- Какую арматуру использовать для фундамента гаража
- Выбор арматуры для фундамента
- Виды арматуры
- Подбор материала
- Способы соединения
- Расчет материала
- Расчет арматуры ленточного основания
- Расчет стоимости
- Какую арматуру использовать для фундамента гаража
- Виды арматур для ленточного фундамента
- Способы укладки
- Минусы сварочных соединений
- Расчет количества арматуры
- Фундамент под гараж из газобетона своими руками
- Какой фундамент лучше выбрать
- Подготовительные работы
- Шаг 1 — создание чертежа гаража
- Шаг 2 — выбор место под постройку
- Шаг 3 — разметка
- Шаг 4 — поиск самой низкой точки
- Необходимые материалы и инструменты
- Пошаговая инструкция по укладке фундамента под гараж из газобетона
- Песчаная подушка
- Трубы и коммуникации
- Армирование ленточного фундамента
- Практическое армирование ленточного фундамента
- Углы и соединения в арматурном каркасе
- Сколько нужно арматуры для фундамента
- Фундамент под гараж – самая эффективная технология строительства
Какую арматуру использовать для фундамента гаража
Выбор арматуры для фундамента
При изготовлении фундаментов зданий важно понимать, что его прочность и долговечность будет завить не только от марки бетона, но также от надежности самого каркаса. Его прокладывают в опалубке для увеличения прочностных показателей, идеально для этих целей служит арматура.
Изготавливают ее из высокопрочной легированной стали, характеристики прутьев превышают значения прочности самого бетона в несколько раз. Арматура для фундамента играет не самую последнюю роль в конструкции, ее располагают в местах наибольшей нагрузки. Если предполагается постройка основания для жилого здания, то прутья обязательно следует использовать.
Виды арматуры
В большинстве случаев прутья изготавливаются из металла, профиль их различают двух видов: гладкий и профилированный.
Ребра предназначены для лучшего перераспределения давления, поэтому профилированные прутья чаще применяются, чем гладкие.
В последнее время технологии развиваются стремительно, на рынке строительных материалов предлагаются композитные изделия, которые расхваливают и продвигают.
Пластик не проводит ток, поэтому такая арматура не подойдет для отведения электричества
Какая арматура нужна для фундамента дома, решать вам, но сначала учтите основные достоинства и недостатки разных видов:
- стальной прут проводит ток, пластиковый нет; использовать первый вид арматуры можно для отведения электричества, например, для заземления, пластик не подойдет для этих целей;
- пруток из железа в 5 раз больше весит, чем полимерная, стоимость транспортировки напрямую зависит от массы материалов; вес арматуры не влияет на другие показатели;
- стальные изделия загибают непосредственно на рабочем месте, пластиковые прутья согнуть не получится;
- полимер никак не реагирует на присутствие влаги в фундаменте, металл со временем начнет ржаветь; однако при верной установке прутьев из стали конструкция легко прослужит до 50 лет;
- полимер плавится при температуре до 300, металл при 600 градусов;
- у пластиковой арматуры чуть лучше прочностные показатели, однако при больших давлениях на основу здания полимерные прутья склонны к растяжению (значения в 10 раз больше стальных заготовок), особенно если применяется плитный и ленточный вид основания, он спустя время начнет провисать.
Какую арматуру использовать для фундамента? Специалистами не рекомендуется выбирать полимерную. Небольшая разница в цене и сомнительные показатели надежности пластиковых изделий делают эту идею сомнительной, малое количество положительных отзывов также свидетельствует о ее ненадежности.
Подбор материала
Перед монтажом изделия в опалубку важно определить, какая арматура нужна для оснований.
Чем сложнее грунт, тем толще следует использовать диаметр прута: для легких фундаментов подойдет арматура от 10 до 12 мм; для многоэтажных сооружений применяют большего размера от 14 до 16 мм.
Существуют рекомендации по использованию арматуры в зависимости от типов фундаментов:
- столбчатый подойдет прут толщиной 10 мм;
- ленточный, арматуру диаметром больше 12 мм использовать не целесообразно;
- плитный, прекрасно подойдет изделие толщиной от 14 до 16 мм.
Арматуру укладывают в опалубку в определенной последовательности, шаг между прутами напрямую зависит от типа основания, при армировании плитного фундамента его стоит подбирать от 20 до 30 см. Лучше делать расстояние между прутами по минимальным допустимым параметрам, так как в этом случае прочность и надежность фундамента будет увеличена, но будет небольшой перерасход материала.
Арматура укладывается по всему периметру опалубки в два ряда: нижний и верхний пояса. Максимальную действующую нагрузку будут удерживать горизонтальные направляющие. При ширине фундамента до 40 см потребуется 4 (два ряда снизу и два снизу), при большей толщине ленты прокладывают по 3 арматуры в одном ряду.
Не стоит экономить на фундаменте, это самая основная часть здания, от его прочности будет зависеть долговечность всего сооружения.
Армирующую решетку можно использовать при возведении плиточного фундамента
В опалубке под ленточный тип фундамента необходимо прокладывать 2 ряда арматуры горизонтально, нижний должен располагаться на расстоянии 5-7 см от земли, верхний опущен от верхнего края на тоже расстояние, затем вертикальными поперечными прутами их сплетают в единый каркас, шаг между которыми принимают равным 300-500 мм. Если грунт сложный или здание многоэтажное, то лучше брать минимальное значение показателя.
