Как заложить детям фундамент успеха. Часть I
Детство – восход судьбы в человеческой жизни.
Первое и самое главное. Ваш ребенок – отдельная личность. Вы не имеете права решать, как он будет жить и чем заниматься.
– Ой, а кто это у нас такие хорошенькие?
Часто бывает так: мама мечтала о фортепьяно – сын уныло барабанит по клавишам. Это знакомо почти всем родителям – как же не дать ребенку то, чего так хотелось самому? И пережито, и отболело – и все равно где-то помнится: было обидно и тяжело. И хочется уберечь своего ребенка от этой обиды, сделать его жизнь легче – чтобы хотя бы у него все было хорошо.
Так вот: эта тоска и жажда – принадлежит только вам. Той маленькой девочке внутри вас, которая не получила заветную куклу, и взрослая вы – заваливаете ребенка подарками. Тому парню, которому пришлось пробиваться в одиночку – и теперь он мучает сына 3-мя спортивными секциями, «закаливая силу воли».
У вашего ребенка могут быть другие потребности, другие приоритеты. Кровь от крови вашей, плоть от плоти – но не вы. Нечто новое, совершенно инаковое. И – полноправная личность. То есть имеющая право на самоопределение.
К тому же и бесполезно – из яблони грушу не вырастить. Возможно, ваш сын – величайший художник. Но если усиленно стараться сделать его врачом – он им станет. Дети – податливы. Они легко могут отказаться от своего счастья ради мечты родителей. Станет одним терапевтом больше, не любящим и не уважающим свою профессию. Прибавится людей, идущих по жизни с потухшим взглядом.
В 1988 году вышел роман «Алхимик», сделавший знаменитым Пауло Коэльо. Сегодня «Алхимик» внесен в книгу Гинесса, как самое переводимое (67 языков!) произведение при жизни автора и самая продаваемая книга в истории Бразилии. А что у истоков?
У Коэльо были любящие благополучные родители. Он был талантлив и с детства знал о том, чего хочет: он начал писать в 7 лет. Единственное, чего у него не было – поддержки отца и матери. Они хотели счастья своему ребенку, но предлагали для этого свой путь – спокойный и приземленный. Пытались заставить его «жить правильно» – Коэльо стал студентом-юристом.
Я начал писать, когда был подростком. Но мать говорила мне, что в Бразилии зарабатывать на жизнь писательством невозможно, и я ей поверил, пытался делать что-то ещё. Однако за что бы я ни брался, это не приносило мне радости.
Его желание быть писателем было настолько неприемлемо в глазах родителей, что в 17 лет они поместили его в психиатрическую клинику. И лечили электрошоком. Когда он сбежал после курса лечения, ему назначили второй. И третий. И только после этого семья смирилась с тем, что «нормальной» работой он заниматься не будет. Как результат – его романы входят в разряд культовых и на сегодняшний день продано уже более 86 миллионов книг в 150 странах мира.
Если вы хотите заложить ребенку фундамент успеха, ваша главная задача – помочь ему найти свое место в жизни. И поддержать его в этом выборе.
И вторая задача – научить его достигаторству. Но при этом, воспитывая мальчиков и девочек, нужно по-разному расставлять приоритеты.
То, насколько ваша дочь будет ценить себя, насколько она будет женственной, легко ли ей будет строить семейные отношения – зависит от вас. Сможет ли ваш сын стать защитой и опорой, проявится ли в нем навык достигать целей – в этом тоже есть ваш вклад.
Источник
Консультация-практикум для родителей «Конструирование фундамента всестороннего развития ребенка»
наталья фотьева
Консультация-практикум для родителей «Конструирование фундамента всестороннего развития ребенка»
1СЛАЙД Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня я предлагаю вашему вниманию консультацию — практикум по теме «Конструирование – фундамент всестороннего развития ребенка»,
2СЛАЙД с целью овладения практическими навыками ЛЕГО – конструирования и установления социального партнерства — «педагог – родитель». А также найти ответ на волнующий вас вопрос «Что такое конструирование – пустое развлечение или полезная развивающая деятельность?».
Вы узнаете — какую роль играет конструктор в развитии дошкольника. Расскажу об основных видах конструктора и последовательности конструирования построек, а так же закрепим правильное название деталей конструктора.
3СЛАЙД Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Через игру ребенок понимает, как все должно устроено.
В дошкольном образовании все обучение проходит через игру, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего – то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
4СЛАЙД Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.
Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития.
Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребенокна практике не только познает такие понятия как: право-лево, выше-ниже, но и начинает понимать, как надо создавать тот или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях — развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, ребенок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
5СЛАЙД В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают следующие виды конструирования:
1) конструирование из строительных материалов;
2) разных видов конструктора (фото);
3) конструирование из природного материала;
4) конструирование из бросового материала (бумаги, картона, коробок, катушек и т. д.)
