—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Ақмола облысының білім басқармасы
Управление образования Акмолинской области
Щучинск қаласы, педагогикалық колледж
Педагогический колледж г. Щучинск.
Педагогическое мастерство
спортивного педагога.
Преподаватель физвоспитания:
Орешин Е.А.
г. Щучинск, 2013 г.
Значение педагогического мастерства для спортивного педагога.
Спортивный педагог является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим воспитанникам.
Чтобы быть профессионалом в своей области необходимо обладать не только спортивно-практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов в спорте. Все это накладывает большие требования к его профессионально-педагогической культуре, одной из составляющей сторон которой, является педагогическое мастерство преподавателя-тренера.
Следовательно, значение педагогического мастерства для спортивного педагога можно выразить в ряде факторов:
— педагогическое мастерство является носителем профессионально-педагогической культуры, что выражается в деятельности и становлении личности;
— педагогическое мастерство способствует развитию профессиональных знаний, педагогических способностей, педагогической техники (культуры общения, культуры речи, умение управлять собой);
— педагогическое мастерство обеспечит высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности, что выражается в педагогическом творчестве и индивидуальном стиле учебно-тренировочной работы.
Однако в области физической культуры и спорта взаимодействие между педагогами-тренерами и их воспитанниками чаще всего осуществляется на интуитивном уровне, без учета знаний и убеждений рассматриваемого понятия.
Реализация педагогического мастерства в профессиональной деятельности
спортивного педагога.
Изучение характеристики личности и педагогической деятельности спортивного педагога высокого уровня педагогического мастерства позволяет нам рассмотреть способы и приемы педагогического взаимодействия с воспитанниками.
Буквально ответить на вопросы: как же происходит передача специальных знаний, умений и навыков, посредством чего спортивный педагог осуществляет нравственное и педагогическое воздействие на учащихся?
Деркач А.А. в своей работе отмечает, что мастерство тренера выражается в умении владеть средствами педагогической техники, т. е. быть эстетически выразительным, уметь, когда это нужно скрывать своё дурное настроение, а если необходимо – показать свою взволнованность, радость, страстность. Он говорит о том, что именно педагогическая техника позволяет тренеру управлять своими эмоциями, организовывать своё поведение. Что является неотъемлемым условием для успешной организации педагогического процесса.
Традиционно считается, что педагогическая техника как научное понятие было введено А.С.Макаренко. В широком смысле она понимается «как научно организованная система всех влияний на главный объект воспитания – личность и коллектив».
В этом случае речь идёт о целом ряде приёмов и методов воспитания и обучения (традиции, игры, доверие, проектировка личности, педагогика действия и т.д.).
В более узком плане педагогическая техника рассматривается здесь «как средство реализации внешних проявлений педагогического мастерства». А.С.Макаренко выделил такие её компоненты как:
— постановка голоса, необходимая для точного выражения мыслей и чувств;
— мимика и пантомимика для точной реакции на те или иные действия или ситуации, позво-ляющие проявлять в целесообразных границах гнев, негодование, радость, любовь;
— умение «смотреть» на ребёнка и видеть процессы в нём происходящие.
Однако одни авторы сводят педагогическую технику к педагогическому такту. Другие рассматривают её как форму организации поведения педагога, совокупность средств, приёмов эффективного педагогического воздействия. Третьи – как практический уровень реализации мастерства, как специальную подготовку педагога к творческому труду и даже как интегральное качество личности. Педагогическая техника также рассматривается, как умение использовать в педагогическом процессе эмоционально-выразительные средства – голосовые, моторные, мимические, управление своим психическим состоянием.
Турчанинова Ю.И. рассматривает сущность педагогической техники с точки зрения её двух-компонентной структуры, состоящей из техники общения и техники предметной деятельности. Исследователь определяет педагогическую технику, как части системы обще педагогических умений учителя, которая в непосредственном взаимодействии с воспитанниками обеспечивает оптимальное использование педагогического потенциала личности учителя (техника общения). А так же, и педагогического потенциала разнообразных объектов материальной и духовной культуры (техника предметной деятельности).
Зязюн И.А. говорит, о том, что педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Он определяет технику как совокупность приёмов, а речь и невербальные средства общения называет её средствами. В понятие «педагогическая техника» включены две группы компонентов.