Расположение арматуры свайного фундамента также зависит от размера столба, важно придерживаться отступу прутьев от края 5 см, поперечные узлы располагают с шагом 50 см.
Способы соединения
Во время монтажа армирующих узлов конструкции горизонтальные и вертикальные ряды следует соединить между собой двумя известными способами: вязкой и сваркой.
Связывать арматуру следует металлической проволокой.
Существуют приспособления для упрощения работы: клещи, пистолет, крючок.
Сам процесс вязки занимает длительное время, даже с применением инструмента.
Если раньше никогда не сталкивались с таким типом работ, то лучше это доверить профессионалам, от качества хорошей вязки будет зависеть прочность фундамента.
Сварка – не самый лучший метод соединения арматуры, так как в расплавленных зонах на прутке нарушается защитный слой и может образовываться ржавчина, к тому же требуются при работах специализированные навыки сварщика. Немаловажным минусом также можно считать тот факт, что сварной шов склонен к разрушению во время заполнения опалубки бетоном. Подробнее о вязке металлических прутьев для фундамента смотрите в этом видео:
Места соединения арматуры сваркой имеют высокую прочность, но сам фундамент не способен справляться с нагрузкой от действия грунта, что повлечет образование давления в ленте и ее разрушение.
Лучше всего при возведении каркаса фундамента использовать вязку арматуры. Перед тем как проводить этот процесс следует приобрести специальную проволоку.
Расчет материала
Необходимое количество арматуры зависит от вида основания здания и его габаритов. Существует определенная методика расчета для каждого типа фундамента.
В плитных основаниях требуется использование большого количества материала, шаг между горизонтальными прутками выбирают по 20 см, делают два пояса. Для вязки следует использовать арматуру только прутья с ребрами.
Каждая точка пересечения прутьев — место для вертикальной стойки
Для расчета количества сначала следует посчитать ряды вдоль и поперек, которые лягут в короб с необходимым шагом. Так как для данного типа основания требуется два пояса, то полученное количество следует умножить на два. Переводим показатели в длину, для этого умножаем полученный результат на габариты фундамента.
Затем необходимо посчитать, сколько имеется точек пересечения арматуры, столько потребуется количество вертикальных стоек. Их следует подбирать на 10 см меньше толщины фундамента. Умножив количество вертикальных соединителей на их длину, получится узнать необходимую длину. Далее надлежит сложить оба параметра и получить искомое количество метров.
Расчет арматуры ленточного основания
Для монтажа арматурного каркаса применяют заготовки диаметром 10-12 мм. Если глубина фундамента не превышает 2 м, то требуется проложить в опалубку два пояса, этого количества достаточно для нормального перераспределения поступающего давления. Для горизонтальных перемычек следует арматуру выбрать рифленую, для вертикальных – гладкую толщиной 8 мм.
Для подсчета количества арматуры для ленточного фундамента следует вычислить количество рядов. Первым делом следует выяснить периметр одного ряда, затем, умножив полученное значение на их количество, станет известна общая длина рифленой арматуры. Соединительные перемычки устанавливают по одной на ряд с шагом 40 см, их размер следует брать на 10 см меньше толщины ленты.
Разделив периметр на 0,4, получаем требуемое количество соединителей в одной плоскости, умножив показатель на ряды и размер одного прутка, станет известна необходимая длина продольных прутков.
Вертикальные стойки располагают в коробе с шагом 30-50 см, длина подбирается на 10 см меньше глубины опалубки.
Такие перемычки обычно размещают в точке соприкосновения соединительных и горизонтальных прутков, их количество будет зависеть от штук прутьев в одном ряде.
Механические свойства арматуры
Умножив периметр короба на количество и длину вертикальных перемычек и разделив на шаг, станет известна требуемая длина. Затем, сложив показатели гладкого прутка, станет известна общая длина.
Расчет стоимости
Прутья всегда продают по весу, реже в метрах, поэтому следует весь посчитанный метраж перевести вес. Подробнее о том, какую арматуру лучше выбрать, смотрите в этом видео:
Перед покупкой материала важно заранее знать массу 1 м каждого типа арматуры, чтобы приобрести требуемое количество и не переплатить за лишний материал, затем, умножив требуемый метраж изделия на вес погонного метра, станет известна масса и конечная цена.
При покупке следует приобретать материал с небольшим запасом 15-20%, так как в местах скрепления требуется наложение до 50 см для надежного связывания узлов.
Какую арматуру использовать для фундамента гаража
Содержание статьи:
Гараж будет надежным сооружением, если начать строительство с прочного фундамента. Основание выдержит расчетные нагрузки, когда оно возводится с использованием стальной или другой арматуры, являющейся скелетом конструкции из бетона. Поэтому нужно ее правильно подбирать, чтобы построить безопасное и долговечное сооружение. Благодаря арматуре все элементы основания лучше противостоят растягивающим нагрузкам, так как у фундамента в несколько раз увеличивается прочность.
Ленточная железобетонная конструкция — это одно из самых удобных решений для так называемого автодома. Фундамент в таком исполнении позволяет построить гараж даже на ослабленных грунтах. Он представляет собой ленту из бетона, которая создается по периметру будущей постройки. При строительстве фундамента изготавливается в основном металлический каркас, состоящий из стальных прутьев. Соединение арматуры и бетона позволяет изготовить армированное основание для возведения надежного гаража.