6СЛАЙД Существует определенный алгоритм конструкторской деятельности:
— на первом этапе работы с различными видами конструирования взрослый вместе с ребенком выполняет работу, сопровождая свои действия речью (возьму кубик красного цвета и поставлю его на синий кирпичик, а наверх кубика поставлю желтую призму — крышу).
На втором этапе взрослый предлагает ребенку выполнить работу по готовому объемному образцу. На этом этапе можно предложить ребенку схему последовательности выполнения работы.
Третий этап заключается в овладении навыкам работы со схемами (рисунок/фото-образец, цветные плоскостные рисунки, черно-белые, плоскостные схемы).
В ходе работы ребенок, как правило, начинает фантазировать и вносить свои идей. Взрослый не должен запрещать и требовать выполнять работу в строгой последовательности, а, наоборот, поощрять творчество ребенка, давая тем самым почувствовать себя творцом и созидателем.
8СЛАЙД Сегодня поговорим о всем известном и популярном в наши дни конструкторе ЛЕГО. Конструкторы ЛЕГО представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков. Кубик, он же кирпичик,может быть разных размеров: 1х2, 2х2, 2х4, и прочие.
На поверхности кубика располагаются шипы. Шип — часть почти любой детали LEGO, они располагаются сверху и служат для крепления деталей. Шип используется также для измерения длины и ширины детали. Именно по шипам мы и считаем, что это кубик, например, 2х4.
Пластина (plate). От кубика отличается тем, что в три раза тоньше. Поставьте три пластины друг на друга, соединив их, и вы по высоте получите кубик. Тоже бывают разных размеров. Они необходимы для проработки деталей, а крупные пластины (базовые платы) незаменимы для оснований строений
Кроме того, ЛЕГО непростая игрушка, она обучает и развивает ребенка. Собрал одну игрушку – надоела, включи фантазию и собери новую, используя только свой собственный ум и изобретательность.
Дети очень любят играть в конструктор ЛЕГО. Активно занимаются при использовании его на занятиях, а также проявляют инициативу и творчество, создавая постройки в свободной деятельности.
9СДАЙД Вы уже знаете, что в программе дошкольного образовании развитие ребенка идет через образовательные области, их 5
1) Социально — коммуникативное развитие
2) Познавательное развитие
3) Речевое развитие
4) Художественно – эстетическое развитие
5) Физическое развитие
Как вы думаете, к какой образовательной области относится ЛЕГО — конструирование? (предположения родителей).
ЛЕГО — конструирование относится к образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» (наряду с другими видами продуктивной деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой) и взаимодействует с другими областями как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».
Предлагаю Вам окунуться в мир ЛЕГО и увидеть, как это происходит на практике.
Игра «Чья команда быстрее построит?» Для всех команд я подготовила образец постройки. Что это? (Цифры). Назовите (1,2,3). Командам нужно будет как можно быстрее собрать из конструктора ЛЕГО – цифры по образцу. Работать будете в парах. Сначала нужно договориться, кто какую цифру будет собирать. На что следует обратить внимание, чтобы у вас получились такие же цифры, как на образце? (Нужно взять столько же деталей и такого же цвета, как на образце).
Какие образовательные области интегрируют с ЛЕГО — конструированием в этой игре? Как?
Игра «Построй и расскажи». Возьмите по 6 деталей конструктора, назовите их. Необходимо построить из всех деталей одну постройку и придумать, название что построили. Когда построите, один из команды расскажет, что построили.
Игра «Собери модель по ориентирам». Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на платформе. Для начала выберите цвет квадрата, на который будете выставлять детали.Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от». Например, возьмите кирпичик желтого цвета 2 на 2 и выставите его в левый верхний угол. Кирпичик синего цвета 2 на 3 выставите в правый верхний угол. Кирпичик зеленого цвета 2 на 6 выставите в правый нижний угол. Кирпичик белого цвета 2 на 4 выставите в центр квадрата. Кирпичик оранжевого цвета 2 на 6 выставите в левый нижний угол и т. д.
У вас находятся детали конструктора ЛЕГО софт. Вам предлагается сообща построить лестницу успешности ваших детей. Каждый из вас участвует в ее возведении со словами «Я хочу, чтобы мой ребенок был…».
10СЛАЙД А теперь уважаемые участники, прошу высказать, своё мнение о нашем мероприятии, дополнив понравившиеся вам данные фразы своими мыслями.
1. сегодня я узнала…
2. было интересно…
4. теперь я могу…
7. мне захотелось…
11СЛАЙД А нашли Вы ответ на волнующий вопрос, так что же такое конструирование?
Источник
Сенсорное развитие — фундамент умственного развития ребенка
левиза джелялова
Сенсорное развитие — фундамент умственного развития ребенка
Сенсорное развитие — фундамент умственного развития ребенка
Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение группы.
По достижению ребенком 3-х лет он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой. и над тем. что можно сделать для того чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.
Давно уже кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте, как о «пустом» времени, когда дитя только растет и забавляется.Советские и зарубежные ученые пришли к единодушному выводу: именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития ребенка»
Психологи XX века доказали, что двигательное и сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития.Поэтому не случайно тема нашей встречи звучит так: «Сенсорное развитие — фундамент умственного развития ребенка».
