Фундамент основа реальности по гегелю

Учение Гегеля — основы

В этой статье пойдёт речь о Гегеле — одном из важнейших западных философов. Основные труды Гегеля написаны им или созданы из конспектов его лекций в первой трети XIX века. Его важнейшими произведениями считаются «Наука логики» и «Феноменология духа», которым и посвящена эта статья.

Метод

Основа философии Гегеля — знаменитый закон отрицания отрицания, объяснённый в последней главе «Науки логики», но прослеживающийся и в более ранних трудах. Его понимание — ключ ко всей философии главного героя статьи. Чтобы объяснить его, нужно начать издалека, а именно, с категории опосредования.
Любое движение мысли начинается с непосредственного. Непосредственное — изначальное, не рассмотренное через что-то другое, то, каким предмет предстаёт в простом созерцании. Соответственно, опосредование — рассмотрение предмета через что-то другое, «посредством» чего-то.

Отрицание отрицания — это опосредствование.
Непосредственное — первое положение (тезис). Из него следует его отрицание (антитезис). Отрицание означает не отвержение, а просто приставку «не»: например, отрицанием книги будет не книга.
В свою очередь, из первого отрицания (антитезиса) следует отрицание отрицания — синтез. Отрицание отрицания есть возвращение к непосредственному положению (тезису), но уже через отрицание (антитезис). Таким образом, отрицание отрицания есть опосредование положения.
Опосредование также называется Гегелем рефлексией, часто используется словосочетание «рефлексия в себя». Оно означает именно «углубление» в себя через отрицание отрицания.

Но в отрицании по Гегелю не утрачивается содержание отрицаемого. Отрицание «не книга» содержит в себе положение «книга», хотя и не есть само это положение, так же, как и отрицание отрицания «не не книга» содержит отрицание «не книга». Снятие — как раз такое отрицание, сохраняющее в себе отрицаемое. Любое отрицание есть снятие, «не книга» содержит «книгу» снятой. Отрицание отрицания есть снятие снятия, таким образом, в нём сохраняется и содержится как непосредственное положение, так и его отрицание. Движение отрицания отрицания можно назвать снятием односторонности предмета, «не не книга» содержит больше знания, чем просто «книга», так как в «не не книге» содержится ещё и понятие чего-то другого по отношению к «книге».

Теперь, чтобы было понятнее, приведём пример отрицания отрицания из начала «Науки логики».
— То непосредственное, с чего всё начинается — чистое бытие, это положение или тезис. Чистое бытие не содержит определений, не имеет содержания (поэтому оно «чистое»).
— Поскольку оно ничего не содержит, оно есть ничто. Ничто — не бытие, поэтому ничто — отрицание бытия, антитезис.
— Поскольку ничто рассматривается, оно есть, следовательно, оно не только есть бытие, перешедшее в ничто, но и ничто, перешедшее в бытие. Этот переход бытия и ничто друг в друга, в котором бытие и ничто «растворились» друг в друге, есть наличное бытие, или нечто, т. е. наличие чего-то. Нечто есть отрицание отрицания, синтез. Об этом, кстати, упомянул сам Гегель.
Наличное бытие так же, как чистое бытие, есть бытие. То есть в ходе отрицания отрицания бытие вернулось к себе, опосредовалось через ничто. Бытие сняло односторонность, «вобрало в себя» своё отрицание — ничто.
Как-то так работает метод отрицания отрицания. Именно этот метод Гегель утверждал в качестве формы синтетического мышления.

Читайте также:  Что лучше вязать или варить арматуру под фундамент

Наконец, важные замечания. Во-первых, отрицание отрицания — это не единство положения и случайного, не пойми откуда взявшегося его отрицания, такое понимание вульгарно. Отрицание положения всегда берётся из самого положения, а не извне, отрицание отрицания также следует из самого первого отрицания, а не просто постулируется познающим.
Во-вторых, опосредованное есть вместе с тем непосредственное, синтез тоже выступает как непосредственное положение в следующей триаде отрицания отрицания.

Наука логики

Рассмотрим дальнейшее развитие мысли Гегеля в «Науке логики», изданной в 1812-1816 гг. Она разделена на 3 книги — учения о бытии, сущности и понятии. Нетрудно догадаться, что бытие — непосредственное положение, сущность — его отрицание, понятие — отрицание отрицания.
Что такое бытие, уже примерно разобрались. В «Учении о бытии» описаны формы определённого бытия — качество, количество, в-себе и для-себя-бытие, мера. Если останавливаться на каждом понятии, понадобится отдельная статья (когда-нибудь, возможно, сделаю), здесь стоит объяснить 2 понятия, встречающиеся у Гегеля почти на каждой странице — в-себе-бытие и для-себя-бытие. Первое непосредственно и есть простое тождество сущего с самим собой. Для-себя-бытие — результат отталкивания инобытия (бытия в ином) и притяжения к себе, то есть представляет собой то же отрицание отрицания/опосредование/рефлексию в себя.
Ещё можно заметить, что определение (= придание определения) есть ограничение и отрицание всего другого, что не есть это определение. Поэтому всё конечное (определённое) отрицательно, с точки зрения Гегеля.