Виды арматур для ленточного фундамента
Производители выпускают разные разновидности арматурных стержней, предназначенных для изготовления армирующего каркаса. На прочность фундамента влияет состав арматуры. Сегодня используются следующие виды стержней:
- Прокатная продукция из металла, для создания которой применяется углеродистая и низколегированная сталь. Выпускаются стержни с гладкой и ребристой поверхностью. Второй тип арматуры имеет рисунок в виде «елочки». Металлические стержни производятся с диаметром 5-32 мм.
- Арматура композитная или из стеклопластика, созданная при использовании прочных волокон. Диаметр таких металлоизделий составляет 4-20 мм. Композитная арматура отличается от стальных изделий двумя преимуществами — продукция имеет высокую стойкость перед коррозией и не обладает электрической проводимостью. Это позволяет использовать стеклопластиковые изделия при возведении строений, в которых должны отсутствовать радиопомехи. Армирующие каркасы создаются из композитных стержней не так давно. Во многих случаях стеклопластиковая продукция может полноценно заменить арматуру из металла.
Для ленточного фундамента необходимо отдельно выбирать стержни из стали и композитного материала. Ведь в состав армирующего каркаса входят вертикальные, продольные и поперечные элементы. Чтобы безошибочно подобрать вид арматуры для ленточного основания, нужно принять во внимание:
- тип материала, использующегося для возведения стен;
- габариты гаража (площадь постройки);
- вид почвы;
- сезонные деформации.
Специалисты рекомендуют при выполнении продольного армирования остановить свой выбор на стержнях из стали таких классов, как А2, А3, А5 и S6. Они маркируются соответственно А300, А400, А800 и А1000. Стержни из металла, созданные с рифленой поверхностью, имеют большую прочность и высокую сцепляемость с раствором из бетона. Такие свойства арматуры позволяют существенно усилить основание для гаража. Стержни с рифленой поверхностью применяются на участках, где воздействует нагрузка на растяжение. Гладкая арматура используется для создания вертикальных связей. На такие перемычки не воздействует давление.
На горизонтальную нижнюю часть ленточного основания действует изгибающая нагрузка. В противовес такой силе выполняется монтаж поперечной арматуры. Установка элементов в вертикальном направлении позволяет увеличить жесткость армирующего каркаса. Благодаря их использованию предотвращается возникновение трещин в бетонном основании.
Непосредственно диаметр применяющейся арматуры влияет на прочность всей конструкций. При возведении гаража чаще всего используются стальные прутки с максимальным диаметром от 12 до 14 мм. Такой же размер дополнительных стержней обычно равен 4-10 мм.
Способы укладки
Чтобы выполнить армирование основания гаража, нужно создать объемную конструкцию. Для этого прутки с большим диаметром размещаются продольно по периметру ленточного фундамента. Необходимо использовать от 2 до 4 стержней в нижнем и верхнем поясе. Прутки с меньшим диаметром располагаются вертикально и поперек ленте. Их установка должна выполняться с шагом 500 мм. При этом они обязаны не доходить до верха будущей монолитной конструкции на 50 мм. Длина арматурных стержней вычисляется с учетом размеров фундамента.
Во время устройства армирующего каркаса нужно укреплять углы конструкции, так как на них будет воздействовать максимальная нагрузка. Это позволит предотвратить появление трещин в монолитной ленте и уменьшить растяжения объемной металлоконструкции. Армирующие прутки в углах необходимо загибать. Для соединения всех стержней используются радиусные элементы, а фиксация арматуры между собой может быть выполнена разными способами:
- Нахлест — это самый легкий вариант. Однако его недостатком является возможность смещения стержней, когда выполняется заливка бетона. В результате каркас утратит свои свойства.
- Сварка — этот вариант позволяет создать прочную металлоконструкцию. Однако данный метод имеет свои недостатки.
- Проволочный способ обвязки арматурного каркаса, считающийся самым грамотным вариантом армирования.
Примечание! Перечисленные методы используются в разных условиях. Однако с технической стороны лучше применить обвязку арматуры с помощью проволоки.
Минусы сварочных соединений
При выборе этого варианта нужно учитывать его недостатки:
- возрастает цена строительных работ;
- арматура — стержень, который в процессе изготовления был закален, поэтому металл прутка будет «отпускаться» при сварке, так как происходит локальный нагрев в местах, где выполняется соединение изделий, а это приводит к снижению их прочности;
- при использовании вибротрамбовки возникает риск разрушения сварных стыков.
Учитывая все отрицательные стороны использования сварки для соединения арматуры, профессионалы рекомендуют отдать предпочтения оптимальному методу — вязке стержней с помощью стальной проволоки, имеющей максимальный диаметр 1,2 мм. Для упрощения выполнения работы материал подвергается отжигу. Это позволяет сделать его более мягким. В результате повышается пластичность проволоки. Ее вязка проводится ручным способом. В работе используются пассатижи или специальные крючки.
Расчет количества арматуры
Особенностью фундамента в виде монолитной бетонной ленты является возможный разрыв основания в продольном направлении. Учитывая такой факт, выполняется расчет количества требуемой арматуры. Во время создания ленточного фундамента максимальный шаг размещения стержней составляет 100-200 мм. Такое расстояние позволит исключить появление продольного разрыва.
