Фундамент педагогики является философия

Конспект лекций по курсу «Общие основы педагогики».

3.2. Философские основы педагогики.

В настоящее время сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциализм. Его основные представители – Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов (Россия), М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия), Ж. Сартр, А. Камю (Франция), Э. Брейзах, П. Тиллих (США) и др. Основное понятие экзистенциализма (от лат. ехi-tеntiа) – существование, т. е. индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т. п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Читайте также:  Нормативные документы строительство фундамента

Неотомизм – учение, идущее от средневекового философа и теолога Фомы Аквинского (1226–1274), который признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи Фомы Аквин-ского в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей, но мир для них разделен на два мира: материальный и духовный. Материальный мир – мир низшего ранга, он мертв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время не способна раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты в воспитании подрастающих поколений отводят ведущую роль религии. В их работах (Ж. Маритен, У. Канингхэм, М. Адлер, М. Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира – физический и духовный. Последний более богат, более благороден и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Приверженцы неотомизма обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие «досозна-тельного» стремления приблизиться к Богу.

Открытия, сделанные в области химии и биологии на стыке ХIХ–ХХ вв., обусловили появление в философии нового направления – позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и применяемых ими методов. Верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Позитивисты объявляли псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, развитием общества, социальными противоречиями. Они признавали науками лишь математику и естествознание, а обществознание относили к области мифологии.

Читайте также:  Патриотизм фундамент нашего будущего

Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма – Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги «Американская средняя школа сегодня», «Подготовка американских учителей» и другие оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые – физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 1960-1970-е гг. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное не знания, а методы их приобретения.

Прагматизм как философское течение возник на рубеже ХIХ–ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме (от греч. рrаgmа – дело, действие) – опыт, дело. Познание действительности прагматики сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма – американский философ, социолог, психолог Д. Дьюи (1859–1952). Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. Критикуя старую схоластическую школу, Д. Дьюи выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма – опыт, Д. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта Д. Дьюи и его последователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами, он ведет себя так, как диктуют ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. ХIХ в. Широкое распространение он получил в ХХ в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители – К. Маркс и Ф. Энгельс – распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма сводятся к следующему: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма[1] ).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики:[2] переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Источник

Что является фундаментом педагогики? Критерии, функции и задачи педагогики

Фундаментом педагогики является философия. А именно та ее часть, которая занимается проблемами воспитания. Эти науки не просто имеют друг к другу отношению – они взаимосвязаны. Сейчас именно о данной теме речь и пойдет. Также в ее рамках будет рассказано про критерии, функции и задачи педагогики.

Истоки

Перед тем как перейти к обсуждению обозначенной темы, необходимо вкратце рассказать о том, с чего вообще началось зарождение преподавательства.

Основоположником педагогики является чешский гуманист, общественный деятель, писатель и епископ Чешскобратской церкви – Ян Амос Коменский.

Он усиленно занимался идеями дидактики и пансофии (обучение всех всему). Интересно, что Ян признавал только три источника познания – веру, разум и чувства. И в развитии познания различал лишь три ступени – практическую, эмпирическую и научную. Ученый полагал, что всеобщее образование и формирование новой школы поможет в дальнейшем воспитывать детей в духе гуманизма.

Ян Амос Коменский считал, что педагогика должна стоять на фундаменте дисциплины. Ученый уверял – процесс обучения даст результаты лишь в случае наличия классно-урочной организации и специальных пособий (учебников), проверки знаний и запрета на пропуск занятий.

Также он придавал огромное значение систематичности, природосообразности, последовательности, наглядности, посильности и сознательности. Кроме этого, Ян Коменский считал неотделимыми понятия обучения и воспитания.

Но наибольшую существенность ученый придавал таким явлениям, как естественность и порядок. Отсюда и ключевые требования к преподавательству: обучение надо начинать как можно раньше, а предлагаемый материал обязан соответствовать возрасту воспитанников.

Ян Амос был убежден: педагогика должна стоять на фундаменте глобальности. Поскольку он считал, что человеческий разум способен охватить все – для этого лишь нужно соблюдать последовательное, постепенное продвижение вперед. Следовать надо от знакомого к незнакомому, от близкого к далекому, от целого к частному. Целью педагогики Коменский считал приведение учеников к усвоению целой системы знаний, а не каких-то отрывочных сведений.

