Фундамент лахта центра глубина

Свайное основание

264 сваи, опираясь на прочные грунты несут основную нагрузку высотного здания «Лахта центра». Буровые установки проходят под землей расстояние равное двадцати пяти этажам.

Технологические этапы при сооружении буронабивных свай.

Основание будущей башни (свайное поле и фундамент) обустраивается внутри отмеченного пятиугольника.

Схема свайного пол под высотное здание. В центре отмечены сваи большей глубины.

Подготовка площадки для выполнения работ по устройству свайного основания. Уклон площадки по всем направлением должен быть не более 0,5%.

Бурение скважин производится с помощью буровых станков. Проектное количество скважин только под фундамент высотного здания — 264 шт.

Одновременно на площадке работают несколько буровых установок BAUER BG40.

Глубина скважины составляет 82 м. Диаметр: 2 метра.

Бурение первых 30 метров скважины производится с применением обсадной трубы, которая защищает забой от осыпания грунта и проникновение воды.

Качество забоя готовой скважины исследуют с помощью управляемой видеокамеры. Скважина готова к установке арматурного каркаса и бетонированию.

Между зачисткой забоя скважины и началом бетонирования скважины, включая все промежуточные работы по установке арматурного каркаса, бетонолитных труб и окончательной подготовкой к бетонированию, должно пройти не более 8 часов.

Арматурный металлический каркас для сваи. Для изготовления каркаса применяется арматура (диаметр 32 мм) и закладные из стали.

Основа каркаса делается в заводских условиях, на площадке каркас усиливается дополнительной арматурой.

Арматурный каркас перед опусканием в скважину проходит проверку качества и надежности.

Погружение первой секции арматурного каркаса в проектное положение.

Опущенная секция каркаса закрепляется над скважиной. Через несколько минут к нему будет пристыкована следующая секция и продолжится погружение всей конструкции. Общая высота каркаса сваи – 65 метров (+ 17 метров монтажная секция).

Следующий этап – это бетонирование столба. Бетонирование буронабивных свай выполняется бетонной смесью методом ВПТ (вертикально-перемещающихся труб).

Перед бетонированием контролируется подвижность бетонной смеси и температура. Температура бетонной смеси перед укладкой в конструкцию — не ниже +5°С в зимний период и не выше +25°С

Бетонолитная труба Ф235мм устанавливается в скважину. На верх бетонолитной трубы устанавливается приёмная воронка объёмом около 1м З .

Низ бетонолитной трубы не доходит до дна забоя на 20—30 см. Подача бетонной смеси в приёмную воронку осуществляется непосредственно из автобетоносмесителя.

Верхнюю часть скважины, там где будет котлован, засыпают гравием, для удобства дальнейшем откопки.

По окончанию бетонирования столба из скважины извлекаются обсадные и бетонолитные трубы, которые промываются водой для предотвращения образования на них цементного камня. Свая принимается по акту.

Применение технологии буронабивных свай позволяет проводить работы без сильного шума, свойственного обычным сваебойным установкам.

Испытания показали: запас несущей способности свай в фундаменте «Лахта центра» в два с половиной раза превышает проектные нормативы.

Источник

Фундамент лахта центра глубина

Общественно-деловой комплекс «Лахта центр» строится в Приморском районе Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Его центром станет станет штаб-квартира группы Газпром и компании «Газпром нефть», другую часть площади займут общественные пространства: научно-образовательный комплекс для детей и молодежи, планетарий, выставочные пространства, медицинский и спортивный центры, многофункциональный зал-трансформер и другие.

Комплекс состоит из четырёх сооружений: многофункционального здания с атриумом, стилобата (там разместится паркинг и вспомогательные помещения), арки главного входа и небоскрёба высотой 462 метра. Именно он станет самым высоким не только в России, но и во всей Европе. Супертолл «Лахта центра» на 88 метров перерастёт нынешнего европейского рекордсмена – башню «Федерация» в «Москва-сити» – и окажется на 11 месте мирового высотного рейтинга.

Бытует мнение, что Петербург построен на вязких грунтах, и строить небоскрёбы здесь невозможно. Специалисты отвечают: строить можно везде, но нужен хороший расчет. Возведению петербургского супертолла предшествовали полтора года инженерно-геологических исследований. Авторы проекта изучили геологические, геодезические, экологические, историко-культурные особенности участка.

