Общество с ограниченной ответственностью «ТЕХНОКОМ-СЕРВИС» специализируется в области технического сервиса стационарных поршневых компрессорных установок, производства Московского завода «Борец», Краснодарского компрессорного завода, Полтавского турбомеханического завода, Бежецкого завода «Автоспецоборудование», Мелитопольского компрессорного завода и других отечественных предприятий.
Предлагаем Вам следующие виды работ и услуг:
— поставка запасных частей к компрессорам;
— поставка компрессорных установок и вспомогательного оборудования компрессорных станций;
— ремонт и техническое обслуживание компрессорных установок и другого оборудования компрессорных станций, включая электрооборудование, систему автоматики, холодильники воздуха, теплообменники, блоки осушки воздуха и др.;
— монтаж и пуско-наладка компрессорных установок;
— приобретаем неиспользованное оборудование.
Цены на наши изделия и услуги выгодно отличаются от аналогичных предложений. Наличие собственной производственной базы и широкой сети кооперации позволяют решать проблемы заказчиков качественно и в срок.
За семнадцать лет работы на рынке нашими покупателями и заказчиками стали сотни предприятий, среди которых — лидеры различных отраслей народного хозяйства.
Неизменное качество, высокий инженерный уровень, оперативность и индивидуальный подход к каждому Заказчику – таковы принципы нашей работы.
Будем рады взаимовыгодному сотрудничеству с Вами.
Наши телефоны: (495) 740-54-95, (925) 740-54-95, (917) 590-27-29
E-mail: tehnokom@mail.ru
C уважением, зам. директора ООО «Техноком-сервис»
Муртазин Рустам Ибрагимович
Фундаменты машин с динамическими нагрузками
Главная страница » Фундаменты машин с динамическими нагрузками
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ФУНДАМЕНТЫ МАШИН С ДИНАМИЧЕСКИМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
РАЗРАБОТАНЫ ВНИИОСП им. Герсеванова Госстроя СССР (д-р техн. наук, проф. В.А. Ильичев — руководитель темы, д-р техн. наук, проф. Д.Д. Баркан, кандидаты техн. наук О.Я. Шахтер, М.Н. Голубцова), Ленинградским Промстройпроектом Госстроя СССР (кандидаты техн. наук В.М. Пятецкий, Б.К. Александров, С.К.Лапин; И.И. Файнберг), Фундаментпроектом Минмонтажспецстроя СССР (канд. техн. наук В.М. Шаевич), ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева Минэнерго СССР (доктора техн. наук, профессора О.А. Савинов, И.С. Шейнин, канд. техн. наук Г.Г. Аграновский), Ленинградским отделением Атомэнергопроекта Минатомэнерго СССР (Е.Г. Бабский), Днепропетровским инженерно-строительным институтом Минвуза УССР (кандидаты техн. наук Н.С. Шварц, В.Л. Седин), Харьковским Промстройниипроектом Госстроя СССР (канд. техн. наук И.М. Балкарей) с участием Донецкого Промстройпроекта, НИИЖБ, ЦНИИСК им. Кучеренко и ЦНИИпромзданий Госстроя СССР, ЭНИМС Минстанкопрома СССР, Гипромеза Минчермета СССР.
ВНЕСЕНЫ ВНИИОПС им. Герсеванова Госстроя СССР.
ПОДГОТОВЛЕННЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением стандартизации и технических норм в строительстве Госстроя СССР (О.Н. Сильницкая).
С введением в действие СНиП 2.02.05-87 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками» с 1 июля 1988 г. утрачивает силу глава СНиП II-19-79 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками».
При использовании нормативным документом следует учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов, публикуемые в журнале «бюллетень строительной техники», «Сборнике изменений к строительным нормам и правилам» Госстроя СССР и информационном указателе «Государственные стандарты СССР» Госстандарта СССР.
строительный комитет СССР
Строительные нормы и правила
Фундаменты машин с динамическими нагрузками
Настоящие нормы распространяются на проектирование фундаментов машин с динамическими нагрузками, в том числе фундаментов: машин с вращающимися частями, машин с кривошипно-шатунными механизмами, кузнечных молотов, формовочных машин для литейного производства, формовочных машин для производства сборного железобетона, копрового оборудования бойных площадок, дробильного, прокатного, прессового оборудования, мельничных установок, металлорежущих станков и вращающих печей.