Категории

Этой теме нужно уделить внимание прежде, чем рассказать о том, что составляет методологический фундамент педагогики (дошкольной, общешкольной или высшей). Вообще, принято выделять следующие категории:

  • Образование. Является не только процессом, но еще и результатом усвоения человеком знаний и опыта. Цель образования – внести позитивные изменения в образ мышления и поведения учеников.
  • Обучение. Так называется процесс, направленный на формирование и последующее развитие знаний, навыков, а также умений. Здесь обязательно учитываются требования современной деятельности и жизни.
  • Воспитание. Многозначное понятие, которое чаще рассматривают как общественное понятие, своеобразный вид деятельности, направленный на взращивание в человеке тех качеств, которые он сможет успешно реализовать в обществе.
  • Педагогическая деятельность. Это тоже один из критериев. Как можно догадаться, так называется вид профессиональной деятельности, которая направлена на реализацию целей, стоящих перед образованием. Он включает в себя несколько аспектов. Три, если быть точнее – коммуникативный, организационный и конструктивный.
  • Педагогический процесс. Под этим понятием подразумевается взаимодействие преподавателя и ученика. Целью процесса является передача учителем своего опыта и знаний воспитаннику. Именно по его ходу реализуются цели образования. То, насколько этот процесс эффективен, определяется качеством возникающей обратной связи.
  • Педагогическое взаимодействие. Это не только ключевое понятие педагогики, но еще и научный принцип, который составляет основу воспитания. У опытных, талантливых преподавателей есть особое чутье и такт – за счет этих качеств они умело управляют взаимоотношениями с учениками, совершенствуясь по мере усложнения их интеллектуальных и духовных потребностей.
  • Педагогические технологии. Данным понятием определяется совокупность методов и средств воспроизведения процессов воспитания и обучения, которые обоснованы теоретически, но и на практике применяются (ради достижения образовательных целей, разумеется).
  • Педагогическая задача. Это последняя категория. Под данным термином воспринимается некая ситуация, которая соотнесена с целью педагогической деятельности и условиями ее дальнейшей реализации.

Взаимосвязь с философией

Фундаментом педагогики является именно эта наука. Она дала основу для развития основных преподавательских концепций:

  • Неопрагматизм. Сущность этой концепции заключается в самоутверждении личности.
  • Прагматизм. Это философско-педагогическое направление выступает за достижение воспитательных целей на практике, а также за сближение воспитания с жизнью.
  • Бихевиоризм. В контексте данной концепции поведение человека рассматривается как управляемый процесс.
  • Неопозитивизм. Его цель – осмысление комплекса явлений, которые спровоцировала научно-техническая революция. В дальнейшем это используется для формирования рационального мышления.
  • Неотомизм. Согласно этому учению, основой воспитания должно являться духовное начало.
  • Экзистенциализм. Данное направление признает личность наивысшей ценностью в этом мире.

Также стоит отметить вниманием методологическую функцию философии, именуемую еще направляющей. Она проявляется в разработке системы общих способов и ключевых принципов научного познания. А без этого самой педагогики бы не существовало.

Теософия

Под этим понятием подразумевается мистическое богопознание и созерцание Всевышнего, в свете которого и открывается таинственное знание всех вещей.

Есть мнение, что фундаментом педагогики является теософия. В этом есть определенная доля истины. Ведь данная наука действительно считается основой каждой школы религиозного направления.

Корни теософской гуманистической парадигме очень глубоко заложены в народной педагогике, и считается, что она правильно формирует у детей и подростков представления о добродетельном поведении.

В данном контексте особое внимание уделяется воздействию веры в сверхъестественное непосредственно на душевное состояние, внутренний мир человека. И это актуально для решения проблем, касающихся духовно-нравственного воспитания.

Не только поэтому принято рассматривать теософию как фундамент педагогики. Здесь все намного более глобально. Ведь издавна люди живут в мире под знаком присутствия божества. Религия ассоциируется с понятием добросовестности, благочестивости, миролюбия. Потому что в этом заключается потребность каждого человека – в обретении ощущения душевного комфорта.

Да и вся история свидетельствует о том, что людское стремление к религии естественно, а потому неискоренимо. А потому теософия составляет методологический фундамент педагогики – дошкольной, общей и высшей. Даже предмет «религиоведение» встречается во многих школах и вузах.

История

Рассказывая о том, что является фундаментом педагогики, необходимо обратить внимание и на исторический аспект. Это очень важно. Ведь история педагогики является ключевой дисциплиной преподавательского цикла, а также учебным предметом, включенным в программу профессионального образования.

Именно эта наука, являющаяся целой отдельной отраслью, составляет развитие практики и теории образования, воспитания и обучения в разные исторические эпохи. Современность, разумеется, также включена в контекст исторического развития педагогики.

И опять-таки, тут имеется непосредственная связь с философией. Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что понять настоящее и разглядеть будущее невозможно без знания прошлого.

А русский историк педагогики М. И. Демков писал, что лишь изучая многовековую жизнь народов, можно более полно понять, а в дальнейшем и оценить значение современной теории воспитания, методики и дидактики, а также ее роль.