Выяснилось, что слабые грунты составляют только верхний слой. Под ним залегает вендский горизонт – это древнейшие глины, которым 635-540 миллионов лет. Прочные как скальный грунт или бетон, эти глины являются отличной опорой для небоскрёба. Но добраться до них непросто: на пути у строительной техники – отложения ледникового периода в виде гигантских валунов и песчаных супесей с гравием. Комплекс исследований, проведенные расчеты и натурные испытания стали основой для создания конструкции «Лахта центра».

Вес башни «Лахта центра» составит 670 тысяч тонн, давящих на грунт сравнительно малой площади. Под давлением грунт будет уплотняться, а небоскрёб оседать – как и любое другое здание. Основная задача в том, чтобы эта осадка проходила равномерно и здание не отклонялось от вертикали. Для наблюдения за поведением грунта, подземными конструкциями и их взаимодействием создана система геомониторинга, которая объединяет 4800 датчиков.

Датчики размещены и в грунте, и во всех элементах подземных конструкций башни. Так, 95 датчиков «следят» за вертикальными перемещениями, 40 – за поровым давлением грунта, 336 измеряют деформации в сваях, 10 – давление под подошвой фундамента, 2136 – динамику усилий в конструкциях фундамента. Все датчики объединены в автоматическую систему. После возведения каждых пяти новых этажей башни система выдает полный отчет о том, что происходит с грунтом, сваями, фундаментом. Такие знания полезны не только для строителей, но и для научных исследований.

По словам создателей, башня «Лахта центра» задумывалась как современная интерпретация высотной доминанты, выделяющейся на фоне традиционной горизонтальной застройки Санкт-Петербурга. Её «собратья» – шпиль Петропавловского собора, Адмиралтейская игла, купол Исаакиевского собора – украшают центр города, в то время как новый супертолл станет организующим элементом в стремительно развивающемся Приморском районе. Новому небоскрёбу досталась роль главного акцента делового пространства, которое возникнет на линии «морского фасада» города.

«Форма здания символизирует энергию воды, перетекание пространств, открытость и легкость, – объясняют авторы проекта. – Эффект невесомости и максимального слияния будущего комплекса с окружающей средой будет усилен за счет применения особого типа стекла, благодаря которому в зависимости от времени суток высотное здание будет менять цвет, что создаст ощущение «живого объекта».

Покорение высоты – это всегда вопрос наличия соответствующих технологий. Лифт, вентиляция, электричество — в своё время именно высотки первыми испытывали все эти «новинки». После успешного старта производство технологий стало массовым: из категории эксклюзивных благ они перешли в категорию минимальных стандартов при строительстве уже типового жилья и общественных зданий.

Возведением небоскрёбов обусловлены разработки современной подъемной строительной техники, изобретение конструкций устойчивости зданий, внедрение новых технологий пожарной безопасности, современных высокопрочных строительных материалов. Высотное строительство – область, где формируется заказ на высокотехнологичные решения, которые затем перейдут в другие сферы нашей жизни.

«Подвиг» петербургских строителей заключается в достижении несущей способности фундамента при минимально возможных размерах. Это стало осуществимо благодаря технологии непрерывного бетонирования.

Когда бетон заливают с перерывами, между старыми и новыми слоями возникают «холодные швы». Это значит – расслоения и снижение несущей способности. Максимальной прочностью обладает абсолютный монолит, меньшей – плита, сделанная как «лоскутное одеяло» или «слоеный пирог».

К заливке нижней плиты готовились заблаговременно, ведь «переделать» работу невозможно. Участники отрепетировали все, что возможно. Например, 13 бетонных заводов-поставщиков тренировались в изготовлении бетонной смеси по уникальной рецептуре до тех пор, пока не достигли её абсолютной идентичности.

Скорость заливки составила более 400 кубометров в час, а миксеры совершили более 2450 рейсов. Процесс был организован так, что о событии местные жители узнали из СМИ – не было ни дополнительной пробки на загруженном Приморском шоссе, ни шума со строительной площадки.

За дельтой отклонения следят геодезисты. В их арсенале семь систем оборудования (оптических и лазерных), дублирование помогает перепроверить показания приборов. Три из семи геодезических систем представлены в России впервые, но успели хорошо себя зарекомендовать на ведущих мировых стройках.

