Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика основанная
(ответы в конце теста)
При выполнении заданий A1 — A20 выберите номера правильных ответов.
А1. Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
А2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
А3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как
А4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А) Климатические условия влияют на развитие общества.
Б) Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5. Что отличает искусство от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира
А6. Верны ли следующие суждения о религии?
А) Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б) Религия устанавливает определенные правила поведения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
А8. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют
3) заработной платой
4) прожиточным минимумом
А9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги
А10. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?
А) Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.
Б) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
А12. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего хозяйства
4) воспитание детей
А13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А) Отклоняющееся поведение может проявляться в особой одаренности и способности человека.
Б) Отклоняющееся поведение может быть связано с преступными деяниями.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14. Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
А15. В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
А16. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А) Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.
Б) Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. К гражданским (личным) правам человека относится право
2) на судебную защиту чести и достоинства
3) на социальное обеспечение по возрасту
4) на образование
А18. В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации?
1) суверенная государственность
2) высшая юридическая сила
3) прямое действие
4) особый порядок принятия
А19. Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с банком регулируются нормами права
А20. Верны ли следующие суждения о трудоустройстве несовершеннолетних граждан?
А) Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.
Б) Несовершеннолетние граждане могут трудиться в сфере рекламы и искусства с раннего детства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5) ответ необходимо записать в указанном в тексте задания месте.
В1. Сергей – ученик 9 класса. Помимо учебы, он отдает много свободного времени компьютерным играм.
Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.
1) дает возможность овладеть новым опытом
2) построена на замещении реальных предметов условными
3) имеет определенные мотивы и
4) ведет к усвоению предметных областей
В2. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А) при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор
Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России
В) каждый день надо делать какое-то доброе дело
Г) младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших
Д) безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом
3) нормы этикета
В3. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(1) (А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Прочитайте текст. Проанализируйте данные социологического опроса и выполните задания В4 и В5.
Ответ необходимо давать в виде последовательности цифр без пробелов и знаков препинания (например, 123).
Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем нашего общества тревожит Вас больше всего?» Результаты опроса таковы:
— Проблемы, связанные с политической жизнью: 10%
— Коррупция и рост преступности: 10%
— Сокращение производства отечественных товаров: 20%
— Рост цен, безработица: 25%
— Недоступность качественного образования и медицинских услуг: 35%
В4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе соцопроса, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольшая доля опрошенных обеспокоена ростом безработицы.
2) У пятой части опрошенных более всего вызывает тревогу сокращение производства отечественных товаров.
3) Примерно для трети опрошенных главным предметом беспокойства является недоступность качественного образования и медицинских услуг.
4) Примерно одинаковые доли опрошенных обеспокоены как проблемами коррупции и ростом преступности, так и проблемами, связанными с политической жизнью.
5) Опрошенные обеспокоены ростом цен и безработицей в большей мере, чем недоступностью качественного образования и медицинских услуг.
В5. Результаты опроса были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоёв населения в стране Z.
2) В стране Z население не получает качественные образовательные и медицинские услуги.
3) Правительству страны Z необходимо сосредоточить основные усилия на решении социально-экономических проблем.
4) В стране Z наметилось сокращение уровня преступности.
5) Рост цен и безработица не являются самыми острыми проблемами для большинства населения страны.
Источник
Гражданское общество и правовое государство — ПОЛИТИКА
На экзамене проверяются дидактические единицы: понятия «гражданское общество» и «правовое государство», их признаки и взаимосвязь. Политическая жизнь современной России.
Словарь основных терминов (понятий) с комментариями
Правовое государство (от нем. rechstaat) — демократическое государство, деятельность которого подчинена праву и функционирует в границах, определенных законом, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Это государство, в котором главенствует закон.
Признаки правового государства разработал в XVIII веке Иммануил Кант:
— верховенство закона: государство, его органы, организации и граждане обязаны подчиняться в своей деятельности правовым законам;
— реальность прав и свобод граждан, их охрана и гарантированность;
— взаимная ответственность государства и граждан, которая предполагает взаимное уважение прав и обязанностей;
— принцип разделения властей.
Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию правовым государством. Для этого необходимо совершенствовать судебную систему, преодолеть правовой нигилизм, повысить политическую культуру общества и др.
Правовое государство является главным условием функционирования гражданского общества.
Гражданское общество — совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, выражающих частные (индивидуальные и коллективные) интересы граждан. Это сфера деятельности граждан и их организаций, огражденных законом от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.
Институты гражданского общества (профессиональные союзы, союзы предпринимателей, творческие союзы и пр.) не учреждаются сверху, а возникают снизу. Их деятельность направлена на решение задач самоуправления. Они снимают с государства функции, которые оно не может выполнить.
Понятие «гражданское общество» ввел в оборот И. Кант, концепцию разработал Г. Гегель. Он понимал под гражданским обществом систему индивидов, удовлетворяющих с помощью труда собственные потребности. Фундамент гражданского общества — частная собственность.
Основой гражданского общества является цивилизованный, самостоятельный, самодеятельный и полноправный гражданин.
Основами гражданского общества являются:
— в социальной сфере — средние классы;
— в правовой — судебная и общественная защита прав человека;
— в нравственной — взаимное доверие людей;
— в культурной — наличие возможностей для массового приобщения к культуре.
Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности, свободе труда и предпринимательства. В недрах гражданского общества зарождаются общественно- политические движения и партии. Они являются главным каналом связи граждан с государством.