Было бы разумно утверждать, что фундаментом педагогики является ее постоянное изучение. Это проявляется в следующем:

  • Рассмотрение закономерности воспитания как общественного и общечеловеческого явления. Изучение его зависимости от потребностей людей, которые постоянно меняются.
  • Раскрытие связи между целями, содержанием и организацией воспитания с уровнем экономического развития общества, культуры и науки. Разумеется, все это с учетом определенной исторической эпохи.
  • Выявление гуманистически и рационально ориентированных преподавательских средств, разработанных прогрессивными педагогами прошлых поколений.
  • Раскрытие пути развития преподавания, как науки.
  • Обобщение всего положительного, что было успешно накоплено педагогикой в предыдущие эпохи.

И конечно, нельзя забывать о взаимосвязи этой отрасти с другими науками. Ведь ее содержание включает не только педагогические, но еще и обществоведческие знания. Психология, культура, социология, частные методики – все это имеет к ней отношение.

Осознание данного факта дает возможность рассматривать педагогические явления в непосредственной связи с историей общества, не забывая об их специфике и избегая плоского к ним подхода.

Психология

Выше уже было сказано о том, что педагогика должна стоять на фундаменте науки философии. Но в рамках этой темы нельзя обойти стороной вопрос, касающийся того, какое имеет эта отрасль отношение к психологии. Он, надо сказать, довольно-таки противоречивый.

Считается, что педагогика находится у этой науки в «подчинении». Еще в XVIII веке утвердилось мнение, согласно которому задачи в сфере преподавательства не решаются вне и без психологии.

А некоторые известные специалисты, как М. Г. Ярошевский, например, и вовсе уверяли, что весь процесс обучения строится лишь на принципах данной науки. И. Ф. Гербарт, например, считал педагогику «прикладной психологией».

Еще более радикальные высказывания встречаются в трудах К. Д. Ушинского. Русский писатель говорил, что именно психология дает педагогу верность взгляда и силу, помогающую ему свободно давать детям какое-либо направление в обучении, согласно с его убеждениями.

Сейчас на все это можно взглянуть иначе. Раньше считалось, что педагогика должна стоять на фундаменте науки психологии потому, что предметом ее деятельности воспринимали детей, учеников, поведение которых регулируется психикой. Якобы преподаватель, не зная ее особенностей, не мог управлять процессом обучения. Из-за отсутствия в то время теории деятельности и понятий объективного и социального явления, педагогика просто не могла выявить свой собственный специфический предмет. А потому «опорой» была психология.

Как обстоит ситуация в наше время? До сих пор утверждение о том, что фундаментом педагогики является психология, имеет место. Более того, оно распространено в массовом сознании. Однако истина в другом. Предмет педагогики – это не ребенок, а воспитание и обучение. А потому оказывается он в сфере социальных образований, а не психики.

Какой из этого следует вывод? Что педагогика – социальная наука. И ее эксперименты имеют либо теоретический, либо организационный характер. Конечно, и у психологии имеется социальное происхождение, вот только суть в том, что каждая наука имеет свои границы, определенные конкретным предметом. В сфере преподавательства это обучение и воспитание. А субъектом педагогики является человек, занимающийся этой деятельностью. То есть преподаватель.

Возрастная педагогика

Отрасли, которые имеют к ней отношение, занимают особое место в системе наук о воспитании. И данной теме нельзя не уделить внимание, рассказывая о фундаменте педагогики.

Это важнейший раздел знаний. И он имеет непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Возрастная педагогика изучает все тонкости и закономерности воспитания, а также обучения детей в соответствии с теми особенностями, которые обусловлены их возрастным развитием. Выделяют такие отрасли:

  • Дошкольная педагогика. Ее цель заключается в изучении особенностей проектирования образования детей до их поступления в школу. Особое внимание уделяется разработке принципов для дальнейшего их применения в частных, государственных и негосударственных учреждениях. Принимается во внимание также условия семей (обычные, многодетные, неполные и т. д.).
  • Педагогика школы. Это самая богатая и наиболее развитая отрасль. Ее фундамент – совокупность образовательных моделей, существовавших в разных государствах, цивилизациях, формациях, а также все известные идеологии.
  • Педагогика высшей школы. Она относится не только к возрастной, но и к отраслевой. Поскольку высшая школа является образовательным учреждением самого высокого ранга. Ведь она занимается подготовкой профессионалов, и является последней ступенью в обучении. Такое образование дает возможность развиваться не только профессионально, но еще и личностно, духовно. Тут играет роль привитие студентам этики, эстетики, культуры и т. д.

Также стоит отметить, что, кроме этих трех основных отраслей, есть еще педагогика профессионально-техническая и средне-специальная. Однако они не так развиты, некоторые специалисты даже считают, что они находятся пока на этапе становления.

