Фундамент для крановых узлов

Фундамент для консольного крана

Среди грузоподъемных механизмов консольные краны являются самыми востребованными практически во всех отраслях производства и в организациях по оказанию платных услуг

Обычно их устанавливаются в производственных цехах для успешного обслуживания мостовых кранов на технологических направлениях их эксплуатации. А также вне зданий на открытых складских площадках. В принципе, они везде, где необходимо перемещать, складировать оборудование, грузы и так далее.

Для установки любого консольного подъемного механизма нужно сначала залить фундамент. Его размеры и вес зависят от массы кранового оборудования. Фундамент для консольного крана по массе вложенного в котлован бетона должен находиться в соответствующей пропорции с весом самого подъемного агрегата.

Консольное устройство по конструкции представляет собой металлическую колонну, намертво соединенную с фундаментом при помощи специальных закладных анкеров. Концы, выходящие из фундамента, имеют винтовую метрическую резьбу. Металлическая колонна нужного диаметра в своем основании имеет фланцевое расширение с отверстиями. Они должны точно совпадать с анкерными болтами.

После установки колонны, ее дополнительного нивелирования на идеальную перпендикулярность к земле, на концы винтовых анкеров навинчиваются специальные гайки нужного диаметра, под которые подкладываются требуемые шайбы. Затем к колонне монтажники присоединяют подвижную или неподвижную консоль, по которой двигается грузовая каретка. Или устанавливают на конце консоли специальный шкив, в паз которого вложен трос с крюком для подцепки груза. Груз поднимается и опускается при помощи троса, соединенного с электрическим приводом.

Фундамент для подобного вида крана обычно рассчитывается специалистами. Основание, на котором установят потом подъемный механизм, должно быть очень прочным. Если эти расчеты неверные, то может произойти опрокидывание при загруженной консоли опорной колоны с вытекающими отсюда последствиями. Рассчитывают все, начиная от марки бетона, до марки и толщины рифленой арматуры, прочности специальных анкерных закладных болтов.

Читайте также:  Как правильно отлить плиту под фундамент

На заливку готовят бетон марки В15, а в качестве металлического каркаса используют арматуру класса А. При заливке фундамента, в его тело вставляют анкерные болты, предварительно разметив их расположение так, чтобы они совпадали с отверстиями в опоре колонны.

Источник

pro-proectirovanie.ru

Фундаменты кранов

Все башенные краны, устанавливаемые стационарно, нуждаются в опоре — фундаменте. Методы установки стационарных башенных кранов подразделяются на следующие виды.

Виды фундаментов

Фундаменты под башенные краны классифицируются по следующим видам:

По расположению фундамента:

  • отдельно стоящие фундаменты ( не связаны с конструкциями здания );
  • интегрированные фундаменты ( являются частью возводимого здания ).

По конструктивной схеме:

  • сборные фундаменты из ж.б. плит;
  • монолитные армированные фундаменты с закладными;
  • свайные монолитные фундаменты.

По способу установки крана:

  • установка на пригрузе;
  • установка на крестовине;
  • установка на анкерах.

3D модель — фундамент под башенный кран

Для установки башенного крана на пригрузе применяются подготовленные основания из нескольких дорожных плит, установленных по уплотнённому грунту с подсыпкой. Для такой установки крана разрабатывается упрощённый проект. Пригруз блоками ФБС не допускается — можно применять только инвентарные грузы, допускаемые паспортом крана.

Для установки башенных кранов на крестовине или анкерах используются монолитные железобетонные фундаментные плиты с закладными деталями. Для таких вариантов установки кранов разрабатываются серьёзные проекты раздела КЖ с расчётом фундамента.

Нагрузки на фундамент

Нагрузки на фундамент состоят из трёх основных величин:

  • вертикальная нагрузка ( складывается из собственной массы крана, массы груза, массы навесных элементов );
  • горизонтальная нагрузка ( возникающая частично из динамических нагрузок при работе крана, ветровых нагрузок );
  • опрокидывающий момент ( появляющийся из-за внецентренных нагрузок — ветер, вес груза, вес противовеса ).

