Фундаменты для установки автомобильных весов
Для обеспечения метрологических характеристик автомобильных весов и сохранения их стабильными в течение длительного времени платформа весов должна быть установлена на жесткое основание (фундамент). Конструкция фундамента зависит от выбранного типа весов (углубленные, полууглубленные или эстакадные), исполнения платформы (традиционной конструкции или облегченная), а также от физических свойств грунта в месте установки весов (тип грунта, наличие грунтовых вод, и т. п.).
1. Фундамент для углубленных весов представляет собой котлован с монолитным бетонным армированным днищем, на котором установлены опорные тумбы для датчиков веса, и боковых и торцовых стен. Для днища достаточно толщины 300 мм. Торцовые стены следует выполнить толщиной не менее 300 мм, они могут быть выполнены как цельнолитые с армированием, так и выложены из фундаментных блоков. Боковые стены не несут нагрузки от платформы и автомобилей и могут быть выполнены монолитными, сложены из фундаментных блоков, плит, шлакоблока или кирпича.
При строительстве фундамента следует обеспечить его гидроизоляцию для исключения подтопления грунтовыми водами. Обязательным элементом фундамента углубленных весов является устройство дренажной системы для отвода дождевых и талых вод.
Рис. 1. Схема фундамента углублённых автомобильных весов ВАТ-60-18, ВАТ-80-20.
Глубина фундамента, достаточная для обслуживания весов, составляет 1300 мм. С учетом толщины днища и подушки из щебня необходимая глубина котлована под строительство составит 1,9. 2 м. Расчеты показывают, что объем строительных работ и расход материалов для фундамента углубленных весов больше, чем для других типов весов.
Рис. 2. Фундамент углублённых автомобильных весов.
2. Фундамент для полууглубленных весов отличается меньшей глубиной по сравнению с углубленными весами, так как их платформа имеет меньшую высоту. Но обслуживание весов производится не из подплатформенного пространства, а из галерей, расположенных по боковым сторонам платформы. За счет этого ширина фундамента увеличивается. Так как фундамент должен опираться на твердые несущие слои грунта, опорные тумбы должны быть занижены относительно общей глубины фундамента. Кроме того, для этого типа фундамента также необходимо устройство дренажной системы.
Таким образом, несмотря на кажущееся уменьшение объема строительных работ, фундамент для полууглубленных весов выигрывает немного по сравнению с фундаментом для углубленных весов.
3. Фундамент для эстакадных весов. В данном случае при установке полноразмерных стационарных весов объем строительных работ и расход материалов минимальны. Фундамент состоит из отдельных тумб, расположенных под каждым датчиком веса или под каждой парой датчиков. Эти тумбы имеют достаточное заглубление, исключающее вертикальную просадку, и могут быть связаны между собой ленточным фундаментом или металлической рамой для стабильности их положения в горизонтальной плоскости. Так как платформа эстакадных весов расположена выше подъездной дороги, в состав фундамента входят также пандусы, выполненные из бетона или металлические, установленные на бетонном основании. В любом случае пандусы должны быть жестко привязаны к крайним парам опорных тумб для исключения их смещения к платформе горизонтальной составляющей силы, возникающей при наезде автомобилей.
Рис. 3. Схема фундамента эстакадных автомобильных весов ВАТ-60-18, ВАТ-80-20.
При строительстве фундамента для эстакадных весов нет также необходимости в устройстве дренажной системы. Желательно только наличие цементной стяжки или твердого дорожного покрытия между опорными тумбами для поддержания чистоты под платформой весов.
Рис. 4. Фундамент эстакадных автомобильных весов.
4. Фундамент для облегченных весов. Платформа облегченных автомобильных весов собирается из отдельных секций, изготовленных из металлопроката небольшого профиля и отличается меньшим по сравнению с платформами традиционной конструкции весом. Это обстоятельство привело к тому, что появилось мнение, якобы для таких весов не обязателен такой же жесткий фундамент, и даже возник термин «бесфундаментные весы». В качестве основания для облегченных автомобильных весов, как правило, предлагаются дорожные или аэродромные плиты, уложенные на подушку из щебня при стационарной установке весов или просто на грунт в полевых условиях.