Первая группа компонентов связана с умением педагога, управлять своим поведением, что означает:
— владение своим организмом (мимика, пантомимика);
— управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);
— социально-перцептивные умения (внимание, наблюдательность, воображение);
— техника речи (дыхание, постановка голоса, дикции, темп речи).
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением, воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приёмы предъявления требований, управления педагогическим общением, организация коллективных творческих дел.
Таким образом, при любом подходе к определению педагогической техники в ней устойчиво сохраняются следующие элементы:
— техника речи (голос, дыхание, дикция, интонирование, эмоциональность);
— мимическая техника (мимика лица);
— пантомимическая техника (внешний вид, жест, взгляд);
— саморегуляция психической деятельности (самоконтроль, выдержка).
Чтобы убедиться в том, что развитие умений педагогической техники действительно воз-можно и необходимо для спортивного педагога, рассмотрим подробнее элементы педагогической техники, опираясь на работу Зязюна А.И.
По подсчётам учёных на учебное слушание приходится приблизительно ¼ — ½ всего учебно-го времени, следовательно, процесс правильного восприятия учащимися учебного материала за-висит от совершенства речи учителя.
Некоторые считают, что голос и его тембр – только природные данные человека. Однако со-временная физиология доказала, что качество голоса можно совершенствовать. Как уже отмечалось выше, техника речи включает в себя дыхание, голос, дикцию, ритмику.
Так дыхание выступает энергетической базой речи. Речевое дыхание называют фонационным (от греческого слова phono –звук). Из всех видов дыхания (верхнее, грудное, диафрагмальное, диафрагмально-рёберное), правильным считается диафрагмально-рёберное. Оно осуществляется за счёт изменения объёма грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межрёберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Такое дыхание используют как основу для речевого дыхания. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Последовательность речевого дыхания – короткий вдох, пауза (для укрепления брюшного пресса), длинный звуковой выдох. Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому его правильная организация важна для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования.
Голос, поставленный природой, встречается довольно редко.
Голос – звук, образующийся после смыкания и размыкания голосовых связок, в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань. Важной особенностью голоса педагога является сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Важное условие слышимости голоса полётность. Этот термин определяет способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость. Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Диапазон – объём голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведёт к появлению монотонности. Тембр – окраска звука, яркость, его мягкость, теплота, индивидуальность.
Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Процесс воспитания голоса трудоёмкий и индивидуальный. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.
Дикция — это ясность и чёткость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от согласованной и энергичной работы всего речевого аппарата. Частый дефект дикции – скороговорка. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова.
Некоторым свойственно нечёткое произношение свистящих и шипящих из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы.
Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции – движения органов речи. Для этого необходимо выполнять специальную артикуляционную гимнастику, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.
Ритмика определяет скорость речи в целом, длительность звучания отдельных слов, слогов, и использование пауз. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длинны, но и от их значения. Для достижения выразительности звучания следует умело пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз – речь считается безграмотной, а, без психологических – безжизненной.
Подводя итог можно утверждать, что голос педагога должен быть ярким, звучным, чётким, привлекающим внимание, побуждающим к мышлению, действию. Воспитание всех перечислен-ных качеств, безусловно, требует специальной тренировки.
Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния по средствам движения мускулов лица.
Нередко движения лица и жесты оказывают на учащихся более сильное влияние, чем слова. Выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношениям в коллективе. Оно, как и весь внешний облик, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, заинтересованность и другие чувства и эмоции в различных вариантах. Широкий диапазон чувств способна выразить улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Также выразительными деталями мимики являются глаза и брови. Мимика и жесты повышают эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему её усвоению.
Педагог должен уметь показать на лице и в жестах лишь то, что способствует успешному осуществлению учебного процесса, решению поставленных педагогических задач. Взгляд должен быть обращен к слушателям, создавая визуальный контакт. Ни в коем случае нельзя допускать обращения к окнам, стенам, потолку.
Таким образом, визуальный контакт и мимическую технику, в общем, следует сознательно развивать и тренировать.
Пантомимика – это движения тела, рук и ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая, выразительная осанка, прямая походка, собранность движений говорят об уверенности педагога в своих силах и знаниях. В то время как сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Жест педагога должен быть сдержанным и ограниченным, без широких взмахов и резких углов, но одновременно не скованным и естественным.
Различают описательные и психологические жесты. Описательные жесты иллюстрируют ход мыслей.
Психологические жесты гораздо важнее, так как они выражают чувства. Известно, что жесты чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Практика показывает, для того, чтобы общение было активным, следует принимать открытую позу, что означает: не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию между учениками и преподавателем. Открытая поза создает эффект доверия.