Фундаментов машин с динамическими нагрузками, предназначены для строительства в районах со сложными инженерно-геологическими условиями, в сейсмических районах, на подрабатываемых территориях, на предприятиях с систематическим воздействием повышенных (более 50 0 С) технологических температур, агрессивных сред и в других особых условиях, следует проектировать с учетом требований соответствующих нормативных документов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТОВ
1.1. В состав исходных данных для проектирования фундаментов машин с динамическими нагрузками должны входить:
техническая характеристика машины (наименование, тип, число оборотов в минуту, мощность, общая масса и масса движущихся частей, кинематическая схема оборудования с привязкой движущихся масс, скорость ударяющих частей и т.п.);
данные о значениях, местах приложения и направлениях действия статических нагрузок, а также об амплитудах, частотах, фазах, законе изменения во времени, местах приложения и направлениях действия динамических нагрузок в режиме нормальной эксплуатации, а также в аварийных режимах, в том числе нагрузок, действующих на фундаментные болты: размеры площадок передачи нагрузок; сведения о наличии заводской виброизоляции у машин с указанием динамических нагрузок, передаваемых на фундаменты с учетом этой виброизоляции;
данные о предельных значениях деформаций фундаментов и их оснований (осадка, крен, прогиб фундамента и его элементов, амплитуда колебаний и др.), если такие ограничения вызываются условиями технологии производства, работы машины или рядом расположенного высокоточного и чувствительного к вибрациям оборудования; требования по ограничению взаимных деформаций отдельных частей машины;
данные об условиях размещения машины (оборудования) на фундаментах: отдельные фундаменты под каждую машину (агрегат) или групповая их установка на общем фундаменте; данные о характеристиках опорных плит (рам) агрегированного оборудования, данные о типе их соединения с фундаментом;
чертежи габаритов фундамента в пределах расположения машины, элементов ее крепления, а также вспомогательного оборудования и коммуникаций с указанием расположения и размеров выемок, каналов и отверстий, размеров подливки и пр., чертежи расположения фундаментных болтов с указанием их типа и диаметра, закладных деталей, обортовок и т.п.;
Данные о привязке проектируемого фундамента к конструкциям здания (сооружения), в частности, к его фундаментам, данные об особенностях здания (сооружения), в том числе о виде и расположении имеющегося в нем оборудования и коммуникаций;
данные об инженерно-геологических условиях участка строительства и физико-механических свойствах грунтов основания на глубину сжимаемой толщи, определяемой в соответствии с требованиями СНиП 2.02.01-83; данные о характеристиках виброползучести грунтов в случаях ограничения деформаций фундамента; данные о коэффициентах жесткости грунтов оснований и несущей способности свай при статических и динамических нагрузках;
специальные требования к защите фундамента и его приямков от подземных вод, воздействия агрессивных сред и промышленных стоков, температурных воздействий;
данные об использовании машин во времени для фундаментов, строящихся на вечномерзлых грунтах.
Кроме перечисленных выше данных, в соответствующих разделах приведены дополнительные исходные данные для проектирования, вытекающие из специфики каждого вида машин.
ВНИИОСП им. Герсеванова
Утверждены постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 октября 1987 г.
Срок введения в действие 1 июля 1988г.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ФУНДАМЕНТОВ
1.2. Фундаменты машин с динамическими нагрузками должны удовлетворять требованиям расчета по прочности и по пригодности к нормальной эксплуатации, а для фундаментов с расположенными на них рабочими местами — также требованиям стандартов безопасности труда в части допустимых уровней вибраций.
Колебания фундаментов не должны указывать вредного влияния на технологические процессы, оборудование и приборы, расположенные на фундаменте или вне его, а также на находящиеся вблизи конструкции зданий и сооружений.
При проектировании фундаментов машин с динамическими нагрузками следует учитывать требования СНиП 2.02.01-83, СНиП 2.02.03-85, СНиП 2.03.01-84, СНиП II-23-81 и пр.
1.3. Фундаменты машин с динамическими нагрузками могут быть бетонными или железобетонными монолитными, сборно-монолитными и сборными, а при соответствующем обосновании — металлическими.
Монолитные фундаменты следует проектировать под все виды машин с динамическими нагрузками, а сборно-монолитные и сборные, как правило, — под машины периодического действия (с вращающимися частями, с кривошипно-шатунными механизмами и др.).
1.4. Класс бетона по прочности на сжатие для монолитных и сборно-монолитных фундаментов должен быть не ниже В12,5, а для сборных — не ниже В15. Для неармированных фундаментов станков допускается применять бетон класса В7,5. В случае одновременного воздействия на фундамент динамической нагрузки и повышенных технологических температур класс бетона должен быть не ниже В15.