Методологический фундамент дошкольной педагогики

На нем следует заострить внимание. Сразу стоит отметить, что методологические основы дошкольной педагогики являются тем, что отражает современный уровень философии образования.

Одним из ключевых подходов является аксиологический. Он определяет совокупность приобретенных ценностей в саморазвитии, воспитании и образовании.

Как данный подход применим к совсем маленьким детям? Его принципы заключаются в привитии дошкольникам ценностей культуры, здоровья, познания, труда, игры и радости общения. Они являются непреходящими, безусловными.

Второй ключевой подход – культурологический. Этот методологический фундамент дошкольной педагогики был разработан Адольфом Дистервегом, а в дальнейшем его развил К.Д. Ушинский.

Подразумевается обязательный учет условия времени и места, где родился и растет ребенок. Также принимается во внимание его ближайшее окружение, историческое прошлое страны, региона и города, а еще основные ценностные ориентации народа. Именно диалог культур является основой приобщения детей к обычаям, традициям, нормам, а также правилам общения.

Поскольку педагогика является наукой о воспитании и обучении человека, то подходы, которым следует преподаватель (неважно, какой возрастной группой он занимается), определяю его позицию и отношение к личности каждого ученика, а также понимание своей собственной роли в вопросе обучения и воспитания.

Функции педагогики

Ранее было рассказано о том, что является фундаментом педагогики. Философия, теософия и психология также рассмотрены в этом контексте. В чем же заключаются функции данной науки? Их множество, и ключевые следует выделить в следующий перечень:

  • Познавательная. Заключается в изучении опыта и различных практик.
  • Диагностическая. Направлена на изучение причин тех или иных процессов и явлений, свойственных процессу обучения и воспитания.
  • Научно-содержательная. Подразумевает овладение теорией, а также объяснение педагогических явлений.
  • Прогностическая. Прослеживается в экстраполяции идей на иные явления, а также на перспективы их дальнейшего развития.
  • Преобразовательная. Заключается во внедрении достижений передового опыта непосредственно в практическую деятельность.
  • Интегрирующая. Эта функция может проявляться как внутри предмета, так и между дисциплинами.
  • Культурологическая. Она проявляется в формировании педагогической культуры.
  • Организационно-методическая. Данная функция отражает следующий принцип: методика преподавания педагогики является ориентиром для дальнейшего перестроения в лучшую сторону концепций, в соответствии с которыми осуществляется обучение другим дисциплинам.
  • Проективно-конструктивная. Она подразумевает разработку методик, которые определяют дальнейшую преподавательскую деятельность.

Педагогика, реализуя перечисленные функции, также решает задачу изучения личностных качеств воспитанников и студентов, а также их способности совершенствоваться. Но целей у данной сферы, разумеется, намного больше. Однако об этом можно рассказать в отдельности.

Задачи педагогики

Они также многочисленны. Выше было рассказано о том, что является функциями педагогики. Задачи тоже можно определить в длинный перечень:

  • Изучение и дальнейшее обобщение опыта деятельности и полученной практики.
  • Разработка социальных и педагогических целей, философско-методологических проблем, а также технологий и закономерностей развития, воспитания, обучения и образования.
  • Прогнозирование педагогических и социально-экономических аспектов сотрудничества с людьми.
  • Определение перспектив разностороннего развития личности в процессе преподавания.
  • Обоснование средств и путей индивидуализации и дифференциации преподавательского труда на основе единства таких понятий, как развитие, воспитание и обучение.
  • Разработка методов педагогических исследований, а также методологических проблем непосредственно.
  • Подготовка детей к социально-полезной деятельности.
  • Изучение эффективности различных способов оптимизации и активизации преподавательского процесса, укрепления и сохранение здоровья его непосредственных участников.
  • Нахождение наиболее оптимальных путей развития духовной культуры, научного мировоззрения и гражданской зрелости.
  • Разработка основы профессионального и общего образования, а также его содержания, новых учебных программ, тематических планов, пособий, материалов, средств и форм обучения и т. д.
  • Выстраивание системы, способной обеспечить непрерывное образование на каждой ступени жизни человека.
  • Разработка проблем, касающихся обоснования условий, необходимых для улучшения эффективности самосовершенствования.
  • Изучение направлений подготовки и повышения квалификации, являющихся инновационными или перспективными.
  • Обобщение и дальнейшее распространение опыта педагогов.
  • Постоянное изучение педагогики, определение самого ценного и поучительного, внедрение лучшего опыта в практику.

Список внушительный. И это далеко не все, что является задачами педагогики. Однако решение всех их подчиняется общей цели – улучшить качество образования и воспитать достойных членов прогрессивного общества.

Источник

Оцените статью