Если строительство гаража осуществляется на супесчаном пучинистом грунте, а ширина и высота основания составляет соответственно, например, 400 мм и 1000 мм, тогда выполняется устройство арматурных сеток в количестве 2 штук. Металлоконструкция, монтируемая снизу, препятствует разрыву бетонной ленты, когда грунт начинает проседать. Верхняя сетка предупреждает появление сквозных трещин в фундаменте при пучении почвы.
Оптимальным вариантом при строительстве гаража является шаг сетки 200 мм. Чтобы устройство фундамента было правильным, необходимо толщину основания разделить на шаг армирующей сетки. Это позволит узнать количество требуемых продольных прутков для нижнего и верхнего слоя арматуры.
При выполнении двухслойного армирования необходимо длинную и короткую сторону гаража умножить на количество продольных стержней верхнего и нижнего слоя. Полученный результат требуется увеличить в 2 раза, так как строение имеет две одинаковые стороны. Такие действия позволят узнать общую длину продольных арматурных прутков.
Поперечные перекладины размещаются с шагом 500 мм. Для расчета их количества периметр строения в метрах делится на шаг, при котором монтируется арматура. Это позволяет узнать число поперечных перекладин. Длина каждого такого стержня соответствует ширине ленточного основания. Поэтому нужно это значение умножить на количество поперечного прутка. В результате удастся узнать общую длину арматуры.
При расчете длины вертикальных связей требуется учесть, что их продольный размер соответствует полной высоте ленточного основания. Количество арматуры определяется числом пересечений. Для вычисления нужного значения требуется перемножить количество поперечных стержней и число продольных прутков. При высоте фундамента в один метр общая длина арматуры будет равна вычисленному результату.
Расчет количества арматурных стержней позволяет приобрести материал о необходимом объеме. Для выполнения вычислений не требует иметь специального образования.
Фундамент под гараж из газобетона своими руками
Ещё несколько десятков лет назад люди использовали очень ограниченное число действительно качественных материалов для строительства. Но в последние годы ситуация изменилась – появились десятки новых вариантов для возведения различных конструкций, в том числе газобетон. Те, кто выбрал именно этот материал для строительства гаража своими руками, наверняка интересуются особенностями закладки фундамента.
Какой фундамент лучше выбрать
Газобетон – достаточно лёгкий материал, который не будет слишком сильно давить на фундамент своим весом. Поэтому нет смысла делать громоздкий и дорогой монолитный фундамент, так как большая часть его прочности не будет использоваться.
С другой стороны – нужно обратить внимание на почву под гаражом. Если грунт пучинистый, то лучше заливать монолитный фундамент. Дело в том, что газобетон очень легко трескается. Поэтому, если грунт начнёт двигаться, стены гаража неизбежно получат ущерб.
Во всех остальных случаях для гаража из газобетона как нельзя лучше подходит обычный ленточный фундамент. Далее мы рассмотрим процесс возведения именно такого фундамента.
Подготовительные работы
Строительство гаража и монтаж фундамента под него – не самое простое дело, поэтому лучше придерживаться строгой последовательности действий для достижения лучшего результата.
Шаг 1 — создание чертежа гаража
Первое и основополагающее действие. Для строительства крепкого фундамента очень важно создать качественный чертёж. От размеров гаража напрямую будет зависеть фундамент и процесс его монтажа: чем больше и, соответственно, тяжелее гараж – тем прочнее должен получиться фундамент.
Чертёж также поможет определиться с точным количеством материала, который понадобится для заливки фундамента, а также позволит рассчитать примерную стоимость работ.
Если самостоятельно составить чертёж не представляется возможным, то лучше обратиться к профессионалам, чем пропускать этот шаг.
Шаг 2 — выбор место под постройку
Место под гараж нужно выбирать исходя из множества норм и правил, а также расположить помещение так, чтобы им было максимально удобно пользоваться. Нужно отступить хотя бы один метр от забора, а также не менее двух от жилых строений. Кроме того, будущий гараж можно установить так, чтобы выезд из него выводил прямо на дорогу.
При строительстве фундамента для гаража из газобетона куда больше внимания нужно уделить почве под гаражом. Именно от неё будет зависеть тип фундамента, глубина котлована и некоторые другие особенности. В идеале – провести анализ грунта. Если делать этого не хочется, то хорошим решением будет использовать стандартные значения глубины – от 70 до 100 см.
Шаг 3 — разметка
Для начала участок будущего гаража и место перед ним нужно полностью очистить от мусора и веток. В выбранном месте нужно сделать разметку. Процесс достаточно простой — надо только вооружиться колышками и верёвкой или леской.
Шаг 4 — поиск самой низкой точки
Глубину фундамента очень важно отмерять от самой низкой точки на территории будущего гаража, ведь перепад высот может быть довольно существенным и в итоге изменит высоту фундамента.
Далее можно переходить к самому процессу укладки фундаментами со всеми особенностями и тонкостями.
Необходимые материалы и инструменты
Давайте определим, что точно понадобится для заливки фундамента:
- Лопата;
- Водяной уровень;
- Гидроизоляционная плёнка;
- Ёмкость для воды;
- Опалубка;
- Арматура и проволока для связки;
- Трубы (если к гаражу будут подводиться коммуникации).
Также потребуются следующие материалы:
Мы указали лишь основные инструменты и материалы. В процессе строительства этот список может расширяться.