Мировая геодезическая премьера – импульсный высокоскоростной лазерный сканер с двухосевым компенсатором. Прибор впервые используется на строительстве небоскреба. С его помощью строители «Лахта центра» проверяют положение металлоконструкций внутри бетонной среды при изготовлении, например, композитных колонн со стальным сердечником внутри бетонной конструкции.

Для ведения ядра строго вертикальным курсом задействована и «космическая» технология – геодезический прибор Trimble 4D Control. Он использует спутниковый сигнал и систему геодатчиков, установленных на стройплощадке. С помощью показаний GPS и ГЛОНАСС система определяет точные координаты ядра и дельту смещения, которая постоянно корректируется на основании полученных данных.

Для сборки используют BIM – относительно новую для России технологию. Она представляет собой виртуальную трехмерную модель здания, объединяющую все данные проектной документации. При добавлении измерения времени выстраивается виртуальная технология возведения объекта: проекты организации строительства, производства работ, логистики поставок. В «Лахта центре» к стандартному использованию модели добавили еще одно применение. Из-за своей сложной геометрии башня собирается из металлоконструкций, каждая из которых имеет единственно возможное место монтажа. Правильность сборки контролируется, в том числе с помощью BIM. Конструкции, поставляемые на площадку, имеют штрих-коды, связанные с BIM- моделью. Код детали однозначно указывает её место монтажа в общей конструкции.

Про петербургский супертолл строители говорят, что он – «ручной работы». Речь идёт об уникальности решений, а что касается труда – автоматизируют всё, что возможно. Например, для возведения ядра используют систему «скользящей» (автоматизированной) опалубки.

Опалубка – это форма для бетонирования, образованная двумя рядами щитов, пространство между которыми – будущая стена ядра. Бетон заливается между щитами и застывает.

Обычную опалубку нужно раскреплять, переставлять на новое место и собирать заново – гигантская потеря времени и производительности. А автоматическая по мере заливки бетона «передвигается» с помощью гидравлических домкратов.

Подобные самопередвижные инструменты на лахтинской стройке очень любят. По сходному принципу работает ветрозащита на башне – её панели скользят вслед за опалубкой. К «шагающим» механизмам относится кран в ядре башни – первый такого рода в Петербурге.

Источник

Лахтинская терра инкогнита: битва за устойчивость небоскреба

Чтобы небоскреб вырос вверх, нужно сначала спуститься вниз. Чем выше здание – тем глубже спуск. Для возведения «Лахта центра», высотой 462 м., пришлось прокопать 40 км скважин, в том числе — глубиной до 150 метров. Сегодняшний пост – про путешествие к центру земли.

Петербург, 2011-й. До начала строительства самого высокого здания в Европе, небоскреба «Лахта центр» – три года. Перед строителями – участок в Лахте, на перешейке Финского залива и Лахтинского разлива. И стоять тут в этот момент немного страшно.

Участок — бывшая пескобаза, граница города и курортной зоны.

Под ногами – четырнадцать гектаров песка, отсеченных от залива полосой гранитных глыб.

В воздухе – песок, соль и сырость. Перед глазами – морской горизонт. На юг – Петербург, на север – Сестрорецк, на запад ничего не видно, но там — путь в Скандинавию: поплывешь мимо Котлина, между Коткой и Нарвой, между Хельсинки и Таллином и упрешься прямиком в Стокгольм.

А стоять и смотреть на это страшно, потому что пока не ясно, можно ли тут строить небоскреб, не найдутся ли под землей сюрпризы в виде хляби под несущим грунтом или карстовых полостей, или особо богатого культурного слоя. Последнее найти приятно, но все ж не на своем участке…


Карстовые образования в Ленобласти. Село Рождествено

Дать ответы на все вопросы должны изыскатели. Они обоснуются в Лахте первыми и проведут тут три года. Выход с участка – через план: что под землей, на что и как опереться башне.

Открыватели

В 2011 году в Лахте работало много исследователей. На участке, ближе к заливу, расположился наблюдательный пункт орнитологов. Они переписывали количественно-качественный состав и маршруты «птичьих мигрантов» — для прогноза влияния застройки на поведение пернатых и разработки рекомендаций по предотвращению «воздушных происшествий». Экологи делали замеры по шуму, составу воды и воздуха – реперные точки для оценки последующего воздействия строительства и эксплуатации небоскреба. Метеорологи уточняли данные по микроклимату – потом потребуется для проектных построений, испытаний по аэродинамике, антиобледенительным мероприятиям. Археологи… на этот раз – мимо, без открытий.
Нас же сегодня интересуют инженеры-изыскатели – первооткрыватели лахтинских недр.