Рекомендуются передвижения по классу впереди назад, а не в стороны. Это объясняется тем, что шаг вперёд усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт слушателям отдохнуть.
Следовательно, педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед воспитанниками. Добиться того, чтобы все движения и позы привлекали учащихся изяществом и просто-той. Это обязательно должно учитываться в процессе вузовской подготовки будущих педагогов, независимо от их специализации.
Психическая саморегуляция – своеобразная психофизическая гимнастика, включающая релаксацию и самовнушение с целью формирования профессионально необходимых качеств. Общение начинающего педагога с классом часто вызывает у него «мышечные зажимы», чувства не-уверенности, страха, скованности, действия «на виду» отражаются на стройности мыслей, со-стоянии голосового аппарата, физическом самочувствии, психическом состоянии. Всё это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.
Проведённые исследования показывают, что существует ряд типичных ошибок педагогической техники у начинающих педагогов. Они проявляются в неумении подавить неуверенность, душевно беседовать с учеником и его родителями, сдержать или, наоборот, проявить гнев. Нередко, практиканты сами отмечают, что они не спокойны за свою речь, говорят о том, что проявляли чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, испытывали чувство страха, излишне жестикулировали или стояли, окаменев, не зная, куда деть тяжёлые руки. В осанке многих отмечалась сутулость, опущенная голова. Основными недостатками во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие навыков выразительного чтения. Много индивидуальных недостатков в речи – нечёткая дикция, неумение найти опти-мальный вариант громкости.
Все эти ошибки мешают педагогу эффективно воздействовать на учащихся и мешают выполнению педагогических задач. Поэтому, нам видится необходимым, ликвидировать их ещё в процессе вузовского обучения будущих педагогов.
В рамках данной темы нам необходимо конкретизировать сущность педагогической техники для спортивных педагогов.
Владеть навыками чёткой подачи команд;
Уметь чётко, ясно и образно объяснять упражнения;
Доступно сообщать задачи занятия;
Находить общий язык с воспитанниками;
Проводить специальные педагогические беседы;
Использовать специальную терминологию;
Осуществлять показ упражнений, действий, элементов;
Использовать жесты-команды, судейские жесты и др.;
Эффективно осуществлять общение с воспитанниками во время тренировки по средствам жестов и мимики;
Организовывать собственную деятельность;
Систематически заниматься самовоспитанием;
Управлять своим психическим состоянием и психологической настройкой на занятиях и спортивный успех.
Теперь мы можем, утверждать, что владение умениями педагогической техники позволяет спортивному педагогу в полной мере осуществлять свои функции. Попытаемся обосновать данное утверждение. Хотя функции преподавателя тренера уже были перечислены выше, рассмотрим подробнее те из них, осуществление которых требуют от педагога владения умениями педагогической техники.
Например, функция воспитание культуры, для осуществления которой спортивный педагог должен уметь находить с воспитанниками общий язык, проводить беседы о моральном облике спортсмена, развивать познавательные интересы и способности, воспитывать сознательную дисциплину, находить и применять разнообразные меры поощрения и наказания. Всё это, по сути, и является умениями педагогической техники.
Следующая функция спортивного педагога – учебно-тренировочная. Преподавателю необходимо уметь использовать многообразные принцип, средства, формы и методы обучения и совершенствования. Обучать мерам безопасности; формировать и совершенствовать определённые физические, психические качества воспитанников, а также их индивидуальные личностные качества. Чётко, ясно и образно объяснять упражнения на основе ассоциации с имеющимся двигательным опытом; владеть навыкам чёткой подачи команд; образно показать каждое изучаемое упражнение; формировать навыки по самоконтролю и другое. Таким образом, и здесь чётко про-слеживается необходимость владения умениями педагогической техники, поскольку невозможно научить ребёнка самоконтролю, если не владеешь им сам. Также невозможно установить дисциплину и добиться того, чтобы дети тебя слушали, не владея техникой речи и невозможно развивать и совершенствовать какие-либо личностные качества, если ты не в состоянии их выявить и про-анализировать.
Рассмотрим ещё одну очень важную функцию спортивного педагога – функцию самосовершенствования. Она предусматривает умение пополнять запас знаний и правильно применять их на практике; постоянное совершенствование культуры речи и поведения; умение управлять своим психическим состоянием и психологической настройкой на занятие; умение осуществлять контроль над своим поведением, действиями, движениями, мимикой, эмоциями. И опять же мы видим, что владение педагогической техникой необходимо спортивному педагогу.