Сущность развивается из меры, единства качества и определённого количества. Именно мера выступает праобразом сущности, последняя есть результат слияния качественного и количественного определений меры.
Сущность Гегель определяет следующим образом: сущность — бытие, в котором определения сняты (имеются ввиду качественные и количественные определения), приводящее себя к непосредственности через опосредование отрицанием себя самого. Разобрать эту запутанную фразу поможет пример.
Человек изменяется во времени. Человек в 15 лет и в 25 лет — не одно и то же. За эти 10 лет он постоянно подвергал себя (а именно своё актуальное состояние, актуальные определения) отрицанию и опосредованию, он менялся всё это время, а изменение — отрицание актуального состояния. Однако в результате опосредования человек приводил себя к непосредственности. Человек так же непосредственен в 25, как в 15. То общее, что есть человек и в 15, и в 25, есть его сущность. Эта сущность содержит множество определений, но она одна и едина, поэтому можно сказать, что определения в ней сняты.

Читайте также:  Как называют верхнюю плоскость фундамента

Гегель утверждает, что сущность есть отрицание бытия, а именно, его «самоуглубление». Ещё приводится такое определение: «вогнутое в себя бытие», возможно, кому-то это облегчит понимание. Следовательно, даже бытие в сущности снято. Результат рефлексии сущности в себя, т. е. того самого движения отрицания отрицания, есть её основание. Основание в том же смысле, в каком бетонный фундамент есть основание бетонного здания. Сущность, опосредованная условием (по значению близко к причине) и основанием — вещь, или существующая сущность. Совокупность вещей и их явлений (видимости) есть действительность, следовательно, вещь есть претворение сущности в действительность, это раскрывается в «Феноменологии духа». Пример: единорог — сущность, но он не существует и не есть вещь, т. к. ничто не вызвало его претворения в действительность.
В конце «Учения о сущности» движение отрицания отрицания приводит к абсолютному. Как уже было сказано, отрицание отрицания есть снятие односторонности, поэтому приход к абсолютному неизбежен. Абсолютное сначала выступает, как субстанция сущностей, то есть то общее, что есть у всех сущностей и ограничением чего они являются. Вообще всё конечное есть ограничение абсолютной субстанции, то есть акциденция. За это утверждение Гегеля называют спинозистом, ибо Спиноза в «Этике» утверждал почти то же самое. Разница в том, что у Гегеля абсолютное, как оно описано в «Учении о сущности», ещё не есть Бог, и в том, что Спиноза начинает с абсолютного, а Гегель им заканчивает. Кроме того, абсолютное как субстанция есть собственная причинность. Субстанция есть для себя причинность, поскольку вызванные причинами ограничения субстанции до сущности суть все проявления субстанции. Конечно, это далеко не всё, о чём Гегель пишет в «Учении о сущности», здесь приведено лишь самое важное и то, что потребуется для объяснения «Феноменологии духа».

О том, как субстанция переходит в понятие, Гегель пишет в самом последнем абзаце «Учения о сущности». Абсолютная субстанция делит себя на положительную всеобщность (результат рефлексии внутрь себя) и отрицательную единичность (результат рефлексии в определённость). Их единство, частное, делится на определённую простоту (всеобщий момент частного) и на простую определённость (момент единичности частного). Единство простой определённости и определённой простоты и есть понятие.
Пример. Понятие «книга» есть определённая простота, поскольку конкретным содержанием понятия «книга» может быть абсолютно любая книга, это всеобщий момент понятия. Также «книга» содержит момент единичности, потому что понятие «книга» — что-то определённое и конкретное. Но книга как определённое, конкретное и книга как всеобщее — одно и то же понятие «книга», следовательно, оно есть тождество всеобщности и единичности.
Понятие — отрицание сущности и, следовательно, отрицание отрицания. Действительно, понятие есть бытие, опосредованное сущностью. Гегель также утверждает, что понятие — основание сущности (т. е. результат её рефлексии в себя), сущность, возвратившаяся к бытию, и единство бытия и сущности и их истина.

