- Фундамент личности закладывается до 5 лет
- Режим дня
- Питание
- Гимнастика
- Закаливание
- Пограничное расстройство личности, часть 1. Причины.
- Фундамент личности
- Я есть хороший
- Базовое доверие к миру
- Базовое недоверие
- Панцирь вместо скелета
- Нормальная жизнь нормальной личности
- Структура человека с пограничным расстройством личности
- Окончательный диагноз
- Эпилог (завершение части 1)
Фундамент личности закладывается до 5 лет
И.А. Галкина (к. пс. н)
Третий год жизни ребенка – очень важен для его психического и физического развития. Упустив это время, впоследствии родителям будет сложно компенсировать и наверстать то, что ребенок не получил в первые два-три года. Большое значение имеет правильный режим дня и питания, а также грамотный подход к распределению физических нагрузок и укреплению организма малыша.
Режим дня
Режим дня для ребенка 3-го года жизни должен соответствовать возрастным нормам длительности периодов бодрствования, сна, пребывания на свежем воздухе, проведения игр и занятий дома. В случае прихода или посещения гостей режимные процессы ребенка должны проводиться независимо от этого. Всякое нарушение режима дня приводит к повышенной возбудимости ребенка и к переутомлению его нервной системы.
Характерным в режиме дня детей этого возраста является наличие однократного дневного сна длительностью 2 ч. и 4-разового кормления. Ночной сон должен продолжаться не менее 10 ч. Приучите малыша ложиться спать и вставать в одни и те же часы. Комнату, где спит ребенок, надо проветрить, туда не должен проникать шум. Обратите внимание на то, какой сон у вашего ребенка: как он засыпает (быстро, медленно, спокойно, беспокойно), каковы характер сна (глубокий неглубокий, спокойный, неспокойный) и его длительность (длительный, укороченный, нормальный). Если ребенок здоров и воспитывается в правильном режиме дня, то он быстро и спокойно засыпает, сон у него глубокий и нормальный по длительности.
В периоды бодрствования ребенка следует обращать особое внимание на двигательную активность ребенка. Очень важно добиваться активного участия самого малыша в режимных процессах — кормлении, туалете и т. д., постепенно развивая его самостоятельность. В первом полугодии 3-го года жизни ребенок способен аккуратно есть, самостоятельно одеваться, хотя завязать шнурки или застегнуть пуговицы еще не может. Эти навыки появятся позже, поэтому пока ему надо помогать. К концу 3-го года с вашей помощью к имеющимся умениям ребенка прибавляются новые. Например, малыш может во время еды пользоваться салфеткой, садиться за стол, вымыв руки без напоминания, не брать пищу руками, не есть с чужой тарелки, при укладывании на сон аккуратно складывать свою одежду в отведенное для этого место. Все эти навыки ребенка требуют постоянного контроля со стороны взрослых, так как они еще крайне неустойчивы и легко могут исчезнуть.
Кормление малыша лучше организовать за отдельным маленьким столом (детский, журнальный), можно использовать для этого табурет, желательно всегда в одном и том же месте. Нежелательно кормить ребенка то на кухне, то в комнате, перед телевизором или с книжкой. Такая обстановка не настраивает малыша на еду, и это может привести к снижению аппетита. Перед каждым кормлением полезно провести небольшой ритуал — сказать малышу, что скоро он будет есть; попросить его принести все необходимое для еды на место (салфетку, ложку и т.п.), поставить стул, проверить, вымыл ли он руки перед едой. Выполняя ваши поручения, малыш привыкает к порядку, при этом у него создается соответствующее настроение и развивается аппетит. К моменту кормления ребенок должен испытывать чувство голода. Следует считаться со вкусами ребенка, ведь он уже умеет отличить вкусную пищу от невкусной и с большим удовольствием ест пищу «красивую», обращая внимания на ее оформление.
В режиме дня большое значение имеют прогулки. Во время прогулки с ребенком надо играть. Старайтесь создать у малыша бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывайте у него положительное отношение к окружающим: людям, живым существам, природе. Ребенок должен легко вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, активно и самостоятельно играть, быть дружелюбным, охотно улыбаться и смеяться.
Детям обычно очень нравится, когда они «трудятся» — подметают, поливают, копают, носят, убирают, зимой — лепят из снега, летом — играют в песочнице. Все эти занятия очень полезны для малыша.