1.5. Фундаменты машин допускается проектировать отдельными под каждую машину (агрегат) или общими под несколько машин (агрегатов).
Фундаменты машин, как правило, должны быть отделены сквозным швом от смежных фундаментов здания, сооружения и оборудования, а также от пола.
Примечание. Соединение фундаментов машин с фундаментами здания или опирание на них конструкций здания допускается в отдельных случаях, указанных в отдельных соответствующих разделах.
1.6. С целью уменьшения вибраций фундаментов машин с динамическими нагрузками при соответствующем обосновании рекомендуется предусматривать их виброизоляцию.
1.7. Устройство фундаментов машин с динамическими нагрузками, за исключением фундаментов турбоагрегатов мощностью 25 тыс. кВт и более, допускается на насыпных грунтах, если такие грунты не содержат органических примесей, вызывающих неравномерные осадки грунта при сжатии. При этом основание из насыпных грунтов должно быть уплотнено (тяжелыми трамбовками, вибрированием или другими способами) в соответствии с требованиями СНиП 2.02.01-83.
Примечание. Фундаменты машин неимпульсного (неударного) действия с двигателями мощностью менее 500 кВт со средним давлением под подошвой фундамента от расчетных статических нагрузок 1 менее 70 кПа (0,7 кгс/см 2 ) допускается возводить на насыпных грунтах без искусственного уплотнения, если возраст насыпи из песчаных грунтов не менее двух лет и из пылевато-глинистых грунтов не менее пяти лет.
1.8. При проектировании фундаментов машин на естественном основании следует стремиться к совмещению на одной вертикали центра тяжести площади подошвы фундамента и линий действия равнодействующей статических нагрузок от веса машины, фундамента и грунта на обрезах и выступах фундамента, а для свайных фундаментов — центра тяжести плана свай и линий действия равнодействующей статических нагрузок от веса машины и ростверка. При этом эксцентриситет, как правило, не должен превышать (за исключением случаев, оговоренных в отдаленных разделах) для грунтов с расчетным сопротивлением R0 150 кПа (1,5 кгс/см 2 ) 3%, а для грунтов с расчетным сопротивлением R0(150 кПа (1,5 кгс/см 2 ), а также свайных фундаментов из висячих свай — 5% размера стороны подошвы фундамента, в направлении которой смещен центр тяжести. Значение R0 следует определять по табличным данным СНиП 2.02.01-83; для фундаментов турбоагрегатов эксцентриситет не должен превышать 3% указанного размера независимо от значения R0. Для оснований, сложенных скальными грунтами, а также свайных фундаментов из свай-стоек, значение эксцентриситета не нормируется.
1.9. Фундаменты машин с динамическими нагрузками следует проектировать:
массивными в виде блока или плиты с необходимыми приямками, колодцами и отверстиями для размещения частей машины, вспомогательного оборудования, коммуникаций и т.д.;
стенчатыми, состоящими из нижней фундаментной плиты (или ростверка), системы стен и верхней плиты (или рамы), на которой располагается оборудование;
рамными, представляющими собой пространственную конструкцию, состоящую, как правило, из верхней плиты или системы балок, опирающихся через ряд стоек на нижнюю фундаментную плиту;
облегченными различных конструктивных типов, в том числе безростверковыми свайными.
1.10. Оборудование с вращающимися частями, кривошипно-шатунными механизмами и станочное оборудование, агрегируемое на железобетонных опорных плитах, допускается устанавливать без фундаментов на подстилающий слой полов промышленных зданий при обосновании расчетом, а также в случаях, указанных в соответствующих разделах.
1.11. Подошву фундаментов машин, как правило, следует предусматривать прямоугольной формы в плане и располагать на одной отметке.
Высоту фундаментов машин следует назначать минимальной из условий размещения технологического оборудования, выемок и шахт, а также глубины заделки фундаментных болтов.
1 Далее вместо термина «среднее давление под подошвой фундамента от расчетных статических нагрузок» используется термин «среднее статическое давление под подошвой фундамента».
1.12. При проектировании рамных фундаментов рекомендуется:
соблюдать симметрию фундамента как по общей геометрической схеме, так и по форме элементов;
располагать ригели поперечных рам симметрично по отношению к осям стоек;
избегать передачи нагрузок на ригели и балки с эксцентриситетом;
проектировать верх фундаментов без уступов по высоте;
назначать вылеты всех консолей минимально возможных размеров, причем высоту опорного сечения консоли при отсутствии соответствующих расчетов принимать не менее 0,75 ее вылета.