Элементарный расчет, однако, показывает, что при нагрузке на ось 11 т (разрешенная нагрузка Правилами дорожного движения) и при размещении трех осей полуприцепа над одной парой датчиков и с учетом динамических воздействий при движении автомобиля составляющая суммарной нагрузки от веса платформы оказывается незначительной. Поэтому требования к фундаменту для весов облегченной конструкции не могут быть ниже, чем для других типов весов. Для сравнения можно указать, что автомобильные весы оказывают давление на фундамент не меньше, чем двухэтажный коттедж, к тому же их воздействие динамическое и повторяется в течение дня десятки раз. А строить себе дом без фундамента никто не будет. Заявление о возможности легкого переноса фундамента таких весов при необходимости на другое место также не выдерживает критики. Практически затраты на демонтаж плит и пандусов фундамента, перевозку их на новое место, подготовку основания, установку с соблюдением геометрических размеров оказываются сопоставимыми с затратами на строительство нового фундамента для обычных эстакадных весов.
Рис. 5. Схема фундамента колейных автомобильных весов ВАТ-60-18.
Вариант установки облегченных автомобильных весов на дорожные плиты может считаться допустимым для сезонного применения с постоянным контролем за состоянием фундамента и соответствием метрологических характеристик весов требованиям стандартов.
5. Фундамент для весов поосного взвешивания отличается от фундамента для полууглубленных весов меньшими размерами, так как длина платформы поосных весов составляет всего 0,8. 4,5 м и для их обслуживания не требуются боковые галереи. Для обеспечения правильных показаний весов необходимо наличие до- и после платформы весов прямых горизонтальных участков подъездной дороги длиной не менее базы самого длинного взвешиваемого автомобиля (автопоезда), что может вызвать дополнительные расходы на устройство подъездной дороги.
Исходя из вышеизложенного следует, что к строительству фундамента предъявляются серьезные требования. НПО «БЕЗМЕН» предлагает Заказчику самостоятельно выполнить работы по нашему строительному заданию при осуществлении авторского надзора (возможно под руководством нашего представителя) или воспользоваться услугами наших строителей, имеющих лицензии на проведение строительных работ и многолетний опыт.
Источник
«БАЗА» — НОВЫЙ ЭКОНОМНЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ АВТОВЕСОВ
«БАЗА» — НОВЫЙ ЭКОНОМНЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ АВТОВЕСОВ
1. Надежный недеформируемый железобетонный фундамент необходим — это аксиома!
В том, что автомобильные весы без надежного фундамента работают хуже, сегодня среди профессионалов никто уже не сомневается. Об этом неоднократно упоминалось в наших публикациях [1] и [2]. Тем не менее, десятки реклам в интернете так и манят Вас «сэкономить» и приобрести «бесфундаментные» автомобильные весы, хотя уже в самом этом термине содержится предостерегающая бесовская частичка «бес».
Механизм работы «лукавого» прост, но чаще всего, незаметен для потребителя. Индикатор весов и дублирующий его компьютер показывают похожие на полную массу стоящего на весах автомобиля цифры, однако, каждый раз ответить на вопрос о реальной погрешности измерений и ее соответствии заявляемой в паспорте величине не представляется возможным. Причин этому несколько, но наиболее существенные «зарыты в фундаменте».
Ведущими метрологическими институтами страны неоднократно подчеркивался тот факт, что для большегрузных весов, наряду с весоизмерительными датчиками, весовой электроникой и программным обеспечением, фундамент является одним из важных компонентов всей системы измерений. В подавляющем большинстве описаний типа, являющихся неотъемлемыми приложениями к Свидетельству об утверждении типа средства измерений, в качестве основного требования к основанию весов является его недеформируемость. Это свойство фундамента гарантированно сохранять в пространстве и в течение всего межповерочного интервала времени, положение точек опоры весоизмерительных датчиков.
Проседание, перекос или выпучивание опорных закладных деталей фундамента или лукавого «бесфундаментного» основания, на которых установлены датчики веса, неизбежно приводит к уходу юстировочных коэффициентов. Результат – потери в виде неучтенных десятков или сотен тонн груза, умноженных на его цену, и «черные дыры» в бухгалтерских отчетах. Поэтому фундамент под весами должен быть и экономить на нем, приобретая, так называемые, «бесфундаментные» автомобильные весы нельзя! Пытаясь сэкономить таким образом, Вы можете понести убытки, намного превышающие мнимую первоначальную экономию!
2. Новый экономный фундамент «БАЗА»
В большинстве случаев для установки автомобильных весов строятся надежные монолитные железобетонные фундаменты. Это, безусловно, наилучшее решение, проверенное десятилетиями. Как правило, производитель весов дает строительное задание, на основе которого покупатель разрабатывает проект и смету, поручая выполнение работ подрядной организации. Стоимость строительства зависит от размера весов, региона и сезона производства работ, от квалификации и честности подрядчика, а также от целого ряда других факторов (геология, удаление от РБУ и т.д.). Например, на севере страны и в столичном регионе фундамент может обойтись в 1,5…3 раза дороже, чем в более скромных регионах Поволжья, центральной или южной России.