Таким образом, педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности спортивного педагога и внешнего его выражения.
По мнению Деркача А.А существует область педагогической техники, которая мало изучена и не обобщена. Это «скрытая педагогическая позиция» педагога. На скрытой педагогической позиции основан метод косвенного воздействия, т.е. создания естественной педагогической ситуации, направляющей воспитанника на самоанализ своего поведения. Исследователь утверждает, что косвенное воздействие на личность при скрытой воспитывающей позиции тренера представ-ляет один из путей преодоления сопротивления воспитанию. Обобщая исследования ряда учёных, Деркач А.А. выделяет некоторые приёмы косвенного воздействия на личность занимающегося:
— переключение деятельности подростков с отрицательной на положительную путём создания увлекательных перспектив;
— самопереключение на вновь организуемые виды деятельности;
— дружеская просьба, которая заставляет подростка по-иному взглянуть на своё поведение;
— подключение к личности, когда она изменяет своё поведение под воздействием определённых лиц, которые незаметно подключаются к ней тренером;
— рассказ об аналогичном поступке;
— обращение по неизвестному адресу;
— мнимое безразличие к поступку;
— мнимое игнорирование недостатков личности;
— ожидание меры воздействия;
— авансирование доверием.
Далее автор утверждает, что эти приёмы косвенного воздействия на личность основаны на общем принципе создания воспитывающей ситуации, побуждающей подростка к улучшению своего поведения. При этом воспитывающая позиция тренера остаётся скрытой. Также он делает ак-цент на том, что большое значение в применении любого метода педагогического воздействия имеет владение искусством общения. Выбор верного тона и стиля общения с воспитанниками во многом предрешает успех педагогического воздействия на них.
Таким образом, педагогическое мастерство спортивного педагога реализуется в его деятельности через владение им компонентами педагогической техники.
Большая значимость педагогической техники и педагогического мастерства, позволяет нам рекомендовать формирование умений педагогической техники по четырём аспектам:
1. Формирование техники речи;
2. Формирование умений невербального общения;
3. Формирование умений словесной коммуникации (вербального общения);
4. Формирование умений психической саморегуляции.
Однако прежде чем приступать к освоению умений педагогической техники, студентам необходимо изучить понятийный аппарат профессионально-педагогической культуры, раздела педагогического мастерства в частности. На наш взгляд, этому способствует составление словаря-справочника основных понятий профессиональной культуры спортивного педагога, составление перечня качеств «идеального спортивного педагога» с последующим обсуждением, самоанализ сформированности личностных качеств. Далее можно приступать к освоению конкретных умений педагогической техники.
Так, в качестве основных мероприятий для формирования техники речи мы рекомендуем выполнение упражнений на развитие фонационного дыхания, на развитие силы, гибкости, диапазона голоса; работу над дикцией. Занятия предпочтительно проводить в микро группах, большое значение имеет самостоятельная работа.
Освоению навыков невербального общения способствует овладение методиками визуальной диагностики. Развитие наблюдательности и воображения формируется посредством техники контактного взаимодействия, а также выполнением физических упражнений, позволяющих лучше координировать движения тела. Научиться контролировать мимику лица помогут упражнения на развитие умений передавать эмоциональные различные состояния посредством мимики лица. Для приобретения навыков невербального общения используются специальные жесты (например, судейские жесты, жесты-команды и др.)
В качестве рекомендуемых мероприятий по формированию навыков вербального общения можно выделить: тренировочные упражнения по обучению общению – это упражнения на развитие умений педкоммуникативной ориентировки и на развитие умений контактировать. Занятия рекомендуется проводить в группах.
Хороший эффект даёт моделирование игровых ситуаций, различные тренинги.
Овладение умениями психической саморегуляции осуществляется посредством освоения методик и техники регуляции своего самочувствия (аутотренинг, релаксация, контроль тонуса мимических мышц, контроль и регуляция темпа движения и речи, контроль и регуляция дыхания, и др.).
В процессе занятий рекомендуется составление программ саморегуляции психических процессов: «Я уверен в себе», «Я спокоен» и др., а также тренинговые упражнения по регуляции эмоциональных и волевых состояний и качеств, упражнения на управление тонусом скелетной мускулатуры.
Источник