Фундамент храма василия блаженного

Фундамент храма василия блаженного

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

Источник: Хворостова Е.Л. Фундаменты собора Покрова на Рву // Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12–14 октября 2011 г.). М., 2012. С. 68–73. Все права сохранены.

Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» И.Л. Кызласовой. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2018 г.

Рис. 1. План-схема расположения шурфов.

Источником сведений о структуре, глубине заложения, мощности и состоя­нии фундаментов различных объемов собора Покрова на Рву послужили шур­фы, отрытые в интерьере и у фасадов памятника в 1955-60 гг. и в 2002 г. Пер­вая серия шурфов была выполнена Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии архитектуры и строительства СССР под руководством Н.Н.Соболева (два десятка шурфов у фасадов собора, в интерьере и у подпор­ных стен), вторая — МГСУ «Креал» (на территории, прилегающей к собору, и в его интерьере), археологическое сопровождение этих раскрытий осуществлял Сектор археологии Москвы ИА РАН (Л.А.Беляев, С.3.Чернов, Н.А.Кренке, в этих работах также принимали участие П.Е.Русаков и Е.Л.Хворостова). (Рис.1. На план-схеме расположения шурфов указаны раскрытия, непосредственно примыкающие к фундаментам объемов собора).

К сожалению, по техническим причинам не удалось разместить шурфы 2002 г. с привязкой к ранее проведенным раскрытиям с тем, чтобы выявить ширину фундаментов приделов собора, ее соотношение с толщиной стен и установить, каким образом корректировалась планировка храма в процессе строительства. Тем не менее, общее представление о структуре фундамен­тов первоначальных объемов собора и технологии их устройства на имею­щемся материале составить возможно.

Читайте также:  Как производится армирование ленточного фундамента

Прежде всего, необходимо отметить, что на всех обследованных участках нижние части фундаментов выкладывались из рваного белокаменного бута различного размера (от 20×20 см до 50-60×40 см) на известковом раство­ре. Выкладка производилась в ленточные рвы, которые отрывались на пред­полагаемую ширину фундамента; промежутки между обрезами фундамен­тов и бортами рвов (в том случае, если кладка непосредственно примыкала к бортам) плотно забивались белокаменным щебнем и проливались раство­ром. Щебенчато-известковая «шуба» настолько плотно перекрывала буто­вую кладку, что на многих участках было практически невозможно просле­дить контуры камней. В основном строители выдерживали горизонтальность рядов бутовой кладки и по возможности старались, чтобы вертикальные швы в соседних рядах не совпадали. В верхних частях фундаментов применялись главным образом грубо подтесанные крупные камни, некоторые из них со­хранили следы желобчатого тесла. Кладка могла быть как достаточно ров­ной, так и выполненной небрежно, с выступами и заглублениями отдельных камней. Все эти неровности сглаживались плотно закрывающей их щебен­чато-известковой «шубой». Практически такой же технологии придержива­лись при выкладке фундамента придела Василия Блаженного, сооруженного в 80-е годы XVI в. (Рис.2, шурф 4-2002 г. в приделе Василия Блаженного).

Рис. 2. Шурф 4 – 2002 г. в приделе Василия Блаженного.

Рис. 3. Шурф 3 – 2002 в галерее севернее придела Василия Блаженного.

В той же системе выполнялась кладка фундаментов ранней галереи со­бора, однако здесь подошву фундамента образовывал слой крупного бело­каменного шебня на известковом растворе мощностью около 25 см (Рис.З, шурф 3-2002 г. в галерее севернее придела Василия Блаженного).

В процессе закладки фундаментов различных объемов храма произво­дилась неоднократная корректировка их ширины за счет отступов по на­правлению к центральной оси фундаментов. Например, в шурфе у наруж­ной стены Троицкого придела белокаменный цоколь, завершенный сложным профилем, опирался на однорядный выступ кладки из тесаных белокаменных блоков шириной 14 см; под ним располагались два ряда грубо подтесанных большими плоскостями блоков, вынесенные еще на 41 см и явно находивши­еся ниже уровня дневной поверхности времени строительства. Далее сле­довал очередной вынос кладки (10 см), выполненной из трех рядов грубо обработанного известняка, а нижнюю часть фундамента образовывал ряд крупного бута (до 50×40 см), положенный по горизонтальному слою мелких обломков известняка и вынесенный по отношению к лежащей выше кладке на 15 см (Рис.4, шурф № 3-1955-60 гг.).

Рис. 4. Шурф 3 – 1955-1960 гг. у восточной грани придела Троицы.

Еще более кардинальная корректи­ровка была произведена при возведении придела Входа в Иерусалим, где вынос от цоколя кладки верхней части фундамента составлял 41 см, нижняя же часть, выполненная из пяти рядов крупных грубо обработанных камней, выступала еще на целый метр (Рис.5, шурф № 6-1955-60 гг.). В шурфах, заложенных в интерьере собора, «ступенчатость» была выражена не столь ярко, низ фундамента мог даже западать под общий вынос кладки, тем не менее, и здесь на отдельных участках отступ обрезов стен от наружных поверхно­стей фундаментов мог быть чрезвычайно большим (Рис.6, шурф № 13-1955- 60 гг.). Образовывающийся после «сдвига» обреза кладки к центральной оси стены промежуток засыпался выброшенным из фундаментного рва переме­шанным грунтом, поверхность кладки перекрывалась известковым раство­ром, так что и на участках, где кладка фундамента не прилегала непосред­ственно к борту рва и не перекрывалась щебенчато-известковым слоем, ее поверхность выравнивал и защищал раствор.