В целях сужения диапазона неопределенности затрат на фундамент и достижения у клиента полной ясности о размерах предстоящих расходов на этапе приобретения автомобильных весов, нами был разработан базовый набор изделий сборного железобетона (ЖБИ), позволяющий однозначно сформировать необходимый комплект для весов конкретной модели, имеющий твердую рублевую цену. Например, для весов с длиной платформы 18 метров потребуется приобрести 2 торцевых и 2 промежуточных опоры, а также 8 боковин, цена которых будет одной и той же в Белгороде, Казани или Краснодаре (Рис.1).
Элементы сборного фундамента, названного «БАЗА», позволяют установить весы как на поверхности земли, так и «в приямок» вровень с планировочной поверхностью двора. Стоимость работ по установке весов, величина которой существенно ниже стоимости комплекта, зависит от местной геологии и способа установки. Существенными преимуществами предлагаемого нового решения являются следующие.
1. Фундамент «БАЗА» стоит до 45% дешевле традиционного монолитного. Суммарные затраты покупателя, включающие стоимость самих весов, снижаются на 15…30% (Рис.2). Снижение общих расходов покупателя стало возможным благодаря тому, что оба наиболее затратных компонента комплекса – весы и фундамент теперь изготавливаются в заводских условиях с гарантированным качеством и применением современного оборудования и оснастки.
2. Фундамент «БАЗА» может монтироваться в любое время года, поскольку процесс изготовления не содержит «мокрых» строительных процессов, требующих укладки жидких растворо-бетонных смесей. Результат – потребитель, купивший автомобильные весы, может начать взвешивать и учитывать сырье и продукцию на 3…5 месяцев раньше, не дожидаясь прихода весны, страхуя себя от возможной недопоставки грузов.
3. Сокращение времени устройства фундамента и пуска весов в эксплуатацию. Традиционный монолитный фундамент требует 1…2 недели подготовительных работ по котловану, установке опалубки, сварке арматурного каркаса и непосредственно бетонированию плюс трехнедельная выдержка для набора полной прочности бетона. Сборный фундамент из ЖБИ целиком может быть установлен за несколько дней. Результат – экономия командировочных расходов за 3 «лишних» недели пребывания бригады подрядчика на объекте.
4. Отсутствие рисков, связанных с поставкой некачественного бетона для заливки монолита. Этим иногда грешат и РБУ, и водители, и строители. Первые могут сэкономить на цементе, а другие долить воды для ускорения опорожнения миксера и облегчения процесса укладки бетона и работы вибраторами.
5. Фундамент из ЖБИ, отлитый в заводских условиях, снабжается паспортом, в котором вшиты сертификаты на бетон и арматуру. Кроме того, марку бетона каждого элемента в разных точках и по разным осям можно проверить непосредственно при приемке с помощью обычного склерометра. Как правило, при изготовлении частей сборного фундамента используется бетон марки не ниже В25 по ГОСТ 26633-91 на гранитном щебне, обеспечивающем высокую морозостойкость и низкое водопоглощение материала.
6. Сборный фундамент из ЖБИ можно использовать многократно. Его можно переносить с места на место, что особенно важно для клиентов, добывающих инертные материалы, принимающих металлолом и бытовые отходы или дислоцирующихся на арендованных территориях. А позже, например, за ненадобностью, его даже можно будет продать другим пользователям (Рис.3).
7. Важной для нашего российского климата, является возможность защиты трюма весов от скопления в зимнее время льда вблизи тензодатчиков, часто приводящего к возникновению грубых помех в измерениях. С этой целью разработана модификация фундамента «БАЗА» с подогревом торцевых и промежуточных опор посредством полимерного электрического кабеля. Одновременно, боковины защищают трюм от попадания осадков при боковом ветре. Их необходимо приобретать для обеих возможных компоновок фундамента – «в приямок» и надземной с въездными пандусами. При этом зазор по всему периметру грузоприемной платформы будет защищен резиновым «т-образным» профилем.
Сегодня мы рассказали о том, как можно сэкономить, используя сборный железобетонный фундамент, а завтра, скорее всего, из высококачественного железобетона будут изготавливаться и сами автомобильные весы. Непрерывный рост цен на металл заставляет производителей использовать новые технологии, поэтому жизнь не стоит на месте!
Источник