Все нагрузки принимаются по паспортным данным крана в табличной форме в зависимости от высоты крана и вылета стрелы. Нагрузки на фундамент определяются по паспорту для двух основных состоянийрабочего и нерабочего, принимаются наибольшие нагрузки (как правило, наибольшие усилия возникают в неработающем состоянии ).

Стоит отметить, что обычно наибольшие совокупные нагрузки возникают при высоте крана до установки крановых креплений (пристёжек), так как установка креплений значительно уменьшает горизонтальную силу и опрокидывающий момент.

Расчётная схема фундамента

Расчёт фундамента

Расчёт фундамента крана сводится к удовлетворению следующих условий:

  • проверка продавливания основания под фундаментом ( сравнение полученных нагрузок с предельными значениями из отчёта по геологическим изысканиям );
  • проверка на отрыв ( сравнение максимального и и минимального давления под подошвой фундамента — не должны возникать отрицательные значения ).

Общие результаты расчёта оформляются отдельным листом и добавляются в текстовую часть проекта:

Результаты расчёта фундамента под кран (2)

При расчёте фундамента имеется возможность подобрать оптимальное соотношение размеров в плане и глубины фундамента, согласовать данные параметры с Заказчиком — важная процедура при стеснённых условиях, либо в сложных геологических условиях.

Состав проекта фундамента

Обычно, проект монолитной фундаментной плиты башенного крана содержит следующие основные разделы:

  • пояснительная записка ( общие данные, описание нагрузки, схема нагружения фундамента, результаты расчёта и выбранная компоновка, основные требования по устройству фундамента );
  • графическая часть ( план привязки фундаментной плиты, разрез по плите с указанием армирования, чертежей арматурных каркасов, спецификация материалов и арматуры ).

Чертежи фундаментной плиты башенного крана — 1

Привязка крана принимается по проекту производства работ краном (ППРк), либо по Стройгенплану стадии «Р». Геологические данные о грунтах необходимо принять по техническому отчёту о геологических изысканиях.

Разработанный проект фундаментной плиты под башенный кран несёт в себе исчерпывающую информацию, необходимую для устройства монолитной плиты на строительной площадке. В редких случаях, когда возникает необходимость монтажа башенного крана внутри возводимого здания, проект фундаментной плиты под кран могут выполнить только конструкторы проектной организации, которая спроектировала здание.

Чертежи фундаментной плиты башенного крана — 2

В отдельных случаях, при нестабильных грунтах, либо близко расположенных подземных коммуникациях, либо перепадов высот, возникает необходимость в устройстве фундамента под кран на свайном основании.

Наши специалисты имеют огромный опыт разработки фундамента под различные башенные краны. При необходимости, возможно провести только расчёт основных параметров фундамента (на стадии переговоров с инвестором или участия в тендере) — данные услуги более выгодны в экономическом плане.

С базовой стоимостью разработки проекта фундаментной плиты для башенного крана Вы можете ознакомиться здесь.

Источник

Нужна ли Госэкспертиза проекта на фундамент под кран?

13.08.2018, 09:35 #2

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Вообще это временное сооружение и по грк раньше не надо было экспертизу пд.
Но ведь тут намедни это место в грк изменили. Теперь даже не понимаю как его читать.

Но для фундамента надо комплект РД. ППРк мало.

13.08.2018, 09:36 #3

13.08.2018, 12:59 1 | 1 #4

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
.
10_2) некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ)
1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю . собственности . земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства.

Фундамент временного башенного крана не является объектом капитального строительства, так как башенный кран не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики крана позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
Проектная документация осуществляется для объектов капитального строительства, и, часто, подлежит экспертизе.
В данном случае это не объект кап.стр., ПД не требуется, экспертировать нечего.