Их работа охватывала полевые и лабораторные инженерно-геологические исследования. Затем подключались геотехники. За ними — расчеты по фундаментным конструкциям комплекса. На различных этапах участвовало 13 компаний, включая мировых «звезд».

Инженерные изыскания и геотехнические расчеты проведены:
Строительным управлением № 299, ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева, ИФЗ им. О.Ю.Шмидта РАН (сейсмика), ПИ «Петрохимтехнология» (экология), ТехноТерра, ЗАО «Фирма «Уником» (гидрометеорология плюс радон), ЗАО «Геострой», Фугро ЛоадТест (испытания грунтов сваями), научный центр геомеханики и проблем горного производства Горного университета, НИИОСП им. Н.М.Герсеванова (лабораторные тесты грунтов), ПКБ «Инфорспроект» под научным руководством академика В.И.Травуша, лаборатория МГУ им. М.В. Ломоносова. Проверка расчетов и проектных решений – ARUP.

Некультурный грунт

Сначала разберемся с культурным слоем, в котором иногда откапывают камни преткновения.
20 век – время революционного наступления человека на природу, символом которого можно считать проекты поворота рек вспять. Лахту хозяйственная деятельность не обошла стороной. С 30-х годов тут добывали торф, осушали болота, а с 60-х и вовсе начали менять береговую линию.


Намыв. Песок – со дна Лахтинского разлива (Фото отсюда)

Новая земля — для новых кварталов. В Градпланах Ленинграда 1966-1986 гг в 2-х километрах от «Лахта центра» планировалась «доминанта» и парк, а вокруг (на месте Лахта-Ольгино) – 20 кварталов жилой застройки.


Макет северо-западной части Приморского района, 1975 г. Фото из книги Н. Михайлова «Лахта: пять веков истории», Квартальный надзиратель)

Планировавшаяся доминанта (зеленая стрелка) и сегодняшнее место строительства «Лахта центра» (синяя стрелка):


Скрин из Гугла

Так намеревались реализовать идею «Морского фасада», сделав Ленинград «красивым приморским городом, обнимающим широким фронтом Финский залив» (цитата отсюда).

Ни кварталов, ни доминант в итоге не построили. Зато в 1980 начали сооружать дамбу, маршрут которой проходил через Сестрорецк и Колтин на юг.


Фото из альбома 1 «Защита Петербурга от наводнений. Фотографии, события, факты, люди»

Исторический курьез в том, что участок возведения супернебоскреба внес вклад и в мега-проект с дамбой. Тут складировали и приводили в кондицию песок для стройки защитных сооружений. Песчаные горы уходили на высоту до 30 метров – вровень с десятиэтажками через Лахтинскую гавань.

Конечно, когда сюда ступила нога первого изыскателя «Лахта центра», «барханы» вывезли. От них остался «техногенный слой» — песок, мощностью около метра. Исторической ценности такой культурный грунт, конечно, не представляет.

Интересно, перед тем, как песок вывезли, успел ли кто-нибудь сделать так:

Исследования грунта можно разделить на три блока: полевые, лабораторные и расчеты, которые строятся по результатам первых двух.

Как мы рассказывали тут, грунт представляет собой подобие «слоеного пирога». Главная задача – выяснить, на каких отметках залегают разные слои и уточнить их свойства — провести испытания в поле и в лаборатории. Для этого бурят скважины. Вероятность «сюрпризов» при строительстве — в прямой зависимости от глубины и частоты бурения.

За год на участке «Лахта центра» пробурили более 200 скважин, общая протяженность которых – свыше 40 км. Сетка скважин — 20*20 метров. Это — самая плотная сетка, которая применяется только для особых случаев — уникальных зданий, возводимых в непростых грунтовых условиях.


Схема скважин

Глубина бурения — до отметки минус 150 метров. До кристаллического фундамента не дошли — в Лахте тот начинается на глубинах от минус 187 до минус 211 метров.

Почему бурение остановили на отметке минус 150 м.?
Понять, где остановится, строителям помогают СНиПы. Идти до щита или платформы не нужно. Глубина бурения зависит от величины сжимаемой толщи грунта. Берется подошва сваи (она уже есть в проекте на тот момент) и от нее отсчитывается 20 метров вниз. Этого достаточно. Пята самых глубоких свай под башней «Лахта центра» — на отметке минус 82 м. Чтобы подтвердить строение толщи грунта, вычисленное геофизическими методами выполнено бурение двух скважин на глубину минус 150 метров.