Пошаговая инструкция по укладке фундамента под гараж из газобетона
После разметки первым делом нужно вырыть котлован. Для этого желательно воспользоваться услугами экскаватора. Особенно это удобно, когда гараж планируется очень большим, а котлован — глубоким. Специальная техника сделает всё быстро и качественно, но за работу профессионала придётся заплатить. Также обратите внимание на то, что для выравнивания котлована, скорее всего, всё равно придется поработать лопатой.
Если же бюджет ограничен, то копать котлован можно и самому. Для этого нужно вооружиться лопатой и физической силой. Чтобы ускорить процесс, позовите на помощь друга.
Песчаная подушка
Далее необходимо уложить специальный слой из гравия и песка. Подушка будет состоять из нескольких слоёв, высота которых приблизительно должна ровняться 15 см. Каждый слой должен поливаться водой и трамбоваться для лучшей плотности. После этого процесса на утрамбованный слой вновь высыпается смесь песка камня.
В итоге получится плотная подушка, которая нужна для полного исключения контакта влаги из почвы с нижним слоем фундамента. Таким образом, фундамент будет гораздо прочнее и прослужит дольше.
Другой вариант необходимости установки такой подушки – проблемная почва, которая своим движением может разрушить фундамент.
На утрамбованную подушку нужно расстелить гидроизоляционный материал или особый геотекстиль, который дополнительно укрепит фундамент. Прокладка этих материалов дополнительно не позволит влаге портить низ будущего фундамента.
Опалубка используется и устанавливается, для того чтобы придать цементу нужную форму при застывании. Она обязательно должна использоваться при возведении ленточного фундамента.
Сделать опалубку можно своими руками, а можно купить. Кроме того, есть съёмные опалубки, которые можно использовать повторно или для других целей, а есть – несъёмные. Самый предпочтительный материал для опалубки – дерево, так как его прочности более чем достаточно. Кроме того, дерево – достаточно дешёвый материал, который легко обрабатывать и собирать.
Устанавливается опалубка по всему периметру будущего фундамента, её высота должна быть около 30 см. С внутренней стороны опалубки нужно проложить плёнку или другой изоляционный материал, чтобы после снятия её можно было использовать повторно.
Снимают опалубку приблизительно через 5 дней после заливки.
Для дополнительной прочности, а также для более рационального использования цементной смеси, укладывается арматура.
Для этого берутся стержни диаметром около сантиметра и связываются между собой с помощью специальной проволоки. Для соединения кусков арматуры нельзя использовать сварку — швы от неё со временем начнут разрушать, в результате чего сильно пострадает прочность фундамента.
Не стоит забывать, что вместо арматуры можно использовать более современный и технологичный стеклопластик.
При вязке из арматуры должны получаться квадраты или прямоугольники со сторонами около 40 см.
Отступ от краёв опалубки должен быть не менее 5 см. Именно при таком отступе каркас возьмёт на себя максимально возможную нагрузку.
Трубы и коммуникации
Как правило, в гаражи не проводятся коммуникации — за ненадобностью. Но если вы решили провести в гараж, например, воду, то нужно позаботиться об этом ещё на стадии постройки фундамента.
Для коммуникаций придётся проложить трубы из пластика, через которые позже и будет осуществляться снабжение гаража водой и её слив. Труба привязывается к арматуре, чтобы она не съехала при заливке. Во избежание попадания раствора в трубу, её нужно заполнить песком. После застывания фундамента песок будет легко извлечь и получить готовую чистую трубу.
Самый ответственный и важный этап при возведении фундамента. Все прошлые действия лишь облегчали процесс заливки.
Для начала нужно выбрать сам состав. На нём ни в коем случае нельзя экономить, ведь от качества цемента напрямую будут зависеть эксплуатационные характеристики всего помещения. Цемент лучше покупать от проверенных и рекомендованных производителей. Смесь можно заказать уже в готовом варианте, а можно приготовить самому с помощью специального оборудования.
Заливать цемент в опалубку нужно не спеша, равномерным слоев, высота должна быть около 20 см. После заливки первого слоя необходимо утрамбовать его с помощью специального инструмента. Затем можно продолжать заливать фундамент.
Получившийся фундамент нужно накрыть плёнкой и оставить в покое минимум на две недели. Всего для набора полной прочности бетону понадобится месяц.
Если на улице слишком жарко, то раствор нужно периодически поливать водой. Если за окном, наоборот, слишком холодно, то следует использовать специальные морозостойкие добавки для цемента.
После полного застывания фундамент можно считать готовым, самое время переходить к следующим этапам строительства.
Самостоятельно залить фундамент довольно трудно, но вполне возможно. Главное – следовать чёткому плану действий и не нарушать его.
Армирование ленточного фундамента
Вот мы и подошли к тонкому моменту – армированию ленточного фундамента. В интернете пишут много бреда на эту тему, да и «знатоки» тоже говорят много неправильного.
С одной стороны, бетон прекрасно работает на сжатие, а фундамент принимает нагрузку и передает её на грунт – то есть работает на сжатие. Однако это не совсем так! Грунт не однороден и в нем происходит разные процессы, а значит где-то он ослабляется, где-то усиливается или остается на том же уровне. Морозное пучение как раз из этой оперы. Именно поэтому фундамент нужно армировать!
Так армировать фундамента нельзя!
Обычно советуют армировать верхнюю часть фундамента – армопояс в цоколе под стены. Часто именно такое советуют «шабашники» и строители практики. Это еще одно заблуждение! Армировать нужно не только верх фундамента, но и низ фундамента.