Что такое сенсорное воспитание? Это возможность помочь ребенку получить первые представления о различных материалах и их основных свойствах, совершать открытия новых свойств материалов, т. е. экспериментировать, различать основные цвета спектра, геометрические формы, величину предметов. Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении разных манипуляций с предметами
Можно ли учить 3- х ребенка? Захочет ли он учиться и будет усваивать то, что мы хотим?
К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять его в определенное русло.
3 летний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.
Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии Задача взрослых — не научить ребенка чему-то необычайному, а наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. и сделать это можно, умело руководя обычными для трехлетки видами деятельности.
В образовательной программе младших групп основным является сенсорное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 3-4 лет наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире,предметов и явлений
Правильное восприятие формы, величины, цвета и др. свойств и качеств необходимо для успешного усвоения многих дисциплин, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Каждый родитель знает своего ребенка, видит, как нон играет, рисует, строит из кубиков, но не все родители представляют себе, что должен знать и уметь ребенок на пороге дошкольного возраста в 4 года. Чаще всего родители оценивают развитие своего ребенка по сравнению с детьми родственников, приятелей… «Машин Андрей все буквы помнит, стихи читает наизусть, а мой возиться лишь с кубиками… Не знаю что с ним и делать» — зачастую слышно от родителей.
Как правило родители отмечают только бросающиеся в глаза знания и умения ребенка и не обращают внимания на наиболее важные вещи, которые характеризуют уровень его развития.
Все дети разные, и развиваются они по-разному. Но вместе с тем существует некоторый минимум достижений в развитии, который соответствует норме ребенка определенного возраста.
Умение играть, использовать игрушки, строить элементарную цепочку игровых действий.
Что значит уметь играть? Играет ли ребенок, если он тянет за веревочку машину? а когда укладывает куклу спать в кроватку и накрывает ее лоскутком? Может быть, да, а может и нет.
Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, в кукле девочку, в лоскутке одеяло. Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, что показали взрослые, или что увидел у других детей.
Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет одно и тоже действие, а выполняет два и даже больше действий, по смыслу следующих друг за другом (раздевает куклу, укладывает, накрывает одеялом и т. д.)
• Умение строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (диван, стульчик) .
Не просто прикладывать друг к другу два кирпичика, как показали, а узнает о том, что получилось, например, настоящий диван, на него можно посадить куклу.
Хорошо, если ребенок начал рисовать, из под карандаша выходит изображение, хотя бы немного напоминающие машину, елку, узнаваемые для него самого.
Данные умения можно выявить, наблюдая за ребенком. Но для этого надо выяснить, как он воспринимает форму, цвет, величину предметов.
Познание неизвестного объекта проводим с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развитиядетей младшего возраста: зрения (цвет, форма, величина) осязание (вес, температура, фактура) обоняние (запахи, слуха (звуки, вкуса)
Познакомим с некоторыми развивающими заданиями. Используя, их вы можете сами придумать новые и применить в практике, просим не забывать, что советы и рекомендации нельзя принимать как готовые рецепты, ведь каждый ребенок своеобразен, не похож на других, нужно к каждому суметь найти подход, в зависимости от интересов и склонности ребенка, следует отбирать и другие задания, но, ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему неинтересно.
К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать более пяти форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семи цветов.
Знакомьте ребенка с материалами, из которого сделаны предметы (бумага, дерево, ткань, металл и т. д., учите различать на ощупь, рассказывайте о свойствах (твердый, мягкий)
Как вы думаете, уважаемые родители? Какие материалы являются самыми доступными в решении данного вопроса? (ответы родителей) Действительно, таким доступным материалом сенсорного развития детей являются песок, вода и строительный материал.
«Самая лучшая игрушка для ребенка та,которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка – кучка песка» (К. Ушинский)
Действительно, песок, вода, бумага, пуговицы – любимые материалы для игр детей мл. возраста. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что объекты и герои наших первых игр обыкновенные банки, ложки, природный материал. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу ориентирования ребенка в окружающем мире.
Мы с вами сегодня подтвердили тот факт,что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития, ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Игры по развитию сенсорных способностей для родителей
Игра «Построим башню».
Цель: учить различать цвета по принципу «такой — не такой».
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета.Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» — «не такой»). Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик.В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!» (демонстрация игры с 1 родителем) В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню (играют все родители).
Игра «Разноцветные флажки».
Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры: Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т. п.
Игра «Разложи по коробочкам».
Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.
Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.
Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.
Игра «Волшебный мешочек».
Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».
Игра «Определи форму».
Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.
«Страна Сенсорики». Родительское собрание Проводили родительское собрание на тему» Страна Сенсорики».Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста воспитателя МДОУ п. Вишневый Салищевой Светланы Михайловны. Общие сведения о воспитателе. Окончила Магнитогорский государственный университет.
Источник