Грунт со снарядами

Скважины бурят, чтобы провести разные серии испытаний. Узнаем про некоторые.

Винтовой штамп

Упрощенно, штамп – это поршень, цилиндр которого вдавливают в грунт. Изыскатель измеряет, насколько штамп углубился и какие усилия для этого пришлось приложить. Штамповые исследования показывают прочность грунта.

Типовая конструкция пригодна для работы на глубинах до минус 20 м. Специально для лахтинских испытаний разработан «снаряд двойной дальности» — с усиленным поршнем. Его удалось погрузить на глубины до минус 40 м – несмотря на то, что «кровля верхнекотлинских отложений верхнего венда» располагается на площадке на глубине около минус 20 м. Это означает, что с минус 20 м начинаются глины твердой консистенции. Название консистенции – не формальность. Уже с минус 40 м глина тверда настолько, что нет поршней, способных вдавить в нее штамп.


В эту плотную глину не вдавливают, в ней бурят – вот такими серьезными бурами. Или такими — с выдвижными ножами для зачистки забоя скважины:


Оба бура — свайные, и о них мы еще расскажем.

Минус 40 – рекордная глубина работы штампов и, по расчетам геотехников, предельная.

Прессиометрические испытания

Ниже минус 40 метров в ход пошло прессиометрическое оборудование.

Принцип его работы такой. Заранее готовят скважину. Затем в нее опускают эластичную камеру. В камеру подается давление, она увеличивается и давит на грунт, после чего измеряется деформация толщи от воздействия. И вот тут есть одна нестыковка. Камера давит на грунт горизонтально, а будущее здание будет давить вертикально. Кажется, что особой разницы нет, но это – не так. Если вернуться к аналогии со слоеным пирогом, то это легко понять. Надавите на него сверху – будет одна деформация, а если сбоку – другая, ведь вы будете давить на конкретный слой: крем будет сжиматься одним образом, а бисквит – другим.


(Фото отсюда)

Чтобы получить достоверные данные от прессиометрических испытаний, вводят поправочные коэффициенты, плюс перепроверяют значения дополнительными методами – например, статическим зондированием. В остальном тест универсален и пригоден для работы на любых глубинах. В Лахте его использовали на отметках от минус 25 до минус 130,5 м.

Итог испытаний — нормативное значение модуля деформации составило не менее 100 МПа с глубины 30 м и ниже.


Съемки в скважине на отметке — 80 м.

Тестовые сваи

Еще один полевой метод – испытание грунтов сваями. Проводилось по технологии «Ячейка Остерберга» (О-Селл). Во время теста сваю устанавливают в грунт, затем на нее воздействуют гидравлическими домкратами – давят сверху и по боковым поверхностям. Это показывает, как работает свая в грунте под нагрузкой, как минимум равной той, что окажет здание. Испытание считается законченным, когда не выдержит один из трех «участников»: либо достигнут предел поверхностного трения сваи о грунт (то есть — дальше не хватит его несущей способности), либо – деформируется свая, либо – достигнута предельная мощность оборудования.

В Лахте тестовых свай было 4. Процесс испытаний затянулся на долгие месяцы. Инженеры терпеливо ждали, когда же свая даст слабину под растущей нагрузкой. В итоге с дистанции первым сошел домкрат.

Так выявили, что одна свая выдерживает 4,5 тысячи тонн. Возможно и больше, но нет оборудования для проверки. Да, собственно, и не нужно – на одну сваю под башней придется «только» 2,5 тысячи тонн веса.

Сам процесс тестирования выглядит так. Обсадная труба, вот такого размера:

Отправляется в шахту:

Туда же — армокаркас с датчиками и домкратами:

Ждем, пока застынет. Жмем домкратами.

Среди других исследований — пробоотбор, трехосные испытания методом ВФС (Метод восстановления фазового состава), компрессионные испытания методом релаксации напряжений, нестандартные методы с использованием релаксометров для расчета по переуплотнению грунта, расчеты по анизотропии грунтов (для вычисления поправочного коэффициента к модулю деформации). Проведено сейсмомикрорайонирование — наличие вертикальных трещин и блочного строения вендских отложений не зафиксировано.