А нужно ли армировать стенки фундамента? Обязательно, и не только вдоль всей ленты, но и вверх, особенно если есть подвал. Вертикальные прутья арматуры будут принимать на себя изгибающие нагрузки от грунта и помогать работать бетону.
Практическое армирование ленточного фундамента
Приведу рабочий вариант такого армирования для фундамента 1,3-1,6 м высотой. Учтите, что без расчета это может быть слишком пере армирован бетон и вы потратите лишние деньги!
Расстояния между прутами продольного армирования и шаг поперечного армирования ленточного фундамента определяется СНиП 52-01-2003:
7.3.4 Минимальное расстояние между стержнями арматуры в свету следует принимать в зависимости от диаметра арматуры, размера крупного заполнителя бетона, расположения арматуры в элементе по отношению к направлению бетонирования, способа укладки и уплотнения бетона.
Расстояние между стержнями арматуры следует принимать не менее диаметра арматуры и не менее25 мм.
7.3.6 Расстояние между стержнями продольной рабочей арматуры следует принимать с учетом типа железобетонного элемента (колонны, балки, плиты, стены), ширины и высоты сечения элемента и не более величины, обеспечивающей эффективное вовлечение в работу бетона, равномерное распределение напряжений и деформаций по ширине сечения элемента, а также ограничение ширины раскрытия трещин между стержнями арматуры. При этом расстояние между стержнями продольной рабочей арматуры следует принимать не более двукратной высоты сечения элемента и не более400 мм, а в линейных внецентренно сжатых элементах в направлении плоскости изгиба — не более500 мм.
7.3.7 В железобетонных элементах, в которых поперечная сила по расчету не может быть воспринята только бетоном, следует устанавливать поперечную арматуру с шагом не более величины, обеспечивающей включение в работу поперечной арматуры при образовании и развитии наклонных трещин. При этом шаг поперечной арматуры следует принимать не более половины рабочей высоты сечения элемента и не более300 мм.
Итак, нижнее сечение ленты будет такое: арматура А500С или по старому A-III толщиной 10-12 мм, ячейка 200х200 мм будет оптимально.
Учтите, что стыки арматуры при вязке сетки делаются либо с нахлестом 10 диаметров арматуры при сварном соединении, либо 30 диаметров при соединении «внахлест». Для толщины 10 мм это 10 см м 30 см соответственно. В шахматном порядке провязывается все стыки пересекающихся арматуры если вы вяжете вязальной проволокой или пластиковыми хомутами, либо свариваете. Но сваривать можно только арматуру, которая имеет в своем индексе букву «С» А500С.
В самой стене фундамента делается продольное армирование из арматура А500С или по старому A-III толщиной 10-12 мм по высоте через 300-350 мм по одному пруту с каждой стороны стены.
В верхнем сечении повторяем нижнее сечение: сетку с ячейкой 200х200 мм из арматуры А500С.
Схема армирования фундамента
Теперь разберемся с вертикальным армированием. Если выпуски арматуры не нужны (а они нужны в гараже или доме обычно только в углах и под столбы, ограждающие ворота), то там применяются стержни из арматуры AI (гладкой) толщиной 6-8 мм, которые гнутся в хомуты – замкнутые прямоугольники, которые соединяются на одном из углов, а хвосты арматуры загибаются внутрь хомута на 5-8 см. В углах устанавливаются выпуски из арматуры А500С 12-16 мм с выпусками под колонны , которые должны торчать на 30 диаметров из бетона фундамента, чтобы к ним можно было привязать в дальнейшем каркасы колонн. Такие каркасы делают с хомутами из арматуры AI (гладкой) толщиной 6-8 мм с шагом 200 мм и устанавливают при вязке каркасов.
Углы и соединения в арматурном каркасе
Во всех углах применяется для связи стен либо Г-образный элемент, длинной в каждую сторону не менее 50 диаметров арматуры, либо загибается арматурный стержень и устанавливается в каркас, а к нему уже стыкуется дальше арматурные стержень с нахлестом.
Узел стыковки арматуры в углу фундамнта
В Т-образных пересечениях Г-образный элемент устанавливается навстречу друг другу.
Узел стыковки арматуры в T-образном пересечении стен фундамента
Вот такое армирование будет жестко связывать фундамент и предохранять его от трещин при неравномерной осадке.
Сколько нужно арматуры для фундамента
Давайте теперь подсчитаем, сколько нужно арматуры для фундамента гараж 6 на 8 метров, толщиной 40 см и высотой 1,3 метра.
- Низ фундамента: (6+8)*2 *4 + (6+8)*2*0,4/0,2 = 112 + 56 = 168 м.п. арматуры А500 12 мм
- Верх фундамента: 168 м.п. арматуры А500 12 мм
- Стены: 28*2*3 + 1,7*4*6 = 168 + 41 = 209 м.п арматуры А500 12 мм, 28/0,35*3,6 + 72 м.п.= 344 м.п. арматуры А100 (АI) 6 мм
Итого: 545*1,05=572 м.п. арматуры А500 12 мм и 344 м.п. арматуры А100 (АI) 6 мм
5% я заложил на отходы при вязке арматурного каркаса на стыки и на остатки. Еще уйдет около 5-10 вязальной проволоки.
Стоимость такого армирования будет около 572*13=13 155 рублей, 344*9,8=3 371 рублей, проволока 10*50=500 рублей. Итого: 17 тысяч рублей плюс доставка.