Развитое гражданское общество предполагает наличие правового государства.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Вариант 11
Часть 1.
Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Ответами к заданиям 2–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Социальная группа, власть, каста, государство, престиж
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания
Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Вмешательство главы правительства в конфликт рядовых акционеров и совета директоров крупной компании отражает связь политической и экономической сфер общества.
Б. Финансирование крупной компанией тура для детского хора отражает связь духовной и экономической сфер общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Как называют форму (область) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали действуют только в сфере межличностных отношений.
Б. Нормы морали регулируют сферы общественных отношений, которые не может регулировать право.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Гражданин Р оформил в банке дебетовую карту. Менеджер банка предложил гражданину Р подключить услугу «Мобильный банк». В чем удобство использовать мобильного банка? Назовите одно удобство. Какие правила необходимо соблюдать гражданину Р при пользовании мобильным банком, чтобы обезопасить свои вклады и счета?
К какой стадии экономической деятельности относится продажа товаров в супермаркетах?
В стране Z на рынке производства колбас высокая конкуренция среди различных предприятий: есть и крупные фирмы, и мелкие. Такая ситуация свойственна экономике
Верны ли следующие суждения о заработной плате?
А. На размер заработной платы влияет квалификация работника.
Б. Заработная плата всегда зависит от продолжительности рабочего дня.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Считается, что люди, приехавшие в Париж, обязательно должны прийти к Эйфелевой Башне и сфотографироваться рядом с ней. В этом проявляется действие
Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Примером политического конфликта является судебное разбирательство спора двух собственников о восстановлении права собственности на жилое помещение.
Б. Примером экономического конфликта является ссора двух болельщиков на матче по футболу.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверно
В ходе социологического опроса 25-летних и 55-летних жителей страны Z им был задан вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выбрасывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?»
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
По форме государственного устройства Z – федеративное государство. Это значит, что
1) Z объединяет несколько государственных образований, обладающих политической самостоятельностью
2) в стране Z правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах
3) территория Z разделена на административные единицы, подконтрольные центру
4) в Z приняты законы о двойном гражданстве
Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.
Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Установите соответствие между примерами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца
А) Несовершеннолетний Иван устроился в каникулы на работу, чтобы помочь родителям собрать деньги на лечение бабушки.
Б) Ежегодно в Рязанской области проводится фестиваль, посвященный масленице
В) Школьники помогают после уроков пожилым людям
Г) Каждые выходные в семье Сидоровых собираются, чтобы вместе лепить пельмени
Д) Вася помог другу найти потерянный телефон
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?
1) правовой обычай, прецедент, нормативный договор
2) высшая юридическая сила, центральное место во всей правовой системе
3) нормативность, формальная определённость
4) деяние, противоправность, общественная опасность
Выйдя из автобуса, гражданка Р обнаружила, что из её сумочки украден кошелёк с деньгами и паспорт. Куда в первую очередь необходимо обратиться гражданке?
3) в прокуратуру
4) в отдел полиции
Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах?
А. Сотрудники полиции ведут борьбу с преступностью.
Б. Надзор за исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями, гражданами — задача прокуратуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
На уроке учитель рассказывал про разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ. Сравните полномочия этих органов власти. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий.
2) федеральная государственная собственность и управление ею
3) уголовное и уголовно-исполнительное законодательство
4) охрана памятников истории и культуры
Заполните пропуск в таблице.
. право | Регулирует общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления органами государства исполнительной власти |
Уголовное право | Регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера. |
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
В повседневной жизни мы пользуемся бумажными купюрами и монетами. Это разновидности наличных денег. Наличными деньгами рассчитываются, как правило, физические лица (население) при приобретении товаров или услуг: в магазинах, на рынках, в ресторанах и кафе, в прачечных и парикмахерских, приобретая билеты на самолёт или в кино. Расчёты между юридическими лицами (организациями) происходят, как правило, в безналичной форме. Каждая организация имеет расчётный счёт в банке.
Но на расчётных счетах банков могут хранить свои сбережения и отдельные граждане. При этом они также могут пользоваться в повседневной жизни безналичными деньгами: чеками, пластиковыми картами.
Чек – это письменный приказ владельца текущего счёта банку выплатить наличными или перевести на счёт другого лица определённую сумму денег. Банк выписывает владельцу вклада чековую книжку на сумму, не превышающую размера вклада. Совершая покупки, владелец чековой книжки проставляет сумму цен на чеке, а продавец предъявляет банку чек к оплате.
Пластиковая карта – другой вариант расчёта владельца банковского счёта за покупки, также не требующий передачи наличных денег. Она представляет собой пластиковый жетон, на специальной магнитной полоске которого закодирована информация о её владельце: фамилия, образец подписи, номер счёта в банке, срок действия карты.
Совершая покупку, обладатель пластиковой карты передаёт её продавцу, который с помощью специального устройства считывает информацию с пластиковой карточки и переносит её на чек. В копию чека вносится сумма покупки. Одна копия передаётся покупателю, вторая – в банк, где со счёта владельца карты снимается сумма покупки и передаётся продавцу, третья остаётся у продавца. В случае потери пластиковой карточки её владелец должен сообщить в банк о пропаже, и счёт будет заблокирован. С помощью современной техники – банкоматов – безналичные деньги легко превращаются в наличные.
Однако в России безналичные деньги пока не получили такого широкого распространения среди граждан, как в странах Западной Европы и США.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Источник