РД-11-06-2007 Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ

«4.2. .
Конструкции фундамента приставного крана в каждом конкретном случае определяются расчетом, выполненным специализированной организацией.
Конструкции крепления приставного крана к конструкциям здания разрабатывает специализированная организация и согласовывает с автором проекта здания.»
«23. Раздел 6 «Проект организации строительства» должен содержать:
п) перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования;»
«ц) строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением . мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности. «

Это не написано в нормах, но для размещения на любом, даже строительном генплане любого сооружения (в том числе башенного крана) требуется его габариты и учёт котлована под его фундамент. То есть требуется минимальная, но проработка фундамента крана. Иначе можно не угадать и кран влезет, а фундамент нет. Соответственно эксперт МОГ заставить в ПОС рисовать фундамент башенного крана, но так как нет прямого требования в постановлении, то НЕ БЫЛ ОБЯЗАН.
Так формируется некое задание на необходимость РД для сведения заказчика.
Далее заказчик, если хочет строить, то теоретически может это делать только по ПОС, так как все ППРы должны соответствовать ПОСу, да и в СП 48 наверняка что-то такое написано.
А если только по ПОС, то в ПОС фраза «закажи комплект РД на фундамент».

Постановление о составе ПД 87

«4. В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.»
Комментарии к статье 4
«Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываются в задании на проектирование.
Научно-практический комментарий к Постановлению Правительства от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» подготовлен автором Чеготова Е.В. Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.»

То есть, для строительства основного здания, к которому уже есть ПД прошедшая экспертизу, необходима реализация технического решения ПОС — башенного крана с фундаментом по стройгенплану и РД к нему.

Соответственно фундамент должен быть выполнен совместно с основными или отдельным комплектом РД по ГОСТ 21.501-2011 Система проектной документации для строительства (СПДС). Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
Согласно ФНиП на кран должен быть ППРк дан состав ППРк, в составе ППРк нет фундаментов.
Также согласно СП 48 «Организация строительства» на всё что делается должен быть ППР или ТК. Там же дан состав ППР. В том составе ППР нет фундаментов.
МДС 12-45.2008 Рекомендации по составлению проекта производства работ на установку и эксплуатацию башенного крана
«. В ППРк должны предусматриваться:
. »
(не содержит проекта фундаментов)

2.2. Согласно ст.9.5.18 ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных кранов должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:
.

(фундаментов в составе ППРк нет)

«Приложение N 9
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬНОМ ОБЪЕКТЕ,
НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ КРАНА
1. Проект производства работ краном (ППРк)
2. Заключение экспертизы промышленной безопасности ППРк, утвержденное территориальным органом Ростехнадзора
3. Акт настройки приборов безопасности крана (ОНК-160 и др.) с указанием зон ограничения работы кранов в соответствии с ППРк, подписанный специалистом, настроившим приборы, ответственными лицами и крановщиком.
Один экземпляр акта должен находиться у крановщика, второй — у ответственного за безопасное производство работ. Крановщик должен быть ознакомлен с инструкцией по эксплуатации приборов безопасности под роспись.
4. Паспорт на крановый путь и на тупиковые упоры.
5. Заявка, договор передачи, аренды крана между владельцем крана и строительной организацией с указанием ответственности сторон за исправное состояние крана, крановых путей, грузозахватных приспособлений и за безопасную эксплуатацию крана. (Надзор за безопасной эксплуатацией и исправным состоянием крана, крановых путей и грузозахватных приспособлений осуществляется организацией — владельцем крана).
6. Копии приказов о назначении ответственных лиц: за осуществление производственного контроля (организацию надзора), за безопасное производство работ кранами, за электрохозяйство на строительном объекте, о назначении стропальщиков.
7. При наличии ЛЭП — копии приказа «О работе крана вблизи ЛЭП» с ознакомлением крановщика, стропальщиков под роспись.
8. Должностные инструкции для ответственных лиц; производственные инструкции для крановщика, стропальщика, выданные под роспись.
9. Журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений и тары.
10. Инструкция по осмотру грузозахватных приспособлений и тары (приспособления осматриваются 1 раз в 10 дней, тара — 1 раз в месяц).
11. Удостоверения об аттестации специалистов по промышленной безопасности и по Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, удостоверения крановщика и стропальщика.
12. Графики технических освидетельствований, планово-предупредительных ремонтов крана и крановых путей.
13. Инструкция по безопасной погрузке (разгрузке) автотранспорта.
14. График выхода на работу ответственных лиц и персонала (крановщиков, стропальщиков) при работе в несколько смен.»

