Социально-психологический тренинг для педагогов.
Виктория Гоношилова
Социально-психологический тренинг для педагогов.
Цель: формирование понятийных представлений о коммуникативной, психологической и социальной компетенциях.
1. Упражнение «Знакомство».
Цель — сближение группы, принятие друг друга в роли участников тренинга, активизация такого компонента социальной компетентности, как базовые ценности.
Материалы — листы бумаги на каждую подгруппу, фломастеры.
Задание группам: все члены группы одновременно должны изображать на листе свое представление о жизни и себя в этой жизни, возможно использование различных символов, схем, знаков и др.
Время выполнения — 5-7 минут.
После выполнения, полученные изображения демонстрируются всем присутствующим, и каждая группа или каждый ее участник получает слово для комментария своего рисунка.Рисунок оценивают и остальные группы: рефлексия, обратная связь (понравился/не понравился, с чем согласны/ с чем не согласны.)
Ведущий — задает вопросы и подводит итог:
— Что между нами общего?
— Что в нас различного?
— Какое было самочувствие при выполнении задания?
Наш тренинг проходит в рамках проекта «Я в мире людей» основной целью которого является формирование коммуникативной компетенции всех участников педагогического процесса.
2. Определение коммуникативной компетентности
Выделяют два понятия «компетенция» и «компетентность», которые взаимосвязаны.
Компетенция — общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря обучению.
Компетентность — уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции (область знаний, позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся условиях.
Определение коммуникации целесообразно рассматривать в контексте определения понятия «общение».
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми,порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя три стороны или компонента: коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями, социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Овладеть навыками общения помогают определенные знания в области психологии общения.
Предлагается задание для самопроверки знаний в области психологии общения.
Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.
— Увлекательное начало разговора рождает внимание и помогает исчезнуть критическому отношению к говорящему.
— Хорошо аргументированный пример способствует усилению эффективности словесного воздействия.
— Мешает доброму отношению грубый тон, назидательные речи.
— Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова говорят о неуверенности в себе.
— Одна из наиболее информативных частей лица глаза.
— Губы поданы вперед и нервно подрагивают — собеседник обиделся и готов заплакать,
— Поглаживание подбородка говорит о раздумье, желании принять решение.
— Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов — умение считаться с интересами др. людей.
— Деловой конфликт носит конструктивный характер.
— К межличностным механизмам взаимодействия людей относятся рефлексия, эмпатия, и личностная идентефикаиия.
— критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то нетрудно, но неэффективно, а часто и вредно.
3. Упражнение «Трамвайчик»
Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа.Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул,пересаживается и говорит: «А я тоже».Третий участник говорит: «А я зайцем», а четвертый заявляет «А я с. (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала.
4. Упражнение «Интуиция».
Цель — измерение и развитие социальной чувствительности педагогов как способности познавать другого человека в ходе общения с ним и на этой основе повышать качество предсказания его поведения.
Высокий уровень социальной чувствительности у педагога позволит лучше понять своих воспитанников, установить тесный контакт, способствует конструктивному педагогическому общению.
Материалы — раздаточные листы «Характеристики», на каждую группу по 2 экземпляра, ручки.
Задание группам — выбирается Доброволец от каждой группы. Экземпляры листка «Характеристика» раздают каждому в группу и по одному Добровольцам.
Доброволец выбирает из предложенных характеристик только 10 таких, которые больше всего подходят ему, на которые он может дать однозначные ответы.
Участники в группах — совместно оценивают своего Добровольца, выбирая 10 характеристик, на их взгляд больше всего подходящих Добровольцу.
1. Я предпочитаю театр /кино.
2. У меня есть дети / нет детей.
3. Я перенес тяжелую болезнь, травму или операцию / у меня не было серьезной болезни, травмы или операции.
4. Я предпочитаю мясные блюда / молочные блюда.
5. В моей семье доминирующую роль играет мать / отец.
6. Я склонен к радикализму / консерватизму.
7. Я оптимист / пессимист.
8. Если люди наблюдают за мной во время работы, то это мешает мне / не мешает мне.
9. В школе мне больше нравились уроки музыки / ручного труда.
10. Я предпочитаю серьезную музыку / эстрадную музыку.
11 .Я люблю приключенческие истории, полные призраков и ужасов / не люблю.
12. Я охотно смотрю драмы / комедии.
13. В школе я больше любил занятии математикой / языками.
