий, что единственным источником познания служит опыт, эксперимент) и рационализм (согласно которому источником знаний является разум). В учении о познании Декарт является родоначальником рационализма и сторонником учения о врожденных идеях.

Подвергая сомнению все традиционные представления о бытии, Декарт отталкивается от самой первой истины – от истины собственного сознания. Он старается опираться лишь на простые, непосредственно достоверные факты. Таким фактом для Декарта является его идея о том, что философия существует как источник всех известных наук. Декарт утверждал, что философия – наука о рациональном осмыслении мира, это своего рода признание ценности мысли. И по его утверждениям, главное правило в философии – это сомневаться во всем. Декарт первым ввел в принципы философии сомнение как категорию, позволяющую познавать мир.

В основе философии Декарта лежит дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Французский философ материю отождествлял с протяжением или пространством, а движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения по Декарту – Бог, который сотворил материю, движение и покой.

Человек – связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное положение всего знания по Декарту – непосредственная достоверность сознания (мыслю, следовательно существую). Существование Бога рассматривается как источник объективной значимости человеческого мышления.

По мнению Рене Декарта, философия является прародительницей других наук. Свое мнение он подтверждает тем, что философия зародилась еще в те времена, когда человек начал задумываться над своим бытием и впервые заглянул внутрь себя. Сам индивид и окружающий его мир неделимы. И любовь к мысли у него, умение размышлять приводят к созданию все новых и новых наук. Любая наука основывается на теоретических знаниях и наблюдениях и уж потом эти знания перерастают в эмпирические.

Эту свою идею Декарт прояснял следующим образным примером. Если мы представим все существующие науки в виде дерева, то корнями этого дерева будет метафизика (другое название философии), стволом – физика как наука о пространстве, времени, движении и материи, а ветви, отходящие от главного ствола, суть частные науки, такие, как химия, биология, политика и т. д.

Мышление и воля человека являются движущей силой прогресса на пути становления наук. Декарт, исследуя законы человеческого самосознания, видит первопричину, рождающую импульс к действиям, в том, что индивид становится активным по тем же законам, по которым создавался мир. Поэтому до сих пор люди используют учение Декарта об интуиции и дедукции, постигая новые процессы мысли, добиваются все новых и новых открытий и достижений, развиваются.

И уверенно можно сказать, что, освободившись от образности древних мифов, сегодня все человечество видит окружающий мир по Декарту. Ведь он первым отождествил Вселенную с абстракциями познания – пространством и материей: создал ясную систему отсчета для рассмотрения прежних идеализаций. Ведь от него ведет школьная система координат и именно он доказал правомерность использования абстрактной науки математики для изучения сложных процессов природы.

Причем все свои открытия Декарт объяснял с точки зрения философии и ее влияния на другие науки. Для человека, по его утверждению, которого неведомая сила побуждает исследовать этот мир, первично его сознание, а бытие для сознания вторично.

Когда Декарт работал над своей первой идеей по философии и доказывал, что философия является источником всех наук, он так сильно переживал и этим открытиям сопутствовало такое возбуждение души Декарта, что близкие опасались за его состояние. Сам же Декарт искренне молился Богородице, прося сохранить плод своего ума, чтобы он мог передать это людям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Классификация естественных наук и наук о духе.

4. Классификация естественных наук и наук о духе. — Краткий обзор некоторых из множества классификаций имеет целью здесь дать представление не о них самих, но об их принципиальном смысле:а) Естественные науки видят обыкновенно в трех больших, относительно строго

3. Социальная философия как методология общественных наук

3. Социальная философия как методология общественных наук Выше отмечалось, что социальная философия воссоздает целостную картину развития общества. В связи с этим она решает многие «общие вопросы», касающиеся природы и сущности того или иного общества, взаимодействия

Тема 9. Философия техники и методология технических наук

Тема 9. Философия техники и методология технических наук 9.1. Предмет, содержание и задачи философии техники Понятие «техника» (от греч. techne – умение, мастерство, искусство) означает, во-первых, совокупность специально выработанных способов деятельности; во-вторых,

Глава III. Факты общественных наук Прочитано в Клубе моральных наук Кембриджского университета 19 ноября 1942 г. Перепечатано из: Ethics LIV, No. 1 (October, 1943), рр. 1-13. Некоторые из вопросов, поднятых в данном очерке, рассматриваются более подробно в моей работе «Сциентизм и изучение общества»

Глава III. Факты общественных наук Прочитано в Клубе моральных наук Кембриджского университета 19 ноября 1942 г. Перепечатано из: Ethics LIV, No. 1 (October, 1943), рр. 1-13. Некоторые из вопросов, поднятых в данном очерке, рассматриваются более подробно в моей работе «Сциентизм и изучение

§ 7. Декарт

§ 7. Декарт Даже наш замечательный Декарт, инициатор субъективного рассмотрения и тем самым отец новой философии, подвержен еще в этом отношении труднообъяснимым смешениям, и мы сейчас увидим, к каким серьезным и достойным сожаления последствиям это привело в

5.2. Единство всех наук (натурфилософия)

5.2. Единство всех наук (натурфилософия) У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей. Современный человек,

Натурфилософия. Единство всех наук

Натурфилософия. Единство всех наук У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей.Современный человек, познающий

9. Различие наук об идеальных формах и наук о содержаниях бытия

9. Различие наук об идеальных формах и наук о содержаниях бытия Каждая особь, даже и электрон, есть носитель всего отвлеченного логоса, т. е. всей совокупности идеальных формальных принципов, как способов своего действования; деятель может не познавать и даже не сознавать

2. Философия права в системе наук

2. Философия права в системе наук Хотя философия права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин «философия права» возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. До этого, начиная с древности, проблематика философско-правового профиля разрабатывалась— сперва в

Единство всех наук. Натурфилософия

Единство всех наук. Натурфилософия У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей.Современный человек, познающий

35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета

35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета 35. Вызванные нашими требованиями к суду и изобличенные, все эти ереси, – появившиеся позже или современные апостолам (но равно противные их

2. Один – на всех и всех – до одного

2. Один – на всех и всех – до одного «Народ перестал оправдывать доверие правительства. Поэтому у правительства не остается другого выхода, кроме как ликвидировать свой народ и набрать себе новый». Бертольд Брехт. Далеко не у каждого лидера хватит мужества, чтобы

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной Человек – мера всех вещей Протагор Данную главу нам необходимо начать со слов американского физика австрийского происхождения Фритьофа

Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности

Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности Если воля ищет закон, который должен ее определять, не в пригодности ее максим быть ее собственным всеобщим законодательством, а в чем-то другом, стало быть, если она, выходя за пределы самой себя,

Источник

Оцените статью