Неправильно организованная прогулка утомляет ребенка. К такому утомлению приводят отсутствие радостных, ярких эмоций, преобладание однообразных движений, длительное бездействие из-за отсутствия интересных игрушек или игровых ситуаций.
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка и его родителей устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Отклонения в режиме дня допускаются в пределах получаса, если ребенок утром просыпается раньше или позднее указанного времени. Однако неизменными должны сохраняться кратность приемов пищи и интервалы в кормлении, длительность дневного и ночного сна, отрезков бодрствования.
Питание
Рациональное питание — один из важнейших факторов в укреплении здоровья, повышении устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Очень важно разнообразить меню ребенка, улучшать вкусовые и питательные качества пищи зеленью. В период интенсивного роста ребенка велика потребность его организма в витаминах. Перечислим самые необходимые из них.
Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды. Содержится во фруктах, овощах, ягодах, зелени.
Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционального состояния центральной нервной системы. Содержится в бобовых, злаковых культурах, ржаном и пшеничном хлебе, печени, почках, яичном желтке, дрожжах.
Витамин В2 (рибофлавин) влияет на рост и развитие детского организма, в частности на течение обменных процессов. Содержится в печени, яйцах, молоке, твороге, сыре, дрожжах, зерновых и бобовых культурах.
Витамин РР (никотиновая кислота) участвует в белковом обмене, нормализует и улучшает работу органов пищеварения. В наибольшем количестве содержится в молоке, мясе, картофеле, гречневой и рисовой крупах.
Витамин В6 (пиридоксин) обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в азотистом обмене. Содержится в дрожжах, яичном желтке, рыбе, мясе, молоке, горохе, овощах.
Витамин А (ретинол) необходим для нормального роста организма, хорошего состояния органов зрения, кожи, волос. Им особенно богаты печень (тресковая), яичный желток, масло, сыр, рыба, морковь, зеленый лук, салат, щавель, помидоры, укроп, абрикосы.
Витамин D (кальциферол) является стимулятором роста костной ткани. Основные его источники — продукты животного происхождения: сыр, яичный желток, печень некоторых сортов рыб.
Недостаточное или избыточное поступление витаминов может привести к нарушениям обмена веществ в организме ребенка.
Если у вашего ребенка плохой аппетит, избирательное отношение к пище, надо попытаться найти и устранить причины этого и ни в коем случае не кормить насильно. Очень важно следить, чтобы порции не превышали нормы, рекомендуемые для данного возраста. При пониженном аппетите надо соблюдать питьевой режим, особенно в жаркое время года. Нельзя давать ребенку сладости, хлеб до приема пищи, запрещены копчености, пряные и острые блюда. Будьте осторожными в отношении включения жиров в питание малыша. Сливочное масло лучше заменить на сливки (1 чайная или десертная ложка на порцию). Чтобы повысить аппетит ребенка, полезно давать ему кефирно-яблочную смесь (100 г кефира +1 столовая ложка яблочного пюре), настой шиповника вместо питья. Способствует возбуждению аппетита умывание ребенка перед едой холодной водой.
После еды для профилактики различных заболеваний зубов и носоглотки приучите малыша полоскать рот от остатков пищи, а на ночь — чистить зубы. Помните, что все умения и навыки у малыша еще очень непрочны и легко разрушаются, если повседневно, систематически не следить за их выполнением.
Гимнастика
Для успешного физического развития ребенка большое значение имеет гимнастика. Регулярные занятия гимнастическими упражнениями оказывают положительное влияние на своевременное и правильное развитие двигательных умений, улучшение их качества — движения становятся более экономными, координированными и ритмичными. Кроме того, было установлено, что гимнастика хорошо действует на сон ребенка, который становится глубже и спокойнее. Здоровый малыш непоседлив, ему свойственна большая подвижность, он кажется неутомимым и от движений получает много радости и удовольствия.
При проведении гимнастических упражнении с ребенком 3-го года жизни надо охватывать нагрузкой все группы мышц, чередовать упражнения с отдыхом, менять исходное положение, стремиться к тому, чтобы гимнастика доставляла ребенку радость.
Кроме гимнастики, для физического воспитания ребенка очень важны подвижные игры, которые следует проводить на прогулке или в периоды бодрствования ребенка дома. Попросите малыша сбегать за мячом, дотянуться до мяча, перепрыгнуть через ручеек, перебраться с «кочки на кочку», прокатить мяч по полу, пройти по коридору между препятствиями и т. п. Игры надо проводить эмоционально, заинтересовывать ими ребенка.