14. Неприличный анекдот в обществе меня шокирует / не шокирует.
15. Вкусное я съедаю сразу же / оставляю на потом.
16. Я люблю танцевать / не люблю.
17. Черчу я удовлетворительно / у меня нет способностей к черчению. 18. Я допускаю возможность какого-либо сверхъестественного явления / не допускаю.
— Мне больше нравится работать с мужчинами \ с женщинами.
— Мне больше нравится заниматься организацией чего-либо и руководить / вести хозяйство, что-нибудь выращивать, разводить.
— Я считаю, что в мире существует какой-то высший порядок / все является результатом беспорядочного развития.
— Мне больше нравится выращивать цветы / разводить животных.
— Сильный шум мне очень мешает / я могу привыкнуть к нему, не особенно мешает.
— Я предпочел бы отдыхать у моря / совершить поход в горы.
— Я хорошо знаю два или больше иностранных языков / знаю один или не знаю ни одного.
— Я принимаю решения быстро / после долгих раздумий.
— Имея дело с авторитетами, учреждениями, вышестоящими по службе, я испытываю неуверенность / чувствую себя уверенно.
Затем каждый Доброволец озвучивает 10 выбранных им характеристик, а его группа сопоставляет с отмеченными у них и озвучивает совпадения. За каждое совпадение группа получает 1 балл.
Результат — если группа оценила Добровольца иначе чем он сам, то необходимо обсудить со всеми участниками, почему так могло получиться, и сосредоточится на тех характеристиках личности, которые более всего заметны окружающим (например: организаторские способности, уверенность, общительность,
Интерпретация набранных очков: 8-10 баллов — условно свидетельствуют о наличии высоко развитой чувствительности; 6-7 баллов — средний уровень; 5 и менее баллов — низкий уровень.
Ведущий задает вопросы и подводит итог:
— как группа справилась с заданием — было легко или трудно? Какое было самочувствие при выполнении задания? Как чувствовали себя Добровольцы?
11. Релаксация «Дыхание по-Бенсону»
12. Рефлексия «Обратная связь».
Дидактическое пособие по социально-личностному развитию «Звезда недели» особие «Звезда недели» (для детей 4-7 лет) Пособие включает в себя металлическую основу в виде домика. Детского сада и фотографий детей.
Схема составления конспекта социализационного занятия Схема составления конспекта социализационного занятия (тренинга) по демонстрации воспитанниками возможных способов действий, реализующих.
Источник
Статья: «Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками»
Ирина Богатырева
Статья: «Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками»
Доброжелательность — это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным.
— Дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо.
— Это способность видеть и уважать личность в другом человеке.
— Это готовность доверять окружающим.
— Это умение жить в согласии с людьми разных взглядов и убеждений.
— Это желание и умение находить взаимопонимание с окружающими.
К сожалению, рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения. Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. И только в детском саду подготавливают детей к успешному обучению в школе. Особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Поэтому одной из целей дошкольного образования в работе с детьми является формирование доброжелательных отношений.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом.
Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Я считаю, что у детей нужно формировать не только коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. В воспитании дошкольников необходимо подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему педагоги учат детей рассказывать о своих собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием и настроением. Именно уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого и разделит его переживания. Однако прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка собственных достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.
Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании умения видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором и строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.
Чтобы сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, необходимо организовать совместную деятельность, так как дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку сверстников.
С возрастом взаимодействия сверстников становятся разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать источником и конфликтных ситуаций. Причин для таких конфликтов не мало. Одна из них состоит в том, что у ребёнка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолётное желание последовать примеру сверстников.Повод для конфликта уже есть: ребёнок долго одевался, в результате все машины разобрали другие дети; или во время постройки ребёнку понадобились именно те кубики, которые в данный момент использует другой ребёнок. Что из этого следует дальше — всем известно.Разумный выход: научить дружелюбно выходить из таких ситуаций. Популярный приём «отдай, если вежливо попросят» не нужно рассматривать как единственно пригодный для случаев. Потому как некоторые дети быстро привыкают к этому и используют его в ущерб другим.
Длительное совместное пребывание детей в группе порождает необходимость считаться друг с другом во множестве бытовых ситуаций.