1.13. Высоту нижней фундаментной плиты в стенчатых и рамных фундаментах следует принимать по расчету, но не менее 0,4 м и не менее толщины стены или большего размера стоек.
Верхняя железобетонная плита (рама) стенчатого фундамента должна быть жестко связана со стенами. Нижнюю поверхность плиты рекомендуется выполнять на одной отметке.
Стены следует располагать, как правило, вдоль действия горизонтальных динамических нагрузок.
1.14. Типы фундаментных болтов, способы их установки, а также материал и установочные параметры следует назначать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.03-85.
При ударной нагрузке, а также при динамических нагрузках, требующих установки болтов диаметром не менее 42 мм, следует применять съемные фундаментные болты.
Расстояние от нижних концов болтов до подошвы фундамента должно быть не менее 100 мм.
1.15. Конструктивное армирование массивных фундаментов предусматривает общее армирование по подошве и местное под станинами машин и в местах резкого изменения размеров сечения фундамента.
При армировании подошвы фундаментов диаметры продольных и поперечных стержней следует принимать не менее 10 мм при стороне подошвы менее 3 м и не менее 12 мм при большем размере с шагом стержней 200 мм.
При местном армировании под станинами машин неударного действия диаметр стержней следует принимать в зависимости от диаметра болтов, крепящих оборудование к фундаментам, согласно табл. 1. При этом размер сеток должен превышать размер станины машины в плане, как правило, на 300 — 600 мм в зависимости от диаметра арматуры, равной 10 — 20 мм соответственно. Рекомендуемый шаг стержней — 200 мм.
Местное армирование под станинами машин с ударными нагрузками следует производить согласно указаниям соответствующих разделов.
Для армирования участков фундаментов, воспринимающих ударные нагрузки, следует, как правило, применять вязанную арматуру. При этом защитный слой бетона следует принимать не менее 30 мм.
Диаметр болтов для крепления оборудования( мм
Диаметр стержней( мм
Примечание. В массивных фундаментах машин неударного действия объемом 20 м 3 и менее общее армирование по подошве допускается не предусматривать.
1.16. Армирование элементов стенчатых и рамных фундаментов осуществляется по расчету в соответствии с требованиями СНиП 2.03.01-84 с учетом следующих дополнительных указаний(
арматура балок( ригелей и стоек должна иметь замкнутые хомуты или стержни( приваренные к продольным стержням по периметру поперечного сечения конструкции(
стойки следуют армировать симметричной продольной арматурой с шагом не более 300 мм(
по боковым граням балок и ригелей не реже чем через 300 мм по высоте сечения следует устанавливать промежуточные стержни диаметром не менее 12 мм(
при конструктивном армировании стен стенчатого фундамента диаметр вертикальных стержней должен быть не менее 12 мм( а горизонтальных — не менее 10 мм. Шаг стержней в обоих направлениях следует принимать равным 200 мм.
1.17. Температурно-усадочные швы в фундаментах следует( как правило( предусматривать на расстояниях(
для монолитных бетонных фундаментов 20 м(
для железобетонных фундаментов монолитных 40 м( сборно-монолитных 50м.
Указанные расстояния могут быть увеличены при соответствующем обосновании. При этом швы следует расположить таким образом( чтобы на отдельных участках фундамента( разделенных швами( разместить оборудование( не связанное жестко между собой.
Для уменьшения температурных деформаций допускается устраивать временные температурно-усадочные швы.
При ограничении прогиба фундамента по технологическим требованиям вместо температурно-усадочных швов следует предусматривать мероприятия по регулированию температурного режима при укладке бетона. В этом случае устройство временных температурно-усадочных швов не допускается.
1.18. Для фундаментов или их отдельных участков( подвергающихся воздействию агрессивных сред( должны быть предусмотрены меры по их защите в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11-85.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ОСНОВАНИЙ
1.19. Расчет фундаментов машин и их оснований включает(
определение амплитуд колебаний ( фундаментов или отдельных их элементов(
проверку среднего статистического давления под подошвой фундамента на естественном основании р или несущей способностью свай(
расчет прочности элементов конструкций фундамента.
При наличии в здании на проектирование технологических требований( ограничивающих перемещения и деформации фундамента( следует выполнить их статический расчет из условия совместной деформации основания и фундамента.
Предельно допустимая амплитуда колебаний аu( мм
С вращающимися частями при частоте вращения( об/мин(