Большое влияние на развитие координации, четкости, красоты в движениях ребенка оказывает музыкальное сопровождение занятий гимнастикой, так как при этом различные формы двигательной активности всегда ярко эмоционально окрашиваются. Если у вас дома есть магнитофон, проигрыватель, то сопровождайте занятия физкультурой соответствующим музыкальным аккомпанементом.
Об успешном физическом воспитании ребенка говорят такие показатели, как хорошее развитие движений соответственно возрасту и правильная осанка малыша.
День малыша надо начинать с утренней зарядки. Сразу после пробуждения в течение 3—5 мин надо сделать с ребенком несколько энергичных свободных движений руками, ногами, туловищем. Цель утренней зарядки разбудить ребенка после сна, привести его в активное состояние в отличие от гимнастики, с помощью которой воспитывается точность движений. При зарядке можно использовать сюжетные рассказы. Например, «часики идут — тик-так» (ходьба), «стрелки крутятся — раз-два» (круговые движения руками).
Занятия гимнастикой включают специальные физические упражнения для развития всех мышечных групп. Упражнения должны строиться из разных исходных положений, быть в виде ходьбы, бега, лазания, подвижной игры, движений с гимнастическими снарядами.
Одежда ребенка во время занятий гимнастикой должна быть облегченной (трусики и футболка). Можно заниматься на коврике босиком. Не забудьте перед этим проветрить комнату или открыть в ней форточку. Длительность занятия должна быть не более 15 мин, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес к гимнастике.
Много радости доставляют малышу подвижные игры («догонялки», «прятки»), танцы под музыку и т. д.
Начиная занятие с ребенком, надо предварительно дать ему словесную инструкцию о предстоящем упражнении. Во время гимнастики у малыша будет хорошее настроение, если вы начнете с любимых упражнений ребенка и ими же закончите занятие.
Закаливание
Важной стороной физического воспитания детей является закаливание. С помощью основных закаливающих средств — воздуха, воды и солнечных лучей — можно повысить выносливость детского организма. В результате ребенок будет реже болеть так называемыми простудными заболеваниями. Детям полезны воздушные ванны, водные процедуры, ношение облегченной одежды во все времена года, ходьба босиком по полу, по траве, плавание в ванне с заплывом в «холодную» каплю и т. д. На 3-м году жизни малышам разрешается купание в открытых водоемах. Эту закаливающую процедуру можно широко использовать в летние месяцы года. Допустимая температура воды не ниже 23°С, а воздуха 25°С. Купаться малышу рекомендуется не чаще 1 раза в день. В домашних условиях для закаливания используются душ, ванна, любая емкость для воды. Душ — довольно эффективная закаливающая процедура, которую можно применять в этом возрасте. Температуру воды душа желательно постепенно снижать с 36°С до 28°С зимой и до 24°С летом. После купания и душа желательно интенсивно растереть ребенка махровым полотенцем. Существует много разновидностей водных закаливающих процедур, например умывание, обтирание, обливание ног. Детям после 2 лет можно мыть руки до локтя, лицо, шею и верхнюю часть груди прохладной водой. Обтирание проводят, начиная с температуры воды не ниже 32° С, затем она постепенно снижается до 25°С. Хороший способ закаливания — контрастное обливание ног ребенка. Эту водную процедуру можно проводить детям всех возрастов. Успех закаливания воздухом зависит от того, гуляете ли вы с ребенком ежедневно, достаточно долго, в любую погоду. Одежда ребенка должна соответствовать температуре воздуха, чтобы малыш ощущал комфорт, не потел и не мерз. Многослойная одежда стесняет движения малыша, способствует перегреванию организма, потливости.
Под влиянием использования разумных средств закаливания улучшаются состояние нервной системы ребенка, его аппетит, сон, настроение и укрепляется здоровье. При этом важно соблюдать систематичность — проводить все закаливающие процедуры круглогодично.
Водные процедуры лучше проводить после сна—в зимнее время, а летом — перед обедом, сочетая эффект закаливания с гигиеническими процедурами. С целью закаливания во время прогулок детей можно использовать различные средства физического воспитания, например спортивные занятия и развлечения — катание на санках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде (не более 15 минут), самокате и др.