Задача взрослого состоит в том, чтобы вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта и формировать у детей отрицательное отношение к конфликтным формам поведения. Однако в реальной жизни поступки детей в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определённых правил поведения. Нередко совместные игры и занятия детей кончаются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свой действия. Эта причина — «невнимательность» — закрывает другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор. Прежде всего необходимо формироватьнравственные чувства: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие. Только развив эти чувства, ребёнка можно научить понимать и воспринимать чужие радости и обиды как свои. Отсюда и распространённый метод формирования социальных нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь ребёнка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время игры и после неё способствует к появлению отклика – сострадания, побуждает ребёнка находить правильные способы проявления сочувствия, оказании помощи.
Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желание и действие другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.
Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательных отношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому,и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
При общении со сверстниками у детей формируется чувство общности и желание видеть в сверстнике – друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. При взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управляя своим поведением.
«Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками
через игровые ситуации»
(отчет по самообразованию)
ГБОУ СОШ ОДОД № 661
С возрастом взаимодействия сверстников становятся разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать источником конфликтных ситуаций. Причины для таких конфликтов не мало. Одна из них состоит в том, что у ребёнка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолётного желание последовать примеру сверстников.Повод для конфликта уже есть: ребёнок долго одевался, в результате все машины разобрали другие дети; или во время постройки ребёнку понадобились именно те кубики, которые в данный момент использует другой ребёнок. Что из этого следует дальше — всем известно.Разумный выход: научить дружелюбно выходить из таких ситуаций. Популярный приём «отдай, если вежливо попросят» не нужно рассматривать как единственно пригодный для случаев. Потому как некоторые дети быстро привыкают к этому и используют его в ущерб другим.
Длительное совместное пребывание 15 детей порождает необходимость считаться друг с другом во множестве бытовых ситуаций.
Есть два подхода к решению этой проблемы.
I. Вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта;
II. Вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым формам
Второй подход заключается в формировании у детей отрицательного отношения к конфликтным формам поведения.
Работа в этом направлении должна опираться на следующие психологические особенности дошкольника:
1). Способность при определённых условиях осознать негативные стороны собственных действий. Дошкольник в процессе своих действий думает преимущественно о той цели, к которой стремится, а не о средствах её достижения.
Например: толкая сверстника на пути к маме, ребёнок думает о ней, а не о переживаниях другого. Оценка поведения ребёнка обозначает для него отношение взрослого, но не затрагивает главного (приход мамы вызвал искреннего радость) и поэтому крайне редко западает в детскую душу настолько глубоко, чтобы вспомнить о ней при повторной ситуации.
2). Умение мысленно поставить себя на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения. В основе этого приёма лежит принятие ребёнком роли того кто страдает от его действий.
3) Включение положительных форм поведения в представлении детей о себе.Положительные представления ребенка о себе можно выразить так: «Я помогаю дедушке»; «Я защищаю птичек» и т. д.
При использовании этого приёма нужно иметь в виду одно обстоятельство: — тот факт, что помочь — это хорошо, вовсе не означает для ребёнка, что отказать в помощи — это плохо. Большинство детей к четырем годам отличают «хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают, что с товарищем нужно делиться, нужно уступать и помогать.
Однако в реальной жизни поступки детей в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определённых правил поведения. Нередко совместные игры и занятия детей кончаются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свой действия. Эта причина — «невнимательность» — закрывает другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор. Нужно прежде всего формироватьнравственные чувства: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие. Только развив эти чувства, ребёнка можно научить понимать и воспринимать чужие радости и обиды как свои. Отсюда и распространённый метод формирования социальных нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».
Основная стратегия воспитания должна сводиться к снятию фиксации ребенка на собственном «Я» за счёт развития внимания и сопричастности к сверстнику. Нужно формировать чувство общности и желание видеть в сверстнике – друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. Ни каких оценок, реальных предметов и соревновательного начала.
Для решения этих задач в д/саду полезно использовать материалы из книги докторов психологических наук Е. Смирновой и В. Холмогоровой «Межличностные отношение дошкольников».
Третий раздел этой книги называется «Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам». Так как игры эти бессловесные (почти все) они подходят для логопедических детей с нарушением речи (говорит взрослый).
Программа обучения состоит из семи этапов.
1 этап. «Общение без слов».
В каждую игру вводится свой язык «условных сигналов».
Например,игра: «Жизнь в лесу».
Воспитатель предлагает детям представить себе, что они оказались в лесу и говорят на разных языках. Но ведь нужно как-то общаться. Как спросить? Как выразить своё доброжелательное отношение, не сказав ни слова. «Чтобы задать вопрос хлопаем своей ладонью по ладошке товарища (показать). Чтобы ответить, что всё хорошо – наклоняем голову к его плечу. Хотим выразить дружбу — ласково гладит по голове или плечу (показать).