Дорого? Тогда нужно заказывать расчет и делать более точный анализ грунта, расчет нагрузок фундамента и экономить. Если желать экономию на фундаменте без расчета, то очень хорошо можно пролететь! И вы через 5-10 лет замучаетесь латать трещины в стенах, ставить обоймы из швеллера и тому подобные усиления.
Так что я дал вам ориентир, а уж вы сами прошерстите интернет о том, какое армирование должно быть, где ставить и как правильно связать. Учтите только, что обращать нужно внимание на практические темы на форумах, где приводятся фотографии и расчеты, обсуждаются не теория, а практика. Либо на статьи, где в статье не просто фотография фундамента, а приводятся конкретные цифры, схемы и есть ссылки на СНиП. А то много «теоретиков», которые не могу, а учат.
Фундамент под гараж – самая эффективная технология строительства
Неправильно заложенный фундамент может пустить насмарку все строительство гаража, которое требует больших затрат финансов, времени и сил. Чтобы избежать такой неприятности, предлагаем ознакомиться с этой статьей, в которой описан процесс строительства самых распространенных типов фундаментов.
Прежде чем приступить к строительству основания, необходимо определиться с его конструкцией. Фундамент под гараж может быть следующих типов:
- Ленточный заглубленный – по сути, представляет собой монолитные стены по периметру строения, расположенные под землей. Глубина такого фундамента превышает глубину промерзания грунта.
- Ленточный мелкозаглубленный – от предыдущего отличается тем, что его глубина обычно не превышает 50 см.
- Плитный – представляет собой бетонную плиту, которая служит одновременно основанием для стен и полом гаража.
Выбор зависит от грунта и конструкции самого гаража. Если грунт глинистый, т.е. пучинистый, фундамент должен быть плитным или ленточным заглубленным. Если же грунт песчаный или суглинистый, можно возводить ленточный мелкозаглубленный фундамент, но только если гараж будет стандартный одноэтажный. Если же здание будет иметь дополнительные помещения на втором этаже, лучше залить заглубленный фундамент.
Начинать работу желательно с подготовки проекта. Составьте хотя бы простенькую схему с указанием размеров конструкции. Затем посчитайте необходимое количество строительных материалов. При расчете ленточного основания учитывайте следующие моменты:
- ширина основания должна быть сантиметров на 10–20 больше ширины стен;
- фундамент должен возвышаться хотя бы сантиметров на 20 над уровнем грунта.
Чтобы посчитать объем раствора для ленточного фундамента, сложите общую длину стен, затем умножьте полученное значение на ширину ленты и глубину фундамента. К полученному значению прибавьте несколько процентов запаса. Чтобы рассчитать объем бетона для плитного фундамента, умножьте площадь будущего гаража на высоту фундамента (25–30 см).
Имейте в виду, что помимо бетона вам понадобятся и другие материалы:
- Песок и щебень – около 15–20% от объема бетона для создания подушки.
- Арматура или арматурная сетка – длина продольной арматуры должна примерно в 5 раз превышать общую длину стен. Кроме того, понадобится поперечная арматура, которая устанавливается с шагом около 40 мм. Если фундамент плитный, площадь сетки должна соответствовать двум площадям строения, так как укладывается она в два слоя.
- Рубероид или другой гидроизоляционный рулонный материал, а также битумная мастика.
Определившись с нюансами основания и количеством материалов, можно делать закупку и переходить к практической части.
Ленточный фундамент пользуется наибольшей популярностью, поэтому начнем с него. Итак, в первую очередь нужно подготовить площадку. Эта процедура заключается в нанесении разметки согласно проекту и снятии верхнего растительного слоя грунта. При выполнении разметки обязательно убедитесь, что диагонали площадки имеют одинаковую длину, т.е. углы равны 90 градусам – это очень важно, иначе строение получится перекошенным.
Затем по периметру площадки нужно выкопать траншеи. Если фундамент будет мелкозаглубленным, то, как мы уже говорили, его глубина должна составлять около 50 см. Если основание будет заглубленным, то глубина зависит от региона, в котором вы проживаете. В средней полосе России этот показатель составляет около полутора метров.
Теперь нужно сделать подушку. Первым делом засыпьте слой песка толщиной около 200 мм и тщательно утрамбуйте. Чтобы сделать это лучше, можно пролить водой. Поверхность обязательно надо выровнять. Затем следует засыпать слой щебня толщиной 100 мм и тоже тщательно утрамбовать.
При высоком уровне грунтовых вод, т.е. если они расположены близко к поверхности почвы, желательно по периметру фундамента сделать дренаж. Для этого надо выкопать траншею вокруг площадки сантиметров на 20 глубже фундамента. На дно траншеи следует уложить геотекстиль и затем насыпать слой щебня толщиной сантиметров 10. Прямо на щебень укладываются специальные перфорированные трубы. Имейте в виду, что уклон труб должен составлять около сантиметра на метр. Сверху трубы засыпаются щебнем и укрываются краями геотекстиля. Дренажный трубопровод следует отвести в дренажный колодец.
Следующим шагом является строительство опалубки. Для ее изготовления вы можете использовать плиты OSB, влагостойкую фанеру или доски. Опалубка должна возвышаться не менее чем на 20–30 см над уровнем почвы. Чтобы укрепить опалубку, используйте распорки и подпорки. Затем внутри опалубки надо сделать армирующий каркас. Он состоит из двух горизонтальных поясов арматуры толщиной 10 мм. Причем каждый пояс включает в себя две или даже три параллельные полосы арматуры.