Вообще, данный возрастной период очень интересен для родителей, педагогов и воспитателей. И основная задача взрослых дома и в центрах дошкольного образования — уделять малышам максимальное внимание, чтобы они гармонично развивались, как интеллектуально, так и физически. Вклад в обучение детей и развивающие занятия с ребенком этого возраста принесет потом большие дивиденды родителям и значительно упростит жизнь семьи в более поздние годы.
Источник
Пограничное расстройство личности, часть 1. Причины.
Заранее прошу прощения у людей, имеющих отношение к пограничным войскам за частое использование в тексте слова «пограничник». Это психологический жаргон, слово означает от «человек с симптомами пограничного расстройства личности«, и вряд ли его можно чем то заменить..
Вот дом. Он может быть большим или маленьким, удобным или нет, красивым или уродливым, тёплым, или холодным. Это всё очевидные качества, их можно увидеть и пощупать.
Но никакой хороший дом не стоит без фундамента, основания. Фундамент не виден, но именно благодаря ему пол не уходит в землю, стены не трескаются и не расходятся, а крыша не падает на голову. Благодаря ему дом представляет из себя цельное сооружение, а не просто прислонённые друг к другу стены. Если фундамент надёжный — дом будет устойчив, удобен для жизни и послужит ещё детям и внукам. Если фундамента нет — жизнь в этом доме превратится в непрерывную череду катастроф, безуспешных косметических и капитальных ремонтов, и качество жизни в нём будет колебаться в пределах от «некомфортно» до «невозможно».
Фундамент личности
Также и с человеческой личностью. У неё тоже есть фундамент, основа своей собственной целостности и отношений личности с окружающим миром в целом, которая закладывается в раннем детстве. Это внутреннее ядро, стержень, на который нанизывается весь дальнейший опыт человека. И формируется он так же как и фундамент дома, при помощи правильно поставленных окружающим миром и родителями границ, опалубки, в которой основа личности застывает в подходящей (или наоборот, неподходящей) для отношений с миром форме, ещё до того как маленький человек начнёт собирать свой личный жизненный опыт.
Я есть хороший
Среди важнейших аксиом бытия, которые и составляют в дальнейшем фундамент нормальной личности, можно упомянуть примерно такие: «Я есть», «я хороший», «миру можно доверять». «Я есть» формируется когда с младенцем разговаривают, реагируют на его поведение, пытаются учесть его настроение. «Я хороший» формируется из отношения родителей к тем или иным поступкам ребёнка, когда хорошим радуются а «плохие» не замечают (у младенца ещё нет «плохих» поступков, нормальному родителю не придёт в голову ругать, например, опи́савшегося или разбившего чашку малыша).
Базовое доверие к миру
Главная основа личности, «базовое доверие к миру» формируется немного сложнее. Начинается оно с повторяемости определённых событий и действий. Вслед за днём да наступает ночь. Ночью все спят. Если игрушку выпустить из рук, она падает. Если заплакать, мама поднимет игрушку. У ребёнка появляются ожидания (прогнозы), которые обычно оправдываются, и это вселяет уверенность в своих силах. Маленький человек должен иметь возможность сделать вывод, что мир существует независимо от него, законы этого мира — нерушимы и поэтому в нём всегда можно найти безопасное место, где то настояв на своём, а где-то подстроившись под его законы. Вывод (ещё далеко не словесный) заключается в том, что эти законы постоянны, можно познать и использовать, и через это приобрести частичную власть над миром. Из этого в дальнейшем формируется любопытство — ещё одна важнейшая черта здоровой личности.
Базовое недоверие
Препятствием к возникновению базового доверия миру является в первую очередь непредсказуемое и нелогичное поведение родителей. Когда мама, например, обычно не разрешает смотреть телевизор, но в некоторые дни говорит «К нам пришёл дядя Вася, ты посиди посмотри телевизор, только из комнаты не выходи», ребёнок может начать даже привыкать к этой нелогичности, но когда однажды на вопрос «когда снова придёт дядя Вася» мама заплачет и накричит на ребёнка, он может сделать вывод что ему не дано понять мир. Или когда нельзя заранее предсказать как будет вести себя отец вернувшийся с работы, обнимет он и станет играть, или начнёт ругаться и падать, и повлиять на это невозможно, ни своими усилиями, ни приспособлением. Всё это приводит к ребёнка к выводу что мир в лучшем случае хаотичен, непредсказуем и непознаваем, а в худшем что мир в целом имеет на него какие то виды и пытается им манипулировать в своих интересах. Конечно, тому, чему от тебя что-то нужно, и что в зависимости от этого ведёт себя то так, то этак, доверять никак нельзя.