Разумеется, планировка будущей постройки не может быть выполнена с прецизионной точностью уже при отрытии фундаментных рвов, она может уточняться как в процессе выкладки фундамента, так и на уровне выравни­вающих верх фундамента рядов, и даже на уровне нижней части цоколя, тем не менее, обычно эти подвижки не бывают столь резкими. К сожалению, выяснить, являются ли эти особенности оснований собора Покрова на Рву следствием неквалифицированности выполнявших «нулевой цикл» строи­тельных работ людей, недостаточным надзором и руководством тогдашнего «прораба» или не полной сформированностью представления о грядущем облике храма самого зодчего, мы, по-видимому, никогда не сможем.

Надо сказать, что мощность фундаментов варьировалась в достаточно значительных пределах (от 1.5 до 2.3 м), причем сколько-нибудь выражен­ную закономерность в ее изменениях (зависимость от высоты опирающего­ся на фундамент объема и, следовательно, большей или меньшей нагрузки, или от характера грунтов основания) проследить на имеющемся материале сложно.

Следует отметить своеобразную конструктивную особенность в системе устройства фундаментов: иногда они (при одинаковой технологии выклад­ки) на стыках не перевязаны между собой. Такая картина наблюдается на смыкании стен приделов Входа в Иерусалим и Варлаама Хутынского. Вы­кладка «примыкающего» фундамента потребовала частичной срубки камней на участках, к которым он прикладывался. Возможно, отсутствие перевязок на смыкании некоторых фундаментов, особенно в ранних частях памятника, характеризует технологический прием поэтапного отрытия фундаментных рвов и устройства отдельных фундаментов под каждый придел. Кроме того, по характеру этих смыканий могла бы быть выявлена последовательность возведения приделов вокруг основного объема. Разумеется, проследить этот нюанс можно было бы лишь при большем числе обследованных участков.

Рис. 5. Шурф 6 – 1955-1960 гг. у северо-западной грани придела Входа в Иерусалим.

Рис. 6. Шурф 13 – 1955-1960 гг. к югу от Покровской церкви.

Как еще одну характерную особенность фундаментов храма Покрова на Рву можно отметить отсутствие под ними свай, не выявленных ни в шурфах 1955-60 гг., ни в 2002 г., в то время как подавляющая часть памятников ар­хитектуры XVI в. имела основания из круглых или, в редких случаях, квадрат­ных свай. Лишь в бутовой кладке фундамента поздней колокольни (шурф 5-2002 г.) было расчищено вертикальное полукруглое вдавление шириной около 20 см, во внутренней части которого, перекрытой слоем известково­го раствора, сохранились остатки полуистлевшей сваи диаметром 17 см. Ее оголовок входил в кладку на высоту более 60 см — случай, практически бес­прецедентный в истории средневекового строительства.

Фундаменты собора Покрова на Рву — интереснейший источник ин­формации о технологии строительства середины XVI в., а при учете более поздних пристроек — временной срез технологий, привязанный к единым то­пографическим и геологическим условиям и заслуживающий дальнейшего изучения.

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

Источник

Храм Василия Блаженного: 9 церквей на одном фундаменте

Адрес: Москва, Красная площадь

Самый знаменитый храм России и, пожалуй, самый красивый – собор Покрова на Рву, он же храм Василия Блаженного, был построен в 1555-1561 годах по повелению Ивана IV Грозного.

Он окутан легендами и тайнами, он всегда разный, он не похож ни на один храм, и сколько его ни пытались копировать – все равно лучше построить никому не удалось. На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

А в XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василий Блаженный был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя) с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора. Туда позднее и перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.

Легенда об ослеплении строителей собора – мастеров Бармы и Постника – якобы по распоряжению Ивана Грозного и для того, чтобы они больше не посмели построить ничего столь же прекрасного, – это только легенда. Многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. И его никто не ослеплял, а наоборот – в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е. по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора, и Никольского храма в Свияжске, и Благовещенского собора в Московском Кремле, и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию.

Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:

  • Центральный – Покровский
  • Восточный − Троицкий
  • Юго-восточный − Александра Свирского
  • Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
  • Юго-западный − Варлаама Хутынского
  • Западный − Входоиерусалимский
  • Северо-западный − Св. Григория Армянского
  • Северный – Св. Адриана и Наталии
  • Северо-восточный − Иоанна Милостивого
  • Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
  • В пристройке 1588 года − придел Василия Блаженного

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали, а в 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы Осип Иванович Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди. В 1936 году архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…

О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная – это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника.

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда.

Источник

Оцените статью