Мать его. Да что же это. Для получения разрешения на эксплуатацию крана достаточно описать его безопасную работу и поставить. на воздух. Вообще не надо фундамент проектировать.

Для примера заглянем в нормы для крановых путей.

СП 12-103-2002 Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация

«6 ПРОЕКТИРОВАНИЕ
6.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1.1 Проектирование крановых путей осуществляется, как правило, в одну стадию в соответствии с требованиями государственных стандартов, строительных норм и правил, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, ЕСКД, настоящего Свода правил и других действующих нормативных документов.
6.1.2 Состав и содержание проектной документации на устройство и эксплуатацию кранового пути регламентируются общими требованиями ГОСТ Р 51248.
В состав проектной документации входят:
выкопировка из стройгенплана;
проект кранового пути;
паспорт кранового пути;
проект производства работ на устройство кранового пути;
проект на устройство переезда через крановый путь для наземного транспорта (при необходимости);
требования по эксплуатации кранового пути.
6.1.5 Проект производства работ на устройство кранового пути разрабатывается на основе проекта кранового пути. «

То есть согласно старому СП 12-103-2002 на схожие Пути наземные рельсовые крановые требовалась разработка ПД в одну стадию. При этом СП был 2002 года, до момента появления ПД и термин ПД нёс другой смысл.

Хорошо, рассмотрим новый СП 314.1325800.2017 Проектирование, устройство и эксплуатация.
СП 314.1325800.2017

4 Проектирование наземных рельсовых крановых путей
4.1 Общие положения
4.1.1 Проектирование крановых путей осуществляют в соответствии с требованиями [1]- [7].
4.1.2 Состав и содержание проектной документации (ПД) на устройство и эксплуатацию кранового пути регламентируют с общими требованиями ГОСТ Р 51248.
В состав ПД с учетом спецификации при необходимости входят:
— проект производства работ (ППР) на устройство кранового пути;
— проект на устройство переезда через крановый путь для наземного транспорта (при необходимости);
— требования по эксплуатации кранового пути.
3.4 Комплект документов должен содержать:
проектную и конструкторскую документацию;
.
3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся:
.
проект рельсового пути;
.
«Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации.
2. Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон .
3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. .

То есть экспертиза не требуется ни так, ни этак.
Но это только крановые пути. Это ведь не фундаменты.

Вывод:
В ПД ПОС должно было быть требование «делать РД на фундаменты».
В ППР и ППРк фундаменты проектировать нельзя (то есть не регламентируется) — это противоречит их составу по ФНиП, РД-11-06-2007, МДС.
ППР-щик со стажем только ППР никогда не сделает эти фундаменты правильно, здесь нужен стаж проектирования КЖ0.
Согласно РД-11-06-2007 обязательно проектирование фундаментов должна делать специализированняа организация. Видимо, минимум с СРО на проектирование (или чего там сейчас вместо СРО). То есть подрядчик и не в состоянии и не имеет прав на это.
А проектировщики когда будут выпускать проект. Что такое «проект» ? Проектировщики будут выпускать то, что им скажут сделать. Или ПД или РД. Но ведь по ПД такой фундамент не построишь, в ПД даже армирование не обязательно показывать. Значит это будет РД.

Источник

Оцените статью