Понятие отрицает само себя. С одной стороны, понятие книги тождественно самой книге, с другой — понятие книги есть лишь внешняя форма, в которую облекается книга. Так вот, понятие как внешняя форма — субъективное понятие, а понятие как тождество этой внешней формы и содержания, объекта, есть объективное понятие. Тождество объективности и субъективности, или возвращение субъективности к себе, есть идея. Завершается «Учение о понятии» тем, что мышление приходит к абсолютной идее, то есть идее абсолютного, и всё предыдущее движение мышления в форме отрицания отрицания — самопознание абсолютной идеи.

Соответственно, вся «Наука логики» — не бессвязный набор положений, а единая история самопознания абсолютной идеи. Тем, кто собирается читать «Науку логики», я бы посоветовал иметь это ввиду и обращать внимание не только на дефиниции категорий, но прежде всего на то, как из одной категории выводится следующая.

Теперь можем переходить к «Феноменологии духа».

«Феноменология духа» повящена, собственно, раскрытию духом самого себя в своих явлениях, это второе важнейшее произведение Гегеля, изданное в 1807. Несмотря на то, что оно написано раньше «Науки логики», начать изучать Гегеля стоит именно с последней, чтобы понять метод Гегеля и основные принципы развития его мысли. К этому труду также применимо всё сказанное в последнем предложении предыдущего абзаца. Дух тоже раскрывает себя через отрицание отрицания, хотя в предисловии к «Феноменологии» этот принцип определён не так точно, как в «Науке логики». Что такое дух? Непосредственно он выступает, как субстанция чистого сознания, то есть сознания, взятого без содержания. Содержание сознания — мышление и понятие — инобытие духа (бытие в ином), оно произведено духом. Впоследствии дух раскрывается как сущность и самость и доходит до познания себя как абсолютного, всеобщего духа. Вся «Феноменология», как и вся история человечества и человеческой мысли, определяется как процесс самопознания абсолютного духа. Все этапы этого самопознания необходимы, отсюда утверждение, что свобода есть осознанная необходимость (которое, кстати, тоже было ещё у Спинозы).

Читая следующее повествование, попробуйте сами провести исторические параллели.
1. Единичное сознание. Феноменология начинается с непосредственной и изначальной деятельности сознания — восприятия. Воприятие есть отношение между простым «Я» и «этой» (то есть конкретной, определённой) вещью. следующий этап — рассудок, уже оперирующий понятиями, всеобщим, абстракциями, здесь ничего оригинального. Затем сознание становится собственным предметом, переходит в самосознание. Последнее разделяется на 2 равных самосознания, переходящих друг в друга, одно есть предмет, другое — рассматривающее. Именно здесь, когда чистое сознание стало предметом, оно впервые созерцает непосредственный дух как субстанцию обоих самосознаний, то общее, благодаря чему они суть одно самосознание. Самосознания сливаются друг с другом в среднем между ними, которое тоже есть самосознание.
Здесь стоит сделать отступление и сказать про форму отрицания отрицания в «Феноменологии», приведённую Гегелем в предисловии. Непосредственное знание отчуждается от себя, становясь предметом, и возвращение его к себе есть единство рассматривающего сознания с предметом. В эту форму облечены многие положения «Феноменологии», а также и всеобщее содержание этого труда, как будет видно дальше.
Итак, выявленное единое самосознание разделено на рассматривающее и рассматриваемое, предмет. Это сознания господина и раба соответственно. Сознание раба рефлектируется через сознание господина, обретая для-себя-бытие, осознаёт свою существенность как предмета и обретает самостоятельность. Здесь же появляется мышление.
Мыслить, согласно Гегелю — так относиться к предмету, чтобы видеть в нём для-себя-бытие сознания, или быть для себя как сущее в себе. Проще говоря, мышление —движение сознания внутри самого себя и понятия. В мышлении сознание уходит в себя, становится «стоическим» — безразличным к внешнему по отношению к сознанию. Стоицизм переходит в скептицизм. Отвергая объективность, скептическое сознание отвергает истину, становится случайным и беспорядочным и, в конечном итоге осознав свою случайность и беспорядочность, становится несчастным сознанием. Последнее обращается к действительности и в действовании видит свою достоверность.

Сознание стало разумом. «Разум есть достоверность сознания, что оно есть вся реальность» — цитата Гегеля. Это означает, что разум рассматривает действительность как своё инобытие. Следовательно, он есть единство сознания и самосознания. Чтобы заполнить себя этой действительностью как содержанием, разум обращается к эмпиризму, эмпирической науке. В том числе, он заполняет себя знанием о других индивидах и себя рассматривает как индивида. Здесь сознанию открывается нравственность, духовное единство индивидов, всеобщее самосознание. Сознание переходит от единичного сознания к частному.