Содержание таких игр, равные права, запрет на слова снимают напряжение, страх того, что кто-то кого-то может обидеть. Доброжелательное отношение снимает, ослабляет защитные барьеры, направляет внимание друг на друга.
В эти игры нелегко вовлечь проблемного ребёнка, поэтому важно, чтобы в паре с ним был взрослый.
2 этап. «Игры, развивающие внимание к сверстнику».
Их цель: сформировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание.
Многие дети настолько сосредоточены на себе, на своём «Я», что сверстники для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. Чтобы убедится в этом, попросите ребёнка рассказать о сверстнике. В место развёрнутого ответа можно услышать «Он меня обижает», «Он со мною дружит». Воспитательная задача этого этапа – отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «Я».
Игра «Общий круг» — умение поздороваться друг с другом глазами.
3 этап. «Согласованность действий».
Задача этих игр – научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умение действовать с учётом потребностей и поведением других.
4 этап. «Общие переживания».
Эти игры направлены на переживание общих эмоций. Совместное переживание объединяет детей, порождать чувство близости.
Игра «Кто смешнее засмеётся».
5 этап. «Взаимопомощь в игре».
На этом этапе используются игры, требующие от детей взаимопомощи, проявление сопереживания и сорадования.
Игра «День помощника».
6 этап. «Добрые слова и пожелания».
Самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (жалобы, ругательства). До этого этапа в играх действовал запрет на слова. Только после прохождения всех пяти этапов и преобладания в группе дружелюбной и спокойной атмосферы можно переходить к шестому этапу, состоящему из игр, специально направлениях на словесное выражение своего отношения к другому. Эти игры учат видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
7 этап. «Помощь в совместной деятельности».
В этих играх дети делятся со сверстниками и помогают друг другу в процессе совместной деятельности. Они соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.
Игра «Закончи рисунки».
Система игр, их описание смотри в приложении.
Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.
Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.Создает для детей ситуацию:»Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать. Как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова?Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь-ласково гладим по голове (готовы? Тогда начинаем. «. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
«Добрые эльфы«
Рассаживаем детей в круг. «Когда-то давным давно люди, борясь за выживание. работали днем и ночью. Они очень уставали. Сжалились над ними эльфы и с наступление ночи они стали прилетать к людям и нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром. полные сил приступали к работе. Сейчас мы с вами разыграем древних людей и эльфов». Разыгрывается бессловесное действие.
Рассаживаем детей в свободном порядке. Воспитатель рассказывает о том как появляются птенцы на свет. Как они пробиваю клювиком скорлупу, выходят наружу. Для них все ново- и запах цветов, и травка, и цветы. Затем дети рассказанное показываю. Птенцы не умеют говорить, а только пищат.
Воспитатель рассаживает детей по кругу.Воспитатель:»Вы знаете, что когда приходит ночь, то все игрушки оживают. Закройте глаза и представьте свою любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал»
Конспект интегрированного занятия по формированию доброжелательного отношения к окружающим «Добрые слова» Цель: Формировать доброжелательное отношение к окружающим. Оказывать помощь другу. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным.
Формирование доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в контексте новой реальности Привычное для всех понимание дошкольной образовательной организации, которое носит присматривающий характер и даёт основные знания, умения.
Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в процессе природоведческих экскурсий Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных.
Формирование дружеских отношений между детьми во время игр «Формирование дружеских отношений между детьми во время игр» «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.
Статья «Формирование правильной осанки у дошкольников» Данные разных исследований показывают, что на сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки.
Формирование эмоционального отношения к продукту изобразительной деятельности Я считаю, что формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство.
Семинар-практикум «Формирование у детей нравственно-патриотического отношения к малой Родине» Семинар – практикум Тема: «Формирование у детей нравственно — патриотического отношения к малой Родине» Цель: Актуализировать знания педагогов.
Спортивное соревнование между старшими дошкольниками и первоклассниками «Веселые старты» Спортивное соревнование с первоклассниками «Веселые старты» Цель: Связь детского сада и школы через проведение совместных мероприятий и.
Формирование у детей умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Есаульский детский сад». Доклад К районным педагогическим чтениям, посвященным.
Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования Научно-методическая разработка «Формирование ответственного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста через использование.
Источник