Верхний и нижний пояса соедините между собой вертикальной арматурой диаметром 6 мм. Учтите, что арматура должна быть связана в горизонтальной плоскости, как показано на фото выше. Если у вас имеется сварочный аппарат, каркас можно сварить. Если же аппарата нет, арматуру надо связать специальной вязальной проволокой.
Теперь у нас все готово к заливке бетона. Если гараж будет обычным одноэтажным, можно использовать бетон марки М200 (B15). Если строение будет массивным двухэтажным, следует использовать бетон М250 (B20). Для приготовления одного кубического метра бетона марки М200 надо использовать ингредиенты в следующих пропорциях:
- портландцемент М400 – 303 кг;
- чистый песок средней фракции – 584 кг;
- щебень – 1210 кг;
- вода – 215 л.
Напомним, что вначале в бетономешалку засыпается песок и цемент, затем добавляется вода и щебень. На этапе заливки воды можно добавить пластификатор, улучшающий свойства бетона. Пропорции пластификатора производители указывают на упаковке.
Если бетонные работы производятся в зимнее время, не добавляйте в раствор соль и другие «народные» присадки. Все они негативно скажутся на прочности бетона. Поэтому лучше не поскупитесь и приобретите специальное противоморозное средство в строительном магазине. А еще лучше – дождитесь весны и залейте фундамент в нормальных условиях. Тогда он гарантированно будет соответствовать своей марке.
Сам по себе процесс заливки предельно простой, однако эта процедура требует соблюдения некоторых правил:
- перерыв между заливкой бетона не должен превышать двух часов, в таком случае прочность конструкции не пострадает;
- если нужно сделать более длительный перерыв, он должен составлять не менее трех суток, чтобы бетон успел схватиться;
В процессе заливки бетон обязательно нужно трамбовать, чтобы не допустить наличие воздушных раковин, снижающих прочность конструкции. Поверхность фундамента нужно выровнять в горизонтальной плоскости. Для этого предварительно можно натянуть маяки в виде шнуров. Для выравнивания поверхности используйте обычную малку. После заливки бетона все работы необходимо прекратить на 28 суток (в нормальных условиях), пока бетон не наберет марочную прочность. Единственное, первые несколько дней поверхность фундамента следует увлажнять, чтобы избежать растрескивания бетона. Спустя несколько дней опалубку можно разобрать.
Если у вас нет специального оборудования, трамбовать бетон можно даже своими руками, к примеру, при помощи державки от лопаты или прута арматуры. Только старайтесь не зацепить каркас.
После набора фундаментом марочной прочности необходимо обработать его поверхность битумной мастикой и уложить на нее рубероид. Эта мера позволит предотвратить капиллярный подсос влаги из грунта в стены.
Как мы уже говорили выше, плитный фундамент отлично подходит для пучинистых грунтов. Кроме того, плитное основание является, пожалуй, единственным правильным решением в случае строительства гаража на неустойчивом грунте, к примеру, на болотистой местности. Процесс его строительства во многом напоминает обустройство ленточного фундамента, однако имеются некоторые свои нюансы. Работа, как обычно, начинается с разметки площадки. Затем всю площадку нужно углубить сантиметров на 30–40 под подушку.
Далее надо выполнить саму подушку. Для этого вначале необходимо засыпать песок слоем толщиной 20–30 см. Как и в предыдущем случае, слой песка следует тщательно утрамбовать. Затем засыпаем слой щебня толщиной 5–10 см. Далее по периметру площадки необходимо установить опалубку высотой 300 мм. Для армирования плиты используйте специальную сетку, выполненную из арматуры диаметром 8 мм и с ячейкой 200х200 мм.
Имейте в виду, что первый слой сетки должен укладываться не на грунт, а специальные подставки-стойки. Если таковых у вас нет, можно подложить камни диаметром в несколько сантиметров. Второй слой сетки должен располагаться на расстоянии около 150 мм от первого. Чтобы зафиксировать сетку в таком положении, следует установить стойки из арматуры, к которым сетку можно приварить или привязать.
По завершении армирования можно приступать к заливке опалубки бетоном. Для этого следует использовать такой же бетон, как и для ленточного фундамента. Процедура выполняется по описанной выше схеме. Для выравнивания поверхности желательно использовать виброрейку, которая одновременно и утрамбовывает бетон. Можно взять ее в аренду или даже пригласить специалистов, которые сами займутся трамбовкой и выравниванием.
Если воспользоваться виброрейкой нет возможности, разровнять поверхность можно длинным правилом, доской или приспособлением в виде швабры, которое можно сделать самостоятельно. По окончании заливки работу необходимо прекратить. Как и в предыдущем случае, первые дни необходимо за фундаментом ухаживать, т.е. смачивать его водой. Если плита расположена под палящим солнцем, ее обязательно надо укрыть. Можно использовать для этих целей влажную мешковину.
Спустя 28 суток поверхность бетонной плиты необходимо по периметру гидроизолировать битумной мастикой и рубероидом. Конечно, можно выполнить гидроизоляцию и всей поверхности плиты, к примеру, если сверху будет заливаться стяжка. Вот, собственно, и все основные моменты, которые необходимо знать, чтобы самостоятельно сделать надежное основание для гаража.
Источник