2. Коллективное (частное) сознание. Если так же подробно пересказывать эту часть, между прочим, занимающую больше половины «Феноменологии духа», просто не хватит места, так что ограничимся кратким описанием. Формы развития сознания — народ как «нравственная субстанция», добродетель, обращение сознания к действованию, субстанция действительности, называемой Гегелем «самой сутью дела», семья и правительство, на этом следует остановиться. Семья есть воплощение «божественного закона», под которым подразумевается непосредственный долг по отношению к семье (хранительницами которого по Гегелю и не только являются, кстати, женщины). Но семье как божественному закону противостоит «человеческий закон» общественности, имеющей действительность в правительстве. Первый закон побуждает нарушать второй, это источник преступления, после которого божественный закон уничтожен правительственным. В этом разделе Гегель утверждает, что индивид, не принадлежащий семье или народу, то есть коллективу, несущественен и не имеет никакой ценности. Ну так вот, общественность лишается духа. Сознание видит свою несущественность, дух отчуждается от себя.

В отчуждении сознание разделяется на то, чей предмет действителен — просвещение, обращённое к действительности, лишённой духа, и то, где предмет — само идеалистическое в обыденном смысле этого слова сознание — веру. Это — «мир образованности», мир просвещения. Дух этого мира — «проникнутая самосознанием духовная сущность», по выражению Гегеля. Сознание стремится подогнать под себя действительность, категории мира просвещения — хорошее и плохое. Государственная власть возводится до самости, принимая жертву для-себя-бытия, служение этой власти — лесть. Дух мира образованности выступает для сознания, как абсолютное извращение и бессмысленная болтовня ни о чём (можно проследить параллель с более поздними критиками просвещения, в частности, некоторыми экзистенциалистами, традиционалистами и, отчасти, неомарксистами).
Просвещение разоблачает само себя, сознание вновь отчуждается. Отчуждённое сознание разделяется на веру и здравомыслие, последнее уничтожает веру, заполняя её своим содержанием, из абсолютной сущности (Бога, который ещё не познан) делает преходящую (исчезающую) вещь, то есть Ницше, если что, не первый заметил убийство и смерть Бога. Здравомыслие, отвергающее, напомню, просвещение и поглотившее веру, претворяется в действительность и становится абсолютно свободной абсолютной волей, действующей через правительство. Однако, поскольку абсолютная воля действует через правительственные органы, при чём различные, она ограничивается и распадается. Единственное действование абсолютной воли, следовательно, есть смерть. Воля чувствует ужас перед смертью.

Отчуждённый дух (отчуждённый в лишённом духа обществе, отвергнувшем «божественный закон») находит себя в противоречии между сущностью абсолютной воли и её проявлением. Абсолютная воля для него — истинность, возник моральный дух. Сознание обрело истинность и стремится ко всеобщности. Абсолютная теперь уже сущность есть долг, принятие его сознанием — совесть. Последняя проста и лишена содержания, она воспринимает долг непосредственно. Соответствующее долгу определяется, как справедливость.
Совести не доверяет общество, так как не может убедиться в её доброте, совесть и общественное сознания отвергают друг друга. Совесть признаёт, что она есть зло, ибо полагает себя выше закона. Всеобщее сознание видит в признавшейся совести себя. Взаимное признавание совести и всеобщего сознания есть абсолютный дух.

3. Абсолютный дух познают религия и искусство, но ведущая роль принадлежит, по мнению Гегеля, философии.
Всё это, конечно, очень сжатый и поверхностный пересказ этого труда, но только таким и придётся ограничиться в рамках общей статьи.

Абсолютный дух рассматривает всю предыдущую историю, как своё самопознание, как уже было сказано выше. Поэтому и индивидуальное сознание, и даже коллективное существенно лишь постольку, поскольку есть момент истории духа. Да, Гегель был радикальным коллективистом. Второе следствие из «Феноменологии» — конец истории, который Гегель видел в своей философии. Действительно, абсолютный дух раскрыт, можно заканчивать время…
По методу и структуре «Феноменология духа» аналогична «Науке логики», она тоже представляет собой одну связную ветвь развития через отрицание отрицания и тоже полагается самопознанием абсолюта. Общая структура «Феноменологии» — также отрицание отрицания: непосредственное сознание отчуждается от себя, становясь своим предметом, и возвращается в себя, достигнув единства предмета с собой в абсолютном. Ту же форму можно заметить в триаде: нравственный дух — отчуждённый дух — моральный дух.

Примерно так выглядят основные положения философии Гегеля. Конечно, собрание его сочинений не исчерпывается двумя трудами, он попытался сформировать целостную систему во всех сферах, куда смог дотянуться с помощью философии. Но обо всём за раз рассказать невозможно, так что о других сторонах учения Гегеля речь пойдёт, возможно, в следующих статьях.

Искренняя благодарность дочитавшим до сюда! Будем очень рады, если вы поделитесь статьёй и подпишетесь на рассылку.

Источник

Оцените статью