Сахарная пудра, патока и грильяж

Грунт набирает плотность с глубиной. Под «культурным» песком начинаются самые слабые – морские и озерные ледниковые отложения. Они легкие, пылеватые, тягучие и пластичные. Представьте «плотное» болото – и вы увидите этот слой. Он идет до отметки минус 14 м.

За ним – более прочная морена, мощностью от 3 до 8 метров. Сложена из обломков, от гальки до валунов. Размер потенциальных «сюрпризов» можно представить по величине Гром-камня.


В 18 веке постамент для «Медного всадника» искали по всей России, а нашли – в Лахте. Изначальный вес – 2 тыс. тонн, габариты – 13м*8м*6м. Картина «Вид начала обработки Гром-камня». Художник Якоб ван де Шлей, 1770-е

Опорный слой

На отметке с минус 18,9 м начинаются твердые глины с небольшими прослоями. Они идут до минус 102,9 м Эта толща, мощностью примерно в 85 м. – и есть опорный слой, цель поисков и изучения. До его «кровли» – меньше 20 метров. Неплохо! Не Манхэттен, но нам есть с чем сравнивать.

Геотехнические условия в центре города куда хуже. Свидетельство black_semargl из дискуссии к прошлому посту – «в центре по прежнему тяжко — при забивании свай они уходят в грунт чуть ли не под собственным весом», можно подкрепить данными изыскателей. Твердые глины на Охте начинаются, например, только на глубине 40 м., плюс – сразу три водоносных горизонта по маршруту прохождения глубоких свай!

Еще интереснее данные геологического атласа Петербурга. На его картах видно, что из всей площади петербургской агломерации хуже места для строительства, чем центр города, не придумаешь. Именно там, где родилась северная столица встречаются все возможные в регионе грунтовые риски. Строители просто смогли примирить город с грунтом. И продолжают это делать сегодня.

Что под опорным слоем? Ниже отметки минус 102,9 м начинаются песчаники. Это твердая скальная порода, ее прочность — выше, чем у глины.


Песчаник — скальная порода

Эти реки текут в никуда

«Город подмывают подземные реки …под Петербургом протекают две огромные подземные реки, почти 50 крупных и множество мелких. Самая крупная и длинная речка идет под дном Финского залива. У Сестрорецка она поворачивает и далее движется под землей вдоль берега, пересекает Петербург и уходит дальше к Всеволожску. ».

Граждане пугаются – если под Лахтой (она по дороге получается) есть огромная река, то как там строить? Строить можно – ни большой, ни маленькой реки исследователи не нашли, да и не рассчитывали. Петербургу затопление подземными реками тоже не грозит.


Княжна Тараканова. 1864 г. Худ. Константин Флавицкий

Основой истории, вероятно, стала своеобразно понятая информация о погребенных палеодолинах – то есть, руслах бывших рек, которые в период таяния ледников после окончания Великого оледенения текли в Финский залив. Сейчас водотока в них нет.


Палеодолина. Петербургские намного меньше и — под толщей грунта.

На севере Петербурга погребенное русло представляют собой сложный геологический объект, шириной 1,5-2 км и длиной – 25 км, с неоднородным разрезом и, как следствие рыхлости пород — высоким уровнем грунтовых вод – то, чем вряд ли можно удивить петербургских строителей со времен Петра. Учтут, но не испугаются.


Схема палеодолины. Данные ФГГУП «Минерал» из статьи Т.Н. Николаевой, Л.П. Норовой «Инженерно-геологические условия строительства в районе палеодолины на северо-западе Санкт-Петербурга»

Участок «Лахта центра» (красная стрелка) палеодолина и вовсе обходит стороной, хотя относительно недалеко.

В опоре на слой твердых глин есть своя тактика. В ней учитывается, что небоскреб, весом в 600 тысяч тонн, будет давить на грунт малой площадью: каждая из 3 фундаментных плит всего – 5700 кв.м. Большую часть вертикальных нагрузок воспринимает ядро, площадь которого у основания – около 500 кв. м. Как перераспределить нагрузки от центра здания и максимально использовать несущую способность грунта? Об этом читайте в следующих постах.

В.М. Лукин – руководитель проекта по железобетонным конструкциям «Лахта центра», к.т.н.; Р.В. Инамов – главный специалист-конструктор «Лахта центра», к.т.н

Источник

Читайте также:  Буронабивные фундаменты для кирпичного дома
Оцените статью