Панцирь вместо скелета
Вообще о этих базовых принципах трудно говорить словами, они не являются идеями в привычном смысле, они существуют до всяких слов, и они больше любых слов о них. Именно поэтому их невозможно восстановить впоследствии, когда человек уже научается думать. Если они не развились до 3-5 лет, и дальнейший опыт ребёнка не стал стенами на этом фундаменте, то в дальнейшем сам человек может сколько угодно убеждать себя «я хороший», «мир познаваем и управляем», эти идеи не займут своего места в фундаменте личности, а останутся всего лишь пластинками внешнего панциря, шифером на крыше дома. Впрочем, о панцире лучше вам расскажет мой друг краб, в следующих частях. Пока вернёмся к фундаменту.
Нормальная жизнь нормальной личности
После усвоения правильных базовых принципов взаимодействия с миром, и нанизывания на них уже своих личных приёмов овладения им, структура личности нормального взрослого человека становится похожа на резиновый шарик с твёрдым сердечником. Если на нормального человека слегка надавить снаружи, попробовать нарушить его границы, устои или принципы, он первым делом прогнётся, уступит, почти автоматически. Если продолжать давить, то и сопротивление будет увеличиваться. Если продавить до сердцевины, основания, то с ней не удастся ничего сделать. Она тверда, и, к тому же, защищена снаружи мягкой оболочкой, которая уже приняла на себя бо́льшую часть воздействия. «Сломать» нормального человека в обычных условиях практически нельзя. даже под гипнозом человека нельзя заставить сделать то, что для него принципиально неприемлемо, нарушить застывший фундамент.
Структура человека с пограничным расстройством личности
Структура личности «пограничника» устроена наоборот. Снаружи — панцирь из пластинок различных кое-как усвоенных правил и догм, достаточно умозрительных и надёрганых из разных источников как попало. С их помощью «пограничник» пытается защититься от окружающих воздействий, приобрести хоть какую-то опору, возможность говорить «Я знаю», «Я хочу», или «Я на это не согласен». Эти пластинки очень твёрдые, но ничем не закреплённые и тонкие, и легко отодвигаются или проламываются. Кроме того, между защитными пластинками есть промежутки, где личность вообще не защищена и готова воспринять что угодно без малейшей критики или просто оценки. А внутри этого панциря — полный хаос из надежд на обретение полной защиты, опасений стать или показаться кем нибудь «не тем», влажных мечт о гармонии и мире во всём мире, подозрений что всем от него что-то надо и все хотя обмануть, а так же попыток найти в этом мире хоть что-нибудь надёжное, что «не предаст».
Окончательный диагноз
Медицинское слово «диагноз» переводится с латыни как «двойное знание«, и обозначает «знание предыдущего течения болезни, и базирующийся на нём прогноз дальнейшего течения«. Если быть точным, «пограничное расстройство» это не болезнь в медицинском смысле этого слова. Болезнь это динамический процесс, имеющий возникновение, течение и исход, а «расстройство личности» — это особенная структура личности человека, сама по себе в течение жизни практически не изменяющаяся. Короче говоря, «пограничники» практически неизлечимы, никакими средствами. Тем не менее в следующих частях я постараюсь дать несколько рекомендаций что можно сделать. И не забывайте, что чудеса случаются.
Эпилог (завершение части 1)
Можно сказать что пограничники — люди без сердца. Не в том смысле что они жестоки, а в смысле что у них нет сердцевины, стержня, на который нанизывается весь дальнейший опыт. Возможно существование наёмного убийцы, который при этом является полноценной, уверенной в себе и своём выборе личностью и способен отказаться от выгодного заказа потому что его исполнение нарушает какие-то его постоянные принципы, и существование «пограничника» — вегана, который, несмотря на исповедуемое миролюбие и сострадание к животным, готов безжалостно и бессмысленно «жечь в печах» тех кто животных осмеливается кушать для поддержания сил. И показать «пограничнику» нелогичность его мировоззрения практически невозможно.
Источник